» »

Подготовить сообщение о жизни и творчестве куприна. Литературно-исторические заметки юного техника. Биография Куприна, интересные факты

20.06.2020

Александр Иванович Куприн - известный писатель-реалист, чьи произведения находили отклик в сердцах читателей. Его творчество отличалось тем, что он стремился не только фактически верно отражать события, но и более всего тем, что Куприна внутренний мир человека интересовал куда больше, чем просто достоверное описание. Ниже будет описана краткая биография Куприна: детство, юношеские годы, творческая деятельность.

Детские годы писателя

Детство Куприна нельзя было назвать беззаботным. Родился писатель 26 августа 1870 г. в Пензенской губернии. Родителями Куприна были: потомственный дворянин И. И. Куприн, занимавший должность чиновника, и Л. А. Кулунчакова, происходившая из рода татарских князей. Писатель всегда гордился происхождением со стороны матери, да и в его внешности проглядывали татарские черты.

Спустя год отец Александра Ивановича скончался, а мать писателя осталась с двумя дочерьми и малолетним сыном на руках без какой-либо финансовой поддержки. Тогда гордой Любови Алексеевне пришлось унижаться перед высшими лицами, чтобы пристроить своих дочерей в казенный пансион. Сама же она, взяв с собою сына, переехала в Москву и устроилась на содержание во Вдовий дом, в котором будущий писатель прожил вместе с нею два года.

Позже он был зачислен на казенный счет Московского опекунского совета в сиротское училище. Детство Куприна там было безрадостным, полным скорби и размышлений о том, что в человеке стараются подавить чувство его собственного достоинства. После этого училища Александр поступил в военную гимназию, позднее преобразованную в кадетский корпус. Это были предпосылки к становлению офицерской карьеры.

Юность писателя

Детство Куприна и не было простым, да и учеба в кадетском корпусе тоже была нелегкой. Но именно тогда у него впервые появилось желание заниматься литературой и он начал писать первые стихи. Конечно, строгие условия жизни кадетов, военная муштра закалили характер Александра Ивановича Куприна, укрепили в нем волю. Позже его воспоминания о детских и юношеских годах найдут отражения в произведениях "Кадеты", "Храбрые беглецы", "Юнкера". Ведь не зря писатель всегда подчеркивал, что его творения во многом автобиографичны.

Военная юность Куприна началась с его поступления в Московское Александровское военное училище, по окончании которого он получил чин подпоручика. Затем он пошел служить в пехотный полк и побывал в маленьких провинциальных городках. Куприн не только исполнял свои служебные обязанности, но и изучал все стороны армейской жизни. Постоянная муштра, несправедливость, жестокость - все это нашло отражение в его рассказах, таких, как, например, "Куст сирени", "Поход", повести "Последний поединок", благодаря которой ему пришла всероссийская слава.

Начало литературной карьеры

Его вступление в ряды писателей датируется 1889 г., когда был опубликован его рассказ "Последний дебют". Позднее Куприн говорил о том, что когда он оставил военную службу, самым трудным для него было то, что у него не имелось никаких знаний. Поэтому Александр Иванович стал основательно изучать жизнь и читать книги.

Будущий известный русский писатель Куприн стал ездить по всей стране и попробовал себя во многих профессиях. Но делал он это, не потому что не мог определиться с дальнейшим видом деятельности, а потому что ему было это интересно. Куприн хотел досконально изучить жизнь и быт людей, их характеры, чтобы отразить эти наблюдения в своих рассказах.

Кроме того, что писатель изучал жизнь, он делал свои первые шаги на литературном поприще - печатал статьи, писал фельетоны, очерки. Значительным событием в его жизни стало сотрудничество с авторитетным журналом "Русское богатство". Именно в нем в период с 1893 по 1895 годы были напечатаны "Впотьмах", "Дознание". В этот же период Куприн знакомится с И. А. Буниным, А. П. Чеховым и М. Горьким.

В 1896 г. издается первая книга Куприна - "Киевские типы", собрание его очерков и опубликована повесть "Молох". Спустя год в свет выходит сборник рассказов "Миниатюры", который Куприн преподнес Чехову.

О повести "Молох"

Рассказы Куприна отличались тем, что центральное место здесь отводилось не политике, а душевным переживаниям героев. Но это не значит, что писателя не волновали вопросы бедственного положения простого населения. В повести "Молох", которая принесла молодому писателю известность, рассказывается о тяжелых, даже гибельных, условиях труда для рабочих одного крупного сталелитейного завода.

Произведение получило такое название неслучайно: писатель сравнивает это предприятие с языческим богом, Молохом, требующим постоянные человеческие жертвы. Обострение социального конфликта (бунт рабочих против начальства) не было главным в произведении. Куприна больше интересовало то, как современная буржуазия может пагубно влиять на человека. Уже в этом произведении можно заметить интерес писателя к личности человека, его переживаниям, размышлениям. Куприн хотел показать читателю, что чувствует человек, столкнувшийся с социальной несправедливостью.

Повесть о любви - "Олеся"

Не меньше произведений было написано о любви. В творчестве Куприна любовь занимала особое место. Он всегда писал о ней трогательно, трепетно. Его герои - это люди, способные переживать, испытывать искренние чувства. Одной из таких повестей является "Олеся", написанная в 1898 г.

Все созданные образы имеют поэтичный характер, в особенности образ главной героини Олеси. В произведении рассказывается о трагической любви между девушкой и рассказчиком, Иваном Тимофеевичем, начинающим писателем. Он приехал в глушь, в Полесье, чтобы познакомиться с укладом жизни неизвестных ему жителей, их легендами и преданиями.

Олеся оказалась полесской ведьмой, но ничего общего с привычным образом таких женщин, она не имеет. В ней красота сочетается с внутренней силой, благородством, небольшой наивностью, но в то же время в ней чувствуется твердая воля и и небольшая толика властности. А ее гадания связаны не с картами или другими силами, а с тем, что она сразу распознает характер Ивана Тимофеевича.

Любовь между героями искренняя, всепоглощающая, благородная. Ведь Олеся не соглашается выйти замуж за него, потому что считает себя ему не ровней. Повесть заканчивается печально: Ивану не удалось второй раз увидеть Олесю, а на память о ней у него остались только красные бусы. И все другие произведения на любовную тему отличаются такой же чистотой, искренностью и благородством.

