» »

Вечные образы изученных произведений. Контрольная работа вечные образы в мировой литературе. Вечные темы в литературе

04.07.2020
  1. Система образов — это совокупность всех образов в художественном произведении (персонажей, символов, деталей, природы). Вместе образуют целостную картину. (Система образов в романе «Обломов» И. А. Гончарова, изображенные пейзаж, символы, деталь, герои)
  2. Система образов — это совокупность всех персонажей в произведении, их взаимодействие. (система образов в романе «Обломов» И. А. Гончарова, (в нее входят Илья Ильич, Штольц, Ольга Ильинская, Агафья Пшеницына и т.д)).

Вечные темы

Вечные темы — постоянные темы художественной литературы, отражают неисчерпаемые проблемы света.

Вечные темы в литературе:

  • семьи («Отцы и дети» И. С. Тургенева);
  • жизни («Человек в футляре» А. П. Чехова) ;
  • смерти («Светлана» В. А. Жуковского);
  • добра («Матренин двор» А. Солженицына);
  • зла («Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова);
  • войны (также революции) («Василий Теркин» А. Т. Твардовский);
  • борьбы за мир («Война и мир» Л. Н. Толстого);
  • любви («Гранатовый браслет» И. А. Бунина);
  • ненависти («Война и мир» Л. Н. Толстого);
  • духовного развития или деградации («Обломов» И.А. Гончарова;
  • рвения к власти («Капитанская дочка» А.С. Пушкина);
  • дружбы («Евгений Онегин» А. С. Пушкина);
  • гордыни («»Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского);
  • греха («Гроза» А. Н. Островский);
  • трусости («Тихий Дон» М.А. Шолохова);
  • героизма («Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака).

Вечные образы

Вечные образы — персонажи художественного произведения, которые имею внеисторическую значимость. В них отражены все главные качества и свойства личности.

Вечные образы в литературе:

  • Прометей (мифология, фольклор);
  • Одиссей (мифология, фольклор);
  • Каин (мифология, фольклор);
  • Фауст («Фауст» Иоганна Вольфганга Гете);
  • Мефистофель (мифология, фольклор);
  • Гамлет («Гамлет» Уильяма Шекспира);
  • Дон Жуан («Севильский распутник и каменный гость» Тирсо де Молины);
  • Дон Кихот («Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса);
  • Тартюф и Журден («Тартюф» и«Мещанин во дворянстве» Ж. Б. Мольера );
  • Кармен («Кармен» П. Мериме );
  • Молчалин («Горе от ума » А . С . Грибоедова );
  • Хлестаков, Плюшкин («Ревизор» и «Мёртвые души» Н. В. Гоголя ).

Вечные образы

Ве́чные о́бразы

Мифологические, библейские, фольклорные и литературные персонажи, ярко выразившие значимое для всего человечества нравственное и мировоззренческое содержание и получившие многократное воплощение в словесности разных стран и эпох (Прометей, Одиссей, Каин, Фауст, Мефистофель, Гамлет, Дон Жуан, Дон Кихот и др.). Каждая эпоха и каждый писатель вкладывают в трактовку того или иного вечного образа свой смысл, который обусловлен их многокрасочностью и многозначностью, богатством заложенных в них возможностей (напр., Каин толковался и как завистник-братоубийца, и как смелый богоборец; Фауст – как маг и чудодей, как любитель наслаждений, как учёный, одержимый страстью к познанию, и как искатель смысла человеческой жизни; Дон Кихот – как фигура комическая и трагическая и т. п.). Нередко в литературе создаются персонажи-вариации вечных образов, которым придаются иные нац. черты, или они помещаются в иное время (как правило, более близкое автору нового произведения) и/или в необычную ситуацию («Гамлет Щигровского уезда» И. С. Тургенева, « Антигона» Ж. Ануя), иногда – иронически снижаются или пародируются (сатирическая повесть Н. Елина и В. Кашаева «Ошибка Мефистофеля», 1981). Близки к вечным образам и персонажи, чьи имена стали нарицательными в мировой и нац. литературе: Тартюф и Журден («Тартюф» и «Мещанин во дворянстве» Ж. Б. Мольера ), Кармен (одноимённая новелла П. Мериме ), Молчалин («Горе от ума» А. С. Грибоедова ), Хлестаков, Плюшкин («Ревизор» и «Мёртвые души» Н. В. Гоголя ) и др.

