» »

Традиции и обычаи сенегала. Школьная энциклопедия Национальный парк Ниоколо-Коба

21.09.2020

Сенегал, государство в Западной Африке

Сенегал (Senegal), Республика Сенегал, государство в Западной Африке. Среди немногочисленных памятников средневековой художественной культуры на территории Сенегал - могильники в виде круглых насыпей, ювелирные украшения и керамика с простейшим процарапанным и штампованным орнаментом (вероятно, XII-XIV вв.). Среди типичных для Сенегала видов жилища - круглые хижины из ветвей, часто обмазанных глиной, с конической травяной кровлей, прямоугольные глинобитные хижины с травяной четырехскатной кровлей, глинобитные дома сложного плана, а также постройки на деревянном каркасе, выступающим на фасаде в виде пилястр (в городах). Для многочисленных глинобитных мечетей характерны подковообразные арки, ступенчатые зубцы, венчающие стены (мечеть в Тубе, 1931-63). Современное строительство, проникнутое духом французского функционализма , сосредоточено в столице Сенегала - Дакаре. Станковые скульптура и живопись Сенегала развиваются с середины XX в., особенно интенсивно после провозглашения независимости государства (1960). Ведущее положение занимает "дакарская школа живописи", возникновение которой связано с деятельностью Школы искусства в Дакаре (основана в 1960). Произведения мастеров дакарской школы (Папы Ибра Талла, Ибу Диуфа) отличаются орнаментальным рисунком , повышенной декоративностью, обращением к фольклорным образам. Эти черты свойственны и графике (Амаду Йеро Ба), иногда принимающей заострённо-публицистическую направленность. Развиты традиционные художественные ремёсла: изготовление масок из дерева и слоновой кости, резьба по дереву (мебель, предметы обихода), гончарство (посуда с геометрическим орнаментом), плетение (корзины, циновки с красными и чёрными узорами], филигранные работы по золоту.

Культура Сенегала представляет собой прекрасную смесь французских культурных традиций и традиционной африканской культуры, а именно, культуры народа волоф. Еще одним фактором, влияющим на культуру Сенегала, являются религиозные практики жителей страны.

Искусство Сенегала

Искусство и ремесла в Сенегале обладают вековыми традициями. Они включают плетение ткани, вышивание, гончарство, изготовление ювелирных изделий из разных металлов, например, из стали, железа, бронзы, золота, серебра и меди, или даже дерева и бусин, семян и глины. Другими популярными формами искусства являются резьба по дереву, вырезание масок, рисование по стеклу, и ваяние статуй из таких материалов, как дерево и камень.

Музыка Сенегала

Основной музыкальный жанр Сенегала называется «сабар», он всегда сопровождается танцами. Более того, большинство музыкальных традиций страны основано на танцах, в том смысле, что они создаются для танцев. Другими стилями музыки являются «нгуел» и «уанго». Популярными музыкальными инструментами страны являются разные виды барабанов, например: «неунде», «тхиол», «джембе», «калабас», и «рити». Помимо перечисленного, также популярен инструмент, похожий на ксилофон, называемый «балафон».


Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (20.11 - 03.12.2020)

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12.2020 - 09.01.2021)
Вся Уганда за 12 дней

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ И ДЖИБУТИ (02.01 - 15.01.2021)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо + плавание с китовыми акулами

СЕВЕРНЫЙ СУДАН (03.01. - 11.01.21)
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (17.01 - 27.01.2021)
Таинственная земля Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2021)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 01.04 - 13.04.2021)
В краю вулканов и горных горилл


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите [email protected] или [email protected]

Africa Tur → Справочные материалы → ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АФРИКА → Население и культура Сенегала

Население и культура Сенегала

Территорию Сенегала издавна населяли народы негроидной расы.

Современные народы Сенегала заметно различаются между собой как по особенностям социальной организации, так и по методам ведения хозяйства. У волоф и тукулер, чьи этнические территории лежали ближе к торговым путям бассейна р. Нигер, уже в раннем средневековье сформировалось классовое общество с кастовой иерархией. Этому способствовала и постепенная исламизация. У тукулер, живущих в долине Сенегала, из года в год обрабатывающих пойменные участки, сложилась редко наблюдаемая в Тропической Африке частная собственность на землю. Богарное же земледелие у тукулер, как и у волоф и мандинго, основывалось на огневой переложной системе и общинном землевладении. Эти земледельческие народы и сейчас почти не занимаются скотоводством.

Процесс развития товарно-денежных отношений и разложения деревенской общины захватил волоф и тукулер более других народов Сенегала. Волоф и тукулер многочисленны в городах, где они играют ведущую роль в политической и культурной жизни страны.

