» »

Осетия национальность. Культура и традиции. Проблема общего самоназвания

20.09.2019

Осетины – наследники древних иранских племен: сарматов и скифов. Территория Осетии в средних веках входила в состав могущественного экономически и культурно развитого государства Алания. Историки-этнографы отмечают тесное переплетение иранских и кавказских черт в области духовной и материальной культуры современного осетинского народа.

Общие сведения о жизни осетин

Коренного осетина можно узнать по продолговатой форме головы, темным или русым волосам, глазам преимущественно карего или серого цвета. Осетины принадлежат к европеоидной расе (кавкасионский тип).

Основным занятием жителей республики издревле было скотоводство и земледелие, в связи с чем здешняя местность славилась качественным производством масла, сыра, шерстяных изделий и т. д. Также развито здесь было и прикладное искусство: вышивка орнаментов, резьба по дереву и камню, ковка металла.

Среди религий осетины предпочитают православное христианство (57% опрошенных за 2012 год), вера предков – язычество (22%) и ислам (3%).

У осетин очень крепки родственные узы. Глава семьи стремился обезопасить ее от врагов и других невзгод, возводя надежные крепости, башни, замки и высокие заграждения. К сожалению, до наших дней родовые сооружения сохранились в лишь полуразрушенном виде.

Дружелюбность и толерантность осетинского народа не знает границ, о чем свидетельствует мирное проживание представителей разных национальностей на землях Северной Осетии.

Краткие факты «биографии» других народностей на североосетинской территории

Россияне. Русские казаки впервые появились в этих местах еще в 16 веке. Дабы обрести независимость и не подчиняться помещикам-узурпаторам, люди находили убежище в отдаленных уголках страны, где образовывали собственные мини-государства – казачьи станицы и слободы. В укрепленных селениях выбирались свои органы власти. Главным среди казаков был атаман, который руководил жизнью селения как в военную, так и в мирную пору. По происшествии некоторого времени казаки нашли общий язык с государственным правительством: станицы перешли под контроль российских властей, однако за ними сохранились все права и привилегии казаков. Приход советской власти встретил серьезное сопротивление со стороны большинства казачьих поселений, результатом чего стала жестокая расправа над казаками: во всем Северном Кавказе станицы были разрушены. Северная Осетия на съезде народов Терека сумела отстоять и защитить от уничтожения такие русские поселения как: Змейская, Архонская, Николаевская и Ардонская станицы.

Армяне. Торговые и культурные связи между Арменией и здешними землями были известны еще во времена существования Аланского государства. Чтобы защитить себя и свое имущество от грабителей и бандитов, армянские торговцы старались подружиться с местными жителями и путешествовать по незнакомой стране в их сопровождении. Начало 20 века припало на Первую мировую войну, в которой Турция и Россия оказались по разные стороны баррикад. Армяне преследовались во всей Турции, из-за чего те искали убежища в разных странах. Северная Осетия в те годы приютила не одну армянскую семью.

Греки. Основная часть греческого поселения появилась в Северной Осетии в первой половине 19 столетия. Под предводительством Спиридона Чекалова в Садон направилась группа греков, дабы осуществлять строительные проекты домов, мостов и дорог. Турецкие греки повторили судьбу армян в период Первой мировой войны: многие из них обрели мирную жизнь в здешнем крае. В столице Северной Осетии работали греческий театр и греческая школа.

Немцы. Немецкие поселения (Эммаус и Михайловское) возникают на территории республики во второй половине 19 века. Российский царь приглашал немецкие семьи с целью перенять их опыт безупречного ведения хозяйства.

Основное население Северной Осетии (459 тысяч человек) и Южной Осетии (65 тысяч), живут также в ряде районов Грузии, Кабардино-Балкарии (9, 12 тысячи), в Ставропольском крае (7, 98 тысячи), Карачаево-Черкесии (3, 14 тысячи), Москве (11, 3 тысячи). Численность осетин в Российской Федерации - 528 тысяч человек (2010), общая численность около 600 тысяч человек. Основные субэтнические группы: иронцы и дигорцы (на западе Северной Осетии). Говорят на осетинском языке иранской группы индоевропейской семьи языков. Осетинский язык имеет два диалекта: иронский (лег в основу литературного языка) и дигорский. Верующие осетины в основном православные, есть мусульмане-сунниты.

