» »

Почему нельзя выбрасывать хлеб православие. Народные обычаи и приметы о хлебе, о которых должен знать каждый

24.09.2019

«Хлеб — всему голова» , — говорили наши предки. Исстари люди почитали хлеб и считали его главным угощением в доме. Там где есть хлеб, есть добро. Этот продукт считался божьим даром, поэтому к нему проявляли особое уважение.

В течение многих столетий про хлеб сложилось много примет и обычаев , которые диктовали правильное отношение к этому продукту и подсказывали, как с помощью него привлечь в дом благополучие и удачу.

Приметы о хлебе

  • Нельзя начинать новую буханку после захода Солнца — это к бедности .
  • Нельзя оставлять нож воткнутым в хлеб — из дома удача уйдет.
  • Считается, что те, кто любит белый хлеб, ранимые и тонкие натуры, а люди, предпочитающие черный хлеб, сильные духом, более решительные и волевые.

  • Оставить недоеденный хлеб за столом — оставить свое счастье. А тот, кто его доедал, забирал удачу и счастье себе.
  • Нельзя есть хлеб за спиной человека — можно украсть его силу.
  • Если упал кусок хлеба на пол — ждите гостей.
  • Нельзя выбрасывать недоеденный, заплесневелый или черствый хлеб — в доме не будет ни мира, ни здоровья, ни денег.
  • Считается, что человек, который ест черствый и плесневелый хлеб, никогда не погибнет от воды.
  • Нельзя переворачивать хлеб вверх дном — к беде и болезням.
  • Нельзя резать хлеб на весу — денег не будет .
  • Те, к любят есть корки и горбушки считаются удачливыми и счастливыми людьми.
  • Нельзя во время трапезы резать буханку разными ножами — ссора в семье будет.

Обычаи, связанные с хлебом

Члену семьи, собирающемуся в дорогу, обязательно давали с собой хлеб. Не только для утоления голода в пути, но и в качестве оберега . Считается, что буханка хлеба из дома хранит тепло и энергетику всей семьи и способна защитить от неприятностей в дороге.

Перед трапезой нужно было сначала съесть кусок хлеба и соли. Этим же нужно и закончить трапезу.

Если кто-то просит хлеба, то обязательно нужно дать, даже если остался последний кусок. Считается, что такой поступок привлекает в дом счастье и изобилие. Вот только передавать буханку через порог нельзя, это может привлечь нужду и голод.

Уважительное отношение к хлебу считалось одним из главных законов в любой семье. Соблюдая Народные приметы">приметы и обычаи , наши предки проявляли уважение к высшим силам, так как хлеб считался даром всевышнего. Желаем удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

12.06.2015 09:08

7 апреля православные христиане отмечают один из главных церковных праздников. Это событие стало поворотным для...

В день праздника многие забывают о приметах, а зря. Если уделять им должное внимание, то...

Бывает, что после трапезы остается хлеб. Некоторые его не выкидывают, потому что считают, что это грешно.

Давайте сегодня разберемся: накажет нас Бог, если мы выкинем еду или хлеб…

Какая роль отведена хлебу в Библии?

Хлеб с давних времен был основным продуктом питания израильтян (Быт 3:19; 14:18; 21:14 и др.).

В 2Цар 9:7 под «Хлебом» подразумевается еда в целом, так же как и в молитве «Отче наш»: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Мф 6:11; ср. также Лев 26:5; Пс 36:25; 103:15; Ис 30:20; 58:7). Единственно известный вначале ячменный Хлеб (Суд 7:13; 4Цар 4:42) позднее становится пищей исключительно бедняков, а пшеничный, доступный ранее лишь зажиточным людям, получает всеобщее распространение.

Выпечкой хлеба занимались домашние хозяйки, которые для тяжелой работы привлекали служанок или рабынь. Профессиональные пекари были исключением, хотя они встречались не только в Египте (Быт 40:1) или в Римской
империи, но и в Израиле во времена правления царей (1Цар 8:13; Ос 7:4 и след.); так, в Иер 37:21 упоминается «улица хлебопеков».

Хлеб использовали в пищу, для подкрепления сил.

Грех в жизни человека

Грех — это то, что разделило и продолжает разделять человека с Богом, его Творцом.

Мне кажется именно в понимании греха кроется непонимание того, можно или нет выкидывать хлеб.

