» »

Презентация для детей старшего дошкольного возраста на тему: "История возникновения театра"". История театра. Презентация на тему история театра

31.07.2021

Театр для всех. Театры Саратова. Русский театр. Малый Театр. Театр – детям. История театра. День театра. Проект «Театр для всех». Здание театра. Литература и театр. Мой любимый театр. Драматический образ. Московский Художественный театр им. Театр «Старый дом». В гости в театр. Большой Драматический Театр. Беренче театр. В театре диониса.

Поездка в театр. История создания театров. История кукольного театра. Театр 20 века. Театр Ла Скала. Любите ли вы театр так, как люблю его я. История русского театра. Проект «Ребенок и театр». Театр – это здорово. Театр малых форм. Афинский театр. Театр уж полон…. Проект: «Театр, библиотека и мы». Московский драматический театр на малой Бронной.

Челябинский молодежный театр. В какой театр можно сходить. Театр начала ХХ века. Театр на мольберте. Правила культурного поведения в театре. Театры бывают разные. 10 - самых лучших театров. Это волшебное слово - театр. Проект «История театра». Добрый гений русского театра. Проект на тему: «Театр своими руками». Проект для средней группы на тему: «Театр для всех».

Чудо по имени театр. Русский театр 17-18 веков. Из истории становления русского театра. Зарубежный театр XX века. Программа проведения Недели театра. Древнейший театр на Урале. Театр, как путь к самопознанию. Театр Здоровья «Дом моей мечты». Музеи, театры и библиотеки Твери. Театры Москвы в первой половине IX века. Драматическое творчество Симеона полоцкого.

Экспериментальная работа в ДОУ «Театр детских рук». Фрагменты занятий социального театра «Волшебный край». Театр – зеркало, в котором отражаются события и человек. Сцены Симферополя (Экскурсия по театрам и кинотеатрам города).

МКОУ «Торбеевская основная школа имени А.И. Данилова»

Новодугинского района, Смоленской области

История возникновения театра в России

Выполнила: учитель начальных классов

Смирнова А.А.

д.Торбеево

2016 г.


Народное творчество Русский театр зародился в глубокой древности в народном творчестве. Это были обряды, праздники. Со временем обряды потеряли своё значение и превратились в игры-представления. В них проявлялись элементы театра - драматическое действие, ряженье, диалог. Старейшим театром были игрища народных лицедеев - скоморохов.


Скоморохи

В 1068 году скоморохи впервые упоминаются в летописях. Они совпадают по времени с появлением на стенах Киево-Софийского собора фресок, изображавших скоморошьи представления. Монах-летописец называет скоморохов служителями дьяволов, а художник, расписывавший стены собора, счел возможным включить их изображение в церковные украшения наряду с иконами.

Софийский собор в Киеве

Фрески на стенах Софийского собора


Кто такие скоморохи?

Вот какое определение даёт составитель толкового словаря В.И. Даль:

«Скоморох, скоморошка, музыкант, дудочник, чудочник, волынщик, гусляр, промышляющий плясками с песнями, шутками и фокусами, актёр, комедиант, потешник, медвежатник, ломака, шут»





Петрушка

В XVII веке сложились первые устные драмы, простые по сюжету, отражающие народные настроения. Кукольная комедия о Петрушке (его звали вначале Ванька-Рататуй) рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на свете .


Придворный театр

Планы по созданию придворного театра впервые появились у царя Михаила Фёдоровича в 1643 году. Московское правительство попыталось разыскать артистов, которые согласились бы поступить на царскую службу. В 1644 г. во Псков прибыла труппа комедиантов из Страсбурга. Они прожили во Пскове около месяца, после чего по неизвестной причине их выслали из России.

Царь Михаил Фёдорович Романов


Царский театр Первый царский театр в России принадлежал царю Алексею Михайловичу и просуществовал с 1672 до 1676 года. Начало его связано с именем боярина Артамона Матвеева. Артамон Сергеевич повелел проживавшему в Москве пастору Немецкой слободы Иоганну Готфриду Грегори заняться набором актёрской труппы.

Царь Алексей Михайлович

Артамон Матвеев


Пастор набрал 64 молодых мужиков и мальчиков-подростков и стал обучать их актерскому мастерству. Он сочинил пьесу на библейский сюжет. Она была написана на немецком языке, но спектакль дали на русском языке. 17 октября 1672 года прошло открытие долгожданного театра в подмосковной резиденции царя и первое театральное представление.


