Общие черты и разновидности тоталитарных режимов и характерных для них политических процессов. Основные черты тоталитарного общества
Сопротивляясь, эти люди мрачат постройки торжество.
Они упрямы до того, что плюну я на правосудие.
И.-В. Гете "Фауст"
Характерные общие черты тоталитарных режимов
Полной противоположностью правовому государству является тоталитарное. При всех различиях между тоталитарными диктатурами для них характерно то, что они, оперируя привлекательными социальными мифами, стремятся мобилизовать население своих стран на выполнение заведомо утопических, хотя и заманчивых социальных проектов. Поэтому в основе практически всех тоталитарных режимов лежит развернутая идеологическая доктрина, охватывающая все жизненно важные стороны человеческого бытия.
Идеологические доктрины тоталитарных режимов , как правило, содержат "единственно правильные" ответы на все возникающие у членов общества вопросы. Широкая пропаганда этих доктрин сопровождает каждого человека на протяжении всей его жизни. Она начинается уже с детского сада, продолжается в школе, в вузе, заполняет всю периодическую печать, звучит в радио- и телепередачах: от рождения до смерти человек остается под жестким идеологическим контролем. В результате формируется единая идеология, которой, по замыслу власти, должны придерживаться все без исключения жители страны. Эта идеология ориентирует общество на некое конечное и совершенное состояние: "коммунизм", "расово чистое общество", "исламское государство" – ради достижения которого требуется принести какие-то жертвы и претерпеть временные неудобства и ограничения в настоящем.
Всякая тоталитарная идеология содержит в себе призыв, основанный на категорическом неприятии существующего положения вещей и направленный на завоевание мира ради построения "светлого будущего". Немаловажным компонентом тоталитарной идеологии является формируемый ей "образ врага", который помогает режиму сплотить общество перед мифической угрозой со стороны вредителей и диверсантов внутри общества или со стороны внешнего окружения. Во имя провозглашаемых им возвышенных целей тоталитарный режим считает возможным систематически нарушать не только гражданские права, но и права человека. Центральной идеей тоталитаризма во всех его разновидностях становится полное подчинение каждого отдельного человека и всего общества в целом абсолютному контролю со стороны государственной власти.
Однопартийная система. Краеугольным камнем в фундаменте тоталитарного государства является однопартийная система. Установление такой системы – первый шаг к тоталитаризму. Политическая партия, стремящаяся к установлению своего безраздельного господства, обычно вдохновляется идеей единой воли класса или нации. Саму себя такая партия считает единственным подлинным выразителем этой воли, присваивая, таким образом, монопольное право выступать от имени всего класса или нации. Партия может в тактических целях вступать в сотрудничество и образовывать коалиции с другими политическими партиями, но подлинной ее целью является не коалиция, а монополия, поэтому при первом удобном случае она безжалостно уничтожает всех политических конкурентов.
Тоталитарное правление не терпит никакой оппозиции, поэтому главной целью тоталитарных партий становится достижение безраздельного господства над аппаратом государственной власти. Установление однопартийной системы – ключевая мера, от которой зависит само существование тоталитарного государства. Поэтому, будучи раз установленной, однопартийная система защищается всеми доступными современному государству силами и средствами. На каждое требование ликвидировать однопартийную систему и восстановить демократию с присущей ей многопартийностью, тоталитарный режим смотрит как на прямое посягательство на основы государственной безопасности. Такие требования объявляются антинародными и антигосударственными и караются особенно жестоко и беспощадно, ибо террористическая диктатура не может быть прочной, если рушится ее фундаментальная основа – однопартийная система.
Партия-государство. Существенно важным моментом в создании тоталитарного государства является полное срастание партийного аппарата с государственным. Завоевав господствующее положение, партия превращает государственный аппарат в свое монопольное владение, назначая на все государственные посты и должности своих функционеров. В результате государство становится партийным, а партия – государственной. Партийные вожди становятся одновременно руководителями государства, совмещая порой по несколько высших государственных должностей. Назначение на любую государственную должность становится невозможным без согласия партийных инстанций, и вскоре не остается ни одного поста, который был бы занят человеком, не принадлежащим к правящей партии.
В тоталитарном государстве устанавливается система, согласно которой ни один закон, ни одно постановление государственной власти не могут быть приняты без предварительного согласования с партийным руководством. Формально законодательные акты принимаются государственными органами, но по существу их роль становится чисто декоративной. Точно так же всякое постановление местных органов власти должно получить предварительное одобрение региональной партийной организации. Таким образом, не только исполнительная, но и законодательная власть полностью подпадает под партийный контроль, и в государстве не остается ни одной сферы, свободной от всепроникающего влияния правящей партии, которая обычно начинает называть себя просто Партией (с большой буквы). Формально сохраняющееся разделение властей утрачивает всякое практическое значение, ибо в тоталитарном государстве и парламент, и правительство, и суд превращаются по существу в исполнительные органы Партии.
Слияние партии с государством находит свое выражение в полном подчинении всех государственных структур партийным. Так, благодаря партийному контролю за назначением всех лиц офицерского состава армия из вооруженной силы государства превращается в вооруженную силу партии. Правоохранительные органы государства начинают выполнять функцию партийных, а все выступления против Партии возводятся в ранг государственных преступлений и становятся уголовно наказуемыми. Государственный бюджет фактически превращается в партийную кассу, а все ресурсы государства становятся, по существу, ресурсами партии и тратятся по усмотрению партийных функционеров без каких бы то ни было санкций государственной власти.
Характерные особенности тоталитарных государств. Наличие совпадений в способах организации и функционирования власти позволяет говорить о том, что несмотря на различие идеологий, а иногда и на непримиримую вражду между ними, тоталитарные государства сходны по своим политическим структурам и методам управления. Это сходство проявляется в общности следующих признаков:
- – насильственное установление однопартийной системы, когда все политические партии, кроме господствующей, устраняются с политической сцены, после чего монопольное право на государственную власть закрепляется за одной единственной партией, как правило, возглавляемой лидером харизматического склада;
- – сращивание господствующей партии с государством, когда партийные органы осуществляют полный контроль над органами государственного управления либо полностью подменяют их, беря управление непосредственно на себя;
- – унификация общественной жизни, когда все независимые общественные организации распускаются, а остаются и создаются лишь такие, в которых обеспечивается монопольное влияние правящей партии и ее идеологии;
- – установление авторитарного образа мышления, когда какие бы то ни было дискуссии по общественно-политическим вопросам категорически запрещаются, идеология правящей партии объявляется единственно верным учением, а высшим авторитетом по всем без исключения вопросам провозглашается партия и ее очередной вождь;
- – создание мощного репрессивного аппарата, направленного на подавление всякого реального и даже потенциального сопротивления режиму, широкое применение превентивных репрессий, направленных не только против отдельных личностей, но и против целых классов населения или даже целых народов;
- – установление всеобъемлющего контроля над всеми средствами массовой коммуникации и информации прессой, радио, кино, телевидением.
