» »

Монумент рождение нового человека. Зураб Церетели: биография, лучшие работы, скандалы. Петр в юбке

01.07.2020

Художник-монументалист

Известный художник-монументалист, ведущий монументалист Москвы. Президент Российской академии художеств с 1997 года, директор Московского музея современного искусства с 1999 года. В 1997 году стал автором художественного решения обновленной Манежной площади, а в 1995 году - главным художником при создании Мемориального комплекса на Поклонной горе. Автор монумента Победы на Поклонной горе и памятника "300 лет Российского флота" на Москве-реке. В 1980 году был главным художником Олимпиады в Москве, в 1970-1980 годах - главным художником МИД СССР. Герой Социалистического Труда. Имеет почетные звания народного художника СССР, народного художника России и народного художника Грузии. Член ряда академий, профессор. Гражданин России и Грузии.

Зураб Константинович Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси. В 1952 году поступил на живописный факультет в Тбилисскую академию художеств. В 1958 году окончил академию и поступил на работу художником в Институт истории и этнографии Академии наук Грузии. Участвовал в разнообразных выставках. В 1964 году прошел курс обучения во Франции, где общался со знаменитыми художниками Пабло Пикассо и Марком Шагалом.

В 1965-1967 годах Церетели был главным художником-оформителем при строительстве курортного комплекса в Пицунде. Одновременно к 1967 году, будучи руководителем артели, наладил массовое производство смальты для мозаичных работ. В 1970-1980 годы был главным художником МИД СССР. В 1970-1972 годах создал ряд мозаичных и витражных композиций в Тбилиси. В 1973 году стал автором монументального ансамбля детского курортного городка в Адлере. Это работа принесла Церетели известность как в СССР, так и за рубежом. В частности, о ней положительно отозвался известный мексиканский художник Альфаро Сикейрос.

В 1979 году памятник работы Церетели "Наука, образование - миру" высотой около 20 метров был установлен в американском городе Брокпорт в штате Нью-Йорк. Там же и в том же году была установлена монументальная композиция "Счастье детям всего мира". По некоторым данным, Церетели должен был совместно с Пикассо сделать росписи здания ООН в Нью-Йорке, но этот проект так и не был реализован.

В 1980 году Церетели был главным художником Олимпийских игр в Москве. Также в 1980 году Церетели создал монументальную скульптуру "Человек и солнце" высотой около 80 метров в Тбилиси, а в 1982 году - монумент "Дружба навеки" в Москве, посвященный 200-летию Георгиевского трактата и вхождению Грузии в состав России. С 1985 года начал работать над ансамблем "История Грузии" под Тбилиси. Закончил работу в 2003 году. В 1989 году монумент Церетели "Разрушить стену недоверия" был установлен в Лондоне, а в 1990 году монумент "Добро побеждает зло" появился в Нью-Йорке.

В начале 1990-х годов Церетели вступил в конфликт с властями Грузии и был вынужден переехать в Москву. Здесь, получив поддержку московского мэра Юрия Лужкова , он фактически стал "монументалистом номер один". В 1995 году Церетели стал главным художником при создании Мемориального комплекса на Поклонной горе. Им был создан монумент Победы в виде памятника Георгию Победоносцу и стелы высотой 142 метра. В 1995-2000 годах Церетели участвовал в работе над воссозданием храма Христа Спасителя в Москве. В 1997 году разработал общее дизайнерское решение обновленной Манежной площади и интерьеров торгово-рекреационного комплекса "Охотный ряд". Также в 1997 году на Москва-реке был установлен памятник работы Церетели "300 лет Российского флота", или "Петр Первый", высотой 96 метров. Его установка вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Кроме того, в 1997 году Церетели был избран президентом Российской академии художеств. В декабре 1999 года добился открытия Московского музея современного искусства и стал его директором. В 2001 году открылась Галерея искусств Зураба Церетели.

В 2003-2010 годах Церетели установил множество памятников в Москве, других городах России и мира, в том числе памятники основателю академии художеств Ивану Шувалову в Санкт-Петербурге, княгине Ольге в Пскове, Оноре де Бальзаку в городе Агда во Франции, казаку Харько в Харькове на Украине, генералу Шарлю де Голлю в Москве, Александру Пересвету, герою Куликовской битвы, в Борисоглебске, президенту Чеченской республики Ахмаду Кадырову в Грозном, Папе Римскому Иоанну Павлу II в Плоэрмеле во Франции, бывшему премьер-министру Японии Итиро Хатояме в Токио, московские композиция "Жены декабристов. Врата судьбы" и монумент памяти жертв теракта в Беслане, а также огромный медный заяц в Баден-Бадене. Кроме того, Церетели занимался оформлением новых станций московского метро - "Парк Победы" и "Трубная". Также в 2006 году им был возведен монумент, посвященный борьбе с международным терроризмом, в городе Бэйон в штате Нью-Джерси, напротив места теракта 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.

Творчество Церетели вызывало неоднозначную реакцию в обществе и у критиков. Ему предъявлялись упреки в монополизации монументальных проектов в Москве, нарушении стилистического единства столицы и поточном создании своих произведений. Другие критики о деятельности Церетели отзывались положительно и утверждали, что он создал собственный стиль.

