» »

Жанры научно познавательной литературы для детей. Ивич Александр. Воспитание поколений. М. Ильин и научно-художественная литература для детей. Рассказы о животных

23.06.2020

Понятие «научно-художественная литература»

Замечание 1

Под термином «научно-художественная литература» понимают определенный вид литературы, в произведениях которого рассказывается о науке, научных открытиях, исследованиях, ученых и их достижениях.

Произведения научно-художественной литературы понятны широкой аудитории. Научно-художественная литература возникла на стыке:

  • художественной литературы
  • документально-публицистической литературы
  • научно-популярной литературы

Несмотря на то что этот вид имеет непосредственную схожесть с этими тремя видами литература, он все-таки развивается в своём собственном направлении. Современные литераторы до сих пор не пришли к единому мнению относительно его сущности.

Научно-художественная литература отличается от научно-популярной тем, что она сосредоточена на человеческой стороне науки, духовном состоянии исследователей, психологизме творчества, философии и итогах научной деятельности, в то время как научно-популярная литература сосредоточена на познании, воспитании и обучении.

Замечание 2

Главное различие этих двух видов литературы заключается в том, что научно-художественная помимо интеллектуальной функции несет в себе еще и эстетическую нагрузку.

Специфика этого направления в литературе состоит в том, чтобы совместить в себе интерес для широкой аудитории и научность, повествование и документальность.

История возникновения научно-художественной литературы

Первые произведения в рамках научно-художественной литературы стали появляться в 20 веке. Ее предшественниками приято считать дидактическую литературу – вид литературы, который содержит себе поучение в художественной форме, в ее основе лежат философские, религиозные, моральные идеалы. В качестве примеров дидактически литературы можно привести такие произведения как «Труды и дни» Гесиода, «О природе вещей» Лукреция Кара, «Метаморфоз растений» Гёте и биографии ученых, которые вели свою научную деятельность в 19 веке.

Научно-художественная литература в России начинает формироваться в 20-30 гг. 20 века. О важности этого жанра начинает говорить уже М. Горький. В тот период популярными авторами этого жанра были Б. С. Житков, В. В. Бианки, К. Г. Паустовский, М. М. Пришвин, М. С. Шагинян. Подъем этого жанра приходится на 50-60 гг., известные авторы научно-художественных произведений этого периода Д. С. Данин, О. Н. Писаржевский, В. Н. Орлов, Б. Н. Аганов, Ю. Г. Вебер.

Особую роль научно-художественная литература играла для детей. В период с 50-80 годов публикуется достаточно большое количество научно-художественных произведений для детей. По объему книги были достаточно разными: были как книжки-картинки, объем которым не превышал 18 станиц, так и достаточно объемные произведения объемом в 500 страниц, например, В. Бианки «Лесная газета». По формату книги тоже отличались: большеформатные, нестандартные, книжки-игрушки.

Книги были абсолютно разные, их градация шла от простых к сложным, от общего содержания к частному, от условного знания о мире к безусловному.

Для научно-художественной литературы характерно наличие художественного образа героя. Речь в такой книге обычно идет о конкретных событиях и о конкретных персонажах. Целью научно-художественных произведений является развитие у ребенка тяги к познавательному процессу, навыков научного мышления.

Известными произведениями этого вида литературы являются:

  • «Охотники за микробами» П. де Крайфа,
  • «Ярче тысячи солнц» Р. Юнга,
  • «Майкл Фарадей» Н. Шаховская, М. Шик,
  • «Приключения Атома» К. Циолковский,
  • «Дневник чайного мастера» Эмми Итяранта

«Охотники за микробами» П. де Крайф.

Впервые книга была издана в 1926 году, а в 1927 уже была переведена на русский язык. Книга имела большой успех. Эта книга посвящена микробиологам, их вкладу в науку. В произведении ведётся речь о великих открытиях микробиологов, о их неистовой борьбе с инфекционными заболеваниями; благодаря работе микробиологов удалость спасти жизни многим миллионам людей. Книга рассказывает о смелых и благородных ученых, которые, не жалея своих сил ведут борьбу с болезнетворными микроорганизмами. Книга рассказывает об ученых разных исторических периодов и из разных стран.

«Приключения Атома» К. Циолковский.

Константин Циолковский знаменитый русский ученый-самоучка и изобретать. В своей книге «Приключения Атома» он рассказывает об истории частицы, ее переходе из одного организма в другой, ее впечатлениях о нахождении в растениях, животных, людях. В тексте произведения Циолковский излагает свое мнение по поводу устройства Вселенной, а также устройства человеческого общества.

«Дневник чайного мастера» Эмми Итяранта.

Эмми Итяранта – популярная финская писательница, ее роман стал победителем конкурса научно-популярной и фантастической литературы. Произведение является романом- антиутопией, в нем идет повествование о некотором мире, который вполне может стать реальным. Представьте во что превратится жизнь людей если с нашей планеты исчезнут реки, а земля превратится в пустыню. Именно о таких событиях рассказывает книга: в этом мире правят военные, которые сделали из обычно пресной воды механизм управления людьми.

«Ярче тысячи солнц» Р. Юнг.

Роберт Юнг – австрийский писатель-журналист, написал книгу о создании в США атомной бомбы. Произведение было впервые опубликовано 1956 году на немецком, затем было переведено на другие языки. Книга является документальной и описывает представления об атомном оружие, рассказывает о неудавшихся испытаниях атомного оружия Германией, и об изобретении атомного оружия в США.

«Майкл Фарадей» Н. Шаховская, М. Шик.

Произведение представляет собой биографию известного английского ученого Майкла Фарадея. Его жизнь была достаточно непростой. Он родился в бедной семье, но благодаря своему упорству сумел достичь невероятных высот в науке. Он внес неоценимый вклад в развитие естествознания. Прогресс общества был бы невозможен без открытий этого великого ученого.

М. ИЛЬИН И НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Один из создателей советской научно-художественной литературы — М. Ильин (Илья Яковлевич Маршак) родился в 1895 году в городе Бахмуте. Отец Ильи Яковлевича работал техником на мыловаренных заводах — был даровитым химиком-самоучкой, изобретателем. Учился Илья Яковлевич в Петербурге.

С десяти лет он писал стихи — о звёздах, вулканах, тропических лесах и ягуарах. Летом часами просиживал перед муравейником, а зимой его любимым занятием были химические опыты. Так ещё в отроческие годы определились основные интересы жизни: природа, наука, поэзия.

Брат Ильи Яковлевича — в будущем поэт С. Я. Маршак — встречался с М. Горьким, В. Стасовым, и его рассказы об этих замечательных людях возбуждали множество мыслей, усиливали интерес к литературе и искусству.

