» »

Холодная осень. Тема любви в рассказе “Холодная осень” Бунина Холодная осень тема любви

20.08.2021

Рассказ Ивана Бунина «Холодная осень» можно охватить одним взглядом, как картину, и в то же время его смысл глубже простого описания. Почему герой цитирует только первую строфу стихотворения? Почему героиня тридцать лет вспоминает один-единственный вечер? Предлагаем вашему вниманию опыт внимательного прочтения рассказа «Холодная осень».

Одичавшие дети - человеческие дети, которые росли в условиях крайней социальной изоляции - вне контакта с людьми с раннего возраста - и практически не испытывали заботы и любви со стороны другого человека, не имели опыта социального поведения и общения. Такие дети, оставленные родителями, воспитываются животными или живут в изоляции.

Если до изоляции от общества у детей были некоторые навыки социального поведения, процесс их реабилитации происходит значительно проще. Те, кто жил в обществе животных первые 3,5-6 лет жизни, практически не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведённые в последующем в обществе людей, где они получали достаточно заботы. Это лишний раз показывает, насколько важными для развития ребенка являются первые годы его жизни.

Эти дети не являются людьми. Если человек до шести лет не заговорил, то вряд ли он заговорит. То есть то, кто мы есть, - продукт нашей культуры, а культура - это то, что мы помним.

Человек не всегда может сформулировать то, о чём подумал. Существуют «предмысли» или эмоции, когда потом об этом прочитал и говоришь, что так и думал, но не мог сформулировать. Фактически это была «мысль-ребёнок», взрослой мысли ещё не было. А литература и искусство помогают находить форму для этой мысли.

Память по отношению к человеку слово не точное, особенно сейчас, когда с памятью прочно связано слово компьютер . Когда человек что-то запоминает, усваивает информацию, то память меняет его самого, а компьютер не меняется от того, что внесено в его память.

Про память думали очень многие великие писатели. Например, В.В. Набоков в произведении «Память, говори». Также Камю даёт повод для глубокого размышления. Герой его произведения «Посторонний» довольно долго находится в одиночной камере в тюрьме. Вот, что он почувствовал через определённое время:

«Да, пришлось перенести некоторые неприятности, но я не был очень уж несчастным. Важнее всего, скажу еще раз, было убить время. Но с тех пор как я научился вспоминать, я уже не скучал. Иногда я вспоминал свою спальню: воображал, как выхожу из одного угла и, пройдя по комнате, возвращаюсь обратно; я перебирал в уме всё, что встретил на своем пути. Вначале я быстро справлялся с этим. Но с каждым разом путешествие занимало всё больше времени. Я вспоминал не только шкаф, стол или полочку, но все вещи, находившиеся там, и каждую вещь рисовал себе во всех подробностях: цвет и материал, узор инкрустации, трещинку, выщербленный край. Всячески старался не потерять нить своей инвентаризации, не забыть ни одного предмета. Через несколько недель я уже мог часами описывать всё, что было в моей спальне. Чем больше я думал над этим, тем больше позабытых или находившихся в пренебрежении вещей всплывало в моей памяти. И тогда я понял, что человек, проживший на свете хотя бы один день, мог бы без труда провести в тюрьме сто лет. У него хватило бы воспоминаний для того, чтобы не скучать. В известном смысле это было благодетельно».

А. Камю. «Посторонний»

В рассказе «Холодная осень» можно как раз увидеть процесс оформления мысли и памяти. Главный герой цитирует стихи Фета:

«Одеваясь в прихожей, он продолжал что-то думать, с милой усмешкой вспомнил стихи Фета:

Какая холодная осень!

Надень свою шаль и капот…

- Не помню, кажется, так:

Смотри - меж чернеющих сосен

Как будто пожар восстаёт…»

И.А. Бунин. «Холодная осень»

Он помогает своей будущей жене сделать последний вечер их встречи настолько ярким и сильным, что она в конце жизни говорит:

«Но, вспоминая всё то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же всё-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер. Ужели он был когда-то? Всё-таки был. И это всё, что было в моей жизни - остальное ненужный сон».

И.А. Бунин. «Холодная осень»

Вспомните начало произведения:

«В июне того года он гостил у нас в имении - всегда считался у нас своим человеком: покойный отец его был другом и соседом моего отца. Пятнадцатого июня убили в Сараеве Фердинанда. Утром шестнадцатого привезли с почты газеты. Отец вышел из кабинета с московской вечерней газетой в руках в столовую, где он, мама и я еще сидели за чайным столом, и сказал:

- Ну, друзья мои, война! В Сараеве убит австрийский кронпринц. Это война!

На Петров день к нам съехалось много народу, - были именины отца, - и за обедом он был объявлен моим женихом. Но девятнадцатого июля Германия объявила России войну...

В сентябре он приехал к нам всего на сутки - проститься перед отъездом на фронт (все тогда думали, что война кончится скоро, и свадьба наша была отложена до весны). И вот настал наш прощальный вечер. После ужина подали, по обыкновению, самовар, и, посмотрев на запотевшие от его пара окна, отец сказал:

- Удивительно ранняя и холодная осень!

