» »

В чем видел куприн истинный смысл любви. Сочинение на тему «Любовь в творчестве Куприна. «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире» по повести «Гранатовый браслет»

23.06.2020

А.И. Куприн – певец возвышенного чувства. Автор нашёл особые условия, позволившие ему создать романтизированные образы женщин и их идеальной любви в повестях «Олеся» , «Суламифь» и «Гранатовый браслет» . В своём окружении Куприн видел печальное расточение красоты и силы, измельчание чувств, заблуждение мысли. Идеал писателя восходил к победе силы духа над силой тела и «любви, верной до смерти». Для Куприна любовь – самая состоятельная форма утверждения и выявления личностного начала в человеке. Сильная любовь озаряет жизнь человека, но эту любовь, говорит Куприн, нельзя встретить на каждом шагу, она даётся нелегко, ее надо уметь найти и заслужить.

Талантом человечной любви в рассказах Куприна обычно одарены самые обыкновенные, нередко социально приниженные и внешне ничем не примечательные люди.

У Куприна, любовь, как правило, бескорыстная и самоотверженная. Прочитав произведения писателя, можно понять, что любовь в них всегда трагична и заведомо обречена на страдания.

В таком ключе звучит поэтическая и трагическая и трагическая история молодой девушки в повести «Олеся » (1918).

Олеся выросла в постоянных гонениях, переездах с одного места на другое, ее всегда преследовала слава ведьмы. Ей с бабушкой пришлось даже отправиться жить в лесную чашу, на болота, подальше от селений.

В отличие от крестьян, Олеся никогда не посещала церковь, потому что считала, что волшебная сила ей дана не от Бога. Это еще больше отталкивало от нее местных жителей.

Маленькая девочка выросла и стала прелестным цветком. Олеся – высокая девушка двадцать пяти лет, с красивыми длинными волосами цвета крыла вороны, которые придают особую нежность её белому лицу. В больших черных глазах можно увидеть искорку остроумия, смекалку. Внешний вид девушки сильно отличается от того, как выглядят деревенские женщины, всё в ней говорит о её неординарности, свободолюбии. Особую прелесть ей придаёт вера в магию, потусторонние силы.

В жизни Олеси появляется большая и сильная любовь. При первых встречах с Иваном Тимофеевичем она ничего не чувствует, но потом понимает, что полюбила его. Олеся пытается потушить любовь в своем сердце. Но стоило ей разлучиться с Иваном Тимофеевичем на две недели, как она поняла, что любит его сильнее, чем прежде.

При встрече со своим избранником Олеся говорит: «Разлука для любви то же, что ветер для огня: маленькую любовь тушит, а большую раздувает ещё сильнее». Героиня всю себя без остатка отдает любви, она любит искренне и нежно. Ради неё девушка не побоялась пойти в церковь, поступившись своими принципами, не побоялась последствий.

Она пережила огромное унижение, когда на неё накинулись женщины и закидали камнями. Олеся отдаёт себя в жертву любви. Иван Тимофеевич перед своим отъездом предложил Олесе руку и сердце, но она ответила отказом, сказав, что не хочет его обременять своим присутствием, чтобы он ее стыдился. В этом поступке видна дальновидность девушки, она думает не только о сегодняшнем дне, но и о будущем Ивана Тимофеевича.

Однако, несмотря на свою сильную любовь, Олеся неожиданно, без прощания с любимым, уезжает, оставив в доме на память ему лишь бусы.

Несомненно большим достижением и художественным открытием писателя было создание образа Олеси. В лице Олеси входил в литературу новый, романтически окрашенный, поэтический образ простой деревенской девушки, нравственно и физически красивой, своенравной по характеру, совсем не похожей на дам «благородного» общества. Обаяние и прелесть купринской героини из Полесья заключались прежде всего в оригинальной красоте её внешнего облика, её лица: «Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом». В Олесе одинаково пленительны и свежий голос с неожиданными низкими бархатными нотами, и врожденное изящество движений, и отсутствие жеманства и кокетни­чанья, и умение держать себя скромно и непринужденно.