"Государство-механизм" и "государство-организм"
По своей структуре тоталитарное государство является самой совершенной и самой жестокой политической системой, предназначенной для подавления человеческой личности и народа в целом. Она напоминает хорошо выверенный механизм, работающий безотказно и точно, пока его звенья исправны, а их взаимодействию ничто не мешает. Однако исключительно тесная взаимосвязь всех звеньев политической организации тоталитарного государства делает его весьма чувствительным даже к самым незначительным сбоям и нарушениям. Тоталитарное государство выглядит монолитным и твердым, но его твердость может быть обманчивой, подобно хрупкой твердости стекла. Из-за колоссальных внутренних напряжений и слишком жесткого сцепления частей государственного механизма даже незначительные нарушения в одном его звене угрожают целостности всей системы. Отсюда постоянный страх и вызванная этим страхом беспощадная жестокость тоталитарного режима ко всем проявлениям несогласия. Отсюда резкая нетерпимость к либерализму, многопартийности, плюрализму, ибо для тоталитаризма смертельно опасно все, что составляет основу нормальной жизни правового государства.
Самые элементарные в условиях либеральной демократии высказывания граждан по вопросам политики и права, экономики и нравственности, с которыми можно соглашаться или нет, но за которые никого не осуждают и не привлекают к ответственности, тоталитарным режимом рассматриваются как тяжкие политические преступления, угрожающие безопасности государства. Буквально всему тоталитарный режим может придать политическое значение, осуждая человека за длинные волосы или узкие брюки не потому, что они опасны сами по себе, а потому, что в самом факте самостоятельного решения даже таких незначительных вопросов усматривается политический акт – неповиновение системе.
В отличие от тоталитарного государства либеральная демократия напоминает, скорее, живой организм, чем машину. Пусть его действия не обладают такой математически выверенной точностью, но благодаря гибкости и подвижности частей он способен не только компенсировать те или иные отдельные дефекты, но и регенерировать утраченные или недостающие детали, приспосабливаясь к постоянно меняющимся условиям жизни.
Сопоставляя две предложенные модели – правовое и тоталитарное государства можно отметить, что они составляют крайние противоположные точки некоего ряда. На одном его конце находится идеальная модель государства, в максимальной степени приспособленного для раскрытия индивидуальных особенностей каждого отдельного человека. На другом – столь же идеальная модель государственного механизма, полностью подавляющего личность, загоняющего ее в рамки "служения" некой глобальной идее. Между этими двумя полюсами находится довольно широкий спектр политических систем, приближающихся к тому или к другому концу ряда, практически никогда не достигая его. История не знает реальных государственных образований, которые были бы совершенно правовыми или совершенно тоталитарными. Но история любого государства есть развитие тенденций, приближающих его к той или иной идеальной модели. И для каждого отдельного человека его сознательное участие в политической жизни определяется способностью видеть эти тенденции и своим действием способствовать или препятствовать их развитию.
Первоначально системная характеристика тоталитарных политических порядков шла по пути выделения наиболее важных и принципиальных черт тоталитаризма. В частности, К. Фридрих и З. Бжезинский выделили шесть его основных признаков:
· наличие «тоталистской» идеологии;
· существование единственной партии, возглавляемой сильным лидером;
· всесилие секретной полиции;
· монополию государства над массовыми коммуникациями и над средствами вооружения;
· монополию государства над всеми организациями общества, включая экономические.
Известный теоретик К. Поппер усматривал черты тоталитарной организации власти и общества
· в строгом классовом делении общества;
· в отождествлении судьбы государства с судьбой человека;
· в стремлении государства к автаркии, навязывании государством обществу ценностей и образа жизни господствующего класса;
· в присвоении государством права на конструирование идеального будущего для всего общества и т.д.
Как можно заметить, в этих первоначальных описаниях тоталитарных порядков главный упор делался на определенных характеристиках государства. Однако само по себе государство не может стать системой тотального контроля, поскольку в основе своей ориентировано на закон и установленную им систему регламентации поведения граждан. Тоталитаризм же делает ставку на власть, рождаемую волей «центра» как специфической структуры и института власти. При данном политическом устройстве в обществе формируется система власти, стремящаяся к абсолютному контролю над обществом и человеком и не связанная ни законом, ни традициями, ни верой. Диктатура становится здесь формой тотального господства над обществом этого «центра» власти, его всепоглощающего контроля за социальными отношениями и систематического применения насилия.
5.2.3.1. Сфера сознания
Тоталитарные системы возникают не стихийно, а на основе определенного идеологического образа. Тоталитаризм - порождение человеческого разума, его попытка поставить под непосредственный рациональный контроль всю общественную и личную жизнь, подчинить ее определенным целям. Поэтому при выявлении общих черт этого типа политической системы отправным пунктом является анализ лежащей в ее основе идеологии и общественного сознания. В идеологии тоталитарная система черпает свои жизненные силы. Именно идеология определяла социальные горизонты развития общества на пути утверждения того или иного политического идеала, формировала соответствующие институты и нормы, закладывала новые традиции, создавала пантеоны своих героев, ставила цели и задавала сроки их реализации. Только идеология оправдывала реальность, привносила смысл в действия властей, в социальные отношения, культуру. Все, что отрицалось идеологическим проектом, подлежало уничтожению, все, что предписывалось им, – непременному воплощению. Занимая центральное место в политических механизмах, идеология превращалась из инструмента власти в саму власть. В силу этого и тоталитарный политический режим, и тоталитарная система политической власти становились разновидностьюидеократии , или, с учетом священного для властей характера этой доктрины, «обратной теократией» (Н. Бердяев ).
При этом в первую очередь решались задачи рационализации и идеологизации общественного сознания.
Идеологизация всей общественной жизни, стремление подчинить единственно верной теории с помощью планирования все экономические и социальные процессы - важнейшая черта политического тоталитаризма. Законодательная, исполнительная и судебная системы контролируются из одного центра - политического и идеологического института - партии. Различным формам тоталитарной идеологии присущи некоторые общие свойства. Прежде всего это заимствованная у религиозных идеологий телеологическая (целевая) ориентация во взглядах на общественное развитие. Тоталитарная идеология заимствует хилиастические идеи о счастливом завершении истории, достижении конечного смысла существования человека, которым может выступать коммунизм, тысячелетний Рейх и т.п. Привлекательная утопия, рисующая манящий образ будущего строя, используется для оправдания повседневных трудностей и жертв народа.
Идеология политического тоталитаризма проникнута патерналистским духом, покровительским отношением вождей, постигших социальную истину, к недостаточно просвещенным массам. Идеология как единственно верное учение носит обязательный для всех характер. В нацистской Германии даже был издан специальный закон, предусматривающий единую, обязательную для всех немцев идеологию. Тоталитарное общество создает мощную систему идеологической обработки населения, манипулирования массовым сознанием.
Для политического тоталитаризма характерна монополия власти на информацию, полный контроль за СМИ, нетерпимость ко всякому инакомыслию, рассмотрение идейных оппонентов как политических противников. Этот строй устраняет общественное мнение, заменяя его официальными политическими оценками. Отрицаются общечеловеческие основы морали, а сама она подчиняется политической целесообразности и по существу разрушается.