Мы в тот вечер сидели тихо, лишь изредка обменивались незначительными словами, преувеличенно спокойными, скрывая свои тайные мысли и чувства. С притворной простотой сказал отец и про осень. Я подошла к балконной двери и протерла стекло платком: в саду, на чёрном небе, ярко и остро сверкали чистые ледяные звёзды» .

И.А. Бунин. «Холодная осень»

Это рассказ о том, как стихи помогают увидеть красоту мира, как они создают настроение, как помогают прожить тяжёлые минуты.

Главный герой очень талантливый человек, он умеет видеть и проживать то, что нужно. Обратите внимание, что он цитирует только первую строфу стихотворения Фета. Возможно, вспомнил он вторую строфу, но процитировал первую. Потому что чувствуется, что его возлюбленная ещё не развернулась как человек, не успела полюбить, она ещё только в предчувствии тех эмоций, которые у неё возникнут. Он понимает, что она ещё не готова к этой любви. Он увидел её холодность, невключённость в настоящий момент. Поэтому он цитирует только первую строфу. А вторая звучит так:

«Сияние северной ночи

Я помню всегда близ тебя,

И светят фосфорные очи,

Да только не греют меня».

Герой, чувствуя свою избранницу, вспоминает вторую строфу, но, как человек деликатный, цитирует первую. Он предчувствует, что будет её единственным, ему не нужно спешить. Для их счастья пока достаточно и его любви. В её холодности он способен увидеть красоту.

У Бунина есть замечательные стихи:

О счастье мы всегда лишь вспоминаем,

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе лёгким белым краем

Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело,

Гул молотилки слышен в гумне…

Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

И.А. Бунин. «Вечер»

Герой рассказа понимает, как прочувствовать счастье, насладиться им.

Героиня говорит банальную вещь, а он угадывает её мысли по этой банальности:

«Я подумала: “А вдруг правда убьют? И неужели я все-таки забуду его в какой-то короткий срок - ведь всё в конце концов забывается?” И поспешно ответила, испугавшись своей мысли:

- Не говори так! Я не переживу твоей смерти!

Он, помолчав, медленно выговорил:

- Ну что ж, если убьют, я буду ждать тебя там. Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне».

И.А. Бунин. «Холодная осень»

О том, что кто-то не переживёт чьей-то смерти, обычно говорят тогда, когда не хотят общаться на эту важную для собеседника тему. Например, человек знает, что смертельно болен, и говорит, что скоро умрёт. Он хочет поговорить на эту тему, хоть она и тяжёлая. И часто близкие уходят от этого разговора, несмотря на то что нужна именно их поддержка.

В рассказе видим, что в силу молодости героиня не знает, как разговаривать на эту тему. Потом она сама говорит, что пережила утрату и жила дальше. Жизнь у неё долгая была, но он был для неё единственным - этот вечер. А вечер этот оформил сам герой своей цитатой, тем, что сказал:

«- Посмотри, как совсем особенно, по-осеннему светят окна дома. Буду жив, вечно буду помнить этот вечер…»

И.А. Бунин. «Холодная осень»

Обратите внимание на поэтичность его фразы.

Если представить, что он не оказался бы таким человеком, не цитировал бы Фета, не выражал чувства стихами, то не остался бы в её памяти этот вечер на всю жизнь. На этом примере хорошо видно, насколько литература важна, как она помогает.

Бунин, как и его героиня, умер в эмиграции.

Бунин очень тяжело переживал то, что случилось с Россией. Наверное, перед смертью мечтал соединиться там с ней, убитой в войнах:

«Разве можем мы забыть Родину? Может человек забыть Родину? Она - в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает».

И.А. Бунин

Родина

Под небом мертвенно-свинцовым

Угрюмо меркнет зимний день,

И нет конца лесам сосновым,

И далеко до деревень.

Один туман молочно-синий,

Как чья-то кроткая печаль,

Над этой снежною пустыней

Смягчает сумрачную даль.

И.А. Бунин

Заметьте: в рассказе нет имен действующих лиц. Есть только имя герцога Фердинанда. По-настоящему близкие люди живут для нас без имени, нам не нужно их называть. Они просто занимают какую-то часть нас.

Стоить заметить, что главное слово в рассказе - душа . Можно даже уловить отсылку к пушкинской Татьяне:

«Татьяна перед окнами стояла,

На стекла хладные дыша,

Задумавшись, моя душа,

Прелестным пальчиком писала

На отуманенном окне

Заветный вензель О да Е».

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

А о том, что случилось с главной героиней в тот вечер холодной осенью, Бунин явно говорит в другом своём рассказе:

«Никого, однако, не было, и я стояла, дрожа от волнения и вслушиваясь в мелкий, сонный лепет осин. Потом села на сырую скамью… Я ещё чего-то ждала, порою быстро взглядывала в сумрак рассвета… И ещё долго близкое и неуловимое веяние счастья чувствовалось вокруг меня, - то страшное и большое, что в тот или иной момент встречает всех нас на пороге жизни. Оно вдруг коснулось меня - и, может быть, сделало именно то, что нужно было сделать: коснуться и уйти. Помню, что все те нежные слова, которые были в моей душе, вызвали наконец на мои глаза слезы. Прислонясь к стволу сырого тополя, я ловила, как чье-то утешение, слабо возникающий и замирающий лепет листьев и была счастлива своими беззвучными слезами…»

И.А. Бунин. «Заря всю ночь»

Рассказ «Холодная осень» учит вниманию к миру, способности видеть важное в том, что нас окружает. Но и сам он требует внимательного прочтения. Когда автор пишет произведение и цитирует в нём других авторов, он подразумевает, что читатель знает цитируемое произведение в полном объёме. В эпоху интернета довольно легко найти, что именно цитировал автор, когда бы он это ни написал.