Олеся очаровывала не только своей красотою. Замечательными были в ней «её цельная, самобытная, свободная натура, её ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным суеверием...». Гибкий, подвижный ум и свежее воображение Олеси сказывались и в её суждениях по любому житейскому вопросу, и в том жадном любопытстве, с каким она расспрашивает Ивана Тимофеевича о странах и народах, о явлениях природы, об устройстве земли и вселенной, об учёных людях, о больших городах и их обитателях. В соседстве с крепким умом и изумительными способностями в Олесе уживалось суеверие полудикарки.

Умная и суеверная, гордая и скромная, влюблённая в дремучий лес, в птиц и животных, красавица Олеся была непосредственна в своей первой девичьей любви к Ивану Тимофеевичу. Ее любовь – большое, сильное чувство, проявляемое бурно, страстно и открыто. Когда при первом знакомстве с ней Иван Тимофеевич сказал, что и для неё наступит время любви, в Олесе заговорило гордое и свободное сердце: «Ну что ж – и полюблю! – сверкнув глазами, с вы­зовом ответила Олеся. – Спрашиваться ни у кого не буду...». Она говорит Ивану Тимофеевичу: «Пусть, что будет, то будет, а я своей радости Никому не отдам... Разве я не вольна делать, что мне нравится?»

Эта «наивная, очаровательная сказка любви» развернута Куприным на фоне величественной, красивой русской природы. Буйная, ликующая радость, охватившая сердце Олеси, чувствуется в нарисованных Куприным ярких картинах зеленого леса и пробуждающейся от дремы полесской природы: «Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух; в огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми, точно крутящимися, белыми облаками; с крыш посыпались частые звонкие капли. Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко и возбужденно, что ничего нельзя было расслышать за их криком. Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни. <...> Ночи стали теплые; в их густом влажном мраке чувствовалась незримая, спешная творческая работа природы...». Природа полна такой же неуемной радости жизни, как и душа Олеси, впервые изведавшей пьянящую радость любви. Картины природы даются как аккомпанемент чувству человека.

Вообще пейзаж играет в повести активную роль в развитии темы любви, и он чутко меняется одновременно с изменением душевного состояния героев, с развитием испытываемых ими чувств и сменой мыслей. За бурной весной в природе и в сердце любящих шло лето – с блеском утренней росы на зелени трав и леса, с томным зноем июньских дней и волшебно-красивыми лунными ночами и жаркими ласками Олеси – пора зенита в любовной страсти, время полного расцвета взаимного счастья влюбленных: «И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные счастьем и жутким безмолвием леса». А драматическая развязка еще недавно счастливых взаимоотношений Олеси и Ивана Тимофеевича по времени совпадает с разбушевавшейся природной стихией – внезапным вихрем, грозой и градом. Природа действенно и чутко сопереживает с человеком, и герой Куприна ищет и находит в единении с ней живой отклик на свою радость и свою боль.

Олеся поступает по велению сердца, признает безусловную и полную свободу чувств, она хочет и умеет быть человеком вольным, ни от кого не зависимым. «Разве я не вольна делать, что мне нравится?» – не столько спрашивает, сколько утверждает Олеся. Но самозабвенная любовь не ослепляет разума Олеси и не делает ее рабою своих чувств. Даже перед дорогим ей человеком Олеся не хочет ради любви идти на унижение своего человеческого достоинства. На предложение Ивана Тимофеевича стать его женой Олеся рассудительно ответила: «Ну какая я тебе жена на самом деле? Ты барин, ты умный, образованный, а я? Я и читать не умею, и куда ступить не знаю... Ты одного стыда из-за меня не оберёшься. <...> Отогрел ты мое сердце... Но все-таки замуж, я за тебя не пойду...». Что Олеся тут права, это хорошо понимал и Иван Тимофеевич, который не мог себе представить, как выглядела бы эта «лесная фея», одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами его сослуживцев. Интеллигентный Иван Тимофеевич думает об этом молча, пряча свои мысли, а Олеся, непосредственная и прямая, говорит открыто и смело всё, что думает, с жестокой правдой к себе и людям. Убеждённая в невозможности жить вместе с любимым человеком, она с полным чувством самообладания, быстро и смело принимает решение навсегда расстаться с Иваном Тимофеевичем, чтобы не делать его несчастным. «Как расстанемся мы с тобою, – говорит она ему, – тяжело тебе в первое время будет, ох, как тяжело... Плакать будешь, места себе не найдёшь нигде. А потом все пройдет, все изгладится. И уж без горя ты будешь обо мне думать, а легко и радостно». Так в каждом ее поступке и в каждом слове проявляется и врождённое свободолюбие, и гордая независимость, и самобытный, цельный характер полесской красавицы, и органически присущие ей трезвость суждений, сила воли и большое самообладание.