Подавляется индивидуальность, оригинальность в мыслях, поведении и т.п. Проводится унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни. Культивируются стадные чувства: стремление не выделяться, быть как все, а также низменные инстинкты: классовая или национальная ненависть, зависть, подозрительность, доносительство и т.п. В сознании людей создается образ врага, с которым не может быть примирения.
Несмотря на различия социальных целей, формулируемых в различных тоталитарных режимах, их идейные основания были по сути идентичными. Все тоталитарные идеологии предлагали обществу свой собственный вариант установления социального счастья, справедливости и общественного благополучия. Однако установление такого идеального строя жестко увязывалось и основывалось на утверждениисоциальных привилегий определенных групп, что оправдывало любое насилие по отношению к другим общностям граждан. Например, советские коммунисты связывали установление общества «светлого будущего» с определяющей ролью пролетариата, рабочего класса. В то же время немецкие нацисты вместо класса ставили в центр созидания нового общества нацию, германскую расу, которая должна была занимать центральное место в построении «рейха». Идеология «чучхе» ставит вопрос об исключительности корейцев как особой национальной группы, находящейся под руководством «великого вождя» Ким Чен Ира – наследника Ким Ир Сена. Таким образом, независимо от занимаемого этими идеологиями места в идейно-политическом спектре все они становились орудием обеспечения интересов социальных лидеров и, следовательно, средством оправдания репрессий и насилия над их противниками.
Тоталитарные идеологии относятся к типумифологических идейных образований, поскольку делают акцент не на отображение реальности, а на популяризацию искусственно созданной картины мира, повествующей не столько о настоящем, сколько о будущем, о том, что необходимо построить и во что требуется свято верить. Конструируя образ будущей светлой жизни, идеологи тоталитаризма действуют по принципу «упрощения» реальности, т.е. схематизации живых социальных и политических связей и отношений и подгонки действительности под заранее созданные образы и цели.
Такие идеологемы оказываются чрезвычайно далекими от действительности, но одновременно и крайне привлекательными для нетребовательного или дезориентированного сознания масс. Учитывая, что тоталитарные идеологии выходят на политический рынок в годы тяжелейших общественных кризисов, их влияние, переориентирующее общественное мнение с реальных противоречий на будущие и потому легко решаемые чисто умозрительным путем, как правило, усиливается.
Непременным фактором роста влияния тоталитарных идеологов на общественное мнение является и их неразрывная связь савторитетом сильного лидера, партии, который «знает», что говорит, и уже успел продемонстрировать обществу свою решительность в достижении намеченных целей, особенно в борьбе с врагами «народного счастья».
Мифологические идеологии чрезвычайноконфронтационны . Они безапелляционно настаивают на своей правоте и бескомпромиссно настроены против идейных противников. В обществе функционирует только официальная идеология, жестокому преследованию подвергаются все иные идейные течения. Одна из главных задач носителей мифологических идеологий – развенчание идей противников и вытеснение конкурентов из политической жизни. Именно с этой интенцией, как правило, связываются идеи внешней экспансии соответствующих сил, их стремление «осчастливить» жизнь не только своему, но и другим народам. Исходя из понимания непримиримости тоталитарной идеологии с ее оппонентами и стремления сохранить идейную чистоту общества, власть видит в качестве своей основной задачи искоренение инакомыслия и уничтожение всех идейных конкурентов. Главный лозунг, которым она пользуется в этом случае, – «кто не с нами, тот против нас». Поэтому все тоталитарные режимы формировались как яростные борцы за чистоту идей, направляя острие политических репрессий прежде всего против идеологических противников.
Характерно, что интенсивность репрессий не менялась из-за признания «внешнего» или «внутреннего» врага. Так, для советских коммунистов политическими противниками была не только «мировая буржуазия», но и представители целого ряда социальных кругов: сторонники царского режима (белогвардейцы), служители культа (священники), представители либеральной гуманитарной интеллигенции («прислужники буржуазии»), предприниматели, кулачество (воплощавшие непереносимый коммунистами дух частной собственности). Германские нацисты внутренними врагами объявляли евреев и других представителей «низших рас», которые якобы несли угрозу рейху. Делалась ставка на свою расу (может быть, в скрытом и закамуфлированном виде; например, в нашей стране - идея «единого советского народа»).
Характерно, что, несмотря на различие в идеологических целях режимов, методы, применявшиеся ими для борьбы с идейными противниками, были практически одними и теми же: изгнание из страны, помещение в концентрационные лагеря, физическое уничтожение. Непрерывность идеологической борьбы за чистоту помыслов выражалась в систематическом применении репрессий против целых социальных и национальных слоев. В СССР с 1920-30-х гг. постоянно проводились массовые процессы над «шпионами», «врагами народа», «предателями», отдельными национальностями, «вступившими в сговор с врагами», «врачами-вредителями», «диссидентами», «внутренними иммигрантами» и т.д. Уничтожив или подавив на время конкурентов в обществе, правящие партии неизменно переносили острие «очистительной идейной борьбы» внутрь своих рядов, преследуя недостаточно лояльных членов, добиваясь более полного соответствия их поведения и личной жизни провозглашаемым идеалам. Такая важнейшая для сохранения режимов политика сопровождалась кампаниями «по промыванию мозгов», поощрению доносительства, контролю над лояльностью.
В угоду укоренению новой системы ценностей тоталитарные режимы использовали собственнуюсемантику , изобретали символы, создавали традиции и ритуалы, предполагавшие сохранение и упрочение непременной лояльности к власти, умножение уважения и даже страха перед нею. На основе идеологий не только проектировалось будущее, но и переосмысливалось, а точнее, переписывалось прошлое и даже настоящее. Как метко писал В. Гроссман , «...государственная мощь создавала новое прошлое, по-своему двигала конницу, наново назначала героев уже свершившихся событий, увольняла подлинных героев. Государство обладало достаточной мощью, чтобы наново переиграть то, что уже было однажды и на веки веков совершено, преобразовать и перевоплотить гранит, бронзу, отзвучавшие речи, изменить расположение фигур на документальных фотографиях. Это была поистине новая история. Даже живые люди, сохранившиеся от тех времен, по-новому переживали свою уже прожитую жизнь, превращали самих себя из храбрецов в трусов, из революционеров в агентов заграницы».
Однако, не имея возможности подкрепить пропагандируемые цели и идеалы устойчивым ростом народного благосостояния, раскрепостить гражданскую активность, утвердить атмосферу безопасности и доверительности к власти, тоталитаризм неизбежно «вымывал» собственно идейное, смысловое содержание своих высоких целей, стимулировал поверхностное и формальное восприятие этих идеалов, превращал идейные конструкции в разновидность некритически воспринимаемых вероучений. Таким образом создаваемая солидарность государства и общества поощряла не сознательную заинтересованность населения в укреплении и поддержке режима, а бездумный фанатизм отдельных индивидов. И ни жесткая фильтрация, ни контроль за информацией не приносили успеха. «Железный занавес» не спасал людей от их привычки к свободному мышлению.