Этногенез осетин связан как с древним аборигенным населением Северного Кавказа, так и с пришлыми народами - скифами (7-8 вв. до н. э.), сарматами (4-1 вв. до н. э.) и особенно аланами (с 1 в. н. э.). В результате оседания этих ираноязычных племен в областях Центрального Кавказа коренное население восприняло их язык и многие черты культуры. В западноевропейских и восточных источниках предки осетин назывались аланами, в грузинских - осами (овсами), в русских - ясами. Сложившийся в Центральном Кавказе союз аланов, положивший начало образованию осетинской народности, в 13 веке был разгромлен монголо-татарами. Аланы были оттеснены с плодородных равнин к югу - в горные ущелья Центрального Кавказа. На северных его склонах они образовали четыре крупных общества (Дигорское, Алагирское, Куртатинское, Тагаурское), на южных - множество мелких обществ, находившихся в зависимости от грузинских князей. Часть алан была увлечена движением степных племен, осев в разных странах Восточной Европы. Крупная компактная группа обосновалась в Венгрии. Она называет себя ясами, но утратила родной язык. С конца 15 века возобновились процесс формирования осетинской народности (продолжался до 18 в.) и освоение южных склонов Главного Кавказского хребта.

Большинство осетин исповедовало христианство, которое стало проникать в Аланию с 6-7 века, меньшинство - ислам, воспринятый с 17-18 века от кабардинцев. Наряду с этим сохранялись и практически имели гораздо большее значение языческого верования и связанные с ними обряды. В 1740-х годах начала деятельность «Осетинская духовная комиссия», созданная русским правительством в целях поддержки христианского осетинского населения. Члены комиссии организовали поездку осетинского посольства в Петербург (1749-1752), способствовали переселению осетин в моздокские степи. Северная Осетия была присоединена к России в 1774 году, и процесс освоения осетинами северных равнинных районов ускорился. Земли, переданные осетинам российским правительством, закреплялись в основном за осетинской знатью. Южная Осетия вошла в состав России в 1801 году. После 1917 года началось массовое переселение осетин на равнину. В апреле 1922 года была образована Юго-Осетинская автономная область в составе Грузии. В 1924 году - Северо-Осетинская автономная область, которая в декабре 1936 года была преобразована в Северо-Осетинскую АССР в составе РСФСР.

В течение многих веков осетины тесно общались с грузинами и горскими народами, что нашло отражение в их языке, культуре и быте. Основным занятием осетин на равнинах было земледелие, в горах - скотоводство. Наиболее древние виды осетинского прикладного искусства - резьба по дереву и камню, художественная обработка металла, вышивка. Среди разнообразных жанров фольклора выделяется нартский эпос, героические песни, предания, плачи. Наиболее почитаемым напитком является пиво - древний напиток осетин.

В быту осетины долгое сохраняли элементы кровной мести. Примирение завершалось выплатой виновной стороной скота и ценных вещей (оружия, пивоваренного котла) и устройством «кровного стола» для угощения потерпевших. Обычаи гостеприимства, куначества, побратимства, взаимопомощи, аталычества мало отличались от других кавказских народов. В 1798 году была издана первая книга на осетинском языке («Краткий катехизис»). В 1840-е годы русским филологом и этнографом А.М. Шегреном был составлен осетинский алфавит на кириллической основе. На нем стали выходить духовная и светская литература, фольклорные тексты, школьные учебники.

Один из народов, живущих на Северном Кавказе, называется осетинами. Он имеет богатые и уникальные традиции. Долгие годы учёных интересует вопрос: "Осетины - мусульмане или христиане?" Чтобы дать ответ на него, необходимо познакомиться с историей развития религиозности этого этноса.

Осетины в древности

Издавна национальность осетин носила различные названия. К примеру, сами себя они именовали «ирон адам», а страну, в которой жили, - «Иристон». Грузины называли их «овси», а страну, соответственно, «Овсети».

С первого тысячелетия нашей эры народ жил на Северном Кавказе, в Аланском царстве. Со временем осетин сильно потеснили монголы и войска Тамерлана, после чего их жизненный уклад очень видоизменился. Попав под влияние Грузии, они стали менять свою жизнь, а с ней и конфессиональную принадлежность. Народу довольно сложно стало жить по новым условиям и пришлось обживаться в суровых горах.

Люди, которые наблюдали за жизнью осетин со стороны, очень им сочувствовали, поскольку их страна была закрытой и недоступной внешнему миру из-за гор, окутанных льдом и снегом, а ещё из-за наличия скал и быстротечных рек. Из-за окружающей среды плодородность Осетии невелика: кроме злаков, таких как овёс, пшеница и ячмень, фактически ничего там не родится.

