» »

Как называется вышитое полотенце. Обрядовая роль полотенец в православной традиции. Горизонтальная волнистая линия

04.03.2020

В каждой семье в ванной, на кухне висит полотенце. Вернее, не одно, а несколько полотенец: для лица, рук, ног, тела, посуды. Этот домашний атрибут так привычен, что люди просто не задумываются о его уникальности. Главная функция полотенца заключается в устранении остатков влаги, и примечательно то, что за тысячи лет альтернатива ему не найдена. Да, история полотенца измеряется тысячелетиями, с тех самых времён, когда люди только-только освоили выращивание сельскохозяйственных культур.

Лён в Древнем Египте считался самой востребованной культурой

Самым первым сырьём для ткани у древних цивилизаций стал лён. Его культивировали для получения волокна в Древнем Египте, Вавилоне, Ассирии. Льняная ткань считается самый стариной с возрастом не менее 10 тыс. лет. Древние ткачи создавали такую тонкую ткань, что через её 5 слоёв просвечивалось тело, а льняная одежда протаскивалась через кольцо.

К слову сказать, лён обладает хорошими бактерицидными свойствами. Ни бактерии, ни грибки на нём не живут. Он прекрасно впитывает влагу и быстро сохнет. Все эти плюсы и сделали лён популярным тысячи лет назад. Легко догадаться, что первые полотенца начали делать из льна, и эта практика оставалась незыблемой в течение десятков веков.

Страны Средиземноморья и Месопотамии использовали именно льняные полотенца. А тяга к водным процедурам возникла на этих землях 5 тыс. лет тому назад. Появилась целая культура омовения, которая постоянно совершенствовалась. Но все древние народы в тяге к чистоте тела перещеголяли римляне.

Для них омовение стало своеобразным культом. Водные процедуры были доступны всем: и богатым сенаторам, и простым гражданам, и легионерам, и рабам. В городах Римской империи прокладывали акведуки и возводили термы, чтобы римляне могли в любое время насладиться водными процедурами.

А после омовения граждане империи вытирали тела и лица льняными полотенцами. Помимо терм люди умывались и утром, а поэтому без полотенец обойтись им было никак нельзя. Следует заметить, что в Древнем Египте в процессе мумификации мумии заворачивали в длинные льняные полотенца, пропитанные специальным смоляным составом.

Таким образом, лён долгое время занимал лидирующие позиции в культуре омовения. Но вот на Ближнем Востоке кому-то пришло в голову соткать полотенца по той же технологии, по которой ткали ковры. И на свет появились махровые полотенца. Они были мягкими, ворсистыми, а впервые ими стали пользоваться в Турции. При этом на смену льну пришёл хлопок.

Надо сказать, что турецкая культура водных процедур ничем не уступала римской. Жаркие купальни были важной составляющей повседневной жизни турок-османов. Вполне понятно, что без полотенец в турецких банях делать было нечего. Любители помыться шли в баню с целым набором самых разных полотенец. Для головы, плеч, груди, ног, ступней были свои куски ткани. Именно турки превратили полотенце в роскошный атрибут, радующий не только тело, но и глаза.

Сделанные их хлопка махровые полотенца широко распространились в Европе и на Востоке в XVIII веке. Хлопчатая ткань по своей структуре более мягкая, нежная и водопоглощающая, чем льняная. А махровые ворсинки при обтирании создавали приятный массажный эффект и при этом не раздражали кожу. Таким образом, история полотенца вышла на новый, более прогрессивный уровень.

Вафельные полотенца

Примечательно то, что турки придумали и ещё одни вид ткани для обтирания – вафельное полотенце. Соткали его впервые в городе Бурсе в XVIII веке. Там жили чрезвычайно профессиональные мастера, обладавшие разными техниками переплетения нитей. Вот они и придумали полотно, напоминающее по своей структуре современное кондитерское изделие – вафли. К новой оригинальной ткани изготовители одежды отнеслись скептически, а вот полотенца из неё стали пользоваться спросом.

Самые первые вафельные полотенца ткались вручную. За одни день мастер создавал 2-3 таких вещи. Соответственно и цена у них была выше, чем у льняных полотенец. Последние были вне конкуренции до конца XIX века. Лишь после 1890 года, когда ткацкое производство полностью механизировалось, грубоватая льняная продукция стала сдавать свои позиции. Махровые и вафельные полотенца, сделанные из хлопка, заполонили рынок и стали на нём доминировать.

Но в наши дни лён и холопок уже не являются основными компонентами, из которых делают полотенца. На смену натуральным пришли синтетические волокна и микрофибра – полотно из микроволокна с капиллярной структурой. Такие микрофибровые полотенца чрезвычайно мягкие, лёгкие и отлично впитывают влагу. Применяются на практике и одноразовые полотенца из нетканого материла спанлейса.

А как история полотенца развивалась на Руси? У славян лён считался основной тканью. Именно из него делали самое известное славянское полотенце – рушник. Его использовали в самых разных ритуалах: на свадьбах, при рождении детей, на похоронах. А вот куски льняной ткани для вытирания лица, рук, посуды именовали утирками или утиральниками. Рушник же для таких целей не предназначался. Он выполнял функции культовой вещи.

Славянские рушники с узорами

В зависимости от предназначения рушники были разными. Подорожный , его брали в путь купцы и паломники. Родильный , в который заворачивали новорождённое дитя. Крестильный , им вытирали младенца после купели. Свадебный , применяемый на свадьбах. Хлебосольный , его используют и в наши дни. Именно на таком рушнике выносят хлеб с солью при встрече дорогих гостей.

Классический рушник из льна имел в ширину 40 см и 3 метра в длину. Это полотнище украшали разнообразной вышивкой. Наносили птиц, зверей, сказочных животных. Изображали кресты, растения, геометрические фигуры. До XVIII века узоры на рушниках имели сакральный смысл. Но постепенно он стал теряться, а ему на смену пришли обычные узоры. Они не несли в себе никакой обрядовой составляющей, а только радовали людей разнообразием фигур и расцветкой. В наши дни красоте полотенец уделяется большое внимание, так как именно эстетическое наслаждение выходит на первый план.