Пример ошибочного суждения о церемониях в принятии пищи были развеяны Иисусом:

16 Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?
17 еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?
18 а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека ,
19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления —
20 это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека.
(Матф.15:16-20)

Иисус акцентирует внимание не на предметах быта или предшествующему омовению рук, а на состоянию сердца человека. Именно из сердца исходят злые помыслы, которые и являются разделением между Богом и нами.

Мы можем не выкидывать еду, чтить важность хлеба, а потом сквернословить, обманывать или красть.

Бог предупреждает нас:

13 И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих;
(Ис.29:13)

Остаток еды будет лучше отдать голодающим, скормить животным, нежели выкинуть.

В отношении еды Иисус показал нам различие между церемониями, этическими нормами и тем, что в действительности важно Богу.

В культуре русского человека по прежнему остается память о военных годах, когда не хватало еды. Каждая крошка была на вес золота и было сложно представить, что кто-то мог выкинуть хлеб. Такое отношение к пище встречается и по сегодняшний день.

К спасению души хлеб или иная обыденная пища не имеют отношения

Иисус — наш хлеб

В Пс 103:15 о хлебе говорится, что он укрепляет сердце человека;

15 и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека .
(Пс.103:15)

Сам Иисус метафорически называет Себя Хлебом Божьим или «хлебом жизни, Который сходит с небес» (Ин 6:33,35,41,50 и след.,58).

33 Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.
34 На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб.
35 Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.
(Иоан.6:33-35)

41 Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес.
(Иоан.6:41)

50 хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.
(Иоан.6:50)

58 Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.
(Иоан.6:58)

Этим Иисус говорит, что решающим условием для обретения вечной жизни является связь с Ним, вера в Него. Таким образом, выражение «вкушать хлеб» (Лк 14:15) означает единение за общей трапезой в Царстве Божьем.

15 Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!
(Лук.14:15)

Во время Вечери Господней Иисус назвал Своим телом хлеб, принимаемый Церковью (Мф 26:26).

26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
(Матф.26:26)

Этот хлеб символизирует единство Церкви, достигнутое жертвенной смертью Иисуса и постоянно подтверждаемое и свидетвуемое (1Кор 10:16 и след.; 11:26).

16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?
17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.
(1Кор.10:16,17)

26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
(1Кор.11:26)

Упоминание хлеба в сочетании с вином (Быт 14:18) служит указанием на пышный пир, а в сочетании с водой (Притч 25:21; Иез 12:18) означает простую, но сытную пищу. Слова «отпускай», «дели хлеб свой» выражают призыв к щедрой благотворительности (Еккл 11:1; Ис 58:7). Однако уже в Ветхом Завете, где подчеркивается, что Бог заботится о человеческом благополучии (Исх 16:8; 23:25; Лев 26:5), говорится о том, что

3 Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа , живет человек;
(Втор.8:3)

Приметы про хлеб сформировались в глубокой древности и практически все они связаны с судьбой человека. Те, кто хлеб почитал, относился с должной долей уважения, имел и достаток, и крепкое здоровье, и удача такому человеку всегда сопутствовала. Поэтому приметам про хлеб старались неуклонно следовать. Этому учили с детства. Вот самые распространённые приметы про хлеб.

Хлеб как священная пища

В культурных традициях многих народов хлеб - больше, чем просто пища. Это священная пища, которая используется при определенных религиозных действиях. У восточных народов давая клятву, в руках нужно держать священную книгу и съедать кусочек хлеба - лепёшки. Впрочем, традиции и приметы, связанные с хлебом, имеют сходство у многих народов.

Даже хлебные крошки имеют особую ценность - тот, кто съедает их до конца, будет богат, а если стряхивать крошки со стола - скоро и самим придётся просить милостыню. И гостям в знак уважения в первую очередь нужно подавать хлеб. При этом, ни в коем случае нельзя его отламывать одной рукой, а бросить на землю и тем более перешагнуть - и вовсе святотатство.

Круглая форма хлеба или лепёшки имеет особое значение. Круг символизирует солнечный диск, а его свет - источник жизни.

У казахов существует примета о хлебе, связанная с путешествиями. Тот, кому предстоит дальняя дорога, перед выходом из дома должен съесть ломоть хлеба. Оставшийся хлеб до возвращения путешественника хранится в доме. Считается, что так в пути его будут хранить высшие силы, а вернувшись домой, этот хлеб в знак уважения он должен доесть. В месте, куда отправились в путь, домой нужно непременно купить хлеб. Нельзя передавать хлеб через порог - деньги из дома будут утекать.