Осетины, религия которых с древних времён считалась христианской, сегодня только считаются таковыми из-за соблюдения Великого поста, почитания икон, вере священникам и церквам. Больше ни в чём они отношения к христианству не имеют. Раньше осетины почитали многих богов природных стихий и искали параллели между христианским пантеоном и святыми в мусульманстве. Очень часто приносили они жертвы и христианским святым, таким как Николай Угодник, Георгий Победоносец, архангел Михаил и прочим.

Появление христианства в Осетии

Как же стали христианами осетины? Религия эта пришла к ним из Грузии в XI-XIII веках - это по официальным данным, но не многим известно, что познакомился народ с этой верой намного раньше. И входила в их жизнь она постепенно.

Ещё в IV веке южные осетины приняли христианство от западной Грузии. Но из-за ослабления веры после отхода Лазика к персам, религиозное учение не стало распространяться дальше. Снова христианство заявило о себе при походе Юстиана на Осетию и Кабарды. Произошло это уже в VI веке. При деятельности Юстиниана как миссионера стали строиться церкви, и из Греции пришли епископы. Именно на этот период припадает приучение осетин к элементам христианского культа и к обрядам. Но уже в VII веке начались походы завоевателей-арабов, что вновь приостановило развитие христианства.

Много веков религиозная жизнь в Осетии оставалась нестабильной. Были и осетины-христиане, и те, кто придерживался исламской веры. Обе ветви стали для них родными.

Исследование веры осетин

Долгие годы этот народ (осетины) придерживался как христианства, так и мусульманства. Несмотря на различия конфессий, обряды проводились совместно. Кроме того, они были взаимосвязаны со старинными верованиями. Сегодня Северная Осетия имеет общины 16 конфессий. Исследователи постоянно следят за жителями страны и их религией, их внимание привлекает форма и степень влияния веры на народ.

Систематически изучать верования осетин стали после присоединения Осетии к России. Именно представители российской православной церкви и начали наблюдать, как осетины, вера которых была нестабильной, живут, и каким традициям отдают предпочтение. А первые исследования начались во время миссионерской деятельности на территории этой горной страны.

Специфика веры осетин

Благодаря традиционной системе религии многие века складывалось мнение народа, которое кардинально отличалось от монотеистических верований. Их вера является открытой и способна принимать совершенно новые идеи и взгляды других конфессий. Специфика осетинской религии — это толерантное отношение этого народа как к христианству, так и к исламу. Вот такие они - осетины. Мусульмане или христиане вокруг - для них это не имеет значения. Несмотря на веру, которую принимают родные и друзья, эти люди относятся к ним одинаково, поскольку в разные времена в жизни народа присутствовали и христианство, и ислам.

Проявление христианства в Осетии

Истоки на территории Алании не удалось изучить настолько хорошо, как приход христианства. Есть некоторые расхождения среди учёных. История осетин говорит о том, что вера сынов Аллаха стала распространяться на этих землях в VII веке, а другие источники утверждают, что ислам стал "своим" среди осетин только в XVIII веке. Как бы оно ни было, но достоверно известно только то, что перелом произошёл именно после присоединения Осетии к России. Религиозные формы резко трансформировались и адаптировались к новым правилам. Православная церковь стала восстанавливать христианство среди осетин, хотя миссионерам достичь желаемого результата было нелегко.

Осетины относились к крещению как к акту, необходимому для присоединения к российскому народу, и абсолютно не интересовались христианскими догмами и, естественно, не придерживались обрядов. Ушло несколько десятилетий на то, чтобы осетины познали веру Христа и приобщились к церковной жизни. Достаточно сильно помогло в этом создание христианских школ, где и происходило народное образование.

Христианство и ислам стали развиваться параллельно после присоединения Осетии к России. В некоторых частях страны распространялся ислам, в большей мере это касается западных и восточных регионов. Там люди приняли его как единственную религию.

Влияние России на религию осетин

Уже при первой Православную Российскую Церковь объявили оплотом контрреволюции. Впоследствии произошли репрессии, направленные против духовенства. Они растянулись на несколько десятков лет, стали уничтожаться церкви и храмы. Владикавказская епархия уже в первые 20 лет советской власти была разгромлена. Осетины, христиане или мусульмане, не имели единой веры. А уже в 32-37 годах прошла вторая волна репрессий, тогда пострадало и христианство, и мусульманская вера. Именно в эти годы в Осетии наблюдались массовые разгромы и закрытия храмов. К примеру, во Владикавказе из 30 соборов уцелели всего два, которые действуют и сегодня.

