» »

Рисуем пейзаж с мельницей в технике сухая пастель. Рисуем пейзаж с мельницей в технике сухая пастель «Кайе, ветряная мельница в сельской местности. Утро.»

04.03.2020


«Летний пейзаж с мельницами».
1859.

Мельница:

1. Предприятие по размолу зерна, а также здание с приспособлениями для такого размола.
Паровая мельница. Ветряная мельница. Водяная мельница.

2. Машинка, приспособление для размалывания каких-либо зёрен.
Кофейная мельница.

3. Машина для размалывания, измельчения чего-либо твёрдого.
Шаровая мельница. Вихревая мельница.

Сражаться (или воевать ) с ветряными мельницами – бороться с воображаемыми врагами; бесцельно тратить силы (по эпизоду в романе Сервантеса «Дон-Кихот Ламанчский», герой которого Дон-Кихот сражался с ветряными мельницами, думая, что борется с великанами).

Словарь русского языка. Москва. «Русский язык». 1982 год.

Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Пейзаж с мельницей».
1861.

Ветряная мельница – технически не совсем простое сооружение – была двух типов: шатровая и амбаром. Она строилась примерно на одну треть выше самого большого в деревне дома. Были и небольшие мельницы – толчеи, чаще всего шатровые. Мельницу рубили где-нибудь вблизи деревни, на открытом пригорке.

В. Белов. «Лад». Москва. «Молодая гвардия». 1982 год.

Аллар ван Эвердинген.
«Водяная мельница (Скандинавский пейзаж)».
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

«Горный пейзаж с водяной мельницей».
1522.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.

Арт ван дер Нер.
«Пейзаж с мельницей».

Василий Дмитриевич Поленов.
«Старая мельница».
1880.



1884.
Музей Северного Брабанта, Хертогенбос.

«Водяная мельница в Геннепе».
1884.
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.

«Водяная мельница в Опветтене».
1884.
Частная коллекция.

«Ветряная мельница на Монмартре».
1886.
Сгорела в пожаре в 1967 году.

С этими словами юноша подбросил палку и, перехватив ее посередине, угрожающе завертел ею в воздухе. Этот прием назывался moulinet (Мельница (франц.).), потому что вертящаяся палка напоминала вращение крыльев ветряной мельницы.

Вальтер Скотт. «Квентин Дорвард».

«Вид на Монмартр с мельницами».
1886.
Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло.

«Старая мельница».
1888.
Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Баффало.

«Ветряная мельница».
1881.
Частная коллекция, Москва.

Иван Иванович Шишкин.
«Мельница в поле».
1861.


Иван Иванович Шишкин.
«Заброшенная мельница».
1890.


Иван Иванович Шишкин.
«Мельница в лесу. Преображенское».
1897.


«Ветряная мельница на берегу моря».
1837.


Вы, конечно, помните, чем завершился достопамятный бой героя бессмертного романа Мигеля Сервантеса. Только Рыцарь Печального Образа успел вонзить копьё в «великана» - крыло ближайшей мельницы, как оно повернулось, да с такой силой, что копьё разлетелось в щепки, а сброшенный со своего верного Росинанта Дон-Кихот грянулся оземь. Так плачевно закончился первый описанный в художественной литературе конфликт между человеком и машиной. И символично, что человеком, посрамлённым в этом конфликте, выступил рыцарь, а машиной – ветряная мельница. Ведь именно рыцари, возвращавшиеся домой из крестовых походов, в XI-XII веке привезли в Западную Европу первые сведения об увиденных ими на востоке ветряных мельницах, именно они поспешили воспользоваться технической новинкой для извлечения доходов из самого воздуха – во многих феодальных владениях сеньоры стали торговать «правом на ветер», то есть правом строить ветряные мельницы. А последние сыграли не последнюю роль в развитии экономики стран. Например, спустя 400 лет могущественная Испания, владевшая третью известного тогда мира, не смогла удержать в повиновении маленькую Голландию, и всё потому, что та построила своё промышленное могущество на силе ветра, приводившего в движение её корабли и ветряные мельницы…

Г. Котлов. «Великаны, одолевшие Дон-Кихота». «Техника – молодёжи» №12 1980 год.

«Мельница на берегу моря».
1851.
Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского, Феодосия.