"Поединок"

Произведением, принесшим славу писателю и занявшим важное место в творчестве Куприна, стал "Поединок". Он был опубликован в мае 1905 г., уже в конце Русско-японской войны. А.И. Куприн написал всю правду армейских нравов на примере одного полка, находившегося в захолустном городке. Центральной темой произведения является становление личности, ее духовного пробуждения на примере героя Ромашова.

"Поединок" можно объяснить и как личный бой между писателем и отупляющими буднями царской армии, которые губят все то лучшее, что есть в человеке. Это произведение стало одним из самых известных, несмотря на то, что финал трагичен. Концовка произведения отражает те реалии, которые существовали в то время в царской армии.

Психологическая сторона произведений

В рассказах Куприн выступает как знаток психологического анализа именно благодаря тому, что он всегда стремился понять, что движет человеком, какие чувства им управляют. В 1905 г. писатель отправляется в Балаклаву и оттуда ездит в Севастополь, чтобы сделать заметки о событиях, произошедших на восставшем крейсере "Очаков".

После выхода в свет его очерка "События в Севастополе", его высылают из города и запрещают туда приезжать. Во время своего пребывания там, Куприн создает рассказ "Листригиновы", где главные лица - это простые рыбаки. Писатель описывает их нелегкий труд, характер, которые были близки по духу самому писателю.

В рассказе "Штабс-капитан Рыбников" психологический талант писателя раскрывается полностью. Журналист ведет скрытую борьбу с тайным агентом японской разведки. И не с целью его разоблачения, а для того, чтобы понять, что чувствует человек, что им движет, какая внутренняя борьба в нем происходит. Этот рассказ был высоко оценен читателями и критиками.

Тема любви

Особое место занимали в творчестве писатели произведения на любовную тему. Но это чувство не было страстным и всепоглощающим, скорее, он описывал любовь бескорыстную, самоотверженную, верную. Среди наиболее известных произведений "Суламифь" и "Гранатовый браслет".

Именно такая бескорыстная, возможно, даже жертвенная любовь, воспринимается героями как высшее счастье. То есть, духовная сила человека состоит в том, что нужно уметь ставить выше своего собственного благополучия счастье другого человека. Только такая любовь может принести истинную радость и интерес к жизни.

Личная жизнь писателя

А.И. Куприн был женат дважды. Его первой женой была Мария Давыдова, дочь известного виолончелиста. Но брак продержался всего 5 лет, но за это время у них родилась дочь Лидия. Второй женой Куприна стала Елизавета Морицовна-Гейнрих, с которой он обвенчался в 1909 г., хотя до этого события они уже два года жили вместе. У них родилось двое девочек - Ксения (в будущем - известная модель и артистка) и Зинаида (скончавшаяся в три года.) Супруга пережила Куприна на 4 года и окончила жизнь самоубийством в период блокады Ленинграда.

Эмиграция

Писатель принял участие в войне 1914 г., но из-за болезни ему пришлось вернуться в Гатчину, где он из своего дома сделал лазарет для раненых солдат. Куприн ждал Февральскую революцию, но, как и большинство, он не принял тех методов, которые использовали большевики для утверждения своей власти.

После того, как Белая армия потерпела поражение, семья Куприна отправляется в Эстонию, затем - в Финляндию. В 1920 г. он приезжает в Париж по приглашению И. А. Бунина. Годы, проведенные во время эмиграции, были плодотворными. Написанные им произведения пользовались успехом у публики. Но, несмотря на это, Куприн все сильнее тосковал по России и в 1936 г. писатель принимает решение вернуться на Родину.

Последние годы жизни писателя

Как и детство Куприна было непростым, так и последние годы его жизни были нелегкими. Его возвращение в СССР в 1937 г. наделало много шуму. 31 мая 1937 г. его встречала торжественная процессия, в которую входили известные литераторы и поклонники его творчества. Уже в то время у Куприна были серьезные проблемы со здоровьем, но он наделся, что на Родине сможет восстановить силы и продолжать заниматься литературной деятельностью. Но 25 августа 1938 г. Александра Ивановича Куприна не стало.

А. И. Куприн был не просто писателем, рассказывавшим о различных событиях. Он изучал человеческую природу, стремился познать характер каждого человека, с которым он встречался. Поэтому читая его рассказы, читатели сопереживают героям, грустят и радуются вместе с ними. Творчество А.И. Куприна занимает особое место в русской литературе.

русский писатель, переводчик

Александр Куприн

Краткая биография

Родился 7 сентября 1870 года в уездном городе Наровчате (сейчас Пензенская область) в семье чиновника, потомственного дворянина Ивана Ивановича Куприна (1834-1871), умершего через год после рождения сына. Мать - Любовь Алексеевна (1838-1910), урождённая Кулунчакова, происходила из рода татарских князей (дворянка, княжеского титула не имела). После смерти мужа она переехала в Москву, где прошли ранние годы и отрочество будущего писателя. В шесть лет мальчик был отдан в Московскую Разумовскую школу, откуда вышел в 1880 году. В том же году поступил во Вторую Московскую военную гимназию.

В 1887 году был зачислен в Александровское военное училище. Впоследствии опишет свою военную юность в повестях «На переломе (Кадеты)» и в романе «Юнкера».

Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое напечатанное произведение - рассказ «Последний дебют» (1889).

В 1890 году Куприн в чине подпоручика был выпущен в 46-й Днепровский пехотный полк, стоявший в Подольской губернии, в Проскурове. Четыре года служил офицером, военная служба дала ему богатый материал для будущих произведений.

В 1893-1894 годах в петербургском журнале «Русское богатство» вышли его повесть «Впотьмах», рассказы «Лунной ночью» и «Дознание». На армейскую тему у Куприна есть несколько рассказов: «Ночлег» (1897), «Ночная смена» (1899), «Поход».

В 1894 году поручик Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений.

В эти годы Куприн познакомился с И. А. Буниным, А. П. Чеховым и М. Горьким . В 1901 году переехал в Петербург, начал работать секретарём «Журнала для всех». В петербургских журналах появились рассказы Куприна: «Болото» (1902), «Конокрады» (1903), «Белый пудель» (1903).

В 1905 году вышло наиболее значительное его произведение - повесть «Поединок», имевшая большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав «Поединка» стали событием культурной жизни столицы. Другие его произведения этого времени: рассказы «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Река жизни», «Гамбринус» (1907), очерк «События в Севастополе» (1905). В 1906 году был кандидатом в депутаты Государственной думы первого созыва от Санкт-Петербургской губернии.

