» »

Сущность, цели и задачи информатизации образования. Обзор литературы Понимать что информатизация образования направлена

21.12.2021

Тема 1. ОСНОВЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Информатизация образования

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) и их использование в образовании. Переход от разрозненного использования средств ИКТ к системной информатизации образования. Понятие информатизации образования. Средства информатизации образования

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют, как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества педагогов. В большинстве случаев использование средств информатизации оказывает реальное положительное влияние на интенсификацию труда учителей школ, а также на эффективность обучения школьников.
Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.
Информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.
В это определение умышленно не включено слово "использование". Использование информационных и телекоммуникационных технологий позволяет говорить о еще одной технологии - технологии использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании, медицине, военном деле и многих других областях деятельности человека, что является частью технологий информатизации. Каждая из этих областей накладывает на технологию информатизации свои ограничения и особенности. В качестве примера можно привести технологию Интернет, рассматриваемую как информационную и телекоммуникационную технологию. При этом технологию использования Интернет в обучении школьников разумно считать не информационной и телекоммуникационной технологией, а технологией информатизации общего среднего образования.
Важно понимать, что понятие технологии информатизации образования значительно шире, чем только технология использования информационных и телекоммуникационных технологий в сфере образования. Это понятие включает в себя весь комплекс приемов, методов, способов и подходов обеспечивающих достижение целей информатизации образования.
Так, например, к технологиям информатизации образования в полной мере могут быть отнесены приемы создания и оценки качества информационных ресурсов образовательного назначения, методы обучения педагогов эффективному использованию информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности.
В основе средств ИКТ, используемых в сфере общего среднего образования, находится персональный компьютер, оснащенный набором периферийных устройств.

Возможности компьютера определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства. К системным программам относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие компьютера с оборудованием и пользователя с персональным компьютером, а также различные служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий - технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д. К инструментальным программам относятся программы, предназначенные для разработки программного обеспечения.
В системе общего среднего образования широкое распространение получают универсальные офисные прикладные программы и средства информационных и телекоммуникационных технологий: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.
С появлением компьютерных сетей школьники и учителя приобрели новую возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную телекоммуникационную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет - всемирной паутине WWW опубликовано несколько миллиардов мультимедийных документов.

В телекоммуникационной сети Интернет доступны и многие другие распространенные сервисы, позволяющие людям общаться и обмениваться необходимой информацией, к числу которых относятся электронная почта, ICQ, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать тексты, звуки и изображения. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на отдельном компьютере.
С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стала развиваться относительно новая технология - Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через сеть Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.
Для обеспечения эффективного поиска информации в компьютерных сетях применяются технологии поиска информации, цель которых - собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям возможность быстрого поиска информации. С помощью поисковых систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.
С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.
К числу значимых информационных и телекоммуникационных технологий относится видеозапись и телевидение.
Видеопленки и соответствующие средства информатизации позволяют большому количеству обучаемых прослушивать лекции лучших преподавателей.