В каравай или буханку хлеба нельзя втыкать нож, только резать на куски, а лучше ломать двумя руками

Существуют и особенные приметы. К примеру, у узбеков ни в коем случае нельзя резать лепёшки ножом или переворачивать и класть верхней стороной (шапочкой) вниз - это к большим неприятностям, считается, что удача может надолго отвернуться. Любое важное событие предваряло преломление хлеба. Эта миссия была возложена на старейшину или главу семьи, из его рук все остальные получали свою порцию хлеба.

В традиции народов Ближнего Востока, а также в Египте хлеб несли в качестве подношения богам, а преломление хлеба ассоциировалось с насыщением душ, ушедших из проявленного мира. В те времена верили, что хлеб, а также воду бессмертной жизни хранит бог Ану на Небесах. В Древнем Египте выпекали до 40 видов хлеба.

В славянской традиции хлеб выступает символом взаимного обмена между божеством и людьми, а также, между живыми людьми и умершими родственниками. Это - своего рода связь поколений. Считалось, что сами предки незримо принимают участие в выпечке хлеба, а после получают свою долю в виде паров или же специально выделенной части буханки хлеба или каравая.

У славян было принято хранить хлеб на столе в красном углу. Также было принято хранить хлеб перед иконами в знак верности Богу. Считается, что Бог в ответ заботиться о благосостоянии семьи, чтобы на столе всегда был свежий хлеб.

Свадебные приметы

Свадебное торжество также имеет свои приметы о хлебе. Так, еще на сватанье в обязательном порядке берут с собой хлеб. К древности на каравай клали руки молодых в знак объединения и договорённости о свадьбе. Уже на свадьбе каравай фигурирует при благословении молодых родителями, а после венчания молодожёнов встречают хлебом и солью. У народов Средней Азии до сих пор сохранилась традиция преломления хлеба над головой невесты, как хранительницы домашнего очага.

Есть и такая романтическая примета о хлебе: если парень и девушка откусят от одного ломтя хлеба - их объединит влюбленность, а после, возможно и вечная любовь.

Конечно, традиционный атрибут свадебного застолья как в древности, так и наши дни - каравай. При его изготовлении имеет значение каждая деталь. Как правило, в былые времена тесто для каравая должна была замесить замужняя женщина, которая имеет детей и счастлива в браке - так она и невесте передаст удачу. Во время приготовления теста в обязательном порядке читали молитвы. А вот готовый каравай в печь ставил супруг этой женщины. Каравай украшали веточками калины, символизирующей любовь. Помимо большого каравая пекли маленькие пироги, которые во время торжественного застолья раздавали детям.

Свадебный каравай после того, как его отведают молодожёны, для гостей должны делить крестные

Готовый каравай, если пропёкся и получился без изъянов, сулил семейное счастье. Не особо хорошей приметой считалось, если свадебный каравай треснул, если же с одной стороны тесто в процессе запекания подгорело - это было знаком того, что супруги время от времени будут ссорится. Девушки, которые хотели , после того, как каравай достанут из печи, выкатывали кадку на подворье, а парни при этом должны были три раза подпрыгнуть на месте. В центре каравая, как правило, было углубление для солонки. Несли каравай на новом вышитом полотенце. Плохой приметой считалось уронить свадебный каравай, поскольку это священная пища.

И сейчас считаются верными такие свадебные приметы: жених и невеста должны откусить кусок каравая, у кого он больше, тот и будет истинным главой семьи. Можно и разломить каравай, тогда главенствовать будет тот, кому досталась более крупная половина. Соль при этом ни в коем случае нельзя просыпать.

Бытовые поверья

Все приметы, связанные с хлебом, призваны почитать эту священную пищу. Считается, что если кормить собак хлебом со стола - быть хозяину бедным. Нельзя оставлять на столе недоеденные куски хлеба - это к болезням. Есть и такая особенная примета - не рекомендуется доедать кусок хлеба, который начал есть другой человек, поскольку так вы заберёте себе его силы и удачу. По этой же причине нельзя есть хлеб у кого-либо за спиной.