Выпечка хлеба была и всегда будет насущной задачей человечества, поэтому неудивительно, что ветровые двигатели прежде всего приспособили для помола зерна, а первые ветряные мельницы – предельно простые, дешёвые, не привязанные к рекам и везде находящие нужную для работы энергию – с самого начала успешно конкурировали с водяными. Но ценное достоинство ветра – повсеместность – сопровождается и существенным недостатком: непостоянством направления и скорости. В отличие от водяных мельниц, могущих оставаться неподвижными относительно постоянно текущего потока, ветряные должны «ловить ветер», поворачиваясь так, чтобы крылья были перпендикулярны к потоку.

«Пейзаж с ветряными мельницами».
1860.
Частная коллекция.

«Ветряные мельницы в украинской степи при закате солнца».
1862.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Но страной, где ветряные мельницы достигли особого распространения и развития, стала, конечно, Голландия, создавшая настоящую «ветряную цивилизацию».

В XVI веке, когда не было ни паровых машин, ни двигателей внутреннего сгорания, голландцы, лишённые сколько-нибудь значительных источников водяной энергии, нашли ей замену в дующей над территорией их идеально плоской страны ветрах. Ветряные мельницы не только смалывали всё потребляемое в стране зерно (каждая вполне удовлетворяла нужды 2 тыс. человек), но и перерабатывали огромную массу грузов, привозимых голландскими судами из разных уголков земного шара. В дополнение к мукомольным мельницам, первое документальное упоминание о которых относится к 1274 году, в 1582 году появляется первая маслобойка, в 1586 году – бумагоделательная мельница, а в 1592 – лесопильная. С 1600-х годов ветряные мельницы становятся энергетической базой быстро капитализирующейся Голландии, и в середине XIX века в одной только провинции Заан, тянущейся узкой полосой вдоль берега Северного моря, действовало около 1000 этих агрегатов – с их помощью выделывались доски, бумага, масла, краски, известь, мел, на них смалывались какао, нюхательный табак, перец, горчица, дубовая кора и т. д. Но главным потребителем энергии ветра в этой стране была не мукомольная и не обрабатывающая промышленность.

О голландцах говорят, что они создали даже почву, на которой живут, - и это действительно так: значительная часть территории современных Нидерландов лежит ниже уровня моря. Сейчас трудно себе представить те грандиозные бедствия, которые коварная водная стихия обрушивала на маленький народ. До начала XV века равнины Голландии со зловещим постоянством подвергались наводнениям, которые разрушали десятки городов и деревень, уносили тысячи человеческих жизней. Лишь с 1400-х годов начались грандиозные работы по отвоеванию земель у моря, и это стало возможным благодаря тому, что голландцы сумели заставить работать против морской стихии воздушную… Мельницы использовались для откачки воды и при осушении.

Г. Котлов. «Великаны, одолевшие Дон-Кихота.» «Техника – молодёжи» №12 1980 год.

«Дом на ферме и мельница в лунном свете».
1863.
Частная коллекция.

«Мельница лунной ночью».
1876.
Частная коллекция.

«Мельница на берегу реки. Украина».
1880.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

…Развитие ветряных мельниц в Голландии достигло кульминации в 1850 году, когда их число достигло 9000. Появление новых источников энергии как будто положило конец «ветряной цивилизации». За 110 лет количество ветряных мельниц уменьшилось здесь в 10 раз: в 1960 году их осталось всего 991…

Г. Котлов. «Великаны, одолевшие Дон-Кихота.» «Техника – молодёжи» №12 1980 год.

«Закат. Мельница».

С ветряными мельницами связано немало занятных историй. В Голландии, например, люди обучили мельницы разговаривать и даже издали справочник языка мельниц. Каждое положение крыльев при этом имеет своё значение. Если хозяин установил крылья в виде Х, значит, в его доме радость. Какая же? На крыле красная отметина – родился сын, синяя – дочка замуж выходит. Если крылья стоят крестом, а на верхнем крыле зелёная отметина – мельница временно не работает. Во время войны против испанского гнёта крылья мельниц передавали приказы Вильгельма Оранского, сообщали о передвижениях врага.
Даже во время второй мировой войны ветряки состояли на военной службе. С их помощью по определённой системе союзникам передавали необходимые сведения. Поэтому оккупанты сжигали действующие ветряки. Но крестьяне ловко скрывали, что мельницы исправны.