В годы между двумя революциями Куприн опубликовал цикл очерков «Листригоны» (1907-1911), рассказы «Суламифь» (1908), «Гранатовый браслет» (1911) и др., повесть «Жидкое солнце» (1912). Его проза стала заметным явлением русской литературы. В 1911 году с семьёй поселился в Гатчине.

После начала Первой мировой войны открыл в своём доме военный госпиталь и агитировал в газетах граждан брать военные займы. В ноябре 1914 года был мобилизован и направлен в ополчение в Финляндию командиром пехотной роты. Демобилизован в июле 1915 года по состоянию здоровья.

В 1915 году Куприн завершает работу над повестью «Яма», в которой рассказывает о жизни проституток в публичных домах. Повесть подверглась осуждению за излишний натурализм. Издательство Нуравкина, выпустившее в немецком издании «Яму», было привлечено прокуратурой к ответственности «за распространение порнографических изданий».

Отречение Николая II Куприн встретил в Гельсингфорсе, где проходил лечение, и воспринял его с энтузиазмом. После возвращения в Гатчину работал редактором газет «Свободная Россия», «Вольность», «Петроградский листок», симпатизировал эсерам.

В 1917 году завершил работу над повестью «Звезда Соломона», в которой, творчески переработав классический сюжет о Фаусте и Мефистофеле, поднял вопросы о свободе воли и роли случая в человеческой судьбе.

После Октябрьского переворота писатель не принял политику военного коммунизма и сопряжённый с ней террор, Куприн эмигрирует во Францию. Работал в издательстве «Всемирная литература», основанном М. Горьким. В это же время перевёл драму Ф. Шиллера «Дон Карлос». В июле 1918 года после убийства Володарского был арестован, три дня просидел в тюрьме, был выпущен и внесён в список заложников.

В декабре 1918 года имел личную встречу с В. И. Лениным по вопросу организации новой газеты для крестьян «Земля», который одобрил идею, но проект был «зарублен» председателем Моссовета Л. Б. Каменевым.

16 октября 1919 года, с приходом в Гатчину белых, поступил в чине поручика в Северо-Западную армию, получил назначение редактором армейской газеты «Приневский край», которую возглавлял генерал П. Н. Краснов.

После поражения Северо-Западной армии находится в Ревеле, с декабря 1919 - в Гельсингфорсе, с июля 1920 - в Париже.

В 1937 году по приглашению правительства СССР Куприн вернулся на родину. Возвращению Куприна в Советский Союз предшествовало обращение полпреда СССР во Франции В. П. Потёмкина 7 августа 1936 года с соответствующим предложением к И. В. Сталину (который дал предварительное «добро»), а 12 октября 1936 года - с письмом к наркому внутренних дел Н. И. Ежову. Ежов направил записку Потёмкина в Политбюро ЦК ВКП(б), которое 23 октября 1936 года приняло решение: «разрешить въезд в СССР писателю А. И. Куприну» (проголосовали «за» И. В. Сталин, В. М. Молотов, В. Я. Чубарь и А. А. Андреев; воздержался К. Е. Ворошилов).

Советская пропаганда пыталась создать образ раскаявшегося писателя, вернувшегося, чтобы воспевать счастливую жизнь в СССР. По утверждениям Л. Рассказовой, во всех служебных записках советских чиновников зафиксировано, что Куприн слаб, болен, неработоспособен и не в состоянии ничего писать. Предположительно, опубликованная в июне 1937 году в газете «Известия» за подписью Куприна статья «Москва родная» была на самом деле написана приставленным к Куприну журналистом Н. К. Вержбицким. Публиковалось также интервью с женой Куприна Елизаветой Морицевной, которая рассказывала, что писатель восхищён всем увиденным и услышанным в социалистической Москве.

Куприн умер в ночь на 25 августа 1938 года от рака пищевода. Похоронен в Ленинграде на Литераторских мостках Волковского кладбища рядом с могилой И. С. Тургенева.

Библиография

Произведения Александра Куприна

Издания

  • А. И. Куприн. Полное собрание сочинений в восьми томах. - СПб.: Издание А. Ф. Маркса, 1912.
  • А. И. Куприн. Полное собрание сочинений в девяти томах. - СПб.: Издание А. Ф. Маркса, 1912-1915.
  • А. И. Куприн . Избранное. Т. 1-2. - М.: Гослитиздат, 1937.
  • А. И. Куприн. Рассказы. - Л.: Лениздат, 1951.
  • А. И. Куприн. Сочинения в 3 т. - М.: Гослитиздат, 1953, 1954.
  • А. И. Куприн. Собрание сочинений в 6 тт. - М.: Художественная литература, 1957-1958.
  • А. И. Куприн. Собрание сочинений в 9 тт. - М.: Правда, 1964.
  • А. И. Куприн . Собрание сочинений в 9 тт. - М.: Художественная литература, 1970-1973.
  • А. И. Куприн. Собрание сочинений в 5 тт. - М.: Правда, 1982.
  • А. И. Куприн. Собрание сочинений в 6 тт. - М.: Художественная литература, 1991-1996.
  • А. И. Куприн. Собрание сочинений в 11 тт. - М.: Терра, 1998. - ISBN 5-300-01806-6.
  • А. И. Куприн. Париж интимный. - М., 2006. - ISBN 5-699-17615-2.
  • А. И. Куприн. Полное собрание сочинений в 10 тт. - М.: Воскресенье, 2006-2007. - ISBN 5-88528-502-0.
  • А. И. Куприн. Собрание сочинений в 9 тт. - М.: Книговек (Литературное приложение «Огонёк»), 2010. - ISBN 978-5-904656-05-8.
  • А. И. Куприн. Гранатовый браслет. Повести. / Сост. И. С. Веселовой. Вступ. ст. А. В. Карасёва. - Харьков; Белгород: Клуб Семейного Досуга, 2013. - 416 с.: ил. - (Серия «Великие шедевры мировой классики»). - ISBN 978-5-9910-2265-1
  • А. И. Куприн. Голос оттуда // «Роман-газета», 2014. - № 4.