В отличие от архетипа , отражающего прежде всего «генетические», изначальные особенности человеческой психики, вечные образы всегда являются продуктом сознательной деятельности, имеют свою «национальность», время возникновения и, следовательно, отражают не только специфику общечеловеческого восприятия мира, но и определённый исторический и культурный опыт, закреплённый в художественном образе.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Смотреть что такое "вечные образы" в других словарях:

    - (мировые, «общечеловеческие», «вековые» образы) под ними подразумеваются образы искусства, которые в восприятии последующего читателя или зрителя утеряли первоначально присущее им бытовое или историческое значение и из… … Википедия

    Литературные персонажи, которым предельная художественная обобщенность и духовная глубина сообщают всечеловеческое, всевременное значение (Прометей, Дон Кихот, Дон Жуан, Гамлет, Фауст, Меджнун) … Большой Энциклопедический словарь

    Вечные образы - ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ, мифологические и литературные персонажи, которым предельная художественная обобщенность, символичность и неисчерпаемость духовного содержания сообщают всечеловеческое, вневременное значение (Прометей, Авель и Каин, Вечный жид, Дон… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Мифологические и литературные персонажи, которым предельная художественная обобщённость, символичность и неисчерпаемость духовного содержания сообщают всечеловеческое, всемирное значение (Прометей, Авель и Каин, Вечный жид, Фауст, Мефистофель,… … Энциклопедический словарь

    вечные образы - литературные персонажи, которым предельная художественная обобщенность и духовная глубина сообщают всечеловеческое, вневременное значение. Рубрика: художественный образ Пример: Гамлет, Прометей, Дон Жуан, Фауст, Дон Кихот, Хлестаков Вечные образы … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    вечные образы - художественные образы, которые, возникнув в конкретных исторических условиях, приобретают настолько очевидную внеисторическую значимость, что впоследствии, превращаясь в своеобразные символы, так называемые сверхтипы, вновь и вновь возникают в… … Словарь литературоведческих терминов

    Или, как называла их идеалистическая критика, мировые, «общечеловеческие», «вечные» образы. Под ними подразумеваются образы искусства, к рые в восприятии последующего читателя или зрителя утеряли первоначально присущее им бытовое или историческое … Литературная энциклопедия

    Видный советский критик и литературовед. Род. в м ке Чернихове Волынской губ. в зажиточной еврейской семье. С 15 лет участвовал в еврейском рабочем движении, с 1905 в "Бунде". В период реакции эмигрировал за границу, где изучал… … Большая биографическая энциклопедия

    Исаак Маркович (1889) видный советский критик и литературовед. Р. в м ке Чернихове Волынской губ. в зажиточной еврейской семье. С 15 лет участвовал в еврейском рабочем движении, с 1905 в «Бунде». В период реакции эмигрировал за границу, где… … Литературная энциклопедия

    ОБРАЗ - художественный, категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности. О. также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении (особенно часто —… … Литературный энциклопедический словарь

Книги

  • Искусство. Вечные образы искусства. Мифология. 5 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС , Данилова Галина Ивановна. Учебник открывает авторскую линию Г. И. Даниловой по искусству. Он знакомит с ценнейшим достоянием человечества - произведениями античной и древнеславянской мифологии. Содержит большой…
  • Искусство. 6 класс. Вечные образы искусства. Библия. Учебник для общеобразоват. учреждений. ФГОС , Данилова Галина Ивановна. Учебник знакомит с ценнейшим достоянием человечества - произведениями искусства, созданными на библейские сюжеты. Содержит обширный иллюстративный материал, который даёт наглядное…

Вечные образы -- это художественные образы произведений мировой литературы, в которых писатель на основе жизненного материала своего времени сумел создать долговечное обобщение, применимое в жизни последующих поколений. Эти образы приобретают нарицательный смысл и сохраняют художественное значение вплоть до нашего времени. Также это мифологические, библейские, фольклорные и литературные персонажи, ярко выразившие значимое для всего человечества нравственное и мировоззренческое содержание и получившие многократное воплощение в словесности разных народов и эпох. Каждая эпоха и каждый писатель вкладывают свой собственный смысл в трактовку каждого персонажа, в зависимости от того, что они хотят через этот вечный образ донести до окружающего мира.

Архетип - это первичный образ, оригинал; общечеловеческие символы, положенные в основу мифов, фольклора и самой культуры в целом и переходящие из поколения в поколение (глупый король, злая мачеха, верный слуга).

В отличие от архетипа, отражающего, прежде всего «генетические», изначальные особенности человеческой психики, вечные образы всегда являются продуктом сознательной деятельности, имеют свою «национальность», время возникновения и, следовательно, отражают не только общечеловеческое восприятие мира, но и определённый исторический и культурный опыт, закреплённый в художественном образе. Универсальный характер вечным образам придают «родство и общность проблем, стоящих перед человечеством, единство психофизиологических свойств человека.

