» »

Крещенская вода: как правильно обращаться со святыней. Поить животных и окатиться “от сглаза”. Зачем и как освящают воду

21.09.2019

Экология жизни: Приходя на праздничное богослужение в храм, мы прежде всего идём на встречу с Богом, навстречу той радости...

Приходя на праздничное богослужение в храм, мы прежде всего идём на встречу с Богом, навстречу той радости, которую, по идее, должны разделить в этот час с близкими и окружающими.

Но так ли бывает в нашей реальной жизни? Вот скоро наступит праздник Крещения Господня и мы будем толкаться в очередях за крещенской водой (поскорее бы набрать), окунаться во всевозможные проруби, а зачем? Просто потому, что мы так привыкли?

Традиции и обряды в праздник Крещения Господня

Во всём, что мы делаем, должен быть какой-то смысл, а иначе это напрасный труд.

И, к сожалению, традиции, в которые изначально был заложен благодатный смысл, в связи с этим приобретают развлекательный оттенок.

Давайте попробуем разобраться что к чему.

За ответом на наиболее распространенные вопросы о крещенской воде мы обратились к священникам Димитрию Барицкому и Андрею Ефанову.

Люди часто спрашивают: Какая вода крещенская?

Крещенская вода – это вода, освященная в Крещенский Сочельник и в сам Праздник на Великом водосвятии. Часто крещенской называют воду, которую освятили именно 19 января, а воду, освященную накануне, называют богоявленской. На самом деле, вода в эти два дня освящается одним и тем же чином, обладает одними и теми же свойствами и иначе называется Великая Агиасма. «Агиасма» переводится с греческого языка как святыня.

Крещение и Богоявление – названия одного и того же праздника. Церковь вспоминает, как Христос принял Крещение от Иоанна Предтечи, и в этот момент была явлена Святая Троица: Сын Божий стоял в водах Иордана, Голос Бога Отца зазвучал с Небес, а Святой Дух сошел в виде голубя.

Как великую святыню верующие приносят из храма домой воду, освященную в дни празднования этих Евангельских событий, и хранят ее весь год, до следующего праздника Богоявления.

Какая вода сильнее – Крещенская или Богоявленская?

Крещенская и Богоявленская вода – это разные названия одной и той воды, освященной чином Великого водосвятия в Крещенский сочельник или в сам день Крещения. Праздник Крещения Господня также называется еще и Богоявление – отсюда два названия воды. Разницы нет.

Почему воду освящают два раза? На эту тему долгое время велись споры. Русская Церковь только в 1667 постановила освящать воду дважды – и в Сочельник Крещения (день накануне праздника), и в сам праздник Крещения. Два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям. Первая из них связана с раннехристианским обычаем крестить новообращенных накануне Крещения, в Навечерие праздника. Но впоследствии желающих стать христианами стало так много, что несколько дней в году для этого стало недостаточно. Крещения стали совершать и в другие даты. Обычай же освящать воду в Крещенский Сочельник сохранился.

Традиция освящать воду второй раз изначально касалась только Иерусалимской Церкви. Там был обычай выходить в день праздника на Иордан для водосвятия в память о крещении самого Спасителя. Оттуда оычай второго освящения воды постепенно распространился по всему христианскому миру.

Вода в крещенскую ночь

Что происходит с водой в Крещенскую ночь?

Принято считать, что в Крещенскую ночь вся вода становится святой. Об этом говорится в одной из стихир праздника: «Днесь вод освящается естество». То есть, освящается вся водная стихия на Земле. Но это однократное проявление Божьей благодати, тогда как вода, набранная после Великого водосвятия, не теряет своих свойств со временем.

Существуют свидетельства, как в годы гонений на Церковь в Крещенскую ночь верующие набирали воду где придется, и, несмотря на то, что священник не произносил над ней молитв, вода эта хранилась годами и не портилась. Объяснить это можно лишь как чудо: видя глубокую веру людей и их невозможность оказаться в храме, Господь даровал им Свою благодать.

Есть популярная традиция в Крещенскую ночь окунаться в иордань – специально отведенное для этого место на водоеме. Иногда можно услышать мнение, что таким образом можно «смыть с себя все грехи». Но Церковь напоминает нам, что очиститься от грехов помогает не вода, а Господь через таинство покаяния – Исповеди. И делает Он это, видя искреннее желание человека меняться. «Обновиться», окунувшись, выпив или вылив на себя святой воды, невозможно.

В праздник Богоявления верующие вспоминают, как Иисус принял Крещение от Иоанна Предтечи на реке Иордан, и отсюда, именно с этого момента, начался Его Путь, закончившийся Распятием и Воскресением. Лишь желание идти за Христом, быть вместе с Ним не одну ночь в году, а каждый день, стремление жить по-христиански и участие в таинствах Церкви помогают очищению души.

Когда набирать крещенскую воду – 18 или 19 января?

Крещенскую воду можно набирать как 18 января, в Крещенский Сочельник, так и 19 января, в сам Праздник. Вода, освященная в Навечерие (канун) и в сам день Богоявления, имеет одну и ту же благодать.

Раздавать Агиасму верующим начинают после Литургии и Великого освящения воды. Литургии служатся утром 18 января, утром 19 января (или ночью с 18ого на 19ое) . Также крещенскую воду раздают после Всенощного бдения 18ого вечером.

