» »

Елена поленова русские народные сказки. Сказочный мир Елены Поленовой: волшебные иллюстрации к русским сказкам, которые рождались во сне. Путешествия в параллельный мир

04.03.2020

Живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства, сценограф.

Родилась в семье дипломата, археолога и библиофила Д. В. Поленова, младшая сестра художника В. Д. Поленова.

Первоначальное художественные навыки получила под руководством П. А. Черкасова и П. П. Чистякова, у которых занималась с 1859. В 1864–1867 посещала занятия в Рисовальной школе Общества поощрения художников (ОПХ), где училась у И. Н. Крамского. Позднее брала у него частные уроки. В 1869 отправилась в Париж, продолжила образование в студии Ш. Шаплена. В 1871 возвратилась в Петербург. В 1875–1877 занималась в частной мастерской П. П. Чистякова. В 1877–1878 во время Русско-Турецкой войны работала в добровольческом санитарном отряде.

В 1879 возобновила уроки у П. П. Чистякова. Параллельно в 1879–1880 училась в керамическом классе Рисовальной школы ОПХ. В 1879 была награждена малой серебряной медалью, годом позже получила большую серебряную медаль за керамическую пластину «Пир у Иоанна Грозного» по рисунку В. Г. Шварца. Весной 1880 получила командировку в Европу для изучения керамического производства. Несколько месяцев работала в Париже в керамической мастерской А. Е. Егорова, пользовалась советами керамистов Ж.-Т. Дека и П. Зифферта.

В конце 1880 возвратилась в Петербург, продолжила образование в акварельном классе Рисовальной школы ОПХ. Параллельно преподавала там живопись по фарфору и фаянсу. Создала в Школе класс майолики. В 1882 за акварель с натуры была награждена большой серебряной медалью. С 1880 принимала участие в выставках Общества русских акварелистов.

В том же году переехала в Москву, где сблизилась с С. И. Мамонтовым, став активным участником литературных, драматических и рисовальных вечеров в доме Мамонтова, одним из основных членов Абрамцевского художественного кружка. Создавала эскизы костюмов и декораций для домашних спектаклей «Алая роза» С. И. Мамонтова (1883), «Царь Саул» С. И. и С. С. Мамонтовых (1890) и других. Как сценограф сотрудничала с Русской частной оперой Мамонтова, в частности отвечала за костюмы действующих лиц и хора в постановке оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (1885). В 1884 вступила в Московское общество любителей художеств, почти ежегодно участвовала в его выставках.

В 1885 вместе с Е. Г. Мамонтовой организовала в Абрамцево столярно-резчицкую мастерскую, которую возглавляла до 1892. Создала более ста эскизов предметов утвари и мебели, по которым резчиками мастерской выполнялись изделия. Стала одним из основателей в Абрамцево музея народного искусства и гончарной мастерской. В 1884 совершила путешествие по Волге, Дону, Кавказу, Крыму. В 1884–1890 участвовала в поленовских рисовальных вечерах и акварельных утрах. С конца 1888 рисовальные четверги по ее инициативе заменились керамическими.

В конце 1880-х - начале 1890-х создала два обширных цикла иллюстраций, объединивших более двадцати фольклорных произведений, в частности «Белая уточка» (1886), «Лисичка-сестричка и волк», «Волк и лисица», «Иванушка-дурачок» (все - 1887), Дед Мороз» (1888), «Война грибов», «Избушка на курьих ножках» (обе - 1889). В 1887 удостоилась второй премии на выставке Общества поощрения художеств за картину «Иконописная мастерская XVII столетия».

В 1893 стала одним из членов-учредителей Московского товарищества художников. В 1893–1894 участвовала в оформлении интерьера церкви женского ремесленного училища в Кологриве Костромской губернии. В 1895 вместе с А. Я. Головиным, Е. А. и А. А. Карзинкиными путешествовала по Европе. В 1896 сотрудничала в кустарной мастерской М. Ф. Якунчиковой в селе Соломенка Тамбовской губернии, где создавала эскизы вышивок и панно. В 1897 для лечения совершила поездку в Испанию и Францию.

В 1898 разрабатывала проект столовой в русском стиле для дома Якунчиковых в Наре под Москвой, а также занималась подготовкой Кустарного отдела на Всемирной промышленной выставке в Париже 1900. Однако из-за ранней смерти художницы эти работы завершал Головин.

Мемориальные выставки Поленовой состоялись в Москве и Петербурге в 1902. Ретроспективные выставки художницы были организованы в 1925 в Абрамцево, в 1998 в Поленово, в 2000–2001 в Тарусе и Серпухове.

Творчество Поленовой оказало существенное влияние на возникновение неорусского направления в искусстве рубежа XIX - XX столетий. В своих произведениях она стремилась к соединению черт народного и профессионального академического искусства, много занималась художественно-археологическими изысканиями, изучением традиционных орнаментов, фольклора. Наиболее значителен вклад Поленовой в развитие декоративно-прикладного искусства: керамики, деревянной мебели, вышивки. Как станковист она работала меньше, предпочитая живописи акварель. Причем, многие акварельные этюды Поленовой представляют собой разработку орнаментальных мотивов, впоследствии находивших отражение в эскизах мебели и вышивок.

Существует проблема атрибуции произведений художницы в области декоративно-прикладного искусства. Ей, подчас без серьезных оснований, приписывают многие изделия столярной мастерской Абрамцево в «русском стиле», которую она долгое время возглавляла.

Произведения художницы находятся во многих музейных и частных собраниях России, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Музее-усадьбе «Абрамцево» и многих других.

Москва, фототипия Р. Тиле, 1889. 6 с. с ил. Текст на одной стороне листа. Тираж неизвестен. Листы наклеены на толстый картон и сброшюрованы в виде альбома в тканевом издательском переплете. Тесемки. Oblong. 25,5х17,5 см. Большая редкость!


«Думаю, что иллюстрировать наши русские сказки, - писала Елена Дмитриевна, - дело большой важности. Я не знаю ни одного детского издания, где бы иллюстрации передавали поэзию и аромат древнерусского склада, и русские дети растут на поэзии английских, немецких (впрочем, чудно иллюстрированных) сказок…».

