» »

Обнищание человеческой души. Монах Моисей Святогорец. Духовное обнищание

23.06.2020

В каких произведениях русской литературы звучит тема духовного обнищания общества и в чём эти произведения можно сопоставить с предложенным фрагментом?

Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой. Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована, и в зимнее время на ней возвышался сугроб с лопатой, а в летнее время она превращалась в великолепнейшее отделение летнего ресторана под парусиновым тентом.

Дом назывался "домом Грибоедова" на том основании, что будто бы некогда им владела тетка писателя − Александра Сергеевича Грибоедова. Ну владела или не владела − мы того не знаем. Помнится даже, что, кажется, никакой тетки-домовладелицы у Грибоедова не было… Однако дом так называли. Более того, один московский врун рассказывал, что якобы вот во втором этаже, в круглом зале с колоннами, знаменитый писатель читал отрывки из "Горя от ума»

этой самой тетке, раскинувшейся на софе, а впрочем, черт его знает, может быть, и читал, не важно это!

А важно то, что в настоящее время владел этим домом тот самый МАССОЛИТ, во главе которого стоял несчастный Михаил Александрович Берлиоз до своего появления на Патриарших прудах.

С легкой руки членов МАССОЛИТа никто не называл дом "домом Грибоедова", а все говорили просто − "Грибоедов": "Я вчера два часа протолкался у Грибоедова", − "Ну и как?" − "В Ялту на месяц добился". − "Молодец!".

Или: "Пойди к Берлиозу, он сегодня от четырех до пяти принимает в Грибоедове…" И так далее.

МАССОЛИТ разместился в Грибоедове так, что лучше и уютнее не придумать.

Всякий, входящий в Грибоедова, прежде всего знакомился невольно с извещениями разных спортивных кружков и с групповыми, а также индивидуальными фотографиями членов МАССОЛИТа, которыми (фотографиями) были увешаны стены лестницы, ведущей во второй этаж.

На дверях первой же комнаты в этом верхнем этаже виднелась крупная надпись "Рыбно-дачная секция", и тут же был изображен карась, попавшийся на уду.

На дверях комнаты N 2 было написано что-то не совсем понятное:

"Однодневная творческая путевка. Обращаться к М. В. Подложной".

Следующая дверь несла на себе краткую, но уже вовсе непонятную надпись:

"Перелыгино". Потом у случайного посетителя Грибоедова начинали разбегаться глаза от надписей, пестревших на ореховых теткиных дверях: "Запись в очередь на бумагу у Поклевкиной", "Касса", "Личные расчеты скетчистов"…

Прорезав длиннейшую очередь, начинавшуюся уже внизу в швейцарской, можно было видеть надпись на двери, в которую ежесекундно ломился народ:

"Квартирный вопрос".

За квартирным вопросом открывался роскошный плакат, на котором изображена была скала, а по гребню ее ехал всадник в бурке и с винтовкой за плечами. Пониже − пальмы и балкон, на балконе − сидящий молодой человек с хохолком, глядящий куда-то ввысь очень-очень бойкими глазами и держащий в руке самопишущее перо. Подпись: "Полнообъемные творческие отпуска от двух недель (рассказ-новелла) до одного года (роман, трилогия). Ялта, Суук-Су, Боровое, Цихидзири, Махинджаури, Ленинград (Зимний дворец)". У этой двери также была очередь, но не чрезмерная, человек в полтораста.

Далее следовали, повинуясь прихотливым изгибам, подъемам и спускам Грибоедовского дома, − "Правление МАССОЛИТа", "Кассы N 2, 3, 4, 5", "Редакционная коллегия", "Председатель МАССОЛИТа", "Бильярдная", различные подсобные учреждения, наконец, тот самый зал с колоннадой, где тетка наслаждалась комедией гениального племянника.

Всякий посетитель, если он, конечно, был не вовсе тупицей, попав в Грибоедова, сразу же соображал, насколько хорошо живется счастливцам − членам МАССОЛИТа, и черная зависть начинала немедленно терзать его. И немедленно же он обращал к небу горькие укоризны за то, что оно не наградило его при рождении литературным талантом, без чего, естественно, нечего было и мечтать овладеть членским МАССОЛИТским билетом, коричневым, пахнущим дорогой кожей, с золотой широкой каймой, − известным всей Москве билетом.