Идеократия в условиях тоталитаризма органически связана с монопольным использованием власть имущими средств массовой информации, что позволяет не только господствовать над мыслями граждан, но и обращаться через пропаганду к чувствам граждан, насаждая угодные власти мифы и мифологию, культы и «культики», воспитывая население в духе обожествления своих вождей, окружая их ореолом всемогущества и непогрешимости. Широко используемый в этих целях популизм призван внушить гражданам не только то, что поставленная перед обществом цель наилучшим образом отвечает интересам каждого человека, но и то, что стоящие у власти лидеры - наилучшие выразители устремлений и чаяний народа. При тоталитаризме не идеология является инструментом государства, а государство используется в качестве средства создания и сохранения этой идеологизированной политической системы.
5.2.3.2. Политические черты
В соответствии с логикой тоталитарной системы всеобщая идеологизация общества дополняется его тотальной политизацией , т.е. гипертрофированным развитием аппарата власти, ее проникновением во все поры социального организма. Всесильная власть выступает главным гарантом идеологического контроля над населением. Тоталитаризм стремится к полному устранению гражданского общества, частной жизни. Политическая система, а точнее партийно-государственная организация общества, служит стержнем, фундаментом всей социальной и экономической организации, которая отличается жесткой иерархической структурой.
Ядром тоталитарной политической системы выступает предельно централизованное политическое движение за новый порядок во главе с партией нового, тоталитарного типа. Эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе. Запрещается всякая политическая оппозиция и создание без санкций властей любых организаций.
В то же время тоталитарная политическая система претендует на выражение народной воли, воплощение высшей народности или демократии высшего типа. Она использует безальтернативные, преимущественно акламационные формы демократии, создающие видимость всенародной поддержки, но не позволяющие оказывать реальное влияние на процесс принятия решений. С помощью псевдодемократических институтов власти обеспечивается высокая формальная мобилизация и участие в выборах. В стране признается право на существование только одной правящей партии. Подавляются всякие попытки создания альтернативных политических и общественных объединений. Легальная политическая оппозиция отсутствует. Оппозиционные взгляды проявляются преимущественно в форме диссидентства. Существует строгая цензура над всеми средствами массовой информации, запрещено критиковать представителей власти. Религия и церковь формально отделены от государства, но находятся под его жестким контролем.
К собственно политическим чертам тоталитарного общества относится также наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, армия, милиция и т.п.), массовый террор или запугивание населения. Полиция, армия, спецслужбы наряду с функциями обеспечения правопорядка выполняют функции карательных органов государства и выступают в качестве инструмента массовых репрессий. Слепая вера и страх - главные ресурсы тоталитарного управления. Осуществляется сакрализация верховной власти и ее носителей, создается культ вождей.
5.2.3.3. Институциональные и нормативные свойства тоталитаризма
Необходимость сохранения идейной чистоты и целеустремленности в построении «нового» общества предполагала и совершенно особое построение институциональной и нормативной сферы тоталитарной системы.
Потребность в жесткой идейной ориентации государственной политики, поддержании постоянного идеологического контроля над деятельностью всех органов власти предопределяет срастание государства и правящей партии и образование того «центра» власти, который невозможно было идентифицировать ни с государством, ни с партией. Такой симбиоз государственных и партийных органов не давал возможности «развести» их функции, определить самостоятельные функции и ответственность за их исполнение. СССР дал значительно более богатый исторический опыт тоталитарного правления, чем другие страны, показав образцы тех социальных и политических отношений, к которым вела логика развития тоталитаризма.
Именно на примере СССР хорошо видно, как партийные комитеты направляли деятельность практически всех государственных структур и органов власти. Руководящая роль коммунистической партии, закрепленная в конституции страны, означала полный приоритет идеологических подходов при решении любых общезначимых (государственных) экономических, хозяйственных, региональных, международных и прочих проблем.
Монолитность политической власти предполагала не разделение, а практическое срастание всех ветвей власти – исполнительной, законодательной и судебной. Политическая оппозиция как публичный институт полностью отсутствовала. Механизмы самоуправления и самоорганизации утратили присущие им автономность и самостоятельность. Власть делала акцент только на коллективные формы и способы социальной и политической активности. Выборы целиком и полностью подвергались беззастенчивому режиссированию, выполняя таким образом сугубо декоративную функцию. Так, в течение долгих лет число участвовавших в голосовании постоянно превышало 99%, различаясь лишь сотыми долями процентов. При этом результаты выборов нередко утверждались на заседаниях Политбюро ЦК КПСС еще до их окончания.
Для контроля над монопольным политическим порядком власти создавалась мощная секретная политическая полиция (в Германии – отряды СС, в СССР – ВЧК, НКВД, КГБ). Это был механизм жесткого всепроникающего контроля и управления, не имевшего исключений и зачастую использовавшийся для решения конфликтов внутри правящего слоя. Одновременно это была и наиболее привилегированная область госслужбы, работники которой наиболее высоко оплачивались, а инфраструктура интенсивно развивалась, усваивая и воплощая самые передовые мировые технологии. В сочетании с усилением механизмов административного контроля потребность в постоянном контролировании общества обусловила тенденцию к возрастанию и усилению массовости аппарата власти. Таким образом, в обществе все время присутствовала потребность в увеличении численности служащих. На этой основе в СССР сложился мощный слой номенклатуры, служебно-профессиональной касты, обладавшей колоссальными социальными привилегиями и возможностями.
В силу этих базисных свойств тоталитаризм функционировал как система, наиболее ярко противостоявшая плюрализму, множественности агентов и структур политической жизни, разнообразию их мнений и позиций. Самый страшный враг тоталитаризма – конкуренция, ориентированная на свободный выбор людьми своих идейных и политических позиций. Боязнь не только политического протеста, но и социального разнообразия, стремление к унификации всех социальных форм поведения не ограничивали только формы выражения поддержки властей, где, напротив, поощряли разнообразие и инициативу.
Универсальная и по сути единственная политико-идеологическая форма регулирования всех социальных процессов стерла при тоталитаризме границу и между государством и обществом. Власть получила неограниченный доступ во все сферы общественных отношений, вплоть до личной жизни человека, активно используя для этого методы террора, агрессии, геноцида против собственного народа. Причем контроль не только со стороны официальных структур за социальной активностью человека, но и со стороны непосредственного социального окружения (друзей, родственников, сослуживцев) оставлял человека один на один с громадой репрессивной власти. Как писала X. Арендт , «главная черта человека массы (при тоталитаризме) – не жесткость и отсталость, а его изоляция и нехватка нормальных социальных взаимоотношений». Создание захватившей все общество системы осведомительства, нравственно-этическое оправдание доносительства как высшего выражения гражданского долга атомизировало общество, разрушало скрепляющие социум связи и отношения.