Районная краеведческая конференция Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Микулинская гимназия»

Секция: Этнография

Исследовательская работа:

«Полотенце и его значение в жизни русского народа»

Выполнили:

Ефремова Вероника

Руководитель:

библиотекарь

Введение……………………………………………………………………....…. 3

Основная часть……………………………………………………….……………5

1. История.полотенца…………..…………………………………………….5

1.1. Роль полотенца в семейных обрядах…………………………… 5

2. Особенности символики русской вышивки на полотенцах.…………. 9

3. Значение вышитых узоров…………………………………………… 11

4. Использование рушников в современном мире.………………………. 14

Заключение……………………………………………………………………….15

Приложения…………………………………………………………………… 16

В исследовательской работе использованы следующие материалы:

1. ушники – наше языческое прошлое, 2002, Народное творчество, №7

2. .Я. Добрых рук мастерство. Произведения народного искусства в собрании государственного русского музея. Ленинград «Искусство» 1981. 311 с. (О крестьянской вышивке с. 136-150)

· знакомство с экспонатами школьного музея и краеведческого музея с. Микулино.

Объект исследования : полотенце, как предмет быта в традиционной культуре русского народа.

Предмет исследования : виды узоров и вышивки на полотенцах

Этапы работы

· Изучение специальной литературы, анализ полученных сведений.

· Ознакомление с историческими экспозициями музеев.

· Обобщение полученных сведений.

· Консультация учителя.

Актуальность исследования:

Актуальность своей работы видим в привлечении внимания к изучению истории вышивки полотенца. Уникальное и многообразное по своим видам народное искусство составляет значительную часть нашей культуры. Среди множества форм художественных народных промыслов именно вышивка является самым доступным и любимым видом творчества это возможность путем приложения своего труда преобразить белую ткань холста в красиво украшенную вещь.

Как и где можно применить в наше время вышитые полотенца?

Произведения прикладного искусства, оформленные художественной вышивкой, постепенно вновь стали проникать в наш быт, одежду. В настоящее время проявляется большой интерес к нарядным, красочным, изящным вышитым вещам. Многие известные отечественные и зарубежные модельеры используют вышивку при разработке коллекций одежды, интерьера. Все чаще в моду входят стилизованные свадьбы.

Практическая значимость: информация о полотенцах может быть использована на уроках технологии, в работе школьного музея, в фольклорных праздниках.

Основная часть.

1. История полотенца

Определение слова «полотенце» мы стали искать в словарях. В словаре Ожегова дано значение этого слова как « простое изделие из впитывающей ткани или бумаги, обычно предназначенное для высушивания или вытирания чего-либо».

Точно как появилось полотенце, ученые не знают, но предполагают, что произошло оно от пояса, изготовленного из ткани. Поверхность такого пояса увеличилась в ширину, и рисунок из вертикального превратился в горизонтальный. Простейшая форма полотенца – это полотно.


1.1. Роль полотенца в семейных обрядах.

Из статьи Т. Блиновой «Рушники Центральной России – наше языческое настоящее», мы узнали, что полотенца были двух видов: бытовые и праздничные (обрядовые).

- БЫТОВЫЕ полотенца, называемые утирка, утиральник, ширинка, полотенце, рукотерка, ручник - ветошка, висящая при рукомойнике., были небольшого размера и предназначались «для утирания лица или рук» (по словарю), мытья полов и т. д. Утирки обычно были мало украшены. (Приложение 1)

От бытовых полотенец следует отличать полотенца, применяемые в обрядовых действиях - рушники. Рушник – это вытканное и бережно вышитое женскими руками полотенце. От куска беленого полотна рушили (рвали) полосу длиной 4 метра, отсюда и название пошло - рушник.

Начиная от рождения и до самой смерти, рушник сопровождал всю жизнь, связывая в единую цепь представителей разных поколений одного рода.

Рушник в доме - царь. Каждому рушнику – свое значение.

При рождении ребёнка ранее использовали рушник РОДИЛЬНЫЙ – на него повитуха принимала дитя, а на крестины вышивали рушники КРЕСТИЛЬНЫЕ (КРИЖМО), на котором несли ребёнка в храм и утирали после окунания в купель. Крестильный рушник вышивала крёстная мать, на нём не должно было быть чёрного цвета. (Приложение 2)

Длинный прямоугольный кусок ткани всегда у наших предков означал путь, путь, который ведет человека, помогает ему жить. После смерти человека рушники сопровождали его при погребении, на них несли гроб, их также вешали на поминальные кресты. ПОМИНАЛЬНЫЕ рушники на поминках расстилали на подоконниках так, чтобы край рушника свешивался за открытое окно – считалось, что на сороковой день душа умершего умывается росой около своего дома и утирается этим полотенцем. Такой рушник вышивали скромно, узкой полосой по краю. С приходом христианства появился обычай после сорокового дня передавать поминальный рушник в церковь. В этом обычае усматривают стремление защититься от духов умерших, чтобы они по поминальному рушнику не нашли обратную дорогу в дом, но, возвращаясь, пришли бы к храму. Рушниками украшали надмогильные кресты.

Многие эти традиции сохранились и в наше время.

Ежедневно смывая сон, человек «ласкал» лицо рушником-утиральником, которые практически не украшались. (Приложение 3)

Садясь за стол, домочадцы творили молитву, их взгляд был обращён в красный угол, в котором Святой Образ находился в обрамлении рушников-свитков. (Приложение 4)

Вспоминая известную присказку “скатертью дорога!”, нельзя не вспомнить о ПОДОРОЖНЫХ рушниках. Такие рушники, небольшие, со скромной, но тщательно продуманной вышивкой, давались с собой в дорогу тем, кто покидал родной дом: воинам, торговцам. Подорожный рушник символизировал пожелание лёгкого пути и скорого возвращения.

ПАСХАЛЬНЫЕ рушники предназначаются для выпеченных хлебов, куличей и схожи с хлебосольными, но отличаются орнаментом – на них часто присутствуют аббревиатуры ХВ (Христос воскрес), вышиваются символы яйца. С приходом христианства появились также рушники РОЖДЕСТВЕНСКИЕ, ТРОИЦКИЕ. (Приложение 5)
СВАДЕБНЫХ рушников насчитывается несколько видов. Свадебные полотенца изготавливали из лучшего полотна. Их длина была от 2 до 4 метров, шириной 35-40 сантиметров. (Приложение 6) . В самой бедной семье в приданое собирали не менее дюжины полотенец, а в семьях зажиточных - до сотни. В знак согласия родителей и невесты на брак семье жениха дарили богато вышитый РУКОБИТНЫЙ рушник. Когда невеста была готова к свадьбе, её отец передавал со специально выбранным посыльным в дом жениха нарочно вышитый для этой цели ПОСЫЛЬНЫЙ рушник – знак того, что можно ехать за невестой, начинать свадьбу. Вышивали такой рушник– красным, но никогда не вплетали в вышивку чёрный цвет. Традиционные мотивы для вышивки посыльного рушника – птицы, символизирующие вести.