Однако представители разных социальных слоев в различное время вкладывали в «вечные образы» свое, зачастую уникальное, содержание, т. е. вечные образы не являются абсолютно стабильными и неизменными. Каждому вечному образу присущ особый центральный мотив, который и придает ему соответствующее культурное значение и без которого он теряет свою значимость.

Нельзя не согласиться с тем, что людям той или иной эпохи образ гораздо интереснее сопоставлять с собою тогда, когда они сами попадают в такие же жизненные ситуации. С другой стороны, если вечный образ теряет значимость для большей части какой-либо социальной группы, это вовсе не означает, что он навсегда исчезает из данной культуры.

Каждый вечный образ может испытывать только внешние изменения, так как связанный с ним центральный мотив является той сутью, которая навсегда закрепляет за ним особое качество, например, за Гамлетом «участь» быть философствующим мстителем, Ромео и Джульеттой - вечную любовь, Прометеем - гуманизм. Другое дело, что отношение к самой сути героя может быть разным в каждой культуре.

Мефистофель - один из «вечных образов » мировой литературы. Он является героем трагедии И. В. Гёте «Фауст».

Фольклор и художественная литература разных стран и народов нередко использовали мотив заключения союза между демоном -- духом зла и человеком. Иногда поэтов привлекала история «падения», «изгнания из рая» библейского сатаны, иногда -- его бунт против бога. Бытовали и фарсы, близкие фольклорным источникам, дьяволу в них отводилось место озорника, весёлого обманщика, часто попадавшего впросак. Имя "Мефистофель" стало синонимом язвительно-злого насмешника. Отсюда же возникли выражения: «мефистофельские смех, улыбка» -- язвительно-злые; «мефистофельское выражение лица» -- язвительно-насмешливое.

Мефистофель - это падший ангел, который ведет вечный спор с Богом о добре и зле. Он считает, что человек настолько испорчен, что, поддавшись даже небольшому соблазну, может с легкостью отдать ему свою душу. Также он уверен в том, что человечество не стоит спасения. На протяжении всего произведения, Мефистофель показывает, что в человеке нет ничего возвышенного. Он должен доказать на примере Фауста, что человек есть зло. Очень часто в беседах с Фаустом, Мефистофель ведет себя как настоящий философ, который с огромным интересом следит за человеческой жизнью и ее прогрессом. Но это не единственный его образ. В общении с другими героями произведения, он показывает себя совсем с другой стороны. Он ни за что не отстанет от собеседника и сможет поддержать беседу на любую тему. Сам Мефистофель несколько раз говорит о том, что не обладает абсолютной силой. Главное решение всегда зависит от человека, а он может лишь воспользоваться неправильным выбором. Но он не заставлял людей торговать своей душой, грешить, он оставил право выбора за каждым. Каждый человек имеет возможность выбрать именно то, что ему позволит совесть и достоинство. вечный образ художественный архетип

Мне кажется, что образ Мефистофеля будет актуален во все времена, потому что всегда найдется что-то такое, что будет искушать человечество.

Можно привести еще много примеров вечных образов в литературе. Но общее у них одно: все они раскрывают вечные человеческие чувства и стремления, пытаются решить вечные проблемы, которые мучают людей любого поколения.

Сочинение


История литературы знает немало случаев, когда произведения писателя были очень популярны при его жизни, но проходило время, и их забывали почти навсегда. Есть и другие примеры: писателя не признавали современники, а настоящую ценность его произведений открывали следующие поколения.

Но в литературе есть очень немного произведений, значение которых невозможно преувеличить, потому что в них созданные образы, которые волнуют каждое поколение людей, образы, которые вдохновляют на творческие поиски художников разных времен. Такие образы носят название «вечных», потому что они носители черт, что всегда присущие человеку.

В бедности и одиночестве доживал свой возраст Мигель Сервантес де Сааведра, хотя при жизни он был известен как автор талантливого, яркого романа «Дон Кихот». Ни сам писатель, ни его современники не знали, что пройдет несколько веков, а его герои не только не будут забыты, но станут самыми «популярными испанцами», и соотечественники поставят им памятник. Что они выйдут из романа и заживут своей самостоятельной жизнью в произведениях прозаиков и драматургов, поэтов, художников, композиторов. Сегодня трудно перечислить, сколько произведений искусства создано под воздействием образов Дон Кихота и Санчо Пансы: к ним обращались Гойя и Пикассо, Массне и Минкус.