Новое возвращение к теме большой, всепоглощающей любви состоялось в повести «Гранатовый браслет» .

Произведение является подтверждением того, как Куприн ищет в реальной жизни людей, «одержимых» высоким чувством любви, способных подняться над окружающими, над пошлостью и бездуховностью, готовых отдать всё, не требуя ничего взамен.

Куприн воспевает возвышенную любовь, противопоставляя её ненависти, вражде, равнодушно. Устами генерала Аносова он говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни, тем более, основываться на выгоде и корысти: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться!»

Именно такой была любовь Желткова. Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму. Восемь лет продолжается безответная любовь. Письма влюблённого служат предметом насмешек и издевательств со стороны семейств Шеиных и Булат-Тугановский. Не воспринимает их всерьёз и княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных откровений. А присланный неизвестным влюблённым подарок – гранатовый браслет – вызывает бурю негодования. Близкие княгине люди считаю бедного телеграфиста ненормальным. И только всё тот же генерал Аносов догадывается об истинных мотивах столь рискованных поступков неизвестного влюблённого: «А – почём знать? Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетливым миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благодарит её, благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя Твоё». Ушёл из жизни человек, но не ушла любовь. Она рассеялась в окружающем мире, слилась с бетховенской симфонией № 2 Largo Appassionato.

Одной из самых высоких ценностей в жизни человека, по мнению А. И. Куприна, всегда была любовь. Любовь, которая собирает в единый букет все лучшее, все здоровое и светлое, чем жизнь награждает человека, которая оправдывает любые лишения и тяготы, какие только могут встретиться на его пути. Так в “Олесе”. Так в “Гранатовом браслете”. Так в “Суламифи”. Так в “Поединке”. Писатель до конца жизни сохранил в своей душе романтическую настроенность юности, и этим сильны его произведения.

Многие события проходят перед нами на страницах повести “Поединок”. Но эмоциональной кульминацией произведения стала не трагическая судьба Ромашова, а ночь любви, проведенная им с коварной и оттого еще более пленительной Шурочкой; и счастье, испытанное Ромашовым этой преддуэльной ночью, столь велико, что именно оно-то одно и передается читателю.

Повесть “Гранатовый браслет” заставляет нам задуматься об огромной силе неразделенной любви. И скромный, неприметный телеграфист вдруг предстает перед нами значительным, великим! Ведь это он пронес через всю жизнь чистую любовь, поклонение женщине. И всегда будут звучать, как молитва, слова: “Да святится имя Твое!”

По мнению Куприна, по-настоящему способен любить человек, близкий к природе. Эту тему необыкновенно интересно он раскрывает в повести о полесской девушке-колдунье. Главные герои произведения - Олеся и Иван Тимофеевич. Цельная и непосредственная натура Олеси выделяется богатством внутреннего мира. Редко можно встретить личность, так щедро одаренную природой, в которой сочетались бы наивность и властность, женственность и гордая независимость, трогательная смелость и деликатность, душевная щедрость. Вместе с героями повести мы переживаем тревожный период зарождения любви и счастливые минуты чистого, полного, всепоглощающего восторга. Мир ликующей природы сливается с прекрасным человеческим чувством. Светлая, сказочная атмосфера повести не меркнет даже после трагической развязки. Отходят на второй план пересуды и сплетни, гнусные преследования приказчика. Над всем ничтожным и злым одерживает победу большая любовь, о которой вспоминают без горечи, “легко и радостно”.