Церетели - член Общественной палаты РФ с 2005 года. Он удостоен звания Героя социалистического труда, имеет почетные звания народного художника СССР, народного художника России и народного художника Грузии. Скульптор является президентом Московского международного фонда содействия ЮНЕСКО, академиком Международной академии творчества, действительным членом Российской академии художеств, действительным членом Грузинской академии наук, профессором Брокпортского университета изящных искусств и членом-корреспондентом Французской академии изящных искусств.

Имя : Зураб Церетели (Zurab Tsereteli)

Знак зодиака : Козерог

Возраст : 85 лет

Место рождения : Тбилиси, Грузия

Деятельность : художник, скульптор, педагог, народный художник СССР

Теги : художник, скульптор

Семейное положение : вдовец

Биография Зураба Церетели монументальна так же, как и его деятельность. В списке работ этого выдающегося художника сотни скульптур, памятников, панно, мозаик, полотен по всему миру, прошло более сорока персональных выставок монументалиста. Велик перечень почетных званий, наград, премий и других заслуг мастера. Сегодня Зураб Церетели проживает в Москве, возглавляет Российскую академию художеств и Московский музей современного искусства, продолжает плодотворно трудится.

Самый популярный художник-монументалист нашего времени появился на свет 4 января 1934 года в Тбилиси. Становление юного Зураба на путь творчества определила атмосфера, в которой рос мальчик. Родители не принадлежали к миру искусства: мать Тамара Нижарадзе посвятила жизнь дому и детям, отец Константин Церетели являлся горным инженером, трудился преподавателем в техническом вузе.

Зато брат матери Георгий Нижарадзе был живописцем. Находясь в его доме, маленький Зураб не только учился рисовать, но и проникался аурой разговоров об искусстве, так как в гости к дяде приходили передовые люди того времени. В восемь лет Зураб поступил в Тбилисскую государственную академию художеств, которую закончил «на отлично» в 1958 году.

Создавалось впечатление, что само время диктует художнику развитие в стиле монументального жанра. Эпоха шестидесятых, индустриализация, освоение целины, решение глобальных задач, массовые застройки и переселения – все это отразилось на желании Церетели внести новизну в то, чем он занимается. И первая работа – художник-архитектор – подарила такую возможность.

В числе работ, выполненных в этот период, – художественные оформления курортных комплексов Грузии (Гагры, Сухуми, Боржоми, Пицунда). Особенностью творчества мастера становится мозаичная живопись. Ярким ее примером были автобусные остановки в Абхазии, созданные на этапе раннего творчества в начале шестидесятых и представляющие собой удивительные арт-объекты в виде фантастических морских обитателей.

Наряду с художественно-декоративной работой Церетели принимает участие в выставках. Первый успех принесло живописное полотно «На страже мира» на одноименной экспозиции в Москве. В 1967 году в Тбилиси прошла уже персональная выставка мастера. Тогда же ему было присвоено звание Заслуженного художника Грузинской ССР.

Параллельно с этим Церетели активно расширяет географию своей деятельности. Один за одним приходят заказы на дизайнерское оформление самых разных зданий и сооружений: Дом кино в Москве (1967-1968), Дворец профсоюзов в Тбилиси, бассейн «Морское дно» в Ульяновске (1969), курортный комплекс в Адлере (1973), гостиница «Ялта-Интурист» в Крыму (1978) и многое другое.

В период 70-80-х годов мэтр много и плодотворно трудится. С семидесятого года, являясь главным художником Министерства иностранных дел СССР, занимается художественным оформлением посольств Советского Союза за границей, много ездит, знакомится с популярными иностранными художниками. На родине тоже много трудился, особенно после назначения главным художником Олимпиады-80 в Москве. Все это приносит мастеру почетное звание Народный художник Советского Союза в восьмидесятом году.

Работу над монументальными скульптурами художник начал еще в конце семидесятых. Ярким завершением труда оказалась скульптурная композиция «Счастье детям всего мира». В 1983 году в Москве открыт монумент «Дружба навеки», знаменующий двухсотлетний юбилей со дня подписания Георгиевского трактата между РФ и Грузией.

В том же году в честь этой даты в родной Грузии художником построена и открыта Арка дружбы – мозаичное панно, которое и в наши дни дарит радость туристам на Крестовом перевале у Военно-Грузинской дороги.

Ряд скульптур мэтр посвятил известным деятелям истории и современности. В числе запоминающихся творений данного направления: памятник поэтессе Марине Цветаевой в Сен-Жиль-Круа-де-Ви (Франция) и Москве, памятник Пушкину в Апатитах, памятник Иоанну Павлу II (Франция), Георгию Победоносцу в Москве.

В позапрошлом году в Москве открылась Аллея правителей – галерея бронзовых бюстов работы Зураба Церетели, изображающих лидеров Российского государства с эпохи Рюрика до революции 1917 года.

