» »

Горький детство что понравилось. Сочинение по повести Горького "Детство". Анализ героев. На вольную жизнь

04.03.2020

Сочинение по повести Горького «Детство» школьники пишут в седьмом классе. В этой повести поднимается множество актуальных и по сей день проблем. Жизнь мальчика, так круто изменившаяся в один миг, заставляет читателя искренне сопереживать главному герою.

Судьба писателя

Всеми известный творец Максим Горький написал множество произведений, которые перечитывают не только учащиеся, но и взрослые люди. Но жизнь писателя складывалась непросто. Сочинение по повести Горького «Детство» должно начинаться с указания того, что она является автобиографической. Герои в ней не вымышленные, как в большинстве других произведений, а самые настоящие. А все потому, что Горький создавал это произведение по собственным воспоминаниям.

Когда он был совсем ребенком, его окружала любящая и дружная семья. Но отец писателя неожиданно умирает вследствие болезни. По этой причине бабушка мальчика забирает их с матерью в дом деда, которого он никогда не видел. Здесь-то и начинается новая жизнь ребенка, насыщенная и суровая.

Но он, постигнув все эти тяготы, не сдается. Впоследствии он даже смог получить образование. Благодаря своему увлечению - чтению книг, а также мастерству Горький становится писателем с мировым именем.

Отношения с бабушкой

Обязательным элементом в нашем сочинении станет характеристика героев. Детство (Горький написал повесть, уже будучи взрослым) стало настоящей школой жизни. Современные школьники вряд ли могут представить себе порядки и устои того времени.

В доме деда Каширина мальчик впервые столкнулся со злом. Враждовали все: и взрослые между собой, и дети. Но только бабушка, Акулина Ивановна, стала настоящим другом для мальчика. Она была смелая, сильная женщина, но и в то же время очень добрая и ласковая.

Мать Горького тяжело переживала смерть мужа и сына, которого родила преждевременно из-за стресса, поэтому ребенок практически не чувствовал ее любви и внимания. Бабушка же, наоборот, полюбила внука всем сердцем.

Сочинение по повести Горького «Детство» будет содержать подробную характеристику этой героини. Мальчик сравнивает ее с медведицей, потому что она такая же большая и мягкая. Всю дорогу, что они ехали на пароходе в Нижний Новгород, бабушка всячески развлекает внука сказками. Она понимает: по приезде домой их всех ждут трудности.

Благодаря ее любви и ласке мальчик легче переживает потерю семьи.

Характеристика героев

«Детство» (Горький отразил в повести свои воспоминания) поднимает такую проблему, как взаимоотношения окружающих. В доме деда Алеша впервые увидел, насколько склочны могут быть люди. Братья Яков и Михаил, являющиеся дядьями мальчика, все время враждовали между собой, деля приданое сестры.

Знакомство с дедушкой прошло совсем не так, как представлял себе наивный ребенок. Василий Каширин никогда не видел внука и много лет не общался с дочерью, потому как она вышла замуж без его согласия, за простого человека. Он мечтал отдать ее за какого-нибудь дворянина, чтобы она не жила в бедности. Но Варвара поступила по-своему, ослушавшись отца.

Впервые увидев деда, мальчик был разочарован. Он совсем не был ласковым, сек своих внуков за каждую провинность. Алеша же не знал, что такое побои. Здесь и ему пришлось ощутить на себе жестокое физическое наказание. Дед выпорол его так, что ребенок потерял сознание от боли. которого было и без того очень тяжелым, навсегда запомнит этот случай. Он смог простить деда, но забыть его жестокость не сумел.

Позднее Василий прикипает к ребенку всем сердцем, почти не бьет, обучает грамоте. Это очень помогло мальчику в дальнейшей жизни.

На вольную жизнь

Повесть «Детство» (Горький) по главам изучается на уроке литературы. С первой по восьмую мы наблюдаем, как привыкает Алеша к строгим дедушкиным правилам. Далее мы видим уже подросшего мальчика, который освоился в доме Кашириных и даже смог изучить грамоту. Дедушка продает свой дом и покупает другой. От скупости он принимает у себя постояльцев, которые платят за проживание. Бабушку он теперь не обеспечивает: ей приходится вязать кружева, чтобы прокормить себя и внука.

Варвара, мать Алеши, вышедшая замуж и уехавшая из отцовского дома, вновь возвращается. Снова ее семейная жизнь не сложилась, муж пьет и избивает ее.

Вскоре она умирает, и Алеша остается совсем сиротой.

После похорон матери дед отправляет ребенка из своего дома, считая, что он уже сам может выживать, зарабатывать на хлеб. Так начинается жизнь Горького «в людях»

Теперь вы без труда напишете сочинение по повести Горького «Детство». Это произведение оставит свой след в душе каждого читателя.

Взрослый человек, талантливый писатель М. Горький создает литературную трилогию, которая возвращает его и читателей в прошлое, в юные годы писателя.