Близкие к волоф по языку земледельцы серер и диола отстали от своих соседей по уровню социальной организации. К началу колонизации диола представляли собой группу родоплеменных объединений, обитавших изолированно в лесах нижнего Казаманса. Серер находились на переходной стадии от родовой к соседской общине. И те и другие не восприняли ислам и сохранили традиционные верования. В колониальный период товарная культура арахиса у серер и диола распространялась гораздо медленнее, чем у волоф. В то же время методы ведения хозяйства у серер и диола лучше приспособлены к особенностям среды их обитания. Переложное земледелие волоф целиком основано на использовании естественного плодородия почв и естественном его восстановлении. Система обработки земли у серер, сочетающая зачатки севооборота и внесение в почву органических удобрений путем выпаса скота (в отличие от волоф серер держат крупный рогатый скот), представляет известную ступень в интенсификации земледелия. Что касается диола, то они издревле занимались рисосеянием по долинам рек, достигнув немалого совершенства в искусственном орошении.

Земледельцы мандинго, проникшие на территорию современного Сенегала в XIII-XIV вв. в период процветания древнего государства Мали, по методам хозяйства и социальной организации близки к волоф, но принадлежат к иной языковой подгруппе нигерокордофанской семьи.

Скотоводы фульбе, появившиеся в пределах Сенегала в X-XI вв., позднее распались на несколько этнических групп. Завоевав в XVI в. долину р. Сенегал, часть фульбе перешла к оседлости, образовав прослойку знати, собиравшей дань с коренного населения; другая часть проникла в приморскую полосу на территорию, заселенную волоф, и ассимилировалась с последними, сохранив свое основное занятие. Фульбе Казаманса, смешавшись с мандинго, перешли к оседлому земледелию. Менее других изменились фульбе, живущие в пустыне Ферло и до сего времени занимающиеся полукочевым скотоводством.

В колониальный период в Сенегале появилась значительная прослойка европейцев, проживавших преимущественно в Дакаре, и ливанцев, занимавшихся мелкой торговлей в городах и селениях западного Сенегала.

За последнюю четверть века численность населения страны увеличилась более чем вдвое. В 50х годах ежегодный прирост населения Сенегала превышал 5 %, преимущественно за счет миграции из соседних более отсталых в экономическом отношении стран. Кроме переселенцев в Сенегал ежегодно устремлялись для работы на плантациях арахиса десятки тысяч отходников из Мали, Гвинеи, Мавритании. После распада Французской Западной Африки приток мигрантов в Сенегал резко сократился, в то же время выросла эмиграция сенегальцев в Европу в поисках заработка.

Внутренняя миграция населения - из одной части страны в другую -связана с неравномерным развитием районов. Из экономически отсталых областей (долина р. Сенегал, восточная часть страны) мигранты направляются в поисках денежного дохода в район производства арахиса и в города. Тем самым сохраняется сложившаяся еще в доколониальный период под влиянием природных различий концентрация населения в западной части междуречья Сенегала и Гамбии.

В подавляющем большинстве города Сенегала возникли как центры колонизации в районах производства арахиса. В 60х годах в городах с численностью населения более 20 тыс. человек проживало свыше г/5 населения страны.

Экономический центр и столица страны - Дакар, где проживает около 798,7 тыс. человек (с пригородами), т. е. почти 15% всего населения. Гипертрофия

Дакара по отношению ко всей стране связана с тем, что в колониальный период он играл роль экономического и административного центра всей Французской Западной Африки, а в последующие годы именно в нем сосредоточилось большинство промышленных и других предприятий. Значительно уступает Дакару по численности населения и по многообразию хозяйственных функций группа средних городов Сенегала - Каолак, Тиес, Рюфиск, СенЛуи, Зигиншор, Диурбель - с населением более 20 тыс. человек. Они развивались как торгово-транспортные и административные центры с зачатками промышленности, обслуживавшие прилегающие районы. Группу малых городов образуют города с числом жителей от 5 до 20 тыс. человек, сложившиеся в колониальный период как сугубо местные торгово-транспортные центры.

В условиях ограниченности местного спроса на рабочую силу устойчивый рост миграции из сельских местностей в города создал в последних застойное перенаселение. В результате в городах, особенно в Дакаре, десятки тысяч людей живут случайными заработками.

Народы Сенегала имеют богатые культурные традиции. Из поколения в поколение передают они свое устное творчество - сказы, басни, песни, полные мудрости, доброты и. фантазии. Его носителями и хранителями являются народные сказители - гриоты. Фольклор находит отражение в произведениях современных талантливых писателей.

В искусстве и литературе все более усиливается демократическая струя. Сказки Бираго Диопа, стихи Давида Диопа, романы Сембена Усмана посвящены простым труженикам - крестьянам, рабочим, ремесленникам, их тяжелому положению и борьбе за свои права. Ряд произведений издан на русском языке. Все более широкую известность приобретает сенегальская живопись. Картины молодого художника Мустафы Вада экспонировались во Франции, Испании, СССР.