А вот памятник Петру Первому вовлек имя художника в скандал. Общественность столицы очень негативно отнеслась как к скульптуре, так и к идее ее возведения, назвав первую, как сообщали «Известия», «уродующей город». Царь изображен во весь рост, стоящим на палубе очень большого парусника.

Поднимался даже вопрос о сносе памятника, но сегодня страсти успокоились, и памятник продолжает стоять на искусственном острове на Москве-реке, оставаясь одним из наиболее масштабных в столице (высота — 98 м, вес – более 2000 тонн).

Церетели не привыкать находится под прицелом критики: работы мастера иногда обвиняют в гигантомании и безвкусии, как это было, к примеру, с «Адамовым яблоком», находящимся в открытой им Галерее искусств, или с «Деревом сказок» в Московском зоопарке. Сам автор воспринимает это спокойно.

Еще учась в Тбилисской академии художеств, Зураб Церетели познакомился с будущей супругой Инессой Андроникашвили, происходящей из княжеского рода. Супруги прожили в браке более сорока пяти лет. В 1998 году, после смерти Инессы Александровны, художник провел в Москве первую персональную выставку, названную в честь супруги.

Дочь Зураба Константиновича и Инессы Александровны, Елена, и ее дети Василий, Виктория и Зураб проживают в Москве. На сегодняшний день в семье Церетели уже 4 правнуков: Александр, Николай, Филипп, Мария-Изабелла.

Жизнь Зураба Церетели тесно переплетена с благотворительностью. Некоторые работы созданы мастером безвозмездно, как дар тому или иному городу, учреждению, фонду.

Художник принимает участие в благотворительных выставках и аукционах, направляя деньги от проданных произведений на борьбу с детскими заболеваниями.

Стоит отметить, в 2007 году издание The Georgian Times включило Зураба Церетели в 10-ку богатейших лиц грузинской национальности в мире, обозначив состояние художника в $ 2 млрд.

В прошлом году Зурабу Константиновичу исполнилось 84 года. Однако ритм творческой жизни не утихает. Мэтр творит, проводит выставки, организовывает мастер-классы для детей, с радостью участвует в интервью и позирует для фото, но самое важное — полон новых идей и проектов. В 2016 году распахнул свои двери дом-музей Церетели в подмосковном поселке Переделкино.

В 2014 году художник-монументалист стал полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством», удостоившись награды IV степени. Основным секретом здоровья и долголетия скульптор называет бесконечную работу «без всяких отпусков и перерывов на отпуск».

Работы

  • 1997 — Памятник Петру Первому (Москва, Россия)
  • 1995 — Мемориал «Слеза скорби» (Нью-Джерси, США)
  • 1983 — Монумент «Дружба навеки» (Москва, Россия)
  • 1990 — Монумент «Добро побеждает зло» (Нью-йорк, США)
  • 2006 — Памятник Святому Георгию Победоносцу (Тбилиси, Грузия)
  • 1995 — Монумент Победы на Поклонной горе (Москва, Россия)
  • 1995 — Монумент «Рождение нового человека» (Севилья, Испания)
  • 1995 — Монумент «Трагедия народов» (Москва, Россия)
  • 2016 — Памятник Шота Руставели (Санкт-Петербург, Россия)
  • 2013 — Скульптурная композиция, посвященная женщинам (Москва, Россия)
Галерея искусств Зураба Церетели

Президент Российской академии художеств Зураб Константинович Церетели давно и хорошо известен, как создатель сверкающих мозаик и эмалей, излучающих свет витражей, грандиозных композиций из литого и чеканного металла и в то же время выдающегося художника-живописца с запоминающимся и ярким стилем станковых произведений.


Зураб Церетели. Галерея искусств Церетели



Идут годы, совершаются политические и экономические перемены, сменяются целые исторические эпохи - титаническая работа Зураба Церетели продолжается и становится все масштабнее и значительнее. Художник «побеждает» город за городом, одну страну за другой, его монументальные произведения появляются в Токио и Бразилии, Париже и Лондоне, Нью-Йорке и Севилье. Его творческая работа приобретает ярко выраженный глобальный характер, и в то же время он неизменно остается верен национальным устремлениям искусства Грузии и России, которые его воспитали.

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели» - крупнейший современный центр искусств открыт в марте 2001 г. Он создан в ходе осуществления разработанной президентом Российской академии художеств З.К. Церетели программы преобразования Академии. Комплекс расположен в одном из красивейших зданий Москвы эпохи классицизма - дворце князей Долгоруковых.

Долгоруковский особняк

Постоянную экспозицию Галереи составляют произведения З.К.Церетели - живопись, графика, скульптура, эмаль. Большой художественной ценностью обладают рельефы из программного цикла работ «Мои современники», монументальные эмали на библейские сюжеты. Неизменный зрительский интерес вызывает зал-атриум, в основе экспозиции которого - монументальные скульптурные композиции и бронзовые рельефы на темы Ветхого и Нового Заветов. Ежемесячно в импровизированной мастерской Галереи З.К. Церетели проводит мастер-классы.