При этом видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специально оборудованных аудиториях, так и в домашних условиях. Очень часто основной учебный материал излагается одновременно (согласованно) в печатных изданиях и на видеокассетах. В качестве примера можно привести ставшее традиционным обучение иностранным языкам в школе, в ходе которого обучаемые часто используют печатные издания совместно с магнитофоном или компьютером, оснащенным соответствующей обучающей программой.
В таком случае очень часто возникает вопрос о целесообразности и необходимости использования различных информационных и телекоммуникационных технологий. Так, например, если в ходе обучения необходима визуальная информация, и ее невозможно предоставить обучаемому в печатном виде, то необходимость видеоматериалов очевидна. Если видеопленка или видеодемонстрация, организованная с помощью компьютера, - всего лишь запись лекции без каких-либо дополнительных специальных иллюстраций, то тогда использование информационной технологии может быть оправданным, но не необходимым.
Телевидение, как одна из наиболее распространенных информационных технологий, играет очень большую роль в жизни людей: в каждой семье сейчас есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером практической информатизации образования. Благодаря телевидению, появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и экзаменов.
К сожалению, данная технология может применяться только для большой аудитории, например, для изучающих иностранные языки или основы каких-либо наук. Трудно использовать национальное или даже городское телевидение для школьных учебных курсов более узкой направленности.
Многие обучающие теле- и радиопрограммы передаются через спутниковое телевидение. Например, международная организация INTELSAT, основанная в 1971 году, позволяет транслировать обучающие программы практически на весь мир, предоставляя для этого все свои 15 спутников. Спутниковые каналы позволяют также организовывать коммуникационные сети ISDN, которые позволяют передавать в цифровом виде одновременно видеоизображение, звук, текст и копии документов.
Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на специальных носителях информации: CD-ROM, DVD и т.д. Индивидуальная и коллективная работа школьников с ними может способствовать более глубокому усвоению и пониманию материала. Эта технология позволяет, при соответствующей доработке, приспособить существующие учебные материалы и средства обучения к индивидуальному пользованию, предоставляет возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний.
Благодаря современным информационным и телекоммуникационным технологиям, таким как электронная почта, телеконференции или ICQ общение между участниками образовательного процесса может быть распределено в пространстве и во времени. Так, например, педагоги и обучаемые могут общаться между собой, находясь в разных странах, в удобное для них время. Такой диалог может быть растянут во времени - вопрос может быть задан сегодня, а ответ на него получен через несколько дней. С помощью таких подходов становится возможным обмен информацией (вопросы, советы, дополнительный материал, контрольные задания), что позволяет обучаемым и преподавателям анализировать полученные сообщения и отвечать на них в любое удобное время.
Информационные и телекоммуникационные технологии, используемые в сфере общего среднего образования, можно классифицировать согласно разным критериям. Так, например, при изучении информатизации образования, в качестве критерия удобно рассматривать цель использования метода, способа или алгоритма воздействия на информацию. В этом случае можно выделить технологии хранения, представления, ввода, вывода, обработки и передачи информации.
Информационных и телекоммуникационных много. С каждым годом появляются новые средства и технологии, важные с точки зрения информатизации образования. Перечислить и, тем более, изучить их все невозможно. Важно понимать, что при определенных условиях многие из этих технологий способны существенно повлиять на повышение качества обучения и воспитания школьников.
В то же время любой опытный учитель подтвердит, что на фоне достаточно частого положительного эффекта от внедрения информационных технологий, во многих случаях использование средств информатизации никак не сказывается на повышении эффективности обучения, а в некоторых случаях такое использование имеет негативный эффект. Очевидно, что решение проблем уместной и оправданной информатизации обучения должно осуществляться комплексно и повсеместно. Обучение корректному, оправданному и уместному использованию средств информационных и коммуникационных технологий должно войти в содержание подготовки педагогов в области информатизации образования.
Задачам информатизации общества и всех его сфер, к числу которых относится и образование, уделяется повышенное внимание государства. Необходимость системного государственного подхода к процессу развития информатизации общества начала осознаваться в начале 90-х годов прошлого века. Так, например, еще в 1990 году была разработана и принята "Концепция информатизации общества", а понятие "информатизация" стало все шире использоваться как в научной, так и в общественно-политической терминологии, постепенно вытесняя понятие "компьютеризация".
Относительно широкое определение понятия "информатизация" дал в своих публикациях академик А.П. Ершов. Он писал, что "информатизация - это комплекс мер, направленный на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности". При этом А.П. Ершов подчеркивал, что информация становится "стратегическим ресурсом общества в целом, во многом обусловливающим его способность к успешному развитию". В то же время, по заключению ЮНЕСКО, информатизация - это широкомасштабное применение методов и средств сбора, хранения и распространения информации, обеспечивающей систематизацию имеющихся и формирование новых знаний, и их использование обществом для текущего управления и дальнейшего совершенствования и развития.
Очевидно, что с одной стороны оба указанных определения не противоречат друг другу, и, с другой стороны, определяют, в том числе и информатизацию сферы образования, являющейся одной из областей деятельности человека. Таким образом, понятие "информатизация образования" может быть введено адаптацией этих двух определений.
Информатизация образования представляет собой область научно-практической деятельности человека, направленной на применение технологий и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающее систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Информатизация образования на практике невозможна без применения специально разработанных компьютерных аппаратных и программных средств, которые называются средствами информатизации образования.
Средствами информатизации образования называются компьютерное аппаратное и программное обеспечение, а также их содержательное наполнение, используемые для достижения целей информатизации образования.
Использование только средств информатизации образования недостаточно для полноценного применения информационных и телекоммуникационных технологий в образовании. На практике такие средства обязательно должны быть дополнены идеологической базой информатизации образования, а также деятельностью специалистов в различных областях знаний, чье участие необходимо для достижения целей информатизации.
Очевидно, что понятия средств информатизации образования и средств ИКТ оказываются тесным образом связанными. Во многих случаях эти два понятия означают одно и то же. При этом понятие средств информатизации образования является более широким и включает в себя средства ИКТ.
Информатизация образования, независимо от направления ее реализации, является широкой, многоаспектной областью деятельности человека, влияющей на функционирование всей системы образования, и, без преувеличения, на жизнь всего общества в целом.
Особую задачу представляет собой информатизация деятельности каждой отдельно взятой школы или другого учреждения общего среднего образования.
Информатизация конкретного учебного заведения представляет собой комплекс мероприятий, нацеленных на применение средств информационных технологий для повышения эффективности процессов обработки информации во всех, без исключения, видах деятельности современного учреждения общего среднего образования.
К сожалению, очень часто под информатизацией образования подразумевается внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в учебный процесс. Это, действительно, важнейшее направление информатизации образования, оказывающее определяющее влияние на повышение качества подготовки школьников. Однако, изучая информатизацию образования, важно понимать, что собственно учебный процесс является основной, но далеко не единственной областью деятельности современной школы, в которой в настоящее время происходит массовое внедрение различных информационных технологий.
Приоритетным направлением в обучении информатизации образования должен стать переход от обучения техническим и технологическим аспектам работы с компьютерными средствами к обучению корректному содержательному формированию, отбору и уместному использованию образовательных электронных изданий и ресурсов, к системной информатизации образования. Современный учитель должен не только обладать знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, что входит в содержание курсов информатики, изучаемых в педагогических вузах, но и быть специалистом по применению новых технологий в своей профессиональной деятельности в школе.

ННОВАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА

INFORMATIZATION OF EDUCATION:

MODERN APPROACHES TO PROCESS REALIZATION

Чернобай Е.В.

Проректор по научной работе Педагогической академии

последипломного образования Московской области, кандидат педагогических наук Chernobaj E.V.

Vice-provost for scientific work of Pedagogical academy

of post-graduate education of Moscow Region, Candidate of science (Education)

Аннотация. В статье рассматривается понятие информационно-коммуникационной образовательной среды, ее компоненты, подходы к реализации процесса информатизации образования на современном этапе.

Annotation. The article discusses the concept of information and communication educational environment, its components, approaches to the implementation process of informatization of education at the present stage.

Ключевые слова. Информатизация образования, электронные образовательные ресурсы, новые виды деятельности учителя, новые образовательные результаты, информационная образовательная среда.

Keywords. Informatization of education, electronic learning resources, new types of teachers, new educational outcomes, educational information environment.

Подготовка педагогических кадров к использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе - одна из ключевых задач, выделенных в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Быстрое изменение содержания и характера профессиональной деятельности на основе внедрения современных технологий требует иного уровня и характера образования. Знания, умения, способности, которые традиционно считались базой той или иной профессии, сегодня уже не могут обеспечить готовность к эффективной профессиональной деятельности. Проблема подготовки конкурентоспособных выпускников школы ставит вопрос об изменении в подходах к подготовке учителей, способных работать в новой образовательной среде, обеспечивающей получение требуемых образовательных результатов. Современному педагогу необходимо не только обладать знаниями в области ИКТ, что входит в содержание курсов информатики, изучаемых в педагогических вузах, но и быть специалистом по созданию и применению новых технологий в своей педагогической деятельности для решения профессиональных задач.

Новые требования к образовательным результатам и соответствующие изменения в содержании и методах обучения обусловливают переход к новой образовательной среде. Потенциалом, необходимым для новой образовательной среды, обладают средства ИКТ. Среда, построенная на их основе, позволяет обеспечить индивидуализацию обучения, адаптивность к способностям, возможностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творческих способностей, доступ к новым источникам учебной информации, использование информационного моделирования изучаемых объектов. В связи с этим все более значимый становится роль ИКТ в системе подготовки и повышения квалификации учителей.