А. И. Куприн - идеалист, мечтатель, певец возвышенного чувства. Он нашел особые, исключительные условия, позволившие ему создать романтизированные образы женщин и их идеальной любви. В своем окружении А. Куприн видел печальное расточение красоты, измельчание чувств, заблуждение мысли. Идеал писателя восходил к победе силы духа над силой тела и к “любви, верной до смерти”. Для Куприна любовь- самая состоятельная форма утверждения и выявления личностного начала в человеке.

Протестуя против цинизма, продажных чувств, пошлости, А. И. Куприн создал повесть “Суламифь”. Она была написана по мотивам библейской “Песни песней” царя Соломона. Соломон полюбил бедную девушку-крестьянку, но из-за ревности покинутой им царицы Астис она погибает. Перед смертью Суламифь говорит своему возлюбленному: “Благодарю тебя, мой царь, за все: за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как к сладкому источнику... Никогда не было и не будет женщины счастливее меня”. Основная мысль этого произведения: любовь сильна, как смерть, и одна она, вечная, оберегает человечество от нравственного вырождения, которым грозит ему современное общество.

Новое возвращение к теме большой, всепоглощающей любви состоялось в повести “Гранатовый браслет”. Бедный чиновник Желтков, однажды встретив княгиню Веру Николаевну, полюбил ее всем сердцем. Любовь эта не оставляет места для других интересов героя. Желтков убивает себя, чтобы не мешать жить княгине, и, умирая, благодарит ее за то, что она была для него “единственной радостью в жизни, единственным утешением, одной мыслью”. Эта повесть не столько о любви, сколько молитва ей. В предсмертном письме герой благословляет свою возлюбленную: “Уходя, я в восторге говорю: "Да святится имя Твое!"”

Особо Куприн выделил фигуру старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она “...должна быть трагедией, величайшей тайной в мире”, не знающей компромиссов. Княгиня Вера, женщина, при всей своей аристократической сдержанности, весьма впечатлительная, способная понять и оценить прекрасное, почувствовала, что жизнь ее соприкоснулась с этой великой любовью, воспетой лучшими поэтами мира. Любовь чиновника Желткова чужда той глубокой затаенности, в которой благородная скромность переплетается с благородной гордостью. “Молчать и гибнуть”... Этот талант не был дан Желткову. Но и для него “волшебные оковы” оказались милее жизни.

В повести “Олеся” развивается тема купринского творчества - любовь как спасительная сила, оберегающая “чистое золото” человеческой натуры от “оподления”, от разрушительного влияния буржуазной цивилизации. Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, мужественного характера и благородного, доброго сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. Произведение построено на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны, образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой - Олеся, “дитя природы”, не подвергшееся влиянию городской цивилизации. По сравнению с Иваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, “ленивого” сердца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уверенностью в своей силе. Свободно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков ее духовного мира, всегда самобытного, искреннего и глубокого. “Олеся” - художественное открытие Куприна. Писатель показал нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн высвечивает и человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх пе ред неизвестным, неизведанным. Однако над всем этим одержала победу настоящая любовь. Нитка красных бус - последняя дань щедрого сердца Олеси, память “об ее нежной, великодушной любви”.

Особенность художественного дарования А. И. Куприна - повышенный интерес к каждой человеческой личности и мастерство психологического анализа - позволила ему в полной мере освоить реалистическое наследие. Ценность его творчества - в художественно-убедительном раскрытии души своего современника. Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство. Повести Александра Ивановича Куприна поднимают извечные проблемы человечества - проблемы любви.

А.И.Куприн много странствовал по России, перепробовал множество профессий, и все свои жизненные впечатления отразил в замечательных произведениях. Творчество Куприна любимо читателями. Поистине всенародное признание получили его произведения: «Молох», «Олеся», «В цирке», «Поединок» «Гранатовый браслет», «Гамбринус», «Юнкера» и другие.