Частью постоянной экспозиции является коллекция слепков с античной скульптуры.
В залах Галереи искусств проходят масштабные российские и международные выставки, посвященные всем видам изобразительного искусства, архитектуре и дизайну, искусству фотографии, проводятся музыкальные вечера, осуществляется постоянный показ художественных сокровищ, накопленных в Академии за всю ее историю.

Зал Адамово яблоко

В центре зала огромное сооружение в виде яблока. Входишь внутрь, играет тихая музыка, в центре стоят Адам и Ева, взявшись за руки, а по куполу, в полумраке, сцены любви.

Античные залы Галереи Церетели

Скульптура Патриархов

Скульптура Матери Терезы (в реальный рост)… эти морщинки на лице… эти вены на руках. Видя ее перед собой, забываешь, что она из бронзы. Такой тонкой, деликатной работы я еще не видела! Столько экспрессии, столько силы!

Вид экспозиции со статуей Бальзака

Скульптурнуя композиция «Ипатьевская ночь». На ней запечатлена семья последнего российского императора Николая II перед гибелью.

Высоцкий. Порывистость характера, порывистость музыки, порывистость стиля, в котором сделана скульптура.

Горельеф "Юрий Башмет"

Горельеф "Рудольф Нуриев"

Роскошный ресторан в "Галерее Искусств" Зураба Церетели.

Галерея искусств Зураба Церетели - свадьба.

Не всем нравится творчество Церетели, некоторые находят его работы грубыми и помпезными. Что ж! Величие мастера не в том, чтобы всем нравиться, а в том, чтобы никого не оставлять равнодушным.
Я намеренно не рассказываю биографию З.К. Церетели, Президента Российской Академии Художеств, не перечисляю его награды и звания, все это есть в Интернете и желающие прочтут самостоятельно. Но хочу сказать, что кроме работ, представленных в Галерее, под его руководством и при его непосредственном участии создан великолепный архитектурно-скульптурный ансамбль на Поклонной горе.

Скульптурная композиция "Трагедия народов"
Памятник узникам фашистских концлагерей

а также восстановлен Храм Христа Спасителя.

В творчестве Церетели сегодня рано ставить точку. Оно продолжается с прежней активностью и многообещающим динамизмом. Творческий потенциал художника не только не иссякает, но, наоборот, набирает все новую и новую силу. Чуждаясь всякого бюрократического администрирования, художник как зеницу ока хранит свою творческую независимость, упорно отстаивая свободу избранного им пути. Где бы он ни работал, он остается самим собой, предлагая "городу и миру" то, на что он способен и чем живет. Этим путем Зураб Церетели идет без остановки - с присущей ему энергией и целеустремленностью.

Зурабу Константиновичу огромный поклон и безграничное уважение за интереснейшие разноплановые работы, несокрушимый оптимизм и стойкость характера.

Желаю всем - и москвичам, и тем, кто поедет в Москву, - познакомиться поближе с искусством этого удивительного художника и скульптора.

Официальный сайт ЗУРАБА ЦЕРЕТЕЛИ: TSERETELI

...................................................................................................................................................................................................................................................

Грандиозный мастер, в котором соединяются таланты художника и организатора. Сальвадор Дали

Зураб Церетели, один из самых успешных и влиятельных художников и скульпторов мира, лауреат премии Пикассо, Герой социалистического труда, лауреат ленинской и государственной премий СССР, президент Российской академии художеств, директор Московского музея современного искусства, директор Галереи искусств Церетели.

Церетели - член Общественной палаты РФ с 2005 года, Президент Московского международного фонда содействия ЮНЕСКО, действительный член Грузинской академии наук, профессор Брокпортского университета, член академий ряда стран мира.

Зураб Константинович Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси. В 1952 году поступил на живописный факультет в Тбилисскую академию художеств.

В 1958 году окончил академию и поступил на работу художником в Институт истории и этнографии Академии наук Грузии. Участвовал в разнообразных выставках. В 1964 году прошел курс обучения во Франции, где общался со знаменитыми художниками Пабло Пикассо и Марком Шагалом.

В 1965-1967 годах Церетели был главным художником - оформителем при строительстве курортного комплекса в Пицунде.

Одновременно к 1967 году, будучи руководителем артели, наладил массовое производство смальты для мозаичных работ. В 1970-1980 годы был главным художником МИД СССР. В 1970-1972 годах создал ряд мозаичных и витражных композиций в Тбилиси.

В 1979 году памятник работы Церетели "Наука, образование - миру" высотой около 20 метров был установлен в американском городе Брокпорт в штате Нью-Йорк.

Там же и в том же году была установлена монументальная композиция "Счастье детям всего мира".

По некоторым данным, Церетели должен был совместно с Пикассо сделать росписи здания ООН в Нью-Йорке, но этот проект так и не был реализован.

В 1980 году Церетели был главным художником Олимпийских игр в Москве. Также в 1980 году Церетели создал монументальную скульптуру "Человек и солнце" высотой около 80 метров в Тбилиси, а в 1982 году - монумент "Дружба навеки" в Москве, посвященный 200-летию Георгиевского трактата и вхождению Грузии в состав России.