В 30-е годы мечети, которые находились на территории Северной Осетии, разрушили. Самые лучшие священнослужители различных национальностей были подвергнуты гонениям.

В советские времена стало существовать очень непросто, но традиционной и многочисленной для коренных осетин осталась православная вера. Только к 90-м годам в Осетии начал возрождаться ислам, стали регистрироваться общины, восстанавливаться мечети. До сегодняшних дней ощущаются последствия былых нападок и набегов. Священнослужители не имеют профессиональной специальной подготовки, литературы, необходимой для богослужения, практически нет. Это сказывается на работе мусульманских общин. Были попытки приглашения молодых людей, которые получили образование в Египте и в Саудовской Аравии, но они привели к плохим последствиям, поскольку вместе с ними на Кавказе стало появляться незнакомое и неприсущее народу учение салафийя.

Современная Осетия

В современном мире из-за трансформации религии стали появляться её новые формы, которые очень далеки от традиций. Культура осетин тоже подвергается изменениям. Под видом восстановления национальной осетинской религии есть попытки создать новые течения, которые могут стать альтернативой исламу и христианству. Они определяются как неязыческие. Уже зарегистрировано три таких общины в республике Осетия. Они стараются создать республиканскую организацию.

Сегодня Осетия стала небольшим государством с территорией почти в 4000 кв. км и малым количеством населения. После августовской войны с Грузией осетины стали жить в безопасности. От них ушли грузины, но в то же время народ стал очень уязвимым. Границы Южной Осетии и Грузии находятся под жёстким контролем российской власти. Россия специально создала Пограничное управление по Южной Осетии. После войны с Грузией страна очень медленно восстанавливается, а её столицу Цхинвал совсем недавно начали по-настоящему реконструировать.

Пятидесятники и общины Осетии

Ситуация, сложившаяся с религией, довольно своеобразна. Только Цхинвальская синагога уцелела после атеизма советской эпохи, и действует по сегодняшний день, правда, её переделали под еврейский культурный центр. В наши дни евреи стали массово покидать Осетию и возвращаться в Израиль, поэтому синагога стала работать для осетинских пятидесятников. Но сейчас действует только часть здания, которая находилась сзади, поскольку в передней проводили богослужения иудеи. По всей территории Осетии есть ещё шесть общин пятидесятников.

Немало представителей осетинской интеллигенции приняли их веру, а богослужения для удобства ведутся как на русском, так и на местном языках. Хотя пятидесятники на сегодняшний день официально не зарегистрированы, они абсолютно свободно развиваются и занимаются своим делом. Это течение заняло прочную позицию в общественной структуре объединённой церкви христиан с верой евангельской.

Осетины сегодня

Немалая часть осетин по сей день верна традиционным верованиям. Разные сёла республики имеют свои святилища и молельни. На сегодняшний день Осетия восстанавливается и реконструируется. Из-за неудовлетворительной социально-политической ситуации многие граждане покинули страну, а те, кто остались, живут на маленькую зарплату. Людям очень тяжело заниматься строительством или приобретать необходимые продукты питания, поскольку таможенные службы России продолжают работать по той же схеме, что и до войны с Грузией. Культура осетин недостаточно быстро развивается, пока что у них нет возможности получить хорошее образование и чего-то добиться в жизни. И это невзирая на то, что Осетия богата на цветные металлы, у них замечательная древесина, возрождается текстильная промышленность. Государство может начать развиваться и стать одним из самых современных, но для этого понадобится много усилий и новое правительство.

Религия осетин сегодня

История народа довольно сложна, точно так же обстоит вопрос с религией. Кто же такие осетины - мусульмане или христиане? Сказать очень сложно. Северная Осетия осталась закрытой для исследований, и о ней известно не так много. Специалисты подсчитали, что приблизительно 20 % населения на севере - верные сыны Аллаха. В основном религия эта стала подниматься после многие молодые люди Северной Осетии начали в основном в форме ваххабизма. Некоторые думают, будто духовенство хочет держать под контролем религиозную деятельность мусульман, и что само оно жестко контролируется ФСБ, хоть и негласно.