В стране зарождается национальное киноискусство. Фильмы Сембена Усмана, Абабакара Самба, Полена Виэйры посвящены актуальным проблемам развития страны, зачастую носят остро сатирический характер. Они получили широкое признание на многих международных кинофестивалях, в том числе в Москве и Ташкенте. После провозглашения независимости страны ее столица Дакар превращается в культурный центр, значение которого выходит далеко за пределы Сенегала.

В социальном отношении население Сенегала разнородно. В нем преобладает крестьянство; оно состоит из нескольких групп, расположенных на разных ступенях социальной лестницы. Значительное число крестьян - полуобщинники, зачастую объединенные государственными сбытовыми кооперативами. Другую группу образуют наемные сельскохозяйственные рабочие, многие из которых имеют только сезонную работу. Растет прослойка зажиточных крестьян, использующих наемный труд. Значительное политическое влияние в стране имеют крупные феодалы в лице марабутов - духовных руководителей мусульманских сект.

Наемным трудом в стране занято 130-150 тыс. человек, из которых 55-60% - промышленные рабочие. Большая часть кадровых промышленных рабочих сосредоточена на предприятиях в районе Дакара и Тиеса.

В городах образовалась прослойка буржуазии. Наиболее многочисленную ее часть составляют мелкие торговцы и предприниматели. За последние 15 лет численно возросла « бюрократическая» буржуазия, состоящая из различных администраторов и чиновников.

Руководящие буржуазные круги страны стремятся упрочить свое политическое влияние. Официальной доктриной их стали теории « африканского социализма» и « негритюда», наиболее полно разработанные JI. С. Сенгором. Эти теории абсолютизируют своеобразие африканской культуры, образа жизни и психологического склада африканцев, пропагандируют « особый сенегальский» путь к социализму. В своей практической деятельности правящие круги поддерживают тесные связи с империалистической буржуазией, привлекают в страну иностранный капитал и поощряют частное национальное предпринимательство.

Подробности Категория: Страны Западной Африки Опубликовано 06.03.2015 17:49 Просмотров: 1393

Официальное название – Республика Сенегал . Название страны – по реке Сенегал, одной из двух крупнейших рек с постоянным течением.

Сенегал граничит с Мавританией, Мали, Гвинеей и Гвинеей-Бисау. Внутри территории Сенегала находится государство Гамбия, которое тянется лентой от Атлантического океана вглубь Сенегала примерно на 300 км. На западе Сенегал омывается Атлантическим океаном.

Государственная символика

Флаг – представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 2:3, состоящее из трёх вертикальных равновеликих полос: зелёной, золотой и красной. В центре золотой полосы помещена зелёная пятиконечная звезда. На практике вместо золотой полосы в большинстве случаев используется жёлтая.
Зелёный, жёлтый и красный – основные панафриканские цвета. Зелёный – цвет Пророка для мусульман; для христиан – символ надежды, для анимистов – символ плодородия. Золото – знак богатства. Это цель сенегальской нации. Золото соответствует жёлтому цвету, цвету искусства и письменности, цвету разума. Красный – цвет крови, жизни, память о жертвах, понесенных сенегальской нацией, а также горячее стремление и силу действия к развитию.
Пять лучей звезды символизируют знания о Сенегале на пяти континентах. Она символизирует небо и высокие духовные стремления. Флаг принят 20 августа 1960 г.

Герб – в гербе Сенегала (как и на флаге) присутствуют панафриканские цвета: красный, зелёный и жёлтый. На ленте написан национальный девиз на французском языке: «Один народ, одна цель, одна вера». Зелёная звезда вверху – символ единства и открытости, готовности к союзу.
Лев на гербе символизирует президентскую власть, баобаб – символ территории Сенегала. Волнистая линия символизирует реку Сенегал.
Герб принят в 1960 г.

Государственное устройство

Форма правления – смешанная республика (форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентской республиками).
Глава государства – президент, избираемый общим голосованием на 5 лет. Президент может быть избран на этот пост не более двух раз. Он же является главнокомандующим вооружёнными силами. Он назначает премьер-министра.

Действующий президент Маки Салл

Первым президентом независимого Сенегала был Леопольд Седар Сенгор (1960-1980 гг.), сенегальский поэт и философ.
Глава правительства – премьер-министр.
Официальный язык – французский. Распространены местные языки.

Столица и крупнейший город – Дакар.
Территория – 196 722 км².
Административное деление – 14 областей, которые состоят из департаментов.