В повести «Гранатовый браслет» рассказывается о безнадежной и трогательной любви. Писатель в реальной жизни ищет людей, одержимых этим высоким чувством. Для самого Куприна любовь – это чудо, это прекрасный дар. Смерть чиновника возродила к жизни женщину, которая не верила в любовь. Под звуки музыки происходит перерождение души героини.

  • А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения – вовсе не труд, а одна радость.
  • Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться.
  • Из письма: «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас.

    Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить…

    Я не знаю, как мне кончить письмо. От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай бог Вам счастья и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу Целую Ваши руки. Г.С.Ж.».

  • Ну скажи же, моя милая, по совести, разве каждая женщина в глубине своего сердца не мечтает о такой любви – единой всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной?
  • Наконец он умирает, но перед смертью завещает передать Вере две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами…
  • Каждая женщина, которая любит, - царица.
  • Почти каждая женщина способна в любви на самый высокий героизм, Для нее, если она любит, любовь заключает весь смысл жизни – всю вселенную!
  • Нельзя оставить о себе хорошего впечатления, придя к женщине с пустыми руками.
  • Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!
  • Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
  • Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

Одна из первостепенных тем в творчестве Куприна - любовь. Персонажи его творений, "озаренные" настоящим сильным чувством, глубже открываются. В произведениях этого замечательного писателя любовь, будто закономерность, бескорыстная и беззаветная. Разобрав немалое число его трудов, можно постигнуть, что у него она неизменно трагична и заранее осуждена на муки.

Одной из самых высоких ценностей в жизни человека, по мнению А. И. Куприна, всегда была любовь. Любовь, которая собирает в единый букет все лучшее, все здоровое и светлое, чем жизнь награждает человека, которая оправдывает любые лишения и тяготы, какие только могут встретиться на его пути. Так в "Олесе". Так в "Гранатовом браслете". Так в "Суламифи". Так в "Поединке". Писатель до конца жизни сохранил в своей душе романтическую настроенность юности, и этим сильны его произведения.

Многие события проходят перед нами на страницах повести "Поединок". Но эмоциональной кульминацией произведения стала не трагическая судьба Ромашова, а ночь любви, проведенная им с коварной и оттого еще более пленительной Шурочкой; и счастье, испытанное Ромашовым этой преддуэльной ночью, столь велико, что именно оно-то одно и передается читателю.

В таком ключе звучит поэтическая и трагичная история молодой девушки в повести "Олеся". Мир Олеси – мир духовной гармонии, мир природы. Он чужд Ивану Тимофеевичу, представителю жестокого, большого города. Олеся привлекает его своей "необычностью", "в ней не было ничего похожего на местных девчат", свойственные ее образу естественность, простота и какая – то неуловимая внутренняя свобода притягивали к себе, как магнитом.

Олеся выросла среди леса. Она не умела читать и писать, но она обладала огромным духовным богатством и сильным характером. Иван Тимофеевич образован, но нерешителен, а его доброта больше походит на малодушие. Эти два совершенно разных человека полюбили друг друга, но любовь эта не приносит счастья героям, исход ее трагичен.

Иван Тимофеевич чувствует, что влюбился в Олесю, он хотел бы даже жениться на ней, но его останавливает сомнение: "Я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из очаровательной рамки старого леса, полного легенд и таинственных сил". Он осознает, что Олеся не сможет измениться, стать другой, да и он сам не хочет, чтобы она менялась. Ведь стать другой – значит стать такой, какой и все остальные, а это невозможно.

В повести "Олеся" развивается тема купринского творчества - любовь как спасительная сила, оберегающая "чистое золото" человеческой натуры от "оподления", от разрушительного влияния буржуазной цивилизации. Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, мужественного характера и благородного, доброго сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. Произведение построено на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны, образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой - Олеся, "дитя природы", не подвергшееся влиянию городской цивилизации. По сравнению с Иваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, "ленивого" сердца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уверенностью в своей силе. Свободно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков ее духовного мира, всегда самобытного, искреннего и глубокого. "Олеся" - художественное открытие Куприна. Писатель показал нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн высвечивает и человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх перед неизвестным, неизведанным. Однако над всем этим одержала победу настоящая любовь. Нитка красных бус - последняя дань щедрого сердца Олеси, память "об ее нежной, великодушной любви".

