» »

Сколько семей в войне и мире. Семейные отношения в романе "война и мир". Граф Кирилл Безухов

01.07.2020

Семья Безуховых в романе “Война и мир” Л. Н. Толстого – одна из тех семей, которые образуются, пройдя трудный путь и обретя необходимый опыт и понимание жизни. В начале повествования семьи Безуховых фактически нет. Есть старый граф, который находится при смерти и имеет многомиллионное состояние. В светском обществе появляется его незаконнорожденный сын Пьер, котому суждено вскоре стать одним из самых богатых людей России.

Граф Кирилл Безухов

О старом графе Безухове известно лишь то, что он не придерживался строгих моральных принципов. По слухам, он имеет много незаконнорожденных детей, и даже сам не знает точно их количества. Виной всему любвеобильный нрав графа в молодости. Он был красавцем, щёголем, и ценителем женского пола. Граф обладает величественной фигурой. Автор описывает некоторые детали его внешности, которые позже будут выделяться и в образе любимого сына Пьера: большие руки, улыбка, взгляд. Граф не был близок с сыном, но всегда заботился о нём, о его воспитании и будущем. Автор упоминает, что граф честный благородный человек, прямой и справедливый.

Пьер Безухов

Сыну искренне жаль умирающего отца, он сочувствует его немощности и болезни. Наследство, обрушившееся на молодого человека становится для юноши неожиданным сюрпризом и испытанием. Он не готов к тому, что станет центром внимания в обществе, не умеет управлять состоянием и 40 тысячами душ, которые достались ему. Лицемерие общества проявляется именно в этот период: Пьера с удовольствием принимают во всех известных домах Петербурга, салонах, клубах. Большой, неуклюжий молодой человек благороден и простодушен, наивен и чист, как дитя. Ему приходится пройти испытание интригами, предательством, обманом, чтобы стать сильнее и научиться разбираться в людях. Обстоятельства складываются так, что Пьер женится на Элен Курагиной, она разбивает представление героя о семье, любви и браке.

Измены жены, дуэль и расставание учат Пьера быть осторожнее, не доверять всем подряд и вынуждают героя на поиски своего предназначения. На пути молодого Безухова встают религиозные братства, ложные идеи, иллюзии счастья. Ему сложно определиться со своим призванием – слабоволие, неумение принимать решения, мягкий характер приносят персонажу много страданий и жизненных уроков.

После дуэли с Долоховым мир героя переворачивается, начинается новый жизненный этап. Пьер осознаёт, что погряз во лжи, перестал радоваться жизни, устал от непонимания устройства мира. Он уверен, что во всём есть некий скрытый смысл. Знакомство с Платоном Каратаевым во французском плену возвращает Пьера к жизни. Он получает ответы на волновавшие его вопросы, с удовольствием делится историей своей жизни с простым мужиком. Каратаев не духовный учитель, он обыкновенный человек, который смотрит на жизнь просто. Эта простота покоряет сознание Безухова: жить, любить, растить детей, трудиться – в этом смысл человеческой жизни. Принимать всё, что дарует судьба и избегать излишества. Оно часто мешает человеку быть счастливым, развращает, сбивает с пути.

Пьер и Наташа Ростова

Своё счастье герой обретает в семье. После плена он начинает ценить то, что раньше казалось естественным: уют, заботу, близких. Его чувства к Наташе Ростовой перерастают в крепкий союз двух замечательных людей. Новая семья Безуховых – пример настоящего крепкого брака, в котором каждый поддерживает супруга, живёт его интересами, уважает и любит близких людей. Наташа – идеальная жена, она создаёт уют, поддерживает Пьера в его общественной деятельности, отдаёт себя материнству. У пары четверо детей: один сын и три дочери. Автор любуется семьёй Безуховых, подчёркивая гармоничность отношений.

В нашей статье дана характеристика семьи Безуховых. Этот материал будет полезен при подготовке к урокам русской литературы, или сочинению по теме.