В больших храмах в крупных городах воду можно набрать в течение всего дня (и даже круглосуточно) 18 и 19 января. Но во время богослужений (Литургий и Всенощного бдения вечером 18 января) воду обычно не разливают. Лучше всего заранее уточнить, как будет организован процесс раздачи воды в храме, в который вы собираетесь.

Когда вода становится крещенской?

Крещение мы начинаем праздновать с 18 числа. Тогда же совершается и первое освящение воды. То есть вода, которая освящена утром, уже считается крещенской. Затем вода освящается ещё и 19 числа, непосредственно в сам праздник Богоявления. И она тоже является крещенской. Вообще, это одна и та же вода.

Как гласит предание, в этот день освящается вся водная стихия.

Есть в этом какой-то символический момент, связанный с тем, что Дух Божий сошёл на воду. Понятно, что Он сходит не на какую-то отдельную ёмкость воды, а Он сходит на всю стихию разом.

Крещенская вода называется Великой Агиасмой, то есть великой святыней, так как это самое главное и окончательное освящение воды.

Молитва на освящение крещенской воды

Молитвы на освящение крещенской воды произносятся во время Великого водосвятия. Это чинопоследование совершается лишь дважды в году – в канун и в сам праздник Богоявления, в остальное время года вода освящается малым чином.

Великое водосвятие более торжественно, чем обычное (на водосвятном молебне, например). Сперва поются тропари, затем читаются ветхозаветные пророчества, фрагмент из Послания апостола Павла и Евангелие. Все это напоминает о Евангельском событии, которое празднует Церковь в эти дни, – Крещении Господнем.

Затем словами «Миром Господу помолимся…» начинаются общие молитвенные прошения. Верующие молятся о том, чтобы вода освятилась «силою и действием и наитием Святого Духа», и о том, чтобы святая вода помогала очищению души и тела от грехов и недугов…

Наконец, священник с чтением молитвы кадит воду, призывая Господа освятить ее. Затем священник трижды погружает в воду крест. В это время поется тропарь праздника:

«Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».

То есть: «При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубицы подтверждал Его слова непреложность. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе!»

Приходя на Великое водосвятие, которое совершается в храме (или на водоеме) после службы, не обязательно знать какие-то особые молитвы. Достаточно знать или хотя бы понимать тропарь праздника, а также вслушиваться в звучащие во время освящения молитвы и вместе с другими верующими просить у Господа через крещенскую воду получить благодать Божию и исцеление душевных и телесных немощей.

Когда идти за крещенской водой

Как было сказано выше, воду можно набирать как в Сочельник, так и в сам праздник Богоявления. Однако важно не просто набрать воды, а стать как бы соучастником её освящения, соучастником всеобщей молитвы.

Крещенская вода не превращается в нечто иное, она не становится каким-то «магическим веществом», которая в момент изменит жизнь человека, очистит его от всех грехов. Нет, это не так.

У нас есть важные таинства Церкви, такие, как покаяние и Причащение Святых Христовых Тайн, про которые не стоит забывать.

Не то важно, когда набирать крещенскую воду, а с какими намерениями, с каким сердцем вы подходите в храм и совершаете те или иные действия. Ведь если не прикладывать никаких усилий, хотя бы даже стремления познать смысл, то можно обесценить таким образом всё, что угодно, даже Великую Агиасму.

Чем отличается крещенская вода от святой

Не существует прибора, способного в градусах святости отличить крещенскую воду от святой.

Крещенская вода занимает какое-то особое место в, скажем так, обрядовой жизни. Просто по факту того, что эта вода освящается всего два дня в году, она выделяется особенным образом, считается обособленной и не приравнивается к святой воде. Но нет никаких параметров, по которым можно было бы определить, чем крещенская вода лучше святой, в чём отличия. Это такая же самая святая вода, только она приурочена к конкретному празднику.

Так же, как есть просфора Агничная (именно из этой просфоры священник вырезает Агнец – прямоугольную частицу, которая во время Литургии станет Телом Христовым), но она же не является сама по себе Телом Христовым – это тоже такая же просфора, которую мы вкушаем.

Как правильно пить крещенскую воду

Правильным считается пить крещенскую воду с верой, молитвой, натощак. Лишь два дня в году – в Крещенский сочельник и в сам Праздник – верующие пьют воду в течение всего дня. В остальное время принято пить крещенскую воду именно утром.

Связано это с тем, что Агиасма – это святыня, и отношение к ней соответствующее. Пить в утешение Агиасму благословляется людям, по тяжким грехам или иной какой-то причине лишенным возможности приступать к Причастию.

В Богослужебном Уставе оговаривается, что те, кто отлучает себя от святой воды лишь по той причине, что уже «вкусили пищу», неправы. Таким образом, если есть необходимость выпить крещенской воды (при болезни, каком-то душевном или духовном недуге), нельзя отказываться лишь по той причине, что человек уже поел. Но крещенская вода всегда должна приниматься с благоговением, как дар.

Что же касается частоты употребления Крещенской воды, святитель Лука Войно-Ясенецкий говорил: «Пейте святую воду как можно чаще».

Молитва на принятие Крещенской воды

Молитва на принятие Крещенской воды читается та же, что и на принятие просфоры и любой святой воды:

В этой молитве верующие обращаются к Господу и просят у него помощи. Но не стоит уповать лишь на чудодейственную силу воды и исключительно Божественное действие. Во время чтения молитвы и принятия крещенской воды, нужно помнить, что оставить грехи и покорить свои страсти и немощи человек должен стремиться и сам.

Что делают с крещенской водой

Можно ли пить крещенскую воду?

Крещенскую воду пить можно и нужно.