Сакрально такой рушник означал, что невеста уже “умерла” для отчего рода, и её пора ввести в род жениха.

Отдельно ткали и вышивали рушник “РОДИТЕЛЬСКИЙ” или “БЛАГОСЛОВЕННЫЙ“, на который вставали коленями молодые, когда их благословляли на брак родители.

СОЮЗНЫЙ рушник уступает размерами остальным свадебным рушникам, он более узкий – им связывают руки жениха и невесты, символизируя общую будущую жизнь, любовь и духовные узы.

ДРУЖНЫЕ рушники преподносятся свидетелям-дружкам (отсюда, кстати, и современный обычай одевать свидетелям в ЗАГСе ленты через плечо). Самый главный свадебный рушник сейчас носит название “ВЕНЧАЛЬНЫЙ“, на нём стоят молодые в церкви. Как на облаке, поставляются жених и невеста, вырванные на время из мира и как бы восхищенные в Царствие Небесное, ибо там совершается благословение их супружества.

На свадебном рушнике изображаются пары птичек (жаворонки, голуби) они символизируют жениха и невесту. Птички олицетворяют собой семейное счастье, верность в любви. Вышиваются и цветочные орнаменты, как оберег от злых сил, и пожелание молодым "процветания", здоровья, богатства, рождения детей. Иногда на свадебном рушнике вышиваются и первые буквы имен жениха и невесты. Рушниками перевязывали пары сватов.

С хлебом-солью, который был на рушнике, провожали и встречали молодых на пороге дома.

Самую дорогую семейную святыню – икону – разрешалось выносить из дома (в контексте ряда традиционных обрядов) только покрыв рушником.

Рушник, максимально наполненный красными узорами орнаментов, использовали народные целители. (Приложение 7)

Известны рушники, которые вышивались к первому выгону скота на пастбище, к весеннему празднику Юрия. Такие рушники дарили пастухам, и назывались они "юрьевские", или скотоводческие. (Приложение 8)

Те коды, ключи, что наносились на рушники, благодаря линиям и цветам, помогали людям общаться с миром невидимым, который населен разнообразными духами. Эти духи, принадлежащие к четырем стихиям - Огня, Воздуха, Земли и Воды. Об этом знали наши предки, и они общались с духами, привлекая светлых или "хороших" для жизни и отпугивая "злых".

По сути, рушники выполняли роль тех же святых образов. С введением христианства они не исчезли, а вместе начали сосуществовать с иконами, служа для них украшением. Наверное, с тех пор стало умаляться значение рушника, сводиться лишь к его декоративной функции.

Узоры на рушниках сейчас вышиваются самые разные, и зачастую их смысл уже утерян. Но если говорить об исконных традициях такой вышивки – каждый орнамент, каждый мотив, его расположение отвечали строгим правилам. Грамотно вышитый венчальный рушник мог рассказать гостям свадьбы очень многое о вступающих в брак, их личной истории и их семьях. (Приложение 9)

К изучению традиций, связанных с использованием полотенец в России, а также его функции и эстетической значимости обращались известные ученые: , и др.

2. Особенности символики русской вышивки на полотенцах.

История вышивания начинается в Древней Руси, постепенно вышивание распространяется везде, захватывая с восемнадцатого века абсолютно все слои населения. Это занятие становится одним из главных у крестьянских девушек. С малолетства девочек обучали держать в руках веретено и иголку.

В старину не найти было ни одного дома на Руси без самобытных полотенец. Для народа он выполнял важные обрядово-бытовые функции: он сопровождал человека от рождения до смерти. Обрядовая роль полотенец в народном быту была многозначной. Их вешали на ветвях священных деревьев, украшали красный угол избы и иконы; десятки вышитых полотенец готовили к свадьбе; на полотенце опускали в могилу гроб и принимали родившегося ребенка.

Говорят, что дом, в котором нет вышитого полотенца, похож на семью, в которой нет детей. Самым важным предназначением этой святыни было обереговое. Еще наши давние предки использовали вышитый рушник как оберег.

По количеству полотенец судили о благосостоянии семьи, по сложности вышивки – о мастерстве и трудолюбии рукодельниц .

На экскурсии в краеведческом музее с. Микулино мы узнали: «Что рушник это единственный ритуальный предмет из языческого прошлого, который без перерыва традиции используется в народном быту по своему прямому назначению – защищать.

Волшебство и магическую силу ему давала вышивка. Вышивка-главное украшение рушника. Она отражала художественные вкусы и представления людей. Представление о жизни и окружающей природе.

Все рисунки на полотенцах являются символами, которые вобрали в себя как древнейшее, так и более новые представления людей о космосе, о своём месте в нём, о своих поступках, о том, чем они должны гордиться и что уважать.

Что же обозначают рисунки – символы на полотенцах?

В вышивку большая часть узоров и рисунков пришла из глубокой древности, когда многие из них имели магический смысл. Недаром их применяли в украшении праздничных и обрядовых предметов. Знаки – узоры, вышитые на одежде, обрядовых предметах и предметах домашнего обихода играли роль оберегов; одни охраняли от злых духов, колдунов; другие помогали в охоте, рыбной ловле, домашнего хозяйства, способствовали урожаю.

За разъяснениями мы обратились к книге «Язычество древних славян» . Книга, написанная сложным научным языком, помогла нам разобраться в многообразии узоров и орнаментов русской вышивки.

Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного орнаментов, расположенных в виде прямых полос, которые подчёркивали край изделия. Считалось, что такой орнамент (по краю) выполнял функцию оберега. Традиционный рушник вышит крестом, (как не изобрази крест, он всегда будет оберегом). И в вышивке тоже крестик наполнял изделие силой оберегающей. Вышитые символы хорошо впитывали молитву. В красочных орнаментах, украшавших полотенца и подзоры, вышивались изображения фантастических зверей, птиц, растений. Язык русской народной вышивки – это своего рода система письма, где бумагу заменяет - холст, а чернила - нить.