Этот рассказ учит внимательному и бережному отношению к своей жизни. Потому как то, что случается с человеком, превращается в его воспоминания и меняет его, делает другим человеком.

Наиболее подробно о свойствах памяти описано в известном произведении Пруста, в котором воспоминания, способность помнить поставлены на одно из первых мест:

«И вдруг воспоминание ожило. То был вкус кусочка бисквита, которым в Комбре каждое воскресное утро (по воскресеньям я до начала мессы не выходил из дому) угощала меня, размочив его в чаю или в липовом цвету, тетя Леония, когда я приходил к ней поздороваться. Самый вид бисквитика ничего не пробуждал во мне до тех пор, пока я его не попробовал; быть может, оттого, что я потом часто видел это пирожное на полках кондитерских, но не ел, его образ покинул Комбре и слился с более свежими впечатлениями; быть может, оттого, что ни одно из воспоминаний, давным-давно выпавших из памяти, не воскресало, все они рассыпались; формы - в том числе пирожные-раковинки, каждой своей строгой и благочестивой складочкой будившие остро чувственное восприятие, - погибли или, погружённые в сон, утратили способность распространяться, благодаря которой они могли бы достигнуть сознания. Но когда от далёкого прошлого ничего уже не осталось, когда живые существа перемёрли, а вещи разрушились, только запах и вкус, более хрупкие, но зато более живучие, более невещественные, более стойкие, более надёжные, долго ещё, подобно душам умерших, напоминают о себе, надеются, ждут, и они, эти еле ощутимые крохотки, среди развалин несут на себе, не сгибаясь, огромное здание воспоминанья».

М. Пруст. «По направлению к Свану»

Иногда воспоминание пытается всплыть в памяти, но у него это не получается, а какая-то мелочь помогает вспомнить сразу всё.

Рассказы Ивана Бунина всегда отличались проникновенностью и своеобразной тонкостью повествования. Это произведение - рассказ женщины, которая описывает свою жизнь. В частности, она описывает один вечер своей молодости, когда она чувствовала себя почти счастливой и ярко проживала каждый момент.

Сюжет рассказа прост - главная героиня повествует о начале Первой Мировой войны и о знаковом вечере, который навсегда остался в её памяти. Далее она рассказывает о том, что было дальше, о лишениях, о смерти, о миграции. Но, подводя некий итог своей жизни, она всякий раз возвращается к холодной осени 14-го года. Тогда вся семья её была жива, а чувства с ныне погибшим женихом только разгорались. Композиция рассказа и построена на факте возвращения повествования в прошлое.

В рассказе все действующие лица прописаны не очень подробно. Известно, что у девушки, влюблённой в будущего солдата, есть отец и мать, много родни. Так же позже, после смерти последних, появляется сварливая московская торговка, новый муж, девочка, которая забывает доброту женщины. Все эти сумбурные события, лица были и прошли. Но, кажется, что лишь тот холодный осенний вечер, любимый жених и родители остаются в душе у героини.

Отношение писателя к этой женщине по-отечески тёплое. Он понимает её мысли, её боль. Он знает, что война и революция сломали личное счастье многих, и пишет об одной из жертв эту самую историю.
Бунин использует изобразительно- выразительные средства. Среди них эпитеты - «ранняя», «холодная»- отображающие осень, олицетворение – «светят окна дома», метафоры- «сучья, осыпанные звёздами». Все средства создают в произведении особую, мягкую атмосферу. Любовь девушки и её жениха, тишина прекрасного вечера, мерцание звёзд, вечность…

Это - рассказ - воспоминание. Воспоминание сквозь сон всей жизни, как выразилась в тексте сама героиня. Дорогая сердцу ностальгия живёт в её памяти и сердце навсегда. Ивану Бунину присуще такое тонкое понимание душевной организации людей. В особенности эта его работа глубока с психологической точки зрения. Небольшой по размеру, рассказ вбирает в себя трагедию одной нежной души. Её простое счастье украло противостояние держав и гонка оружия. А ведь как много тех, кто лишь хочет жить в спокойствии и ценить каждый момент жизни, как героиня ценила тот прохладный вечер осени.

Анализ произведения Холодная осень Бунина

Произведение под названием «Холодная осень» написано Буниным в 1944 году в мае. Оно также входит в авторский цикл «Темные аллеи». Сюжет произведения достаточно объемный, и значительный.