С 1985 года начал работать над ансамблем "История Грузии" под Тбилиси. Закончил работу в 2003 году. В 1989 году монумент Церетели "Разрушить стену недоверия" был установлен в Лондоне, а в 1990 году монумент "Добро побеждает зло" появился в Нью-Йорке.

В 1995 году Церетели стал главным художником при создании Мемориального комплекса на Поклонной горе. Им был создан монумент Победы в виде памятника Георгию Победоносцу и стелы высотой 142 метра. В 1995-2000 годах Церетели участвовал в работе над воссозданием храма Христа Спасителя в Москве.

В 1997 году разработал общее дизайнерское решение обновленной Манежной площади и интерьеров торгово-рекреационного комплекса "Охотный ряд". Также в 1997 году на Москва - реке был установлен памятник работы Церетели "300 лет Российского флота" или "Петр Первый".

Его установка вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Кроме того, в 1997 году Церетели был избран президентом Российской академии художеств. В декабре 1999 года добился открытия Московского музея современного искусства и стал его директором. В 2001 году открылась Галерея искусств Зураба Церетели.

В 2003-2010 годах Церетели установил множество памятников в Москве, других городах России и мира, в том числе памятники основателю академии художеств Ивану Шувалову в Санкт-Петербурге, княгине Ольге в Пскове, Оноре де Бальзаку в городе Агда во Франции, казаку Харько в Харькове на Украине, генералу Шарлю де Голлю в Москве, Александру Пересвету, герою Куликовской битвы, в Борисоглебске, президенту Чеченской республики Ахмаду Кадырову в Грозном, Папе Римскому Иоанну Павлу II в Плоэрмеле во Франции, бывшему премьер-министру Японии ИтироХатояме в Токио, московскую композицию "Жены декабристов.

Врата судьбы" и монумент памяти жертв теракта в Беслане, а также огромный медный заяц в Баден-Бадене. Кроме того, Зураб Церетели занимался оформлением новых станций московского метро - "Парк Победы" и "Трубная".

Также в 2006 году им был возведен монумент, посвященный борьбе с международным терроризмом, в городе Бэйон в штате Нью-Джерси, напротив места теракта 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.

Разве есть сейчас человек на территории России и СНГ, который не знал бы имени Зураба Церетели? Разумеется, нет!

Но это и неудивительно, Зураб Церетели с таких размахом вошел в творческую жизнь СССР, с таким размахом пошел по своей карьерной лестнице, что бесспорно является результатом его таланта.

"Зураб Церетели - замечательный художник. Его произведения несут людям радость, счастье познания прекрасного.

Тематика его произведений разнообразна и увлекательна: это национальный фольклор, старинные легенды, были, грузинский орнамент, наша земля и подводное царство, наша современность.

Силой творческого таланта, безграничной фантазии и воображения он создает неповторимые произведения искусства. Они искрятся как бриллианты, переливаются всеми цветами радуги, сверкают как лучи солнца, павшие на землю.

Церетели прикладывает свои силы в объектах, которые очень важны людям. Церетели художник современный, работающий в тесной связи с архитекторами, и в этом одна из причин его творческого успеха, широкая масштабность и перспективность его творчества.

Синтез изобразительного искусства и архитектуры - это будущее нашего искусства. Я очень ценю художника Церетели, верю в него. Желаю ему долгой жизни и много, много творческой радости."

КОНЕНКОВ С. Т. русский скульптор

Известные личности о Зурабе Церетели

Пабло Пикассо:

"У этого молодого художника Зураба замечательное начало. Он прекрасно чувствует цвет, обобщает форму. Я вижу в нем будущего великого живописца.

В его работах хорошие традиции, полученные от Пиросмани. А Пиросмани был одним из тех, кто помог мне, когда я был молодым художником".Марк Шагал о З. К. Церетели:

“Браво! Браво!” "Живопись для Зураба Церетели - начало всех начал".

Аршигий (Августин Франсуа Гийя), почетный член Российской академии художеств (Франция). Мне была оказана высокая честь: я был избран почетным членом академии, чем горжусь невероятно. В те дни я сделал для себя удивительное открытие.

Оказывается, Москва и Париж как близнецы. Люди и тут и там очень веселые, любят говорить тосты, любят музыку. Самое большое впечатление на меня произвело творчество Зураба Церетели - многоликое и многогранное.Его работы абсолютно универсальны. Живопись удивительно красива и поэтична.

Николай Андронов, народный художник России.

Он (З.К.Церетели) - художник, вобравший в себя все парадоксы европейской культуры XX века.

В основе его творчества лежат христианские мотивы, что очень легко проследить. И еще одно - в работах своих, в своем восприятии мира художник остается ребенком. Вот эта "детскость", если можно так сказать, впрямую связана с еще одним, очень важным, на мой взгляд, аспектом его деятельности.

Зураб Церетели постоянно и много занимается благотворительностью, в основном, направленной на нужды детей - больных, сирот, в общем, несчастных детей, которым он старается помочь. Это тоже - неотъемлемая часть творческой личности.

Георгий Данелия, кинорежиссер.

