» »

Мария тенишева. Княгиня мария тенишева - меценат и художница. Ученица парижской вокальной школы

31.10.2020

Мария Клавдиевна Тенишева родилась 20.05 (01.06) 1858 года в Петербурге в дворянской семье. Окончила частную гимназию. В возрасте шестнадцати лет выдана замуж за адвоката Р. Николаева. Брак оказался неудачным. В 1881 году она уехала в Париж, где получила музыкальное образование, стала профессиональной певицей.

Одновременно много занималась рисованием, писала картины, овладевала искусством живописи. Начинала заниматься коллекционированием произведений русской и европейской графики, предметов народного быта.

В 1892 году вышла замуж за Вячеслава Николаевича Тенишева (1843-1903) - князя, богатого человека, крупного предпринимателя (акционера Брянского рельсопрокатного, железоделательного, механического завода), этнографа и социолога, придерживающегося либерально - демократических взглядов на развитее России, сторонника буржуазных реформ.

М.К. Тенишева получила возможность в полную меру проявить свои творческие способности, недюжинный талант художника и умного организатора - просветителя, одухотворенного идеей сохранения культурного наследия русского народа, собирания бесценных сокровищ народного творчества, предметов быта.

С 1892 г. по 1896 г. жила в Бежице. "Четыре года кипучей деятельности, полные осмысленного труда на заводе, пролетели как сон. Мне даже всегда было очень жаль уезжать на зиму в Петербург, отрываясь от дела. Не только я уже не боялась завода и его обитателей, но он стал дорог мне, как место моего крещения, как поле брани, где я отличилась и мне удалось стяжать славу, развернуться, выполнить все заветные мечты. А главное, что удовлетворяло моё самолюбие, - это сознание, что, придя туда последнею, после двадцатилетнего существования завода, мне удалось создать то, что давно уже должно было быть сделано. Гордость брала меня от сознания, что судьба отметила меня именно для этого. Я относилась к своему назначению с каким-то набожным чувством избранницы, до глубины души благодарная судьбе за выпавшее на мою долю счастье".

За период с 1892 по 1896 гг. в Бежице при участии и содействии М.К. Тенишевой:

  • в 1892 году была открыта платная школа для обучения детей обоего пола более обеспеченных родителей;
  • в 1893 году в женской школе, существовавшей с 1890 г., открылись ремесленные классы по рукоделию, кройке и шитью;
  • в 1893 году было открыто на собственные средства М.К.Тенишевой начальное училище с ремесленными классами в приспособленном здании.
  • 17 мая 1894 года состоялась закладка нового здания ремесленного училища. Тенишевы подарили часть своего парка, прилегающего к их дому, под застройку училища. Благодаря усилиям М.К. Тенишевой правление Акционерного общества выделило 100 тысяч рублей, а князь В.Н.Тенишев - 200 тысяч рублей для строительства здания.
  • В мае 1896 года состоялся первый выпуск школы ремесленных учеников имени М.К. Тенишевой.
  • М.К. Тенишевой была открыта народная столовая, построено специальное помещение с кухней, ледниками, позднее столовая была передана местному благотворительному обществу.
  • М.К. Тенишевой было создано потребительское общество (в противовес существующей системе "Квитков" акционерного общества), первыми пайщиками стали супруги Тенишевы, за ними потянулись рабочие. Торговля была организована в помещениях хозяйственных построек бежицкого дома князя Тенишева, доходы от всей торговли стали поступать в пользу потребительского общества, главным достижением было то, что товар продавался только свежий и по доступным ценам.
  • 23 мая 1894 года был открыт Дом общественного собрания. Княгиня выхлопотала у правления разрешение на передачу огромного дома В.Ф.Крахта площадью 297 кв. сажен общественному собранию. Портрет М.К.Тенишевой украшал здание общественного собрания вплоть до 1917 года.
  • По предложению М.К Тенишевой, благодаря её настойчивости, заводская земля стала сдаваться в аренду рабочим, которые пожелали бы построить дома для себя.

Её убедительным доводом было: "Построив свой дом, они сделались бы вечными и верными коренными работниками". Так началась плановая застройка улиц Бежицы индивидуальными домами рабочих и служащих. Мария Клавдиевна Тенишева оставила яркие воспоминания в книге "Впечатления моей жизни", изданной в Париже на русском языке в 1933 году. В книге одна из глав называется "Бежица", в ней рассказывается о жизни и деятельности М.К. Тенишевой в Бежице. В 1893 году Тенишевы приобрели Талашкино (ныне Смоленская область). Благодаря неутомимой деятельности, природной даровитости и таланту, прекрасным организаторским способностям М.К. Тенишевой, здесь на рубеже XIX-XX веков возник своеобразный центр художественной жизни России. В Талашкине бывали, плодотворно работали известные деятели культуры И.Е. Репин, А.Н. Бенуа, К.А. Коровин, М.А. Врубель, С.Б. Малютин, Н.К. Рерих, П.П. Трубецкой, И.Ф. Стравинский, С.П. Дягилев и др.

М.К. Тенишева открыла в Талашкине художественные мастерские, школу с шестилетним сроком обучения (во Фленове), школу в Сож, училище в дер. Бобыри, рисовальную школу в Смоленске (раньше это было сделано ею в Петербурге), выстроила театр, в 1900 году заложила церковь во Фленове, в оформлении которой принимал участие Н. К. Рерих. Постоянно занималась коллекционированием предметов русской старины, народного и декоративно-прикладного искусства, икон, крестов, вышивок, деревянной скульптуры, разнообразных изделий народного быта. Они составили основу музея в Талашкине. В Смоленске княгиней на собственные деньги было построено здание для музея "Русская старина", в котором разместились экспонаты, собранные за многие годы.

Будучи человеком состоятельным, меценаткой, М.К. Тенишева оказывала материальную и моральную поддержку молодым талантам, поощряла их творческие искания, приобретала для своей коллекции произведения их искусства. Благодаря ее пожертвованиям в России выходил один из лучших журналов начала двадцатого века "Мир искусства". Она умело пропагандировала русское искусство в России и Европе, устраивала выставки картин народного и декоративного искусства, предметов народного быта.