Поленова, Елена Дмитриевна (1850, Петербург - 1898, Москва) - русская художница, график, живописец, мастер декоративного дизайна, одна из первых женщин художников-иллюстраторов детской книги в России, одна из основоположников стиля модерн в русском искусстве. Сестра живописца В.Д. Поленова. Елена Поленова родилась в 1850 году в Петербурге, в семье чиновника особых поручений при государственном канцлере, статского советника Дмитрия Васильевича Поленова и его жены Марии Алексеевны, урожденной Воейковой. Все члены семьи и по отцовской и по материнской линии так или иначе были связаны с научным или художественным миром. В детстве Поленова подолгу жила в родовом имении Имоченцы Олонецкой губернии, среди карельской природы, а также в родовой усадьбе Ольшанка Тамбовской губернии (ныне с. Красное Знамя Уваровского района). Елена Поленова, как и все дети в семье, с юных лет приобщалась к искусству. Мать, Мария Алексеевна Поленова, будучи художницей-любительницей и детской писательницей, дала детям первые уроки рисования. В 1859 году в семью Поленовых в качестве учителя рисования был приглашен студент Академии Художеств Павел Петрович Чистяков. Он давал уроки два раза в неделю: обучал рисунку Василия, Веру, Алексея и самую младшую – девятилетнюю Елену. Поленова рано проявила художественное дарование, но не могла стать студенткой Академии Художеств, как ее старший брат Василий, так как в те годы женщины к учёбе в высших учебных заведениях не допускались. Поэтому формального высшего художественного образования Елена Дмитриевна не получила. Но в 14 лет она поступила в Санкт-Петербургскую рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств (ОПХ), где ее наставником был И. Н. Крамской. Но своим главным учителем Поленова всю жизнь называла П.П. Чистякова. Во время первой поездки во Францию в 1869-1870 гг. Поленова посещала частную школу-студию Ш. Шаплена в Париже. По возвращении в Россию она сначала занималась в частной мастерской П.П. Чистякова (1870-1877), а потом снова в Школе Общества поощрения художеств (1878-1880) одновременно в двух классах: акварельном и керамическом. Ее увлечение керамикой дало прекрасные результаты. На экзаменах Елена Поленова была удостоена серебряных медалей (золотых в школе при ОПХ не давали). В качестве поощрения ей было предложено поехать на стажировку в Париж. Для того времени пенсионерство женщин-художниц - случай исключительный.

«Какой скандал, Вася, - писала она брату, - меня посылают в командировку за границу от О-ва поощрения. Я думаю, это первый пример в истории, по крайней мере, в русской, чтобы особа нашего бабьего сословия получала поручение и отправляема была в командировку с целью изучения и т.д.».

В Париже Елена Поленова освоила различные керамические техники, занимаясь в мастерских известных французских керамистов Ж.-Т. Дека и Л.-Э. Зиферта и в Парижской керамической мастерской русских художников, которой руководил Е.А. Егоров. Вернувшись в Петербург, в 1881-1882 годах Поленова около года преподавала живопись по фарфору и фаянсу в созданном ею классе майолики в ОПХ. С 1882 года она жила преимущественно в Москве. В 1884 году вместе со своей подругой П.Д. Антиповой совершила поездку для этюдов по Волге и Дону, на Кавказ и в Крым и привезла из этой поездки ряд акварелей, которые показывала друзьям и учителям, в том числе П.П. Чистякову, А.А. Киселеву, В.И. Сурикову. Кроме художественного образования, Е.Д. Поленова получила звание домашней учительницы по истории, окончив Высшие женские курсы в Петербурге. Молодость Поленовой пришлась на 60-70 годы 19 века, и ей были близки общественные идеалы этой эпохи. Она с юности была склонна к социальному служению, согласно православной духовной традиции. В 1877 году, в разгар русско-турецкой войны (1877-1878), Елена Поленова поехала в Киев к своей старшей сестре Вере (сестре-близнеце Василия Поленова). Она преподавала в школе, а кроме того, вместе с сестрой работала в госпитале: ухаживала за ранеными, которых привозили сюда с фронтов. После работы она с Верой посещала женские медицинские курсы. Сестры собирались открыть свою амбулаторию. В Киеве Елена Дмитриевна влюбилась в талантливого врача, профессора киевского университета А.С. Шкляревского. Чувство было взаимным, но семья Елены Дмитриевны воспротивилась этому браку. Поленова подчинилась просьбе родных, но в результате этой личной трагедии, по воспоминаниям друзей, она изменилась, стала замкнутой. Личная жизнь у нее так и не сложилась. Вернувшись в Москву Поленова твердо решила посвятить свою жизнь занятиям искусством и общественной деятельности. Она была не только живописцем, но и подвижником, просветителем, педагогом. «Лишить себя общественной деятельности в той или другой области, – все равно что лишить себя самой здоровой и подкрепляющей пищи», считала она.

Семейные обстоятельства заставили Елену Дмитриевну в 1882 году переехать в Москву. Начался яркий и очень плодотворный период жизни. Она оказалась в кругу молодых художников – учеников и друзей брата Василия Дмитриевича. Его жена – Наталья Васильевна – стала ближайшей подругой Елены Поленовой на всю жизнь. В Москве Поленова сблизилась с семейством Мамонтовых. Елизавета Григорьевна (жена Саввы Ивановича Мамонтова) сыграла важную роль в судьбе Поленовой, сумев смягчить ее недоверие и настороженность в отношении к людям и миру. В доме Мамонтова в Москве и в загородном поместье в Абрамцеве собирались художники, музыканты, театральные деятели, образовавшие так называемый «абрамцевский кружок», у истоков которого стояли сам С.И. Мамонтов, В.М. Васнецов и В.Д. Поленов. У Мамонтовых занимались живописью, музицировали, ставили любительские спектакли, причем один вид искусства легко перетекал в другой. Тёплая, дружеская, творческая атмосфера кружка воскресила Поленову от тяжёлого сна, в котором она пребывала после трагедии в личной жизни. Едва ли не каждую неделю Елена Дмитриевна бывала в Абрамцеве. Это место стало для нее источников вдохновения на долгие годы. В Абрамцеве Елена Поленова написала много пейзажей. Кроме того, обладая многосторонними дарованиями, она пробовала себя в разных видах искусства, принимала во всем активное участие, в частности, была художником по костюмам. Под ее началом в Абрамцеве шили костюмы для постановок «Снегурочка» (1882-1883), «Фауст», «Алая роза» (1883), «Волшебный башмачок» (1888). Елена Дмитриевна подбирала ткани, отделку, аксессуары. Она быстро прониклась национальными интересами кружка, самым ярким выразителем которого был В.М. Васнецов, воплотивший позже в своих работах национально-романтический стиль эпохи модерн.