Новое качество образования - главный смысл его модернизации. Большие надежды возлагаются на применение средств ИКТ в образовании. Однако практика показывает, что эти надежды пока

оправдываются далеко не в полной мере. Главная причина заключается в том, что огромные потенциальные возможности средств ИКТ используются в образовании не там, где они могли бы принести наибольший методический эффект. Ни разработчики электронных образовательных ресурсов, ни учителя не могут достаточно обоснованно определить место и функции этих ресурсов в образовательном процессе.

Чаще всего электронные ресурсы ориентированы на повышение качества традиционного образовательного процесса и направлены на традиционные образовательные результаты, которые не могут обновить образование и повысить его качество в современном понимании этой задачи. Следовательно, особую актуальность приобретает умение учителя работать в новой информационной образовательной среде с использованием средств ИКТ.

Сформировать такое умение возможно путем специальной подготовки, охватывающей несколько направлений. Прежде всего, это освоение средств ИКТ, анализ их дидактических возможностей. Следующий этап предусматривает проектирование образовательного процесса, включающего в себя новые виды учебной деятельности школьников, которые направлены на достижение современных образовательных результатов и реализуются в образовательной среде на основе средств ИКТ. Особое внимание следует уделить готовности педагога создавать самостоятельно или обоснованно формулировать техническое задание на разработку средств ИКТ, обеспечивающих реализацию (поддержку, повышение эффективности) планируемых видов учебной деятельности в рамках своего учебного предмета. И завершающим шагом служит подготовка к разработке методики обучения в новой образовательной среде.

Современный этап модернизации школьного образования предполагает использование средств ИКТ, создание новой информационно-образовательной среды. Как известно, информатизация образования началась не сегодня, этому процессу уже более двух десятков лет. Однако нельзя сказать, что применение ИКТ оказало заметное влияние на повышение эффективности учебного процесса, принесло те плоды, на которые расчитывали.

Причин этому несколько, но, наверное, важнейшая среди них заключается в том, что информатизация образования так и не стала для многих учителей постоянной потребностью, мотивом совершенствования профессиональной деятельности. Интерес к использованию средств ИКТ достаточно быстро угасает, если преподаватели не вовлекаются в процесс разработки новых методик на базе ИКТ, в процесс создания самих средств ИКТ, а остаются простыми пользователями готового продукта, исполнителями чьих-то методических рекомендаций.

Сложившаяся ситуация говорит о том, что необходимо перестраивать систему вузовской подготовки будущих учителей и систему повышения квалификации педагогов в области создания и использования в учебном процессе средств ИКТ. Надо инициировать учителя к созданию, освоению образовательных технологий на базе ИКТ, нацеленных на получение новых образовательных результатов, отвечающих новым целям и ценностям системы образования. Сегодня встает вопрос о подготовке учителей, умеющих применять ИКТ на предметно-ориентированном уровне и решать с их помощью актуальные профессиональные задачи.

Надо сказать, что современная образовательная ситуация в значительной мере характеризуется тенденцией перехода от традиционного обучения к инновационному, связанному, как правило, с использованием новых информационных технологий. Однако современный учитель в большей степени готов задействовать новые средства обучения применительно к традиционной системе обучения детей, не задумываясь над тем, что наибольшего эффекта от их применения можно добиться, если выстраивать свою профессиональную деятельность в условиях новой образовательной среды, ориентированной на достижение новых образовательных результатов. На практике нередко средства ИКТ в этой среде выступают в роли инструмента педагогических инноваций. Так, знакомый всем текстовый процессор обычно используют вместо пишущей машинки, не задумываясь над тем, что его можно применять в качестве инструмента для отработки навыков письма и счета, для выполнения упражнений при обучении школьников языку, а также для формирования у ребят опыта творчества (например, подготовка «устных журналов» для школьного исторического музея).

Появление и распространение все новых технических инструментов и быстрое обновление педагогических технологий являются одним из стимулов для непрерывного профессионального роста учителей. Подготавливая учащихся к жизни в быстро изменяющейся технологической среде,

формируя у них навыки XXI в., учитель вынужден постоянно повышать свой профессиональный уровень в связи с обновлением требований к его профессиональной подготовке.

Сравнительно недавно в ГОС ВПО появились дисциплины, отражающие вопросы использования средств ИКТ в образовании для учителей всех специальностей, а также разного рода специализации в области информатизации образования, в частности, специализация для учителей информатики 030109 «Организация информатизации образования» (И.В. Роберт, М.П. Лапчик, С.А. Жданов, О.Н. Лучко, А.Ю. Кравцова).

Однако принятые в настоящее время подходы к подготовке будущих учителей-предметников и существующая практика обучения применению средств ИКТ в педвузах и на курсах повышения квалификации преимущественно направлены на формирование пользовательских умений и мало связаны с направлениями соответствующей перестройки образовательного процесса в школе.

На наш взгляд, особое внимание в таком подходе должно быть обращено на методическую и специальную составляющие содержания подготовки будущего учителя с учетом требований к современному педагогу и его личных профессиональных потребностей, способствующих готовности к применению информационных и коммуникационных технологий в обучении учащихся для решения профессиональных задач.

Анализ требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки студентов по специальностям: Педагогика и методика начального образования (квалификация - учитель начальных классов); Физика (квалификация - учитель физики); Биология (квалификация - учитель биологии); История (квалификация - учитель истории) показал, что в рамках федерального компонента основные разделы дисциплины «Информатика» сводятся к формированию пользовательских умений обучающихся в рамках стандартного программного обеспечения профессиональной деятельности.

Будущие учителя-предметники изучают технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; вопросы алгоритмизации и программирования; базы данных; локальные и глобальные сети ЭВМ; основы защиты информации. В вышеуказанном перечне явно теряются психолого-педагогический, дидактический и практико-ориентированный аспекты, направленные на методику преподавания школьного предмета с использованием средств ИКТ.

Анализ практики готовности выпускника педвуза к профессиональной деятельности показывает также, что будущий учитель испытывает дискомфорт, нередко выглядит растерянным, попадая в реальные условия насыщенной информационной среды. Следовательно, обоснование механизма обеспечения готовности будущего педагога к деятельности в современной образовательной среде должно рассматриваться как наиболее актуальная проблема информатизации образования.