Ее деятельность на этом благородном поприще была прервана Октябрьской революцией. С 1919 года она находилась в эмиграции. Умерла 1 апреля 1928 года в Париже. Похоронена на кладбище Сэн-Клу.
В книге "Впечатления моей жизни", впервые изданной в нашей стране только в 1991 году, она писала: "Я люблю свой народ и верю, что в нем вся будущность России, нужно только честно направлять его силы и способности". Ему, народу, она посвятила всю свою жизнь, творческую деятельность, оставила добрый след в художественной культуре России.

Литература

  • Тенишева М.К. Впечатления моей жизни / М.К. Тенишева. - Л., 1991. - 285 с.
  • Исайчиков Ф. С фотокамерой по старой Бежице / Ф. Исайчиков. - Брянск, 1999. - 100 с.
  • Деханов В. Хотылевский "Пан" // Брянский рабочий. - 2006. - 14 марта.
  • Захарова Е. Ради хотылевского "Пана" Врубель уничтожил портрет жены // Брянские известия. - 2001. - 7 авг.
  • Исайчиков Ф.С. Ремесленное обучение - забота княжеская // Брянские известия. - 1996. - 25 июня.
  • Полозов И. Княгиня Тенишева о времени и о себе // Брянские известия. - 1997. - 20 мая.
  • Райчикова Н. Талашинская княгиня // Встреча. - 2001. - №6. - С. 34-37.
  • Мария Клавдиевна Тенишева // Мир библиографии. - 2001. - №1. - С. 129.
  • Третьякова Л. Смоленское княжество Марии // Вокруг света. - 2005. - №9. - С. 163-172.
  • Шарапин И. Русская жемчужина // Брянская учительская газета. - 2005. - 11 марта (№9). - С. 21.

И.Е.Репин, «М.К.Тенишева за работой»; 1897 год. Изображение с сайта wikiart.org

Свобода

Мария Тенишева (урожденная Пятковская, по отчиму фон Дезен) родилась в 1858 году в Санкт-Петербурге. Росла без отца, была обделена родительской любовью. Писала в мемуарах: «Я была одинока, заброшена. Моя детская голова одна работала над всем, ища все разрешить, все осознать».

Тем больше был интерес девочки к картинам, украшавшим стены: «Когда в доме все затихало, я неслышно, на цыпочках, пробиралась в гостиную, оставив туфли за дверью.

Там мои друзья – картины. Их много висит на стенах, одна к одной. В зале и столовой их тоже много, но они черные, неприветливые, пугают меня. На одной из них на черном фоне выделяется корзина с плодами и белое крыло большой подстреленной птицы: голова ее свесилась, перья взъерошены… Мне эту птицу очень жаль, не хочется глядеть. На другой – огромная рыба лежит на столе, окруженная виноградом. Рот у нее открыт, ей, верно, больно… Тоже неприятно.

В гостиной – другое дело. Там все картины веселые, цветистые… Моя любимая, всегда останавливающая мое внимание, представляет заснувшую в кресле даму у туалетного стола. Стол весь отделан тонкими кружевами, на столе много, много интересных вещиц, так и хочется в руки взять. На шлейфе атласной юбки дамы лежит черненькая собачка, но она не спит, сторожит хозяйку…

Там были и другие картины: женские головки, какие-то святые с глазами, поднятыми к небу, пейзажи с яркими закатами, замки. Все эти картины возбуждали во мне удивление, а трогала меня одна: широкий, цветущий луг, вдали лес и река, небо такое прозрачное… Она вызывала во мне тихую грусть, манила туда, в леса и луга. Я всегда вздыхала, глядя на нее. С нее всегда начинался мой обход, ею и кончался. Проходили незаметно счастливые часы, много неясных мыслей мелькало в голове, много вопросов…

М.К.Тенишева. Фото нач. 1890-х гг. Фото с сайта va-brk.narod.ru

Я думала: как это может человек сделать так, как будто все, что я вижу, – настоящее, живое? Какой это должен быть человек, хороший, умный, совсем особенный? Как бы мне хотелось такого знать… Этих хороших, умных людей называют художниками. Они, должно быть, лучше, добрее других людей, у них, наверное, сердце чище, душа благороднее?».

Будучи совсем юной, шестнадцати лет от роду, Мария вышла замуж за некого Рафаила Николаевича Николаева, не оставившего, впрочем, след в истории. Да и сам брак вышел быстротечным. Не удивительно – ведь он был совершен не по любви, а для того, чтобы предоставить юной женщине свободу. В то время подобное практиковалось.

А.П.Соколов, портрет Марии Клавдиевны Тенишевой; 1898 год. Изображение с сайта wikipedia.org

Тенишева писала: «Он — высокий, белокурый, чистенький, 23-х лет, женственный, бывший правовед. Мы несколько раз с ним виделись. Он сделал мне предложение.

Когда меня спрашивали, люблю ли я жениха, я отвечала: «Не по хорошу мил, а по милу хорош». Я не знала, что такое любовь. Я любила в нем мою мечту, но он нравился мне, казался порядочным, а главное, что привязывало меня к нему, это – сознание, что он причина перемены моей жизни, что замужество является символом свободы и что прошлое кончено навсегда».

Итак – скороспелый брак, материнство. В скором времени Мария Клавдиевна вместе со своей дочерью уезжает в Париж, где берет уроки пения у блиставшей в то время Матильды Маркези. Затем – она возвращается на родину, и знакомится с Вячеславом Николаевичем Тенишевом. Венчались они 1892-ом году, и вот тогда началась новая, совершенно новая жизнь

Новая жизнь

Князь Вячеслав Тенишев был крупным предпринимателем-промышленником. В средствах не стеснялся, за невестой ухаживал красиво. О своем свадебном путешествии Тенишева вспоминает: «У Вячеслава был свой собственный пароход, построенный на Бежицком заводе. Мы сели на «Благодать» в двенадцать часов дня… Местами водное пространство незаметно суживалось, чувствовались берега, заросшие кустами, окутанные бледно-зеленой дымкой. Искрящаяся мелкая рябь на воде ослепительно блестела на солнце, и теплый ветерок ласково щекотал лицо. Мы были прикованы этим зрелищем. Для слов и восторга не было места».