Население – 13 300 410 чел. Этнический состав: 20 этнических групп, самыми многочисленными из которых являются волоф (43 %), фульбе (24 %) и серер (15 %). Белых (в основном французов) около 1 %. Городское население составляет 42 %.
Религия – мусульмане 94 %, христиане 5 %, местные верования 1 %. Большинство христиан католики, есть баптисты, адвентисты, пятидесятники. Это одно из наиболее исламизированных государств на африканском континенте. Мусульмане исповедуют ислам суннитского направления. Но для страны в целом характерна религиозная терпимость.
Валюта – франк КФА (Африканского финансового сообщества). Денежная единица восьми африканских государств, входящих в валютную Зону франка.
Экономика – развита слабо. После обретения независимости было изгнано из страны европейское население, квалифицированных специалистов осталось мало – была уничтожена промышленность; то же самое произошло и с сельским хозяйством. Главные природные ресурсы: месторождения нефти, железной руды, фосфоритов, меди, золота. Страна фактически живёт за счёт иностранной гуманитарной помощи.

Сельское хозяйство : арахис, просо, кукуруза, сорго, рис, хлопок. Разводится скот (верблюды, козы, крупный рогатый скот, лошади, овцы, ослы и свиньи) и птица, ведётся рыболовство (вылов креветок, лангустов, макрели, сардинеллы, сардины, тунца). Промышленность : обработка сельхозпродукции и рыбы, добыча фосфатов, а также железной руды, циркония и золота. Экспорт : рыба, арахис, фосфаты, хлопок. Импорт : продовольствие, промышленные товары, топливо. Страна полностью обеспечивает свои потребности в электроэнергии.

Развитая транспортная сеть. Основным видом транспорта является автомобильный. Железнодорожная сеть. Морской порт Дакар является одним из крупнейших в мире. Судоходны реки Казаманс, Салум и Сенегал. Торговый флот насчитывает около 200 кораблей. В стране 20 аэропортов и взлетно-посадочных площадок. Международный аэропорт – Дакар-Йоф им. Л. Сенгора.

Образование – общая грамотность населения низкая: 51% мужчин, 29% женщин. Обязательным является 6-летнее начальное образование, с 7 лет. Среднее образование (7 лет) с 13-летнего возраста, проходит в два этапа: 4 и 3 года. Начальную школу заканчивают менее 50% детей.
Два университета: им. Шейха Анта Диопа в Дакаре (открыт в 1949 г.) и университет Гастона-Берже в г. Сен-Луис (основан в 1990 г.), 5 колледжей, расположенных в столице и г. Тиес.
Спорт – самый популярный вид – футбол. Национальным видом спорта Сенегала является сенегальский рестлинг . Это смешение традиционного рестлинга и кулачного боя.

Борьба в партере отсутствует. Традиционно этот вид спорта являлся демонстрацией навыков и силы юноши с целью привлечения пары. Марабуты – лидеры мистических мусульманских общин – создают амулеты и талисманы на счастье борцам и покрывают их тела снадобьями и молоком, чтобы отогнать злых духов.

Перед боем
Дакар долгое время был традиционным местом финиша одного из главных ралли-рейдов планеты Париж-Дакар. С 2008 г. из-за террористической угрозы гонка перенесена в Южную Америку.
Вооружённые силы – комплектуются по призыву с 18 лет. Сухопутные войска, Военно-морской флот, Военно-воздушные силы.

Символом Сенегала является баобаб . Лазить по этим деревьям запрещено. Сенегал славится тканями с оригинальными узорами, которые охотно приобретают многие туристы. Лучшим сенегальским сувениром считаются традиционные деревянные маски.

Природа

Бóльшая часть территории покрыта саванной растительностью (акации, баобабы, бородач, слоновая трава, бамбук, пальма ронье, тамаринд).

Встречается арабская акация, дающая смолу гуммиарабик. Северные области представляют собой зону сахеля (опустыненная саванна). В юго-западной части страны сохранились смешанные листопадно-вечнозеленые леса, в которых растут акажа (красное дерево), бавольник, карите (масляное дерево), лианы, пальма дум, рожковое дерево.

Карите (ши) достигает 10-20 м в высоту, способно жить несколько столетий. Начинает цвести душистыми коричневыми цветками в 20-летнем возрасте и активно плодоносить в 50-летнем, сохраняя высокую урожайность в течение более 100 лет. В странах Запада масло ши в основном используется в косметике. В Африке оно широко используется в пищевых и лекарственных целях и является основным источником пищевых жиров.
Из крупных животных встречаются антилопы, гепарды, гиены, кабаны, леопарды и шакалы. Распространены зайцы, обезьяны, много грызунов.

Сенегальский галаго (отряд приматов). Зверьки окрашены в серый, малозаметный цвет. Галаго – прыгуны, поэтому задние ноги у них длиннее передних, а пушистый хвост длиннее тела в 1,2 раза. Зверьки делают прыжки длиной до 1-1,5 м, хвост играет роль балансира. У галаго очень хорошо развито обоняние. Большие глаза помогают им видеть в темноте. Ушные раковины очень большие и могут двигаться независимо друг от друга, улавливая даже очень тихий звук. Галаго могут при необходимости сворачивать свои уши, чтобы не повредить их.
Птицы: аисты, гуси, грифы, дрофы, журавли, кулики, куропатки, орлы, попугаи, птицы-носороги, страусы, ткачики, утки, фламинго, цесарки.