Религия и национальность

Южная Осетия стала пристанищем для разных народов - осетин и грузин, русских и армян, а также евреев. в большом количестве покинули страну из-за конфликта 90-х годов и стали проживать на территории России. В основном это Северная Осетия - Алания. Грузины, в свою очередь, массово выехали к себе на родину. Православная вера, несмотря на все перипетии, стала преобладать среди осетин.

Связь культуры и религии

Культура осетин постоянно развивается, однако народ старается придерживаться старинных традиций и учит этому новые подрастающие поколения. Для жителей Осетии абсолютно неважно, какое вероисповедание у их родных и соседей. Главное - это хорошее отношение друг к другу и взаимопонимание, а Бог - один для всех. Таким образом, не важно, кто именно осетины - мусульмане или христиане. Для духовного и умственного развития в республике открыты музеи и театры, библиотеки и учебные заведения. Государство постоянно работает над подъемом экономики и прочих сфер.

Большинство верующих осетин считаются православными, принявшими христианство из Византии в период с IV-IX вв (что, однако, несколько противоречит свидетельствам самих осетин, имеющих изустные предания из сравнительно недавнего прошлого, XIX века, о крещениях "за красные рубахи", причём мотив принятия крещения несколько раз для пополнения гардероба находит своё отображение и в фольклоре[источник не указан 193 дня]). Часть осетин исповедуют ислам суннитского толка, воспринятый в XVII-XVIII веках от кабардинцев. Но значительная часть осетин фактически являются приверженцами традиционных осетинских верований, которые имеют дохристианские корни.
История становления традиционных верований
Система религиозного мировоззрения осетин была унаследована от далёких предков и в своей основе имеет арийские корни.[источник не указан 102 дня] Но в условиях отсутствия духовенства, религиозной организации и письменности, она с течением времени претерпевала значительные изменения
Процесс этногенеза осетин на базе кавказских алан с участием местного кавказоязычнного субстрата (племён Кобанской культуры), очевидно, стал основным составляющим и для становления их религиозно-культовых представлений.
Духовная культура южных осетин непрерывно обогащалась за счёт соседства с христианской Грузией и длительных, непрерывных контактов с её населением[источник не указан 849 дней]. Наиболее интенсивными эти процессы были во времена царствования в Грузии Царицы Тамары.
Христианские элементы в народной религии осетин частью наследовались и от самих алан, которые в период политического расцвета Алании в X-XI веках активно распространяли на своей территории православие. Эта политика также активно поддерживалалась союзной Византией.
В результате монгольского нашествия в XIII веке, эти процессы были прерваны, так и не завершившись. В наступивший после крушения Алании период и вплоть до вступления в состав России, осетины изолированно жили в условиях труднодоступных горных ущелий уже без участия в духовной жизни мировой цивилизации. В этих условиях происходил процесс окончательного становления современной религиозной культуры осетин, ныне характеризуемой как универсальная монотеистическая религия православного христианства[Что?].
[править]Современная форма
На нынешнем этапе народная религия осетин имеет вид сложной системы мировоззрения и культов, основанной на древнейшей осетинской мифологии (отражённой в частности в осетинском Нартовском эпосе), которая характеризуется наличием единого Бога (осет. Хуыцау), имеющего эпитеты Великий (Стыр) и Единый (Иунæг).
Им сотворено всё во Вселенной в том числе и нижестоящие небесные силы, покровительствующие различным стихиям, материальному миру и сферам человеческой деятельности и составляющие подвластный ему пантеон: святые покровители (осет. дзуар); небесные ангелы (осет. зæд) и земные духи (осет. дауæг).
В народном календаре осетин имеются праздники, отмечаемые в честь Великого Бога и большинства святых, которые сопровождаются молитвенными пиршествами (осет. куывд) и жертвоприношениями, зачастую проводящимися у посвящённых им святилищ (осет. дзуар).
Святилищами могут быть как определенные культовые сооружения, так и священные рощи, горы, пещеры, кучи камней, развалины древних часовен и церквей. Некоторые из них почитаются в отдельных ущельях или населенных пунктах, а некоторые являются общеосетинскими.