Киновоплощения

  • Гранатовый браслет (1964) - Григорий Гай
  • Воздухоплаватель (1975) - Армен Джигарханян
  • Белый снег России (1980) - Владимир Самойлов
  • Куприн (2014) - Михаил Пореченков

Память

  • Именем Куприна в России названы 7 населённых пунктов и 35 улиц и переулков в городах и сёлах России, 4 из них - в Пензенской области (в Пензе, Наровчате, Нижнем Ломове и Каменке).
  • В селе Наровчат Пензенской области, на родине Куприна, 8 сентября 1981 года открыт единственный в мире дом-музей Куприна и установлен первый в России памятник писателю (мраморный бюст работы скульптора В. Г. Курдова). В открытии музея и памятника принимала участие дочь писателя - Ксения Александровна Куприна (1908-1981).
  • В Вологодской области, селе Даниловском Устюженского района находится музей-усадьба Батюшковых и Куприна, где есть несколько подлинных вещей писателя.
  • В Гатчине имя Куприна носят центральная городская библиотека (с 1959 года) и одна из улиц микрорайона Мариенбург (с 1960 года). Также в 1989 году в городе установлен бюст-памятник Куприну работы скульптора В. В. Шевченко.
  • На Украине в честь А. И. Куприна названы крупные улицы в городах Донецк, Мариуполь, Кривой Рог, а также улицы в городах Одесса, Макеевка, Хмельницкий, Сумы и некоторых других.
  • В Киеве, на доме № 4 по ул. Сагайдачного (Подол, бывшая Александровская), где в 1894-1896 годах жил писатель, в 1958 году была открыта мемориальная доска. Именем Куприна названа улица в Киеве.
  • В Санкт-Петербурге на месте ресторана «Вена», в котором часто бывал А. И. Куприн, находится мини-отель «Старая Вена», один из номеров которого полностью посвящён писателю. Там же находятся раритетные дореволюционные издания его книг и множество архивных фотографий.
  • В 1990 году в Балаклаве было установлено мемориальное обозначение в районе дачи Ремизова, на которой дважды жил Куприн. В 1994 году имя писателя получила балаклавская библиотека № 21 на набережной. В мае 2009 года был открыт памятник Куприну скульптора С. А. Чижа.
  • В Коломне писателю установлена мемориальная доска.
  • В 2014 году снят сериал «Куприн» (режиссёры Влад Фурман, Андрей Эшпай, Андрей Малюков, Сергей Кешишев).
  • Именем Александра Куприна назван один из переулков города Рудного (Кустанайская область, Казахстан).

Объекты, связанные с именем А. И. Куприна в Наровчате

Семья

  • Давыдова (Куприна-Иорданская) Мария Карловна (25 марта 1881-1966) - первая жена, приёмная дочь виолончелиста Карла Юльевича Давыдова и издательницы журнала «Мир Божий» Александры Аркадьевны Горожанской (свадьба состоялась 3 февраля 1902 года, развод в марте 1907 года, однако официально документы о разводе были получены только в 1909 году). Впоследствии - жена государственного деятеля Николая Ивановича Иорданского (Негорева). Оставила воспоминания «Годы молодости» (в том числе, о времени совместной жизни с А. И. Куприным) (М.: «Художественная литература», 1966).
    • Куприна, Лидия Александровна (3 января 1903-23 ноября 1924) - дочь от первого брака. Окончила гимназию. В шестнадцать лет вышла замуж за некоего Леонтьева, но уже через год развелась. В 1923 году вышла замуж за Бориса Егорова. В начале 1924 года родила сына Алексея (1924-1946) и вскоре разошлась с мужем. Когда сыну было десять месяцев, скончалась. Алексей воспитывался у своего отца, в дальнейшем участвовал в Великой Отечественной войне в звании сержанта, умер от заболевания сердца, явившегося последствием контузии, полученной на фронте.
  • Гейнрих Елизавета Морицовна (1882-1942) - вторая жена (с 1907 года, обвенчались 16 августа 1909 года). Дочь пермского фотографа Морица Гейнриха, младшая сестра актрисы Марии Абрамовой (Гейнрих). Работала сестрой милосердия. Покончила с собой во время блокады Ленинграда.
    • Куприна Ксения Александровна (21 апреля 1908-18 ноября 1981) - дочь от второго брака. Модель и актриса. Работала в Доме моды Поля Пуаре. В 1958 году переехала из Франции в СССР. Играла в театре

Александр Иванович Куприн – один из наиболее знаменитых классиков русской литературы, работающий, в том числе, и переводчиком. Самыми выдающимися произведениями писателя считаются такие работы, как «Юнкера», «Поединок», «Яма» и «Гранатовый браслет».

Детские и юношеские годы

Родиной Александра Куприна является уездный город Наровчате. Детские и юношеские годы будущего писателя прошли в Москве. Это было обусловлено тем, что отец классика умер в годовалом возрасте сына. Он был дворянином, выбравшим себе в жены знатную по своему происхождению татарку Любовь Алексеевну.

После смерти мужа решила переехать в более крупный город, так как в таком случае у него было больше возможностей предоставить первенцу должное образование.

В 6-летнем возрасте Александр был определен в пансион, который работал по принципу интернатного учреждения. В 10 лет Куприн попадает в кадетское училище, после чего уходит на службу в армию. После окончания обучения Николай попадает в пехотный полк Днепра.

Взрослая жизнь

В 24 года Куприн ушел в отставку. После этого он начал ездить по разным городам в поиске работы. Это было обусловлено тем, что будущего писателя отсутствовала гражданская профессия.

Получить постоянную должность ему удалось лишь после знакомства с Буниным, который помог ему устроить в «Журнал для всех» . Через некоторое время Николай Николаевич переехал в Гатчину. Именно здесь во время войны он руководил госпиталем.

Куприн достаточно положительно воспринял новость об отречения от престола Николая II. Когда ко власти пришел Владимир Ленин, писатель лично обращался к нему по поводу возможности издательства газеты «Земля», потенциальными читателями которой были сельские жители. Через некоторое время, заметив первые признаки диктатуры в стране, Куприн полностью разочаровался большевистским режимом.

Николай Николаевич был автором унизительного названия для Советского Союза, которое используется до сих пор. Речь идет о термине «Совдепия» . Когда началась Гражданская война, Куприн присоединился к Белой армии. Как только она претерпела масштабное поражение, писатель покинул страну, эмигрировал в Финляндию, после чего – во Францию.

В конце 30-ых годов прошлого столетия Куприн не мог за границей содержать свою семью , вследствие чего все чаще начал употреблять алкоголь. Единственный выход со сложившейся ситуации – переезд в Россию. Такое решение писателя поддержал сам Сталин.