Поэтизируя жизнь, не ограниченную современными социальными и культурными рамками, Куприн стремился показать явные преимущества "естественного" человека, в котором он увидел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе. Смысл повести состоит в утверждении высокой нормы человека. Куприн ищет в реальной, будничной жизни людей, одержимых высоким чувством любви, способных подняться хотя бы в мечтах над прозой жизни. Как всегда он обращает свой взор к "маленькому" человеку. Так возникает повесть "Гранатовый браслет", в котором рассказывается об утонченной всеобъемлющей любви. Эта повесть о безнадежной и трогательной любви. Сам Куприн понимает любовь как чудо, как прекрасный дар. Смерть чиновника возродила к жизни женщину, которая в любовь не верила, а значит, любовь все-таки побеждает смерть.

В целом рассказ посвящен внутреннему пробуждению Веры, ее постепенному осознанию подлинной роли любви. Под звуки музыки происходит перерождение души героини. От холодного созерцания к жаркому, трепетному чувствованию себя, человека вообще, мира – таков путь героини, соприкоснувшейся однажды с редкой гостьей земли – любовью.

У Куприна любовь – это безнадежное платоническое чувство, к тому же трагическое. Причем в целомудрии купринских героев есть что-то надрывное, а в отношении к любимому человеку поражает то, что мужчина и женщина как бы поменялись своими ролями. Это свойственно энергичной, волевой "полесской колдунье" Олесе в отношениях с "добрым, но только слабым Иваном Тимофеевичем" и умной, расчетливой Шурочке – с "чистым и добрым Ромашовым" ("Поединок"). Недооценка себя, неверие в свое право на обладание женщиной, судорожное желание замкнуться – эти черты дорисовывают купринского героя с хрупкой душой, попавшей в жестокий мир.

Увеличенное пристрастие ко всякой человеческой личности и мастерство психологического анализа - специфика художественного таланта А. И. Куприна, позволившая ему в абсолютной мере изучить реалистическое наследие. Важность его творчества - в художественно убедительном открытии души своего современника. Автор подвергает разбору любовь как совершенное нравственно-психологическое чувство. Произведения Александра Ивановича Куприна пробуждают изначальные вопросы человечества - вопросы любви.

Созданные Куприным повести, несмотря на сложность обстоятельств и зачастую трагический конец, преисполнены жизнелюбия и оптимизма. Захлопываешь прочитанную книгу с его повестями, а в душе еще длительное время сохраняется чувство от прикосновения к чему-то светлому и ясному.