1.06.2016

В настоящее время в отношении традиционных верований осетин идет фактическая травля. Оскорбления и различные обвинения в адрес приверженцев веры предков в социальных сетях уже не редкость. Встречаются даже призывы к уголовному преследованию сторонников традиционных верований, с известным призывом советской эпохи «Куда смотрит Прокуратура?». При этом, наибольшее раздражение у критиков вызывает положение в Конституции РЮО, согласно которому православие и традиционные осетинские верования уравнены в правах (Статья 33). В адрес основателей нашей Республики звучат укоры в том, что подобный феномен в свое время получил закрепление на законодательном уровне. Но странно другое. Критики традиционных верований при этом допускают работу на территории РЮО грузинской церкви, различных сект…

Противники возрождения народных традиций в религиозной сфере договорились даже до того, что отрицают вообще факт существования народных верований. В частности, проталкивается мысль о том, что само понятие «традиционные осетинские верования» появилось только в наши дни. Поэтому предлагаем вашему вниманию материал, написанный известным осетинским писателем, публицистом, переводчиком, офицером русской армии Сосланом Темирхановым в далеком 1922 году.

«Хотя осетины официально числятся христианами и мусульманами, они до сих пор держатся религии своих предков, согласно которой верят в Единого Бога, Творца Мира, в существование души и загробного мира, и в мир духов, подчиненных Богу.

Эта религия осетин не знает ни храмов, ни идолов, ни священнического сословия, ни священных книг. Взамен священных книг она имеет мифологию, полную безыскусственной поэзии, возбуждающей ту святую искру, которая поднимает человека, освещает и греет его душу, заставляет его стремиться к добру и свету, дает ему мужество и силы безбоязненно бороться со злом и пороком, вдохновляет его к самопожертвованию для блага ближних.

Взамен искусственного храма ей служит храмом Вселенная, прекрасная и необъятная, призывающая человека ввысь к прекрасному и бесконечному. Вот почему осетины совершают свои религиозные празднества на лоне природы, на горе или в роще, под открытым небом.

Взамен священника выступает старейший семьи или рода, собрания или общества. Он не является носителем каких-либо таинств, не называет себя посредником между Богом и людьми, а лишь является выразителем общих чувств и верований.

Веруя в Бога, Творца Мира, осетины, однако, жертвоприношения делают только покровителям-духам, полагая, что от их вмешательства зависит достижение поставленных целей. Не вытекает ли это из наблюдения и разума: из наблюдения потому, что давно замечено, что желание, вокруг которого сосредотачиваются усиленно и мысль и воля, достигается человеком, а из разума потому, что неразумно низводить Бога на степень пристрастного существа, способного из-за жертвоприношений исполнять просьбы, носящие большей частью эгоистический характер; направленные в ущерб другим. Иное дело обращаться к покровителям, духам, обладающим страстями: это ни что иное, как обращение к своему духу, обладающему разнообразными способностями, требующими обращения к себе; чем сильнее желание, т.е. требование, направленное к своему духу, тем более проявляет он свои внутренние способности или свою силу и тем более удается достигнуть человеку, ибо дух такая же реальная сила природы, как и всякая другая сила природы, которой можно пользоваться в своей выгоде, если только уметь обращаться с нею.

Осетины никогда не говорят о сущности Бога, не изображают его и ничего не утверждают как доподлинно Богом сказанное, но зато часто слышишь у них, как, укоряя бессовестного, говорят: «Бойся Бога, имей совесть». Не говорят ли они этим, что есть «нечто высшее», которому должен подчиняться человек, что это «нечто высшее» проявляется через совесть, которая, как мы знаем, представляет совокупность лучших понятий, унаследованных от предков, или воспринятых самим человеком. Лучшие же понятия содержат в себе стремление к общему благу, служение которому требует, следовательно, то «нечто высшее», которому должен подчиняться человек.

Глубоко веруя в бессмертие души, осетины полагают, что живущие на земле тесно, хотя и не видимо, связаны с отошедшими в загробный мир.

Культ усопших носит у осетин глубоко религиозный характер. Умерший, как дух, жив и не прерывает связи с живущими на земле. Умершие постоянно вспоминаются на домашних жертвоприношениях, и, таким образом, потомки проникаются духом предков.

Благодаря этому и отцы видят в детях те побеги от себя, которые явятся их продолжением на земле и будут вспоминать их на домашних жертвоприношениях. Вот почему старшие и в особенности старики бережно относятся к детям, к их воспитанию, и хотя и лелеют детей, но не балуют их слащавым отношением, не позволяют и себе в присутствии детей слова и поступки, которые могли бы уронить их в глазах детей. После и эти, возмужав, окружают родителей и стариков особым почетом, а с престарелых родителей снимают всякую заботу, освобождая их от труда.