Литературная деятельность

Первые попытки написания стихов Куприн осуществил на старших курсах кадетского корпуса. Поэзия Николая Николаевича никогда при его жизни не издавалась. Первым же его напечатанными произведением стал рассказ под названием «Последний дебют». В течение нескольких лет писатель публиковал в журналах свои повести и военные истории.

В ранней творческой деятельности Куприна тема армии была одной из ключевых. Впоследствии он нередко к ней возвращался. Об этом свидетельствуют такие произведения писателя, как «Юнкера», «На переломе» и «Кадеты».

Классический период творчества Куприна относится к 20-ым годам прошлого века. Наиболее популярным рассказом писателя стала повесть «Поединок». Кроме нее, читатели хорошо восприняли следующие произведения:

  • «Белый пудель»;
  • «Гамбринус»;
  • «Жидкое солнце»;
  • «Гранатовый браслет».

Значительный резонанс обрел рассказ Куприна «Яма». Он был посвящен жизни российских проституток начала ХХ века. Многие критиковали данное произведения писателя, называя его чрезмерно реалистичным и натуралистическим. Вследствие этого издание даже было изъято из печати. Причиной этому послужил порнографический характер написанного.

Будучи в эмиграции, Куприн создал довольно большое количество произведений, почти все из которых имели значительную популярность среди читателей.

Личная жизнь писателя

Первую жену Николя Куприна звали Марией Давыдовой. Они были в браке всего 5 лет, во время которых и родилась дочь по имени Лидия. В 21-летнем возрасте она умерла сразу же после родов собственного сына.

Венчание со второй женой у Николая Куприна произошло в 1901 году. Его избранницей стала Елизавета Гейнрих. В этом браке у писателя родилось 2 дочерей. Одна из них умерла в детском возрасте от проблем с легкими. Другая же стала актрисой и моделью.

Супруга писателя прожила на 4 года дольше собственного мужа. Она покончила жизнь самоубийством, пребывая во время Второй мировой войны в Ленинграде.

Единственный внук Николая Куприна получил тяжелые ранения при выполнении боевых заданий. Вследствие этого в настоящее время прямых потомков писателя нет.

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии. Из дворян. Отец Куприна – коллежский регистратор; мать – из древнего рода татарских князей Кулунчаковых.

Рано лишился отца; воспитывался в московском Разумовском пансионе для сирот. В 1888 г . А. Куприн окончил кадетский корпус, в 1890 г. – Александровское военное училище (оба в Москве); служил пехотным офицером. После выхода в отставку в чине поручика в 1894 году сменил ряд профессий: работал землемером, лесным объездчиком, управляющим имением, суфлером в провинциальной актерской труппе и др. Многие годы сотрудничал в газетах Киева, Ростова-на-Дону, Одессы, Житомира.

Первая публикация – рассказ «Последний дебют» (1889 ). Рассказ «Дознание» (1894 ) открыл серию военных рассказов и повестей Куприна («Куст сирени», 1894 ; «Ночлег», 1895 ; «Прапорщик армейский», «Брегет», оба – 1897 ; и др.), отразивших впечатления писателя от военной службы. Поездки Куприна по Южной Украине явились материалом для повести «Молох» (1896 ), в центре которой тема промышленной цивилизации, обезличивающей человека; сопоставление плавильной печи с языческим божеством, требующим человеческих жертвоприношений, призвано предупредить об опасности поклонения техническому прогрессу. Литературную известность принесла А. Куприну повесть «Олеся» (1898 ) – о драматичной любви выросшей в лесной глуши девушки-дикарки и приехавшего из города начинающего писателя. Герой ранних произведений Куприна – человек с тонкой душевной организацией, не выдерживающий столкновения с социальной действительностью 1890-х годов и испытания большим чувством. Среди других сочинений этого периода: «полесские рассказы» «В лесной глуши» (1898 ), «На глухарей» (1899 ), «Оборотень» (1901 ). В 1897 г . вышла первая книга Куприна – «Миниатюры». В том же году Куприн познакомился с И. Буниным, в 1900 – с А. Чеховым; с 1901 года участвовал в телешовских «средах» - московском литературном кружке, объединявшем писателей реалистичного направления. В 1901 году А. Куприн переехал в Санкт-Петербург; сотрудничал во влиятельных журналах «Русское богатство» и «Мир Божий». В 1902 году познакомился с М. Горьким; печатался в инициированной им серии сборников книгоиздательского товарищества «Знание», здесь в 1903 году вышел в свет первый том рассказов Куприна. Широкую популярность Куприну принесла повесть «Поединок» (1905 ), где неприглядная картина армейского быта с царящими в нём муштрой и полусознательной жестокостью сопровождаются размышлениями об абсурдности существующего миропорядка. Публикация повести совпала по времени с поражением российского флота в русско-японской войне 1904-1905 гг ., что способствовало её общественному резонансу. Повесть была переведена на иностранные языки и открыла имя писателя для европейского читателя.

В 1900-х – первой половине 1910-х гг . были опубликованы наиболее значительные произведения А. Куприна: повести «На переломе (Кадеты)» (1900 ), «Яма» (1909-1915 ); рассказы «Болото», «В цирке» (оба 1902 ), «Трус», «Конокрады» (оба 1903 ), «Мирное житие», «Белый пудель» (оба 1904 ), «Штабс-капитан Рыбников», «Река жизни» (оба 1906 ), «Гамбринус», «Изумруд» (1907 ), «Анафема» (1913 ); цикл очерков о рыбаках Балаклавы – «Листригоны» (1907-1911 ). Восхищение силой и героизмом, острое ощущение красоты и радости бытия побуждают Куприна к поиску нового образа – цельной и созидательной натуры. Теме любви посвящены повесть «Суламифь» (1908 ; по мотивам библейской Песни Песней) и «Гранатовый браслет» (1911 ) – трогательный рассказ о безответной и самоотверженной любви мелкого телеграфиста к супруге высокопоставленного чиновника. Куприн пробовал себя и в научной фантастике: герой повести «Жидкое солнце» (1913 ) – гениальный ученый, получивший доступ к источнику сверхмощной энергии, но скрывающий своё изобретение из опасений, что оно будет употреблено для создания смертоносного оружия.