Пытаться сегодня определить его место в живописи Грузии, России, да и в мировой живописи - бесполезно. Место, как правило,определяется потом, во времени. Объективно сегодня - это имя, довольно таки "раскрученное", как сейчас говорят.

Имя, которое вызывает споры. Это уже интересно - значит, в том, что он делает, есть что-то очень необычное. Потому что когда художник идет проторенным путем - споров нет, или все хвалят, или все ругают.

А если спорят значит есть поиск. Самое главное в его натуре и в его творчестве - то, что он может одновременно держать в руке очень много дирижерских палочек, и дирижировать сразу многими оркестрами, которые не фальшивят.

Илья Резник, поэт.

У Зураба Церетели колоссальная энергетика. Мне, например, "Чаплин" очень нравится, замечательная работа. Вот в этих ярких мазках, сочных - его страсть, его мужская сила, и она вся передается сюда, нам, особенно в его "цветочной серии". В этих картинах проявляется его уверенность в себе и любовь к людям.

Альфаро Сикейрос мексиканский художник - живописец о З.К.Церетели:

Я утверждаю, что он вошел в необъятные просторы искусства будущего, искусства, сочетающего скульптуру с живописью.Творчество Зураба Церетели вышло из национальных рамок и приобретает международное значение."

Из письма Сальвадора Дали Курту Вальдхайму. 1979 г.

"Благодарю Вас за предложение сделать росписи в ООН вместе с русским художником Зурабом Церетели. Это счастливое знакомство с грандиозным мастером, в котором соединяются таланты художника и организатора.

Это придает двойную энергию всем произведениям и начинаниям Зураба. Я думаю, что это будет профессиональный творческий конкурс. Зураб предложил нам на рассмотрение эскизный проект "Движение мира".

Современность темы, новаторское исполнение и необычный способ изобразительного решения этого проекта побуждает объявить одноименный конкурс, который дал бы возможность и другим художникам создать свои произведения и выразить свою точку зрения.

Из речи сенатора Эдварда Кеннеди на открытии композиции в Брокпорте "Счастье детям всего мира":

"Какой величественный и замечательный подарок!

Церетели отобразил красоту и мощь спорта. Советский Союз совершил прекрасную акцию, посвятив эти работы детям всего мира..."

За глыбу деньги

Как Зураб Церетели стал богатым художником

Деньги-«зурабки», московские казино, вагоны с медью и парк развлечений, в котором основательно развлёкся только один человек. Журнал «Деньги» разбирался, как скульптору Зурабу Церетели удаётся дарить городам памятники, в которых только бронзы на несколько сотен миллионов рублей.

Жители Санкт-Петербурга собирают подписи под петицией против установки в городе памятника Христу работы Церетели . Статуя была отлита скульптором в 2013 году, имеет высоту 33 метра – по числу прожитых Христом лет – и поначалу предназначалась в дар городу Сочи, но там не нашлось для неё места. Теперь Церетели утверждает, что изваял статую специально для того, чтобы подарить её Санкт-Петербургу, причём не одну, а в составе композиции из 17 работ, из которых 14 являются восьмиметровыми памятниками членам царской семьи Романовых.

Против Христа, превосходящего размерами даже памятник в Рио-де-Жанейро (он без постамента – всего 30 метров), высказалась не только светская общественность, но также представители дома Романовых и даже Русская православная церковь. Последняя сообщила, что в христианстве нет практики поклонения памятникам.

Журнал «Деньги», со своей стороны, обсуждать этические или художественные аспекты не берётся, но впечатлён стоимостью подарка. Опрошенные нами скульпторы подсчитали, что, по самым скромным расчётам, без логистики, монтажа и постаментов себестоимость 17 скульптур составляет 320 млн. руб . Щедро, учитывая, что всего месяцем раньше был установлен другой подарок Церетели людям – 92-метровый памятник Колумбу в Пуэрто-Рико. Тоже ведь, наверное, миллионов 150 потратил. Впрочем, биография самого успешного российского скульптора доказывает, что обеднеть, раздавая такие подарки, нельзя.

Перспектива быть бедным художником Зураба Церетели не увлекала никогда

Как Тициан

Много лет назад, отвечая на вопрос журналиста, Зураб Церетели говорил, что бедным художником он быть никогда не хотел, а хотел быть, например, как Тициан, которого «обожал весь венецианский сенат, вся Венеция, все императоры иностранные».

Как известно, Тициан был неприлично богат, устраивал роскошные балы в своём палаццо, а не попавшие на эти балы злопыхатели писали о нём как о «наиболее алчном из людей, когда-либо созданных природой».

Зураб Церетели, которого газета The Georgian Times в 2007 году включила в десятку самых богатых грузин в мире с оценкой состояния $2 млрд ., на самом деле преуспел больше Тициана: у него практически нет даже недоброжелателей. Благодаря своему обаянию и умению договариваться, он пережил в качестве «придворного» скульптора несколько поколений власти и не растерял своего.