Высшее образование Илья Яковлевич закончил уже в послеоктябрьские годы — в Ленинградском технологическом институте, где получил специальность инженера-химика. Он работал в лаборатории стеаринового завода. А с 1924 года Ильин начал писать небольшие заметки на химические темы в детском журнале «Новый Робинзон».

Тогда же открылась болезнь, преследовавшая Илью Яковлевича всю жизнь, — туберкулёз. Ему пришлось расстаться с заводской лабораторией. Но своё увлечение литературой он совместил с научными интересами. Поэтичный рассказ о науке и природе стал делом его жизни, безвременно оборвавшейся в 1953 году.

Первые книги М. Ильина появились в 1927 году. К тому времени заметных достижений в области детской литературы о науке и технике было меньше, чем в поэзии и беллетристике. Появились первые книги Б. Житкова по технике, В. Бианки — о живой природе, начали печататься в детских журналах М. Ильин, Н. Григорьев; можно было бы назвать ещё несколько имен, но основную массу научно-популярной детской литературы составляли тогда произведения главным образом компилятивные, и уровень их в общем был невысок.

Между тем потребность в идейно насыщенной, подлинно литературной книге о науке выросла неизмеримо.

В 1922 году В. И. Ленин в предисловии к книге И. И. Степанова об электрификации подчёркивал, что теперь нужны популярные книги не для интеллигентов, а для массы народа, для рядовых рабочих и крестьян.

Созданием таких книг, писал В. И. Ленин, должны заняться литераторы-марксисты. И. И. Степанов писал для взрослых, и Ленин настаивал, чтобы народные учителя не только усвоили книгу, но и умели просто и понятно пересказать её ученикам школ и крестьянской молодёжи вообще.

Тогда, в 1922 году, детских книг выходило ещё мало. Поэтому предложение Ленина пересказывать детям произведения, написанные для взрослых, имело большое значение. Но в следующие годы, когда выпуск литературы резко увеличился, стало очевидным, как важно создать библиотеку научных и технических книг специально для детей. Нужны были произведения, которые содействовали бы коммунистическому воспитанию детей, показывали огромную роль науки в построении социалистического общества и значение индустриализации страны.

Очевидно, что даже самые грамотные и добросовестные компиляции — переводы научных сочинений на доступный детям язык — не могли удовлетворить новым требованиям: скрещению познавательной темы с широкой воспитательной идеей.

Какими же литературными средствами можно было решить такую задачу? Ответ на этот вопрос нашёл Горький. Нужно создавать книги не научно-популярные, а научно-художественные.

Горький предложил обращаться одновременно к разуму и к чувству подростка, а значит, и повысить активное, лично заинтересованное отношение читателя к науке. Теоретические высказывания Горького о познавательной литературе для детей, его огромная организаторская деятельность, конкретная помощь писателям сыграли очень важную роль в развитии советской научной литературы для детей.

Взгляды Горького на задачи и методы создания познавательных книг тесно связаны с воззрениями Белинского, Добролюбова и Чернышевского. Но Горький был не только наследником идей революционных демократов. Он был учеником Ленина, деятелем социалистической революции. В своих литературных взглядах он мог и должен был идти гораздо дальше революционных демократов, бороться за решение проблем, выдвинутых новым строем общественной жизни.

«Воспитывать — значит революционизировать» — эти слова Горького отвечали требованиям социалистического общества, требованиям партии и в то же время были как бы выводом из воззрений революционных демократов. В применении к литературе о науке и технике выдвинутый Горьким принцип означал, в частности, призыв к пропагандистской направленности познавательных книг, к живой связи их с современностью.

О вещах серьёзных нужно было говорить с детьми так, чтобы завоевать их разум и сердце, — говорить всегда интересно, иногда и забавно.

Самая идея поэтического рассказа о науке не была новой. Она идет ещё от знаменитой поэмы римского писателя Лукреция Кара «О природе вещей», в русской литературе — от Ломоносова. Но научно-художественной литературы как признанного самостоятельного типа книг не существовало, кроме историко-биографических очерков, получивших широкое распространение, особенно на Западе, с начала XX века.

Всё же писатели, рассказывавшие детям о природе, как, например, Бианки, могли опираться на великолепную классическую традицию, которая восходит к С. Аксакову, И. Тургеневу и продолжается до М. Пришвина.

К. Паустовский, соединивший тему природы с темой социалистического строительства, применял метод беллетристический: его «Кара-Бугаз», «Колхида» построены как сюжетные повести. В их основу положены и обширный научный материал, и богатый запас личных наблюдений.

Труднее было найти опору в опыте предшествующей литературы писателям, посвятившим свои произведения техническим темам, — Б. Житкову, М. Ильину. О технике прежде писали либо в специальных трудах, либо в популярных книгах, обычно лишь упрощавших материал и терминологию научных книг. Художники слова к техническим темам прежде не обращались.

Есть черты сходства в работе над книгами о технике двух очень разных писателей — Б. Житкова и М. Ильина. Оба они, инженеры по образованию, совершенно свободно ориентировались в тех отраслях техники, о которых писали. Казалось бы, это условие непременное, но оно далеко не всегда соблюдалось. Популярные книги ещё часто писали люди, которых Горький назвал посредниками-компиляторами, готовыми состряпать очерк, статью или целый трактат на любую тему.

Другая черта сходства в том, что к работе над книгой о технике и Житков и Ильин подошли не как инженеры, а как писатели. Отлично владея предметом, они искали такие методы изложения, которые легко уложились бы в сознании подростка и не оставили читателя равнодушным.

Но дальше начинаются существенные различия. Житков стремился к созданию сюжета, органически включающего познавательный материал, то есть к беллетристическому решению темы, или обращался к форме свободной беседы с читателем, как бы имитировал разговорную речь.

За кажущейся разбросанностью сообщений скрывался чёткий план. К теории, к сложным техническим решениям Житков почти всегда шёл от простого опыта, от интересных, доступных детям наблюдений и сравнений.

В книгах Ильина нет сюжета в обычном смысле слова. Напряжение, эмоциональную тональность книг Ильина определяет внутренний сюжет, неизменный почти во всех его произведениях: борьба человечества за овладение тайнами природы, за покорение её сил.

Трудно вспомнить другого писателя, который так последовательно, от книги к книге, развивал бы на различном материале, в различных аспектах одну тему, всё углубляя и расширяя её.

Ильин был одержим этой темой в самом лучшем и благородном смысле слова. Он вложил в её разработку все душевные силы, весь талант, огромную страсть и трудоспособность. «Меня увлекает поэзия бурь и гроз, романтика борьбы со стихией», — писал он.

Это увлечение не было созерцательным, пассивным или оторванным от потребностей и стремлений народа.

Воспевая величие человека, познающего и преобразующего мир, величие народа, покоряющего силы природы, Ильин хотел возбудить в читателях ту взволнованность, то восхищение титаническим и гениальным трудом созидания нового мира, которые испытывал сам. Он стремился зажечь их страстью к преобразованию природы, к участию в народном труде.