Класс: 10

Презентация к уроку

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

1. Решаемые учебные проблемы (цели учителя):

  • на примере семей Ростовых и Болконских показать цвет русского дворянства, нравственные ценности этих семей;
  • научить понимать сопоставление и контраст как основной стилистический прием романа;
  • показать роль портрета для создания целостного образа персонажа;
  • развивать навыки выразительного осмысленного чтения, монологического высказывания и литературоведческого анализа;
  • воспитывать серьезного, вдумчивого читателя;
  • показать значение семьи, воспитания в формировании человека, роль нравственных опор.

2. Задачи обучающихся:

  • продолжить знакомство с героями романа – представителями семейств Ростовых и Болконских;
  • в ходе анализа эпизодов, их сопоставления выяснить общую атмосферу в семьях, взаимоотношения между героями, их жизненные принципы;
  • выделить характерные черты всех Ростовых и Болконских, сходство и различия;
  • уметь отбирать нужный материал в тексте (цитаты) для построения рассуждения;
  • определить отношение автора и свое собственное к семьям Ростовых и Болконских и отдельным их представителям;
  • развивать выразительное чтение.

Тип урока: урок-практикум (исследование)

Оборудование: тексты произведения, презентация, приложение-таблица

I. Предтекстовая подготовка:

Вхождение в тему урока.

Слово учителя: Хотя, по признанию Л.Н.Толстого, в романе “Война и мир” он больше любил “мысль народную”, чем “мысль семейную”, но если мы не представим себе происхождение героя, его истоки, его “гнездо”, мы не в силах будем понять мотивы его поступков, логику развития характера и судьбу персонажа. Нам не только интересно, но важно проследить жизнь главных героев, таких, как Андрей Болконский, Наташа Ростова, княжна Марья, Николай Ростов др., начиная с юности, детских лет. Семья, дом – это особый мир, место, где человек находит и выражает себя. Поэтому картины семейной жизни обладают большой притягательной силой. Писателю важно показать, каковы его герои у себя дома, в семье. И нам открывается многое, если мы внимательно читаем эти эпизоды.

Сегодня мы побываем в большом доме Ростовых на именинах графини Ростовой-матери и ее тринадцатилетней дочери Наташи, а затем – в имении Лысые Горы у Болконских.

II. Подготовка к вхождению в текст

Актуализация знаний: Проверка домашнего задания.

Учащиеся предварительно были поделены на две группы: “Ростовы” и “Болконские”

Назовите героя и обстоятельства, в которых звучат характеристики - представители групп попеременно задают вопросы:

  • “Он никогда не благословлял своих детей и только, подставив ей щетинистую, еще не бритую нынче щеку, сказал, строго и вместе с тем внимательно-нежно оглядев ее: “Здорова?.. ну так садись!” (Николай Болконский)
  • “До сих пор я была, слава Богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием...”(Графиня Ростова)
  • “... Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка со своими детскими открытыми плечиками...была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка...” (Наташа)
  • “... Каждый день она входила в официантскую и со страхом крестилась и читала внутренно молитву о том, чтоб это ежедневное свидание сошло благополучно...” (Марья Болконская)
  • “..Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... А коли узнаю, что ты повел себя не как сын...., мне будет...стыдно! (отец - А.Болконскому)
  • “... Это была женщина с восточным типом лица, лет 45, видимо изнуренная детьми, которых у ней было 12 человек...” (Графиня Ростова)

Текстовый структурный элемент - работа с текстом

III. Учитель объясняет задачи, которые будут решать обучающиеся в ходе практической части.

Каждая группа получает таблицу пустограмму, которая по мере работы в группе должна быть заполнена

IV. Работа с текстом – текстовый структурный элемент.

Практическая работа в группах.