Леон Жозеф Флорантен, портрет князя В.Н. Тенишева; 1896 год. Изображение с сайта dic.academic.ru

После заключения брака Вячеслав Николаевич купил имение Хотылево в Брянском уезде Орловской губернии. Здесь Мария Клавдиевна впервые пробует себя в роли благотворительницы. Она организует одноклассную школу, а также ремесленное училище, столовую и рабочий клуб при Бежицком рельсопрокатном, железоделательном, сталелитейном и механическом заводе.

Нужно сказать, что Мария Клавдиевна с супругом жили вне столиц (и Москвы и Петербурга) не только по собственному желанию. Родственники Вячеслава Николаевича его супругу – разведенную жену и бесприданницу – не признали, и в родословную князей Тенишевых Мария Клавдиевна вписана не была. Так что светская жизнь, жизнь в центре, была для нее в определенном смысле закрыта. Ну что ж, Тенишева создала собственный центр притяжения.

Марфа-Посадница: центр художества

Княгиня Тенишева позирует скульптору П.П.Трубецкому, 1898 год. Фото с сайта va-brk.narod.ru

Круг ее общения, однако, составляли вовсе не сталелитейщики, а богемная элита того времени. Она водит близкое знакомство с Васнецовым, Врубелем, Малютиным, Бенуа. Уже через год после свадьбы Вячеслав Николаевич дарит своей любимой супруге село Талашкино, расположенное в двадцати километрах от Смоленска. В полутора километрах от Талашкино, во Фленове, новая хозяйка организует художественные мастерские, за что Николай Рерих назвал ее «настоящей Марфой-Посадницей», и утверждал, что Тенишева – «созидательница во всех своих проявлениях». Он пишет Марии Клавдиевне: «Только на почве таких центров с их чистою художественною атмосферою, с изучением исконного народного творчества, с примерами отборных образцов художества может расти истинно национальное наше искусство и занимать почётное место на Западе. От всего сердца позвольте сказать Вам — слава, слава!»

Тургенев же в одном из разговоров признавался Тенишевой: «Эх, жаль, что я болен и раньше вас не знал. Какую бы интересную повесть я написал».

Гости в Талашкино. Слева направо пятая сидит княгиня М. К. Тенишева. Фото 1899 года с сайта va-brk.narod.ru

Тенишева не скрывает причин, в силу которых она решилась на создание мастерских. Причины сугубо миссионерские: «За границей все воспето, все изучено, иллюстрировано, издано, нам же, русским, поучиться негде и не на чем. До сих пор в России, у которой нет ни художественных изданий, где целые периоды русского искусства не нашли своих историков, а произведения выдающихся представителей русского мастерства еще не изданы, – до си пор находятся люди, издающие за громадные деньги давно прославленные иностранные шедевры… Что мне иностранные мадонны XIII века? Что мне мраморные капители? Что мне затейливые произведения Бенвенуто Челлини?»

М.К.Тенишева и И.Е.Репин на этюдах в Талашкине, 1890-е годы. Фото с сайта va-brk.narod.ru

Основным промыслом, который возрождался в тенишевской мастерской, был промысел эмалевый. Тенишева сама была признанным художиком-эмальером. Вместе с помогавшем ей художником Жакеном, Тенишева получила более 200 тонов эмали, что позволило поднять эмалевую живопись на уровень масляной, а Обществу изящных искусств в Париже, Союзу декоративно-прикладного искусства в Париже и Археологическому обществу в Риме избрать Марию Клавдиевну в свои члены.

Фото с сайта drevodelatel.ru

Кроме того, Тенишева прославилась как собирательница. Ее интересовали исключительно предметы русской старины, но зато на этом поприще она достигла завидных успехов.

Подушки с традиционной смоленской вышивкой в интерьерах усадьбы Талашкино, фото 1905 года.Фото: humus.livejournal.com

Изделия мастерских усадьбы Талашкино, фото 1905 года. Фото с сайта drevodelatel.ru

Ну и, конечно же, традиционная благотворительность. Мария Клавдиевна вспоминала: «Продолжая мои любимые занятия, я принимала горячее участие во всех предприятиях Киту, усердно во всем помогая ей. В это лето Киту (ближайшая подруга Тенишевой Екатерина Святополк-Четвертинская – авт.) задумала открыть в Талашкине школу грамоты. Надо было найти подходящее для этого помещение. Строить было долго, нетерпение брало скорей привести в исполнение задуманное дело. В конце усадьбы был довольно подходящий домик, выстроенный когда-то для егеря. По упразднении охоты он стоял долгое время пустым. И наш выбор остановился на нем. Понадобились парты, учебные пособия, обстановка учителю. Все это понемногу нашлось, даже учитель, Коненков Степан Ефимович.

Изделия мастерских усадьбы Талашкино, фото 1905 года. Фото: humus.livejournal.com

Дело быстро наладилось. Ребятишек сразу набралось человек тридцать. Мальчики шли охотно учиться, но девочек заманить никак не удавалось – боялись. Придет, бывало, походит с недельку и больше глаз не кажет. Чтобы их приручить, мы установили уроки рукоделия. Накупим, бывало, цветистого ситцу, накроим сарафанов по росту тех девочек, которые будут по ним учиться шитью. Это понравилось. Казалось уже, они стали поддаваться, но как только сарафан был у нее на плечах, конечно, сшитый с нашей помощью, девочка снова пропадала».

Что поделать – добрые дела начинаются тяжело.

«Придите, владейте, мудрые»

В 1905 году в центре Смоленска, рядом с домом Тенишевой, возникает своего рода филиал талашкинского центра – музей «Смоленская старина». Для него выстроено специальное здание по мотивам русских народных сказок. А в 1911 году Тенишева, по примеру многих русских меценатов, передает свою коллекцию государству. К этому событию Мария Клавдиевна лично изготовила эмалированное блюдо с памятной надписью: «Московскому археологическому институту. Придите, владейте, мудрые. Блюдите скрытню сию и да будут во веки сокровища во граде Смоленске на служение народу русскому. Блюдо сие построила трудами своими княгиня Мария Тенишева в лето 1911 года». А директор Московского археологического института Александр Успенский выступил с проникновенной речью: «Если музей есть гордость Смоленска, то женщина, проявившая такую любовь к просвещению, – есть гордость всей России».