В 1911 году Куприн переехал в Гатчину. В 1912 и 1914 гг. совершил путешествия во Францию и Италию. С началом Первой мировой войны вернулся в армию, однако уже в следующем году был демобилизован по состоянию здоровья. После Февральской революции 1917 года редактировал эсэровскую газету «Свободная Россия», несколько месяцев сотрудничал с издательством «Всемирная литература». После Октябрьской революции 1917 года , которую не принял, вернулся к публицистике. В одной из статей Куприн выступил против расстрела великого князя Михаила Александровича, за что был подвергнут аресту и кратковременному заключению (1918 ). Попытки писателя сотрудничать с новой властью не дали желаемых результатов. Примкнув в октябре 1919 года к войскам Н.Н. Юденича, Куприн добрался до Ямбурга (с 1922 Кингисепп), оттуда через Финляндию до Парижа (1920 ). В эмиграции были созданы: автобиографическая повесть «Купол св. Исаакия Далматского» (1928 ), повесть «Жанета. Принцесса четырех улиц» (1932 ; отдельное издание – 1934 ), ряд ностальгических рассказов о дореволюционной России («Однорукий комедиант», 1923 ; «Тень императора», 1928 ; «Царёв гость из Наровчата», 1933 ) и др. Для произведений эмигрантского периода характерны идеалистические образы монархической России, патриархальной Москвы. Среди других сочинений: повесть «Звезда Соломона» (1917 ), рассказ «Золотой петух» (1923 ), циклы очерков «Киевские типы» (1895-1898 ), «Юг благословенный», «Париж домашний» (оба – 1927 ), литературные портреты, рассказы для детей, фельетоны. В 1937 году Куприн вернулся в СССР.

В творчестве Куприна дана широкая панорама российской жизни, охватывающая почти все слои общества 1890-1910-х гг .; традиции бытописательской прозы второй половины 19 века сочетаются с элементами символизма. В ряде произведений воплотилось тяготение писателя к романтическим сюжетам и героическим образам. Прозу А. Куприна отличает изобразительность, достоверность в обрисовке характеров, насыщенность бытовыми подробностями, колоритный, включающий арготизмы язык.

Александр Иванович Куприн, русский писатель-прозаик, автор повестей и романов «Олеся», «На переломе» (Кадеты), «Поединок» , «Суламифь», «Яма», «Гранатовый браслет», «Юнкера», а также множества рассказов и очерков.

А.И. Куприн родился 26 августа (7 сентября н.с.) 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в семье потомственного дворянина, мелкого чиновника.

Александр Куприн как писатель, человек и собрание легенд о его бурной жизни - особая любовь русского читателя, сродни первому юношескому чувству на всю жизнь.

Иван Бунин, ревниво относившийся к своему поколению и редко раздающий похвалы, без сомнения, понимал неравноценность всего написанного Куприным, тем не менее называл его писателем милостью Божией.

И все же кажется, что по своему характеру Александр Куприн должен был стать не писателем, а скорее одним из своих героев - цирковым силачом, авиатором, предводителем балаклавских рыбаков, конокрадом, или, может быть, усмирил бы свой неистовый нрав где-нибудь в монастыре (кстати, такую попытку он делал). Культ физической силы, склонность к азарту, риску, буйству отличали молодого Куприна. Да и позже он любил помериться с жизнью силами в сорок три года вдруг начал учиться стильному плаванию у мирового рекордсмена Романенко, вместе с первым русским летчиком Сергеем Уточкиным поднимался на воздушном шаре, опускался в водолазном костюме на морское дно, со знаменитым борцом и авиатором Иваном Заикиным летал на самолете «Фарман»... Однако искру Божью, как видно, не погасишь.

Родился Куприн в городке Наровчатове Пензенской губернии 26 августа (7 сентября) 1870 года. Отец его, мелкий чиновник, умер от холеры, когда мальчику не исполнилось и двух лет. В семье, оставшейся без средств, кроме Александра, было еще двое детей. Мать будущего писателя Любовь Алексеевна, урожденная княжна Кулунчакова, происходила из татарских князей, и Куприн любил вспоминать о своей татарской крови, даже, было время, носил тюбетейку. В романе «Юнкера» он писал о своем автобиографичном герое «...бешеная кровь татарских князей, неудержимых и неукротимых его предков с материнской стороны, толкавшая его на резкие и необдуманные поступки, выделяла его среди дюжинных юнкеров».

В 1874 году Любовь Алексеевна, женщина, по воспоминаниям, «с сильным, непреклонным характером и высоким благородством», принимает решение переехать в Москву. Там они поселяются в общей палате Вдовьего дома (описан Куприным в рассказе «Святая ложь»). Через два года, из-за крайней бедности, она отдает сына в Александровское малолетнее сиротское училище. Для шестилетнего Саши начинается период существования на казарменном положении - длиной в семнадцать лет.

В 1880 году он поступает в Кадетский корпус. Здесь мальчик, тоскующий о доме и воле, сближается с преподавателем Цукановым (в повести «На переломе» - Труханов), литератором, который «замечательно художественно» читал воспитанникам Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева. Начинает пробовать свои силы в литературе и подросток Куприн - разумеется, как поэт; кто же в этом возрасте хоть однажды не смял листок с первым стихотворением! Увлекается модной тогда поэзией Надсона. В то же время кадет Куприн - уже убежденный демократ «прогрессивные» идеи времени просачивались даже сквозь стены закрытого военного училища. Он гневно обличает в рифмованной форме «консервативного издателя» М.Н. Каткова и самого царя Александра III, клеймит «гнусное, страшное дело» царского суда над Александром Ульяновым и его подельниками, покушавшимися на монарха.

Восемнадцати лет Александр Куприн поступает в Третье Александровское юнкерское училище в Москве. По воспоминаниям его однокашника Л.А. Лимонтова, это уже был не «невзрачный, маленький, неуклюжий кадетик», а сильный юноша, более всего дорожащий честью мундира, ловкий гимнаст, любитель потанцевать, влюбляющийся в каждую хорошенькую партнершу.

К юнкерскому периоду относится и его первое выступление в печати - 3 декабря 1889 года в журнале «Русский сатирический листок» появился рассказ Куприна «Последний дебют». Эта история действительно едва не стала первым и последним литературным дебютом юнкера. Позже он вспоминал, как, получив за рассказ гонорар в размере десяти рублей (для него тогда огромная сумма), на радостях купил матери «козловые ботинки», а на оставшийся рубль помчался в манеж погарцевать на лошади (Куприн очень любил лошадей и считал это «зовом предков»). Через несколько дней журнал с его рассказом попался на глаза кому-то из преподавателей, и юнкера Куприна вызвали к начальству «Куприн, ваш рассказ» - «Так точно!» - «В карцер!» Будущему офицеру не полагалось заниматься такими «легкомысленными» вещами. Как любой дебютант, он, конечно, жаждал комплиментов и в карцере прочитал свой рассказ отставному солдату, старому училищному дядьке. Тот внимательно выслушал и сказал «Здорово написано, ваше благородие! А только понять ничего нельзя». Рассказ и действительно был слабый.