По самой сути своего писательского облика Ильин — пропагандист, писатель политический.

«Каждая хорошая книга, — писал он, — агитирует за то мировоззрение, которое в неё вложено. Агитация должна быть непременно страстной, темпераментной, чтобы она действовала. Если человеку надо кого-то в чём-то переубедить, он будет говорить страстно. Мне бы хотелось дожить до того, чтобы в нашей научной литературе были такие же страстные, темпераментные книги, какие создал в художественной литературе Салтыков-Щедрин».

Это для Ильина не общая декларация, а конкретная программа, которой он следовал во всей своей писательской работе, это форма его участия в социалистическом строительстве.

Ильину мало было выполнить обычную задачу научно-популярной литературы — дать читателю запас знаний в той или иной области. Он хотел, чтобы его книги воспитывали людей, готовых все силы, дарование, весь душевный запал отдать напряжённой борьбе за преобразование мира.

Наука — могучее и острое оружие в этой борьбе. Она стала одной из основ жизни народа, его движения к коммунизму.

Именно таким пониманием науки проникнуты книги Ильина. Пропагандируя науку, он пропагандировал борьбу за коммунизм.

То, что Ильин ставил перед собой не только познавательные, но и воспитательные задачи, определило его литературный метод. Книга должна быть обращена и к разуму, и к чувству, и к воображению читателя, чтобы воспитывать его. Иначе говоря, книга должна быть художественной.

«В чём сила и значение образа в познавательной книге? В том, что он мобилизует воображение читателя на помощь способности рассуждать. Без воображения наука не создаётся и не постигается… Науке нужны не только формулы, ей нужны и зримые образы, которые помогают мысли… Но образ делается совершенно необходимым, когда наука идёт к народу, когда она хочет стать доступной многим», — читаем мы у Ильина.

А так как именно этого он и добивался — сделать науку доступной многим, — то обращение к художественному письму было для него органичным.

М. Ильин искал не только образы, детали, сравнения, выражающие суть явления и воздействующие на воображение читателя, искал не только органичную композицию и прозрачно-ясную фразу, но и тот конкретный материал, который дал бы ему возможность показать ещё один аспект постоянной своей темы: человечества, познающего и покоряющего природу.

Как гранильщик, заставляющий сверкать алмаз, М. Ильин делал зримой красоту науки. Он находил её не в результатах исследований, а в подвиге человечества, трудом и талантом добывающего истину, трудом и борьбой утверждающего свою власть над природой.

Горький говорил в статье «О темах»: 

«… наша книга о достижениях науки и техники должна давать не только конечные результаты человеческой мысли и опыта, но вводить читателя в самый процесс исследовательской работы, показывая постепенное преодоление трудностей и поиски верного метода.

Науку и технику надо изображать не как склад готовых открытий и изобретений, а как арену борьбы, где конкретный живой человек преодолевает сопротивление материала и традиции».

Именно по этому пути и шёл Ильин, с тем, впрочем, отличием, что в большей части книг его герой не конкретный живой человек, а обобщённый образ человечества, обобщённый образ народа — творца культуры. Это одна из важных и принципиальных особенностей творчества Ильина.

В первых книгах Ильина — они были посвящены истории техники — ещё только намечается то скрещение познавательной темы с пропагандистской идеей, которое в значительной мере определяет новаторство и принципиальное значение его литературной работы.

И в этих произведениях история изобретений уже дана как история труда. Книги посвящены эволюции вещей, материальной культуры, но их подлинный герой — не вещь как таковая, а человечество, создавшее её.

Найдены здесь и многие элементы той формы художественного рассказа о науке и технике, которую писатель потом развивал и совершенствовал.

Но всё своеобразие дарования, художественного метода Ильина раскрылось в «Рассказе о великом плане». Это произведение было написано, когда страна только приступила к выполнению первого пятилетнего плана. Ильин заговорил с читателями о самом важном — о том, чем жил в те годы народ, заговорил со страстью пропагандиста, изобразительным талантом художника и точностью учёного.

Работа над «Рассказом о великом плане» в значительной мере определила весь творческий путь Ильина. О чём бы он потом ни писал, какой материал ни выбирал для своих книг — все его произведения были насыщены публицистическим содержанием, пропагандой марксистско-ленинской философии и социалистического строительства.

Книги, написанные Ильиным о современности, выливались в страстный призыв к борьбе за покорение сил природы на благо человеку. Писатель всегда направлял внимание читателей на самые важные для ближайших лет участки общего труда. Это были книги о науке, но написанные так, что становилось ясным место науки в нашем движении к коммунизму, становилась ясной активность, которую приобретает наука, когда она поставлена на службу народу.

После «Рассказа о великом плане» — книги, не только знакомившей с работами первой пятилетки, но и дававшей общее представление о методах социалистического строительства, — Ильин написал о том, как применяются эти методы для выполнения важнейших работ по переделке природы. Он рассказал в книге «Горы и люди», как пустыня перестанет быть пустыней, как будут покорены реки, осушены болота, как земля станет более плодородной. Это произведение было создано в годы второй пятилетки и отражало идеи, которые тогда научно обосновывались и воплощались в реальные планы, в реальные работы.

В своё время Жюль Верн, внимательно следя за трудами учёных, с замечательным чутьём находил в теоретических разработках то, что может и должно из науки перейти в технику, воплотиться в вещах. Изобретения будущего он клал в основу своих научно-фантастических романов. Но в его произведениях обычно изобретатель-одиночка был противопоставлен обществу, находился с ним в конфликте. Великолепные технические сооружения — подводная лодка капитана Немо, самолёт Робура — оставались частной и уникальной собственностью изобретателя, бесполезной для человечества. И в этом была жизненная правда: в буржуазном обществе осуществляются только изобретения, либо приносящие быструю выгоду капиталистам, либо военные, то есть в первом случае используются далеко не все изобретения, которые могли бы принести пользу обществу, содействовать его прогрессу, а во втором случае — вредные всему человечеству, так как они являются орудиями уничтожения, а не созидания. Романы Жюля Верна говорят о скованности гения, о противопоставлении человека обществу.

Ильин писал о том, как достижения науки и техники стали у нас одним из важнейших элементов государственных планов. Это создало принципиально новую обстановку, в которой могут осуществляться замыслы невиданного размаха. Отсюда оптимистичность Ильина — оптимистичность не надежды, а уверенности, рождённой новыми отношениями между государством и наукой.

Пустыня технически может быть превращена в плодородную степь. Польза этого для общества доказана. Следовательно, это будет сделано в экономически и хозяйственно целесообразные сроки. Между посылкой и выводом у нас нет барьеров, которые создаются классовыми противоречиями в капиталистическом обществе.