Выбрасывать остатки хлеба ни в коем случае нельзя, лучше насушить сухари и употребить в пищу

Кушать хлеб нужно не торопясь, и следя за тем, чтобы крошки изо рта не вываливались - считается, что это к преждевременной смерти. У кавказских народов считается оскорблением отвергать угощение, предложенное хозяевами, особенно, если это хлеб. В некоторых культурных традициях не принято даже просто опираться локтем на мешок с мукой. А если хлеб или его кусок упал на пол, его нужно поднять, поцеловать и положить на возвышение, к примеру, на подоконник.

Да и в целом на Руси считали, что на судьбу человека может повлиять - принесли либо удачу, либо несчастья - то, как он обращается с хлебом.

Хлеб не только дарит силы, но и способствует гармонии во всех сферах жизни. К примеру, двое людей могут стать верными друзьями, если одновременно преломят хлеб, а после съедят его. «Я с ним кусок хлеба съел», - до сих пор это выражение отражает доверительные отношения и духовную близость между людьми. К слову, если вы хотите порадовать хозяев, отправляясь в гости, покупайте и дарите лепёшки только в четком количестве.

Если случайно купили или испекли и принесли в дом друзей нечётное количество лепёшек или других изделий из хлеба - одну разломите на две части. А вот нечётное количество выпечки или хлеба несут обычно на поминки: считается, что так из дома в ближайшее время больше никто не уйдет. Приготовление хлеба, безусловно, имеет свои особенности, к примеру, женщина не может приступать к выпеканию хлеба в дни месячных, сразу после родов, а также после полового акта. Не пекли хлеб во время больших праздников и по воскресеньям.

Особыми свойствами обладал хлеб, который забыли вынуть их печи. Такому хлебу приписывали магические свойства: если его отведает человек, без меры тоскующий по умершему родственнику или по любимому человеку и желающий начать новую жизнь, то хлеб очистит его от всех отрицательных эмоций. Применяли его и как исцеляющее средство.

Любовь и уважение к хлебу прививались с детства

Таким образом, хлеб во всех культурных традициях считается священной пищей, требующей особого к себе отношения. Считалось, что если родители научили своего ребёнка относиться к хлебу с должным уважением, значит, правильно его воспитали и жизнь его будет складываться удачно.

Навеяно разговором в Твиттере.
Один из пользователей написал следующий твит:

Меня раздражают суеверия насчет хлеба, привитые еще в СССР, мол хлеб нельзя выбрасывать. Что за бред? Такой же пищевой продукт, как все.

Ему ответили, что хлеб-де есть тело господне, поэтому «суеверию» гораздо больше лет, чем СССР"у.
Теперь я скажу, что об этом думаю лично я.
Сначала о том, почему такое отношение к хлебу было в СССР. Это объясняется не только пропагандой тезиса «хлеб - всему голова» (а тезис этот применялся в связи с тем, что у народа как правило не было или денег, или возможности купить основную пищу, поэтому многое добирали хлебом), но и большим количеством детей войны в стране. Вообще говоря, хлеб действительно является одним из самых дешёвых из сытных видов пищи (теоретически можно наесться даже хлебом с водой, хотя это и непросто), соответственно, во время войны, когда во многих регионах страны свирепствовал голод, он был в цене. Поэтому у детей войны такое к нему отношение (вспомните рассказы о Юрии Никулине - уравновешенный и нормальный в целом человек мог в три часа ночи вскочить, проверить, есть ли хлеб, и если нет, побежать до ближайшего круглосуточного ларька).
Теперь я скажу о том, почему я считаю выбрасывание хлеба преступлением. Во-первых, не только хлеба, а любого пищевого продукта при условии, что он съедобен. В последние времена модно выбрасывать хлеб, только потому что он чёрствый («всё равно новый завтра купим!»); рис или любую другую кашу/картошку/подобный продукт, только потому что его «полтарелки осталось, ни туда ни сюда»; молоко, только потому что оно подкисло; в масштабах супермаркетов - коробки йогуртов, сыров и прочего, только потому что слегка, с одного уголка примялась упаковка... список можно продолжать дальше до бесконечности.
Никто не просит вас есть хлеб с плесенью, тухлые яйца или сомнительного вида колбасу (хотя до такого лучше просто не доводить). Но если продукт можно есть, можно пустить в дело, - никогда, ни при каких обстоятельствах не выбрасывайте его на помойку: вы совершаете преступление, или, если вам этот термин ближе, страшный грех. И не потому даже, что нужно уважать сам продукт и труд тех, кто его готовил (хотя и это немаловажно); и даже не потому, что нужно не бросать на ветер денег (вы же сами покупали эту пищу); нет! - занося руку над мусорным ведром, задумайтесь. Задумайтесь и вспомните о миллионах голодных людей по всему миру, о детях, умирающих от голода, о матерях и отцах, отдающих им последние крохи и погибающих, спасая своих детей. Вспомните - и уберегите себя от того, что хотели совершить.