Несмотря на постоянно провозглашаемый «народный» характер власти, система принятия решений в тоталитарных системах оказалась абсолютно закрытой для общественного мнения. Формально провозглашенные законы, нормы, конституционные положения не имели никакого значения по сравнению с целями и намерениями властей. Конституция 1936 г. была одной из самых демократических в мире. Но именно она прикрывала массовые репрессии коммунистов против собственного народа. Политические свободы и права граждан зафиксированы формально, но реально отсутствуют. Законы защищают только интересы государства. Действует принцип «запрещено все, что не приказано». Наиболее же типичным и распространенным основанием реального регулирования общественных отношений служила ориентация институтов власти на мнение вождей и сакрализация позиций последних.
Безусловным приоритетом в регулировании общественных отношений обладали силовые и принудительные методы и технологии. Но на достаточно высоком уровне зрелости это всепроникающее силовое регулирование социальных связей предопределило утрату тоталитарными системами их собственно политического характера, вырождение в систему власти, построенную на принципах административного принуждения и диктата.
Абсолютное (тотальное) господство над обществом и человеком рассматриваемой системы обеспечивается, как правило, сочетанием политического господства с идеологическим порабощением, что проявляется не только в том, что в тоталитарных системах налицо господство определенных идей (идеократия), обосновывающих право подобных режимов на существование, стремящихся цель режима и его организацию сделать единственно возможными для всех. Особенно важно то, что в силу этого в тоталитарных системах всегда господствуют не государственные, а партийные структуры (партия-государство). Соответственно, вся власть сосредоточивается в руках политического лидера харизматического типа, вождя, присоединяющего к своим политическим атрибутам властвования еще суеверное поклонение граждан, что достигается путем сознательного насаждения культа вождя.
Одно из центральных мест в тоталитарных системах отводится системе насилия, механизму репрессий, призванных обеспечивать и поддерживать контроль власть имущих над всем обществом и его гражданами. Это обеспечивает поддержку власти со стороны абсолютного большинства населения. Конечно, репрессивные органы, обеспечивающие существование и функционирование тоталитаризма как антигуманной общественно-политической системы, возникают и складываются не в один день и, естественно, отличаются друг от друга не только по своей структуре, но и по своей жестокости. Весьма существенны также различия на разных ступенях истории той или другой системы тоталитаризма. Однако неизменно то, что, где бы ни имел место тоталитарный режим, террор - неотъемлемое средство его внутренней политики, а страх граждан перед произволом, необоснованными репрессиями - один из важнейших гарантов стабильности тоталитарных систем.
5.2.3.4. Социальные и экономические признаки
Тоталитаризм пытается создать адекватную себе социальную структуру. Стремясь найти массовую опору, он провозглашает превосходство определенного класса, нации или расы, дихотомически делит всех людей на своих и чужих. При этом обязательно находится внутренний или внешний враг - буржуазия, империализм, евреи, коммунисты и т.п. Формально права национальных меньшинств провозглашены, на деле существенно ограничены.
Тотальное подчинение общества и граждан власть имущим закономерно связано с проникновением идейно-политического контроля во все сферы жизнедеятельности человека и общества, что неизбежно ведет к стиранию грани между политическим и социальным, к отрицанию водораздела между государственной властью и обществом, к уничтожению всякой автономии индивида и его жизни, что приводит к поглощению гражданского общества государством.
Личность утрачивает автономию и права, становится полностью беззащитной перед всесильной властью, попадает под ее тотальный контроль. Делается попытка сформировать «нового человека», определяющими чертами которого является беззаветная преданность идеологии и вождям, исполнительность, скромность в потреблении, готовность на любые жертвы ради «общего дела».
Одновременно с ломкой прежней социальной структуры формируется новая. Общество дифференцируется главным образом в зависимости от распределения власти. Обладание властью или влияние на нее становится основой социальной стратификации, экономических и социальных привилегий. Формируется новый, номенклатурный господствующий класс - главная опора тоталитарного строя. Хотя тоталитаризм, особенно в его наиболее последовательном, сталинистском варианте, осуществляя уравниловку в распределении для большинства граждан, претендует на формирование социально однородного общества, в действительности же порождает социальное неравенство. Несмотря на жесткий контроль государством всех сфер общественной жизни в обществе развито взяточничество и коррупция. Люди живут по нормам двойной морали: «говорим одно, думаем другое».
В тоталитарном обществе человек нигде и никогда не находится «у себя», а общество почти никогда и ни в каком аспекте не выступает как гражданское общество, отделенное от государства и существующее отдельно и независимо от него, ибо для существующей в тоталитарном обществе власти нет никаких законодательных или правовых ограничений, закрывающих ей доступ в те или иные сферы общественной или личной жизни: все подконтрольно, а сам контроль тотален.
Господство идеологии и политики проявляется не только в социальной сфере, но и в экономике . Здесь отличительными чертами политического тоталитаризма являются этатизация, огосударствление хозяйственной жизни, сильное ограничение, а в идеале полное устранение частной собственности, рыночных отношений, конкуренции, планирование и командно-административные методы управления. Полное господство крупных предприятий, недопущение частной собственности ставило государство в положение единственного работодателя, самостоятельно определявшего и условия труда, и критерии оценки его результатов, и потребности населения. Устанавливается монополия государства на распоряжение всеми важнейшими общественными ресурсами и самим человеком. Хозяйственная инициатива отдельных работников признавалась лишь в рамках укрепления этих отношений, а все виды индивидуального предпринимательства («спекуляции») причислялись к криминально наказуемым.
5.2.3.5. Разновидности политического тоталитаризма
Наряду с общностью основополагающих институциональных черт государства политического тоталитаризма имеют и существенные особенности, что позволяет выделить несколько их важнейших разновидностей. В зависимости от господствующей идеологии, влияющей на содержание политической деятельности, их обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.
При всем относительном разнообразии тоталитарных порядков в фашистской Германии, сталинском СССР, Албании, ряде африканских стран, постреволюционном Иране времен А. Хомейни, на Кубе, в Северной Корее и других странах мира история дала образцы двух основных типов тоталитаризма:фашистского (национал-социалистского, нацистского)икоммунистического (советского). Каждый из них отличается своеобразием институтов, степенью элитаризма, идейными постулатами, характером и масштабами репрессий и т.п. Причем самой исторически длительной явилась коммунистическая форма тоталитаризма, продемонстрировавшая этапы и фазы развития этих политических порядков.
Исторически первой и классической формой политического тоталитаризма стал коммунизм (социализм) советского типа, начало которому положила военно-коммунистическая система, сформировавшаяся в общих чертах в 1918 г. Коммунистический тоталитаризм в большей степени, чем другие разновидности, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности, абсолютную власть государства.
И все же характеристика социализма советского типа как тоталитаризма односторонняя и не раскрывает содержание и цели политики в этом типе общества. Несмотря на многие тоталитарные формы политической организации, социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР эта система смогла резко повысить уровень образования народа, сделать доступным для него достижения науки и культуры, обеспечить социальную защищенность населения, развитие экономики, космической и военной промышленности и т.д., резко сократить преступность, к тому же в послесталинский период власть не прибегала к массовым репрессиям.