Когда Ильин пишет о покорении рек, об использовании богатств наших недр, о создании новых растений, он не просто мечтает, не просто фантазирует, а доказывает осуществимость мечты и таким образом мобилизует сознание и воображение читателей на предстоящий им труд.

Началась Отечественная война. Ильин, которому болезнь не давала возможности стать в ряды защитников Родины на фронте, вёл боевую работу в тылу. Свой темперамент и талант публициста он отдал разоблачению отвратительного облика фашизма. В выступлениях по радио, очерках и статьях для зарубежного читателя Ильин страстно призывал к мобилизации всех прогрессивных сил человечества на разгром фашизма. Он противопоставлял созидательную работу советского народа разрушительным действиям и захватническим стремлениям фашистов, ратовал за торжество гуманизма в науке и в жизни.

Рядом с А. Толстым, Н. Тихоновым, И. Эренбургом, со всем передовым отрядом советской литературы Ильин вёл каждодневную публицистическую работу, которая облегчала боевой труд нашим воинам и помогала людям за рубежом лучше понять ясность целей и стремлений советского народа, его силу и отвагу.

И в те же годы Ильин вместе с женой Е. А. Сегал, постоянным своим сотрудником и соавтором многих произведений, писал книгу, как будто бы далёкую от событий войны, — «Как человек стал великаном». Она была начата до войны — её первая часть, о первобытном человеке, вышла в 1940 году. «Как человек стал великаном» — история труда и мысли человечества в их неразрывной связи. Ильин создавал поэму о благородстве и красоте труда, о безграничной силе мысли, о величии тысячелетней борьбы за единственно верное, материалистическое понимание мира.

Однако не в характере Ильина — писателя, предельно увлечённого своей эпохой, трудом своего народа, — уйти надолго от самых живых интересов сегодняшнего и завтрашнего дня. Как в годы войны он совмещал труд над историко-философской книгой с повседневной публицистической работой, так после победы, собирая материал для продолжения труда по истории человечества, он пишет книги о современности. Он подхватывает новые планы партии по переделке природы, новые достижения науки и техники, чтобы подготовить читателей к решению огромных задач завтрашнего дня, к напряжённой и радостной борьбе за всё более полное овладение силами природы.

Ильин создает три книги: «Человек и стихия», «Преобразование планеты», «Покорение природы». В одной рассказывает о достижениях и перспективах метеорологии, в другой — о великолепной работе русских и советских учёных над увеличением плодородия земли, в третьей — о преобразовании степей и пустынь орошением, о мирном применении атомной энергии.

Каждое из этих произведений публицистично по-своему, но все они говорят о напряжённом мирном труде. Книги Ильина о трудовом завоевании природы и покорении стихии противопоставлены тем призывам ставить науку на службу агрессивной войне, которые были сильны уже тогда в некоторых капиталистических странах.

Достаточно сравнить небольшую книжку 1949 года «Завод-самоход», посвящённую истории станкостроения, с «Рассказами о вещах», которыми Ильин начинал свой литературный путь, чтобы увидеть, в каком направлении шла его эволюция.

В «Рассказах о вещах» ещё едва намечалась публицистическая тема. А в «Заводе-самоходе» Ильин говорит:

«Историю вещи трудно отделить от истории человека.

А жизнь человека неотделима от жизни его народа и всего человечества.

Вот почему в моём рассказе о станке идёт речь о войнах и революциях, о народах и странах.

Поговорите со старыми рабочими. Вы увидите, что в жизни каждого слесаря или токаря отразились и история его страны, и история его станка».

Мысль о любой вещи, любой научной работе для Ильина стала неотделимой от мысли о том, что эта вещь или работа должна дать народу и что даёт знакомство с ней читателю для формирования его взглядов, для становления его в жизни. Мост от рассказа о прошлом к рассказу о современности, о будущем Ильину внутренне необходим, потому что в каждой написанной им строке — он сын своего времени и своей родины.

Как велик был у Ильина запас творческих возможностей и сил, показывает написанная им незадолго до смерти, в соавторстве с Е. Сегал, книга «Александр Порфирьевич Бородин».

Впервые, на закате жизни, Ильин создал книгу, в центре которой стоит образ человека. Мастерство, с которым писатель решил новую для него литературную задачу, показывает, как широк был диапазон его таланта.

И снова от истории Ильин возвращается к современной науке и технике. Его последняя, оставшаяся незаконченной работа — «Народ-строитель» — посвящена пятой пятилетке.

Тему своей литературной жизни — человек и природа, советский народ и природа — Ильин развивал на самом разнообразном материале. Литературный метод, найденный уже в первых книгах, он постоянно совершенствовал и углублял.

В чём сущность этого метода, представляющего одну из самых важных и плодотворных линий развития советской литературы о науке?

Ответ на этот вопрос, небезразличный для уяснения некоторых особенностей того типа книг, которые мы называем научно-художественными, можно получить, остановившись подробнее хотя бы на некоторых произведениях М. Ильина.

Именно научно-популярные произведения в формах, определенных спецификой детского восприятия, традиционно способствуют последовательному осуществлению комплексного процесса познания ребенком реальной действительности

Обеспечение процесса познания мира в первоначальном, наиболее полном значении этого понятия, требует от детской литературы как сообщения универсальной, абсолютно достоверной информации о достигнутом обществом уровне знания о мире, так и пробуждения интереса к самому процессу познания, его отдельным этапам, способам получения реальных результатов, конкретным участникам процесса, формирования первичных навыков научной (познавательной) деятельности. На каждом этапе развития ребенка все эти задачи решаются в разном объеме и разными средствами. При этом присущая научно-популярной детской литературе универсальность тематики реализуется в произведениях для различных групп читателей с помощью способа постепенного раскрытия и усложнения темы, перехода от простого к более сложному . Подобный способ определяет не только принципы отбора фактического материала, но и использование художественных и собственно популяризаторских средств в точном соответствии с уровнем детского восприятия, общего развития в каждой конкретной возрастной фазе.

Необходимость обращения к различным типам детского читательского восприятия определяет традиционность существования и в составе современной научно-популярной литературы для детей двух основных направлений: дидактического (или собственно научно-популярного) и художественно-образного (или научно-художественного), отличающихся при единстве предмета, целевого назначения различными литературными методами . Воспитание материалистического мировоззрения, интереса к науке, навыков научного мышления и т.д. осуществляется в произведениях первого направления средствами популярного изложения, доступными детскому восприятию . При этом свойственная подобного рода произведениям занимательность (как необходимое качество любого детского произведения) достигается за счет полноценного раскрытия самого существа науки, ее методов, наиболее ярких и значительных достижений, конкретных результатов и нерешенных проблем, а также выявления героизма и целеустремленности научного поиска, связей между научными открытиями, иногда даже самыми парадоксальными, и явлениями обыденной жизни.