Кто скажет что-нибудь в защиту зависти? Это чувство дрянной категории, но все же надо войти и в положение посетителя. Ведь то, что он видел в верхнем этаже, было не все и далеко еще не все. Весь нижний этаж теткиного дома был занят рестораном, и каким рестораном! По справедливости он считался самым лучшим в Москве. И не только потому, что размещался он в двух больших залах со сводчатыми потолками, расписанными лиловыми лошадьми с ассирийскими гривами, не только потому, что на каждом столике помещалась лампа, накрытая шалью, не только потому, что туда не мог проникнуть первый попавшийся человек с улицы, а еще и потому, что качеством своей провизии Грибоедов бил любой ресторан в Москве, как хотел, и что эту провизию отпускали по самой сходной, отнюдь не обременительной цене.

Показать текст целиком

Во многих произведениях русской литературы звучит тема духовного обнищания общества. Например, в рассказе А.П. Чехова «Ионыч» и комедии Д. Фонвизина «Недоросль».

В произведении А.П. Чехова «Ионыч» главный герой – Старцев – приезжает в один из губернских городов молодым врачом. Ему интересно искусство, литература, он стремится осмыслить свою жизнь. Но разбогатев, Старцев занимается лишь накоплением денег. Герой становится грубым и жадным. Этот рассказ можно сопоставить с романом «Мастер и Маргарита». В обоих произведениях герои под влиянием денег становятся пошлыми, невежественными и циничными. В рассказе Чехова – это Старцев, а в романе Булгакова – члены МАССОЛИТа, которым не так важна литература, как проведение своего времени в ресторане, стремление извлечь выгоду из организации.

Критерии

Анна Геннадьевна Маслова

Кажется, что наши церковные руководители заботиться о многих других вещах, или борется только о совершении социальной и благотворительной деятельности. Нельзя сказать, что это ненужное дело, особенно в наше нелегкое время, но это не является первостепенным и самым важным делом нашей Церкви. Хлеб могут дать и другие, но могут ли другие дать смысл и цель жизни? Кто может избавить душу, избавить ее от страшного эгоцентризма, который вводит в заблуждение, порабощает, мучает молодых и пожилых людей? Живоносное и заряженное благодатьюцерковное тело может стать компасом надежды, предупреждением аварии, антителом хронической болезни, щитом против меланхолии, опорой в восхождении на гору истины. Только Церковь может уравновесить уставшего и очень разочарованного человека.

Только Церковь может говорить ясно в сердцах людей, чтобы их утешить и успокоить. Перемена в обществе могут совершиться только благодаря священным и проверенным законам. Церковные руководители несут ответственность за свое молчание. Наступило время для слов и дел, для примера и утешения. Кто скажет, что мы не живем только для того, чтобы есть? Что блаженнее давать, нежели брать? Что являетсяболее ценным, чем спокойная совесть? Разве все мы управляющие, а не властвующие? У нас нет постоянного города? Известно, что очень трудно изменить менталитет общества, которое в течение многих лет было подготовлено к обожествлению эвдемонизма, но никогда не поздно, и во всяком случае всегда может что-то произойти. Еще не наступил двенадцатый час.

Отчаяние, которое доминирует, затуманивает, омрачает и убивает. Но, истина заключается в том, что это может стать прекрасной возможностью, которую никто не может тебе дать. Таким образом, мы можем говорить о привилегированном отчаянии. Человек должен видеть в зеркале то, что он не сотворен, чтобы быть ненасытным животным, которое единственное, что можно сделать – всячески грабить, разорять, переедать и толстеть. Необходимо, следить за его взглядом, потому что его глаза плохо видят, зрение ослабло, он далеко не видит, вообще, не радуется хорошему, священному и красивому. Кто будет, говорит обо всех этих вещах? Только взаимосвязь между любовью, миром и единогласия церковных общин. Радость их членов, их чистота, добро, братство и взаимные уважение. Смысл жизни дается в традиционном богослужении и особенно в превосходной Литургии.

Если эгоизм, стресс, спешка, поверхностность и духовное мелководье перейдут к нашим рясоносцам и верующим, то лучше молча плакать, и пусть Бог над нами сжалится. Мы уже сказали, что настоящим кризисом является духовный кризис, затем наступает и экономический кризис. Упадок заключается в алчности, бесчестии, лжи. А еще упадок заключается в личной выгоде, индивидуализме,большом и "воспаленном" эгоизме. Греция уже находится в состоянии духовного обнищания. Церковь говорит о нищете, воздержании, простоте, смирении, посте, молитве и милостыне. Нищета может принести богатство, принести спокойствие, невозмутимость, аутентичный и аскетический этос...