А. Буткевич. «Язык ветряных мельниц». «Техника – молодёжи». 1975 год.

«Мельница».

Исаак Ильич Левитан.
«Зимний пейзаж с мельницей».
1884.


Исаак Ильич Левитан.
«Осень. Мельница. Плёс.»
1888.


Исаак Ильич Левитан.
«Водяная мельница».


М. Фостер.
«Старая мельница».


О. Соколова.
«Старая мельница в Михайловском».
1999.


Поль Сезанн.
«Мельница в Понтуазе».


Рембранд Харменс ван Рейн.
«Мельница».
1641.


«Бугровская мельница».
1999.

Франсуа Буше.
«Мельница».
1751.


«Зимняя сцена с мельницей и фигурами на замерзшей реке».
Частная коллекция.

«Ветряные мельницы и канал возле Дордрехта».

«Кайе, ветряная мельница в сельской местности. Утро.»

«Мельница, Сен-Сенери».

«Прибрежный пейзаж с перевозкой и ветряной мельницей вдали».
1858.
Национальная галерея искусства, Вашингтон.

Пейзаж с мельницей

Ок.1670. Рейксмузеум, Амстердам

К XVII веку усилиями многих голландских мастеров были разработаны основные принципы реалистического пейзажа, который достиг своего расцвета в творчестве Рёйсдала. Он не только обобщил опыт предшественников, но и открыл новые возможности этого жанра, обогатив его глубоким духовным содержанием.

Рёйсдал создавал пейзажи в мастерской, тщательно обдумывая замысел и выстраивая в соответствии с ним композицию картины, но при этом использовал сделанные на природе наброски, что сообщает его работам достоверность. В основе замысла художника всегда лежала поэтическая идея. Не случайно его любили поэты. Гёте писал о нем: «Великий поэт, великий мыслитель, ясно мыслящий, чисто чувствующий».

Поэтическая одухотворенность и значительность содержания - это то, чем обогатил Рёйсдал пейзажную живопись.

Из книги История живописи. Том 1 автора Бенуа Александр Николаевич

Пейзаж в древности I - Египет Древнеегипетский папирусный свиток с карикатурами. Британский музейЕсли не считать упомянутых выше "охотничьих картин" каменного века, начертанных на стенах пещер Везерской долины во Франции и Альтамиры близ Сантандера (Испания), - картин, в

Из книги Эдвард Мунк автора Стенерсен Рольф

Пейзаж в Византийской живописи

Из книги Цифровая фотография от А до Я автора Газаров Артур Юрьевич

I - Византийский пейзаж Монументальная архитектура Поразительные примеры монументального характера производят часто большее впечатление, нежели подробные исследования и тонкие доказательства. К таким "монументальным" примерам принадлежит арка Константина Великого

Из книги Шедевры европейских художников автора Морозова Ольга Владиславовна

Пейзаж в средневековой живописи

Из книги Северное Возрождение автора Василенко Наталья Владимировна

Пейзаж в итальянском треченто

Из книги автора

Пейзаж в миниатюре Ни в чем так ярко не обнаруживается совершившаяся перемена, как в пейзаже. Только что, еще в 70-х годах, мы видели условные фоны и "символическую бутафорию", и вот вдруг перед нашими глазами в крошечных картинках расстилается небо, тянутся поля, шуршат

Из книги автора

Пейзаж начала 16 века Иоахим Патинир, Св. Иероним в пустыне. Музей Прадо в Мадриде.Питер Брейгель - единственный вполне достойный преемник Босха. Однако, прежде чем обратиться к нему, родившемуся уже после смерти фантаста-мастера и жившему в середине XVI века, укажем вообще

Из книги автора

Французский и испанский пейзаж в XV в.

Из книги автора

Немецкий пейзаж в XV и XVI веках I - Первые мастера Введение в немецкую живопись Само собой разумеется, что к готической семье принадлежит немецкая живопись. Впрочем, сейчас же приходится задать вопрос: можно ли говорить о немецкой живописи, как о целом и едином явлении?