Через старинные узоры вышивки на рушниках обращается к нам мудрость поколений, ведь в разные века и на разных землях ценности едины. Это-благополучие в родном доме, это - процветание родной земли! (Приложение 10)

3. Значение вышитых узоров.

Для того, чтобы иметь вышитый рушник, надо было приложить много усилий и труда. В первую очередь - это прядение нитей и изготовление полотна для рушников. Рушник был святой вещью, и к нему относились с большим уважением. Об этом свидетельствует тот факт, что для вышивания бралось лучшее, тонкое, самое белое, лучшего качества полотно, покупались очень дорогие красные нити, а черные нити были редкостью, и их было трудно производить. Преобладающий красный и черные цвет в вышивке рушника тоже не случаен:

Красный - цвет солнца, тепла и красоты, крови (жизненная Сила). Чёрный – символ богатства, чернозем, Земля.

При вышивке обрядовых рушников прослеживаются определенные правила составления орнамента. Вообще, рушниковому творчеству, так или иначе присуще число 7. Так, длина рушника должна составлять его ширину, умноженную на 7. Семь полос орнамента должны составлять композицию, которая повторяется на правом и левом полотнищах. Один рапорт узора должен в идеале повторяться 7 раз, а если орнамент крупный, то должен насчитывать 7 элементов.

Несмотря на то, что вышивка у каждого народа имеет свой национальный колорит, свои секреты, определенные приемы исполнения и характер орнамента, существуют общие для всех узоры, идущие из глубокой древности. Таковыми являются:

Прямая горизонтальная линия

поверхность земли;

Горизонтальная волнистая линия

Вертикальная волнистая линия

Треугольник

Скрещивающиеся линии

огонь и молния;

Шестилучевая розетка

Птица Сирин

Женское начало, символ счастья, света и радости, сулившая наступление весны, урожай и богатство; идея неба.

Лось

Олень и конь

« жизнедающее светило» - солнце, они приносили счастье и веселье и благополучие.

Единорог

целомудрие

Грифон

взаимосвязь неба и земли

Солярный знак

символизировал солнце

Женская фигура с поднятыми кверху или опущенными руками

образ Матери-земли. Позже – восточно-славянское божество Берегиня, или Макошь – покровительница воды, хозяйства, семейного очага, женских работ.

Русалка

хранительница вод

Деревья с раскидистыми ветвями и фигура в виде лягушки

обозначали плодородие земли; травы, цветы, кусты и деревья назывались «волосами земли»;

Круг, квадрат, ромб, розетка

Основным символом был ромб, наделенный множеством значений:

Рыбаков в своей книге «Язычество древних славян» назвал русскую вышивку, в том числе на рушниках «сокровищницей больших и малых сюжетов», «полотяным фольклором». Научиться понимать язык узоров в русской вышивке – значит научиться понимать русского человека, разобраться в собственном прошлом, знать и следовать ценностям своего народа.

5. Использование рушников в современном мире.

В наши дни рушники можно встретить не только в тишине музейных залов.

В современном мире домотканые рушники с ручной вышивкой заменились рушниками с узорами распечатанными на принте, а так же вышитые на специальной машинке.

В последние годы возобновляется интерес к вышиванию, которое в наши дни предназначено в основном для украшения дома.

В некоторых домах и по сей день можно встретить рушник «иконнички», покрывающий все иконы.

Сегодня рушник можно преподнести в подарок, изготовленный самостоятельно или купленный в магазине.

Стоит все-таки отметить, что во всем мире растет интерес к этническому наследию каждого народа. Ведь без прошлого, без корней нет будущего ни у одного народа, ни у семьи, ни у одного человека.

И у нас появилось желание самим вышить рушник, мы подобрали ткань, нитки, сейчас выбираем узор. Изнанка старинных рушников почти всегда выглядит очень аккуратно, к чему нам в будущем надо стремиться.

Заключение:

Наш гипотеза полностью подтвердила важность и актуальность данного исследования и заключается в том, что полотенце на протяжении многих столетий остаётся обязательным атрибутом в проведении праздников, обрядов, сопровождал человека от рождения до смерти, был важным элементом в быту и сохранился до наших дней. Ими по-прежнему украшают дома. Считаем данную тему «» интересной, познавательной, современной, необходимой для изучения культуры родного края.

Нам кажется, данный проект, повысит интерес многих людей - ведь практически в каждой семье есть похожие рушники, но не все знают для чего они предназначались. Данная работа поможет разобраться, дать ответ на многие вопросы. Проявить заинтересованность к своей малой родине, частице нашей культуры.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Из всех предметов русского быта на одном из почетных мест — полотенце. Украшению их в русской деревне всегда придавали особое значение. Узоры эти и сегодня поражают гармонией и красотой. Чаще всего они жарко-красные, со строгим рельефным рисунком, привольно раскинувшимся по серебристому льну. Сколько вкуса, умения, труда! Любая мелочь говорит, что перед нами поистине большое искусство.

К сожалению, мы почти ничего не знаем о нем. Где его истоки? Как и когда зародились эти удивительные узоры? Почему именно они, а не какие-нибудь другие? Что, наконец, значили «украсы» полотенец для наших далеких предков? Все это современному человеку невдомек. Потому взгляд наш лишь скользит по поверхности вещей, а суть древнего искусства остается тайной. Вот и давайте попробуем проникнуть в нее. Хоть немного — на один только шаг….

Русские мастерицы - наши прабабушки - свободно владели сложными техниками ручного ткачества и вышивки. Сегодня приходится собирать это умение буквально по крупицам, по крошечным старинным лоскуткам. В музеях дрожат над каждым экспонатом - руками потрогать не дают! Но далеко не все удается понять по фотографиям. И еще одна печаль - почти не осталось тех, кто мог бы передать это умение. Это же не просто кусочки ткани - это многовековой опыт наших предков, это сохраненная в образах вера или даже их мировоззрение. Неграмотные (в нашем понимании) русские женщины на очень простом ткацком станке создавали ткани, подчиненные всем законам геометрии.

Приступая к работе, был проведён опрос учеников старших классов, который показал, что учащиеся не много знакомы с использованием старинных полотенец в народных обрядах, их ролью в быту наших предков. Знают цвета и материал, которые использовали для изготовления северных полотенец (приложение № 1). Учащиеся не знают видов северной вышивки, узоров, которые вышивались на рушниках.