После Александровского училища подпоручик Куприн был направлен в Днепровский пехотный полк, который стоял в Проскурове Подольской губернии. Четыре года жизни «в невероятной глуши, в одном из пограничных юго-западных городков. Вечная грязь, стада свиней на улицах, хатенки, мазанные из глины и навоза...» («К славе»), многочасовая муштра солдат, мрачные офицерские кутежи да пошловатые романы с местными «львицами» заставили его задуматься о будущем, как задумается о нем герой его знаменитой повести «Поединок» подпоручик Ромашов, мечтавший о военной славе, но после дикости провинциальной армейской жизни решивший выйти в отставку.

Эти годы дали Куприну знание военного быта, нравов местечковой интеллигенции, обычаев полесского села, а читателю подарили впоследствии такие его произведения, как «Дознание», «Ночлег», «Ночная смена», «Свадьба», «Славянская душа», «Миллионер», «Жидовка», «Трус», «Телеграфист», «Олеся» и другие.

В конце 1893 года Куприн подал прошение об отставке и уехал в Киев. К тому времени он был автором повести «Впотьмах» и рассказа «Лунной ночью» (журнал «Русское богатство») , написанных в стиле душещипательной мелодрамы. Он решает всерьез заняться литературой, но эта «дама» не так-то легко дается в руки. По его словам, он вдруг оказался в положении институтки, которую завели ночью в дебри Олонецких лесов и бросили без одежды, пищи и компаса; «...у меня не было никаких знаний, ни научных, ни житейских», - напишет он в своей «Автобиографии». В ней же он приводит список профессий, которые пытался освоить, сняв военный мундир был репортером киевских газет, управляющим при строительстве дома, разводил табак, служил в технической конторе, был псаломщиком, играл в театре города Сумы, изучал зубоврачебное дело, пробовал постричься в монахи, работал в кузнице и столярной мастерской, разгружал арбузы, преподавал в училище для слепых, работал на Юзовском сталелитейном заводе (описан в повести «Молох»)...

Этот период завершился выходом в свет небольшого сборника очерков «Киевские типы», который можно считать первой литературной «муштрой» Куприна. За последующие пять лет он совершает довольно серьезный рывок как писатель в 1896 году публикует в «Русском богатстве» повесть «Молох», где впервые масштабно был показан бунтующий рабочий класс, выпускает первый сборник рассказов «Миниатюры» (1897), куда вошли «Собачье счастье», «Столетник», «Брегет», «Allez» и другие, затем следуют повесть «Олеся» (1898), рассказ «Ночная смена» (1899), повесть «На переломе» («Кадеты»; 1900).

В 1901 году Куприн приезжает в Петербург довольно известным писателем. Он уже был знаком с Иваном Буниным, который сразу по приезде ввел его в дом Александры Аркадьевны Давыдовой, издательницы популярного литературного журнала «Мир Божий». О ней ходили в Петербурге слухи, будто писателей, выпрашивающих у нее аванс, она запирает в своем кабинете, дает чернила, перо, бумагу, три бутылки пива и выпускает лишь при условии готового рассказа, тут же выдавая и гонорар. В этом доме Куприн нашел свою первую жену - яркую, испанистую Марию Карловну Давыдову, приемную дочь издательницы.

Способная ученица своей матери, она тоже имела твердую руку в обращении с пишущей братией. По крайней мере, за семь лет их брака - время самой большой и бурной славы Куприна - ей удавалось довольно продолжительные периоды удерживать его за письменным столом (вплоть до лишения завтраков, после которых Александра Ивановича клонило в сон). При ней были написаны произведения, выдвинувшие Куприна в первый ряд русских писателей рассказы «Болото» (1902), «Конокрады» (1903), «Белый пудель» (1904), повесть «Поединок» (1905), рассказы «Штабс-капитан Рыбников», «Река жизни» (1906).

После выхода «Поединка», написанного под большим идейным влиянием «буревестника революции» Горького, Куприн становится всероссийской знаменитостью. Нападки на армию, сгущение красок - забитые солдаты, невежественные, пьяные офицеры - все это «потрафляло» вкусам революционно настроенной интеллигенции, которая и поражение русского флота в русско-японской войне считала своей победой. Эта повесть, без сомнения, написана рукой большого мастера, но сегодня она воспринимается в несколько ином историческом измерении.

Куприн проходит самое сильное испытание - славой. «Это была пора, - вспоминал Бунин, - когда издатели газет, журналов и сборников на лихачах гонялись за ним по... ресторанам, в которых он проводил дни и ночи со своими случайными и постоянными собутыльниками, и униженно умоляли его взять тысячу, две тысячи рублей авансом за одно только обещание не забыть их при случае своей милостью, а он, грузный, большелицый, только щурился, молчал и вдруг отрывисто кидал таким зловещим шепотом «Геть сию же минуту к чертовой матери!» - что робкие люди сразу словно сквозь землю проваливались». Грязные кабаки и дорогие рестораны, нищие бродяги и лощеные снобы петербургской богемы, цыганские певицы и бега, наконец, важный генерал, брошенный им в бассейн со стерлядью... - весь набор «русских рецептов» для лечения меланхолии, в которую почему-то всегда выливается шумная слава, был им перепробован (как тут не вспомнить фразу шекспировского героя «В чем выражается меланхолия великого духом человека В том, что ему хочется выпить») .

К этому времени брак с Марией Карловной, видимо, исчерпал себя, и Куприн, не умеющий жить по инерции, с юношеской пылкостью влюбляется в воспитательницу своей дочери Лидии - маленькую, хрупкую Лизу Гейнрих. Она была сиротой и уже пережила свою горькую историю побывала на русско-японской войне сестрой милосердия и вернулась оттуда не только с медалями, но и с разбитым сердцем. Когда Куприн, не откладывая, объяснился ей в любви, она тут же покинула их дом, не желая быть причиной семейного разлада. Вслед за ней ушел из дома и Куприн, сняв номер в петербургской гостинице «Пале-Рояль».