Увы, Мария Клавдиевна сразу же столкнулась с традиционным хамством русского чиновничества. Стоило ей перестать быть собственницей, «хозяйкой», как отношение к ней резко поменялось. Тенишевой приходится отстаивать свои права во всем, вплоть до досадных мелочей. Она, в частности, пишет: «До устройства в городе Смоленске правительственной телефонной сети у меня существовало телефонное сообщение из города Смоленска с имением моим Талашкино, отстоящим от Смоленска в 18 верстах. С открытием же действия телефонной сети в 1894 году мною безвозмездно была отдана почтово-телеграфному ведомству телефонная линия и включенный в проводе телефонный аппарат.

Отправляла прошение: «Уменьшить плату, а именно поверстную с 15 рублей до 10, а абонентскую с 75 рублей до 60, так как абонент не есть коллектив, а для личного пользования и распоряжений, касающихся моих служащих… Разрешить в имении моем установить взамен второго казенного аппарата, за который взимается плата 50 рублей, собственный за плату 10 рублей и, кроме того, установить свою собственную подстанцию от 4 до 5 номеров».

Современное фото здания музея. Фото с сайта slavyanskaya-kultura.ru

И получала ответ: «Ввиду того, что никаких льгот в пользовании правительственными телефонными сетями ни для кого не допускается, Главное управление не может отступить для отдельных лиц от утвержденных условий пользования Смоленской сетью».

То, что совсем недавно этот телефон был собственностью Тенишевой, в расчет, ясное дело, никто не принимал.

Государь был доволен

Государь Николай Второй с августейшей супругой, детьми и свитой в Смоленске, 1912 год.Фото с сайта smolcity.ru

Сам же Николай отметил в дневнике: «Город хорошо расположен и имеет красивые гористые окрестности. Мы объехали все главные улицы, посетили древний Успенский собор, новый бульвар вдоль старых городских стен, исторический музей, устроенный кн. Тенишевой и Дворянское собрание».

Государь был доволен.

Прерванная работа

М.К. Тенишева в эмиграции, 1920-е годы. Фото с сайта russkiymir.ru

В 1919 году Мария Клавдиевна Тенишева оставила Россию. Муж ее к тому времени уже скончался, она ехала в сопровождении своей подруги и сподвижницы Екатерины Святополк-Четвертинской, верным помощником В. Лидиным и горничной. Поселилась в хорошо известном ей Париже, написала книгу воспоминаний. Скончалась в 1928 году там же, в пригороде Сен-Клу. В некрологе, написанном И. Я. Билибиным, говорилось: «Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много».

Могила княгини Марии Клавдиевны Тенишевой на кладбище Ля Сель Сен-Клу. Фото с сайта vkononov.ru

На превью статьи: Портрет М.К.Тенишевой кисти И.Е.Репина, 1898 г.

Русская дворянка Тенишева Мария Клавдиевна, биография которой будет описана в этой статье, в девичестве носила фамилию Пятковская. Она являлась видным общественным деятелем, педагогом и меценатом. Она также известна как творческая натура, художник-эмальер и коллекционер предметов искусства. Тенишева Мария Клавдиевна основала Петербуржскую художественную студию, Музей русской старины в городе Смоленске, Рисовальную школу (тоже в Петербурге), Бежицкое ремесленное училище, а также художественно-промышленные мастерские в имении Талашкино, которое принадлежало ей.

Тенишева Мария Клавдиевна: краткая биграфия

Конечно же, повествование о жизни того или иного человека начинается с точной даты его рождения. К сожалению, в истории не сохранилась информация о том, в каком именно году появилась на свет будущая талантливая художница, поскольку она была незаконнорожденной, хоть и столичной дворянкой. Никто сегодня не знает, какая фамилия ее родного отца. После замужества она приняла фамилию мужа и стала именоваться Тенишева Мария Клавдиевна. Дата рождения ее - 20 апреля, а вот год указывается приблизительно, между 1865-1867 гг. Кстати, есть предположения, что ее отцом мог быть сам император Российский Александр Второй. По всей видимости, именно из-за этого так сильно окутана тайной история ее рождения.

Несчастливое детство

Ее мать Мария Александровна вышла замуж за Клавдия Стефановича Пятковского и носила его фамилию. Вторым отчимом маленькой Маши был М. П. фон Дизен - очень состоятельный человек, которому принадлежали несколько домов как в Санкт-Петербурге, так и в Москве. Мать не относилась к дочери с нежностью и заботой, и девочке приходилось всегда быть настороже, чтобы не навлечь на себя ее недовольство, в результате чего могло последовать строгое наказание и даже побои. Девушка росла легкоранимой и замкнутой, ее можно было задеть одним только взглядом. К тому же она долго держала обиду в себе и не могла прощать. Вместе с тем она была очень сильной и волевой натурой, самостоятельной и деятельной. Она мечтала о другой жизни, противоположной той, какая у нее была в доме отчима.

Образование

До 1869 года будущая княгиня Мария Клавдиевна Тенишева обучалась в домашних условиях под бдительным надзором француза-гувернера. Однако, узнав о недавно открывшейся первой в России женской гимназии, где практиковалось обучение девочек по программе мужских училищ, она решила сдать экзамены и поступила. Основательницей гимназии была М. Спешнева. Учеба юной Маше давалась легко, и она вскоре стала одной из первых воспитанниц данного учебного заведения.

Первое замужество

В 1876 году Мария вышла замуж. Ее мужем стал правовед Р. Н. Николаев. Через год у нее родилась дочь, Мария Рафаиловна - будущая баронесса фон дер Остен-Сакен. Однако брак этот был недолговечным и вскоре распался. После в своей автобиографической книге “Тенишева Мария Клавдиевна: впечатления моей жизни” она писала, что причиной развода была несовместимость их натур с мужем.