Потешная палата

Царский театр, как здание, назывался Потешная палата.


Школьный театр

В XVII веке в России появился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. Пьесы писались преподавателями, а учащиеся ставили исторические трагедии, драмы, сатирические бытовые сценки. Сатирические сценки школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии. У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий.

Симеон Полоцкий


Крепостные театры

А в конце XVII века появились первые крепостные театры. Крепостные театры способствовали появлению на сцене женщин. К выдающимся русским крепостным актрисам относится блиставшая в театре графов Шереметевых Прасковья Жемчугова-Ковалёва. Репертуар крепостных театров состоял из произведений европейских авторов, в первую очередь французских и итальянских.

Граф Шереметев

Прасковья Жемчугова-Ковалёва


Крепостной театр графа Шереметева

Здание домашнего театра

Шереметевых

Костюмы актёров

Помещение театра



Когда появился театр в городе Смоленске?

1) в 1708 году

2) в 1780 году

3) в 1870 году

4) в 1807 году


В 1780 году для приезда Екатерины II , сопровождаемой императором Иосифом II , губернатор города князь Н. В. Репнин приготовил «оперный дом», где была представлена «благородными обоего пола российская комедия с хором».

Н. В. Репнин

Екатерины II

Император Иосиф II


Чьё имя носит Смоленский драматический театр?

1) А.С. Пушкина?

2) Ф.М. Достоевского?

3) Л.Н. Толстого?

4) А.С. Грибоедова?



Какого театра нет в Смоленске?

Камерный театр

Театр кукол

Театр оперы и балета


В Смоленске нет театра оперы и балета, есть филармония имени М.И. Глинки

Смоленская областная филармония им. М.И. Глинки

Концертный зал Смоленской филармонии


Управление сказочными персонажами - настоящее искусство, овладеть которым под силу лишь талантливым людям, с радостью «вдыхающим» жизнь в своих безмолвных подопечных. 21 марта у них профессиональный праздник мирового масштаба- Международный день кукольника.

История возникновения театра

Когда появляется на свет театр? Кажется, театрализованные действа являются неотъемлемой частью культуры человечества с самого ее зарождения: в какую бы древность мы ни заглянули, в ней найдутся элементы перевоплощения, игры. Охотничьи обряды «пещерной» древности, ритуальные танцы, шаманские камлания, пышные празднества в Древнем Египте и Месопотамии, греческие вакханалии, римские торжества, средневековые религиозные мистерии — везде присутствует доля перевоплощения, театральной игры.

Первоначально все театрализованные зрелища носили сакральный смысл, но уже в Древней Греции возникает и достигает невиданных высот и светский театр, целью которого было поучение и воспитание граждан. Греческая традиция была продолжена и в Древнем Риме — правда, акцент сместился с воспитания на увеселение, развлечение публики.

В Средние века (как в Европе, так и в России) продолжают развиваться две ветви театрального искусства — религиозная и светская, однако светский театр, осуждаемый Церковью, уходит глубоко «в народ». Появляются бродячие театральные труппы, которые по праздникам развлекали народ примитивными фарсами, часто — с острым социальным подтекстом: высмеивались богачи, правители, духовные лица и т. д. Разновидности театров напрямую связаны с жанрами, которые представлены в них. Хотя они выражают не столько жанр, сколько форму актерской игры. Перечислим некоторые из них:

Театр оперы и балета. Опера и балет появились в Италии в эпоху Ренессанса. Первый оперный театр появился в Венеции в 1637 году. Балет сформировался как отдельный театральный жанр во Франции, преобразовавшись из танцев при дворах. Очень часто эти виды театров объединяют в одном месте. театр драмы Опера и балет проходят в сопровождении симфонического оркестра. Музыка становится неотъемлемой частью этих постановок. Она передает настроение, атмосферу всего происходящего на сцене и подчеркивает выступления актеров. Оперные певцы работают голосом и эмоциями, а артисты балета передают все посредством движения. Театры оперы и балета - это всегда красивейшие театральные заведения. Их располагают в богатейших городских зданиях с уникальной архитектурой. Роскошная обстановка, красивый занавес, большие оркестровые ямы - так выглядит это изнутри. Драматический театр музыкальный театр. Здесь главное место отводится актерам и режиссеру. Именно они создают характеры персонажей, перевоплощаясь в необходимые образы. Режиссер передает свое видение и руководит коллективом. Театр драмы называют театром «переживаний». В драматических театрах ставят не только спектакли - пьесы со сложными сюжетами. Театр драмы включает в свой репертуар комедии, мюзиклы и другие музыкальные спектакли. Все постановки основываются только на драматической литературе. Музыкальный театр - место, где можно посмотреть любое из театральных действий. В нем ставят оперы, комедии, оперетты, мюзиклы и все те представления, в которых есть много музыки. Здесь работают артисты хора и балета, музыканты и актеры. Любой вид театрального искусства, связанный с эстрадной или классической музыкой, может найти своих поклонников в этом театре. Театр комедии. Объединил в себе актеров, которые умеют петь и танцевать. Они должны легко вживаться в комедийные образы и не бояться быть смешными. Очень часто можно увидеть «Театры драмы и комедии», «Театры музыкальной комедии». Объединение нескольких жанров в одном театре не мешает сохранять его колорит. Репертуар может включать оперетты, сатирические комедии, мюзиклы, драмы, музыкальные постановки для детей.

Эстрадный театр. Пополнил виды театров относительно недавно. И сразу полюбился зрителю. Первый театр эстрады появился в середине прошлого столетия. Эстрадные артисты включают в себя современных певцов, танцоров, ведущих. Артисты эстрады - это звезды шоу-бизнеса, танцоры и шоумены, как их теперь называют. В театрах эстрады часто проводят сольные концерты, концерты, посвященные каким-либо памятным датам, играют постановки современных авторов. Здесь проводят концерты юмористы, ставят спектакли-комиксы, постановки на классические произведения.

Мюзикл . Этот вид не всегда определяют как отдельный. В мюзикле используются игра актеров, пенье, танцы. В нем соединены формы эстрадного искусства и бытового танца. Как правило, сюжеты мюзиклов довольно просты, этот вид театра предназначен для широкой аудитории, зачастую музыка из мюзиклов становится хитом.

Один из древнейших видов театра - пантомима . В таких представлениях суть пытаются донести с помощью жестов и мимики, это или же короткие выступления, или полноценное сценическое действие. Сейчас мы можем видеть выступления мимов не только в театре, но и на улицах города.

Театр кукол. Это особое место. Здесь окунаешься в мир детства и радости. Оформление здесь всегда красочное, привлекающее внимание самых маленьких зрителей. Театр кукол зачастую становится первым театром, в который попадают дети. И от того, какое впечатление он произведет на неискушенного зрителя, зависит будущее отношение малыша к театру. Разнообразие театральных действий строится на использовании кукол различного типа. В последнее время актеры-кукловоды не прячутся за ширмами, а взаимодействуют с куклами на сцене. Истоки этого вида театра находятся далеко в Древней Греции. Театр кукол - это не только приобщение к искусству, но и метод психологической коррекции для самых маленьких.

Cлайд 1

От хоровода до балагана Муниципальное общеобразовательное учреждение СОШ № 8 п. Североморск – 3 Мурманской области

Cлайд 2

Cлайд 3

В старину на Руси популярным народным игрищем был хоровод. Он отражал самые разные жизненные явления. Были хороводы любовные, военные, семейные, трудовые... Нам известны три разновидности хоровода:

Cлайд 4

В хороводных игрищах было органически слито хоровое и драматическое начало. Такие игрища обычно начинались под “наборные” песни, а заканчивались под “разборные”, причем песни отличались четким ритмом. Впоследствии, с изменением структуры родовой общины, видоизменялись и хороводные игрища. Появились солисты-запевалы (корифеи) и лицедеи (актеры). Лицедеев было обычно не более трех. В то время, когда хор пел песню, они разыгрывали ее содержание. Существует мнение, что именно эти лицедеи и стали родоначальниками первых скоморохов.

Cлайд 5

Русская пляска - неотъемлемая часть народных игрищ и празднеств. Она всегда была связана с песней. Именно это сочетание являлось одним из главных выразительных средств народного театра. С древних времен русская народная пляска была основана на удальстве соревнующихся партнеров, с одной стороны, и слитности, плавности движений - с другой.