Таким образом, благодаря культу предков, осетин в детстве пользуется особенно бережным отношением старших поколений, затем, возмужав, принимает на себя всю заботу о семье и о родителях и, наконец, на старости лет пользуется покоем, окруженный вниманием и почетом.

Все религиозные празднества осетин служат развитию солидарной общественности и представляют из себя общественные трапезы на религиозной подкладке. За общим трапезным столом садятся все на равную ногу и последний бедняк, и первый богач, и знатный, и простой и во имя покровителей-духов, вкушая хлеб и яства, проводят трапезу в собеседовании о светлых духах-дзуарах, о мифических предках нартах и о подвигах народных героев, а также об общественных и национальных делах.

Все это создает атмосферу общего подъема и содействует взаимному пониманию и духу единения.

Благодаря этому люди различных общественных положений составляют одно широкое общество, встречаются как равные, бывают друг у друга, и пиршества и увеселения проводят вместе. Это общение поднимает умственный кругозор бедных и необразованных осетин, незнакомых с жизнью культурных центров, а интеллигенции не позволяют оторваться от народа и превратиться в узкий замкнутый круг. Этим же общением вызывается взаимопомощь, сильно развитая у осетин, и уважение человеческой личности, терпимость к другим, и как следствие всего этого выдержка и такт во взаимоотношениях и общественная дисциплина.

Дух религиозности проникает в обычаи осетин и потому одно уже исполнение их облагораживает отношения людей и придает им стройность и красоту.

Вообще религия осетин дает законы нравственности и учит трудолюбию, мужеству, выдержке и самопожертвованию.

Эта религия – та сила, которая поддерживала несокрушимость духа осетин в их титанической борьбе со стихийными бедствиями гор и их бесплодием, а также и засильем врагов, не дававших им возможности свободно вздохнуть.

Так велико и благотворно влияние осетинской религии, и не удивительно, что при таком могущественном влиянии родной религии, осетины не могли поддаться влиянию чуждых религий, несмотря на то, что иноземные завоеватели всей мощью своего государственного аппарата поддерживали свою религию, понимая хорошо, что только привитием ее могут окончательно завоевать осетин.

Ни православие византийское и грузинское, насаждаемые в средние века, ни мусульманство, приносимое с Востока и Севера, ни православие русское, насаждаемое полицейскими мерами, не укоренились в Осетии, и осетины по сию пору продолжают исповедовать веру своих предков, но не хотят быть смешными, как Дон-Кихот и не борются с ветряными мельницами. От того-то осетины не восставали и не восстают против смехотворной работы пришельцев, насильственно насаждавших свою религию.

Пусть они строят храмы и насылают священников, именем Божьим проповедующих самые нелепые несуразности, но это осетинам не мешает видеть во Вселенной нерукотворный храм Божий, а в своей мифологии наилучшего руководителя и вдохновителя.

Глубоко религиозное мировоззрение осетин, унаследованное ими от предков, не позволяло привиться к ним чуждым религиям. Это и спасло осетин от губительного влияния официальной церкви, стремящегося пленить и растлить душу покоренных. А на какие гнусные действия способны были служители русского православия и их друзья русификаторы, это видно из истории насаждения православия в Осетии.

По окончательном покорении осетин, царское правительство по плану святейшего Синода наслало в Осетию миссионеров, которые, не имея успеха в проповедовании православия, стали подарками приманивать детей и бедняков и явившихся к ним приписывали к православию. Дети, заинтересованные подарками, являлись массами, без ведома родителей, а бедняки, охотники легкой наживы, являлись по несколько раз, называя себя чужими именами. Помимо этого, миссионеры вносили в списки окрещенных и много таких людей, которые к ним вовсе не являлись.

Все, таким образом, показанные окрещенными их дети стали считаться царским правительством православными, и оно настроило им церкви и поставило священников. Но осетины эти, не считая себя православными, не посещали церквей и не обращали внимания на священников.

Тогда правительство, через полицейские органы, стало насильственно принуждать их к посещению церквей и к исполнению православных обрядов, за уклонение от которых стали подвергать преследованиям, доходящим до лишения свободы и до разлучения мужа с женой (не обвенчанные), хотя бы у них были и дети, и стали распадаться семейства и разоряться хозяйства, но осетины все по-прежнему продолжали бойкот православной церкви, не посещая ее, и не исполняя ее обрядов.