Таким образом, анализируя теорию и практику подготовки будущих учителей-предметников в вузе, можно обнаружить существенные пробелы в содержании методической составляющей профессиональной культуры педагога. Если охарактеризовать основные недостатки в подготовке, связанной с использованием средств ИКТ в будущей профессиональной деятельности преподавателя, то можно выделить следующие моменты:

Преобладание традиционной системы подготовки, имеющей существенные пробелы. Отсутствие подхода, ориентированного на изменение профессиональной деятельности учителя в условиях новой образовательной среды;

Формирование навыков использования средств ИКТ вне контекста будущей профессиональной деятельности и учета профессиональных потребностей;

«пользовательскую» направленность подготовки, не основанную на методологии и пси-холого-педагогических принципах педагогического процесса;

Быстроизменяющуюся обстановку в школьном образовании и отсутствие подхода к подготовке будущих учителей-предметников в области использования средств ИКТ с учетом новых направлений.

К сожалению, в настоящее время система дополнительного профессионального образования также не учитывает приоритетные задачи подготовки учителя к использованию средств ИКТ с ориентацией на построение новой образовательной среды и продолжает, в системе повышения квалификации, ориентировать его на применение традиционных педагогических технологий в

обучении учащихся. Тем самым мы готовим преподавателя к использованию средств ИКТ для повышения эффективности традиционных образовательных технологий, направленных в большинстве своем на достижение образовательных результатов, уже не востребованных современным обществом.

В докладе рабочей группы Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию «Школа - 2020. Какой мы ее видим?» особая роль современной школы определяется подготовкой кадровых ресурсов для решения новых задач социально-экономического развития страны до 2020 г. и формированием молодых граждан российского общества. Школа становится ключевым звеном в реализации стратегических планов России и важнейшим элементом в построении нового общества.

Очевидно, что учитель нового поколения - это личность, которая профессионально постоянно совершенствуется и адекватно отвечает на вызовы времени. В условиях новой образовательной среды меняется его роль. Традиционный образ «монополиста» в передаче и интерпретации необходимого знания уходит со сцены, формируется новое лицо педагога: исследователя, консультанта, организатора, руководителя проектов, навигатора эффективной работы со знанием, «коллективного учителя». Его основной задачей становится создание и организация условий, инициирующих учебную деятельность школьников, ведущую к образовательным результатам, отвечающим новым запросам общества.

Однако в ходе формирования новой образовательной среды своей профессиональной деятельности педагог неизменно сталкивается с целой группой проблем. Они связаны, в первую очередь, с отсутствием развитой и систематизированной теории обучения в современных информационнообразовательных средах, с недостаточным уровнем сформированности понятийно-

категориального аппарата в области информатизации образования. Кроме того, отсутствуют учебно-методические комплексы для эффективного обучения в современных информационнообразовательных средах. А также сказывается недостаток соответствующих знаний и умений у педагогов, обусловленных невысоким уровнем их методической подготовки и переподготовки для работы в новых условиях.

Вышеназванные проблемы красноречиво свидетельствуют о том, что современному учителю приходится довольно нелегко. Мы понимаем, что согласно требованиям времени педагог должен действовать по-новому в рамках своей профессиональной деятельности, но возможностей (материальных, методических и др.) для развития новых профессиональных компетентностей у него нет. Вместе с тем совершенствование информационно-образовательной среды и включение в нее педагога сегодня представляет собой необходимый процесс для развития всего образования в целом.

На наш взгляд, системообразующими идеями подготовки учителя к работе в условиях новой образовательной среды можно считать:

а) формирование умений педагогов анализировать методическую необходимость и эффективность применения ИКТ разного типа в образовательном процессе и своей профессиональной деятельности;

б) учет профессиональных потребностей педагога в организации и совершенствовании своей деятельности;

в) повышение уровня самостоятельности в условиях реализации непрерывного образования в целях обеспечения готовности учителей к работе в новой образовательной среде.

Для того чтобы реализовать новые цели и содержание образования, учителю нужна новая образовательная среда. Потребность в ней становится компонентом ценностных ориентаций педагога в профессиональной деятельности, в первую очередь по причине того, что использование современных средств обучения, таких как средства ИКТ, служит залогом его успешной профессиональной деятельности, а также высоких образовательных результатов в их современном понимании. Понятие «информационная образовательная среда» появилось в отечественной научноисследовательской литературе недавно, но уже существует достаточно много его интерпретаций. Впервые концепция информационной среды была предложена Ю.А. Шрейдером, который характеризует такую среду не только как проводник информации, но и как активное начало, воздействующее на ее участников.

В современном научном знании информационная среда трактуется в трех вариантах. Во-первых, как одна из сторон деятельности, при которой человек рассматривается как участник

коммуникационного процесса, т.е. в основном с точки зрения своей способности представить личное знание в той форме, в какой это знание может быть отчуждено, т.е. в виде информации. А, восприняв информацию, вновь превращать ее в свое личное знание. Во-вторых, как система исторически сложившихся форм коммуникации. И в-третьих, как созданная всем обществом информационная инфраструктура, позволяющая осуществить коммуникативную деятельность в масштабах, соответствующих уровню развития этого общества: издательства, библиотеки, информационные центры, банки данных, средства массовой информации и т.п.

Для нас представляет интерес понимание информационной среды в ее образовательном контексте. Если обратиться к Толковому словарю терминов понятийного аппарата информатизации образования, можно найти следующую формулировку : Информационно-

коммуникационная предметная среда - это совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между обу-чаемым(и), преподавателем и средствами ИКТ, формированию познавательной активности обучаемого, при условии наполнения компонентов среды предметным содержанием; а также обеспечивающих осуществление деятельности с информационным ресурсом некоторой предметной области с помощью интерактивных средств ИКТ; информационное взаимодействие между пользователями с помощью интерактивных ИКТ, взаимодействующих с пользователем как с субъектом информационного общения и личностью; интерактивное информационное взаимодействие между пользователем и объектами предметной среды, отображающей закономерности и особенности соответствующей предметной области (или областей).

В словаре по информационно-педагогическим технологиям под редакцией Е.В. Ширшова дано следующее определение: И н ф о р м а ц и о н н а я с р е д а - это совокупность окружающих информационную систему элементов (объектов), которые оказывают на нее влияние или, наоборот, на которые она воздействует.