В качестве авторов произведений дидактического направления уже во второй половине ХIХ века часто выступают известные ученые, реже - писатели, подобная традиция получила в советское время дальнейшее развитие . Обращаясь к читателю-ребенку, ученые исходят, как правило, из того, что хотя «беллетристическая форма изложения вызывает интерес, завлекает, но жизнь в значительной мере состоит из труда. Научное исследование требует нередко больших волевых усилий. И представлять все это ребенку только в сугубо занимательной, точно нарочито облегченной форме - значит оказать ему плохую услугу, значит его обмануть. Научно-популярная книга должна учить работе, эксперименту, приучать не щадить усилий для достижения цели» (М.М. Завадовский, известный ученый-биолог).

В силу своей специфики дидактическая детская научно-популярная литература обращается в основном к читателям, у которых определенный интерес к науке уже сформировался, существует конкретное (первичное или более развитое) представление о предмете, потребность в расширении своих знаний. В то время как произведения художественно-образного направления научно-популярной литературы обращаются к читателям, чей интерес к науке еще не сформировался (или не до конца сформировался). Произведения данного направления как раз и стремятся пробудить у детей интерес к науке и технике, научному поиску.

Если классическая научно-популярная литература дидактического направления обращается, как правило, к уму читателя, к его логическому восприятию, расширяя и углубляя знания, отвечая на конкретно поставленные вопросы полно, точно и увлекательно, вводя непосредственно в суть предмета, выделяя главное, намечая исторические вехи и перспективы развития науки и техники, то художественная популяризация в лучших своих образцах обращается не столько к уму, сколько к чувствам ребенка, стремясь воспитать, развить творческую фантазию детей, дать им почувствовать себя хозяевами Вселенной, творцами мировой истории. Именно поэтому одной из наиболее характерных черт произведений данного направления является публицистичность.

Широкое использование художественно-образных средств, обращение к наиболее ярким событиям в истории науки составляют истоки занимательности данного направления в детской научно-популярной литературе. В частности, этим определяется широкое распространение жанра беллетризированной биографии в этом комплексе произведений. Обращение к жизни талантливого ученого, изобретателя, писателя, художника (любого другого деятеля искусства) дает благодатный материал для рассказа о самой сути творческой деятельности, о перипетиях научной мысли, романтике исследовательской, творческой работы. В русле художественного направления детской научно-популярной литературы параллельно существуют и произведения, условно называемые «информационной беллетристикой», в которых художественные средства лишь обрамляют сугубо научный материал, придают ему стройность, объединяют общим сюжетом и т.д. Большинство этих произведений адресовано младшим и средним возрастным группам детских читателей, особенно восприимчивым к художественно-образному строю произведений. При этом само применение художественного метода не приобретает в научно-популярных произведениях самодовлеющего характера. В противном случае речь будет идти о произведении художественной литературы для детей на соответствующую (научную) тему , однако провести разделительную черту между художественной и научно-художественной литературой для детей очень трудно.

В этот период продолжает формироваться и теория детской научно-популярной литературы. Значительным явлением в истории русской детской книги становится предпринятая в 60-е годы известным критиком и публицистом Н.В. Шелгуновым попытка создания подробного проекта «детской библиотеки» научно-популярных книг, дифференцированных по читательскому адресу на три раздела: для детей до 6 лет - книжки-картинки; для детей 6-8 лет - книжки-картинки с текстом; для детей 10 лет - краткие курсы по отдельным направлениям науки и техники. Построение каждого раздела определялось принципом энциклопедичности сообщаемого материала. В истории отечественной детской книги это одна из первых попыток разработки систематического комплекса научно-популярных книг, четко дифференцированного по возрастному признаку и учитывающего возможности различных типов изданий детской книги (книжки-картинки с текстом и без него, текстовые издания).

Репертуар научно-популярной детской книги, универсальный по тематике, разнообразный по жанрам публикуемых произведений, включающий книги для всех возрастных групп детского читателя, использующий понятийные и художественные способы популяризации, - одно из самых значительных достижений в истории русской детской книги третьей четверти XIX века. Почетное место в нем занимают научно-популярные книги по истории. Вдохновленные трудом Н.М. Карамзина «История государства Российского», детские писатели создали множество его переложений.

Помимо исторического комплекса в состав научно-популярного репертуара детской книги интересующего нас периода входили довольно многочисленные издания, посвященные различным естественным и гуманитарным наукам, развитию техники.

Среди изданий, адресованных младшим читателям, преобладали книги, посвященные объяснению явлений природы, которые ребенок видит ежедневно, предметам, окружающим его в быту . Затем следовали издания, увлекающие в близкие и дальние прогулки и путешествия, постепенно расширяющие границы детского мира от стен комнаты до пределов Вселенной . Подобные книги носили ярко выраженный энциклопедический характер, сообщая разнообразные сведения из ботаники, зоологии, географии, физики и т.д.; их отличает, как правило, живой образный язык, обилие иллюстраций. Научно-популярные книги для среднего и старшего возраста более фундаментальны, они привлекали для пояснения отдельных явлений и предметов значительный научный материал, использовали научную терминологию . В изданиях для этого возраста доминировала дидактическая популяризация, формирующая мировоззрение, интерес к науке, навыки научного мышления и т.д. средствами популярного изложения научной информации, доступными детскому восприятию .

В этот период среди изданий, адресованных среднему и старшему возрасту, появляются произведения одного из наиболее значительных и оригинальных жанров научно-популярной литературы для детей - так называемой «занимательной популяризации» («занимательной науки»), получившей широкое развитие несколько позже - в конце XIX - начале XX века. Произведения данного жанра не только информируют читателей о результатах развития науки и техники, но и воспитывают в детях смекалку, самостоятельность мышления, любовь и уважение к научным поискам, к методам научного мышления, наконец, к людям науки. Активность «занимательной популяризации» отвечает специфике детского возраста; не ставя своей задачей научить ребенка какой-либо науке, не подменяя учебную литературу, она способна внушить читателю увлеченность наукой, расширить его представления о научной деятельности, приучить мыслить в духе конкретной науки. Для произведений этого жанра в дальнейшем характерна подчеркнутая документальность, использование материала только твердо доказанного, без изложения догадок, гипотез; умение увидеть в обыденном необычное, взглянуть на привычные явления под новым, неожиданным углом зрения определяет здесь природу занимательности.

Появление подобного рода книг в детской популяризации связано с активизацией развития науки, в первую очередь с выдающимися открытиями, сделанными в том числе отечественными учеными. Произведения художественно-образного направления научно-популярной литературы обращаются в этот и все последующие периоды развития отечественной детской литературы к читателям младших возрастных групп, стремясь не только объяснить окружающий мир, но и пробудить у них интерес к науке и технике, научному поиску

Тема: История детской научно-популярной

Основные вопросы:

1. Традиции жанра научно-познавательной литературы.