«Кто дал мне толчок к уразумению древнерусской жизни - так это Васнецов, - писала она Стасову, - у Васнецова я не училась в прямом смысле слова, т.е. уроков у него не брала, но как-то набиралась около него понимания русского народного духа».

Внимательнейшее и кропотливое изучение русского народного искусства, страсть к национальному складу не могли не подвести художницу к знакомству с фольклором. Поленова заинтересовалась иллюстрированием сказок и пронесла эту страсть через всю жизнь. Поленова близко сошлась с женой С.И. Мамонтова Елизаветой Григорьевной. Их общим интересом была любовь к народному творчеству и собирание предметов старины. Всё больше увлекаясь русским народным искусством, Поленова вместе с Е.Г. Мамонтовой начала создавать в Абрамцеве музей народного искусства, собирая по деревням предметы быта, образцы ткачества, вышивки. Чтобы пополнить коллекцию подлинными образцами, Поленова и Мамонтова ездили в специальные экспедиции по Ярославской, Владимирской и Ростовской губерниям. Во время этих поездок Поленова зарисовывала орнаменты, а также собирала народные сказания, иллюстрацией которых она занялась позже. Кроме музея, в 1885 году в Абрамцеве Мамонтовой и Поленовой были основаны мастерские для обучения местных крестьян и их детей традиционным русским ремеслам. Сделано это было, в частности, с целью обеспечения крестьянских семей твердым заработком. Идея возрождения народных промыслов так понравилась «абрамцевским» художникам, членам мамонтовского кружка, что они с удовольствием занимались в мастерских наравне с крестьянами. Таким образом, возрождение ремесел началось «сверху», с художников-профессионалов, которые занялись прикладным искусством, создав свой поэтический образ народной красоты. Во главе столярно-резчицкой мастерской в Абрамцево встала Е.Д. Поленова. Обучение крестьян было разносторонним и совершенно бесплатным. В мастерской крестьяне учились столярному ремеслу, приемам художественной резьбы. Они изготавливали предметы утвари и мебели по рисункам Е.Д. Поленовой и других художников.

С 1885 по 1893 год Елена Дмитриевна разработала свыше 100 художественных проектов мебели, а также эскизов для предметов декоративно-прикладного искусства (расписные фарфоровые блюда, пр.). На основе народных мотивов Поленова создавала и эскизы для вышивок, обоев, пр. Ее рисункам присуща несколько плоскостная декоративность, ставшая основой русского национального варианта стиля модерн. То направление, которое задали абрамцевские мастерские под влиянием Е.Д. Поленовой, явилось аналогом художественного движения «Искусства и ремесла», зародившегося в это же время в Великобритании. Увидев эскизы Поленовой для загородного дома М.Ф. Якунчиковой, английская исследовательница Нетта Пикок предложила публикацию ее работ в английском журнале Artist. Отмечая театральность стиля художницы, она писала о нем так: «Язык символов – удивительная смесь Севера и Востока». В статье памяти Поленовой Н. Пикок напишет, что именно ее рисунки пробудили интерес в Англии к русскому прикладному искусству. Как и в английском движении за возрождение декоративного искусства, все изделия в абрамцевских мастерских изготовлялись вручную. Мастерская выпускала целую палитру изделий: от отдельных предметов (шкафы, полки, аптечки, лавки, столы, кресла, табуретки, пр.) до целых гарнитуров. На протяжении всего процесса создания мебели каждый момент обладал особой значимостью: размер, форма, материал, цвет, орнамент. Художницей продумывалась самая малая деталь - гвоздики или задвижки для подвесных шкафчиков и т.д. Е.Д. Поленова лично контролировала все этапы обучения и работы крестьян, будущих мастеров. После завершения трехлетнего курса обучения выпускники отправлялись обратно в свои деревни, причем их снабжали набором инструментов, чтобы они могли продолжать там трудиться самостоятельно. Мастерские в Абрамцеве послужили примером для других владельцев поместий, стремившихся помочь сельским общинам. По образцу Мамонтовой и Поленовой, многочисленные помещицы организовывали свои сельские мастерские, и к концу XIX столетия около 7,5 миллионов крестьян занимались кустарным творчеством. Эта деятельность приносила раскрепощенным крестьянам надежный доход, что было очень важно в эпоху социальных потрясений.

«Наша цель - подхватить народное творчество и дать ему возможность развернуться», - писала Е.Д. Поленова своей подруге П. Антиповой.

Возрождение традиционных ремесел придало отечественному интерьерному дизайну яркий национальный оттенок. Мебель, выполненная по эскизам Елены Дмитриевны, создавала атмосферу праздника и имела большой успех. В одном из писем Поленова писала:

«Наши вещи... идут хорошо, я полагаю исключительно благодаря новизне, оригинальности и стильности модели».