Звание «грузинского миллионера» Зураб Церетели получил уже в 70-е, и есть прелестная легенда о том, что 50-рублевую купюру в это время в Грузии называли «зурабкой» , потому что мельче денег молодой скульптор не признавал. Состояние пришло к нему просто: рано возглавив монументальную секцию Союза художников Грузии, Зураб Константинович получил доступ к заказам на оформление главных партийных здравниц. Его скульптуры, а также мозаичные и декоративные панно украсили Гагры, Сухуми, Боржоми, Адлер, Сочи, Мисхор и Пицунду.

В Пицунде случился первый в его биографии скандал. Ходили слухи, что у ОБХСС МВД Грузинской ССР возникли претензии к скульптору: якобы смета работ была необоснованно завышена. А подвели Церетели бамбуковые шторы: по документам они были оформлены как уникальные художественные произведения.

Но всё обошлось: у Церетели довольно рано появились высокие покровители, среди которых были и первый секретарь ЦК компартии Грузинской ССР Эдуард Шеварднадзе , и Михаил Посохин , главный архитектор Москвы.

Дружба с последним, кстати, переросла в родство: дочь Церетели вышла замуж за сына Посохина, тоже не последнего человека в архитектурной среде Москвы. С 1993 года он возглавляет «Моспроект-2», который с лёгкой руки архитектурного критика Григория Ревзина в конце 90-х годов был прозван «придворной мастерской» мэра Москвы Юрия Лужкова. В «эпоху Лужкова», конечно, и началось превращение миллионера в миллиардера.

О том, что Церетели в начале 90-х имел отношение к двум московским казино, стало известно совсем недавно

Казино и медь

В середине июля этого года в Москве арестовали вора в законе Шакро Молодого (Захария Калашова), и в результате на свет всплыли многие истории. Одна из них касается Церетели. Как выяснилось, уже в середине 90-х годов он вместе с американцем грузинского происхождения Алексом Крейном и бывшим сотрудником Минобороны СССР Карленом Азизбекяном являлся совладельцем двух московских казино – «Кристалл» и «Голден Палас». Предполагается, что в 2000 году банда Шакро отобрала оба казино у предпринимателей, а юрист Церетели Владимир Духнов и Алекс Крейн были убиты.

К началу 90-х относится и ещё один «лихой» эпизод, приписываемый Церетели. Речь идёт о скульптуре Колумба – скорее всего, о том самом Колумбе, который только что счастливо укоренился в Пуэрто-Рико . В 1992 году он только начинал свой нелёгкий путь: Россия хотела подарить его США. В связи с этим Лужков просил Бориса Ельцина освободить от таможенных сборов материалы для композиции. Ваять Колумба предполагалось из бронзы .

Но работники таможни, вскрывшие вагоны, идущие с комбината «Уралэлектромедь» под Екатеринбургом, обнаружили там 85 тыс. тонн меди , что составляло 10% годового медного экспорта России. По факту контрабанды было возбуждено уголовное дело, но корыстного интереса Церетели следствие не обнаружило.

Через два года «дело о русской статуе» обсуждалось уже в Испании: фигуру Голиафа работы Церетели мэрия Москвы преподнесла в дар испанскому городу Марбелья. Некоторое время спустя член оппозиционной испанской Социалистической рабочей партии Исабель Гарсиа Маркес заявила, что на самом деле это был никакой не подарок. Мэра Марбельи Хесуса Хиля обвинили в том, что он заплатил за статую из бюджета около $1 млн ., но не напрямую. Лужков и Церетели якобы получили оплату земельными участками, которые скульптор позже обменял на апартаменты в коттеджном посёлке Лос-Гранадос.

Однако испанская газета El Mundo снова утверждала, что статуя – только вершина айсберга , а на самом деле это была ширма, под прикрытием которой из России контрабандой вывозились медь и бронза. Правоохранительные органы Испании возбудили по этим обвинениям уголовное дело, оно было не единственным против мэра Марбельи – всего он обвинялся по 70 уголовным делам. Через несколько лет «дело о русской статуе» было прекращено: материалы по делам Хиля были украдены, а испанский служащий, которого обвинили в краже материалов, погиб при загадочных обстоятельствах.

Попасть в «придворные скульпторы» Лужкова, несомненно, было большой творческой удачей Церетели. С Юрием Михайловичем у скульптора была не просто дружба, а тоже (как и с советским покровителем Посохиным) практически родство: Церетели является крёстным отцом его дочери Ольги, родившейся в 1994 году. Скульптор лично дважды ваял Лужкова: один раз – в образе дворника (по мнению Церетели, это очень символично, поскольку работа дворника схожа с работой мэра), второй раз – в образе спортсмена, одновременно играющего в футбол и теннис. Обе скульптуры стоят в галерее Церетели на Пречистенке.

Монумент Победы на Поклонной Горе в Москве. Установлен в 1995 году. Высота 141,8 метра (по 1 дециметру за каждый день войны)

Заказы в Москве – один масштабнее другого – сыпались на скульптора как из рога изобилия. Церетели руководил работами по созданию мемориального комплекса на Поклонной горе, участвовал в реконструкции Московского зоопарка, но больше всего, конечно же, запомнится москвичам тремя вещами – реконструкцией Манежной площади, возведением памятника Петру I и проектом воссоздания храма Христа Спасителя.