На сегодняшний день мы вправе констатировать, что термин «информационная образовательная среда» (ИОС) прочно утвердился в педагогике. Причем рассматривается он с точки зрения двух основных подходов, которые условно можно назвать программно-техническим и педагогическим. Анализ многочисленных определений ИОС с точки зрения педагогического подхода позволяет выделить ее основные свойства (табл. 1). Педагогический подход базируется на таком понятийном аппарате, как «среда», «педагогическая система», «совокупность психолого-педагоги-ческих условий», обеспечивающих взаимодействие составляющих компонентов. В определениях подобного плана ИОС приобретает свойства многокомпонентной структуры, направленной на достижение новых образовательных результатов. Она представляется значительно более сложной, так как в ней появляются духовный, субъектный, содержательный компоненты, а программнотехническое обеспечение становится лишь инструментом новой образовательной среды.

Таблица 1. Педагогический подход к пониманию информационно-образовательной среды.

Педагогическая система, объединяющая информационное, техническое, учебно-методическое обеспечение, неразрывно связанная с субъектом образовательного процесса Адаптивность - способность среды не отторгаться от существующей системы образования, не нарушать ее структуры и принципов построения

Социально-психологическая система, в которой созданы психолого-педагогические условия, обеспечивающие познавательную деятельность обучающихся и доступ к информационным образовательным ресурсам на основе современных информационных технологий Субъектность - зависимость уровня развития ресурсов среды, ее компонентов и среды в целом от активности участвующих в среде субъектов

Средство управления процессом информатизации в образовании Управляемость - способность изменяться под целенаправленным воздействием для дальнейшего развития и совершенствования

Определение Свойства информационно-образовательной среды

Культурно-образовательная среда, где главным носителем образовательной информации является электронный образовательный ресурс Информационность - способность формировать умения и навыки получения необходимой информации из разнообразных источников, а также средство развития личности

Новая образовательная среда, в которой используются новые информационные технологии обучения, сетевые возможности и ресурсы, протекает обмен информацией между участниками образовательного процесса, существуют возможности расширения границ образовательного процесса путем использования информационных и коммуникационных технологий Структурность и многокомпонентность - где наряду с техническими инструментами среды для формирования содержания используются коммуникативные, регулятивные, познавательные и др.

Таким образом, ИОС предстает перед нами как сложное, многокомпонентное системное образование, насыщенное разнообразными ресурсами.

Формирование ИОС является предметом совместной деятельности в рамках профессионального партнерства субъектов образовательного процесса. Эта деятельность осуществляется в таких направлениях, как: определение содержания, методов и технологий обучения учащихся в условиях информатизации образования; приобретение современной компьютерной техники для образовательного учреждения; обеспечение условий для эффективного внедрения средств ИКТ в практику образовательного учреждения; создание и развитие системы повышения квалификации педагогических кадров, которая сможет удовлетворить профессиональные потребности педагогов.

Информационная образовательная среда не может возникнуть стихийно. Ее формирование -это системный целенаправленный процесс. Действительно, сегодня в системе повышения квалификации предприняты серьезные шаги, стимулирующие стремление педагогов к овладению информационными и коммуникационными технологиями: на базе институтов повышения квалификации проводятся курсы и семинары по формированию базовой и предметно-ориентированной ИКТ-компетенций учителей, организуются конкурсы сценариев мультимедийных уроков по предметам школьного курса; в перечень вопросов для прохождения аттестации педагогических кадров включен вопрос об использовании ИКТ в методике преподавания своего предмета и др. Преподаватели вместе с учащимися создают образовательные сайты, виртуальные предметные кабинеты. Работают сетевые методические объединения, созданные по инициативе педагогов-энтузиастов. Проводятся уроки с использованием ресурсов сети Интернет. Организуются теле-, видеоконференции, чат-сессии. Развивающаяся информационная образовательная среда существенно меняет позиции участников образовательного процесса. В содержании педагогической деятельности учителя в условиях использования ИКТ получает развитие «информационная составляющая», что обусловливает формирование у учащихся общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. Необходимость совершенствования подготовки учителя, нацеленной на развитие содержания компонентов педагогической деятельности на основе использования средств ИКТ, является чрезвычайно актуальной в условиях современного информационного общества. Таким образом, у учителя формируется профессиональная потребность в повышении своей квалификации в области инновационных технологий обучения.

В заключении можно сделать следующие выводы. В условиях реализации новых целей, содержания образования и получения новых образовательных результатов перед современным педагогом возникает объективная необходимость работы в информационно-образовательной среде. Поскольку использование современных средств обучения, таких как средства ИКТ, служит залогом его успешной профессиональной деятельности, а главное - достижения образовательных результатов в их современном понимании. К сожалению, нынешний учитель в большей степени готов использовать новые средства обучения применительно к традиционной системе обучения детей, что не позволяет добиться наибольшего эффекта от их применения. Поэтому крайне важно для педагога выстраивать свою профессиональную деятельность в условиях современной образовательной среды, ориентированной на достижение новых образовательных результатов.

Литература:

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025г. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/46741, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt//, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

3. Специализация по специальности «030100-Информатика» "Организация информатизации образования" http://wwwiюrao.m/iю/pages/educatioml/educ2/koш ses/Ю_SPEC030100/?menu=false, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

4. Доклад рабочей группы Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию «Школа - 2020. Какой мы ее видим?» [Текст] / Официальные документы в образовании. - 2008. - № 5.

5. Смолянинова, О. Г. Компетентностный подход в системе высшего образования [Текст] / О. Г. Смолянинова, О. А. Савельева, Е. В. Достовалова. - Красноярск, 2008. - С. Роберт, И. В. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования [Текст] / И. В. Роберт, Т. А. Лавина. - М.: ИИО РАО, 2006.

6. Ширшов, Е. В. Информационно-педагогические технологии: ключевые понятия: словарь [Текст] / М: Высшее образование, 2006.

7. Школа - 2020. Какой мы ее видим? Доклад рабочей группы Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию [Текст] / Официальные документы в образовании. - 2008. - № 5.

массовое внедрение в пед. практику методов и средств сбора, обработки, передачи и хранения информации на базе микропроцессорной техники и средств передачи информации, а также пед. технологий, основанных на этих средствах, с целью создания условий для перестройки познавательной деятельности и усиления интеллектуальных возможностей обучаемых.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

в широком смысле - комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией; в узком - внедрение в учреждения системы образования информац. средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информац. продукции и пед. технологий, базирующихся на этих средствах (см. Компьютеризация обучения).