Жанр произведения: рассказ. Пусть это и всего лишь рассказ, но он вмещает в себя столько информации, а также, эмоций, что его можно было бы посчитать целым романом. В самом рассказе события как бы растягиваются на целых тридцать лет. Если кратко описать события, которые происходят в самом сюжете, то становиться ясно, что два главных героя – влюбляются, после чего, они естественно, хотят пожениться и жить вместе, растить детей и создавать крепкую семью. Но вмешивается одно событие, которое портит красивую картину дружной семьи и любви героев. Ведь дело в том, что была объявлена война. Что означает, что главному герою, парню, придется идти на войну. А перед этим, когда еще никто ничего не подозревает, происходит важное событие для молодых – помолвка, которая совпадает с именинами ее отца. В тот самый момент, когда объявлена помолвка – объявляют войну. Это означает, что событие радостное – придется отложить.

Бунин показывает, как горько девушке, да и парню тоже. Но оба держатся, не показывая своего разочарования и страха перед предстоящими событиями. Кроме того, автор в самом рассказе никак не называет героев своих. И это довольно обычно для данного автора, ведь он считает важным не само то, как зовут героев главных или второстепенных, а саму суть и мысль, вложенную в это произведение. Также, совсем отсутствуют портретные характеристики, что тоже характеризирует Бунина, как писателя. Он просто описывает события, и читатель уже сам видит по действиям героев, что они собой представляют, как личность. Это всегда интересно, так как чтение между строк развивает человека, давая ему возможность учиться понимать людей.

Бунин смог описать своих героев, как очень реалистичных людей, он не добавлял каких-то слишком красочных деталей в их описания или же в сам сюжет. Все выглядит очень натурально и реалистично, что воспринимается хорошо. Но в его произведении присутствует множество красивых, почти не значительных на вид, деталей, которые тем не менее, делают рассказ очень интересным и красочным по эмоциям. Например: «блестящие от слез глаза», «очки», «папироса» и другие. Именно этим деталям, как иногда кажется, придается даже слишком много внимания, чем самим героям в их описании, которое очень скупое.

Если все же попытаться описать главных героев, то можно найти все-таки, прочитав только целый рассказ, что парень – умен, деликатен и смелый очень. Его девушка – также умна и красива. Кроме того, оба очень гордые, и не слишком сильно показывают свои чувства, тем более, на людях.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Великая Отечественная война в литературе 20 века

    При произношении одних лишь слов «Великая Отечественная война» мне сразу представляется бой и сражения за свою родину, прошло много лет, но та боль всё еще в душе и сердцах людей, которые потеряли родных в те времена

  • Анализ произведения Ромео и Джульетта Шекспира 8 класс

    «Ромео и Джульетта по праву является шедевром мировой литературы. Пьеса, написанная в далеком 1595 году, не теряет своей актуальности и у наших современников. Даже те, кто никогда не держал томик пьес Шекспира в руках, знают суть произведения.

  • В парке растёт много разных деревьев. Осенью все листья становятся красными, жёлтыми и коричневыми. Некоторые ещё остаются зелеными. Все деревья яркие, разноцветные. Это так красиво! Часть листьев падает на землю.

  • Сочинение Летний день

    Летом утро наступает особенно быстро, радостное, круглое, упитанное солнце спешит скорее выкатиться из-за горизонта, чтобы к обеду успеть как следует нагреть звенящий от теплоты воздух. Просыпаться ранним летним утро

  • Сочинение Мое любимое дерево (Береза, дуб, яблоня)

    Берёза - символ нашей страны. Красота её белого ствола с чёрными полосами, шелестящие сердцевидные листья, колеблющиеся на ветру «серёжки» с давних пор завораживали русских людей

Лидия Ивановна НОРИНА - заслуженный учитель РФ, учитель гимназии № 10 г. Новосибирска.

Я обречён познать тоску…

Анализ рассказа И.А. Бунина «Холодная осень»

А нализ рассказа следует начать с достаточно традиционной, но действенной формы - чтения учителем самого текста. Как известно, преподаватель, читающий вслух, становится первым интерпретатором произведения, расставляет с помощью голоса и интонации его смысловые акценты. Бунинский рассказ небольшой по объёму, и чтение его в начале урока тем более целесообразно, что не занимает много времени.

Следующий этап урока - “слово учителя”, необходимо и как вступление, и как напоминание ученикам о главных темах бунинской прозы (лекция по творчеству писателя и анализ стихотворений уже проводились ранее).

Сам анализ текста целесообразно начать с выделения в рассказе базовых мотивов и художественных приёмов. На доске предварительно выписаны эти моменты.

Фабула и персонажи.

Хронотоп: бытийное и бытовое пространство и время, реальное и космическое.

Цветопись и “тактильность” текста.

Мотивы (любви, смерти, памяти, жизни).

Дома ученики должны были найти в тексте проявления этих мотивов и выписать как можно больше примеров на каждый из пунктов. По ходу урока схема на доске будет расширяться и дополняться сделанными на уроке наблюдениями. Учителю необходимо подчеркнуть принципиальную последовательность зафиксированных на доске тем.

Первый вопрос учителя звучит так:

- Какова фабула рассказа? Изложите её в нескольких предложениях.