Первой частью автобиографических повестей становится «Детство». На его страницах автор пытается понять, в чем же причины счастливой или несчастной жизни каждого человека.

Главным героем повести является маленький мальчик – . Его родной отец умирает, после чего, мальчишка с мамой переезжают в дом деда и бабушки. Именно они воспитывают Алешку, закладывают в нем основы жизни, влияют на формирование характера и мировоззрения.

Кроме них, поведение маленького героя зависит от общения и с другими родственниками, посторонними людьми, постояльцами.

Жизнь в семье деда нельзя назвать спокойной и счастливой. Первые годы жизни Алеши в доме Каширина были обеспеченными. Старик – купец имел деньги, был независим и богат. Однако, когда Ленька пошел в школу, ситуация резко изменилась. Каширины разорились. Мальчишке приходилось воровать дрова, собирать ветошь. За такие действия, его недолюбливали в школе. Случалось и так, что Леньке не могли купить книгу для занятия на уроках, поэтому, священник не пускал его в класс.

Кроме денежных проблем в доме Кашириных ощущалась жесткость и злоба. Дед постоянно избивал бабушку, внука. Наследники старика – его дети – постоянно враждовали, пытаясь поделить наследство.

Также, в свои юные годы, Алеша неоднократно узнал, что такое смерть. На его глазах не стало отца, родной матери, братьев и друга – . Детство мальчишки закончилось очень рано. В один момент, дед решил прогнать его из дома.

Особым человеком, который остался в памяти героя, стала его бабушка. Именно она привила мальчишке любовь к окружающим, доброту, нравственные принципы жизни и духовную красоту.

М. Горький замечает, что детство – это необычайно важная пора в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит становление личности, мировоззрения каждого из нас. Необычайно важно в этот период встретить доброго и светлого человека, на своем пути, который научит любить жизнь и все, что в ней происходит.

В повестях автобиографической трилогии «Детство», «В людях» (1913-1916) и «Мои университеты» (1925) М.Горький изображает героя, способного к духовному саморазвитию. Процесс формирования человека был новым в литературе. В известных произведениях о детских годах С.Аксакова, Л.Н.Толстого, А.Н.Толстого основное внимание уделялось изображению внутреннего мира ре-бенка. Исследователи горьковского творчества считают, что социальная природа героя трилогии, общность судьбы с народом отличают это произведение от других образцов автобиографического жанра.

Детство, изображенное Горьким, далеко не прекрас-ный период жизни. Это не только история души ребенка, но и русская жизнь в определенную эпоху. Герой «Детства» всматривается в эту жизнь, в окружающих людей, пытается понять истоки зла и враждебности, тянется к светлому. Сам писатель много видел и испытал в детстве. Он писал: «Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе: стоит; ибо это — живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной.

И есть другая, более положительная причина, побуж-дающая меня рисовать эти мерзости. Хотя они и противны, хотя и давят нас, до смерти расплющивая множество пре-красных душ, — русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душой, что преодолевает и преодолеет их».

Несмотря на то, что эти высказывания даны писателем лишь в 12-й главе, они являются ведущей нитью повести. Не в хронологическом порядке, последовательно и спокой-но движется повествование: картины, нарисованные писа-телем, возникают как результат наиболее сильных впечат-лений, оставшихся в сознании ребенка от столкновений с действительностью. Зная особенности детской психики, Горький показывает мрачное и трагическое в противопо-ставлении со светлым и радостным, что производит наибо-лее сильное впечатление на ребенка.

Так, на смену тяжелому впечатлению от картин траги-ческой смерти отца приходит ощущение счастья от близос-ти с необыкновенным человеком — бабушкой; картина нечеловеческой жестокости деда во время наказания детей соседствует с описанием задушевной беседы деда с Алешей; инквизиторским развлечениям дядьев противопоставлены добрые и остроумные забавы Цыганка.

Важно увидеть «тесный, душный круг жутких впечат-лений», в котором жил Алеша в семье Кашириных, как расширялись представления героя о нравах собственного мира за пределами дома деда. Огромное влияние на Алешу оказали те «прекрасные души», с которыми он встретился в доме деда и в окружающем мире и которые вселяли «надежду на возрождение... к жизни светлой, человечес-кой».

Особенность «Детства» состоит в том, что повествова-ние ведется от лица рассказчика. Такой характер изложе-ния не является новым, но сложность заключается в том, что изображаемое в повести видится и глазами ребенка, главного героя, находящегося в гуще событий, и глазами мудрого человека, расценивающего все с позиций большо-го жизненного опыта. Именно то обстоятельство, что рас-сказчик сохраняет в повести горячую непосредственность детского восприятия мира и в то же время дает глубокий социально-психологический анализ, позволяет сделать вывод о том, что Горький пытался вызвать отвращение к «мерзостям жизни» и привить любовь к душевно щедрому, стойкому и талантливому русскому народу.