Два дня в году – в канун праздника и в Богоявление – крещенскую воду можно пить в течение всего дня без каких-либо ограничений, кроме соблюдения установленного в Крещенский сочельник поста. В остальное время по сложившейся традиции многие верующие принимают Великую Агиасму натощак (кроме случаев болезни и т.п.). Но при этом стоит помнить, что Богослужебный устав говорит о том, что не пить святую воду только из-за приема пищи – неправильно.

Крещенская вода обладает особыми свойствами, не портится год и более и способна помогать в избавлении от физических и духовных недугов. Святитель Феофан Затворник утверждает: «…благодать <…> не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан». Поэтому Великую Агиасму нужно пить не как «церковное лекарство», а с верой, молитвой, благоговением, стремлением самому меняться и идти к Христу.

Можно ли разбавить крещенскую воду?

Можно разбавить крещенскую воду, и от этого она не потеряет своих свойств.

Поэтому вовсе не обязательно в праздник Крещения набирать огромные бутыли и канистры. Можно принести из храма домой небольшую емкость, а дома смешать с обычной водой или же разбавлять крещенскую воду в течение года. Делать это надо с молитвой. Даже несколько капель крещенской воды освятят обычную воду.

Но это вовсе не значит, что набрав крещенской воды один раз, можно разбавлять ее годами. Главное в празднике Крещения – это приобщение к церковной жизни. Крещенская вода и через два года, и через пять лет может не потерять своих свойств. Но, отказавшись от возможности в сам праздник Богоявления прийти в Церковь, помолиться вместе с другими верующими, с благоговением взять Агиасму как великий дар, человек сам лишает себя гораздо большего, чем просто бутылка святой воды.

Можно ли окропить квартиру крещенской водой?

Можно окропить квартиру крещенской водой. Существует даже традиция после водоосвящения с пением тропаря праздника окроплять крещенской водой свой дом.

Во время Великого освящения воды Церковь молится: «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов … и на всяку пользу изрядну (сильную)» .

То есть Агиасму можно не только пить, но можно окроплять ей жилище и даже разные важные для человека предметы. Но надо понимать, что окропление святой водой квартиры – это не то же самое, что чин благословения жилища, совершаемый священником.

Что делать с прошлогодней крещенской водой?

Не все знают, что делать прошлогодней крещенской водой – продолжать ее хранить, постараться допить в ближайшее время, вылить?..

Прошлогоднюю крещенскую воду можно продолжать употреблять как и положено – натощак с молитвой. Известны случаи, когда крещенская вода хранится десятилетиями и сохраняет свежесть.

Если же вас смущает ее сохранность, то можно вылить старую крещенскую воду в так называемое непопираемое место (т.е. чистое, закрытое от хождения по нему ногами). Надо помнить, что Агиасма – это святыня, и нельзя ее просто выплеснуть в раковину или где угодно на землю. Вылить прошлогоднюю крещенскую воду можно в водоем с проточной водой или же в горшки с домашними цветами.

Когда можно пить крещенскую воду?

Существует традиция пить Крещенскую воду утром натощак с молитвой. Два дня в году – в крещенский Сочельник и в сам день Крещение ее можно пить в течение всего дня. Однако Богослужебном Уставе говорит, что отлучать себя от святой воды лишь по причине вкушения пищи неправильно. Таким образом, если есть необходимость выпить крещенской воды (при болезни, каком-то душевном или духовном недуге), нельзя отказываться лишь по той причине, что человек уже поел. Но крещенская вода всегда должна приниматься с благоговением, как дар.

При этом читается молитва:

“Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь”.

Как пить крещенскую воду?

Первое правило – это с благоговением и с молитвой. Мы говорим натощак, но мы должны понимать, что это не абсолютное правило и на все случаи жизни оно не распространяется. Святую воду, даже Великую Агиасму, человек может принимать и не натощак, если какие-то особые условия сложились.

Но, в целом, это дань благочестивой традиции – употреблять её натощак, прежде, чем вкусил что-то иное. Употребление святыни – это не просто механическое действие, оно требует веры и надежды на Бога.

Что можно делать с крещенской водой

Как использовать крещенскую воду дома?

Помимо употребления воды, по традиции в праздник Богоявления ею освящают (окропляют) своё жилище. Также можно освятить любую вещь, читая при этом положенные для мирянина молитвы.

Как освятить крещенской водой?

Понятно, что любое освящение человек может совершать самостоятельно. Просто берётся кропило или хвостик от чёток, святая вода.

Нужно смочить кисточку в святой воде и с молитвой «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа» крестообразно окропить ею помещение.

В молитвенном вечернем правиле у нас есть молитва «Да воскреснет Бог…», можно совершать освящение, произнося эту молитву.

Есть ещё молитва на освящение всякой вещи. Она есть и в молитвословах, также её можно найти и в интернете. Так вот, можно прочитать эту молитву, а потом так же крестообразно окропить вещь, которую вы освящаете.

Как освятить квартиру крещенской водой?

На освящение жилища есть специальная молитва:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Окроплением воды сия священной в бегство да обратится всё лукавое бесовское действие. Аминь».

Но опять же, самое главное, делать всё с благоговением и с верой.

Можно ли истопить баню крещенской водой?

Можно и нужно! Святости много не бывает. Наоборот, нужно быстрее брать и использовать, потому что завтра уже будет негде достать.

Можно ли купаться в Крещенской воде?