Длиннокрылый попугай сенегальский : длина его тела 22-25 см; вес 125-170 г. Окраска оперения в основном зелёная. Обитают в юго-западной и западной Африке от Гвинеи до Камеруна. Населяют открытые лесистые местности и саванны, встречаются до высоты 1000 м над уровнем моря. Питается плодами и цветками. Часто питается зерновыми культурами, поэтому фермеры считают его вредителем.
Этого попугая можно содержать дома. Он неприхотлив, очень сообразителен и подвижен. Быстро привыкает к человеку. Заучивает отдельные слова (около 10) и небольшие фразы, можно выучить делать различные трюки. В естественных условиях попугаи живут в среднем 25-30 лет, в неволе доживали до 50 лет.

Пресмыкающиеся: вараны, кобры и питоны. Насекомые: комары, муха цеце, саранча, термиты.
В стране 6 национальных парков. По их количеству Сенегал занимает одно из первых мест в Африке. Поездка в любой национальный парк гарантирует яркие впечатления. Можно понаблюдать в естественной среде обитания за слонами, буйволами, бегемотами.

В прибрежных водах и реках много рыбы: акулы, дорадо, макрель, морской окунь, сардинелла, сельдь, сом, тунец, осьминогов и ракообразных моллюсков.
Полезные ископаемые – алмазы, бокситы, железо, золото, известняк, ильменит, медь, мрамор, каменная соль, нефть, природный газ, рутил, титан, торф, фосфаты, цирконий.

Озеро Ретба

В число основных сенегальских памятников природы входит солёное озеро Ретба, расположенное в 40 км от Дакара. Розовый цвет воды объясняется жизнедеятельностью цианобактерий, питающихся солью. В течение одного дня, в зависимости от освещения, вода может менять свой цвет от нежно-розового до фиолетового и красного. Вода в озере Ретба невероятно солёная, концентрация соли 380 г/л, что в полтора раза выше, чем в знаменитом Мертвом море.
Ни водорослей, ни рыбы в этом озере нет, а лодки возят от берега к берегу местных жителей, добытчиков соли, которая толстым слоем покрывает дно озера. На берегу озера стоит целая деревня, в которой живут рабочие и торговцы, представители народа волоф, самой многочисленной этнической группы Сенегала.

Натирая тела специальным маслом, которое защищает от губительного воздействия солёной воды, разъедающей кожу, добытчики соли целый день проводят на озере. Ныряют на дно, вслепую наполняют корзины солью, затем выгружают её в лодку и везут на берег. Там соль сваливают в кучи, давая просохнуть, а затем промывают и перебирают, очищая от ила и песка. На солнце соль из Розового озера становится белоснежной, такой её и везут на продажу.

В озере Ретба невозможно утонуть: насыщенная солью вода удерживает на поверхности, не давая пойти ко дну.

Африканская (узкоклювая) колпица – вид голенастых птиц рода колпиц семейства ибисовых. Длинноногая птица высотой около 90 см, с длиной крыла 36-40 см. Окраска в основном белая. Ноги и «лицо» красные. Африканская колпица имеет характерный красноватый клюв с утолщением на конце. Птенцы рождаются с маленьким клювом, которые постепенно растут и приобретают форму лопатки.

Культура

Традиционные жилища нескольких типов. В западных областях ставят глинобитные хижины квадратной формы под 4-скатной кровлей из травы. На востоке распространены круглые жилища из сплетенных ветвей, крытые травяной крышей в форме конуса, а также прямоугольные в плане хижины с навесами.

Жители юга строят в основном круглые, прямоугольные или квадратные глинобитные дома, часто строительным материалом выступают скатанные вручную блоки из банко – смесь глины и соломы. Встречаются также жилища овальной формы, окруженные верандой. Стены их украшают росписями красного и синего цвета.

Особую архитектуру имеют мечети.
В современных городах дома возводят из кирпича и железобетонных конструкций. Деловые кварталы городов застроены многоэтажными зданиями.

Изобразительное искусство и ремёсла

Зарождение изобразительного искусства началось до н.э.: в насыпных из песка курганах 8-6 вв. до н. э. обнаружены керамика, оружие, украшения из золота и металлов. Богатая коллекция африканского традиционного искусства находится в Музее фундаментального института Черной Африки, основанного в 1936 г. в г. Дакаре.
Художники Сенегала: Амаду Йеро Ба, Папа Сиди Диоп, Ибу Диуф, Ибрахим Ндиай, Папа Ибра Талл.