Актуальность выбора темы: к сожалению, во многих современных семьях не сохранились старинные полотенца-обереги, не передаётся мастерство северной вышивки из поколения в поколение, забываются традиции, обряды родного края.

Цель: изучить старинные полотенца, которые сохранились в моей семье.

✓ изучить литературу по данной теме;

✓ познакомиться с историей и особенностями северной народной вышивки;

✓ познакомиться с технологией изготовления полотенца-рушника;

✓ рассмотреть обрядовую роль полотенец в традиционной культуре;

✓ проанализировать орнаментальные мотивы северной вышивки;

✓ сшить полотенце, используя мотивы северной вышивки.

Объект исследования: русские народные полотенца-рушники.

Предмет исследования: обрядовое значение рушников, особенности северной вышивки.

Глава 1. История рушников, северной вышивки

1.1. Ритуально-обрядовое значение рушника

Слово рушник происходит от корня "руш" - ломать, рвать, то есть рушник оторванный кусок ткани, в нашем сегодняшнем понимании - отрез. В славянских языках корень с этим значением мы находим в словах, означающих рубашку, рубище. Возникает вопрос: почему рвали, а не резали? Дело в том, что ткачество появилось задолго до изобретения металлических ножниц. Кроили по надобности, сделав, надрез чем-то острым и далее ткань рвали руками по нитке. Созвучие со словом рука дает повод для ошибочного толкования слова "рушник" как полотенце для рук. Однако для вытирания пользуются утирками - это куски ткани небольшой длины. Настоящий же рушник около 35-40см и имеет длину 3-5 метров и более, богато украшен вышивкой, бранным ткачеством, лентами, кружевом, тесьмой. Таким декоративным изделием невозможно вытирать руки.

Рушник на Руси имел в первую очередь ритуально-обрядовое значение, а никак не бытовое. Существовало большое число разновидностей рушников, каждый из которых нес свой сакральный смысл и имел четкое предназначение (приложение № 2).В старину оно было одной из самых важных в жизни вещей и сопровождало человека от рождения до смерти, как бы отмечая главные моменты его судьбы. Особым полотенцем отирали новорожденного. Во время свадебного чина жениха и невесту ставили рядом и связывали полотенцем, символизировавшим брачные узы. Умирал человек — полотенцем накрывали его гроб. Полотенцем нередко расплачивались за работу или покупку.

Браные красные узоры на отбеленном холсте полотенца - любимое украшение интерьера северных изб. Полотенцами украшали красный угол, завешивали божницу, окна, позднее стали ими украшать рамки с фотографиями, настенные зеркала, на них подносили хлеб-соль, покрывали ими ритуальные блюда. Одним из старых свадебных обычаев был показ невестой своего рукоделия. В доме устраивалась своеобразная выставка ее работ, по которой судили о мастерстве и старательности невесты.

Были особые обыденные полотенца, создаваемые коллективными усилиями жителей села в один день или в одну ночь. Как сообщает Г. Маслова, такие произведения ткались в знак сопротивления «нечистой силе». Их создавали по случаю какого-либо бедствия: эпидемии, засухи, града. Связь с аграрной магией выражена была вполне определенно, прежде всего, в содержании мотивов.

1.2. Особенности северной вышивки

Народная вышивка Архангельской области имеет много общего с вышивками других северных областей России и в то же время отличается от них своей самобытностью, цветовым решением, композиционными приёмами построения узоров.

Для вышивки брали тонкую льняную или пеньковую отбеленную домотканую холстину, поверх которой вышивали по счёту нити ткани, что позволяло точно повторить даже самые сложные узоры. Вышивали льняными или шерстяными нитками своего приготовления, окрашенными специально приготовленными природными красителями. С появлением фабричных тканей и ниток в вышивке стали применять и привозные хлопчатобумажные, шелковые и шерстяные нитки.

Почти всеми известными швами владели северные мастерицы. Наиболее древние старинные образцы выполнены двухсторонним швом «роспись». В вышивке сочетались всего 2 цвета: серебристая льняная холстина и жарко-красная нить узора. Позднее стали вышивать «набором». Широкое распространение получили счетные «глухие» швы, узор которых ведётся по целой ткани: «роспись», «набор», «крест», «счетная гладь». Менее распространены были строчевые - «белая строчка» и цветная перевить, где вышивка идёт по материи с предварительно выдернутыми нитями. И только в начале 20 века в изделиях северных мастериц появляется свободный тамбурный шов.

Глава 2. Основная часть

2.1. Роль цвета в вышивке, символика и семантика

Живая потребность в красоте, стремление украсить свой дом, наконец, сила традиций заставляли женщин «выбирать» узоры на полотенцах, которые носили глубоко символический смысл. Узоры передавались вместе с навыками из поколения в поколение, от матери к дочери. Начнем с того, что украшали полотенце так щедро, конечно, не случайно. Делали так не только для красоты: по старинному поверью узоры эти несли в себе силу добра и оберегали от всякого зла. Вот какой любопытный разговор, случившийся в то время, передаёт нам Б.А. Рыбаков в своей книге. Одна деревенская девушка готовила себе приданое, а мать внимательно следила за работой. Увидев, что в кайме полотенца юная ткачиха поставила два ряда треугольников вершина к вершине, она остановила ее: «Нельзя так делать, дочка! Драконовы зубы у тебя получаются. Ты поставь узорки подошва к подошве — выйдут солнечные лучики. И будут светить они тебе, пока живо само полотенце». Правда, ведь, интересно? Словно не полотенце украшали, а волшебную сказку сказывали...

Б. А. Рыбаков в книге «Язычество древних славян» говорит о том, что «Рушник— изделие глубоко символичное, многозначное. Созданный по законам искусства, он не только украшает повседневный быт, но и является символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с Богом, его родом, предками. Узоры вышитых рушников — это зашифрованная повесть о жизни народа, природе, людях» . В начале XIX века создатели вышивок ещё помнили смысловое значение украс, жив был и обряд чтения узоров.

Среди орнаментальных мотивов северной русской вышивки следует выделить зооморфные, растительные, бытовые, геометрические и культовые. Зооморфные мотивы представлены стилизованными изображениями птиц и животных. Изображение петуха и курицы наиболее часто встречаются в тамбурной, строчевой вышивке, а также в золотошвейных изделиях Русского Севера. Растительные мотивы в орнаменте вышивки были представлены деревьями, цветами, а также травами и плодами.