Конечно можно, но очень важно с какой мотивацией и каким настроем мы это делаем. Понятно, что если мы возьмём эту воду и начнём как-то осквернять её, именно своим поведением, то это будет нехорошо, если это используется для готовки, или для бани, или купания, то это замечательно. В этом случае вода должна стать неким символом очищения внутреннего. То есть она очищает тело, но символизирует очищение души.

Очень важно, какое отношение мы вкладываем в наши действия, будь то купание в крещенской воде или что-то иное.

И для того, чтобы приобщиться к этой великой радости праздника, совершенно не обязательно насильно заставлять себя и своих родных нырять в ледяные проруби. Главное – сохранить в своём сердце веру и благой настрой. Ведь почему нам так необходимо до мелочей всё соблюсти, обложиться всем материальным (бутылками с водой, к примеру) – оттого, что нет веры.

А может, я выпью воды или окунусь, и она (вера) появится, вдруг я прозрею. Но само по себе это не произойдёт. Откуда взяться благим чувствам, если мы для этого не приложили никаких усилий?

Свойства крещенской воды

Почему крещенская вода испортилась /позеленела?

У нас, к примеру, крещенская вода стоит целый год и не портится. У многих людей она очень долго стоит, в то время как другая вода давно бы уже испортилась. И поэтому тут можно вывести некую закономерность, что, может быть, это из-за состояния человека происходит . Возможно, ему стоит задуматься о том, как он живёт, вдруг он использует эту воду не по назначению. К примеру, часто люди используют это воду для каких-то магических ритуалов. Может быть, Господь тем самым показывает человеку, что он что-то не так делает.

Но если святая вода испортилась, то нужно взять её и вылить в какое-то чистое место под деревце, в цветок, в реку. А бутылкой можно пользоваться дальше.

Помогает ли крещенская вода забеременеть?

Помогает вера, а вода выступает неким символом, потому что мы существа материальные и мы нуждаемся в каких-то тварных символах. И вода, земля, маслице – это тварные символы. То есть мы таким образом должны к этому подходить. И если человек пьёт воду, мажется этой водой и так далее, то почему бы и нет.

У меня случай был на приходе. Бабушка одна очень сетовала на себя за то, что кошке давала крещенской воды. А давала потому, что кошечка болела. Но как только попьёт, легче ей становится, идёт на поправку, а как только пить перестаёт, то состояние её ухудшается.

На самом-то деле Господь через эту святую воду и животным помогает, в требниках есть чин такой на окропление скотины святой водой.

То же самое с крещенской водой. Мы можем использовать её в благочестивых целях. Помочь животному – это же благочестивая цель. Ведь Господь любит и милует всякую Тварь.

Поэтому всё возможно по вере. Главное, с каким настроением мы подходим, какой у нас мотив.

Для того, чтобы встретиться Богом, мы должны быть готовы к этой встрече, должны быть открыты Ему. Отказавшись от всех предрассудков, оторвать наконец-то свой взгляд от привычного и посмотреть вокруг себя. Но это труд, на который не каждый пойдёт. А чего тогда мы хотим?

Давайте же для начала просто будем стремиться к искренней радости и делиться ею с близкими. И постараемся не укорять других в том, что они что-то делают не так, а по возможности осторожно будем направлять их. У всех у нас свои пути, мы пребываем в разных обстоятельствах, но то и прекрасно, что каждый из нас уникален, а пути Господни, как известно, неисповедимы.

Всех в праздником, дорогие друзья! опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

19 января - один из дней, в который все православные храмы переполнены до отказа, ведь именно в этот день Церковь празднует Крещение Господа Иисуса Христа и по древней традиции совершается освящение воды, которое называют Великим водоосвящением. К сожалению, именно этот церковный праздник сопровождается шлейфом различных народных суеверий, не имеющих основания в церковной традиции. Вместе с клириком саратовского храма Первоверховных апостолов Петра и Павла, священником Василием КУЦЕНКО мы попытаемся рассмотреть наиболее распространенные суеверия, с тем, чтобы понять, как же нужно относиться к святой воде и что с ней делать согласно церковной традиции.

1. Есть вода «богоявленская» (освящается 18 января, в Крещенский сочельник) и «крещенская» (освящается 19 января, в сам день Крещения Господня).

Великое водоосвящение совершается дважды, это правда. Первое водоосвящение - накануне праздника Крещения, 18 января, в Крещенский сочельник, а второе - в сам день праздника. Но никакого отличия у этой воды нет, ведь и 18, и 19 января используется один и тот же чин (то есть последовательность молитв) водоосвящения. Вода, освященная по этому чину, называется Великой агиасмой, то есть Великой святыней. Не бывает отдельно «богоявленской» и отдельно «крещенской» воды, но только — Великая агиасма. В богослужебных книгах Православной Церкви праздник Крещения Господня называется «Святое Богоявление, Крещение Господа нашего Иисуса Христа». Слово «Богоявление» является кратким выражением событий, которые произошли во время Крещения Иисуса Христа от Иоанна Крестителя на реке Иордан. В Евангелии от Матфея это описано так: «Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 16-17). То есть Крещение было явлением Божественной славы и подтверждением Богосыновства Господа Иисуса Христа.

Точно ответить на вопрос, с чем связана практика двух водоосвящений, сложно. Известно, что уже в VI веке в Палестине существовала традиция совершения освящения воды в реке Иордан накануне и в сам день праздника Крещения. В Древней Руси существовал обычай, который сохраняется и до сих пор в некоторых местах, совершать Великое водоосвящение 18 января в храме, а 19 января - вне храма, устраивая крестный ход к специально приготовленной проруби - Иордани.