Смешные люди ловят во Вселенной какие-то сигналы, мечтая, что прилетят инопланетяне и научат человечество. А чему вас учить-то, ребята? Если спросить любого такого мечтателя, он даже и не придумает, чему может научить нас инопланетный разум.

Сразу могу сказать, ничего мы от них не дождёмся, поскольку всё нужное для развития разума уже дано всем и каждому в виде верных слов о том, как надо жить, чтобы получить добрый результат.

Сам Бог, наш Небесный Отец порекомендовал нам через Иисуса Христа совершенствоваться, чтобы стать безупречными и непогрешимыми, как Он, а люди даже и думать не хотят над Словом Божьим, которое записано и хранится в Евангелиях. И вот чему может научить таких людей инопланетная развитая цивилизация? Дать им высшие технологии – это всё равно, что дать обезьяне гранату.

Слово Божье подано человечеству для перехода с гибельных путей греха на путь преодоления греха, и люди не начинают этот переход, пока не увидят, что у них нет абсолютно никаких светлых перспектив, что впереди только беспросветная тьма.

Именно к этому подходит сегодня русский народ.

Не видя впереди ничего доброго, русский человек увидит, что делать нечего, и присмотрится к тому, чему учит Спаситель, к Слову Божьему.

А Слово подаёт ему родную, впитанную с детства из русских сказок идею движения по жизни к победе над кощеем бессмертным, над дьяволом, чтобы освободить Василису прекрасную и премудрую – любовь, которой он пока не чувствует, и без которой ему не радостно. И это он начнёт усваивать из Слова Божьего идею достижения божественного совершенства.

Решение задачи по достижению совершенства растягивается на всю жизнь, которую человек посвящает неотступной борьбе с внутренним злом, и установлению в своём внутреннем мире власти добрых сил, воцарению там любви к Богу и людям.

Исполнитель наставлений Слова Божьего идёт по жизни путём упорной борьбы со всеми грешными побуждениями, и на этом пути он находит обещанную в Слове отзывчивость Бога, высшего Учителя, нужную ему для обучения победам над дьявольским могуществом, старающимся остановить его движение к вершинам совершенства.

И исполнитель наставлений Слова Божьего может рассказать людям, что они тоже могут прийти к отзывчивости Небесного Отца по указанному Словом пути борьбы с соблазнами, и у них будет постоянная связь с Богом, по которой можно испрашивать у Него помощь или пояснения….

Не все люди могут усвоить такие рассказы – чем сильнее над ними власть лжи, тем труднее им усвоить правду. Из-за этой власти лжи на Земле у людей не налажено общение с Небесным Отцом, чёрные силы отца всякой лжи обманом уводят мысли людей в другую сторону. Люди покупаются на дьявольские приманки и совершают грешные поступки, которые составляют поступь прочь от Бога.

Но они возвратятся, как об этом сказано в притче о блудном сыне. И если Отец не удерживает никого из Своих детей, то и никто их не удержит, и я не стараюсь вас удержать от греха.

Но рассказываю всем, кто погружаются в трясину греха, что они уходят от добра, чтобы погрузиться во зло. И пусть знают на будущее, что выбраться из злой трясины и возвратиться к Богу им поможет евангельское Слово Божье.

Кстати, «блаженны нищие духом» – это Христос сказал о тех, кто после своего ухода от Отца истратили всё своё духовное наследство. Они духовно обнищали, и чем эта нищета тяжелее, тем они скорее возвратятся к Отцу. Потому они и блаженны, что им осталось недолго.

Духовное обнищание русского народа, как плоды равнения на запад, становится всё отчётливее. Плоды это ещё не созрели, но и по незрелым плодам видно, что народу впереди нет ничего доброго.

И это – добрый признак, значит, скоро последует разворот и возвращение народа к Богу.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских пи­са­те­лей зву­чит тема ду­хов­но­го оску­де­ния лич­но­сти и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с пье­сой М. Горь­ко­го «На дне»?


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Лука (выходя из кухни) . Ну, обыграли татарина? Водочку пить пойдёте? Барон. Идём с нами!

Сатин. Посмотреть бы, каков ты есть пьяный!

Лука. Не лучше трезвого-то...

Актёр. Идем, старик... я тебе продекламирую куплеты...

Лука. Чего это?

Актёр. Стихи, — понимаешь?

Лука. Стихи-и! А на что они мне, стихи-то?..

Актёр. Это — смешно... А иногда — грустно...

Сатин. Ну, куплетист, идёшь? (Уходит с Бароном.)

Актёр. Иду... я догоню! Вот, например, старик, из одного стихотворения... начало я забыл... забыл! (Потирает лоб.)