Есть некий он, есть она - они любят друг друга; должна была состояться свадьба. Девушка очень боится потерять его. Он убит на войне. И потом всю свою жизнь (тридцать лет) она сохраняет память об одном-единственном вечере - их самой счастливой встрече.

Необходимо начать с того, что лежит на поверхности текста, что может воспринять любое обыденное сознание. Ученики выясняют, что фабула слишком проста, значит, смысл нужно искать глубже.

Если школьники не обратят внимания на важную черту бунинской любовной прозы - отсут­ствие у героев имён, обозначение их только местоимениями (особый приём Бунина, подчёркивающий обобщённость судеб людей, трагедию всех), можно задать провокационный вопрос: почему при пересказе фабулы вы постоянно делаете “речевую ошибку” - повторяете местоимения “он” и “она”?

От обыденного уровня восприятия текста переходим к работе с художественными категориями.

Любой художественный текст, как вам известно, соотносится с универсальными категориями - пространством и временем, которые в тексте приобретают значение символическое. Как “сконструировано” данное произведение, какие хронотопы мы можем выделить и как они связаны друг с другом?

Один из учеников составляет схему, а остальные комментируют текст. Постепенно вырисовывается такая картина.

  • Дом как храм и оберег и последующее его разрушение; соответственно жизнь как путь и скитание.
  • Путь как жизненный путь одного человека и как исторический вектор России начала XX века.
  • Наконец, дом, лишённый пространственных границ, дом, находящийся за пределами земного мира. Это то пространство, куда стремится героиня к своему возлюбленному, это движение к бессмертию: “И я верю, горячо верю: где-то там он ждёт меня - с той же любовью и молодостью, как в тот вечер ”. “Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне …” “Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду”. Вместе с учениками учитель отмечает ключевые слова фрагмента: “где-то там” , “тот вечер” , “ко мне” . Таким образом, Бунин переводит пространство земное в пространство космическое, время линейное во время вечное.

· Время как мгновение (жизнь человеческая) и как вечность. Вечность у Бунина всегда циклична и неуничтожима. Так, героиня говорит в конце рассказа про единственный их вечер: “И это всё, что было в моей жизни - остальное ненужный сон”. Учитель обращает внимание старшеклассников на слова “сон” и “ненужный”.

- Почему жизнь названа сном?

Мотив жизни как сна (в буддистском понимании) вообще свойственен бунинской поэтике. Жизнь - это иллюзия, но иллюзия горестная и трагическая.

- Кто виноват в этой трагедии? Война? Революция? Бог? Неправильное социальное устройство?

Бунин внесоциален, поэтому и война, и революция, и история для него лишь частные проявления мирового зла, которое неуничтожимо. Весь рассказ - это попытка писателя понять и осмыслить, как мировое зло отражается на судьбе отдельного человека. Опять вспомним: у героев нет имён, и это подтверждение тому, что разные человеческие судьбы одинаковы, что человек является игрушкой в руках рока.

Затем учитель акцентирует внимание старшеклассников ещё на одном важном временном аспекте произведения:

- Обратим внимание, что весь рассказ написан как воспоминание героини о прошлом. Какой мотив в связи с таким построением художественного времени проявляется в тексте?

Память. В мировом хаосе она является спасением от забвения. Память, по Бунину, не менее, а более реальна, чем поток действительности. Она всегда связана с культурой, которая есть сохранение всего того, что уходит в небытие.

Преподаватель может прочитать ряд стихотворений Осипа Мандельштама (например, из цикла «Камень»), в которых наиболее ярко проявляется так называемая “культурная память” - особого рода поэтическая категория, служившая Мандельштаму основой его отношения к ценностям культуры. Такое обращение к “чужому” голосу позволит проложить пути к изучению поэтики акмеизма, а также сравнить “две памяти” великих художников слова.

- Какие художественные средства использует Бунин, чтобы подчеркнуть реальность памяти и ирреальность действительности? Как известно, Бунин - мастер описания тонких человеческих ощущений и состояний природы. И в этом он близок к импрессионизму.

Прежде всего цветопись, светопись и “тактильность”. Также в произведении мы видим прямое включение стихотворной цитаты. Что касается импрессионизма, то герой в рассказе словно намеренно читает своей возлюбленной стихотворение Фета, так как именно в творчестве Фета много импрессионистических черт.

- Поработаем с этими категориями: назовите основные цвета, описания физических ощущений героев и определите значения цитируемых героем строчек Фета в контексте рассказа (один ученик на доске выписывает слова: “цвет”, “тактильность”, “интертекст”).

Цвет и свет. Ученики называют слова, обозначающие цвета, и дают их символическую интерпретацию, используя «Словарь символов»: “чёрное”, “блестящее”, “красное”, “солнечное”, “минерально-блестящие звёзды”, “сверкающее солнце”. Чёрный цвет - трагедия человека, предчувствие беды. Красный - цвет крови и также трагедии, цвет, знаменующий будущую катастрофу. Золотой (осень) связан с природой. Сочетаясь, цвета подчёркивают неразрывную связь человеческих ощущений с природным началом. Школьники отмечают, что эпитет “блестящие” (“светящиеся”, “сверкающие”) объединяет такие художественные детали, как звёзды (“блестящие звёзды”), окна дома (“как… по-осеннему светят окна дома”), глаза героини (“как блестят глаза”) и делают вывод о единстве всего в мире: природы, человека, неодушевлённых объектов (дом).