2. Творчество Б. Житкова.

3. В.Бианки-писатель-натуралист.

4. Е. Чарушин-детям.

5. Научно-познавательная книга на современном этапе.

Научно-художественная книга для детей в России ХХ века создавалась, с одной стороны, в борьбе со старой традицией. С другой - в развитии лучших традиций этого жанра, заложенных К. Ушинским, Л. Толстым, А. Чеховым, Д. Маминым - Сибиряком. В 20-е годы разработкой этого жанра занялись многие ученые и писатели: Б. Житков, М. Пришвин, А. Арсеньев, В. Дурова, В. Бианки и др.
Размещено на реф.рф
Б. С. Житков был человеком разносторонних знаний и профессий: ихтиологом, инженером, капитаном научно-исследовательского судна, преподавателœем физики и черчения. Его произведения для детей дают большой познавательный материал по физике, химии, географии, устройству различных приборов. Композиция его произведений отличается последовательностью в разработке сюжета͵ развязка конфликта в них энергична, неожиданна, часто присутствует ситуация выбора. Произведения Житкова предназначены читателям разного возраста. Особое место в его творчестве занимают рассказы о животных: ʼʼПро слонаʼʼ, ʼʼПро обезъянкуʼʼ, ʼʼМангустаʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
В них показаны повадки животных, описано, как они выглядят, чем питаются и т.д. В 1936 году он написал книгу для детей 3-4 лет ʼʼЧто я виделʼʼ. Это энциклопедия для маленьких написана от имени Алеши Почемучки. Во многом это новаторское произведение.

В. Бианки – писатель, ученый - биолог, один из создателœей научно-художественной литературы для детей. Научная проблематика произведений В. Бианки. Раскрытие закономерностей природы. Жанровое разнообразие его произведений для детей: сказки, рассказы, повести, газеты и т. д. Природоведческая сказка (ʼʼЛесные домишкиʼʼ, ʼʼпервая охотаʼʼ, ʼʼЧей нос лучше?ʼʼ, ʼʼХвостыʼʼ и др.). Достоверность наблюдений. Антропоморфизм в создании образов животных, птиц. Ясность и точность языка. Рассказы ʼʼСиничкин календарьʼʼ, ʼʼПо следамʼʼ, ʼʼЗелœеный прудʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
Воспитание наблюдательности и пытливого отношения детей к природе. Охрана природы. Повести ʼʼМышонок Пикʼʼ, ʼʼНа великом морском путиʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
Сказочные мотивы в повестях. Элементы приключений в композиции сюжетов природоведческих повестей. ʼʼЛесная газетаʼʼ - художественная энциклопедия природы. Е. И. Чарушин – писатель и художник-анималист. Животные и детеныши животных – основные персонажи его рассказов. Слияние текста и иллюстраций. Короткий рассказ - основной жанр творчества Чарушина: ʼʼМедвежатаʼʼ, ʼʼВолчишкоʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
Тонкость наблюдений над животными, эмоциональность, юмор.
Размещено на реф.рф
Мастерство Чарушина рассказчика и художника.

В современной литературе научно-познавательная книга занимает одно из первых мест. Творчество современных писателœей-натуралистов в жанровом отношении очень разнообразно: документальные повести, сюжетные рассказы, охотничьи были, занимательные сказки и путевые дневники. Часто повествование в них ведется от имени ребенка. Как, к примеру, в повести ʼʼЦветные стеклышкиʼʼ Г. Демыкина, рассказе ʼʼЛето я провела хорошоʼʼ С. Иванова, в нескольких рассказах из сборника ʼʼКто сажает лесʼʼ Г. Снегирева.

Тема: Детская литература 90-гᴦ. 20 в. - нач. 21 в.

Основные вопросы:

1. Основные тенденции развития детской литературы последнего десятилетия.

2. Жанры фантастики и фэнтези в современной детской литературе.

3. Современная детская поэзия.

4. Детская периодика 90-х годов 20 века.

Вторая половина 80-х - 90-е годы – время переустройства всœей жизни страны. Хрестоматийный ряд героев советской детской литературы подвергся жестокому пересмотру. Из программы убирались произведения о пионерах-героях, о героях - комсомольцах, повести А. Гайдара. Это вызывало многочисленные дискуссии. Попытка развенчать ʼʼгайдаровский мифʼʼ не удалась. Перед историками и литературоведами была поставлена задача дать объяснение ʼʼфеномену Гайдараʼʼ. Поднялась волна переизданий знаменитых некогда детских книг, ставших редкостями. Среди них преобладали произведения Серебряного века – книги Лидии Чарской, горьковский сборник ʼʼЕлкаʼʼ и т.п., советский авангард 20-30-х годов – стихи и проза обэриутов, а также детская литература эмигрантов – Надежды Тэффи, Ивана Шмелœева, Саши Черного. Общедоступен стал андеграунд. В субкультуру детства попали стихи и песни Игоря Иртеньева, некоторых рок - певцов, ʼʼмитьковʼʼ (питерских художников-поэтов). Большое влияние на детскую литературу оказал Олег Евгеньевич Григорьев (1943-1992).Его сборник ʼʼГоворящий воронʼʼ (1989) задал тон внедидактической игровой поэзии. С его именем связывают развитие полуфольклорного жанра ʼʼсадистских стиховʼʼ, возводя их к единственному раннему стихотворению поэта об электрике Петрове.

Полоса ʼʼчерногоʼʼ юмора, с одной стороны, поделила детскую литературу на советскую, в которой ничего подобного быть не могло, и постсоветскую. С другой - она служила переходом к темам, прежде табуированным,- насилия, страха. ʼʼУжастикиʼʼ в стихах и в прозе,смешные и по-настоящему жуткие, сделались модным увлечением читателœей самых разных возрастов. Система жанров стремительно менялась, отражая изменения во взрослой литературе. Происходило дублирование и взаимопроникновение взрослой и детской литератур, стирались границы между детским и взрослым. В конце 90-х ʼʼигроваяʼʼ литература достигла пика своего развития, но она всœе сильнее противоречила постперестроечным настроениям. К тому же в обществе возник культ образования, от книги стали требовать систематического и последовательного изложения материала. Нужны были энциклопедии, справочники, а не эксцентричные книги. В ʼʼперестроечныеʼʼ годы в литературе и в искусстве преобладал ретроспективный взгляд на действительность. Управление литературно - издательско-торговым процессом – дело новое, оно должно изжить свои недостатки и начать приносить реальную пользу, не только в денежном выражении, но и в социальном, духовном плане. Перемена угла зрения состояла в том, что нормальное развитие поколений стало пониматься через воспитание свободной индивидуальности. Детские писатели размежевались по лагерям, но острой борьбы не вели. Тихий отказ от идеи борьбы как основы детского произведения нужно датировать еще 60-ми годами, когда героя-борца начал вытеснять герой-созерцатель. К примеру, Львенок и Черепаха, Ежик и Медвежонок в сказках Сергея Козлова. Обновление детской литературы сопровождалось разрушением канонов