Папа Ибра Талл (р. 1935) – сенегальский живописец, график, скульптор, мастер декоративно-прикладного искусства. Учился во Франции. С 1960 г. возглавил секцию пластики в Школе изящных искусств в Дакаре, с 1965 г. руководил экспериментальной мастерской в Тиесе близ Дакара. Его работы созданы в традициях народного искусства Сенегала.

Папа Ибра Талл «Портрет» (1950-1960-е гг.)
Из ремёсел распространены гончарство, резьба по дереву (мебель и домашняя утварь), кожевенное производство, плетение ритуальных масок, ярко раскрашенных поясов, сумок и циновок, ткачество и ковроткачество. Развит ювелирный промысел, особой популярностью пользуются серебряные и золотые изделия мастеров народа волоф.

Литература

Основана на традициях устного творчества (мифы, песни, пословицы и сказки) местных народов.
Современная литература Сенегала развивается на французском языке и местных языках народов.
Первое литературное произведение – повесть «Сила – Доброта» Бакари Диалло была издана в 1926 г.

Становление национальной литературы тесно связано с творчеством Леопольда Седара Сенгора , одного из создателей в 1930-е гг. движения негритюд (провозглашение самобытности и единства негро-африканской культуры).
Поэты Сенегала: Амаду Мустафа Вад, Ламин Диакхате, Амаду Траоре Диоп, Давид Диоп, Усман Сембен, Малик Фалл.
Основоположник сенегальской прозы – Усман Д. Сосе. Его первый роман, «Карим», вышел в свет в 1935 г.

Музыка

Сформировалась на основе музыки местных народов, испытала также значительное влияние арабской и европейской музыкальной культуры. Во второй половине XX в. сказалось влияние американской поп-музыки, появились и широко распространились новые стили.

Музыкальные инструменты: разнообразные балафоны, барабаны, колокольчики, ксилофоны, однострунные музыкальные луки, погремушки, рога, трещотки и флейты. Развито пение, песни отличаются многообразием жанров. Особо выделяется ритуальное пение, которое сопровождается музыкой и танцами.
Современные исполнители: Абду Гите Сек, Дидье Авади (руководитель рэп-группы «Позитив Блэк Сулл»), Бааба Маал (руководитель группы «Даанде Ленол» («Голос людей») и др.

Бааба Маал

Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Сенегале

Остров Горе

Расположен в 2,5 км к югу от порта Дакара. Остров является туристическим объектом, на нём запрещено использование автомобилей. С Дакаром Горе связывает паромная переправа.
Для европейцев Горе открыл португальский мореплаватель Диниш Диаш в 1444 г., после этого остров вошёл в историю как один из крупнейших центров работорговли в XV-XIX вв. под опекой португальцев, голландцев, англичан и французов. В настоящее время его население более тысячи человек.

Национальный парк Ниоколо-Коба

Один из старейших в Африке. Площадь 9 130 км². Национальный парк известен своей дикой природой: на его территории обитают 20 видов амфибий, 60 видов рыб, 38 видов рептилий и около 80 видов млекопитающих.
Буйволы, бегемоты, западные канны, слоны, львы, шимпанзе, обыкновенные водяные козлы, дукеры, красные колобусы, леопарды, гиеновидные собаки.

Западная канна – африканская антилопа. В настоящее время сохранились лишь в Сенегале.
Из птиц можно назвать аравийскую большую дрофу, боевого орла, венценосного журавля, орла-скомороха, кафрского рогатого ворона, утку-вдовушку. А всего здесь обитает около 330 видов птиц.

Орёл-скоморох – птица семейства Ястребиные. Является единственным видом. Гнездо располагают на ветках акации или баобаба. Диаметр гнезда достигает 50-70 см.

Орнитологический резерват Джудж

Национальный парк Сенегала в дельте реки Сенегал. В парке оборудовано более 10 смотровых площадок для наблюдения за птицами. Был основан в 1971 г.
Животный мир парка – 3 миллиона особей водоплавающих птиц, которые являются основной причиной создания парка. Среди перелётных птиц – чирок-свистунок, широконоска, турухтан и чернохвостый веретенник. В парке гнездятся фламинго и розовые пеликаны, белолицая свистящая утка, рыжая свистящая утка, шпорцевый гусь, рыжая цапля, обыкновенная кваква и многие др.

Шпорцевый гусь
Среди млекопитающих в парке встречается бородавочник и западноафриканский ламантин. Водится несколько видов крокодилов и газелей.

Город-остров Сен-Луи

Расположен на узком острове (всего 2 км в длину и 400 м в ширину) на реке Сенегал, в 25 км от её устья. До 1902 г. был столицей французской колонии Сенегал. Историческая и культурная столица страны. Традиционная застройка, несмотря на ветхость, сохраняет налёт живописности.