И. о.- часть процесса информатизации общества, к-рый можно рассматривать как один из определяющих факторов поворота к высокоорганизов. стадии цивилизации. Информатизацию общества принято связывать с чинформац. взрывом» (С. Лем), сущность к-рого состоит в экс-потенциальном нарастании кол-ва социально значимой информации (науч., технол., культурной и др.). Это явление наметилось в кон. 18 в., когда переработка всей новой информации стала практически непосильной для одного человека. наиб. широкие масштабы этот процесс принял в 20 в. Социально-экон. предпосылкой «информац. взрыва» является быстрое развитие производит, сил, к-рое, с одной стороны, приводит к увеличению информац. потоков для осуществления более эффективного управления экономикой, с другой - связанный с развитием производит, сил рост производительности труда влечет за собой высвобождение людей из сферы пром. и с.-х. произ-ва и создает основу для расширения сферы информац. произ-ва. Возникает повышенная потребность в развитии произ-ва ин-формац. средств для создания, передачи, хранения, обработки, тиражирования информации и автоматизации информац. процессов. Такая потребность обусловила возникновение наряду с традиционными информац. технологиями, базирующимися в основном на «бумажном» (книги, газеты и т. п.) и «пленочном» (фото, кино) представлении информации, новых информац. технологий (НИТ), в основе к-рых лежат электронные средства информации. Среди последних особую роль сыграли ЭВМ (компьютеры) и аудиовизуальные электронные средства (телевидение, видео и др.). Термин «новые информац. технологии» все чаще связывается с использованием ЭВМ в сочетании с разнообразными «периферийными» устройствами (дисплей, принтер, устройства для преобразования данных из графич. и звуковой форм представления информации в числовую и обратно и др.).

Новые информац. технологии не вытесняют традиционные - кол-во «бумажной» и «пленочной» информации продолжает нарастать, поэтому процесс информатизации не сводится только к внедрению НИТ. Постепенно складывается многоуровневая система представления информации на разл. носителях и в разл. знаковых системах, в к-рой тесно взаимодействуют традиционные и НИТ.

Наряду с развитием информац. структур происходит процесс «семиотиза-ции» общества - появление и развитие многочисл. знаковых систем, благодаря к-рым образуется многокомпонентное «информац. поле», представляющее собой специфич. информац. окружение человека (сочетание текстов, графич. изображения, звуковых и аудиовизуальных сообщений и др.). Возникает проблема информационной (коммуникативной) адаптации человека в обществе.

Теоретич. основой информатизации общества является информатика. Этот термин трижды вводился в рус. науч. лексикон. В 60-е гг. 20 в.- для обозначения науч. дисциплины об организации поиска и накопления науч.-техн. информации. Другое его значение было привнесено из франц. яз. (informatique-информац. автоматика) и определяло науку об автоматизир. процессах передачи, обработки, хранения информации на базе ЭВМ. Такое понимание термина близко к англ. Computer science («компьютерные науки»). С 80-х гг. происходит качеств, изменение в понимании термина «информатика», связанное с осмыслением понятия «информатизация», к-рое стало «одной из активных точек роста философской науки последних десятилетий» (А. П. Ершов). Под информатикой понимается система знаний, относящихся к произ-ву, переработке, хранению, поиску и распространению информации в самых разнообразных ее аспектах в природе, обществе, техносфере.

Среди специфич. социально-пед. проблем центр. место занимает противоречие между темпом приращения знаний в обществе и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Попытки разрешить это противоречие приводят к отказу от абс. образоват. идеала («всесторонне развитой личности») и замещения его социально-детерминиров. образоват. идеалом - макс, развития способностей человека к самореализации. Необходимо

при этом обеспечить человеку право выбора направлений образования, что обусловливает введение достаточно ранней дифференциации обучения и создание систем непрерывного образования. Реализовать идею непрерывного образования возможно, лишь подготовив необходимые условия для самообразования: создание организац. и правовой основы для доступа к разл. источникам информации, формирование и развитие у человека способностей, связанных с ее поиском, обработкой, восприятием, пониманием, использованием. Человек, не владеющий информац. технологиями, лишается одного из адаптац. механизмов в динамично развивающемся социуме. Информац. средства и технология становятся своего рода информац.органами, «продолжениями» человека (X. М. Мак-Люэн). Возникает проблема формирования и развития информац. культуры индивида (см. Ме-диа-образован ие).

В СССР термин «И. о.» в сер. 80-х гг. употреблялся в узком смысле. В 1988 группой ученых под руководством акад. А. П. Ершова была разработана первая отеч. концепция: И. о., в к-рой выделен ряд направлений: формирование компьютерной грамотности как элемента общеобразоват. подготовки человека; обучение проф. использованию НИТ; развитие содержания и методов обучения на основе НИТ; использование НИТ в качестве орудий труда; НИТ и спец. педагогика; досуговое применение ЭВМ; ЭВМ в управлении образованием. Были намечены осн. этапы И.о.: первоначальное ознакомление выпускников ср. и высш. уч. заведений и педагогов с возможностями ЭВМ; развертывание комплекса исследований форм и методов использования ЭВМ в уч. процессе; отработка организац. и техн. вопросов создания пед. программных средств и др.; в 90-х гг.- широкое распространение форм творческой работы учителей и учащихся с использованием вычислит, техники; организация массового эксперимента по применению ЭВМ в обучении, создание систем компьютерной связи между учреждениями образования и др. В дальнейшем предполагался массовый переход к изучению общеобразоват. дисциплин с использованием вычислит, техники на всех ступенях образования; ввод в действие общедоступных баз данных для поддержки систем заочного обучения, переподготовки и повышения квалификации; создание интегрированной компьютерной системы управления учреждениями образования и др. Концепция зафиксировала сложившийся к кон. 80-х гг. уровень представлений о процессе И. о., компьютеризации обучения и информац.-техн. и организац. аспектах, оставив в стороне психол., социальные и др.