Эпизод “В доме Ростовых” (т.I, ч.1., гл.7-11,14-17)

1. Чтение фрагмента – 8 глава “Графиня глядела на гостью, приятно улыбаясь...до конца главы” - чтение-экспромт

2. Практическая работа в группе

Вопросы для членов группы “Ростовы”:

(Вопросы учащиеся получают непосредственно на уроке, каждый член группы готовит ответ на свой вопрос)

Какая атмосфера царит в доме Ростовых? Каковы взаимоотношения родителей? (найдите цитаты в тексте)

Какой вы представляете Наташу Ростову? Николая? – роль портретных характеристик (подтвердите свое высказывание цитатой из текста)

Проследите за глаголами, обозначающими действия Наташи (заскочила, подбежала, смеялась, расхохоталась, серьезно посмотрела). Как они помогают раскрыть характер персонажа, динамику сцены.

Какова роль детали в этой сцене – кукла Мими?

Кратко перескажите эпизод “Именины у Ростовых” (перечислите гостей, внешность, поведение, манеру общения гостей. Искренность как противопоставление лицемерию).

Кто самый важный гость у Ростовых, которого все ждут? (Марью Дмитриевну Ахросимову, даму знаменитую не богатством, не почестями, а прямо тою ума и откровенною простотою общения, ждут с нетерпением все)

Какой дерзкий поступок совершает Наташа во время обеда, о чем он свидетельствует?

Эпизод “В имении Болконских Лысые горы” (т.I, ч.1, гл. 22-25)

1. Чтение фрагмента гл.25. Разговор князя Андрея и Марьи - по ролям. “Ну а по правде, Marie, тебе, я думаю, тяжело иногда бывает от характера отца?...до... Прекрасные глаза его светились умным и добрым непривычным блеском...”

2. Практическая работа в группе

Вопросы для членов группы “Болконские”:

О чем разговор княжны Марьи и Андрея Болконского? Как он характеризует брата и сестру?

Расскажите о Николае Болконском. Что выделяет Толстой во внешности, привычках строго князя? Каковы жизненные идеалы старого князя?

Каковы взаимоотношения в этой семье, традиции?

Обратите внимание на эпитеты, которые использует автор при описании внешности героев, особенно их глаз (глаза - зеркало души) удивительные глаза – “лучистые”, как у Марьи, “прекрасные”, как у князя Андрея, “умные”, как у старого князя. (конец 25 главы)

Каковы, на ваш взгляд, основные принципы воспитания детей в семье Болконских? (Сдержанность, уважение в поведении и отношении друг к другу, честь и достоинство на первом месте, деятельная активность.)

По окончании работы каждая группа представляет свой проект

V. Посттекстовый структурный элемент урока.

Беседа по вопросам:

1. Сопоставьте семьи Болконских и Ростовых, в чем вы видите сходства и различия?

2. Каковы основные принципы воспитания детей в семьях Ростовых, Болконских?

3. Вспомните Курагиных. Почему Толстой не называет их семьей?

ВЫВОДЫ: (делают обучающиеся при поддержке учителя и записывают в тетрадь)

1. Чистота и теплота взаимоотношений, искренность и гостеприимство, щедрость и милосердие, уважение к каждой личности, искренняя любовь, открытость и широта натуры Ростовых вызывает глубокую симпатию автора. В доме Ростовых царит атмосфера демократичности, простоты, любви и правды. Ростовы живут не умом, а сердцем.

2. Принципы Болконских: благородство, честь, служение высокому долгу, поиски смысла жизни, сдержанность, аскетизм, суровость, трудолюбие. У Болконских не принято изливать душу, откровенничать. Их поступки более рациональны, и часто только глаза выдают глубокую духовность и человечность, красоту и сердечность взаимоотношений.

3. При внешней непохожести представителей этих дворянских родов чувствуется тонкая связь по духу и осмыслению ценностей жизни: семья, родина, честность, порядочность, искренность, близость к народу. Миры Болконских и Ростовых различны, но равно дороги Толстому – в них закрепились настоящие духовые ценности, национальные традиции. Не случайно судьбы представителей этих семей пересекутся таким замысловатым образом. Но чтобы сблизиться, им нужно было пройти через катастрофы, жизненные кризисы и утраты.

Рефлексия.