Много слов в рассказе посвящено ощущениям героев. Уже само название - «Холодная осень» - обозначение не только холодного времени года, но и метафорически - холода этого мира по отношению к человеку, всё того же мирового зла. Старше­классники называют слова и словосочетания, связанные с темой холода: “запотевшие от пара окна”, “удивительно ранняя и холодная осень”, “протёрла стекло платком”, “ледяные звёзды”, “сверкающий изморозью”.

Что же касается Фета, то это и символ русской дореволюционной старины, и поэтическое осмысление природы, и наконец, приятие смерти, вечности. У Фета не замерзание и умирание, а вечное грандиозное движение по кругу; недаром в стихо­творении употреблено слово “пожар” - антитеза холодному и ледяному миру.

- Какие ещё традиционные мотивы встречаются в тексте?

Любовь и смерть. Любовь, по Бунину, тоже прикосновение к вечности, а не путь к земному счастью, в художественном мире Бунина не найти счаст­ливой любви. Любовь у Бунина вне законов времени и пространства, и поэтому смерть не только не уничтожает любви, но является продолжением её в вечности. Несмотря на кратковременность любви, она всё равно остаётся вечной - она неуничтожима в памяти героини именно потому, что мимолётна в жизни. Неслучайно рассказ заканчивается мотивом любви: “Но, вспоминая всё то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же всё-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер”.

Заканчивая анализ рассказа, отметим, что его финал открыт для дальнейших интерпретаций. Поэтому в качестве домашнего задания дадим небольшое сочинение-эссе, темой которого станут слова героини в конце рассказа: «И это всё, что было в моей жизни - остальное ненужный сон».

Подготовка к рецензии на рассказ Бунина «Холодная осень».

Это произведение из цикла «Темные аллеи» написано в мае 1944 года. Сюжет как таковой сложно увидеть: один вечер и спрессованные события длиной в 30 лет. Конфликт данного рассказа: любовь героев и препятствия на их пути. Здесь любовь – смерть. Завязка конфликта любви и смерти происходит тогда, когда прозвучало слово «война» за чайным столом. Развитие – помолвка героев, которая совпадает с именинами отца. Объявлена помолвка – объявлена война. Наступает прощальный вечер, герой приходит проститься, свадьба отложена на весну (герои не ожидают, что война продлится долго). Кульминация рассказа – слова героя: «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне». Развязка – героиня пронесла через 30 лет свою любовь, она воспринимает смерть как скорую встречу с любимым.

Типичным для рассказов Бунина является то, что у героев нет имен. По местоимениям ОН и ОНА подразумеваются судьбы многих. В рассказе нет портретных характеристик (кому бы как не героине описать своего возлюбленного, но этого нет). Кроме этого рассказ насыщен деталями: «блестящие от слез глаза» (у героини), «очки» (у мамы), «газета», «папироса» (у отца)- что характерно для рассказов Бунина.

Центральный эпизод рассказа – прощальный вечер. Каждый из героев в этот момент бережет чувства другого. Все внешне спокойны. Маска спокойствия исчезает в момент прощания в саду.

Характер главного героя Бунин раскрывает через его речь: этот молодой человек образован, деликатен, заботлив. Героиня в изображении Бунина инфантильна. В момент прощания ОН читает стихи Фета (текст которых искажен), для того чтобы эмоционально подкрепить общую атмосферу. Героиня же ничего не смыслит в поэзии. В данной ситуации ей не до нее: еще несколько минут и они расстанутся.

В данном рассказе совпадает сюжетная канва, проблематика, кратковременность любви, но в то же время он не похож ни на один из рассказов цикла «Темные аллеи»: в 22 рассказах повествование ведется от безличного лица и только в « Холодной осени» повествование ведет героиня.

Обращают на себя внимание даты, среди которых можно отметить точные даты – 1914(историческая схожесть – убийство Фердинанда), тот год- перифраза, некоторые даты - можно только догадаться о них(автор не упоминает ничего о 1917, годах Гражданской войны).

Рассказ можно разбить на 2 композиционные части: до гибели и после гибели героя.

ВРЕМЯ

Художественное время летит с катастрофической быстротой, как карусель событий.

Художественное пространство

Действующие лица

Близких, родных нет. Воспитываемая девочка далека от героини рассказа («стала совсем француженкой»).

Героиня - наивная девочка.

Она потеряла все, но сохранила себя: его завещание – это ее хождение по мукам, о которых она говорит спокойно, равнодушно; ей не более 50 лет, но ее голос звучит как голос старой женщины, потому что все осталось там, в прошлом .

Художественные детали

Дом, лампа, самовар (уют)

Очки, газета (принадлежат любимым людям)

Шелковый мешочек, золотой образок (символизирует настоящее)

Накидка (желание обнять)

Подвал, угол Арбата и рынка (вся Россия превратилась в рынок)

Деталей, связанных с любимыми людьми нет.

Золотой шнурок, которым перевязаны конфеты, атласная бумага – символы ненастоящей жизни, мишуры.