А.Н. Греч, историк искусств, так описывал абрамцевскую продукцию: «все эти резные и точеные, висячие и стоячие шкапчики, резные и расписные столы и стулья, разрисованные балалайки, шкатулки, вышивки, безделушки, производящие фурор на заграничных выставках и в обеих столицах...». Абрамцевская мебель продавалась в Москве в специальном магазине, и зажиточные горожане с удовольствием обставляли ей свои дома. И.А.Кузнецова, искусствовед, дочь известного архитектора А.В.Кузнецова, писала в своих воспоминаниях, что, когда ее отец поселился с семьей в ампирном особнячке в Мансуровском переулке, то обустроил столовую в русском стиле: «Дубовая резная мебель - стулья, скамьи, буфеты, и висячие настенные шкафчики, купленные в поленовских мастерских очень хорошо дополнили ансамбль». Очень быстро изделия абрамцевских мастерских вошли в моду. Соединение современности с традицией пришлось по вкусу либеральной городской элите, и во многих домах декоративное творчество стало органичной частью повседневного быта. Постепенно скромное крестьянское ремесло проникло и в высший свет, включая даже покои царя. Успех абрамцевских мастеров, трудившихся под руководством Е.Д. Поленовой, был подтвержден тем фактом, что в 1900 году, уже после смерти Поленовой, ее проекты заняли видное место в разделе ремесел российского павильона на Парижской Всемирной Выставке. Так, работы Е.Д. Поленовой, связанные с мастерскими, завоевали международное признание. Абрамцево значило для Поленовой очень много, художница отдавала себя работе целиком. Благодаря Е.Д. Пленовой это место стало одним из первых российских центров возрождения народных ремесел. Дело Поленовой и Мамонтовой продолжает жить: традиции художественно-столярной мастерской, заложенные в конце 19 века, сегодня продолжает Абрамцевский художественно-промышленный колледж им. В.М. Васнецова.



"Война грибов"


"Белая уточка"

На лето бабушка Елены Дмитриевны, Вера Николаевна Воейкова, увозила двух своих маленьких внучек в Тамбовскую губернию. И эти длинные путешествия на лошадях давали будущей художнице массу поэтических впечатлений от русской природы... "Текст "Войны грибов" в этих выражениях я знаю с детства: так говорила нам эту сказку наша бабушка, и я очень любила ее всегда. Бабушка вспоминала ее большей частью дорогой, во время путешествия, которое совершалось еще в карете, из Москвы в ее Тамбовскую губернию. Провожая Тамбов, мы въезжали в большой сосновый лес, тогда бабушка обыкновенно рассказывала нам "Войну грибов". Мне до сих пор представляется, что именно в этом лесу есть всякие лесные города и поселки", - так описывает детские впечатление от этой сказки Е. Поленова. Из письма к В. Стасову: «Вы спрашиваете, как мне пришло в голову иллюстрировать «грибной поход». Я начала не с него, а с других сказочных сюжетов, заимствованных из сборника Афанасьева, по правде сказать, рисовала я их без определённой цели, потому что мне нравились мотивы русских сказок (я всегда любила русскую жизнь в её прошлом). Эти рисунки видели у меня кое-кто из приятелей, стали говорить об издании - мысль мне улыбнулась - я начала иллюстрировать афанасьевскую «Белую уточку». Потом, когда сцены с человеческими фигурами показались мне однообразными, мне захотелось другого, и тогда я вспомнила «войну грибов» в той редакции, как я слышала её от своей бабушки в очень раннем детстве, редакцию с вариантом об волнушечьем монастыре, которого я потом нигде не встречала. Так как издание предназначалось для детей, то я постаралась перенестись в то далёкое время, когда, слушая этот рассказ, я представляла себе в лесу миниатюрные посёлки, монастыри и города, выстроенные, так сказать, в грибном масштабе, в которых живут и действуют эти удивительные существа, так как в детском разумении гриб - это существо совсем живое и очень привлекательное…».

"Морозко"

Для этой от начала до конца авторской книги Е. Поленова специально разработала рукописный шрифт, продумала макет и все детали оформления: единые по всей книге орнаментальные полосы (на четных страницах - слева, на нечетных - вверху), ситцевый переплет с завязками; нарисовала 4 иллюстрации. Издание было напечатано фототипическим способом. Это оказалось большой ошибкой. Детальные, любовно выполненные цветные акварели превратились на печати в серую размытую массу. Часть тиража пришлось сразу же уничтожить.

"Самолюбие художника, рисунки которого искажены до неузнаваемости, требовало, чтобы вещь эту по возможности меньше видели и знали... Мечтала я издать целый ряд таких книжек, но первая дала мне так много горьких минут, что я дала себе слово никогда больше не пробовать издательской деятельности", - читаем из переписки Е. Поленовой.

Несколько экземпляров художница раскрасила от руки.

«Это изданьице не имело никакого успеха и осталось очень мало распространённым. Виною тому, конечно, я сама, потому что сама вздумала издавать, а художник, мне кажется, не может и не должен быть своим издателем», - писала она В. Стасову.

Первая по замыслу сказка Е. Поленовой. Она была навеяна очарованием прудов старого толстовского сада в Москве, где жила в ту пору семья Поленовых, неспешными утками на воде... А моделью для ребяток в гнезде уточки послужил маленький Федюшка - первенец Василия Дмитриевича Поленова.

"Избушка на курьих ножках"

"...Стоит избушка на курьих ножках, блином покрыта, вороною приперта, калачом заперта".

Очень интересна и для нас неожиданна нарисованная художницей избушка бабы-яги. В этом варианте воплотился один из древних канонов сказки: баба-яга должна своего гостя накормить-напоить. Читаем у исследователя русской сказки В. Проппа в его книге "Исторические корни волшебной сказки":

"Еда, угощение непременно упоминаются не только при встрече с ягой, но и со многими эквивалентными ей персонажами. ...Даже сама избушка подогнана сказочником под эту функцию: она "пирогом подперта", "блином крыта", что в детских сказках Запада соответствует "пряничному домику". Этот домик уже своим видом иногда выдает себя за дом еды".

"Сивка-бурка"

Сказки, оформленные Еленой Поленовой в "абрамцевский период":

1. Война грибов

2. Белая уточка

3. Морозко

4. Избушка на курьих ножках

5. Сивка-бурка

6. Волк и лиса

7. Сказка о Маше и Ване

8. Сказка о царе Берендее

"Волк и лиса"

Переписка Е. Поленовой взята из книги: Василий Дмитриевич Поленов; Елена Дмитриевна Поленова: Хроника семьи художников: Письма, дневники, воспоминания / Под общ. ред. А.И. Леонова. - М.: Искусство, 1964.