В какой семье я себя представляю?

Кто мне более симпатичен?

Какой я вижу роль семьи в становлении человеческой личности?

  1. Смотр войск под Браунау.
  2. Шенграбенское сражение.
  3. Аустерлицкое сражение.
  4. Проанализировать поведение героев романа на войне (Кутузов, Багратион, Тушин, Тимохин, Болконский, Н.Ростов, штабные офицеры Жерков и Несвицкий) – индивидуальные задания

Литература.

1. Л.Н.Толстой. Избранные сочинения в трех томах. Том 1. М., “Художественная литература”, 1988.

2. А.А.Жук. Русская проза второй половины 19 века. М., “Просвещение”, 1981.

3. Литература 10 класс Ю.В.Лебедев, М. Б. Кузнецова. Методические советы. М., “Просвещение”, 2001.

4. Урок литературы в условиях введения ФГОС. Учебное пособие. Автор-составитель В.Я.Рыбникова. Ростов-на-Дону. Издательство ГБОУ ДПО РИПК и ППРО, 2016.

Именно в такой семье, как Ростовы, рождались честные, порядочные люди — истинные патриоты, подобно Николаю и Пете. Впрочем, в каждой семье имелись и исключения. Примером семьи Ростовых является эгоизм Веры, которая из корыстных побуждений выходит замуж за Берга. Свои ценности они видят в обогащении и наживе. Только такие семейные отношения не имеют духовности, а значит их семейная дорога предопределена, и ведет в никуда.

Семейство Болконских это еще один род, который может стать образцом для подражания, но в отличие от Ростовых, Болконские строят свою семью не на чувствах. Все их действия диктуются разумом, долгом и честью. В их доме порядок, сдержанность, строгость, суровость. Как итог, в семье Болконских любят каждого, каждого из членов семьи готовы поддержать, но при этом чувства свои не показывают.

Все их представители — сильные личности, благородные и честные. Болконские не разменивают жизнь на безнравственные поступки, и стараются соответствовать статусу В таких семьях рождаются патриоты, люди с жестким характером, которые не прощают слабости другим. Но вместе с тем мы видим, что и здесь может царит добрый дух, который олицетворяет Марья. Она верит в любовь, в тихое семейное счастье, которого обязательно дождется.

Семейная тематика является одной из главных идей творчества Льва Толстого. Семья Ростовых в романе «Война и мир» выделяется чувством родства, нежным отношением к детям, гостеприимством и богатыми традициями. Основа взаимоотношений между братьями и сестрами – любовь и взаимопонимание.

Граф Илья Ростов

Лев Толстой благосклонно относится к знатному отцу семейства, подчеркивает достоинства старого вельможи и прощает недостатки, присущи каждому человеку. Пятеро детей с детства воспитываются в уважении к отцу, который самозабвенно о них заботится, порой балуя, особенно маленькую Наташу.

Лицо Ильи Андреевича было полным, чисто выбритым, всегда веселым. Голубые глаза сияли неподдельной добротой. На голове редкие седые волосы едва прикрывали открытую лысину. Полная шея часто приобретала красный цвет, как у пожилого человека, склонного к повышенному давлению. Улыбка выдавала хорошее расположение духа, даже когда надо было выглядеть сердитым в целях воспитания.

Старик Ростов имеет бойкий характер, привычку взъерошивать собственные волосы. В кругу своей семьи отец имеет вид румяного, полностью уверенного в себе человека. Петербургская напыщенная знать, которой чужды семейные ценности, осуждает графа за прямодушие и простоту поведения.

Хозяйская деятельность старого графа

Илья Андреевич привык к шикарной жизни, часто устраивает праздники именин детей и жены. Пиры дома Ростовых отличаются щедростью, столы ломятся от угощений и вина. На досуге вельможа ходит в престижный аристократический клуб играть в карты, проигрываясь в пух и прах, хотя лично является старшиной клуба.