Тогда правительство увидело, что его репрессии мало помогают делу распространения православия в Осетии, и решило перейти к мерам воспитательного характера, и с этой целью стало покрывать Осетию сетью церковноприходских школ и открыло в Ардоне осетинское духовное училище.

Итак, сами факты говорят за то, что в жизни осетин их родная религия является могущественным фактором, охраняющим их от всех враждебных и растлевающих влияний.

В ней, в этой религии все сокровенные верования осетина, составляющие основу его мировоззрения, которое невозможно убить никаким насилием. Она, эта религия осетин, глубоко религиозна, так как побуждает стремиться к добру и свету и бороться со злом и мраком».

Наша справка

Темирханов Сослан Гаврилович (1881 -1925). Родился в крестьянской семье в 1881 году. Отец – Темирханов Гаврил Алексеевич, мать – Габуева Екатерина Андреевна. В семье был страшим из шести детей. Первоначально получил домашнее образование, после 6 классов реального училища, а в 1904 году выпущен в чине подпоручика Тифлисского юнкерского училища.

Участник русско-японской войны. Был награжден орденом «Святой Анны» 4-й степени с надписью «За храбрость в Русско-японской войне 1904-1905 гг.». Участвовал в революции 1905-1907 гг. Участник Первой мировой войны. За храбрость и проявленное мужество был награжден орденом «Святого Владимира» с саблей и бантом.

Помимо военной службы, будучи одаренным человеком, испытывал влечение к гуманитарным наукам. Был писателем, историком, научным работником, публицистом, переводчиком, собирателем памятников народной словесности, педагогом, знатоком осетинского языка. На осетинском языке им была написана книга «Иры истори» («История Осетии»), которая вышла отдельным изданием в 1913 году под псевдонимом «Вано». Автор освещает историческое прошлое осетинского народа, распространение по Европе наших предков, высокую культуру народа и его падение в связи с бесконечными войнами.

С 1920 года работал во Владикавказе. Занимал разные должности. Был корректором осетинского языка при типографии Горского ОНО Наркомпроса, преподавателем осетинского языка… Сотрудничал с газетой «Кермен», опубликовал рассказы («Фаллой», «Труд»…). Написал исторический очерк о герое осетинского народа средних веков Ос-Богатыре, который вышел отдельной книгой в 1922 году.

Писал он, как правило, на осетинском языке, был его знатоком. Но в архиве СОИГСИ обнаружены рукописи, написанные С.Темирхановым и на русском языке в 1922 г.: два очерка «Осетины» и «Народная религия осетин».

6 марта 2019 года в Москве состоится встреча Президента Республики Южная Осетия Анатолия Бибилова с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. В ходе встречи планируется обсудить текущее состояние и перспективы дальнейшего наращивания двустороннего взаимодействия, прежде всего в социально-экономической сфере. Визит главы югоосетинского государства в Россию рабочий.

«Единственной эффективной защитой от кори является вакцинация», - сказала нашему корреспонденту заместитель министра здравоохранения и социального развития РЮО Алла Чочиева. Корь – острое вирусное заболевание, нередко дающее такие осложнения, как пневмония, бронхит, энцефалит, которые в случаях позднего обращения за медпомощью и наличия тяжелых сопутствующих заболеваний могут привести к летальному исходу. «При отсутствии специфического метода терапии единственной эффективной защитой от кори является вакцинация», - рассказала замминистра. Учитывая осложнение эпидемиологической ситуации по...

4.03.2019

На площадке Медиа-центра «Ир» состоялась встреча Президента Республики Южная Осетия Анатолия Бибилова с лидерами политических партий. Обращаясь к представителям партий, Президент призвал политические силы Южной Осетии открытому диалогу и единению, чтобы избежать напряженности в обществе в преддверии парламентских выборов. «Я призываю к единению все политические силы Южной Осетии. Нам нужно избегать голословных обвинений, адресованных друг против друга. Перед столь ответственным политическим событием, как выборы в Парламент, важно чтобы между различными...

4.03.2019

Празднование Урсы къуыри в Осетии начинается сегодня вечером. Эти традиции передаются из поколения в поколение уже много веков. Осетины праздновали Урсы къуыри (Царвисӕн, Сыропустная неделя) перед Великим постом, - об этом кореспонденту нашего издания рассказал кандидат исторических наук, доцент Мурат Джиоев. В течение всей недели, какая бы семья бедная или богатая не была, все пекли пироги, питались молочными продуктами и обязательным ритуалом было каждый день употреблять в пищу несколько ложек...