С 03 ноября 2016 по 11 ноября 2016 в выставочном зале ДШИ имени В.Д, Поленова, по адресу ул. Большая Очаковская, 39, корп. 2 проходит

выставка «Рисунки Марии Алексеевны Поленовой»

Мария Алексеевна Поленова (урожденная Воейкова) талантливая художница-портретистка. Она получила прекрасное классическое домашнее образование. С детства ее мать Вера Николаевна Воейкова, выросшая в доме Г. Р. Державина, всячески поддерживала рано проявившийся у дочери интерес к искусству. Желание учиться профессионально рисовать и писать маслом не пропало и после замужества Марии Алексеевны в 1834 году. Она вышла замуж за дипломата, историка, археолога-любителя Д. В. Поленова (1806−1878). Благодаря своему мужу Мария Алексеевна была знакома с К. Брюлловым, Ф. Бруни и другими известными художниками. В те годы женщин в Академию художеств не принимали, и она брала уроки у академика живописи К. А. Молдавского. Обладая природным талантом, трудолюбием, огромным интересом к искусству, Мария Алексеевна смогла достичь профессионального мастерства. Ее работы отвечали всем требованиям, предъявляемым Академией к рисунку в ХIХ веке.

В те годы наряду с романтическими пейзажами одним из самых распространённых жанров являлся портрет с костюмированных моделей. Именно с этими работами Марии Алексеевны Поленовой познакомятся посетители выставки. Ее рисунки сконцентрировали в себе характерные черты русской академической школы рисования, в то же время, они не потеряли своей индивидуальности. Выразительные, взятые из народа образы, полны духовного совершенства, чистоты и грациозности. Фактуру тканей, цвет драпировки и модели художница передает только тоном и ей это великолепно удается.

Посетители познакомятся с портретами членов семьи Поленовых, исполненных Марией Алексеевной в разные годы. Портрет ее мужа, старшего сына Васи­лия восьмилетним мальчиком, его сестры-близнеца Веры, в замужестве Хрущовой, двух братьев Алексея (1845–1918) и Константина (1848–1917), и младшей сестры Елены (1850–1898), впоследствии известной художницы.

Ее работы оказались хорошей школой для сына, дочери и молодого поколения их друзей-художников и были ярким примером того, как следует относиться к рисунку. Несомненно, она оказала большое влияние на выбор жизненного пути своих детей.

Рисунки Марии Алексеевны Поленовой, сделанные в ХIХ веке, несомненно, представляют большой интерес для профессионалов и ценителей искусства в XXI веке.

с 13 апреля 2016 на выставке представлены иллюстрации русских народных сказок Елены Дмитриевны Поленовой

Мне бы хотелось, не потерять двух способностей - способности помогать, воодушевлять и служить опорой и толчком к работе другим художникам. Это свойство во мне есть положительно. Другая способность - это любить и верить, и увлекаться своей работой. Больше мне ничего не нужно. Конечно, оценка, поддержка, интерес других, особенно тех мнением, которых дорожишь, очень драгоценны, но неизмеримо важнее те силы, которые внутри живут и которые дают питание огню, горящему в душе. Лишь бы он не потухал...». Е.Поленова.

Творчество Елены Дмитриевны Поленовой принадлежит к интереснеишим явлениям в русской культуре Х1Х века. «Она далеко не успела выполнить всего того, к чему способна была ее натура, к чему приготовила ее горячая любовь к России, к русскому народному творчеству, к русскому народному содержанию и красоте, но сделано ею так оригинально, так могуче, так своеобразно, что. наверное, никогда не погибнет и навсегда останется памятником несравненно женского искусства» - писал В.Стасов.

Надежды В.В.Стасова, к сожалению, не оправдались. Имя и творчество этой художницы незаслуженно забыты. Но ведь именно она была первым иллюстратором русских народных сказок, возрождала уходящее в прошлое искусство резьбы по дереву, занималась росписью керамики, стала замечательной акварелисткои. неплохо писала маслом. Работы Елены Дмитриевны экспонировались на многих выставках и имели успех у зрителеи.

Елена Дмитриевна Поленова родилась 15 ноября 1850 года в Петербурге. Родители дали ей хорошее домашнее образование. Отец - юрист, знаток истории, страстно увлекавшийся археологией, мама I самодеятельная художница, именно от нее дети получили первые уроки художественного мастерства. Несомненно, влияние мамы сказалось на выборе жизненного пути детей, двое из пятерых стали профессиональными художниками. С 9 лет Елена уже брала уроки рисования у П.П.Чистякова. В 1864 году она поступает в классы Общества Поощрения Художеств, занимаясь в классе И.Н.Крамского, позднее стала брать у него уроки еще и дома. В 1870 году едет в Париж, где успешно работает в мастерской Шаплена. Жажда научиться писать была великои. училась у всех и всему. В 1875 году получила диплом учительницы и преподавала в школе для девочек при Литеино - Таврическом кружке Общества Вспомоществования бедным женщинам. В годы Турецкой воины служила в госпитале в Киеве, помогала тяжело раненным участникам сражении. После возвращения, училась на медицинских курсах в Петербурге. ВО всем художница, прежде всего, ценила профессионализм. Писала много и успешно. Переезд на постоянное жительство в Москву в 1882 г. дал новый толчок в развитии творческих начинании. Общение с художниками близкими по духу, поездки на этюды по россииским губерниям. Абрамцево, с его обитателями, атмосферой творчества и созидания В все это было неисчерпаемым источником для Е.Д.Поленовой. Любовь к России, к русской природе и старине легли в основу творчества талантливой художницы. Интерес к сказке и сказочности проявятся во всех областях творчества, в которых она станет работать, будь то эскизы мебели для абрамцевской столярной мастерской, или самобытные никому так ранее не удававшиеся иллюстрации к русским народным сказкам. Обратившись к прикладному искусству. Елена Дмитриевна включается в поиски стиля, им окажется модерн. Ее начинания оказались успешными, и нашли последователей.