Изображения, разработанных в советский период. Вместе с канонами отвергались и ʼʼсерьезныеʼʼ жанры - школьная повесть, дидактический рассказ, стихи на идеологические темы. В начале 21 века стала остро ощущаться их нехватка, раздались голоса против засилья игровой литературы. Повлияло на детскую литературу и художественное направление, имевшее глобальный охват, - постмодернизм. Постмодернисты подвергли критике модель мира и человека, в которой основную роль играют бинарные оппозиции: истинно - ложно, хорошо – плохо. Οʜᴎ показали, что человечество не может существовать исключительно между двумя полюсами. Успешно в названный период развивается историческая книга. Тема книг – от древней истории до 19 века. С середины 90-х годов выходит серия книг для школьников среднего звена ʼʼКнига битвʼʼ А. П. Торопцева. В ней собраны батальные сюжеты от Древнего Египта до имперских войн Европы и России 18-начала 20 века. Популярен сегодня и жанр комиксов. Комикс привлекает таких детских писателœей, как Андрей Тру, Валерий Роньшин, Олег Кургузов. Среди художников комикса есть свои мастера-стилисты: Андрей Аешин, Андрей Снегирев, Дмитрий Смирнов. Οʜᴎ ориентируются на американские, японские, европейские школы. Периодика для детей с 90-х годов переживает бурный период. Хотя старые журналы в большинстве своем начинают выходить, их содержание, состав авторов обновляются. Прочно удерживает ведущие позиции старейший журнал для детей ʼʼВеселые картинкиʼʼ. Лидером среди журналов для начинающих школьное учение остался ʼʼМурзилкаʼʼ, выходящий с 1924 года. Для детей от 6 до 10 лет выходят журналы ʼʼКолокольчикʼʼ, ʼʼВеселые урокиʼʼ, ʼʼАБВГДʼʼ. Выходят газеты ʼʼНезнайкаʼʼ, ʼʼПионерская правдаʼʼ. В провинции выходят свои журналы: в Волгограде – журнал ʼʼПростоквашаʼʼ, в Екатеринбурге – ʼʼВитаминкаʼʼ. Естественное течение литературного процесса не соответствует издательско-торговой политике, разлажен механизм создания детской литературы, в котором общественный заказ, государственное участие и писательская инициатива должны направлять работу издательств и книготорговцев.

Литература:

1. Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература. - М., 2007.

2. Гриценко З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению.-М., 2007.

3. Мещерякова М. И.Русская детская, подростковая и юношеская проза второй половины 20 века. - М.: 1997.

4. Овчинникова Л. В Русская литературная сказка ХХ века. История, классификация, поэтика. - М., 2003.

5. Порядина М. Бесполезные советы // Детская литература. - 2000. - № 2-3.

Научно-художественная литература для детей - одно из многих отечественных изобретений в области культуры, столь же уникальное, как «русский классический роман». Этот вид познавательной литературы буквально расцвел в нашей стране в 30-е годы ХХ века благодаря усилиям редактора, поэта и переводчика С. Я. Маршака.

Стараниями отечественных авторов и редакторов наука в таких книгах встретилась с поэзией, техника с искусством, породив полноценные художественные произведения. В этих книгах происходят приключения особого рода - приключения мысли. Мы предлагаем обзор нескольких таких книг, который составил детский писатель и редактор альманаха «Хочу всё знать» Сергей Ив. Иванов.

Ян Ларри. «Приключения Карика и Вали»

Эта научно-фантастическая сказка (и одновременно увлекательный трактат о жизни насекомых - энтомологии, о ботанике и экологии) была написана бывшим беспризорником, журналистом и биологом по образованию Яном Ларри по заказу Маршака и впервые вышла в свет в 1937 году. С тех пор она постоянно переиздается.

Тайком выпив созданный соседом-энтомологом эликсир, брат и сестра Карик и Валя уменьшились до размера булавочной головки и очутились в таинственном мире насекомых. Стрекоза уносит их на пруд, где дети попадают в колокол подводного паука, а освободившись из плена, сталкиваются с другими обитателями водоемов, лугов и почвы. Они ведут борьбу с агрессивной медведкой, знакомятся с жуками и тлями, хищными растениями. Уменьшившийся вслед за ними изобретатель эликсира помогает детям избавиться от опасностей, учит их (и читателей) находить съедобные растения, выживать в экстремальных условиях и, главное, знакомит в подробностях с окружающими нас малыми живыми организмами. Повесть наполнена приключениями, мягким юмором и пронизана уважением к «человеку знающему».

Виталий Бианки. «Лесная газета»

В книжном виде «Лесная газета» впервые вышла в 1928 году. Книга постоянно переиздается в разных редакциях.

Бианки исследует мир живой природы с помощью газетных жанров: репортажа, новостей, телеграммы, объявления, фельетона. Герои «Лесной газеты», как в сказке, разговаривают на «человеческом языке», спорят, рассуждают, повествуют о своей жизни. В то же время в содержании книги нет ничего сказочного: каждый факт из жизни животных и растений научно точен.

Организует все повествование календарь: книга описывает годовой цикл в жизни природы. Она разделена на главы по месяцам и показывает читателю неразрывную связь небесных явлений (движения Земли по орбите) с миром живой природы.

Произведения Бианки близки нам ещё и потому, что он рассказывает о природе родного края - российского Северо-Запада.

Подходит для чтения детям с 6 лет.

Александр Свирин, Михаил Ляшенко. Цикл «Книга знаний»

Книги цикла («До Земли ещё далеко», «На этой планете можно жить», «Операция «Океан», «Большая охота», «Экспедиция к предкам») издавались в издательстве «Малыш» в 1962–1970 годах, первые три переизданы в 2016–2018 годах. Михаил Ляшенко участвовал в создании только первых двух книг серии.

История началась с того, что заболевшую девочку Лену пришли навестить одноклассники Генка и Витька. Но дома у Лены оказался ее дедушка, ученый, и не без его участия Генка, Витька и Ленка превратились в инопланетян, которых звали Каген, Тькави и Нкале. «Пришельцы» исследовали Солнечную систему, нашу планету, подводный и животный мир, историю человечества. Возглавил восьмилетнюю экспедицию (столько выходили книги серии) инопланетянин «Лендед». Участники экспедиции ведут «научные тетради», куда записывают все полученные сведения. Несмотря на устарелость некоторых данных по астрономии, включенных в первый выпуск, и следы «научного атеизма», эти книги остаются прекрасным способом пробудить в ребенке любознательность и представить окружающий мир в его объеме и красках.