Лапти, зипун – судьбы миллионов.

Вывод: ДО – защищенность, ПОСЛЕ – вселенское одиночество.

Мотив памяти звучит от начала и до конца рассказа. Память – единственная возможность сохранить черты любимого, но в то же время память для героини – долг: «Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду».

В рассказе «Холодная осень» показана не только гибель героя, но и гибель России, которую мы потеряли. Бунин заставляет читателя задуматься, как же рано на души героев пал тот ужас, который им стоило пережить.

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ

Морозова Елена Ивановна, МОАУ СОШ № 5

Языковые средства выразительности в художественном тексте (на примере рассказа И.А.Бунина «Холодная осень»)

Цели:

Совершенствовать навыки анализа художественного произведения, обращая внимание на особенности стиля Бунина;

Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения;

Выяснить, как речевые средства работают на выражение авторской идеи.

Методы: аналитическая беседа; анализ.

Эпиграфы:

Чем лучше, чем глубже человек знает язык, тем богаче, глубже и точнее

будут выражены его мысли. Богатство языка - это богатство мыслей.

М.Исаковский.

Нет слова, которое было бы так замашисто,

бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

Н.В.Гоголь.

«...неуловимая художественная точность, изумительная изобразительность,...как же всё-таки обойтись в музыке без звуков, в живописи без красок изображения.... предметов, а в словесности без слова, вещи, как известно, но совсем бесплотной»

И.А. Бунин


1.. На фоне «музыки П. И. Чайковского «Сладкая грёза» (ученица читает 1 -ю часть рассказа.)

Учитель. Давно и прочно утвердилось мнение о Бунине, как об одном из величайших стилистов в русской литературе. В его творчестве ярко проявились те черты русской литературы, которые сам писатель считал «драгоценнейшими» - неуловимая художественная точность, изумительная изобразительность,...как же всё-таки обойтись в музыке без звуков, в живописи без красок и без изображения, а в словесности без слова, вещи, как известно, не совсем бесплотной.

Именно изобразительность считал Бунин отличительным признаком подлинно - художественного произведения.

Именно о выразительности бунинского слова, о языковых средствах пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

4.0братимся к эпиграфам. Прочитаем эпиграфы.

- Какова основная мысль этих высказываний? Запишите тему урока, выберите эпиграф.

- О чём рассказ?( 0 любви.)

- Что вы знаете об истории написания, времени?

( Рассказ был написан в 1944 году. Входит в цикл «Тёмные аллеи».Этот цикл

является центральным в творчестве Бунина. Примечательно, что все рассказыэтого цикла о любви. Все 38 новелл объединены одной темой – темой любви.Любовь делает жизнь бунинских героев значительной.

- Обратимся к названию рассказа.

( Это неточное воспроизведение строчки фетовского стихотворения без

названия.)

Ученик читает стихотворение.

Какая холодная осень!

Надень свою шаль и капот;

Смотри: из-за дремлющих сосен

Как будто пожар восстает.

Сияние северной ночи

Я помню всегда близ тебя,

И светят фосфорные очи,

Да только не греют меня.

- Если рассказ о любви, то почему Бунин не назвал его иначе, не связал

название со словом «любовь»?

( Название рассказа - метафора одиночества немолодой уже героини («осень

жизни»), но в то же время - это желанная для неё пора, идеальная ситуация:

возвращение в осень 1914 года, уход в вечность.

Найдите в тексте подтверждение этому.. . .да, а что же всё-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный вечер.

.. . И это всё, что было в моей жизни,- остальное ненужный сон.)

- Докажите теперь своими словами, что всё остальное ненужный сон.

Грустным рефреном, повторяющейся фразой, звучат слова жениха героини «Ты поживи, порадуйся...» И мы видим, что живёт героиня всего один вечер.

- Какова композиция рассказа?

Экспозиция около полутора месяцев: первая половина июня до 19 июля 1913г.Показываются события, прдшествующие завязке.

Основная часть Вечер в сентябре, утро отъезда героя(пауза- ме-

сяц). Смерть героя - его уход из жизни и «прерывание» жизни героини.

Финал тридцать лет тягостного существования героини.

Возвращение из фабульного настоящего (1944г.) к «началу» - воспоминание о Ницце 1912г.

Обратимся к экспозиции.

- Что в начале рассказа показалось вам странным?

( Бунин умышленно не называет имена героев.)

- В первой части рассказа, так же, как и во всём рассказе автор использует

реалии. Найдите их.

( Начало войны, .. .жила в Москве, уехала в Екатеринодар, отплыли из

Новороссийска в Турцию...Болгария, Сербия, Чехия, Бельгия, Париж,

Ницца...)

-Можно провести параллель между героиней и самим писателем, на

долю которого выпало немало лишений: скитания, потеря родины, тоска.

- Найдите ещё реалии .(Война с Германией, убийство Фердинанда...)

Ученик. В рассказе слово война несёт тревогу. Хотя мы не видим военных

действий, но события диктуют нам ещё одну тему - тему мировой войны.

Масштабов войны нет, но её разрушительная сила ощутима.