Особой страницей в ее творчестве стала книжная иллюстрация. В жизни все взаимосвязано природа, человек и его творчество и это пыталась выразить в своих работах Елена Дмитриевна. Она вспоминала сказки далекого детства.рассказанные «бабашеи» и прочитанные в сборнике Афанасьева и «пользовалась материалом живым не книжным, т.е. заставляла рассказывать баб. ребят или стариков и записывала...». Художница часто ездила на натурные этюды, собирая материал для будущих иллюстрации. При ее жизни была издана только одна сказка «Воина грибов» и готовилось еще несколько сказок к печати, но увидели свет только после смерти художницы. За свою недолгую жизнь Е.Д.Поленова приняла участие более чем в шестидесяти выставках в Петербурге и Москве. Критики и зрители видели в ней «человек чуткого и нежного», мастера лирического пейзажа, одухотворенного силои поэтического дарования. В 1895 году Елена Дмитриевна совершила путешествие по Европе.

В Париже она сделала первый эскиз к картине «Зверь», как бы бессознательно предсказывая свою судьбу. 7 ноября 1898 года художница скончалась, похоронили художницу на Ваганьковском кладбище в Москве: над ее могилои поставили крест, в древнерусском стиле по эскизу В.М.Васнецова «До последней, сознательной минуты она продолжала работать и умом и духом с поражающей ясностью...Огонь, горящии в ее душе, не потухал» писала: Н.В.Поленова

В 2015 - 2016 году в "ДШИ имени В.Д. Поленова" проходила выставка "Василий Дмитриевич Поленов и художники его круга."

На выставке представлены постеры работ В.Д. Поленова и его учеников и мастеров старшего поколения. Все произведения хранятся в музее В.Д. Поленова.


в 2013 - 2014 году в "ДШИ имени В.Д. Поленова" проходила выставка «Из жизни Христа» постеры

На данной выставке представлены постеры картин В.Д.Поленова «Из жизни Христа» и копии со старых фотографий путешествия Поленова по Востоку, прошедшего земным путем Христа, следуя евангельским повествованиям. Постеры - это единственная возможность показать весь цикл, т.к. подлинные картины (72 работы) разошлись по разным коллекциям, некоторые утеряны. Еще при жизни художник показал свой евангельский цикл в С-Петербурге, Москве и в Праге. В Праге в 1911 г. вышел альбом с репродукциями всех экспонировавшихся работ. Мы сделали увеличенную копию репродукций этого альбома и показываем их вам. В.Д.Поленов считал себя историческим живописцем, и его «евангельский цикл», почти забытый на долгие годы, сейчас является одной из самых интересных страниц творчества художника.


В основном здании ДШИ имени В.Д. Поленова представлена постоянная экспозиция репродукций картин и плакатов, посвященных жизни и творчеству Василия Дмитриевича Поленова

Елена Дмитриевна Поленова не менее известна, чем ее родной брат - художник Василий Поленов. Искусствоведы называют ее одной из основоположниц русского модерна. Большинство знает Поленову именно благодаря иллюстрациям к сказкам. Ее опыт переняли знаменитые иллюстраторы - С. Малютин, Г. Нарбут, Д. Митрохин и И. Билибин. Сегодня работы Поленовой хранятся во многих музеях, в том числе и в Государственной Третьяковской галерее, Государственном русском музее, Государственном мемориальном историко-художественном музее, музее-заповеднике В. Д. Поленова.

Но иллюстрация - далеко не единственная сфера, где художница смогла реализовать себя. Поленова унаследовала от родителей таланты в разных областях: она писала портреты, пейзажи, исторические картины, занималась керамической живописью и создавала дизайн мебели. Несмотря на то, что в те времена женщины воспринимались скорее, как хранительницы очага, Поленова смогла занять достойное место и в художественной среде, и в истории модерна.

Елена Поленова родилась и выросла среди ученых и художников: ее мать Мария Александровна была художницей и писала детские рассказы, а отец Дмитрий Васильевич - был археологом и историком. Брат художницы - Василий Дмитриевич стал известным пейзажистом. Оба родителя активно занимались образованием детей: сначала самостоятельно, а потом стали нанимать учителей. Так Елена брала уроки у известного художника, выпускника Академии художеств Павла Чистякова, которого в шутку называли «всеобщим педагогом русских художников». В разное время он занимался с Серовым, Васнецовым, Врубелем, Суриковым и Репиным.

Елена в 14 лет поступила в рисовальную школу Общества поощрения художеств, а потом поехала на стажировку в Париж. Последнее было редкостью, а в случае Поленовой - первым случаем в истории образования. Позднее она писала брату: «Какой скандал, Вася, меня посылают в командировку за границу от О-ва поощрения. Я думаю, это первый пример в истории, по крайней мере в русской, чтобы особа нашего бабьего сословия получала поручение и отправляема была в командировку с целью изучения…».

В 1877 году началась русско-турецкая война - и 22-летняя Поленова, переехавшая в Киев, окончила курсы медсестер и занялась уходом на раненными. В то же время она влюбилась в профессора киевского университета А. С. Шклерявского. Чувства были взаимны, но семья была категорически против такого брака. Елена тяжело переживала разрыв с женихом - и решила сосредоточиться на работе.

В 1882 году Елена приезжает к брату и попала в кружок молодых и перспективных художников: так она познакомилась с Коровиным, Левитаном и Нестеровым. Это знакомство помогло Елене реализовать весь свой потенциал. Елена заинтересовалась декоративно-прикладным искусством: она рисовала эскизы и шила костюмы для театральных представлений, занималась керамикой и мебелью. В тот же период она познакомилась с меценатом Саввой Мамонтовым и стала частой гостьей в его усадьбе в Абрамцево. Именно Абрамцево Поленова встретилась с художником Виктором Васнецовым, который помог ей сформировать свой стиль и «дал толчок к уразумению древнерусской жизни». Елена вернулась в рисовальную школу Общества поощрения художеств и сразу пошла на два класса: акварельный и керамический.