Париж

Когда малышке было 4 года, Мария Клавдиевна ушла из дома, забрав с собой дочь. Она отправилась в Париж, где стала заниматься вокалом в музыкальной школе М. Маркези. А в это время за Машей ухаживала верная служанка Лиза, которая останется с ними до конца жизни. Вскоре Париж для Марии Клавдиевны Тенишевой становится очень родным городом, здесь она чувствует себя как рыба в воде. Здесь ей все близко и понятно. Она ведет светскую жизнь, знакомится с творческими людьми. В музыкальной школе она встречает Шарля Гуно. Круг ее знакомств растет с каждым днем. Среди ее друзей оказывается также Иван Тургенев. Художник также рад, что его приняла в круг своих друзей Тенишева Мария Клавдиевна. Портрет ее он пишет под первым впечатлением, которое она на него оказала.

Первая встреча с Талашкино

Два года пожив в столице Франции, будущая княгиня возвращается в Россию и отправляется в имение к своей подруге детства Кити. В Талашкине ей очень нравится, несмотря на то, что в здесь нет ничего примечательного. Ей нравится родная природа, холмы, перелески и поля. Немного отдохнув, она вместе с подругой вновь отправляется в Париж, ведь ей нужно доучиться в вокальной школе. Во французской столице они начинают самостоятельно заниматься историей искусств, посещают различные музеи, галереи и т. д. В Лувре Тенишева Мария Клавдиевна знакомится с художником Жильбером и начинает брать у него уроки рисования. Именно в этот период она начинает увлекаться эмалями.

Начало общественной деятельности

В 1887 году, вновь приехав в Талашкино, подруги открывают училище для крестьянских деток. Они решили не только учить их грамоте, но и приобщить к ремеслам и дать им возможность добиться успеха в жизни. Тенишева была настоящей патриоткой, и ей очень хотелось каким-то образом способствовать процветанию своей страны. Возможно, это в ней говорила кровь ее венценосного отца?

Поиски себя

Через год у Марии Клавдиевны Тенишевой завязывается знакомство с Константином Станиславским. Она решает попробовать себя и на театральном поприще. Будучи одаренной от природы, она начинает делать успехи, и великий режиссер дает ей возможность проявить себя в качестве актрисы в театральной постановке “Баловень” на сцене театра “Парадиз”. Однако изобразительное искусство берет верх, и она продолжает свои занятия по акварели у Н. Голицинского, а затем поступает в училище барона Штиглица в рисовальный класс. Вращаясь в творческих кругах, она знакомится с молодым художником И. Е. Репиным, а затем с Александром Бенуа, с которым ее свел брат художника Альбер.

Второе замужество

В 1892 году она выходит повторно замуж и теперь выходит в высший свет как княгиня Мария Клавдиевна Тенишева. Меценат, предприниматель, ученый и просто большой души человек, Вячеслав Николаевич поддерживает все начинания своей женушки. Вскоре он основывает знаменитое Тенишевское училища в Санкт-Петербурге. Замужество с человеком такого высоко полета дало ей много преимуществ и открыла такие возможности, о которых она и не мечтала. Однако она их использует не для личного процветания, а во благо развития отечественного искусства. Это и говорит о том, что Мария Клавдиевна Тенишева - меценат в самом прямом понимании этого слова.

Жизнь в Бежице

Ее мужу принадлежал Брянский рельсопрокатный завод, которым находился в Бежице. Приехав сюда, в свое имение, Мария Клавдиевна начинает заниматься просветительской деятельностью. Конечно же, ей в этом очень много помогал ее муж. Без его капитала ей не удалось бы сделать и крупицы задуманного. Кроме этого, он был очень мудрым, уважаемым в научных кругах человеком, и ей очень помогал советом. В.Н. Тенишев получил международное признание в качестве ученого-социолога и этнографа, автора ценных научных трудов. Однако в России он находился под тайным надзором властей, которых настораживали его свободолюбивые взгляды, а также несогласие с политикой государства, с которыми он время от времени делился в узких прогрессивных круга. А в это время его супруга, ничего не понимающая в политике, чувствовала, что ей нужно развивать таланты людей, которым не по средствам выдвинуться и заявить о себе миру. В ее доме постоянно собирались бедные художники, артисты и певцы, одним словом, люди искусства. Однако все это раздражало князя, он терпеть не мог проявления “богемности”, ему не нравились предметы старины, и он не понимал, как можно тратить средства на приобретение предметов искусств для личной коллекции. Однако было нечто, что объединяло этих двух таких разных людей - любовь к музыке и к просветительству. Тенишев прекрасно играл на виолончели и дружил со многими известными музыкантами.

Знакомство с Чайковским

В 1892 году, благодаря Вячеславу Константиновичу, Тенишева Мария Клавдиевна познакомилась с великим Чайковским. Однажды в их доме на Английской набережной в Санк-Петербурге княжеская чета устроила вечер в честь композитора, а сама княгиня решила исполнить специально для него романсы Чайковского. Великий музыкант был в восторге от ее пения и бросился ей аккомпанировать. Вечер быль удивительно хорошим, и композитору не хотелось уходить, он даже опоздал в оперный на репетицию «Иоланты».

Тенишева Мария Клавдиевна: Талашкино, преображение

Екатерина Святополк-Четвертинская была владелицей этого имения. Она с радостью согласилась продать его мужу своей подруге, князю Тенишеву, а тот, в свою очередь, сделал супруге царский подарок на именины. Вместе с тем Кити получала разрешение пожизненной ренты и осталась жить в имении. С этого дня Талашкино преображается до неузнаваемости. Здесь деятельная женщина основывает маслобойное производство, для которого привозит высококлассную технику из-за рубежа. На этот раз княгиня доказывает себе и окружающим, что может быть не только богемной, творческой и романтичной, но и великолепным бизнесменом. Вся продукция с фабрики импортируется в обе российские столицы - Москву и Санкт-Петербург, а также в Париж. По всему имению начинается грандиозная стройка. Возводятся обширные оранжереи, паровая мельница, вольеры для животных, различные мастерские, в том числе и для ремонта сельхоз техники. Прибывшие на работы в Талашкино рабочие начинают строительство собственного жилья. Все свое время Тенишева Мария Клавдиевна проводила в имении, она привезла для себя из Парижа автомобиль и разъезжала на нем по своим владениям. Затем сюда из Хотылева переводится конный двор, состоящий из 50 лошадей. Для лошадей проводится водопровод с горячей водой. А коневоды приглашаются из Англии. Позже рядом с конезаводом строится манеж для проведения скачек и ложи.