Каменные круги в Сенегамбии

Каменные круги над могилами были обнаружены на границе Гамбии и Сенегала. Они возводились с VIII по XII вв. на месте захоронений более раннего времени. Каждое кольцо состоит из 8-14 столбов из латерита (богатая железом и алюминием поверхностная формация в жарких и влажных тропических областях) высотой 100-250 см. Известно не менее 1000 таких каменных колец, им посвящён особый музей.

Национальный парк Дельта реки Салум

Площадь 76000 га. Основан в 1976 г. Расположен в дельте реки Салум у её впадения в Атлантический океан.
На территории парка обитают птицы: королевская крачка, обыкновенный фламинго, обыкновенная колпица, краснозобик, камнешарка, кулик-воробей.

Краснозобик – вид птиц семейства бекасовые. Размером со скворца. Живёт более 15 лет.

Культурные ландшафты бассари, фула и бедик

Африканские этнические общества. Традиционным ремеслом народа бассари считается кузнечное дело. Но сейчас кузнечное дело распространено не так широко, основными ремеслами бассари являются гончарное дело и резьба по дереву или слоновой кости.

Фула
В прошлом – кочевники-скотоводы. Они редко смешиваются с местными оседлыми земледельцами. Обычно и сейчас это кочевые пастухи, а также торговцы и фермеры. Многие фула живут в городских центрах.

Другие достопримечательности и туризм

Иностранных туристов привлекают в Сенегале песчаные пляжи океанского побережья, исторические памятники, связанные с эпохой работорговли, самобытная культура местных народов. Туризм в Сенегале динамично развивается.
Достопримечательности в г. Дакаре: президентский дворец, Музей африканского искусства, Большая мечеть в Медине, католический собор, городской рынок.
Другие достопримечательности: форты XVII в., Морской музей, Дом рабов с камерами невольников, древние культовые сооружения 2–3 тыс. до н. э., мечеть с 87-метровым минаретом в г. Туба, национальные парки.
Главное национальное блюдо – тьебу дьене (рис с рыбой).

История

Около 500 г. на территории современного Сенегала появились две этнические группы: волоф и серер. В IX в. в долине реки Сенегал поселилась ещё одна этническая группа – тукулёр, которая доминировала до XV в.
Приблизительно с XI в. доминирующей религией становится ислам, принесённый арабскими и берберскими завоевателями.
Европейцы стали появляться на побережье Сенегала в XV в. Первыми – португальские моряки экспедиции Диниша Диаша. В 1633 г. появились английские и французские купцы. В XVII-XVIII вв. всё большее значение приобретает вывоз рабов. Африканские правители во главе своих дружин совершали набеги на соседей с целью захвата пленников для последующей их продажи европейцам.

Колониальный период

С середины XVII и до конца XIX в. проходила французская колонизация территорий Западной Африки. В 1638 г. в устье реки Сенегал официально основали торговый порт Сен-Луи. Он был торговой факторией и перевалочным пунктом для французского флота.
С 1693 по 1814 гг Франция и Англия оспаривали контроль над побережьем Сенегала. В августе 1803 г. было создано подразделение из гражданских лиц подобное Национальной гвардии во Франции и названное Волонтерами Сенегала. Но в 1809 г. гарнизон Сен-Луи капитулировал перед превосходящими британскими силами, в 1814 г. Франция оставила Сен-Луи и остров Гьер по Парижским соглашениям, но в 1817 г. вновь заняла эти земли.
Во второй половине XIX в. французы начали освоение внутренних районов Сенегала. В 1848 г. в Сенегале было отменено рабство.
Французы экспортировали из Сенегала арахис, в небольших количествах добывалось золото. В 1885 г. была построена железная дорога Сен-Луи – Дакар. В 1895 г. Сенегал стал частью французской Западной Африки, а в 1902 г. Дакар стал административным центром этой колонии, и некоторые жители Дакара стали получать французское гражданство.
Были созданы учебные заведения, готовившие из чернокожих жителей кадры для колониальной администрации всей Французской Западной Африки. Из африканского населения стали формироваться части французской армии – батальоны сенегальских стрелков. В 1909-1923 гг. была построена железнодорожная магистраль Дакар-Мали. В 1959-1960-е гг. Сенегал был объединен с Мали. В 1946 г. все жители Сенегала получили французское гражданство, а сам район стал заморской территорией Франции.