В хозяйстве много статей расходов, которые являются прихотью, капризом. Управляющий обворовывает графа, который плохо разбирается в делах, не знает ни доходов, ни общей суммы долгов.

Вельможа чувствовал сам, что плохо распорядился богатым приданным своей жены. Долги неумолимо накапливались, час разорения близился, а старый граф не в силах был что-то предпринять. В 1812 году Москва сгорела, граф не смог оправиться, постепенно чах, переживая гибель сына Петеньки. Недолго проболел и тихо умер, оставив после себя долгов больше, чем капитала.

В последний день отец просил у всех домочадцев прощение за сотворенное им разорение.

Мать Наталья Ростова

В начале повествования графиня Ростова имеет 45 лет от роду. Черты лица восточного типа заостренные, тело изнуренное многочисленными родами и заботой о выживших детях. Медлительность поступи, плавность движений, вызванная усталостью, вызывала уважение у окружающих. Приемная дочь Соня считает и называет ее маменькой.

Графиня Ростова никогда не занималась делами мужа, не знала от него отказа ни в чем. Выросши в роскоши, знатная дама не умела экономить, не видела в этом потребности. Столкнувшись на старости с разорением и относительной бедностью, Наталья полностью полагалась на сына Николая и осталась с ним жить.

Традиции христианской религии мать семейства пронесла через всю жизнь, оставаясь набожной женщиной. Графиня никому не отказывала от стола, в хорошие годы у них жило много приживал. После войны жизнерадостная Наталья превращается в скорбящую мать, а после смерти мужа жизнь вовсе теряет для нее всяческий смысл.

Старшая дочь Вера

Лев Толстой неоднократно указывает, что мать не любила свою старшую дочь Веру, имевшую в 1805 году 20 лет. Юная особа обладала холодной красотой и приятным голосом, имела прекрасное воспитание. Девушка хорошо училась, имела приличное образование и все шансы удачно выйти замуж.

Младшая сестра осуждает Веру за чрезмерную рассудительность, перешедшую в форму расчетливости. В образе молодой княгини отсутствуют черты характера, свойственные обычно девушкам: романтичность, влюбчивость и эмоциональность. Поэтому Наташа называет старшую сестру злой.

Красавица Вера никогда, по ее собственному мнению, не поступающая дурно, выходит замуж в 24 года за офицера Адольфа Берга. Между супругами есть взаимопонимание, они оба не хотят заводить детей. Молодожены смутно определяют свое идейное будущее, как жизнь для общества.

Старший брат Николай Ростов

Молодой граф Николай входил в список лучших женихов России, имел патриотическое воспитание, университетское образование будущего чиновника и мечтал героически защищать Родину. Обладая здоровой эмоциональностью, юноша умел восторгаться историческими личностями, своими командирами и друзьями. У него были честные лучистые глаза и детская улыбка, говорившая о том, что ее обладатель добрый человек.

Душа молодого человека полна поэзии, чиста и открыта для искренней дружбы со сверстниками. Юноша с пылом описывает в письме матери своего отважного друга Денисова, благородно молчит о собственных страданиях на фронте. Шенграбенское сражение становится боевым крещением офицера Ростова. Юноша, получивший ранение, страдает от того, что некоторое время чувствовал страх, желание укрыться от пуль и снарядов.

Первой любовью Николая была приемная сестра Соня, юноша хотел жениться на ней, но мать категорически воспротивилась этому браку, желая Коленьке более выгодную пару. Будучи уже взрослым, в 1812 году офицеру Ростову пришлось спасать княжну Марию Болконскую от французов.

Чувства, которые возникли между девушкой и парнем, оба пытались отвергать долгое время. Марье Николаевне было трудно принять факт, что она старше своего избранника. Николай чувствовал себя неловко в ситуации, что княжна Болконская являлась наследницей очень большого состояния. Но их тянуло друг к другу необъяснимой силой. Наконец, осенью 1814 года пара сочеталась браком.