Расширение владений

Тенишева Мария Клавдиевна, семья которой только изредка собирается в Талашкине, нашла для себя новое занятие. Она стала скупать близлежащие села и хутора. Основывала школы, строила общежития. Скоро о школе в Фленово стала говорить вся округа. Время от времени она наведывалась в Петербург. Здесь в их собственном доме она основала рисовальную школу. Сюда приходили учиться молодые талантливые ребята, желающие поступить в Академию Художеств. Среди учеников были М. Добужинский, З. Е. Серебрякова, С. В. Чехонин, сын Репина Юрий, А. Погосская, М. Чемберс-Билибина и др. Школой по просьбе княгини руководит сам Илья Репин.

Посвящения

Друзья-искусстоведы, которым она покровительствовала в начале карьеры и с которыми у нее завязалась дружба, стали посвящать ей произведения. Так, композитор А. С. Аренский написал ноты для романса «Ландыш», а слова к ним сочинил П. И. Чайковский. Художник предлагает княгине свои услуги в деле систематизации Тенишевской коллекции рисунков и акварели. Он также рисует множество картин с видами Талашкинского имения. 1896 год был особенным для семьи Тенишевых. На Всероссийской выставке были представлены Брянский завод и Бежицкая ремесленная школа, принадлежащие князю и княгине. Они были удостоены высочайшей царской благодарности.

И снова Париж

Сколь бы Мария Клавдиевна не любила Россию, тем не менее Париж был именно тем городом, где она чувствовала себя наиболее комфортно. И вот после долго перерыва она вновь оказывается в любимом городе. Здесь ее снова тянет на учебу и она поступает в Академию Жюльена. В классе Б. Констана она продолжает свои занятия живописью и рисунком. Здесь она встречает оказавшегося в бедственном положении, и помогает ему. Кроме этого, она покупает большую часть графических работ художника. А меж тем в России назревают революционные волнения, и ее рисовальную школу начинают подозревать в организации различных сборищ. Из-за этого между ней и директором школы, Репиным, получается конфликт, однако Репин, не желая терять школу, решает эту проблему с властями. В том же году еще одна рисовальная школа открывается в Смоленске. Помещением для творческой мастерской служит дом Е.К. Святополк-Четвертинской, а руководителем назначается один из учеников И. Репина А. Куренной.

Коллекционирования и выставки

1897 году в Петербурге открывается выставка, на которой на суд посетителей выставляются акварели и рисунки из коллекции Марии Тенишевой. О выставке говорит весь петербургский бомонд. И вот ее почитает своим вниманием сам Третьяков. Он предлагает княгине выкупить несколько картин, но та отказывает ему, объясняя свой отказ нежеланием терять целостность коллекции. Кстати, в конце концов она предлагает свою коллекцию Русскому музею, который должен был вскоре открыться. Но ей говорят, что могут взять только картины русских художников. В то же время князь В. Н. Тенишев получает правительственное назначение в качестве генерального комиссара и заведующего русским отделом на Всемирной выставке в Париже. А его супруга вместе с меценатом и руководителем петербуржской балетной труппы Сергеем Дягилевым - в Финляндию, для организации совместной художественной выставки.

Журнала «Мир искусства»

В самом начале 20-го века Мария Тенишева и Сергей Мамонтов создают новый культурный журнал - “Мир искусств”. Именно к этому периоду относится портрет княгини, написанный Серовым и который хранится в Смоленском музее. В ходе работы над журналом она знакомится с выдающимся фотографом своего времени И.Борщевским. И они начинают ездить по старинным русским городам и фотографировать для журнала местные достопримечательности.

Эмальерное искусство

Через некоторое время после создания журнала она возвращается к своей старинной страсти - эмальерному искусству и основывает специальную художественную школу в Смоленске. Мастера, которые участия в ней начинают оформлять церковь, построенную на средства семьи Тенишевых. Для этого также был построен кирпичный завод.

Дальнейшая деятельность

За последующие несколько лет было столько сделано Тенишевой для развития российской культуры, что все не перечесть. Открывались выставки, музеи, давались концерты, и многое другое. В Москве был создан магазин “Родник”, где продавались изделия, производимые в талашкинских мастерских. Дом Тенишевой в Талашкине всегда полон знаменитостей. Сюда даже приезжает сам Вследствие революции 1905 года талашкинские мастерские закрываются, княгиня перестает финансировать журнал “Мир искусств”, и он тоже закрывается. Мария Клавдиевна, забрав свою драгоценную коллекцию, отправляется в Париж и там организует выставку. Живя во французской столице, она продолжает заниматься эмальерным искусством. В 1907 году, вернувшись в Россию, она узнает, что ей присвоено звание почетного гражданина Смоленска. В 1912 году Тенишевский музей почтил своим посещением император всея Руси Николай Второй.

Первая Мировая

В 1914 году, с началом войны, в Смоленске открывается военный госпиталь. Мария Клвдиевна не может оставаться безучастной и сама работает в нем, а ее автомобиль служит для перевозки раненых. Николай Второй приезжает в лазарет, чтобы поприветствовать и наградить армейцев. Император высоко оценил патриотизм княгини и поблагодарил ее за служение родине. В 1915-1916 гг. Тенишева работает над диссертацией и защищает ее. Приближается Октябрьская революция. Культурная жизнь в стране замирает, и Тенишева испытывает сильнейшую депрессию. Затем был октябрь, и ей с группой приближенных людей пришлось бежать на юг страны, откуда она переправилась во Францию, где жила до 1928 года.

Эпилог

В ее уютный домик стали приезжать многие из известных людей искусства. Именно в этот период она стала работать над своей книгой, о которой упоминалось в начале нашей статьи. Умерла княгиня Тенишева в 1928 году на чужбине, но в своем любимом городе. Она так больше и не увидела любимую Россию-матушку. Ее парижский дом называли малым Талашкиным.