Бессмертная книга родилась из замысла написать пародию и высмеять рыцарские романы, такие популярные в Европе XVI века, когда жил и творил Сервантес. Но замысел писателя ширился, и на страницах книги оживала современная ему Испания, изменялся и сам герой: из пародийного рыцаря он вырастает в фигуру смешную и трагическую. Конфликт романа исторически конкретный (отображает современную писателю Испанию) и универсальный (потому что существуют в любой стране во все времена). Суть конфликта: столкновения идеальных норм и представлений о действительности с самой действительностью - не идеальной, «земной».

Образ Дон Кихота стал вечным тоже благодаря своей универсальности: всегда и везде есть благородные идеалисты, защитники добра и справедливости, которые отстаивают свои идеалы, но не в состоянии реально оценить действительность. Возникло даже понятие «донкихотство». Оно совмещает гуманистическое стремление к идеалу, энтузиазм с одной стороны, и наивность, чудачество с другой. Внутренняя воспитанность Дон Кихота совмещается с комизмом ее внешних проявлений (он способен полюбить простую крестьянскую девушку, но видит в ней только благородную Прекрасную даму).

Второй важный вечный образ роману - остроумный и земной Санчо Панса. Он полная противоположность Дон Кихоту, но герои неразрывно связаны, они похожи друг на друга в своих надеждах и разочарованиях. Сервантес показывает своими героями, что действительность без идеалов невозможна, но они должны основываться на реальности.

Совсем другой вечный образ появляется перед нами в трагедии Шекспира «Гамлет». Это глубоко трагический образ. Гамлет хорошо понимает действительность, трезво оценивает все, что происходит вокруг него, твердо стоит на стороне добра против зла. Но его трагедия заключается в том, что он не может перейти к решительным действиям и наказать зло. Его нерешительность не является проявлением трусости, он смелый, откровенный человек. Его колебание - следствие глубоких размышлений о природе зла. Обстоятельства требуют от него убить убийцу своего отца. Он колеблется, потому что воспринимает эту месть как проявление зла: убийство всегда останется убийством, даже когда убивают негодяя. Образ Гамлета - это образ человека, который понимает свою ответственность в разрешении конфликта добра и зла, которая стоит на стороне добра, но ее внутренние моральные законы не позволяют перейти к решительным действиям. Неслучайный этот образ приобрел особенное звучание в XX веке - времени социальных потрясений, когда каждый человек решал для себя вечный «гамлетовский вопрос».

Можно привести еще несколько примеров «вечных» образов: Фауст, Мефистофель, Отелло, Ромео и Джульетта - все они раскрывают вечные человеческие чувства и стремления. И каждый читатель учится на этих обидах понимать не только прошлое, но и современное.

История литературы знает немало случаев, когда произведения писателя были очень популярны за его жизнь, но миновало время, и их забывали почти навсегда. Есть и другие примеры: писателя не признавали современники, а настоящую ценность его произведений открывали следующие поколения. Но в литературе есть очень немного произведений, значение которых невозможно преувеличить, так как в них созданы образы, которые волнуют каждое поколение людей, образы, которые сподвигают на творческие поиски художников разных времен. Такие образы имеют название «вечных», так как они носители черт, которые всегда присущи человеку.

В бедности и одиночестве доживал свой возраст Мигель Сервантес де Сааведра, хотя за жизнь он был известный как автор талантливого, яркого романа «Дон Кихот». Ни сам писатель, ни его современники не знали, что пройдет несколько столетий, а его герои не только не будут забыты, но станут «популярными испанцами», и соотечественники поставят им памятник. Что они выйдут из романа и заживут своей самостоятельной жизнью в произведениях прозаиков и драматургов, поэтов, художников, композиторов. Сегодня даже тяжело пересчитать, сколько произведений искусственно создано под влиянием образов Дон Кихота и Санчо Панчеса: к ним обращались Гойя и Пикассо, Масске и Минкус.

Бессмертная книга родилась из замысла написать пародию и высмеять рыцарские романы, такие популярные в Европе XVI столетия, когда жил и создавал Сервантес. И замысел писателя расширился, и на страницах книги оживала современная ему Испания, изменялся и сам герой: из пародийного рыцаря он вырастает в фигуру смешную и трагическую. Конфликт романа вместе с тем исторически-конкретный (он отбивает современную писателю Испанию) и универсальный (так как существует в любой стране во все времена). Суть конфликта: столкновенье идеальных норм и представлений о действительности с самой действительностью — не идеальной, «земной». Образ Дон Кихота стал вечным тоже благодаря своей универсальности: всегда и всюду есть благородные идеалисты, защитники добра и справедливости, которые отстаивают свои идеалы, но не в возможности реально оценить действительность. Возникло даже понятие «донкихотство». Оно объединяет гуманистическое стремление к идеалу, энтузиазм, бескорысливость, с одной стороны, и наивность, чудачество, благосклонность к мечтаниям и иллюзиям — из другого. Внутреннее благородство Дон Кихота объединяется с комизмом ее внешних проявлений (он способен полюбить простую крестьянскую девушку, но видит в ней только благородную прекрасную даму).