В 1990 была создана уточненная концепция И. о. (Б. Е. Алгинин, Б. Г. Киселев, С. К. Ландо, И. С. Орешков, В. В. Рубцов, Б. Г. Семянинов, А. Ю. Уваров, Д. С. Черешнин и др.), отражавшая более общее понимание процесса И.о., его связь с информатизацией общества. Выделялись перспективные для целей образования компоненты НИТ: компьютерные лаборатории, средства телекоммуникаций (компьютерных, аудиовизуальных и др.), оперативной полиграфии, системы интерактивного видео и др. Авторы иначе трактовали и ближайшие этапы И. о., не уточняя их временных границ: массовое освоение новых информац. технологий, развертывание исследоват. работы по их пед. внедрению; активное освоение и фрагментарное введение средств НИТ и на их основе - новых методов и организац. форм уч. работы в традиц. уч. дисциплины; изменение структуры содержания образования на всех его ступенях и метод. аппарата обучения на основе НИТ. Предусматривались неск. направлений изменения содержания образования, разработка качественно новой модели подготовки члена «информац. общества» -развитие способностей к коммуникации, творческой деятельности и др. Поворот к более широкому пониманию И.о. стимулировал исследования закономерностей этого процесса. Было установлено, что разл. звенья структуры ср. уч. заведений неодинаково «предрасположены» к разл. компонентам И. о. наиб. потребность в компьютеризации испытывают структуры поддержки уч.-воспитат. процесса: системы управления уч. заведениями, информац.-пед. служба (библиотеки, медиа-теки), пед. и мед. службы. Интенсивное включение аудиовизуальных средств в процесс обучения более успешно проходит в рамках предметов гуманитарного цикла и биологии. Учителя принимают в основном три направления применения ЭВМ: компьютер как информац. средство для подготовки к занятиям (поиск, отбор, создание, тиражирование информации); средство диагностики, тренинга, коррекции знаний, умений и навыков учащихся; средство возможного облегчения работы с пед. документацией. Функции обучения учитель оставляет за собой.

Практика информатизации ср. школ поставила ряд проблем. Одной из наиб. острых (помимо материальных и организационных) является проблема «сопротивления учителей»-внедрению НИТ в процесс обучения, вызванная противоречием между коллективными формами обучения, характерными для классно-урочной системы, и индивидуализацией обучения, стимулируемой персональными ЭВМ. Др. проблема - вероятное уменьшение межличностных контактов за счет расширения обращения к обезличенной информации. Эта проблема, в частности, связана с феноменом «хакерства» - появлением категории людей, стремящихся погрузиться в иллюзорный мир на экране компьютера, активно взаимодействующих с ним, но оторванных от реального мира. Важный круг проблем связан с правовыми основами распространения информации в системе образования: права учащихся на получение информации, защита от использования информации об учащихся др. лицами ему во вред и от несанкциониров. доступа к шк. базам данных; авторское право, и, в частности, использование в образоват. целях информации, на к-рую наложен запрет на бесплатное распространение; защита информации от преднамеренной и непреднамеренной порчи (особенно актуальная в связи с появлением компьютерных «вирусов») и др.

Лит.: Коренной А. А., Информация и коммуникация, К., 1986; Суханов А. П., Мир информации. История и перспективы, М., 1986; его же, Информация и прогресс, Новосиб., 1988; Ершов А., Шк. информатика в СССР: от грамотности к культуре, «Информатика и образование», 1987, № 6; В о p о б ь е в Г. Г., Твоя информац. культура, М., 1988; Концепция информатизации образования, под ред. А. Ершова, М., 1988; Семенюк Э. П., Информатика: достижения, перспективы, возможности, M., 1988; Грищенко В., Д о в-гяло А., Пути развития информатизации образования, «Информатика и образование», 1989, № 6; Компьютеры в шк. образовании социалистич, стран: состояние и перспективы, М., 1989; Шатров А., Ц е-венков Ю., Проблемы информатизации образования, «Информатика и образование», 1989. № 5; Информатика и культура, Ново-сиб., 1990; Концепция информатизации образования, «Информатика и образование», 1990. № 1; Рейзема Я. В., Информатика социального отражения, М., 1990; Уваров А., Информатика в школе: вчера, сегодня, завтра, «Информатика и образование», 1990, № 4; Информац. технология в университетском образовании, М., 1991; Наука и технология в образовании 1990-х гг.: сов. и амер. перспективы, М., 1991; Сергеева Т., Новые информац. технологии и содержание обучения (на примере предметов естеств.-науч. цикла), «Информатика и образование», 1991, № 1.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Этапы информатизации образования

Ретроспективный анализ процесса внедрения и использования средств вычислительной техники и компьютерных технологий в учебном процессе позволил выделить три этапа информатизации образования (условно названные электронизацией, компьютеризацией и информатизацией образовательного процесса) .

Первый этап информатизации образования (электронизация) характеризовался широким внедрением электронных средств и вычислительной техники в процесс подготовки студентов сначала технических специальностей (конец 50-х - начало 60-х годов), а затем гуманитарных специальностей (конец 60-х - начало 70-х годов) и предполагал обучение основам алгоритмизации и программирования, элементам алгебры логики, математического моделирования на ЭВМ.

Подобный подход предусматривал формирование у студентов алгоритмического стиля мышления, овладение некоторыми языками программирования, освоение умений работы на ЭВМ с помощью вычислительно-логических алгоритмов. Относительно малая производительность компьютеров того времени, отсутствие удобных в работе, интуитивно понятных для обычного пользователя (не программиста) и имеющих дружественный интерфейс программных средств не способствовали широкому использованию вычислительной техники в сфере гуманитарного образования.

Второй этап информатизации образования (компьютеризация) (с середины 70-х годов по 90-е годы) связан с появлением более мощных компьютеров, программного обеспечения, имеющего дружественный интерфейс, и характеризуется в первую очередь использованием диалогового взаимодействия человека с компьютером. Студенты как субъекты образовательного процесса впервые получили возможность, работая на компьютере, взаимодействовать с моделями -"заместителями" реальных объектов и, что самое главное, управлять объектами изучения. Компьютерные образовательные технологии позволили на основе моделирования исследовать различные (химические, физические, социальные, педагогические и т.п.) процессы и явления. Компьютерная техника стала выступать в качестве мощного средства обучения в составе автоматизированных систем различной степени интеллектуальности. В сфере образования все больше стали использоваться автоматизированные системы обучения, контроля знаний и управления учебным процессом .

Третий, современный, этап информатизации образования характеризуется использованием мощных персональных компьютеров, быстродей ствующих накопителей большой емкости, новых информационных и телекоммуникационных технологий, мультимедиа-технологий и виртуальной реальности, а также философским осмыслением происходящего процесса информатизации и его социальных последствий .

Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением

Е.И. Машбиц к набору существенных преимуществ использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями относит следующее:

1. информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.

2. компьютер позволяет существенно повысить мотивацию студентов к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений задач.

3. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

4. использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.

5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

6. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.

Основные направления использования ИКТ в учебном процессе

Попытаемся систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:

1) при изложении нового материала - визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);

2) проведение виртуальных лабораторных работ с использованием обучающих программ типа "Физикон", "Живая геометрия";

3) закрепление изложенного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы, лабораторные работы);

4) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

5) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);

6) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий;

7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).