Cлайд 6

Русская пляска родилась из языческих обрядов. После XI века, с появлением профессиональных актеров-скоморохов, изменился и характер пляски. Скоморохи владели развитой техникой танца; возникли разновидности скоморохов-плясунов. Были скоморохи-плясуны, которые не только плясали, но и разыгрывали при помощи танца пантомимные представления, носившие чаще всего импровизированный характер. Появились танцовщицы-плясицы, обычно ими были жены скоморохов. Русская пляска

Cлайд 7

Танец занимал большое место в самых разных формах театра. Он был частью не только игрищ и празднеств, но и представлений кукольного спектакля Петрушки, часто заполнял паузу между актами школьной драмы. Многие традиции русской пляски дожили до наших дней.

Cлайд 8

Поводыри с медведями упоминаются в источниках с XVI века, хотя не исключено, что появились они гораздо раньше. Почтительное отношение к этому зверю зародилось еще в языческие времена. Медведь - прародитель. Он - символ здоровья, плодородия, благополучия, он сильнее нечистой силы.

Cлайд 9

У скоморохов медведь считался кормильцем семьи, ее полноправным членом. Таких артистов называли по имени-отчеству: Михайло Потапычем или Матреной Ивановной. В своих представлениях поводыри обычно изображали жизнь простого народа, интермедии были на самые разнообразные бытовые темы. Хозяин спрашивал, например: "А как, Миша, малые дети ходят горох воровать?" - или: "А как бабы на барскую работу не спеша бредут?" - и зверь все это показывал. В конце выступления медведь исполнял несколько заученных движений, а хозяин их комментировал.

Cлайд 10

"Медвежья комедия" в XIX веке состояла из трех основных частей: сначала пляска медведя с "козой" (козу обычно изображал мальчик, который надевал на голову мешок; сквозь мешок сверху протыкалась палка с козлиной головой и рогами; к голове был приделан деревянный язык, от хлопанья которого происходил страшный шум), далее шло выступление зверя под прибаутки поводыря, а потом борьба его с "козой" или хозяином. Первые описания таких комедий относятся еще к XVIII веку. Промысел этот существовал долго, вплоть до 30-х годов прошлого столетия.

Cлайд 11

С давних времен во многих странах Европы на рождество было принято устанавливать посреди церкви ясли с фигурками Богородицы, младенца, пастуха, осла и быка. Постепенно обычай этот перерос в некое театральное действо, которое рассказывало с помощью кукол известные евангельские легенды о рождении Иисуса Христа, поклонении ему волхвов и о жестоком царе Ироде. Рождественское представление было хорошо распространено в католических странах, в частности в Польше, откуда перешло на Украину, в Белоруссию, а затем, в несколько измененном виде, в Виликороссию.

Cлайд 12

Когда рождественский обычай вышел за пределы католического храма, он приобрел название вертеп (старослав. и древнерус. - пещера). Это был кукольный театр. Представьте себе ящик, разделенный внутри на два этажа. Сверху ящик заканчивался крышей, открытая сторона его была обращена к публике. На крыше - колокольня. На ней за стеклом ставили свечу, которая горела во время представления, придавая действию волшебный, таинственный характер. Кукол для вертепного театра делали из дерева или из тряпок и прикрепляли к стержню. Нижнюю часть стержня держал кукловод, поэтому куклы двигались и даже поворачивались. Сам кукловод был скрыт за ящиком. На верхнем этаже вертепа разыгрывались библейские сюжеты, на нижнем - житейские: бытовые, комедийные, порой социальные. И набор кукол для нижнего этажа был обычным: мужики, бабы, черт, цыган, жандарм, причем простой мужик всегда оказывался хитрее и умнее жандарма. Именно из вертепного театра родился потом театр Петрушки, столь популярный в народе.

Cлайд 13

Всяк спляшет, да не как скоморох”, - говорит русская пословица. Действительно, разыгрывать игрища могли многие, но быть скоморохом-профессионалом не каждый. Любимым в народе среди скоморохов-профессионалов был актер кукольного театра, а наиболее популярной - комедия о Петрушке. Петрушка - любимый герой и скоморохов, дававших представление, и зрителей. Это удалой смельчак и задира, в любой ситуации сохранявший чувство юмора и оптимизм. Он всегда обманывал богачей и представителей власти и как выразитель протеста пользовался поддержкой зрителей.