Бубнов. Готово! Пропала твоя дамка... ходи!

Медведев. Не туда я пошёл... пострели её!

Актёр. Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик-, была хорошая память... А-теперь вот... кончено, брат! Всё кончено для меня! Я всегда читал это стихотворение с большим успехом... гром аплодисментов! Ты... не знаешь, что такое аплодисменты... это, брат, как... водка!.. Бывало, выйду, встану вот так... (Становится в позу.) Встану... и... (Молчит.) Ничего не помню... ни слова... не помню! Любимое стихотворение... плохо это, старик?

Лука. Да уж чего хорошего, коли любимое забыл? В любимом — вся душа...

Актёр. Пропил я душу, старик... я, брат, погиб... А почему — погиб? Веры у меня не было... Кончен я...

Лука. Ну, чего? Ты... лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат... такая уж лечебница устроена для пьяниц... чтобы, значит, даром их лечить... Признали, видишь, что пьяница — тоже человек... и даже — рады, когда он лечиться желает! Ну-ка вот, валяй! Иди...

Актёр (задумчиво) . Куда? Где это?

Лука. А это... в одном городе... как его? Название у него эдакое... Да я тебе город назову!.. Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись... возьми себя в руки и — терпи... А потом — вылечишься... и начнёшь жить снова... хорошо, брат, снова-то! Ну, решай... в два приёма...

Актёр (улыбаясь) . Снова... сначала... Это — хорошо. Н-да... Снова? (Смеётся.) Ну... да! Я могу?! Ведь могу, а?

Лука. А чего? Человек — всё может... лишь бы захотел...

Актёр (вдруг, как бы проснувшись) . Ты — чудак! Прощай пока! (Свистит.) Старичок... прощай... (Уходит.)

М. Горький «На дне»

Изображая «дно» жизни, М. Горь­кий сле­до­вал тра­ди­ци­ям ли­те­ра­тур­но­го направления, до­стиг­ше­го сво­е­го рас­цве­та во вто­рой по­ло­ви­не XIX века. Ука­жи­те его название.

Пояснение.

Такое ли­те­ра­тур­ное на­прав­ле­ние на­зы­ва­ет­ся реализмом. Дадим определение.

Реализм — это ос­нов­ной метод ис­кус­ства и литературы. Его основа — это прин­цип жиз­нен­ной правды, ко­то­рым ру­ко­вод­ству­ет­ся ху­дож­ник в своём творчестве, стре­мясь дать наи­бо­лее пол­ное и вер­ное от­ра­же­ние жизни и со­хра­няя наи­боль­шее жиз­нен­ное прав­до­по­до­бие в изоб­ра­же­нии событий, людей, пред­ме­тов вещ­но­го мира и при­ро­ды такими, ка­ки­ми они яв­ля­ют­ся в самой действительности.

Ответ: реализм.

Ответ: реализм

Игорь Усатый 30.01.2017 20:48

Ваш ответ: социалистический реализм. Правильный ответ: реализм

Разве это не считается за правильный ответ?

Татьяна Стаценко

Нет, говорить о социалистическом реализме, достигшем своего расцвета во второй половине XIX , нельзя. Вопрос нас отсылает именно к этому периоду. Если бы речь шла о XX веке, тогда можно было бы назвать и такое литературное направление как социалистический реализм, потому что это понятие в литературоведении в течение длительного периода времени было общепринятым. Сейчас многие литературоведы сходятся во мнении, что социалистический реализм выделять нецелесообразно, так как он существенно не отличается от критического реализма. В любом случае, конкретно для ответа на данный вопрос не может быть использовано понятие «социалистический реализм».

Назовите жанр, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся пьеса М. Горь­ко­го «На дне».

Пояснение.

Эта пьеса от­но­сит­ся к жанру «драма». Дадим определение.

Драма — это ли­те­ра­тур­ный (драматический), сце­ни­че­ский и ки­не­ма­то­гра­фи­че­ский жанр. По­лу­чил осо­бое рас­про­стра­не­ние в ли­те­ра­ту­ре XVIII-XXI веков, по­сте­пен­но вы­тес­нив дру­гой жанр дра­ма­тур­гии - трагедию, про­ти­во­по­ста­вив ему пре­иму­ще­ствен­но бы­то­вую сю­же­ти­ку и более при­бли­жен­ную к обы­ден­ной ре­аль­но­сти стилистику.

Ответ: драма

Татьяна Стаценко

Вы не правы, драма как литературный жанр выделяется. Например, Островский считал свою "Грозу" именно драмой.