Вторая разновидность тоталитаризма - право-экстремистское политическое движение, фашизм . Возник в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые фашистский режим был установлен в Италии в 1922 г. Здесь тоталитарные черты были выражены не в полной мере. Итальянский фашизм тяготел не столько к радикальному строительству нового общества, сколько к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве, ликвидацию массовой преступности. Он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремившихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене. В Италии границы фашистского тоталитаризма устанавливались за счет позиции наиболее влиятельных в государстве кругов: короля, аристократии, офицерского корпуса и церкви. Когда обреченность режима стала очевидной, эти круги сами смогли отстранить Муссолини от власти.
Третья разновидность политического тоталитаризма - национал-социализм. Как реальный политический и общественный строи он возник в Германии в 1933 г. Цель - мировое господство арийской расы. Национал-социализм имеет родство с фашизмом, хотя многое заимствует у советского коммунизма, и прежде всего революционные и социалистические компоненты, формы организации тоталитарной партии и государства и даже обращение «товарищ». В то же время место класса здесь занимает нация, место классовой ненависти - ненависть национальная и расовая. Главные различия основных разновидностей тоталитаризма отчетливо выражены в их целях (соответственно: коммунизм, возрождение империи, мировое господство арийской расы) и социальных предпочтениях (рабочий класс, потомки римлян, германская нация). Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь - против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме - вовне, против других народов.
Любые государства политического тоталитаризма так или иначе примыкают к трем основным разновидностям тоталитаризма, хотя внутри каждой из этих групп имеются существенные различия, например между сталинизмом в СССР и диктаторским режимом Пол-Пота в Кампучии.
Политический тоталитаризм в его коммунистической форме оказался наиболее живуч. В отдельных странах (например, в Северной Корее) он существует и сегодня. История показала, что тоталитарная система обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации средств для достижения ограниченных целей, например победы в войне, оборонного строительства, индустриализации общества и т.д. Некоторые авторы рассматривают тоталитаризм как одну из политических форм модернизации слаборазвитых стран.
Нетрудно заметить, что изложенная выше классическая модель тоталитаризма соответствует политическим реалиям лишь узкого круга государств: сталинскому СССР, гитлеровской Германии и т.д., к тому же не отражает глубокие различия между ними. Хотя в той или иной степени некоторые из рассмотренных черт политического тоталитаризма, особенно отражающие командно-административный тип управления, были присущи целому ряду социалистических и других государств.
Как уже отмечалось, тоталитаризм не сводится лишь к диктаторским политическим системам, противостоящим западным демократиям. Тоталитарные тенденции проявляются в стремлении заорганизовать жизнь общества, ограничить личную свободу, сформировать лояльный существующему строю тип личности и подчинить индивида, включая образ его мыслей и поведения, государственному и иному социальному контролю.
В последние десятилетия в современном мире не только значительно возросло количество демократических государств, усилилась популярность демократической формы правления в целом, но стала заметной и другая тенденция - попытки осуществлять систематический контроль над сознанием и поведением людей и в первую очередь их электоральным выбором с помощью СМИ и экономических ресурсов. Учитывая приоритетную роль в управлении массовым сознанием масс-медиа и методов информационного манипулирования, а также денег, эту тенденцию можно охарактеризовать как информационный или информационно-финансовый, тоталитаризм.
Политический режим - это совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе.
ü Характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.
Типы политических режимов:
- демократический политический режим;
- либеральный политический режим;
- авторитарный политический режим;
- тоталитарный политический режим.
Тоталитаризм («целый») - это полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства над всеми сферами жизнедеятельности общества и каждым человеком, опирающиеся на средства прямого вооруженного насилия.
· Власть на всех уровнях формируется закрыто одним человеком или правящей элитой.
· Господствующая идеология
· Карательная система, политический террор, тотальная обработку общественного мнения.
· Абсолютность, агрессивность.
Признаки тоталитарного политического режима :
1. государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
2. общество практически полностью отчуждено от политической власти , но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о “единстве”, “слиянии” власти и народа;
3. монопольный государственный контроль над экономикой , средствами массовой информации, культурой, религией и т.д. вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
4. государственная власть формируется бюрократическим способом , по закрытым от общества каналам, окружена “ореолом тайны” и недоступна для контроля со стороны народа;
5. доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор ;
6. господство одной партии , фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;
7. права и свободы носят формальный характер , отсутствуют четкие гарантии их реализации;
8. экономической основой выступает крупная собственность : общинная, монополистическая, государственная;
9. наличие одной официальной идеологии , фактически устраняется плюрализм;
10. централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением;
11. бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества;
12. отсутствие правовой государственности и гражданского общества;
Разновидности тоталитарных режимов:
I. Коммунизм . Как полит. система начал складываться с 1918 г. в России .
Основные черты: - уничтожение частной собственности; - создание абсолютной власти государства.
II. Фашизм. Начал оформляться в полит. режим в 1922г. в Италии .
Основные черты: - формирование коллективистской идеи на этнической и культурной платформе; - ликвидация преступности как массового явления.
III. Национал-социализм. Сформировался в Германии в 1933г . Он заимствовал у коммунизма формы тоталитарного гос-ва и партийного устройства, лозунги революционных и социалистических идей. Как государственное построение свою агрессию направил на захват других стран, одновременно осуществляя тотальную слежку за своим народом.
Ø Тоталитарные политические системы характерны для стран с пред- и раннеиндустриальными экономическими структурами, дающими возможность организовать монополизацию идейного пространства силовыми методами , но абсолютно не защищенных перед современными экономическими и особенно информационно-коммуникативными процессами.
12. Политическая культура. Особенности политической культуры России.
Политическая культура – это совокупность знаний, представлений, установок, опыта, стандартов политической деятельности, позволяющая субъекту эффективно выполнять политические роли.
§ Политическая культура - это составная часть общей культуры человечества, именно поэтому на
основании уровня политической культуры общества можно судить об уровне его политической зрелости.
§ Политическая культура – это неотъемлемая часть общенациональной культуры, ценностно-нормативная система, которой придерживаетсяобщество.
- Полит. опыт человечества , полученный в ходе исторического развития, оказывает воздействие на формирование политического сознания , которое
определяет политическое поведение .
Структура политической культуры (элементы):
v Политическое сознание – этополитические представления и убеждения, политические ценности , традиции, обычаи и нормы, политические установки .
v Политическое поведение - это культура политического участия , культура политической деятельности .
v Культура политических институтов - это культура принятия и реализации политических решений , культура восприятия и регулирования конфликтов.
Функции политической культуры:
1) познавательная (полит. знания \ взгляды \политическая образованность)
2) интегративная (согласие в существующей полит. системе \ достижение социально значимых целей)
3) коммуникативная (связь между участниками полит. процесса \ накопление политического опыта)
4) регулятивная (закрепление в общественном сознании полит. ценностей, установок, норм поведения)
5) воспитательная (формирование гражданина, личности как субъекта политики \ политическая социализация)
Типы политической культуры, в зависимости от:
I. Уровня общности :
- общая - устойчивые признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения.