Cлайд 14

В таком театральном представлении одновременно действовали два героя (по числу рук кукловода): Петрушка и лекарь, Петрушка и городовой. Сюжеты были самыми обычными: Петрушка женится или покупает лошадь и т. д. Он всегда участвовал в конфликтной ситуации, при этом расправы Петрушки были достаточно жестокими, но публика никогда не осуждала его за это. В конце спектакля Петрушку часто настигала “небесная кара”. Наиболее популярным кукольный театр Петрушки был в XVII веке.

Cлайд 15

С конца XVIII века на ярмарке часто можно было увидеть ярко одетого человека, который нес разукрашенный ящик (раёк) и громко кричал: “Покалякать здесь со мной подходи, народ честной, и парни и девицы, и молодцы и молодицы, и купцы и купчихи, и дьяки и дьячихи, и крысы приказные и гуляки праздные. Покажу вам всякие картинки: и господ и мужиков в овчинке, а вы прибаутки да разные шутки со вниманием слушайте, яблоки кушайте, орехи грызите, картинки смотрите да карманы свои берегите. Облапошат”. Раёк

Cлайд 16

Раек пришел к нам из Европы и восходит к большим панорамам. Историк искусства Д. Ровинский в книге “Русские народные картинки” описывает его так: “Раек - это небольшой, аршинный во все стороны ящик с двумя увеличительными стеклами впереди. Внутри его перематывается с одного катка на другой длинная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Зрители, “по копейке с рыла”, глядят в стекла. Раёшник передвигает картинки и рассказывает присказки к каждому новому нумеру, часто очень замысловатые”.

Cлайд 17

Раек пользовался большой популярностью в народе. В нем можно было увидеть и панораму Константинополя и смерть Наполеона, церковь св. Петра в Риме и Адама с семейством, богатырей, карликов и уродов. Причем раешник не просто показывал картинки, а комментировал изображенные на них события, нередко при этом критикуя власть и существующий порядок, словом, затрагивая самые животрепещущие проблемы. Как ярмарочное развлечение раек существовал до конца XIX века.

Cлайд 18

Ни одна ярмарка в XVIII веке не обходилась без балагана. Театральные балаганы становятся любимыми зрелищами той эпохи. Строили их прямо на площади, и по тому, как оформлен балаган, можно было сразу понять, богат или беден его содержатель. Обычно их строили из досок, крышу делали из холста или полотна.

Cлайд 19

Внутри были сцена и занавес. Простые зрители размещались на скамейках и во время представления ели различные сладости, пышки, а то и щи. Позже в балаганах появился настоящий зрительный зал с партером, ложами, оркестровой ямой. Снаружи балаганы украшали гирляндами, вывесками, а когда появилось газовое освещение, то и газовыми лампочками. Труппа обычно состояла из профессиональных и бродячих актеров. Они давали в день до пяти представлений. В театральном балагане можно было увидеть арлекинаду, фокусы, интермедии. Здесь выступали певцы, танцовщицы и просто “диковинные” люди. Популярным был человек, выпивающий огненную жидкость, или “африканский людоед”, поедающий голубей. Людоедом обычно был артист, вымазанный смолой, а голубем - чучело с мешком клюквы. Естественно, что ярмарку с театральным балаганом простые люди всегда ждали с нетерпением.

Cлайд 20

Существовали также цирковые балаганы, их актеры были “мастерами на все руки”. Ю. Дмитриев в книге “Цирк в России” цитирует сообщение о приезде из Голландии комедиантов, которые “по веревке ходя, танцуют, на воздухе прыгают, на лестнице, ни за что не держась, в скрипку играют, а лестницею ходя, пляшут, безмерно высоко скачут и другие удивительные вещи делают”. На протяжении долгих лет своего существования балаганы видоизменялись, к концу XIX века они практически навсегда исчезли из истории русского театра.

Cлайд 21

1672 г. – начались представления придворной труппы царя Алексея Михайловича Артамон Матвеев приказывает «учинить комедию», «а для того действа устроить хоромину» 17 октября в селе Преображенском состоялся первый спектакль

Cлайд 22

1702 г. – первый русский общедоступный театр на Красной площади Становятся популярными праздничные шествия, фейерверки, маскарады, ассамблеи

Cлайд 23

Так выглядел театр в Ярославле в 1909 году. В 1911 году ему было присвоено имя Фёдора Волкова