Из книги автора

Влияние Дюрера на пейзаж Иначе обстоит дело с гравюрами на дереве и с картинами. Отдельные мотивы с натуры можно найти и в них, но они всегда переработаны до неузнаваемости и стилизованы: им придан какой-то подчеркнутосказочный характер. Таковы прекрасные виды

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Пейзаж с замком стен 1635–1637. Национальная галерея, ЛондонРубенс говорил: «…Как бы огромна ни была работа по количеству и разнообразию сюжетов, она еще ни разу не превзошла моих сил». Действительно, все удавалось этому универсальному мастеру: он обращался к античным мифам

Из книги автора

Пейзаж с Полифемом 1649. Государственный Эрмитаж, Санкт-ПетербургВ одном из самых прославленных пейзажей Пуссена, невеяном впечатлениями от окрестностей Рима, художник воплотил идеальный образ природы, очищенный от всего случайного, исполненный гармонии, героического

Из книги автора

Пейзаж В искусстве Северного Возрождения пейзажу отводится особое место. Холмистый ландшафт с рекой и опрятными домиками на заднем плане - романтический фон для основного изображения. Эта живописная кулиса как бы живет своей самостоятельной, независимой жизнью: по

Исаак Ильич Левитан родился в еврейской семье в литовском городке Кибарты, на границе с Польшей. С ранних лет и до самой смерти его происхождение было причиной постоянного унижения художника и неуважения к его таланту. Уже во время учебы в Художественном училище в Москве юный Исаак начал создавать талантливейшие пейзажные работы. Однако большинство из преподавателей считало увлечение мальчика русским пейзажем неискренним и надуманным.

По окончании училища Левитан получил диплом учителя чистописания, а не художника — хотя еще в период учебы одна из его работ была куплена за большие деньги Третьяковым для своей галереи. Унижения продолжились и в дальнейшем — художника дважды высылали из Москвы "за происхождение". Только в тридцать восемь лет, за два года до смерти, он получил, наконец, звание академика живописи. Все эти перипетии не лучшим образом сказались на здоровье художника — он страдал аневризмой сердца и умер в самом расцвете лет, оставив большое количество великолепных пейзажей. Несмотря на происхождение, сегодня Левитан считается "самым русским" пейзажным художником. В свои картинах он смог схватить суть души русской природы, показать изменчивость ее настроений, тонкие грани перемен погоды и сезонов.

Картина "Зимний пейзаж с мельницей" — одна из самых поэтических "зимних" работ Левитана. Несмотря на скупость красок и практически полностью черно-белый колорит, картина передает жизнерадостность русской зимы. Оттепель, изображенная художником, позволила небольшой речушке сбросить оковы льда. В темно-синей воде отражается зимнее небо, голые ветки деревьев и кусты. Берега реки скрыты слегка подтаявшими, пропитанными влагой сугробами. В центре картины — небольшая старая мельница, сложенная из замшелых черных бревен.

Крытая соломой крыша почти полностью покрыта снегом, но кое-где белый покров осыпался, являя миру рваные подгнившие снопы соломы. Чуть дальше виднеются хлипкие мостки через реку, исчезающие в прибрежных кустах. Темные водянистые проталины у мельничного домика ощетинились вялой коричневой травой, а под ней проступает скользкая черная земля.

На заднем плане — темная гряда леса, слегка припорошенная снежком. Низкое светлое, монохромное небо занимает более трети пространства картины. Левитан считал, что настоящий художник должен писать "не отдельные предметы, а стараться схватить общее, то, в чем сказалась жизнь". В картине "Зимний пейзаж с мельницей" это удалось ему в полной мере; за ритмичностью светлых и темных красок, тонкостями черных и белых деталей складывается целостная картина.

Глядя на полотно, буквально чувствуешь, как хрустит, приминаясь и оседая, подтаявший влажный снег под ногой, как радостно журчит ледяная талая вода, пробивая себе дорогу к свету. Рассматривая присыпанные белой порошей низкие остовы кустов у мельничной постройки, можно представить, как хрустят в руках сухие черные ветки, сбрасывая на землю снежную одежду. От картины веет предчувствием весны, скорой оттепелью. Природа, изображенная талантливой рукой художника, готова освободиться от оков и возродиться — но пока еще дремлет под холодным северным небом.

Нам понадобятся: пастель, белый пастельный карандаш (для эскиза), лист бумаги для пастели, лак для волос (или раствор сахара с водой в пропорции на 0,5 литра воды 3-4 столовые ложки сахара и пульверизатор).