Второй важный вечный образ романа — остроумный и земной Санчо Панчес. Он полная противоположность Дон Кихоту, но герои неразрывно связаны, они похожи друг на друга в своих надеждах и разочарованиях. Сервантес показывает своими героями, что действительность без идеалов невозможна, но они должны основываться на реальности. Совсем другой вечный образ возникает перед нами в трагедии Шекспира «Гамлет». Это глубоко трагический образ. Гамлет хорошо понимает действительность, трезво оценивает все, что происходит вокруг него, твердо стоит на стороне добра против зла. Но его трагедия заключается в том, что он не может перейти к решительным действиям и подвергнуть наказанию зло. Его нерешительность не является проявлением трусливости, он смелый, откровенный человек. Его нерешительность — следствие глубоких раздумий о природе зла. Обстоятельства требуют от него убить убийцу своего отца. Он колеблется, так как воспринимает эту месть как проявление зла: убийство всегда останется убийством, даже когда убивают негодяя.

Образ Гамлета — это образ человека, который понимает свою ответственность в решении конфликта добра и зла, который стоит на стороне добра, но ее внутренние моральные законы не разрешают перейти к решительным действиям. Неслучайно этот образ приобрел особое звучание в XX столетии — поры социальных потрясений, когда каждый человек решал для себя вечное «гамлетовский вопрос». Можно привести еще несколько примеров «вечных» образов: Фауст, Мефистофель, Отелло, Ромео и Джульетта — все они раскрывают вечные человеческие чувства и стремление. И каждый читатель учится на этих образах понимать не только прошлое, но и современное.

Сочинение на свободную тему «вечные образы» в мире литературы

Другие сочинения по теме:

  1. Любовь — это чувство, которое Бог дал лишь наилучшему своему творению — человеку, в любви совершается все прекрасное на Земле....
  2. Вечные образы — литературные персонажи, которые получили многократное воплощение в искусстве разных стран, разных эпох и стали «знаками» культуры: Преметей,...
  3. Вечные образы в романе «Обломов» Вечные образы — персонажи литературных произведений, которые вышли за рамки произведения. Они встречаются в других...
  4. Принято считать, что сочинение на свободную тему написать легче, чем сочинение по литературному произведению. Это далеко не так. Конечно, свободная...
  5. Свыше полстолетия прошло с того времени, как прозвучали залпы салюта в честь победы над злым врагом в Великой Отечественной войне....
  6. Сочинение на свободную тему — это сочинение с относительно свободным типом речи, выбираемым в зависимости от понимания пишущим предложенной темы....
  7. Сочинение «Рассказ старого учебника » — сочинение на свободную тему, героем которого стал учебник географии. Автор сочинения передает рассказ старого...
  8. Публицистическая тема может быть раскрыта в жанре рассказа, очерка, стихотворения, поэмы, похвального слова, статьи. В выборе жанра пишущий руководствуется, во-первых,...
  9. Сочинение рассказ на свободную тему МОИ УВЛЕЧЕНИЯ. Каждый народ, беспокоясь о своем будущем, стремится передать следующим поколением все свои знания...
  10. Сочинение по картине Перова «Тройка» На уроке литературы учительница как-то раз рассказывала нам и показывала картину Перова «Тройка». Потом мы...
  11. В. Пукирев. «Неравный брак» (сочинение по картине) Василий Владимирович Пукирев — известный русский живописец, прославившийся жанровой картиной «Неравный брак», написанной...
  12. В комедии «Горе от ума» О. С. Грибоедов изобразил картину быта и обычаев дворянской Москвы периода 1815- 1825 годов. Нельзя...
  13. Покой — это один из ключевых образов в художественном мире шукшинского рассказа. Он противостоит суете. Но покой здесь не имеет...
  14. Место романа «Мастер и Маргарита» в жизни и творчестве его автора. Над романом «Мастер и Маргарита» Булгаков работал на протяжении...«Реализм как основной творческий метод». В чем отличительная особенность зарубежной литературы XIX столетия? Каждая историческая эпоха порождает свой способ отражения...