- субкультура (локально) – это совокупность политических ориентаций и моделей политического поведения, присущая определенным социальным группам и регионам .
II. От отношения к прогрессу :
§ замкнутая - деятельность по образцу, установленному традициями.
§ открытая - ориентированная на изменения, легко усваивающая новые ценности.
III. От степени интереса людей в участии в политической жизни :
Ø Патриархальная - отсутствует интерес граждан к политической жизни.
Ø Подданническая - ориентация на политические институты и невысокий уровень индивидуальной активности граждан.
Ø Активистская - заинтересованность граждан в политическом участии.
IV. От стилей политического поведения :
v рыночная - политика как разновидность бизнеса .
v этатистская - главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни.
V. От вида политического режима :
ü демократическая
ü антидемократическая;
VI. От связи с религией :
o божественно-традиционная - священная природа власти , неизменность конкретной системы политических отношений и ее политических норм.
o светская - прагматизм, эмпиризм.
VII. От базовых ценностей :
- общесоциальная (в рамках которой базовой ценностью выступает человек с его потребностями и интересами)
- элитарная (главной ценностью здесь выступает сама власть, человек же, общество рассматриваются как средства для достижения данной цели).
Полит культура общества не может быть абсолютно однородной . Разнообразие
существенные различия тоталитаризма и авторитаризма:
При авторитарном режиме власть не имеет тоталитарных амбиций; жизнь общества не регламентируется и не контролируется столь изощренно. Если гражданин не идет на прямую конфронтацию с властью, то для него существует некоторая свобода поведения. При авторитаризме гражданам разрешено все, кроме политики. Авторитаризм допускает существование и функционирование узкой сферы гражданского общества, свободной от тотальной регламентации со стороны государства;
Уникальной особенностью тоталитаризма является культ личности вождя. Диктатор-вождь никак не зависит от правящей элиты, формирует ее сам, руководствуясь при этом определенными принципами кадровой политики, чтобы избежать заговоров и дворцовых переворотов. При авторитаризме власть может быть персонализирована или осуществляться группой лиц, в которой диктатор является «первым среди равных», но при этом не обладает ни всемогуществом, ни всевластием. При авторитарном режиме диктатор может быть смещен со своего поста в результате борьбы за власть в верхнем эшелоне политической элиты. При тоталитаризме вождь совершенно не зависим от нее.
Авторитаризм – это режим ограниченного плюрализма. Хотя и в урезанном виде, но в авторитарных государствах допускаются оппозиция и диссидентство. Тоталитаризм не приемлет никакой оппозиции, стремится к ее физическому уничтожению;
Авторитарные государства не насаждают единую идеологию и чаще всего основаны на концепции национального интереса. Диктатор не стремится оправдать свои политические решения высокими стремлениями изменить мир и достичь «светлого будущего» или рая на земле. Традиционные авторитарные государства по своему характеру «патерналистичны»: царь (вождь) управляет народом как единой семьей – власть дана ему либо от Бога, либо он получил ее как спаситель народа от какой-либо катастрофы (экономический кризис, голод, гражданская война, интервенция и др.). Авторитарную форму правления можно назвать прагматической диктатурой в отличие от тоталитарной идеократической диктатуры. Тоталитарную диктатуру можно также назвать мобилизационной, для нее характерна идеологическая мобилизация всего населения на выполнение поставленных властью задач во имя высшей цели. Тоталитаризм требует активности от каждого члена общества, решительной поддержки политического режима и его идеологии, явной демонстрации всенародной любви к вождю и ненависти к его врагам, он не терпит пассивности, апатии и равнодушия. Авторитаризм в этом отношении гораздо более либерален.
Авторитарные режимы могут быть (хотя и не обязательно) репрессивными. При этом в некоторых государствах может практиковаться систематическое насилие (франкизм начального периода, гватемальская диктатура). Но в авторитарных государствах репрессии не бывают такими массовыми, как при тоталитаризме. Армия может играть при авторитарном режиме самостоятельную роль и даже свергать диктатора. При тоталитаризме армия полностью подчинена вождю. Наконец, авторитарный режим сохраняет некоторые элементы демократизма, тоталитарный же исключает любые демократические проявления.
Авторитарный режим – государственно-политическое устройство, основу которого составляет сильная личная власть – монархия, диктатура. Авторитарный режим возникает, как правило, тогда, когда на повестку дня встает необходимость решения проблем модернизации экономики, ускорения темпов развития страны. Слом старых социально-экономических институтов влечет за собой поляризацию сил, длительный политический кризис. Справиться с этими проблемами не всегда возможно демократическими средствами.
Политические права и свободы граждан и общественно-политических организаций при авторитарном режиме сужены, оппозиция запрещена. Политическое поведение граждан и политических организаций строго регламентировано. Выборность органов государства ограничена. Парламент превращается в декоративное учреждение, а иногда и вовсе ликвидируется. Власть сосредотачивается в руках главы государства, которому подчинено правительство. У этого режима нет механизма преемственности власти, она передается бюрократическим путем, нередко с использованием вооруженных сил и насилия.
Авторитаризм обычно несет в себе возможности эволюции в сторону демократизма. При этом сохраняется известная автономность гражданского общества, некоторые его сферы остаются свободными от тотальной регламентации. Стабилизация экономического и социального развития снижает поляризацию в обществе, способствует формированию центра политических сил, который и создает предпосылки для перехода авторитарной власти к демократическим структурам.
Главные разновидности современных авторитарных режимов – олигархический и конституционно-авторитарный. В условиях олигархического режима формально допускается многопартийность, однако фактически действуют только партии господствующего класса. Выборность парламента сохраняется, но различные ограничения приводят к тому, что избранными в него могут быть только представители правящей элиты. В принципе признается даже разделение властей, но фактически главенствующая роль в политической жизни принадлежит не законодательной, а исполнительной власти.
Конституционно-авторитарный режим отличается немногим от олигархического. В конституцию могут включаться нормы (или издаваться отдельные законы) о запрещении всех политических партий, кроме правящей. Иногда для других партий устанавливаются ограничения или принимаются меры для пресечения возникновения демократических партий. Парламент формируется на корпоративной основе, значительная часть его членов назначается, а не избирается, безраздельно господствует исполнительная власть, ключевые посты занимает президент
Гражданское общество.
Гражданское общество - уровень развития общества, которое характеризуется безусловным соблюдением прав человека, реализацией обязанностей, ответственностью членов общества за его судьбу. Гражданское общество - это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.
Элементы и ценности гражданского общества сложились в Европе уже в XVIII в. Впервые понятия «гражданское общество » и «государство » попытался разграничить английский философ Дж. Локк (1632-1704). По его мнению, государство могло претендовать лишь на тот объем полномочий, который санкционирован общественным договором между гражданами. Его идеи были продолжены в договорной концепции Ж.-Ж. Руссо. В дальнейшем понятие «гражданское общество» получило развитие в трудах Г. Гегеля и К. Маркса. По выражению К. Маркса, гражданское общество - это «подлинный источник и театр всей истории».