В отличие от предшественников (Колумб в Америке и Голиаф в Марбелье), монумент Петра I Москве был не подарен, он был изготовлен по заказу московского правительства. Неважно, что горожане от подарка всеми силами отпихивались. Из бюджета было уплачено 100 млрд . неденоминированных рублей ($16,5 млн .) за создание и установку памятника.

По поводу гонораров, запрошенных Церетели за работы мастеров по отделке храма Христа Спасителя, между ним и мэром пробежала первая кошка. Услышав запрошенную за работу сумму (для начала Церетели потребовал $1,2 млрд .), Лужков высказал готовность за такие деньги уволиться и лично залезть на леса с кисточкой.

Примечательна и история о том, как храм стараниями Церетели пытались отделать синтетическими материалами. Лужков заверил, что на мрамор для скульптур денег не пожалеют, однако Церетели стал продвигать идею использования материала декоративит, который прочие специалисты упорно называли пластиком.

Памятник Петру I на искусственном острове на Москве-реке. Установлен в 1997 году к празднованию 850-летия города. Высота – 98 метров

В случае с ХХС от пластика удалось отбиться: в оформлении использована главным образом бронза, зато эту идею удалось масштабно реализовать на следующем проекте – торговом комплексе «Охотный ряд» . Вообще-то изначально конкурс на реконструкцию Манежной площади выиграл архитектор Борис Улькин , который предлагал создать на площади целый город под землёй с музеем, театром, кинотеатром и детским игровым центром. Но потом Улькин из проекта каким-то образом пропал, и за него взялся «Моспроект-2» во главе с зятем Церетели .

В итоге, культурные заведения из проекта исчезли тоже, остался один торговый комплекс. По стоимости строительства он стал одним из самых дорогих в мире – квадратный метр обошёлся в $5 тыс ., чего не скажешь о его отделке: исторический декор «Охотного ряда» был выполнен из пластмассы.

После бала

Отношения Лужкова и Церетели стали портиться ещё до отставки мэра. В 2007 году московское правительство отобрало у Фонда детского парка чудес, учреждённого Церетели, 330 га земли в Нижних Мневниках. Участок фонду был выделен в 1994 году в бессрочное пользование для строительства «русского Диснейленда», но за 13 лет ни парка, ни инвесторов в проекте так и не появилось. Зато, как заявил в 2007 году заместитель главы Росприроднадзора Олег Митволь, на участке были построены бензоколонка, ресторан «Ермак», байк-клуб Sexton , цементный завод и рынок. При этом фонд, сдавая участки в аренду сторонним компаниям, пользовался льготами по налогу на землю. Налоговики требовали от него доплаты 800 млн. руб. налога , но фонду удалось оспорить это в суде.

Монумент «Рождение нового человека» в Севилье. Установлен в 1995 году. Высота 45 метров

Как писала газета «Коммерсантъ», Церетели собирался построить в Нижних Мневниках и торговый комплекс. Привлечь в проект скульптор намеревался крупнейших московских девелоперов – Года Нисанова и Зараха Илиева, владеющих, в частности, ТК «Европейский» и гостиницей «Украина». Церетели был связан с бизнесменами ещё по строительству «Европейского»: скульптор выступал соучредителем ЗАО «Киевская площадь» (доля в 12%), которое являлось заказчиком и инвестором строительства торгового комплекса.

Для застройки Мневников в 2005 году было создано ООО «Город чудес»: согласно данным СПАРК, Фонд детского парка чудес выступал его совладельцем, а Год Нисанов – гендиректором.

Реализовать планы партнёры не успели, а вскоре московская эра Церетели и вовсе закончилась: в 2010 году Лужков был снят с формулировкой «в связи с утратой доверия». Церетели, в отличие от своего покровителя, ни доверия, ни состояния не утратил.

Он остаётся владельцем нескольких зданий в Москве. Так, скульптор занимает несколько зданий на Большой Грузинской. Дом под номером 15 ещё в 90-х был передан ему под жильё и мастерскую. Соседние строения (под номерами 1 и 3), которые числятся за Музеем современного искусства, созданным «под Церетели» ещё при Лужкове, также находятся в собственности скульптора. Принадлежат ему и три других здания музея – на Петровке, в Ермолаевском переулке и на Тверском бульваре.

Памятник «Слеза скорби» в городе Байонн в США. Установлен в 2006 году в память жертв 11 сентября. Высота 30 метров

Общественное движение «Архнадзор» несколько лет назад нашло у Церетели особняк в Волковом переулке – в историческом здании незаконно велась реставрация. Тем не менее, по данным «Архнадзора», сегодня она почти завершена.

У скульптора также обнаружились здания в Товарищеском переулке и на улице Брянской – городские власти судились с Церетели из-за того, что в первом случае он незаконно провёл реконструкцию, а во втором незаконно построил ювелирный магазин, аптеку и кафе, хотя участок был предоставлен всего лишь в аренду.

Столичные власти подали в суд на Зураба Церетели

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…