2. В день Крещения Господня, окунувшись в ледяную купель или облившись водой, можно считать себя крещеным и носить крестик.

Действительно, существует традиция купания в проруби в праздник Крещения Господня. Но это именно купание, а не Таинство Крещения. Хотя, если познакомиться с историей праздника Крещения Господня, то можно увидеть, что именно этот день был раньше днем, в который принимали крещение взрослые люди. Уверовавший в Господа Иисуса Христа человек в течение определенного времени готовился принять Таинство Крещения, которое являлось новым рождением для жизни с Богом и вступлением в Церковь. Такие люди назывались оглашенными. Они изучали Священное Писание и основы христианской веры и готовились перед принятием Крещения покаяться во всех своих грехах, ведь принятие христианства должно начинаться с покаяния, то есть с изменения жизни. Поэтому Крещение без покаяния было попросту невозможно. И вот в праздник Крещения Господня епископ совершал Таинство Крещения взрослых. Такие крещения также совершались накануне праздника Рождества Христова, в Великую Субботу (суббота перед праздником Пасхи), на саму Пасху и на праздник Пятидесятницы, который также называется днем Святой Троицы или Сошествия Святого Духа на апостолов. Великое водоосвящение в день Крещения Господня является напоминанием для современных христиан о древнем крещении оглашенных. Но нужно помнить, что принятию Таинства Крещения предшествовали подготовка, покаяние в грехах и подтверждение искренности своих намерений перед церковной общиной. Поэтому нельзя сказать, что окунуться в прорубь-иордань и принять Крещение - одно и то же.

3. Искупавшись в Крещенскую ночь в проруби, можно избавиться от всех болезней, грехов и сглаза. Если в течение года заболеешь, нужно пить крещенскую воду для исцеления.

Нужно расставить акценты: отдельно - болезни и грех, отдельно - сглаз. Сглаз, порча и тому подобное - это суеверие. И избавляться нужно только от одного - от веры в суеверия. Христиане верят в Бога, а не в сглазы, порчи, привороты и т.п. Обращаясь к Богу в молитвах, мы просим, чтобы Бог защищал нас от зла. Например, в молитве «Отче наш» есть слова: «Избави нас от лукавого», то есть от дьявола. Дьявол - падший ангел, который противится Богу и хочет отвратить человека от Бога, поэтому мы и просим, чтобы Бог избавил нас от дьявола и всего того зла, которое он пытается посеять в людях. Если человек искренне верит в Бога, в то, что Господь Бог защищает верующих от всякого зла, то одновременно с этим верить в порчу, сглаз и тому подобное - невозможно.

Принимая крещенскую воду (как и любую другую святыню, например, просфору или освященный елей - масло) человек может молиться Господу о том, чтобы эта святыня послужила бы ему средством исцеления от болезней. В чинопоследовании Великого водоосвящения есть такие слова: «О еже бытии воде сей освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела и на всякую пользу изрядную Господу помолимся» (русский перевод: «Дабы стала эта вода освящения даром, от грехов избавление, для исцеления души и тела и для всякого полезного дела пригодной, Господу помолимся»). Мы просим, чтобы через употребление агиасмы человек получал благодать Божию, очищающую грехи, врачующую душевные и телесные немощи. Но все это не некое механическое или автоматическое действие: выпил воды - и все стало сразу хорошо. Здесь необходима вера и надежда на Бога.

4. Вода на Крещение становится святой везде, и нет нужды идти за ней в храм, можно набрать дома из-под крана.

Если понимать некоторые слова (например, «днесь - то есть сегодня, сейчас - вод освящается естество…») из чина Великого водоосвящения в широком смысле, то можно сказать, что действительно происходит освящение всех вод. Но опять же важно понять, что происходит это не само по себе, а по молитвам Церкви. Церковь просит, чтобы Господь Бог освятил воды, дал Свою благодатную силу, очищающую и освящающую естество воды. К сожалению, часто бывает так, что многие приходят в храм именно за водой, не участвуя при этом в богослужении праздника Крещения Господня. Получается, что крещенская вода становится самоцелью. А это неправильно. Прежде всего мы должны прославить Бога за его благодеяния к роду человеческому, которые Он явил через Своего Сына, Господа Иисуса Христа, взявшего на Себя грехи всего мира, ведь именно в память Крещения Христова на иордани и совершается освящение воды.

5. Крещенская вода никогда не портится.

Есть свидетельство святителя Иоанна Златоуста, жившего в IV веке: «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год… Существо этой воды не портится от продолжительности времени, но… целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников». Но бывает и так, что крещенская вода может испортится. Это происходит или из-за небрежного хранения, неблагоговейного отношения к святыне, или по каким-либо другим, вполне естественным причинам. В таком случае нужно вылить святую воду в непопираемое место (в храмах для этого специально устраиваются «сухие колодцы»).

6. Нужно добавлять крещенскую воду в ванночку, в которой купают младенцев, чтобы они не болели.

Думаю, это тоже одно из суеверий. Каждый человек может заболеть. И великие святые страдали от физических болезней. Например, преподобный Серафим Саровский не мог выпрямить спину из-за полученной травмы. На него напали разбойники и жестоко избили. Святая Матрона Московская от рождения до конца своих дней была слепой. Никто не запрещает давать святую крещенскую воду младенцам (все же лучше пить святую воду), в том числе и во время болезни. Но в очередной раз нужно напомнить о том, что употребление святыни - это не механизм, а действие, которое требует веры и надежды на Бога.