В современных условиях гражданское общество выступает как многообразие неопосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.
Основой процесса становления гражданского общества выступает приоритетность прав индивида как самостоятельного субъекта. Автономия общества - важный элемент гражданского общества, означающий независимость от государства различных общественных сфер и ассоциаций (экономики, профсоюзов, печати, науки, объединений граждан и отдельных профессий, религиозных объединений). Роль государства по отношению к этим общественным агентам должна сводиться к установлению самых общих рамок в виде закона, регулирующего правила, которым все должны следовать, чтобы не ставить под угрозу права и свободы других граждан.
Признаки гражданского права
Гражданское общество тесно соприкасается и взаимодействуете правовым государством, для которого характерны следующие признаки:
верховенство закона во всех сферах жизни общества:
разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
взаимная ответственность личности и государства;
реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;
политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции;
наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;
законность и правопорядок в обществе.
Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние.
Следует отметить, что гражданское общество выступает необходимым элементом модернизации российского общества. За годы реформирования в России произошли существенные сдвиги в направлении формирования гражданского общества. Так, удаюсь создать экономический фундамент на основе многообразия форм собственности и социально ориентированной рыночной экономики, реальный политический плюрализм, утвердить свободу слова. Однако этого пока недостаточно.
По оценке специалистов, для успешного строительства гражданского общества в России необходимы: 1) институциализация российского социума; 2) наведение элементарного порядка в обществе: 3) формирование целостной системы демократических правовых норм, способных регулировать важнейшие сферы социальной жизни.
Структура гражданского общества охватывает:
Негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);
Совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);
Общественные объединения и организации;
Политические партии и движения;
Сферу воспитания и негосударственного образования;
Систему негосударственных средств массовой информации;
Церковь и др.
Гражданское общество проявляется в социальной, экономической, политической, духовной и информационной системах. В этом смысле:
Социальная система представляет собой комплекс объективно сформировавшихся общностей людей (семья, общественные организации, слои, классы, нации и т.п.) и взаимоотношений между ними;
Экономическая система представляет собой комплекс экономических связей, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта;
Политическая система представляет собой комплекс определенных субъектов политики (органов местного самоуправления, политических партий, общественно-политических движений, иных общественных объединений) и отношений между ними;
Духовная система представляет собой комплекс соответствующих культурно-просветительских, научных и религиозных учреждений, в рамках и с помощью которых реализуются духовные отношения;
Информационная система представляет собой комплекс структур, связанных с циркуляцией информации в данном обществе (прежде всего негосударственные средства массовой информации).
В современной зарубежной политологии явление тоталитаризма изучено сравнительно глубоко. Для нас же, выросших и воспитанных в условиях тоталитаризма, представляет еще большую трудность увидеть в привычном, «естественном» способе политического существования жесткие черты, объединяющие его с фашистскими системами Германии, Италии, Испании, репрессивными государствами Южной Америки.
Исторический опыт и практика показывают, что тоталитарную систему нельзя изменить, реконструировать, ее можно только разрушить. Вслед за конструктивным преодолением тоталитаризма общество неизбежно должно прийти к демократизации всех сфер общественной жизни.
Характерные черты тоталитаризма
Известные западные политологи К. Фридрих и З. Бжезинский в работе "Тоталитарная диктатура и автократия" (1956г.) выделили следующие признаки тоталитаризма:
официальная идеология, которая должна признаваться всеми;
монополия на средства массовой информации;
монополия на все средства вооруженной борьбы;
система террористического полицейского контроля;
централизованная система контроля и управления экономикой.
Можно дополнить предложенный список следующими видовыми чертами, присущими тоталитарному режиму:
чрезмерное огосударствление общественной жизни;
правовое закрепление руководящей роли одной партии;
осуществление насильственного господства власти над человеком во всех сферах жизни с помощью партийно-государственных институтов.
Теперь следует более подробно охарактеризовать черты, присущие тоталитарным режимам.
Тоталитаризм есть качественно иное явление, нежели любая другая власть, сколь бы суровой она ни была. Это феномен идеологический, и тоталитарные режимы, прежде всего -- режимы идеологические. Они рождены идеологией и существуют ради нее. Если в традиционном деспотическом обществе политическая власть самоценна и ее носители используют идеологию как средство для поддержания этой власти, то для носителей тоталитарного начала самоценна идеология, а политическая власть завоевывается с целью утверждения этой идеологии. Закономерно, что целью уже установившегося режима является распространение своей идеологии в максимальном масштабе. Внешняя экспансия таких режимов вызывается не столько территориальными притязаниями и экономическими стимулами (как, например, приобретение рынков сбыта, рабочей силы и т.д.), но главным образом идеей мирового господства своей идеологии.
Ядром тоталитарной политической системы выступает предельно централизованное политическое движение за новый порядок во главе с партией нового, тоталитарного типа. Эта руководящая партия срастается с государством, концентрирует в себе реальную власть в обществе. Запрещается всякая политическая оппозиция и создание без санкций властей любых организаций. В то же время тоталитарная политическая система претендует на выражение народной воли, воплощение народности или демократии высшего типа.
Господство идеологии и политики проявляется также и в экономике. Здесь отличительными чертами тоталитаризма являются этатизация хозяйственной жизни, социальное ограничение, а в идеале полное устранение частной собственности, рыночных отношений, конкуренции, планирование и командно-административные методы управления. Устанавливается монополия государства на распоряжение всеми важнейшими общественными ресурсами и самим человеком.
Для тоталитарного режима характерна монополия на информацию, полный контроль за СМИ, крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию, взгляд на идейных оппонентов как на политических противников. Этот строй устраняет общественное мнение, заменяя его официальными оценками. Отрицаются общечеловеческие основы морали, а сама она подчиняется политической целесообразности и по существу разрушается. Всячески подавляются индивидуальность, оригинальность в мыслях, одежде, поведении и т.п.
Согласно Х.Арендт, тоталитаризм - это, прежде всего система массового террора, обеспечивающая в стране атмосферу всеобщего страха. Страха тотального, пронизывающего все поры общества, оказавшегося под властью «вдохновителей и организаторов» системы террора. Карательные органы в этой системе - материализация повсеместного страха, своего рода арбитр в споре, столкновении индивидуальных властей. Но их существование в большей степени вызвано необходимостью искоренять инакомыслящих - тех, кто не принял условия тоталитаризма, правила его игры.
«Тоталитарные средства управления обеспечивают не только монополию на абсолютную власть, но и беспримерную достоверность того, что все команды будут всегда выполнены; тоталитаризм знаменит запутанной иерархией, множеством приводных ремней, которые обеспечивают полную независимость диктатора от всех подчиненных и делают возможными быстрые и непредсказуемые политические изменения».