Павел Клушанцев. Станция «Луна»

Книга ленинградского кинорежиссёра, сценариста и мастера комбинированных съёмок П. Клушанцева выходила в 1965 и 1974 годах.

Павел Клушанцев работал одновременно над научно-художественным фильмом и детской книгой о Луне, и может быть, поэтому читатель с первых же станиц чувствует себя настоящим космическим путешественником. Автор начинает с рассказа о том, почему люди стремятся на Луну, повествует о лунной гонке между СССР и США и о лунной программе «Аполлон», которая тогда ещё не была воплощена. Затем читатель вместе с автором разгадывает, каким может быть лунный грунт, как разработать оптимальный маршрут до Луны, как передвигаться по Луне и оборудовать на ней жилища… Одновременно даются элементарные сведения по астрономии, баллистике, ракетостроению. Завершает книгу прогулка по Луне - правдоподобное описание того, что почувствуют и увидят лунные исследователи и жители. Клушанцев придумал и поместил в книге оригинальный мнемонический способ запоминания названий лунных морей и заливов. Как и многие книги Клушанцева («К другим планетам», «О чём рассказал телескоп», «Дом на орбите»), «Станция «Луна» представляет собой цветную книгу-альбом и до сих привлекает внимание детей качественным оформлением.

Подходит для чтения детям с 7 лет.

Владимир Крепс, Климентий Минц. «Клуб знаменитых капитанов. Фантастическая история, записанная гусиным пером в клеенчатых тетрадях, с приложением частной переписки одного городского воробья с конструктором планетоходов серии ВВН»

Книга по мотивам знаменитого цикла радиопередач вышла в 1974 году с иллюстрациями А. Медведева.

Из нее мы узнаём, что Знаменитые капитаны проводили свои собрания в одной из школьных библиотек подмосковных Химок (наверное, потому, что Химки хотя и речной, но все-таки порт). Но сотого собрания клуба решил не допустить коварный Негоро. Конечно, капитаны преодолевают все воздвигнутые врагами препятствия и вдобавок знакомятся с еще одним, двенадцатилетним капитаном волейбольной команды Петей Синицыным. Таково содержание первой из пяти клеенчатых тетрадей, найденных в дупле дуба московским школьником Сережей во время краеведческого похода по Подмосковью.

В этой книге сохранены замечательные качества радиопередачи «Клуба знаменитых капитанов» - уникальное сочетание литературоведения, истории и географии, пафос познания и этика, поучительность и юмор, уважение к другим народам и патриотизм.

Александр Семёнов. «Путешествия Мурзилки. Научно-фантастические сны»

«Научно-фантастические сны» художника и писателя (или, как написано в «руководстве по эксплуатации книги» - писателя-изобретателя) А. Семёнова первоначально печатались с продолжением в журнале «Мурзилка» в 1979 году. В ожидании смешных познавательно-детективных историй А. Семёнова, снабженных его рисунками, многие юные подписчики «Мурзилки» каждый день проверяли почтовый ящик. В виде книги «Путешествия Мурзилки» впервые вышли в 2013 году.

Книга состоит из двух частей: «Путешествие в космос» и «Путешествие в атом». Вместе с племянником знаменитой (благодаря другим произведениям А. Семёнова) волшебницы Ябеды-Корябеды по имени Шиворот-Навыворот Мурзилка развивает сверхсветовую скорость, исследует Черную Дыру и спасает ее обитателей от тяги к вещам, жадности (которая и стала причиной невероятного притяжения Черной Дыры). А во второй части герои попадают в микромир, знакомятся с протонами, нейтронами и античастицами. Научные сведения и гипотезы автора, которые не поместились в основной текст, располагаются в сносках на полях книги. Вместе с игрой, шутками и наукой читателю этой книги постоянно предлагаются нравственные вопросы, от правильного решения которых зависит жизнь героев и читателя.

Подходит для чтения детям с 6 лет.

Николай Сладков. «Капли Солнца»

Сборник «Капли Солнца» выпущен в 1978 году и наиболее полно отражает творчество Н. Сладкова. Продолжая традицию своего учителя Виталия Бианки, Сладков при этом не ограничился описанием родной природы. Книга разделена на несколько разделов: «В лесу», «Под землей», «Под водой», «В горах» и содержит наблюдения автора за обитателями разных стран и широт. Значительную часть жизни писатель провел в путешествиях, но сохранял постоянный контакт с читателями благодаря теле– и радиопередачам, для которых готовил свои сценарии и выступления. В «Каплях Солнца» перед читателем открывается гармоничный и в то же время беззащитный мир живой природы, для которой человек приходится старшим братом. Многие наблюдения автора уникальны и неповторимы. Лирические рассказы чередуются с юмористическими диалогами лесных обитателей в духе народных сказок. Эти диалоги содержат природоведческие задачи для читателя и открывают новые факты из жизни животных.

Подходит для чтения детям с 7 лет.

Владимир Лёвшин. «В поисках похищенной марки. Новые приключения Магистра Рассеянных наук»

Одна из множества математико-приключенческих книг В. Лёвшина и третья в цикле «Приключения Рассеянного Магистра» вышла впервые в 1969 году и переиздается до сих пор.

Действие книги происходит в далеких заморских странах Терранигугу и Сьерранибумбум, куда Рассеянный Магистр (великий, но страшно рассеянный московский математик) отправляется на поиски уникальной похищенной марки. С помощью арифметики, алгебры и девочки Единички Рассеянный Магистр пытается раскрыть детективную загадку, но постоянно попадает впросак. Его ошибки исправляет математический кружок - Клуб Рассеянного Магистра - заседания которого состоят из поедания пирожных и решения нерешенных Магистром задач.

Подходит для чтения детям с 12 лет.

Николай Голь, Геннадий Григорьев. «Приключения академика Пятитомова и профессора Синицына»

Приключения и диалоги двух выдуманных ученых публиковались много лет в журнале «Костёр» и выходили в 90-е годы на «Радио России», а в книжном виде впервые опубликованы в 2015 году.

Они посвящены всему на свете - тайне НЛО, египетским пирамидам, истории денег, языкознанию: темам, которые входят в школьную программу и выходят за ее пределы. А главное, с академиком и профессором постоянно что-то происходит, потому что они обладают беспокойным характером, а также имеют много друзей и близких, которым тоже не сидится на месте. Особый фирменный стиль «Костра» воссоздают веселые иллюстрации Ю. Александрова, очень напоминающие детские рисунки в школьных тетрадях.

Подходит для чтения детям с 10 лет.

Александр Шибаев. «Язык родной, дружи со мной»