Среди привычных мотивов народного ткачества и вышивки особенно часто встречаются кресты и ромбы — бесконечные разновидности их обязательны для любого тканого орнамента. Что они могли означать? (приложение № 3).

Фон на тканях мастерицы называли «землей», так как льняной холст олицетворял Мать Сыру землю. Не случайно она белая — наши предки связывали этот цвет с понятием о благе, а кто в мире добрее матери? Если сама холстина имеет прямое переплетение нитей, то узор словно покрывает ее косой сеткой и создает впечатление движения! Перед нами зримый образ огня, сходящего на серебристую равнину земли и ее преображающего. Это наиболее общий и самый главный образ узорного ткачества и вышивки. Древняя славянская легенда рассказывает, что все на свете начало жить после того, как в земле загорелся огонь. Не о том же ли говорят и украсы? За работу мастерицы садились лишь весной, но до начала полевых работ. Создавая свои огненные узоры, крестьянки как бы просили солнышко светить все сильнее и жарче и скорее прогнать с земли стужу и мрак, чтобы она зародила на радость людям богатые плоды. Вот какие тайны хранят узоры старинных полотенец. А казалось, просто красиво.

2.2. Отличительные черты полотенец разных местностей

Наши предки воспринимали рушник как полотно, на котором красной нитью изображалось прошлое, настоящее и будущее. Побывав в музее Великого Устюга, школе ремесел г. Сольвычегодска, рассматривая наборы открыток художественных музеев, читая необходимую литературу, был сделан вывод: несмотря на то, что произведения народного искусства, каким является полотенце, имеют общие черты, всё же у каждого из районов, областей имеются свои отличительные особенности.

Например, полотенца Каргаполья красочны, многоцветны, декоративны. Рушники южных районов Архангельской области и граничащей с ней Вологодской области богаты вышивкой геометрического характера, им свойственна горизонтальная и вертикальная симметрия. Для полотенец северных районов Архангельской области характерны зооморфные и растительные мотив.

2.3. Характеристика старинных рушников

В моей семье, к счастью, сохранились 4 старинных полотенца, которые были выполнены моей прабабушкой. Эти полотенца бережно хранит моя бабушка Тамара Васильевна. Из воспоминаний моей бабушки: «Сначала полотно ткали, а потом уж и за вышивку полотенца садились. С 5-7 лет крестьянских девочек заставляли постигать это рукоделие, готовя себе приданное к свадьбе. От матери к дочери передавались узоры вышивки. Что они значат? Так кто про то знает. Но точно помню, что так надо. Вышивать узоры было не просто, от девочки требовалось внимание и усидчивость. Просчитаешься даже на одну нитку — ошибка сразу налицо. А дело продвигается не скоро. По умению вышивать судили о хозяйке». Также из беседы с бабушкой узнали, что вышитые полотенца служили оберегом дома и семьи, несли энергию добра, счастья, достатка, благополучия и любви.

В своей работе рассмотрим обрядовую роль сохранившихся рушников и символическое значение вышивки.

Полотенце №1 : льняное полотенце с пришивным фабричным кружевом (размером 230 х 36 см). Вышивка выполнена красными и чёрными нитками по белому фону в технике «крест». Растительный узор выполнен в строгом геометрическом стиле, вышиты небольшие кустики ягод. Это один из самых распространенных мотивов Вологодской вышивки, где любили вышивать ягоды: клюкву, бруснику, рябину, называемые в народе «северным виноградом».

Полотенце №2 : льняное полотенце с пришивным фабричным кружевом (размером 230 x 38см). Вышивка выполнена красными и чёрными нитками по белому фону в технике «крест». Растительный узор выполнен ритмично повторяющимися цветами, которые являются центральным узором. Присутствует краевой орнамент - ритмично повторяющиеся листочки.

Полотенце №3 : льняное бранное полотенце с пришивным фабричным кружевом (размером 260 x 36 см). На центральном узоре изображены повторяющиеся геометрические символы: ромбы, овалы, которые по смысловому значению обозначают изобилие, плодородие, жизнь, тепло. На краевых узорах присутствуют только ромбы. Между краевым и центральным узором вытканы прямые красные линии, между которых расположен зигзагообразный символ. Символическое значение этого узора вверху: небо с облаками, внизу: земля, пропитанная водой.

Скорее всего, обрядовые полотенца №1, №2 и №3 являются обыденными. Такие рушники использовались в различных обрядах, например, когда начиналась засуха или мор скота.

Полотенце №4 : льняное полотенце с пришивным ажурным кружевом ручной работы (размером 260 x 40 см). Вышивка выполнена красными, чёрными и бежевыми нитками по белому фону (скорее всего бежевые нитки использовались из-за нехватки ниток красного цвета). В центральном узоре вышит целый сюжет пиршества: танцующие мужчина и женщина, и играющий на балалайке мужчина под склонившейся рябиной. В верхнем краевом узоре вышита надпись: «плаши Варюшка на моей пирушкъ». В нижнем краевом узоре вышит ряд крестиков и чередующиеся ромбики, что означает земную твердь и изобилие, плодородие. Считаю, что это свадебное обрядовое полотенце, которое было вышито для сестры или подруги невесты. Поэтому оно является свадебным дружным рушником, который преподносили свидетелям - дружкам.

2.4. Изготовление обрядового полотенца

Исследуя узоры на старинных полотенцах, решили выполнить обрядовое полотенце, используя мотивы северной вышивки. Для работы была подобрана льняная ткань, канва (для облегчения работы), нитки мулине красного и чёрного цвета, яркая тесьма. Вышивая полотенце счетными швами (роспись, набор, счетная гладь), тамбурным швом, научилась технологии выполнения их. Вышивая узоры на обрядовом полотенце, мы подбирали определенные мотивы, основываясь на их значение.

В итоге получилось льняное полотенце с пришивным ажурным кружевом ручной работы (размером 160 x 34 см). На канве вышиты ромбы, кресты, прямые и зигзагообразные линии, оленьи рога. Эти символы обозначают плодородие, тепло, солнце, изобилие, жизнь, здоровье. На концах полотенца вышиты женская фигура, которая защищает от войн и оберегает от несчастий, и петухи, которые почитались на Руси, как птица, вещая, прогоняющая мрак и приветствующая восход.

Таким образом, в моей семье появилось ещё одно полотенце, которое может использоваться в различных семейных и религиозных праздниках (свадьба, крестины, именины, масленица и т.д.) и передаваться из поколения в поколение.