Елизавета Комарова 25.11.2016 17:44

Роды литературы: эпос, лирика и драма. РОДЫ. А жанр - драматический

Татьяна Стаценко

Ну мало Вам пояснений, какие уже даны к этому вопросу, почитайте хотя бы это тогда: https://ru.wikipedia.org/wiki/Драма_(жанр)

Приведённая сцена, как и дру­гие сцены пьесы, стро­ит­ся на об­ще­нии пер­со­на­жей между собой. Как на­зы­ва­ет­ся по­доб­ный обмен репликами?

Пояснение.

Такой обмен ре­пли­ка­ми на­зы­ва­ет­ся диалогом. Дадим определение.

Диалог — это раз­го­вор между двумя или не­сколь­ки­ми ли­ца­ми в ху­до­же­ствен­ном произведении.

Ответ: диалог|полилог.

Ответ: диалог|по­ли­лог

Ваш ответ: полилог. Пра­виль­ный ответ: диалог

Татьяна Стаценко

поправили

Укажите термин, ко­то­рым обо­зна­ча­ют­ся ав­тор­ские замечания, по­яс­не­ния по ходу дей­ствия пьесы («потирает лоб», «вдруг, как бы проснувшись»).

Пояснение.

Такой тер­мин на­зы­ва­ет­ся ремаркой. Дадим определение.

Ремарка — это пояснения, ко­то­ры­ми дра­ма­тург пред­ва­ря­ет или со­про­вож­да­ет ход дей­ствия в пьесе. Ре­мар­ки могут по­яс­нять возраст, внеш­ний облик, одеж­ду дей­ству­ю­щих лиц, а также их ду­шев­ное состояние, поведение, движения, жесты, интонации. В ремарках, пред­по­сы­ла­е­мых акту, сцене, эпизоду, да­ет­ся обозначение, ино­гда опи­са­ние места действия, обстановки.

Ответ: Ремарка|ремарки

Как на­зы­ва­ют­ся встре­ча­ю­щи­е­ся во фраг­мен­те крат­кие из­ре­че­ния («В лю­би­мом - вся душа...», «Человек - все может... лишь бы захотел...»), не­су­щие в себе жиз­нен­ные обоб­ще­ния и ха­рак­те­ри­зу­ю­щи­е­ся яр­ко­стью и мет­ко­стью в вы­ра­же­нии мысли?

Ответ за­пи­ши­те в един­ствен­ном числе.

Пояснение.

Такие крат­кие из­ре­че­ния на­зы­ва­ют­ся афо­риз­ма­ми или кры­ла­ты­ми фразами.

Дадим определение.

Афоризм - это ори­ги­наль­ная за­кон­чен­ная мысль, изречённая или за­пи­сан­ная в ла­ко­нич­ной за­по­ми­на­ю­щей­ся тек­сто­вой форме и впо­след­ствии не­од­но­крат­но вос­про­из­во­ди­мая дру­ги­ми людьми. В афо­риз­ме до­сти­га­ет­ся пре­дель­ная кон­цен­тра­ция не­по­сред­ствен­но­го со­об­ще­ния и того контекста, в ко­то­ром мысль вос­при­ни­ма­ет­ся окру­жа­ю­щи­ми слу­ша­те­ля­ми или читателем.

Ответ: афоризм|афоризмы|кры­ла­тая фраза

В ре­пли­ке Актёра встре­ча­ют­ся одни и те же слова: «Снова ... сначала... Это - хорошо. Н-да... Снова ? (Смеется.) Ну... да! Я могу ?!. Ведь могу , а?» Как на­зы­ва­ет­ся этот приём, спо­соб­ству­ю­щий уси­ле­нию смыс­ла высказывания?

Пояснение.

Такой приём на­зы­ва­ет­ся повтором. Дадим определение.

Повтор - это по­вто­ре­ние од­но­го или не­сколь­ких слов в одном пред­ло­же­нии или в со­сед­них предложениях, уси­ли­ва­ю­щее эмо­ци­о­наль­ную вы­ра­зи­тель­ность текста. По­втор может под­чер­ки­вать клю­че­вое зна­че­ние того или иного слова для ха­рак­те­ри­сти­ки со­сто­я­ния че­ло­ве­ка или его от­но­ше­ния к чему-либо, эмо­ци­о­наль­но вы­де­ляя или уси­ли­вая его. Ино­гда по­втор ак­цен­ти­ру­ет в слове раз­лич­ные от­тен­ки смысла.

Ответ: повтор.

Ответ: повтор|лексическийповтор