1 июня (по старому стилю – 20 мая) исполняется 150 лет со дня рождения выдающейся женщины, чей вклад в развитие русской культуры сложно переоценить. Княгиня Мария Тенишева была коллекционером, меценатом, общественным деятелем и художником-эмальером. Тургенев сожалел о том, что не успел написать о ней повесть, она позировала Репину, Серову, Коровину и Врубелю. Современники называли ее «героиней нашего времени» и «гордостью всей России», а в наши дни ее имя вряд ли известно большинству и незаслуженно забыто.



Мария Клавдиевна Тенишева, урожденная Пятковская, появилась на свет в знатной семье, но была незаконнорожденной. По слухам, ее отцом мог быть император Александр II. Ее мать вышла замуж после ее рождения, и поэтому в семье отчима ее не признали. Мария ни в чем не нуждалась, но была полностью предоставлена самой себе. Позже в своих воспоминаниях она написала: «Я была одинока, заброшена. Когда в доме все затихало, я неслышно, на цыпочках пробиралась в гостиную, оставив туфли за дверью. Там мои друзья-картины...».



После окончания гимназии Мария вышла замуж за правоведа Рафаила Николаева и родила ему дочь, но счастлива в браке не была, так как супруги не любили друг друга. Позже Мария назвала этот брак «душной скорлупой», ведь «все было так серо, обыденно, бессодержательно». Муж был равнодушен ко всему на свете, кроме игры в карты. Спустя 5 лет Мария продала часть мебели и на вырученные деньги вместе с дочерью уехала за границу.



В Париже она начала посещать вокальную школу, обнаружив меццо-сопрано редкой красоты. Ее наставница прочила ей карьеру оперной певицы, но Мария решила, что сцена – не для нее: «Пение? Это – забава… Не этого хочет моя судьба». За границей она также брала уроки изобразительного искусства, много времени проводила в музеях и за книгами.



Через год Мария вернулась в Россию. Муж отобрал дочь, отдав ее в закрытое учебное заведение, и презрительно отзывался о творческих успехах жены: «Я не желаю, чтобы мое имя афиши трепали по заборам!». А дочь постепенно отдалилась от матери, так и не простив ей того, что она решила уйти из семьи во имя самореализации.



В сложные времена на помощь пришла подруга детства – Екатерина Святополк-Четвертинская, пригласившая ее в свое родовое поместье Талашкино. С тех пор жизнь Марии круто изменилась. Там она познакомилась с князем Вячеславом Тенишевым – предпринимателем, меценатом и общественным деятелем. Несмотря на значительную разницу в возрасте, они почувствовали друг в друге родные души и вскоре обвенчались.



Вместе с супругом княгиня переехала в Бежецк, где у Тенишева был крупный завод. Мария Клавдиевна стала попечителем местной школы, затем основала еще несколько школ, организовала общественную столовую и театр, открыла ремесленные училища для детей рабочих. Позже семья переехала в Санкт-Петербург, где в доме Тенишевых был организован музыкальный салон, в котором бывали известные композиторы.



По совету Ильи Репина Тенишева открыла студию-мастерскую, где готовили студентов для поступления в Академию художеств. Княгиня также стала сооснователем журнала «Мир искусства», спонсируя выставки мирискусников. Параллельно она занялась коллекционированием, многие картины княгиня позже передала в Русский музей. В 1893 г. она приобрела имение в Талашкино и превратила его в культурный центр, не уступающий мастерским в Абрамцево. Здесь бывали Репин, Бакст, Врубель, Серов и другие известные художники.





На хуторе Фленово возле Талашкино княгиня открыла школу для деревенских детей, в которой преподавали лучшие учителя. Новую школу и ряд учебно-хозяйственных мастерских открыли и в Талашкино. Там занимались обработкой дерева, чеканкой по металлу, керамикой, вышивкой и т. д. Заказы на произведения талашкинских мастеров поступали даже из-за границы. Княгиня увлеклась эмалью и целыми днями проводила в мастерской, загоревшись идеей возродить эмалевое дело. Ее работы экспонировались за границей и пользовались большим успехом.



В 1903 г. умер муж Тенишевой, а вскоре погибли и все ее любимые детища. После революции жизнь в «русских Афинах», как называли Талашкино, прекратилась. В построенной княгиней и расписанной Рерихом церкви хранили картошку, гробницу Тенишева разорили, мастерские закрыли. Об этих днях она писала: «Нет сомнения, это была стихийная буря, пролетевшая над Россией. Слепые, бессовестные люди… Это те, которые ратуют за народ, кричат о благе народа – и разрушают с легким сердцем то немногое, те редкие очаги культуры, которые создаются единичными тяжелыми усилиями отдельных лиц».



В 1919 г. княгине пришлось покинуть страну. Последние годы своей жизни она провела в эмиграции, продолжая работать над эмалями, несмотря на тяжелую болезнь. Мария Тенишева умерла в 1928 и была похоронена во Франции, а на родине эмигрантку предали забвению.



На хуторе Фленово княгиня Тенишева вместе с Рерихом построила уникальный , отреставрированный в 2016 г.


Тенишева Мария Клавдиевна (20.V.1863, по другим данным 1864, Петербург – 1.IV.1928, Париж), выдающаяся деятельница русской и европейской культуры, коллекционер, меценат, художник, педагог, исследователь древних эмалей и инкрустаций, создатель художественного Талашкина близ Смоленска.

Тенишева начала свой путь в искусстве как оперная певица, окончив в Париже студию М. Маркези. Была знакома с И.С.Тургеневым, А.Г. Рубинштейном, П.И. Чайковским. В 1892 г. вышла замуж за князя В.Н. Тенишева, круг ее интересов расширился. Увлекаясь коллекционированием, Тенишева собрала уникальную коллекцию русской и зарубежной графики, часть которой подарила Русскому музею (1898 г.).

В те же годы она начинает составлять коллекцию декоративно-прикладного и народного искусства в своем смоленском имении Талашкино. Большой раздел собрания представляли памятники древнерусского искусства, начиная с домонгольского периода. В 1905 г. коллекции были перевезены в Смоленск, в 1907 г. показаны в Лувре, а в 1911 г. подарены Смоленску (смоленскому филиалу Московского археологического института). Увлекаясь стариной, Тенишева собрала ценнейшую коллекцию древних эмалей и инкрустаций, которая послужила ей для написания диссертации на эту тему, защищенную в 1916 г. и изданную в 1930 г. в Праге. Этот научный труд до настоящего времени не утратил своего значения; занимаясь еще и творческой работой в области эмалей, она впервые сформулировала многие законы древних эмалей.