Заключение

При выполнении работы изучили историю и роль цвета в северной вышивке, символику и семантику,обрядовое значение рушников, характерные особенности полотенец Вологодской и Архангельской областей, исследовали четыре старинных рушника, выполнили обрядовое полотенце по старинным мотивам. В исследовании использована информация из краеведческого музея Великого Устюга, школы ремесел города Сольвычегодска, воспоминания моей бабушки, литература по данной теме.

Проведённые исследования позволяют утверждать, что в древнерусской культуре особую роль занимают полотенца с нанесенным на них орнаментом. Древний орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений.

К сожалению, современное поколение недостаточно информировано о народных традициях, обрядах, не знает видов и особенностей северной вышивки. Рекомендуем в школах вести кружки по изучению народных ремесел, на которых учащиеся будут постигать свои корни. А значит, есть надежда, что в стремительно меняющемся мире останется память предков, которая не даст забыть свою историю. В нашей школе велся курс «Северная вышивка», который был интересен учащимся. Рушник на Руси всегда считался залогом счастья. В настоящее время много разных полотенец. Разнообразна их расцветка, величина, форма, материал. Но полотенце, выполненное своими руками, по старинным мотивам всегда интересно, необычно. Глядя на непосредственные и загадочные вышитые узоры, по праву получаешь эстетическое наслаждение и прекрасное, доброе настроение.

Материал данной исследовательской работы может быть использован в работе творческого объединения «Мастерица», кружка «Умелые руки», выставки декоративно-прикладного творчества, при разработке элективных курсов и подготовки семинарских занятий по истории, традициям, обрядам полотенца-рушника, особенности их выполнения.

Список литературы

    Дурасов Г.С., Яковлева Г.А. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке / Г.С. Дурасов, Г.А. Яковлева. - М.: Советская Россия, 1990. - 126 с.

    Еременко Т.И. Иголка-волшебница: Книга для учащихся / Т.И. Еременко. - М.: Просвещение, 1988. - 158 с.

    Еременко Т.И. Рукоделие - 3-е изд. / Т.И. Еременко. - М.: Легпромбытиздат, 1992. - 151 с.

    Кришталева В.С. Вязание узоров крючком / В.С. Кришталева. - М.: Легпромбытиздат, 1987. - 168 с.

    Лебедева А.А. Значение пояса и полотенца в русских семейно-бытовых обычаях и обрядах в 19 - 20 в. / А.А Лебедева. - М, 1989

    Маслова Г.С. Русская вышивка 17-20 века / Г.С. Маслова. - М., 1978. -

    Рыбаков Б.А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. - М., 1981. -

    Ципилева И.В. Технология. Северная народная вышивка / И.В. Ципилева. - Архангельск, 2001. - 59 с.

Приложение № 1. Ответы учащихся

    Вы знаете, какую роль играли полотенца в быту наших предков?

Наиболее частый ответ учащихся 8-10 класса: «Наши предки полотенца использовали для украшения крестьянского быта».

2.Сохранились ли в вашей семье старинные полотенца, которые создавали ваши прабабушки?

3. Какие материалы использовались для изготовления полотенец-рушников?

Все опрошенные респонденты ответили, что использовались льняные ткани.

    Какие узоры вышивались на рушниках?

Наиболее повторяющиеся ответы: разные, геометрические, солярные знаки, петушки.

    В современном обществе используются ли полотенца, в каких-либо традициях

(обрядах)?

Самый популярный ответ: «Да». Несколько человек пояснили, что полотенце используют на свадьбах, при крестинах и при встрече почётных гостей.

    Какие виды вышивок использовались для изготовления полотенца у нас на Севере? На этот вопрос почти все опрошенные затруднились ответить, несколько человек назвали «крест».

    Какую цветовую гамму использовали мастерицы для изготовления рушников?

Все опрошенные респонденты ответили, что мастерицы использовали два цвета: красный и белый.

Приложение № 2. Разновидности рушников

Виды рушников

Предназначение рушника

Обыденные рушники

Таким рушникам приписывали обережные защитные свойства. Создавались они исключительно в течение светового дня, когда злые силы тьмы не могли им повредить. Такие рушники использовались в различных обрядах.

Подорожный рушник

Небольшие, со скромной вышивкой, они давались в дорогу тем, кто покидал родной дом, отправляясь в странствие: воинам, торговцам, путешественникам олицетворял собой пожелание лёгкого пути и скорого возвращения.

Родильный рушник

Повитуха принимала новорожденного

Крестильный рушник

На этом рушнике ребёнка несли в храм и вытирали после окунания в купель. После крестин из этого рушника могли сшить первую детскую рубаху, а могли хранить до свадьбы, или даже до похорон.

Пасхальные рушники

Предназначались для выпеченных куличей, на них часто присутствуют аббревиатуры ХВ (Христос воскреси) и символы яйца.

Хлебосольные рушники

Предназначались для выпеченного хлеба.

Рушник-блинник

Одаривали им на Масленицу в благодарность за угощение хозяев.

«Божник»

Так называли рушник, обрамляющий иконы.

Свадебные рушники

Издревле изготовление свадебных рушников считалось обязанностью невесты. Считалось, что, вышивая свадебный рушник, невеста вышивает своё семейное будущее.

Приложение № 3. Символика и семантика в северной вышивке.

Изображение, символ

Название символа

Смысловое значение узора

Конец XIX века. Тарногский район.

Женщина с поднятыми руками

Защищает от войн и оберегает от несчастий.

Начало XX века. Сокольский район

Изображения петуха и курицы часто встречаются в тамбурной, вышивке

Петух на Руси почитался как птица, вещая, прогоняющая мрак и приветствующая восход

Барс олицетворял храбрость, мужество

Оберег, защита

Начало XIX века. Бабушкинский район.

Солнечная колесница

Середина XIX века. Белозерский район.

Дерево жизни

Пожелание изобильной жизни

Середина XIX века. Никольский район.

Ромб - это символ засеянного поля

Символ плодородия

Середина XIX века. Красноборский район.

Птицы на деревьях

Посредники между миром живых и миром мертвых.

Середина XIX века.Тарногский район.

Живое солнце

Дарует тепло, жизнь

Небесная и земная твердь

В засушливое лето просили дождя

Вверху: небо с облаками; Внизу: земля, пропитанная водой

Начало XIX века Тарногский район.