В 1884 году Елена вместе со своей подругой Прасковьей Антиповой поехала в путешествие по России. Целью художницы было не много не мало - «выразить поэтический взгляд русского народа на русскую природу». Из поездки Поленова привезла целую серию этюдов на Волге и на Дону, а также пейзажи Кавказа и Крыма.

Поленова продолжала ездить в Абрамцево. Там она сдружилась с Елизаветой Мамонтовой - супругой мецената - и вместе они начали собирать основу музея народного искусства в Абрамцеве: вышивки, орнаменты и предметы быта. При музее было несколько мастерских, где эскизы Поленовой превращались в шкафы, буфеты, серванты, стулья, лавки и навесные полки. За десять лет работы в Абрамцево с 1885 по 1894 год Поленова выполнила порядка 100 проектов мебели.


Иллюстрации Елены Дмитриевны Поленовой

«Её занимало всё русское, национальное, народное. Как известно, не только её. Ибо это и было время, как бы сказали позднее,
«пробуждения национального сознания» в среде творческой интеллигенции, потребности возвращения к истокам чисто русской культуры.

Елена Дмитриевна, первая из русских художников обратила внимание, что русские дети растут на немецких и английских сказках.
Она с огорчением обнаружила, как писала В.В. Стасову, что «не знает ни одного детского издания, где бы иллюстрации передавали поэзию
и аромат древнерусского склада». И она решила попробовать себя в книжной иллюстрации для детей.»

Искусствовед, заслуженный работник культуры РФ Лидия Кудрявцева

Елена Дмитриевна Поленова (1850 — 1898) — сестра художника В.Д.Поленова, одна из первых русских художниц-иллюстраторов, график, живописец, мастер декоративно-прикладного искусства.

Елена Дмитриевна родилась в семье, все члены которой так или иначе были связаны с научным и художественным миром.

Отец Дмитрий Васильевич Поленов был уважаемым учёным, археологом, историком. А брат Василий Дмитриевич Поленов, как известно, прославленный живописец, замечательный пейзажист.

Мария Александровна Поленова, мать Елены Дмитриевны, была художницей и детской писательницей. Из её книги «Лето в Царском Селе» узнаёшь, как замечательно воспитывала она своих детей, уделяла внимание занятиям русской и мировой истории, подолгу и умно беседовала с ними, занималась рисованием. Дети не знали праздности.

Однако Елена Дмитриевна не была студенткой Академии Художеств, поскольку в те годы женщины к учёбе в высших учебных заведениях не допускались. Но она училась у замечательного русского художника и педагога П.П.Чистякова, позже у И.Н.Крамского и далее уже в Париже, в мастерской Ш.Шаплена.


«Пейзаж с воронами».1880-е.

В 1877-м Поленова поехала в Киев к сестре. Шла русско-турецкая война. Сёстры работали в госпитале, собирались открыть свою амбулаторию, ходили на женские медицинские курсы. Здесь же, в Киеве, Елена Дмитриевна влюбилась в талантливого врача, профессора киевского университета А.С.Шкляревского. Чувство было взаимным, но семья Елены Дмитриевны категорически возражала против этого брака и сделала всё, чтобы он не состоялся…

В результате этой личной трагедии Поленова, по воспоминаниям друзей, очень изменилась. Стала более замкнутой, холодной, как будто затаился на время маленький яркий огонёк в её душе.

Она решила оставшуюся жизнь посвятить общественной деятельности и занятиям искусством. Поступила в рисовальную школу при Обществе Поощрения Художеств (1878-1880). Училась сразу в двух классах: акварельном и керамическом.

На экзаменах была удостоена серебряных медалей (золотых в школе при ОПХ не давали) и — случай весьма необычный для того времени — получила предложение поехать на стажировку в Париж. «Какой скандал, Вася, — писала она брату, — меня посылают в командировку за границу от О-ва поощрения. Я думаю, это первый пример в истории, по крайней мере в русской, чтобы особа нашего бабьего сословия получала поручение и отправляема была в командировку с целью изучения и т.д.»


«На дворе зимой» 1886 г.

Приехав в 1882 году в Москву, Елена Дмитриевна вместе с братом В. Д. Поленовым оказалась в центре кружка талантливой молодежи, который составляли: К. А. Коровин, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, А. Я. Головин, С. В. Иванов, М. В. Якунчикова, И. С. Остроухов.

Тёплая, дружественная, творческая атмосфера, царившая в кружке, воскресила её от тяжёлого сна, в котором она жила после трагедии в личной жизни; разбудила дремавшие до этого времени силы художницы — вновь зажгла огонёк в её душе и жажду не только общественной работы, но и творчества.


«Заводь в Абрамцеве» 1888 г.

Поленова принимала активное участие в творческих вечерах кружка. Шила костюмы для театральных постановок. Подолгу гостила в имении Мамонтовых Абрамцево. Ходила на этюды вместе с Константином Коровиным.

Здесь же Поленова познакомилась и с Виктором Васнецовым. «Кто дал мне толчок к уразумению древнерусской жизни — так это Васнецов, — писала она Стасову, — у Васнецова я не учи-лась в прямом смысле слова, т.е. уроков у него не брала, но как-то набиралась около него понимания русского народного духа».

Это общение во многом определило народный дух её дальнейших творческих исканий. Стихийно сложившийся «абрамцевский художественный кружок» сыграл большую роль в развитии национальной художественной культуры, во многом определив особенности стиля модерн в России.


«Зверь (Змий)»

Не правда ли, в работе «Зверь» уже чувствуется влияние нового стиля модерн.

Всё больше увлекаясь русским народным искусством, Поленова вместе с Елизаветой Григорьевной Мамонтовой начала создавать в Абрамцеве музей народного искусства, собирая по деревням предметы быта, образцы ткачества, вышивки, зарисовывая орнаменты. Чтобы пополнить коллекцию, дамы даже ездили в специальные экспедиции за предметами быта по Ярославской, Владимирской и Ростовской губерниям.

Экспонаты коллекции служили образцами для столярно-резчицкой мастерской, управляемой Е. Д. Поленовой и Е. Г. Мамонтовой. С 1885 по 1894 год Елена Дмитриевна выполнила свыше 100 проектов мебели и предметов декоративно-прикладного искусства (мебель, расписные фарфоровые блюда).