Под программированным обучением понимается управляемое усвоение учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированный учебник, кинотренажер и др.). Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации (кадров, файлов, шагов), подаваемых в определенной логической последовательности.

Работы Скиннера, Краудера и других педагогов-исследователей дали толчок развитию трех различных видов обучающих программ (ОП): линейных, разветвленные и адаптивных, с помощью которых и строится процесс программированного обучения в современной школе.

Линейная ОП - это обучающая программа, в которой весь учебный материал разбивается на последовательность смысловых единиц ("порций"), логически охватывающих весь предмет. Эти "порции" должны быть достаточно малы, чтобы учащийся делал как можно меньше ошибок. В конце каждой "порции" выполняются контрольные задания, однако порядок изучения "порций" не зависит от результатов выполнения этих заданий.

Разветвленная ОП отличается от линейной тем, что обучаемому в случае неправильного ответа при выполнении контрольных заданий может предоставляться дополнительная информация, которая позволит ему выполнить контрольное задание.

Построение адаптивной ОП основано на гипотезе, что некоторое количество ошибок необходимо для успешного обучения, т.е. если учащийся все делает без ошибок, то эффект обучения будет меньше. Количество допущенных ошибок используется следующим образом;

а) если процент ошибок падает ниже определенного уровня, то степень трудности обучения автоматически повышается;

6) при возрастании процента ошибок выше определенного уровня степень трудности автоматически понижается.

Важнейшие задачи информатизации образования

1) повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;

2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;

3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);

4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;

5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;

6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;

7) разработка информационных технологий дистанционного обучения;

8) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;

9) внедрение информационных технологий обучения в процесс специальной профессиональной подготовки специалистов различного профиля.

Одной из важнейших задач информатизации образования является формирование информационной культуры специалиста, уровень сформированности которой определяется, во-первых, знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях; во-вторых, умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности; в-третьих, умением использовать современные информационные технологии в профессиональной (образовательной) деятельности; в-четвертых, мировоззренческим видением окружающего мира как открытой информационной системы.

Тенденции развития информатизации образования

В настоящее время в развитии процесса информатизации образования проявляются следующие тенденции:

1) формирование системы непрерывного образования как универсальной формы деятельности, направленной на постоянное развитие личности в течение всей жизни;

2) создание единого информационного образовательного пространства;

3) активное внедрение новых средств и методов обучения, ориентированных на использование информационных технологий;

4) синтез средств и методов традиционного и компьютерного образования;

5) создание системы опережающего образования.

Изменяется также содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. Появилось новое направление деятельности педагога - разработка информационных технологий обучения и программно-методических учебных комплексов.

Одним из приоритетных направлений информатизации современного общества является процесс информатизации образования. Информатизация в сфере образования сопровождается внедрением средств информационных и коммуникационных технологий в предметные области, профессиональную деятельность педагогов и организацию управления учебно-воспитательным процессом.

Информатизация образования неизбежно приводит к трансформации всех компонентов образовательной системы. Для того чтобы эта трансформация выражалась в совершенствовании форм и методов обучения и воспитания, необходимо не только поставлять в учебные учреждения современное оборудование и программное обеспечение, электронные средства учебного и образовательного назначения, но и организовать специальную подготовку работников системы образования в области создания и использования средств информационных технологий в повседневной профессиональной деятельности.

В современном понимании информационная технология обучения (ИТО) - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Таким образом, ИТО следует понимать как приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний, восприятия знаний, оценки качества обучения и, безусловно, всестороннего развития личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса. А главная цель информатизации образования состоит «в подготовке обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества». Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации: Проблемы информатизации высшей школы. - М., 1998. - С. 57.

Систематические исследования в области применения информационных технологий в образовании ведутся более сорока лет. Система образования всегда была очень открыта внедрению в учебный процесс информационных технологий, базирующихся на программных продуктах самого широкого назначения. В учебных заведениях успешно применяются различные программные комплексы - как относительно доступные (текстовые и графические редакторы, средства для работы с таблицами и подготовки компьютерных презентаций), так и сложные, подчас узкоспециализированные (системы программирования и управления базами данных, пакеты символьной математики и статистической обработки).

В настоящее время инновации в образовании основаны на применении методов и средств информатики, возможностей ИКТ, которые позволяют эффективнее и качественнее решать учебные задачи, развивать личность учащегося, его творческие, социальные и коммуникативные способности в целях успешной адаптации к условиям жизнедеятельности в информационном обществе.

Информатизация образования -- процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Перечислим важнейшие цели процесса информатизации образования и рассмотрим их более подробно.

  • 1. Реализация социального заказа современного общества.
  • 2. Развитие личности обучающегося.
  • 3. Интенсификация, повышение эффективности и качества образовательного процесса на всех уровнях системы образования.

Информатизация образования и как процесс, и как область научного знания нацелена на решение комплекса задач и проблем. Выделим основные задачи, стоящие перед системой образования.

  • 1. Разработка новых методов и организационных форм обучения.
  • 2. Создание учебно-методических комплексов нового поколения.
  • 3. Разработка и внедрение в учебном заведении автоматизированных систем управления, наполнение баз и банков данных научно-педагогической информацией для осуществления информационного взаимодействия между работниками системы образования.
  • 4. Наполнение и использование распределенного информационного ресурса сети Интернет в образовательных целях.

К сожалению, очень часто под информатизацией образования подразумевается внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в учебный процесс. Это, действительно, важнейшее направление информатизации образования, оказывающее определяющее влияние на повышение качества подготовки школьников. Однако, изучая информатизацию образования, важно понимать, что собственно учебный процесс является основной, но далеко не единственной областью деятельности современной школы, в которой в настоящее время происходит массовое внедрение различных информационных технологий.Приоритетным направлением в обучении информатизации образования должен стать переход от обучения техническим и технологическим аспектам работы с компьютерными средствами к обучению корректному содержательному формированию, отбору и уместному использованию образовательных электронных изданий и ресурсов, к системной информатизации образования.

Может сложиться впечатление, что использование средств ИКТ всегда оправданно во всех областях образовательной деятельности. Безусловно, во многих случаях это именно так. Вместе с тем, информатизация образования обладает и рядом негативных аспектов.

Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач из школьных учебников стали сегодня в школе уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания школьников.