Вначале делаем эскиз, подробная прорисовка нам не нужна. Проводим линию горизонта и уже от этой линии начинаем построение объектов. Намечаем мельницу, сарай, очертание будущих деревьев. Хотя сарай стоит в таком положении (ребром к нам и достаточно близко) не стоит забывать о перспективном сокращении.
После завершения эскиза начинаем прорабатывать небо. Первые штрихи я накладывала кирпичной и белой пастелью. К горизонту небо блекнет и светлеет до белого, поэтому там особо густо наложен штрих.


В центральную часть, для яркости, я добавила немного желтой пастели и растушевала, после наметила легкие облака белой пастелью, добавив под облаками немного кирпичной пастели для контраста. Облака рисуются круговыми движениями и растушевываются пальцем. Делать это следует намеренно не аккуратно, только тогда облако будет естественным.

Для того, чтобы нарисовать мельницу я использовала коричневые оттенки, а так же черную и кирпичную пастель. На завершающем этапе добавляла немного белой и неаполитанской.
У мельницы три видимых для нас грани - на это обращаем особое внимание. Свет в пейзаже тусклый и приглушенный, но падает он с правой стороны, поэтому наиболее светлые грани будут справа. Чтобы выразить объем в рисунке нужно не бояться контрастов, смело работайте с темными и светлыми цветами, ставьте их рядом!
Чтобы тонко прорисовать крылья мельницы, пастель лучше надломить, либо заточить.

Когда проработка деталей завершена, можно приступить к заднему плану. Задний план всегда будет более светлым и блеклым, поэтому для его проработки мы используем только светлые пастели. Никаких деталей, четких деревьев и кустов быть не должно. Я использовала оливковый, желтый, лимонный, неаполитанский, синий цвет для обозначения поля и лесополосы.

Кое-где поле «вырывается» и делается то кирпичным, то чуть с зеленцой, то желтым - это надо учитывать, пейзаж не станет живим, если поле будет однородным и однотонным.
За мельницей у нас располагаются деревья и кустарники, которые гораздо ближе тех, что еле видны на горизонте. Прорабатывать тут нужно только форму и делать это надо цветом: помним, что справа у нас свет, а тень слева. В закате свет теплый, желто-оранжевый, даже красноватый и все в нашем пейзаже приобретает теплые тона, все пропитывается этим цветом, поэтому те стороны объектов, что находятся на свету, должны быть не просто светлыми, но теплыми.
По завершении заднего плана, можно переходить к холмику, на котором стоит мельница. Для начала просто положим необходимые цвета.


Прорисовываем деревянный сарайчик. Для этого мы используем коричневые и кирпичные тона, помним, что на несколько градусов, крыша должна как бы «снижаться» справа и слева, дабы уйти в горизонт, чтобы параллельные линии соединились в одну точку - точку схода.

Сарайчик и мельницу опоясывает простой заборчик, его мы прорабатываем хорошо заточенной коричневой пастелью, кое-где показываем света и тени. Перед сараем заборчик выходит вперед и открывает маленькую площадку, ближе к мельнице спадает и уходит в овраг.

Поле перед сараем у нас полусухое, где- то пшеничные проплешины, где-то сочная зелень. Поле на переднем плане мы тонируем охрой и темно-зеленой пастелью. После этого растушевываем поле, после растушевки занимаемся подробной прорисовкой.

Травы прорабатываем только на переднем плане! На дальнем участке луга зритель не может различить травинок, поэтому выше и четче они будут только впереди, ближе к нам. Здесь же намечаем силуэты пасущихся вразброд овечек, столбики на переднем плане. Овечек мы видим плохо - они вдали и наполовину прикрыты травой, практически у всех головы опущены. Выделяем форму, те части, которые находятся на свету, спинки. На завещающем этапе более тщательно прорабатываем детали, траву.

Я советую отойти вам от работы, взглянуть на нее по-новому, издали, тогда вы сможете заметить недостатки и устранить их. Лучше делать это на протяжении всего процесса. На последнем этапе выделите те места, которые кажутся вам недостаточно яркими или контрастными, обратите внимание на части рисунка и на работу в целом. Если она кажется вам законченной - покрывайте лаком!