Подтвердите текстом. (.. .приехал всего на сутки - проститься перед

отъездом на фронт, настал наш прощальный вечер; Если меня убьют...,

Убили его через месяц...)

Назовите языковые средства в 1-й части рассказа.

Учащиеся находят выразительные средства, делают вывод.

( Для языка Бунина характерен устойчивый характер троп. Хрустальный звон, конфетное лицо, траурный. В рассказе это роковой мешочек, тайные мысли, прощальный вечер, шоколадный магазин. На основе использования драгоценных камней и самоцветов, слов серебро, золото - осыпанные блестящими звёздами, как блестят глаза! Золотой образок, сверкающей изморозью, ручками с серебряными ноготочками, золотыми шнурочками.)

Для данного рассказа характерно использование образных средств для обозначения «вещного мира», мира ощущений, создающих план вечного. (Подтвердите это текстом.)

(Мы в этот вечер сидели тихо..., скрывая свои тайные мысли и чувства; Ну что же, если убьют, я буду ждать тебя там... .. .где-то там он ждёт меня с той же любовью и молодостью.

-Да, эти образы взаимодействуют с образами вечного мира, бытия, непостижимого человеку.

Для того, чтобы убедиться, что для многих бунинских произведений характерен образ мира вечного, давайте сравним стихотворение «В окошко из тёмной каюты...» и рассказ «Холодная осень».

Одно только звёздное небо,

Один небосвод недвижим,

Спокойный и благостный, чуждый Всему, что так мрачно под ним.

«.. .В саду, на чёрном небе, ярко...

«Потом стали обозначаться в свет-

леющем небе чёрные сучья, осы- панные минерально блестящими

звёздами.»

В рассказе божественное великолепие мира противопоставляется хаосу, беспощадной власти рока. Используются повторы(Если меня убьют. . .А вдруг правда убьют? Ну что же, если убьют...

-Какая связь между 1 и 2-й частью рассказа?

(2- я часть начинается словом убили. Т.е. власть рока беспощадна.)

-Назовите эпитеты, подтверждающие это. (холодный, чёрный, равнодушный)

1. Анализируя природу и человека, мы говорим, что пейзаж повторяет состояние лирического героя. Подтвердите это текстом.

(Удивительно ранняя и холодная осень. - Тебе не холодно? Холод, холодный вечер ассоциируется с холодом в душах героев, предчувствием беды. Зимний вечер - смерть возлюбленного.

Многообразие оттенков фиксируется при помощи эпитетов, сочетанием наречий с прилагательными (цветовые наречия). Найдите их .

Чистые ледяные звёзды, жаркая лампа, осенняя прелесть, минерально блестящие звёзды, по-осеннему.

Учитель.Рассказ построен на ассоциативных связях настоящего и прошлого, следовательно, он имеет пространственно - временную перспективу. Особенность её в том, что в эмоционально - оценочном плане настоящее и прошлое окрашены общим тоном взволнованности .(Могла ли я думать в те счастливые дни, чем некогда она(Ницца) станет для меня!). Героиня погружена в себя - в её внутреннем мире одинаково уживается прошлое и настоящее, одинаково живо переживаемое сейчас и тогда. Представление о стиле Бунина было бы далеко не полным, если бы мы ограничились только характеристикой образных средств. Ведь Бунин - один из тончайших русских стилистов.

- Итак, сделаем вывод о том, какие выразительные средства языка, какие приёмы использует И.А.Бунин.


Арсенал изобразительно-выразительных средств языка в рассказе «Холодная осень» исключительно богат и разнообразен. Здесь и тропы, и стилистические фигуры, призванные украшать речь, делать ее точной, ясной, выразительной, таящий в себе несметные сокровища, ценности. Но он раскрывает свои богатства лишь перед теми, кто питает истинную любовь к языку, к слову.

Звучит музыка. «Сладкая греза».

Домашнее задание. Написать рецензию на рассказ «Холодная осень».

Примерный план рецензии:

1. Дата выхода произведения в свет (когда оно было написано или опубликовано). 2. История создания, замысел произведения. 3. Жанровое своеобразие произведения. 4. Сюжет и композиция произведения (о чем это произведение, назовите его основные события, отметьте завязку, кульминацию, развязку, роль эпилога и эпиграфа (если есть). 5. Тематика (о чем говорится в произведении), какие темы затронуты в произведении. 6. Проблематика (какие проблемы, вопросы) затрагиваются в произведении, важны ли они, почему именно их рассматривает автор. 7. Характеристика основных художественных образов (имена, яркие особенности внешности, социальное положение, жизненная философия, взгляды на мир, отношения с другими героями, переживания, эмоции, какая проблема/проблемы связана с этим героем). 8. Идея и пафос произведения (что хотел сказать автор, его взгляд автора на затронутые проблемы, к чему он призывает). 9. Место произведения в творчестве писателя (важно ли это произведение для понимания творчества писателя, отражает ли оно основные темы и проблемы в его творчестве, можно ли по этому произведению судить о стиле писателя, о его мировоззрении). 10. Место произведения в истории литературы (является ли это произведение значимым для русской литературы и мировой литературы, почему). 11. Ваше впечатление от произведения (понравилось / не понравилось, почему).