Тенишева была крупнейшим меценатом своего времени. Она покупала произведения молодых художников, поддерживала их материально. М.А. Врубель, А.Н. Бенуа, С.В. Малютин, Н.К. Рерих были отмечены ее вниманием. Издавала журнал "Мир искусства", устраивала международные выставки. На свои средства открыла в Петербурге бесплатную рисовальную студию под руководством И.Е. Репина, которую окончили многие впоследствии выдающиеся художники.

Созданная в Талашкине художественная атмосфера привлекала к нему многих художников, которые нашли здесь прекрасные условия для работы и отдыха. Но вклад Талашкина в русскую культуру не ограничивается только искусством. На хуторе Фленово Тенишева устроила образцовую сельскохозяйственную школу, пригласив сюда профессора Р.Э. Регеля, разработав уникальную программу сельскохозяйственного образования. В Талашкине были организованы художественные мастерские, приглашены талантливые художники, создан театр.

Лит.: Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. – Л., 1991; Журавлева Л.С.: 1) Княгиня Мария Тенишева. – Смоленск, 1994; 2) Талашкино. – Смоленск, 1995.

Л.С. Журавлева


Тенишева Мария Клавдиевна , коллекционер, меценат, художник, музейный деятель.

Из состоятельной дворянской семьи (урожденная Пятковская, по первому браку Николаева). Воспитывалась матерью, Марией Александровной Пятковской (во втором браке фон Дезен). Училась в частной гимназии М.П. Спешневой, затем в оперной студии М. Маркези в Париже. Обучалась живописи в Академии Жюльена в Париже и в Центральном училище технического рисования барона Штиглица в Петербурге. Окончив Московский археологический институт (Смоленское отделение), получила звание «ученый археолог» (1916г.).

Начало благотворительной деятельности Марии Клавдиевны положил ее второй брак с одним из богатейших предпринимателей России - князем В.Н. Тенишевым (1892), финансировавшим разнообразные начинания своей супруги. По инициативе Марии Клавдиевны были организованы ремесленное училище и шесть начальных школ в Бежице (в то время - Брянский уезд Орловской губ., ныне район г. Брянска), а также образцовая сельскохозяйственная школа на принадлежавшем ей хуторе Фленово (Смоленский уезд).

В Петербурге Мария Клавдиевна открыла и содержала рисовальную студию (1894-1904 гг.), в Смоленске - рисовальную школу (1896-1899 гг.). В 1898-1899 гг. финансировала журнал «Мир искусства». В приобретенном в 1893 г. имении Талашкино (Смоленский уезд) Мария Клавдиевна устроила художественный центр, где были созданы художественные мастерские, театр, жили и работали многие выдающиеся деятели культуры.

С начала 1890-х гг. увлеклась коллекционированием русских древностей, предметов церковной старины, произведений декоративно-прикладного искусства и народного творчества, из которых в Талашкине при участии И.Ф. Барщевского в конце 1890-х гг. возник историко- этнографический музей.

С помощью А.Н. Бенуа собрала коллекцию графики отечественных и зарубежных мастеров, в 1897 г. экспонировавшуюся в Петербурге и в 1898 г. частично переданную Русскому музею. Принимала участие в археологических раскопках, нередко финансируя их.

Изучала историю эмалевого дела, сама создала ряд произведений эмальерного искусства. Участвовала в деятельности функционировавших на Смоленщине исследовательских организаций (была почетным членом церковно-археологического комитета, ОИСГ, губернской ученой архивной комиссии). Почетная гражданка Смоленска (1911 г.). После событий Октября 1917г. эмигрировала во Францию.


Сочинения: Бронзовая эмалевая чаша I-II веков, найденная в Римском погребении города Намюра. - М., 1912; Впечатления моей жизни.-Париж, 1933; Л., 1991; Эмаль и инкрустация.-Прага, 1930.


Источники: Археологический и этнографический музей княгини М.К. Тенишевой в селе Талашкине, близ Смоленска//Исторический вестник, 1901, т. 86, с. 375, 376; Княгиня М.К. Тенишева и основанный ею «Историко-этнографический музей» в Смоленске//Нива, 1911, № 28, с. 519, 520; Отчет Общества изучения Смоленской губернии по 1-е января 1912 года. - Смоленск, 1912. - С. 4; Отчет о деятельности Смоленской Ученой Архивной Комиссии (с 1 января 1913 года по 1 января 1914 года). - Смоленск, 1914. - С. 3; Отчет о составе и деятельности Смоленского Церковно-Археологического комитета за 1912 год//Смоленские епархиальные ведомости, 1913, № 13-14, отдел официальный, с. 424; Отчет Смоленской Ученой Архивной Комиссии за второй год ея существования. (3 апреля 1909 года 3 апреля 1910 года). - Смоленск, 1911.-С. 11,64.


Литература: Данилевич Н. Жизнь и дело Марии Тенишевой//Памятники Отечества, 1992, № 28. с. 83-90; Журавлева Л.С. Княгиня Мария Тенишева. - Смоленск, 1992; она же. Талашкино. - М., 1989; она же. Тенишева Мария Клавдиевна//Смоленская область: Энциклопедия. -Т 1 [Персоналии]. - Смоленск. 2001. - С. 247; она же. Тенишевский музей «Русская старина». - Смоленск, 1998; Озер Дж. Мир эмалей княгини Марии Тенишевой. - М., 2004. - С. 10-13; Стрижова Н.Б. Тенишева Мария Клавдиевна. - Российская музейная энциклопедия. - Т. 2 [Н-Я]. -М., 2001. -С. 234, 235; Фролов А.И. Мария Тенишева//Основатели российских музеев: Учебное пособие. - М., 1991. - С. 62-79.


М.В. Иванов
Смоленский край: история музейной деятельности на материалах частных собраний, выставок и музеев (конец XVIII- первая треть XX вв.)
Смоленск
2005 г.