Несколько недель он мечется по городу в поисках бедной Лизы и, само собой, обрастает сочувствующей компанией... Когда большой его друг и почитатель таланта профессор Петербургского университета Федор Дмитриевич Батюшков понял, что этим безумствам не будет конца, он отыскал Лизу в небольшом госпитале, куда она устроилась сестрой милосердия. О чем он с ней говорил Может быть, о том, что она должна спасти гордость русской литературы.. Неизвестно. Только сердце Елизаветы Морицовны дрогнуло и она согласилась немедленно ехать к Куприну; правда, с одним твердым условием Александр Иванович должен лечиться. Весной 1907 года они вдвоем уезжают в финский санаторий «Гельсингфорс». Эта большая страсть к маленькой женщине стала причиной создания замечательного рассказа «Суламифь» (1907) -русской «Песни песней». В 1908 году у них рождается дочь Ксения, которая впоследствии напишет воспоминания «Куприн - мой отец».

С 1907 по 1914 год Куприн создает такие значительные произведения, как рассказы «Гамбринус» (1907), «Гранатовый браслет» (1910), цикл рассказов «Листригоны» (1907-1911), в 1912 году начинает работу над романом «Яма». Когда он вышел, критика увидела в нем обличение еще одного социального зла России - проституции, Куприн же считал платных «жриц любви» жертвами общественного темперамента испокон века.

К этому времени он уже разошелся в политических взглядах с Горьким, отошел от революционной демократии.

Войну 1914 года Куприн называл справедливой, освободительной, за что был обвинен в «казенном патриотизме». В петербургской газете «Новь» появилась его большая фотография с подписью «А.И. Куприн, призванный в действующую армию». Однако на фронт он не попал - был командирован в Финляндию обучать новобранцев. В 1915 году его признали негодным к строевой службе по здоровью, и он вернулся домой в Гатчину, где в то время жила его семья.

После семнадцатого года Куприн, несмотря на несколько попыток, общего языка с новой властью не нашел (хотя по протекции Горького даже встречался с Лениным, но тот не увидел в нем «четкой идейной позиции») и покинул Гатчину вместе с отступающей армией Юденича. В 1920 году Куприны оказались в Париже.

Во Франции после революции осело около 150 тысяч эмигрантов из России. Париж стал русской литературной столицей - здесь жили Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус, Иван Бунин и Алексей Толстой, Иван Шмелев и Алексей Ремизов, Надежда Тэффи и Саша Черный, и многие другие известные писатели. Образовывались всевозможные русские общества, выпускались газеты и журналы... Ходил даже такой анекдот встречаются на парижском бульваре два русских. «Ну, как тебе здесь живется» - «Ничего, жить можно, одна беда слишком много французов».

Первое время, пока еще сохранялась иллюзия унесенной с собой родины, Куприн пытался писать, но дар его постепенно угасал, как и могучее когда-то здоровье, все чаще он жаловался, что работать здесь не может, поскольку привык «списывать» своих героев с жизни. «Прекрасный народ, - высказывался Куприн о французах, - но не говорит по-русски, и в лавочке и в пивной - всюду не по-нашему... А значит это вот что - поживешь, поживешь, да и писать перестанешь». Самое значительное его произведение эмигрантского периода - автобиографический роман «Юнкера» (1928-1933). Становился он все более тихим, сентиментальным - непривычным для знакомых. Иногда, правда, все же давала себя знать горячая купринская кровь. Как-то писатель возвращался с друзьями из загородного ресторана на такси, заговорили о литературе. Поэт Ладинский назвал «Поединок» лучшей его вещью. Куприн же настаивал, что лучшее из всего им написанного - «Гранатовый браслет» там есть высокие, драгоценные чувства людей. Ладинский назвал эту историю неправдоподобной. Куприн рассвирепел «Гранатовый браслет» - быль!» и вызвал Ладинского на дуэль. С большим трудом удалось его отговорить, катая всю ночь по городу, как вспоминала Лидия Арсеньева («Дальние берега». М. «Республика», 1994).

Видимо, с «Гранатовым браслетом» у Куприна действительно было связано что-то очень личное. На исходе жизни он и сам стал походить на своего героя - состарившегося Желткова. «Семь лет безнадежной и вежливой любви» Желтков писал безответные письма княгине Вере Николаевне. Постаревшего Куприна часто видели в парижском бистро, где он сидел один за бутылкой вина и писал любовные письма к мало знакомой женщине. В журнале «Огонек» (1958, № 6) было опубликовано стихотворение писателя, возможно, сочиненное в ту пору. Там есть такие строки «И никто на свете не узнает, Что годами, каждый час и миг, От любви томится и страдает Вежливый, внимательный старик».

Перед отъездом в Россию в 1937 году он уже мало кого узнавал, да и его почти не узнавали. Бунин пишет в своих «Воспоминаниях» «...я как-то встретил его на улице и внутренне ахнул и следа не осталось от прежнего Куприна! Он шел мелкими, жалкими шажками, плелся такой худенький, слабенький, что, казалось, первый порыв ветра сдует его с ног...»

Когда жена увезла Куприна в Советскую Россию, русская эмиграция его не осуждала, понимая - он едет туда умирать (хотя такие вещи воспринимались в эмигрантской среде болезненно; говорили же, к примеру, что Алексей Толстой просто сбежал в «Совдепию» от долгов и кредиторов) . Для советского правительства это была политика. В газете «Правда» от 1 июня 1937 года появилась заметка «31 мая в Москву прибыл вернувшийся из эмиграции на родину известный русский дореволюционный писатель Александр Иванович Куприн. На Белорусском вокзале А.И. Куприна встречали представители писательской общественности и советской печати».

Поселили Куприна в подмосковном доме отдыха для писателей. В один из солнечных летних дней в гости к нему приехали матросы-балтийцы. Александра Ивановича вынесли в кресле на лужайку, где матросы пели для него хором, подходили, пожимали руку, говорили, что читали его «Поединок», благодарили... Куприн молчал и вдруг громко заплакал (из воспоминаний Н.Д. Телешова «Записки писателя»).

Александр Иванович Куприн умер 25 августа 1938 года в Ленинграде. В последние эмигрантские годы он часто говорил, что умирать нужно в России, дома, как зверь, который уходит умирать в свою берлогу. Хочется думать, что он ушел из жизни успокоенный и примиренный.

Любовь Калюжная,