Боги не прощают таких вещей. Когда-нибудь это аукнется тем странам, где процветает бедность с одной стороны и бездумное разбрасывание бесценных богатств и возможностей спасения человеческих жизней с другой. Совсем немного зная богов, я могу сказать, что наказание придёт, и оно будет страшно.
Подумайте об этом и... найдите способ использовать то, что вы имеете.

Хлеб - один из основных продуктов всех народов мира. Ученые предполагают, что хлебобулочные изделия появились в рационе питания человечества более пятнадцати тысячелетий назад. Без буханки на столе скромный обед или пышное застолье считалось неполноценным, а стол именовался «сиротским».

Дом, где хозяйка собственноручно не пекла хлеб, считался нищим и лишенным внимания самого Господа. Продукт готовится из различных видов муки, признан основным во многих религиях и разрешается к употреблению даже при строгих постах.

Отношение к хлебу в каждой культуре регламентируется строгими правилами. К примеру, в иудаизме запрещено в определенный период употреблять хлеб, выпеченный на дрожжах (разрешается есть лепешки из воды и муки), а мусульмане считают, что резать буханку ножом недопустимо, так как человек, нарезающий ломти, стареет. По этой причине во многих мусульманских семьях нарезкой или преломлением хлеба занимаются мужчины.

Основные «хлебные» правила древней Руси, дошедшие до наших дней

На Руси из древности сложилось особое отношение к хлебу. С этим продуктом связаны многие пословицы, придания и верования. Правильно относиться к хлебной краюхе, считать ее священной учили с раннего детства. Именно правила обращения с хлебом, дошедшие до наших дней, отвечают на такие вопросы, как «Почему нельзя ломать хлеб руками» или «Что означает благословение буханки?»

Современники выделяют семь основных «хлебных законов», не потерявших своей актуальности даже во времена бурного расцвета технического прогресса:

  • Благословение. В древние времена выпечка хлеба без предварительного благословения считалась немыслимой. Перед закваской квашни, замесом и выпеканием хозяйка читала молитвы, испрашивая благословения у Господа. Тесто перед выпечкой и хлеб перед нарезкой осенялся крестным знамением.
  • Ритуальная чистота. К выпечке не допускались женщины в период беременности или с месячными кровотечениями.
  • Правило скатерти. Хлеб полагалось класть на стол, убранный скатертью. Считалось, что буханка на голом столе - предвестник обнищания и упадка семьи.
  • Запрет на смех. Продукт считался священным и смех над ним признавался святотатством. Засмеяться за столом значило навлечь на себя суровые испытания.
  • Не ломать, а резать! Считается, что ломать хлеб - ломать свою судьбу, нарушать течение жизни. По различным источникам данное правило было создано для сохранения каждой крошки, так как выбрасывать даже малую кроху ценного продукта - святотатство, предвещающее потерю благосостояния и здоровья всех членов семьи. Запрещалось ронять крошки на пол, отдавать собакам. Стол после трапезы тщательно убирался, а собранные остатки скармливались домашней птице.
  • Каждый надкушенный кусок - доесть до конца. Надкушенные недоеденные куски грозили потерей жизненной силы, благополучной доли. Если кусок оставляли дети, считалось, что им грозит сиротство, замужним женщинам - вдовство. От буханки запрещалось отрезать новый кусок прежде, чем будет доеден надкушенный.
  • Никогда не выбрасывать остатки в мусор. Выбросить кусок хлеба (даже если он заплесневел и непригоден к употреблению) считалось смертным грехом. Такие ломти скармливались птице.

Ценный продукт почитался всеми сословиями от бродячих музыкантов до царей и их придворных. Неписаные законы передавались из поколения в поколение. Население незыблемо верило, что от того, как выполняются «хлебные» правила зависит достаток, удача, здоровье и благополучие всего рода.

Нарезать или ломать хлеб, придерживаться или не придерживаться древних правил должен решить каждый для себя. Незыблемым остается одно - хлеб - это священный, незаменимый продукт, который требует к себе уважительного и даже благоговейного отношения.