Тема любви часто затрагивается в творчестве А.И. Куприна. Это чувство раскрывается в его произведениях по-разному, но, как правило, оно трагично. Особенно ярко трагичность любви мы можем увидеть в двух его произведениях: «Олеся» и «Гранатовый браслет».
Повесть «Олеся» - раннее произведение Куприна, написанное в 1898 году. Здесь можно увидеть черты романтизма, ведь писатель показывает свою героиню вне воздействий общества, цивилизаций.
Олеся – человек чистой души. Она выросла в лесу, ей свойственны природная естественность, доброта, душевность. Героиня живет лишь по велениям своего сердца, ей чуждо притворство, неискренность, она не умеет переступать через свои подлинные желания.
Олеся встречает в своей жизни человека из совсем другого мира. Иван Тимофеевич – начинающий писатель, городской интеллигент. Между героями зарождается чувство, которое в дальнейшем помогает раскрыть сущность их характеров. Перед нами предстает драма неравной любви персонажей. Олеся – девушка искренняя, она любит Ивана Тимофеевича всей душой. Искреннее чувство делает девушку сильнее, она готова ради возлюбленного преодолеть все преграды. Иван Тимофеевич же, несмотря на свои положительные качества, испорчен цивилизацией, развращен обществом. Этот добрый, но слабый человек с «ленивым» сердцем, нерешительный и осторожный, не может встать выше предрассудков своей среды. В его душе есть какой-то изъян, он не может с головой отдаться тому сильному чувству, которое захватило его. Иван Тимофеевич не способен на благородство, он не умеет заботиться о других, его душа полна эгоизма. Особенно ярко это заметно в момент, когда он ставит Олесю перед выбором. Иван Тимофеевич готов заставить выбирать Олесю между собой и бабушкой, он не подумал, чем может закончиться стремление Олеси пойти в церковь, герой дает возможность своей возлюбленной убедить себя в необходимости их расставания и так далее.
Такое эгоистичное поведение героя становится причиной настоящей трагедии в жизни девушки, да и самого Ивана Тимофеевича. Олеся и ее бабушка вынуждены покинуть деревню, потому что им грозит реальная опасность со стороны местных жителей. Жизнь этих героев оказывается во многом разрушенной, не говоря уже о сердце Олеси, которая искренне любила Ивана Тимофеевича.
В этой повести мы видим трагедию расхождения подлинного, природного чувства и чувства, впитавшего в себя черты цивилизации.
Рассказ «Гранатовый браслет», написанный в 1907 году, повествует нам о подлинной, сильной, безусловной, но безответной любви. Стоит заметить, что в основе этого произведения лежат реальные события из семейных хроник князей Туган-Барановских. Этот рассказ стал одним из самых известных и глубоких произведений о любви в русской литературе.
Перед нами типичные представители аристократии начала 20 века, семья Шеиных. Вера Николаевна Шеина – красивая светская дама, в меру счастлива в браке, живет спокойной, достойной жизнью. Ее муж, князь Шеин, довольно приятный человек, Вера уважает его, ей с ним комфортно, но с самого начала у читателя создается впечатление, что героиня его не любит.
Спокойное течение жизни этих персонажей нарушают только письма от анонимного поклонника Веры Николаевны, некоего Г.С.Ж. Брат героини презрительно относится к браку, не верит в любовь, поэтому он готов прилюдно высмеивать этого незадачливого Г.С.Ж. Но, присмотревшись повнимательней, читатель понимает, что только этот тайный поклонник княгини Веры является подлинным сокровищем среди пошлых, разучившихся любить людишек. «..любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения», - такими словами генерала Аносова передает Куприн современное ему положение вещей.
Поклонником Веры Николаевны оказывается мелкий чиновник Желтков. Однажды в его жизни произошла роковая встреча – Желтков увидел Веру Николаевну Шеину. Он даже не разговаривал с этой, незамужней еще тогда, барышней. Да и как бы он посмел - слишком неравным было их социальное положение. Но человеку не подвластны чувства такой силы, он не способен контролировать жизнь своего сердца. Любовь настолько захватила Желткова, что стала смыслом всего его существования. Из прощального письма этого человека мы узнаем, что его чувство – это «благоговение, вечное преклонение и рабская преданность».
От самого героя мы узнаем, что чувство это – не следствие душевной болезни. Ведь в ответ на свои эмоции ему не нужно было ничего. Пожалуй, это абсолютная, безусловная любовь. Чувства Желткова настолько сильны, что он добровольно уходит из жизни, лишь бы не мешать Вере Николаевне. Уже после смерти героя, под самый конец произведения, княгиня начинает смутно осознавать, что не сумела вовремя разглядеть в своей жизни что-то очень важное. Недаром в конце рассказа, слушая сонату Бетховена, героиня плачет: «Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала». Мне кажется, что эти слезы – тоска героини по настоящей любви, о которой люди так часто забывают.
Любовь в восприятии Куприна часто трагична. Но, пожалуй, только лишь это чувство способно придать смысл человеческому существованию. Можно сказать, что писатель проверяет любовью своих героев. Сильные люди (такие как Желтков, Олеся) благодаря этому чувству начинают светиться изнутри, они способны нести любовь в своем сердце, не смотря ни на что.