Тарелочки «Времена года».

На навесных шкафчиках и полочках, стульях, лавках, изготовленных по проекту Поленовой, можно видеть, как она преображала мотивы пейзажа в орнамент и узор для резьбы.


Мебель по эскизам Е.Д. Поленовой. 1880-1885-е годы.

Елена Дмитриевна с увлечением создавала орнаменты для мебели и утвари по мотивам русских народных орнаментов. «…У нас условие: по возможности не прибегать к помощи изданий и вообще печатного материала. Например, не заимствовать форм и рисунков в памятниках общеизвестных или находящихся в открытых музеях… наша цель — подхватить ещё живущее народное творчество и дать ему возможность развернуться…», — писала художница.

У мастерской было много заказов, а в Москве был даже открыт специальный магазин.


Буфет в доме архитектора Кузнецова, выполненного по эскизам Поленовой.

Эта «способность к русскому стилю», внимательнейшее и кропотливое изучение русского народного искусства, «страсть к национальному складу» не могли не подвести художницу к знакомству с фольклором. Поленова заинтересовалась иллюстрированием сказок.


«Вы спрашиваете, как мне пришло в голову иллюстрировать «грибной поход». Я начала не с него, а с других сказочных сюжетов, заимствованных из сборника Афанасьева, по правде сказать, рисовала я их без определённой цели, потому что мне нравились мотивы русских сказок (я всегда любила русскую жизнь в её прошлом). Эти рисунки видели у меня кое-кто из приятелей, стали говорить об издании — мысль мне улыбнулась — я начала иллюстрировать афанасьевскую «Белую уточку».

Потом, когда сцены с человеческими фигурами показались мне однообразными, мне захотелось другого, и тогда я вспомнила «войну грибов» в той редакции, как я слышала её от своей бабушки в очень раннем детстве, редакцию с вариантом об волнушечьем монастыре, которого я потом нигде не встречала.

Так как издание предназначалось для детей, то я постаралась перенестись в то далёкое время, когда, слушая этот рассказ, я представляла себе в лесу миниатюрные посёлки, монастыри и города, выстроенные, так сказать, в грибном масштабе, в которых живут и действуют эти удивительные существа, так как в детском разумении гриб — это существо совсем живое и очень привлекательное…»


Иллюстрация к сказке «Война грибов»


Иллюстрация к сказке «Белая уточка».

Для иллюстрирования она брала не только уже опубликованные сказки из сборника Афанасьева, но и активно собирала сказки сама, ходя по окрестным деревням. В деревнях за художницей обычно шла вереница ребятишек. Чтобы «удержать их в спокойствии», она просила рассказывать ей сказки и тут же записывала текст.

«Избушку на курьих ножках» записал по просьбе художницы грамотный крестьянский мальчик, - «мастер сказки сказывать», как говорили о нём его товарищи. Слышал он эту сказку в своей же деревне.


Иллюстрация к сказке «Избушка на курьих ножках».

Здесь её ждало не одно открытие. Так, записав в глухой северной деревне текст народной сказки «Сынко-Филипко», рассказывающей о мальчике, вырезанном из чурбанчика и оживлённом любовью и теплом матери, она убедительно доказала, что данный сюжет является архетипическим для русской культуры, то есть не был заимствован из западноевропейских литературных источников.

Первые иллюстрации к сказкам Елена Дмитриевна сделала в 1886 году. С этого времени до конца своей жизни она не бросала любимого занятия. За двенадцать лет Поленова сделала иллюстрации более чем к двадцати русским народным сказкам и поговоркам.


Баня-теремок в Абрамцево. В ней находится очень оригинальная комната - «шкатулка». На стенах - иллюстрации Е.Д. Поленовой к «Сказке о Маше и Ване».

В последствии, такие мастера, как И.Билибин, С.Малютин, Г.Нарбут, Д.Митрохин, считали себя её учениками и последователями.

Поленова собиралась и дальше продолжать работу над сказками… Увы, её мечтам не суждено было осуществиться. В апреле 1896 года, когда она ехала на извозчике по крутому спуску к Трубной площади, пролётка налетела на рельсы конки и перевернулась. Поленова ударилась головой о мостовую, и её болезнь и смерть спустя два года были следствием этого удара. Потрясённый Василий Поленов писал: «Она неутомимо работала, можно сказать, всю свою жизнь и всё время шла вперёд, и вот, когда талант её развился и окреп, когда полная творческих замыслов она могла бы дать ещё много высокодаровитого и интересного, жестокая судьба её убивает…»

А.Н.Бенуа сказал уже после смерти Елены Дмитриевны: «Поленова заслужила себе вечную благодарность русского общества тем, что она первая из русских художников обратила внимание на самую художественную область в жизни - на детский мир, на его странную, глубоко поэтическую фантастику. Она нежный, чуткий и истинно добрый человек, проникла в этот замкнутый детский мир и угадала его своеобразную эстетику».via

Ну и я чуть добавлю что нравится --

«Иван-царевич и Жар-птица»
Эскиз адреса к 25-летию творческой деятельности М. М. Антокольского.
1896г.

тут есть--


http://vsdn.ru/museum/catalogue/?direction=&genre=&issearch=1&location=%25C3%25EE%25F1%25F3%25E4%25E0%25F0%25F1%25F2%25E2%25E5%25ED%25ED%25FB%25E9%20%25E8%25F1%25F2%25EE%25F0%25E8%25EA%25EE-%25F5%25F3%25E4%25EE%25E6%25E5%25F1%25F2%25E2%25E5%25ED%25ED%25FB%25E9%20%25E8%20%25EF%25F0%25E8%25F0%25EE%25E4%25ED%25FB%25E9%20%25EC%25F3%25E7%25E5%25E9-%25E7%25E0%25EF%25EE%25E2%25E5%25E4%25ED%25E8%25EA%20%25C2.%25C4.%20%25CF%25EE%25EB%25E5%25ED%25EE%25E2%25E0&pic_author=&pic_key=&pic_name=&type=