Птица счастья, образ жар-птицы, на которой «перо, как жар горит»

Дружная жизнь, единство мужа и жены

Сегодня я хочу рассказать о рушниках, истории возникновения, значениях и народных традициях на Руси, с ними связанных. Меня чрезвычайно интересует история народной вышивки, с удовольствием расскажу, и покажу фото. Мы никогда не узнаем, кто начал первым вышивать, но возникнув в древности, искусство вышивки крестом, стало любимым рукоделием русских женщин. Народные традиции, связанные с любимыи творчеством, вызывают у меня особый трепет, желание побольше узнать.

Рушники — история возникновения

В разные времена, вышивали нитями конопли, хлопка, льна, шелка и натуральным волосом. Не так давно, на территории России археологи обнаружили фрагменты одежды, относящиеся к IX-XII векам, вышитых золотом.

Вышивали рукодельницы полотенца, постельники, головные уборы, повседневную одежду и праздничные наряды.

Но вышитые крестом полотенца — это не только предмет быта. За многие века вышивка стала неразрывно связана со старинными обрядами и обычаями русского народа. Каждый рушник имел свое значение.

Значение рушников — фото

С раннего детства девочек обучали искусству вышивания, и к 13-15 годам они становились настоящими мастерицами. По вышивке судили, насколько хозяйственна и трудолюбива будущая невеста. Приданное девочки вышивали сами, и во время сватовства будущие родственники внимательно рассматривали его.

Ни одна свадьба на Руси не обходилась без рушников, традиции соблюдались свято.

Молодых встречали караваем, красующимся на расшитом красными и золотыми нитями полотенце. Во время венчания молодые становились на венчальный белый рушник. Руки невесты и жениха связывали «союзным» рушником, на которых вышивались имена жениха и невесты, слова «Совет да любовь», «На счастье». Как символ жизненного пути, по которому вместе пойдут муж и жена.

Свадебные полотенцасохранялись в семье, передавались из поколения в поколение, от матери к дочери.

Вышитыми крестом полотенцами украшали иконы, это были длинные домотканые холсты с узорами на концах, или вышивкой вдоль одной стороны. Божник вышивался обычно с преобладанием голубого цвета — цвета Богородицы. Обязательно вышивали две начальные буквы от имени Б.М. (Богородица Мать) или И.С. (Иисус Христос).

Были и специальные хлебные полотенца-хлебники. На них клали хлеб, поскольку положить хлеб на непокрытый стол считалось большим грехом.

Визитные полотенца говорили о достатке в доме, оберегали жилье от злых сил. Их вешали в горнице, украшали двери, окна, углы.

Вышитые полотенца для крестин обязательно вышивала крестная мать. Она вышивала их в светлых и ярких красках, чтобы жизнь у ребенка получилась счастливой и радостной. Черный цвет не использовался никогда.

Помню, в детстве, в нашем доме был рушник, от старости он стал тоненьким, мать вырезала середину и сшила. Сколько лет ему было, и кто вышивал, я не знаю, и мне ужасно жаль. Интересно, в вашей семье имеются рушники и традиции, связанные с ними? И знаете ли вы историю возникновения и значения их?

information]Интересном рукоделие:

Сегодня трудно представить себе значение вышивки в жизни старой русской деревне. Все, что окружало человека в каждодневном его быту, было заботливо украшено трудолюбивыми руками. Особенно нарядными были женские праздничные одежды. А так же вышитыми были и верхняя одежда, пояс, рукавицы, обувь.

Вышитыми тканями украшали крестьянский дом: на стол постилали скатерти-столешники, кровать застилали простыней с нарядным краем или подвешивали широкий подзор. В праздники и дни семейных торжеств самые красивые полотенца-рушники развешивали вдоль стен, вешали на окна, на божницу.

В древности рушник, вышитый соответствующими узорами-символами, был неотъемлемым атрибутом многих обрядов. На протяжении веков ему придавалось важное образно-символическое значение. Важные события в жизни народа никогда не обходились без рушников. Наверно, во всем декоративном искусстве нет другой такой вещи, которая бы концентрировала в себе столько разнообразных символических значений.

Что же именно сделало рушник постоянным участником всевозможных традиций? Отчасти это связано с тем, что рушник благодаря своей форме является символом пути, жизненной дороги, из-за чего он неизменно использовался во всех ритуалах, связанных с обрядами перехода - будь то рождение, крестины, свадьба, проводы в дальний путь или ритуалы погребения.

Присущий рушнику, всегда ассоциировался с чистотой, очищением, сакральностью, добром, а, следовательно, и защитой от всего дурного. Это придавало рушнику оттенок святости, внушало почтительное и трепетное отношение, делало его оберегом и символом удачи в любом деле. Орнаменты, символы, вышитые на нем, несли особый смысл и глубокое значение.

Не менее сорока вышитых полотенец должна была приготовить каждая девушка себе в приданное. Самое большое и нарядное - жениху в знак согласия невесты и ее родителей на свадьбу. А когда в день свадьбы он приезжал за невестой изукрашенное полотенчико клали жениху в шапку. Полотенцами одаривала невеста женихову родню, ими украшали свадебный поезд: использовали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль спин лошадей. И все, кто участвовал в поездке, также были ими «намечены»: жених и невеста держали полотенца в руках, дружка повязывал крест-накрест на груди, поезжане - на свои головные уборы. Во время свадебного чина жениха и невесту ставили рядом и связывали полотенцами.

Свою особую роль оно играло в родильных и крестильных обрядах. А когда умирал человек, полотенце повязывали ему на шею и вкладывали в правую руку, покрывали полотенцем гроб и на полотенцах опускали его в могилу. В течение сорока дней после смерти полотенце выкладывали на подоконник, веря, что в нем «отдыхает» душа умершего. А в дни поминовений вывешивали полотенце за окно, чтобы «пришедшие» умершие родители по нему вошли в дом.

С принятием христианства появилась традиция украшать иконы рушниками, которые имели название божники („набожники”, „наобразники”). Как правило, иконы вешались на покутье, поэтому эти рушники назывались «покутными». Длина их достигала трех метров и более.

На большие праздники - Рождество, Пасху, храмовый праздник, к свадьбе - хаты обвешивали более украшенными рушниками - праздничными, а в пост - „постовыми”, чисто белыми или с украшенными краями, чаще темных цветов.