Существует традиция: водой, взятой в храме в день Крещения Господня, окроплять дома, участки и все, что там находится. Поэтому вполне можно окропить крещенской водой и свое жилище, и домашние вещи. При этом можно петь или читать тропарь (главное песнопение) праздника: «Во Иордане крещающуся Тебе Господи…».

7. Ели регулярно в течение года пить крещенскую воду, можно не причащаться.

Нельзя. Вероятно, это суеверие также связано с неправильным пониманием церковных традиций. Освященная в праздник Крещения вода, даже являясь Великой святыней, как уже было сказано, все же не может заменить причащения Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Хотя, например, есть определенные сходства в практике Причащения и употребления агиасмы - причащаться и пить агиасму нужно натощак. Этим подчеркивается особенное отношение к воде, освященной на Крещение. По правилам Церкви, Великую агиасму рекомендовали употреблять в качестве духовного утешения людям, которые по различным причинам находились под отлучением от Таинства Причащения, то есть речь шла не о полной и равнозначной замене, а лишь о духовном утешении.

8. И простой человек может освятить воду самостоятельно, прочитав над ней молитвы.

Действительно, молитвы Великого водоосвящения, как и все другие церковные молитвословия совершаются от лица всей Церкви. Священник, призывая верующих к молитве, произносит: «Миром Господу помолимся!» (русский перевод: «В мире, то есть в мирном состоянии, Господу помолимся!») - мы помолимся, то есть все те, кто находится на богослужении. Верующие люди - не наблюдатели происходящего, а живые участники богослужения, вместе со священнослужителями возносящие единую молитву к Богу. Поэтому можно сказать, что в освящении каждый верующий участвует своей молитвой, становящейся единой молитвой всей Церкви. Поэтому, чтобы поучаствовать в Великом водоосвящении, каждый из нас может прийти на богослужение в храм 19 января.

Газета «Саратовская панорама» №2 (930)

С 18 на 19 января христиане отмечают великий церковный праздник Крещение Господне. В этот день все верующие отправляются в храм, чтобы взять освященную воду. А накануне, в ночь с 18 на 19 стремятся искупаться в специально подготовленных прорубях. Таким образом люди пытаются очиститься от грехов, защитить себя и своих близких от бед и болезней в будущем. Богоявленская и крещенская вода по силе воздействия идентичны.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

Что такое богоявленская вода?

Люди, даже далекие от Церкви, истинно верят в уникальные свойства крещенской воды, которая способна очистить душу от греховных деяний и защитить от болезней. Во всех церквях происходит богослужение, после чего священник освящает воду в храме и в прорубях. Каждый может набрать ее для личных нужд и окунуться.

Священное таинство проводится и вечером 18 января (Крещенский Сочельник), до наступления Крещения Господня. Эта вода называется богоявленской. Возникают противоречивые мнения по поводу того, наделена ли она теми же свойствами, что и крещенская.

Согласно утверждениям священников, вода, освященная в Сочельник, не имеет разницы с крещенской (именуемой Великой Агиасмой). Набирать ее можно как вечером 18 января, так и на следующий день.

Необязательно направляться за святыней в храм. Достаточно набрать воду из любого источника (крана или колодца). Сделать это можно с 00:15 ночи 19 января до конца дня, так как потом неосвященная вода теряет целебные свойства.

Крещенская вода отличается от обычной святой проведением обряда. Водосвятие начинают с пения тропарей, после чего читают ветхозаветные пророчества. Это важная прелюдия Евангельского события - Крещения Господня. После слов: «Миром Господу помолимся…», все присутствующие в церкви начинают молитвенные прошения. Далее, священник читает молитву и одновременно кадит воду, взывая Господа ее освятить.

Во время троекратного погружения креста читается тропарь:

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Свойства

На сегодняшний день уникальную целительную мощь богоявленской и крещенской воды не отрицают даже медики. Ее благосклонное действие распространяется на все жизненно важные системы человеческого организма:

  • иммунную;
  • эндокринную;
  • респираторную;
  • нервную.

Также происходит улучшение мозговой деятельности. Бывали случаи, когда несколько капель живительной влаги выводили человека из коматозного состояния. Умывания помогают от сглаза.

Если детей регулярно поить святой водой, то они будут реже болеть и вырастут более крепкими физически.

При болях в сердце и голове, перепадах давления народная медицина советует приложить компресс с крещенской водой к беспокоящему месту либо просто обтереться ей.

Женщинам, страдающих бесплодием рекомендуется прикладывать смоченную тряпочку к зоне солнечного сплетения либо принимать ванны. Отмечено немало случаев, когда живая вода помогла забеременеть даже при самых неблагоприятных прогнозах. Главное - в это верить.

Как правильно пользоваться?

Перед набором святыни стеклянную тару тщательно промывают. Нельзя брать емкость из-под спиртных напитков. В церковных лавках продаются специальные сосуды.

Следует хранить богоявленскую (крещенскую) воду в укромном месте, вдали от посторонних взоров. Можно поставить емкость возле иконостаса. Тогда она сохранит свою целительную силу не один год. Чтобы не перепутать святую воду с обычной, наклеивают этикетки. Не воспрещается делиться крещенской водой с родственниками и близкими, если они сами не успели ее набрать.

Такая вода не портится никогда, если относиться к ней с благоговением и верой. Научные исследования подтвердили, что в такой воде повышается уровень рН на 1,5 единицы, она становится мягче.