Независимость

После Второй мировой войны в стране активизировалось национально-освободительное движение. 25 ноября 1958 г. Сенегал был провозглашен самоуправляющейся республикой в составе Французского Сообщества. В 1959 г. Сенегал и Французский Судан (Мали) объединились, образовав Федерацию Мали, которая получила независимость. Федерация распалась вследствие политических конфликтов, после этого 20 августа 1960 г. Сенегал и Французский Судан (переименованный в Мали) объявили о своей независимости.
В 1982 г. вместе с Гамбией образовалась номинальная конфедерация Сенегамбия, но реальной интеграции не получилось, и в 1989 г. она распалась.
Движение демократических сил Казаманса, заявившее о себе в 1982 г., продолжает оказывать вооружённое сопротивление. Движение демократических сил Казаманса – политическая партия, которая ведёт вооружённую борьбу в регионе Казаманс на юге Сенегала. В ней большинство бойцов из представителей народа диола. В Сенегале диола являются меньшинством (всего 6 % населения), большинство из них проживают в Казамансе, Плодородные земли Казаманса являются важной экономической составляющей экономики Сенегала.
Сенегал имеет долгую историю участия в миротворческих миссиях.

Ввиду большого количества проживающих в Сенегале народностей и племен, запомнить все обычаи и традиции местных народов просто не представляется возможным. Но ввиду того, что местные народы в большинстве своем принадлежат к сходным языковым группам, общение с ними обычно не составляет большого труда, особенно если говорить с ними по-французски.

Сенегальцы в основной своей массе очень дружелюбны и приветливы. Это очень красивые люди (сенегальские женщины считаются самыми красивыми в Африке) с хорошо развитым чувством собственного достоинства. При всем при этом в стране проживает множество беженцев из соседних стран, поэтому в городах множество выходцев из Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Мали, Сьерра-Леоне и других африканских стран, которые и составляют основу так досаждающих туристам попрошаек. Так как непривычный к местному фенотипу взгляд европейца вряд ли отличит представителя народности "фульбе" от "волоф" или "серрер", коренным сенегальцам часто приписывают черты других народов Африки.

При общении с местными жителями следует учитывать, что у них существует целая система знаков внимания и подчеркивания социального статуса собеседника, а также четкая дифференциация общества по родовому или кастовому признаку. Большую роль играют и религиозные нормы. Обычно ни одно серьезное решение не принимается без совета со стороны имама или "марабу" ("святой", этот титул обычно носят проповедники и пожилые богословы). Незнание этих норм при общении может серьезно обидеть местного жителя, поэтому при посещении местной деревни или частного дома рекомендуется вежливо попросить старейшину или школьного учителя выступить в роли гида или переводчика. При встрече с местными жителями следует вежливо поздороваться с ними, поинтересоваться их делами и презентовать небольшой сувенир. Сами сенегальцы здороваются друг с другом столько раз, сколько раз встречаются, невзирая на то, что сегодня они уже виделись не один раз.

Особенно щепетильным следует быть в товарно-денежных отношениях с местными жителями. Часто путешественники жалуются, что сенегальцы под любым предлогом пытаются выманить у гостя как можно больше денег за ту или иную незначительную услугу. Но в то же время сенегальцы возмущаются в случае попытки предложить им плату за некоторые вещи, например - за ночлег в частном доме, так как они считают это дружеской услугой гостю. Поэтому следует всегда досконально расспрашивать гида или переводчика об особенностях этикета той этнической группы, к которой относится собеседник. Но обычно вполне адекватной платой за гостеприимство считается небольшой ответный подарок хозяину дома, а также лекарства, продовольствие или некоторая сумма денег для нужд общины.

В сенегальском доме перед едой положено вымыть руки из специального кувшина и вытереть их общим полотенцем. Обычно блюда подаются в глубоких эмалированных тарелках или горшочках, каждый на 3-4 порции. Мясные блюда местной кухни подаются не на тарелках, а на специальных досках с выдолбленными в них углублениями. Африканский суп из рыбы "киду" тоже подается по-особому - в глиняном горшочке, запечатанном сверху лепешкой из кукурузной муки. Рис, мясо и рыбу можно есть руками (следует брать пищу только правой рукой!), но во многих домах всегда есть на столе европейские столовые приборы, которыми можно пользоваться наряду с руками. Каждое блюдо подается отдельно, хотя может с самого начала стоять на столе. Хлеб и лепешки обычно разламывают руками и используют в качестве ложки. Салаты часто идут после главного блюда. На десерт обычно подают различные плоды, орехи колы (для жевания и очистки полости рта) и различные десерты, а за ними следуют кофе и чай. Существует множество маленьких столовых и кафе, в которых каждый компонент трапезы подается и оплачивается отдельно и выкладывается на тарелку в соотношении, указанном гостем.

Следует обратить особое внимание на уважение местных жителей к баобабу. Эти деревья даже охраняются законом и их вырубка, а также лазание по ним без специального разрешения властей, запрещены.

Подошвы ног не должны быть направлены в чью-либо сторону, обычно их поджимают под себя или сидят по-турецки. Не принято есть стоя или на ходу. Не стоит прикасаться к голове человека, даже если это ребенок. Нельзя обходить молящихся спереди. При входе в мечети и дома следует снимать обувь.