Святыня чутко реагирует на ссоры, скандалы. Нельзя пить богоявленскую или крещенскую воду прямо из горлышка бутылки. Запрещено ее употребление во время месячных у женщин.

Если вода испортилась, значит употребление и хранение происходило без истинной веры и благоговения. Тогда рекомендуется вылить ее в место, где не ступает нога человека: в проточную речку, под дерево или цветок вдали от поселений. Сосуд, где она хранилась, в дальнейшем не пускают в обыденный обиход.

Крещенскую и богоявленскую воду используют следующим образом:

  • пьют;
  • натираются;
  • купаются;
  • окропляют предметы и помещения.

Все действия со святой водой осуществляются с искренней верой и прочтением молитвы.

Прошлогодние запасы, если они сохранились, используют и дальше. Крещенская и богоявленская вода наделена одной особенностью - ее можно незначительно разбавлять обычной. Тогда целебные свойства предаются и последней.

Как правильно пить?

Для профилактики заболеваний достаточно регулярно принимать воду по чайной ложке натощак утром и вечером, перед сном, наливая в отдельную посуду. Можно пить ее в любых количествах, если человек постоянно находится в состоянии тоски, угнетенности. Перед приемом лекарств делают 1–2 глотка.

Перед этим читают молитву:

«Господи, Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь ».

В случае серьезных заболеваний необходимо после приема прочитать молитву на исцеление.

Православные мусульмане и люди других вероисповеданий могут тоже пить и пользоваться крещенской водой, но с верой и благоговением. Перед тем как ее выпить, им необязательно читать молитву. Достаточно мысленно обратиться к Богу с просьбой о здравии и защиты для себя и близких.

Как умываться?

Великую агиасму используют и для умывания как от простого, так и от сложного сглаза. Для этого набирают воду в ладони и ополаскивают лицо. Затем насухо обтираются изнаночной стороной рубашки либо платья.

Когда человек чрезмерно глазлив, проводят следующие обряды:

  1. 1. Утром наливают святую воду в левую руку и трижды умываются. В такой момент произносят слова: «Какая мать родила, такая и отвела».
  2. 2. Оставшиеся капли не стирают, оставляют их высыхать самостоятельно.

Если мамы уже нет в живых, то слово «отвела» заменяют на «забрала».

Обычно маленькие дети больше подвержены сглазу. Молодые мамы поступают в подобных ситуациях следующим образом:

  1. 1. Умывают малыша описанным ранее способом и вытирают подолом платья.
  2. 2. Протирают смоченной в целебной воде салфеткой и, встав на порог дома, зачитывают «Отче наш». После этого дают немного попить ребенку.
  3. 3. Проводят особый ритуал: мать набирает в рот воду и, стоя в дверном проеме (на пороге входной двери), произносит про себя следующее - «Как вода с зуба, так с младенца (имя) пусть уйдут все укоры и прироки». После этого окропляет малыша и обтирает насухо изнанкой своей одежды.
  4. 4. Льют агиасму на пол и произносят молитвенную речь: «С макушки вода, с младенца скорби. Отколь взялось, туда и слилось. Кто на дитятю со злобой, тому обратно с корчей».

Любой из перечисленных способов поможет младенцу успокоиться.

Как купаться?

Большинство людей в великий праздник Крещения Господня посещают освященные проруби, чтобы искупаться и смыть с себя все прегрешения. Окунувшись даже в лютый мороз, никто не заболевает. Тем, кто боится такого действия, можно обливаться с ведра - три раза подряд.

Еще одна альтернатива - это принятие ванны. Для этого необходимо наполнить водой объемную емкость в ночь с 18 на 19 января с 00:10 до 1:30. Следует перекрестить ее и прочитать молитву:

Боже великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа! Приди к молящимся рабам Твоим, Владыко: посли Дух Твой Святый и освяти воду сию, и даждь ей благодать избавления и благословение Иорданово: сотвори ю источник нетления, освящения дар, грехом разрешение, недугов исцеление, бесом погибель, противным силам неприступну, Ангельския крепости исполнену: яко да вси почерпающии ю и приемлющии от нея имеют на очищение души и тела, на исцеление вредом, в изменение страстем, во оставление грехов, в отгнание всякаго зла, на окропление и освящение домов и на всяку пользу подобну. И елика аще что в домех, или на месте правоверно живущих сия вода окропит, да отымется всяка нечистота, да избавит от всякаго вреда, ниже тамо да водворяется дух губительный, ниже воздух вредящий, да отбежит всякое мечтание и навет крыющагося врага, а аще нечто есть, еже, или здравию живущих завидит, или покою, окроплением сия воды да отразится. Яко да благословися и прославися пречестное и великолепное имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Важно, чтобы рядом находился еще один истинно верующий человек. В одиночку проводить обряд нельзя. Присаживаются в ванну и три раза окунаются с головой, не забывая каждый раз креститься.

Выходят из ванны молча и не вытираются полотенцем сразу. Затем надевают чистые одежды.

Не стоит использовать святую воду для парения и мытья в бане. Многие думают, что так они максимально оздоровятся и очистятся. Но это заблуждение, так как подобное действие не принесет никакой пользы.

Как освятить жилище?

У праведных христиан на протяжении многих веков вошло в традицию окроплять свое жилье. Обычно действие проводят на Крещение. Целью подобных обрядов является избавление дома от всего дурного. Предварительно обязательно делают генеральную уборку и проветривают помещение.

Сначала окропляют восточную сторону квартиры или дома, затем переходят на западную, южную и северную. После таинства всем домочадцам надо исповедаться и причаститься.

Если у человека отсутствует вера, то где бы не набиралась священная вода, пользы для него никакой не будет.

Если посчитать количество людей, посещающих храмы в дни каких-то больших церковных праздников, то можно со стопроцентной гарантией сказать, что тремя самыми посещаемыми днями в году станут Пасха, Вербное Воскресение и Крещение Господне. Объясняется это очень просто – это те дни, когда из храма домой уносятся освященные яйца, куличи, веточки и вода. На самом деле, если вы спросите, зачем надо все это освящать и литрами и килограммами уносить домой, мало кто сможет вам это вразумительно объяснить. Но это тема для отдельной статьи, а сейчас, в связи с грядущим праздником Крещения Господня я хочу, вспоминая опыт прошлых лет, поговорить немного о другом.

Главный вопрос, который будет волновать 80 % тех, кто придет за Крещенской водой, а точно ли она Крещенская? Не налила ли в бутылочку недобросовестная бабушка Богоявленской воды, которая от 18-го января вместо настоящей Крещенской, которая от 19-го? Все ведь знают, что вода эта… Кстати, а все знают, что вода, которую освятили 18 января ничем не отличается от воды, которую батюшка освятил 19 января?

Давайте разбираться. Крещенская вода, она же Великая Агиасма – что это такое? Православная Церковь различает два вида водоосвящения – «великое» и «малое». Малое совершается в течение года неоднократно, а великое связано с праздником Богоявления (Крещения) Господня. В этот день – в сам праздник Крещения Господня, а так же в сочельник, вода освящается по особому чину Великого освящения. Вода, освященная по такому чинопоследованию и называется – Великой Агиасмой (в народе — Крещенской). Так как в канун праздника и в сам праздник употребляется один и тот же чин, то между первым и вторым освящением нет никакой разницы, и вода от 18 января ничем, абсолютно ничем не отличается от воды, которую освятили в сам праздник 19-го.

Крещенская вода не портится от продолжения времени, целый год, а часто два и более остается свежею, как будто только набранной. Но это не значит, что она должна целы год простоять у нас нетронутой. Наоборот! Исходящая на воду по молитвам священника Божия благодать дарует силу исцелять болезни, посредством святой воды освящается любая вещь в обиходе православного христианина, поэтому в день Крещения существует традиция полностью окроплять ей свои дома. Святую воду, как и просфору, принято употреблять утром натощак, с особым благоговением как святыню.

Напоследок хочется сказать, что от Крещенской воды не стоит ждать особых чудес, если мы сами не стремится к духовному росту, ведь самое главное – это все-таки внутреннее состояние, а святая вода – это лишь помощь в наших трудах и нуждах. Можно набрать две-три огромные канистры Великой агиасмы, но если мы не будем сами стараться хоть на капельку стать лучше – никакая вода не спасет.

Великое водоосвятие совершается дважды в год: на праздник Крещения Иисуса Христа (19-е января), а также в крещенский сочельник (18-е января). Некоторые люди ошибочно полагают, что вода, освящаемая в эти дни, отличается по своим свойствам.


Крещенской водой называют воду, которая освящается в крещенский сочельник. Некоторые люди эту воду могут называть иначе - сочельниковской. Непосредственно на праздник Крещения Господня освящается уже так называемая богоявленская вода. Необходимо отметить, что в народе нет четкого именования воды, освящаемой на праздник Крещения и в сочельник. Некоторые называют освященную воду в сочельник крещенской, другие сочельниковской. Иногда также крещенской водой называют ту, которая освящается на праздник Крещения Иисуса Христа. В таком случаем вода, освящаемая в сочельник, такой и остается по названию - сочельниковской. Необходимо отметить, что в таком суеверии не столько важна , сколько то, что вода с двух водоосвятий разная, а потому ее необходимо использовать по-разному, ведь вода обладает различными благодатными свойствами.


Некоторые православные христиане считают, что вода, освящаемая в крещенский сочельник, используется только для окропления жилищ, огородов, каких-либо вещей. То есть, эта вода, по их мнению используется "во вне". Вода же с праздника Крещения принимается исключительно внутрь.


Такое представление о святой воде не имеет ничего общего с христианской богослужебной традицией. Нельзя разделять воду крещенскую и богоявленскую в меру того, что чин водоосвятия совершается один. Все молитвословия и прошения священника во время водоосвятия идентичны. Вода, освящаемая в крещенский сочельник, ничем по своим свойствам не отличается от воды, освящаемой на сам праздник.


Получается, что двоекратное великое водоосвятие обусловлено не различиями свойств освящаемой воды, а обычным указанием богослжебного устава.


Некоторые могут видеть различие воды в том, что на сочельник освящаются меньшие емкости. Из этого сторонники суеверия делают ошибочные выводы о том, что сочельниковская вода нужна меньше, силы у этой святыни также меньше. Крещенской же воды освящают много. Это якобы связано с тем, что она более "святая". На самом деле в крещенский сочельник освящается меньше воды для того, чтобы верующие смогли ее всю разобрать до праздника Крещения Господня, ведь на само торжество также будет совершаться водоосвятие, для которого необходимо полностью освободить емкости.


Таким образом, разницы между крещенской (сочельниковской) водой и богоявленской не существует. Вся вода освящаемая чином великого водоосвятия является святой агиасмой и имеет одинаковые благодатные свойства и "силу".