Наташа Ростова

Младшая дочь графа Ростова не знала отказа от родителей, росла в роскоши, но воспитывалась, как дворянка - была избалована в меру. В 13 лет девочка еще позволяет себе реветь, но поражает своей честностью и открытостью. Она откровенна со своей матерью, посвящает ее в свои детские мечты и секреты. У дочери такие же карие глаза, как у матери, такая же роскошная коса.

В 17 лет Наташа впервые выходит в свет, попадает на бал. Мужчины говорят, как она красива, как легко и непринужденно танцует. Девушке к лицу белое кисейное платье с розовыми лентами. Князь Болконский влюбляется в Наташу, оценив ее грацию, тонкий стан и робкую походку в обществе.

Мать и отец дали дочери хорошее музыкальное образование. Детей учили ездить верхом, поэтому Наташа – великолепная наездница, уверено без усилий осаждает скакуна под собой. Одним из пристрастий девушки является охота. Юная графиня разбирается в людях, с первого разговора ей не понравился друг Николая – Долохов. Хотя к Денисову, например, она относится благосклонно. Героиня называет Долохова неестественным и не приятным.

Наталья Ростова в замужестве

Любимый мужчина князь Андрей Болконский скончался от боевого ранения в 1812 году. Наташа выходит замуж за Пьера Безухова, глубоко погружается в быт и воспитание четверых детей. Лев Толстой критически относится к своей героине в этот период ее жизни, опираясь на традиционный образ замужней женщины, многодетной матери.

Автора возмущает тот факт, что образованная и воспитанная девушка выражается сумбурно, одевается неряшливо и позволяет себе выглядеть неухоженной только потому, что стала матерью. Но писатель с уважением подчеркивает, что в свет графиня не выходит, все время проводит с детьми.

Наташа Ростова нашла утешение в семье, в заботе о дочерях и сыне.

Соня Ростова

Девочка приходилась графу Ростову племянницей в третьем роду, троюродной сестрой его детям. Ростовы вскормили и воспитали Соню, как родную дочь. В юности она была хрупкой, изящной, с длинными косами, обвитыми вокруг головы. В дни влюбленности в Николая Ростова девушка выглядела счастливой и восторженной.

Родные осуждали романтические отношения между Соней и Колей с начала их развития. Мать корила девушку за то, что она дает брату повод относиться к ней, как к постороннему созданию. Больше всего Наталье матери не нравилось, что избранница сына была бесприданницей. Однако преданная девушка пронесла свои чувства к Ростову через всю свою жизнь.

Скромность и жизненные обстоятельства не позволяли ей демонстрировать свой эмоциональный мир. Покорно и заботливо Соня ухаживала за старой графиней, жила вместе с ней в доме Николая с женой и их детьми, не претендуя на его внимание. Молодой граф Ростов всегда мог положиться на сестру, особенно в трудные для него дни.

Петя Ростов

Отец и мать воспитали младшего сына патриотом. Это был умный, со знанием французского языка, щедрый и открытый юноша. Молодой человек в критическую минуту демонстрировал решительность, всегда стремился выглядеть мужественно.

Лев Толстой с умилением говорит о юном офицере Ростове. Эпизод с пленным французским барабанщиком является ярким примером гуманизма. Незадолго до своей гибели Петя встречает в плену у русских совсем юного мальчика. Герой теряет сон и покой, ему очень хочется помочь ровеснику, накормить обездоленного.

Когда началась Отечественная война 1812 года, Петя так решительно заявил о своем намерении служить в армии, что Илья Андреевич не смог противиться сыну. Ростова приняли в полк казаков, где сам генерал взял над ним опеку.

Юного адъютанта послали с сообщением в партизанский отряд к Денисову, велели сразу вернуться в расположение. Но пылкий Петя, услышав о готовящейся атаке, принял решение принять участие в бою. Он без раздумий бросается в гущу стрельбы навстречу гибели. Пуля попала шестнадцатилетнему офицеру в голову, унесла его цветущую, полную дерзких мечтаний жизнь.

Лев Толстой весь свой творческий путь превозносил семейные ценности в разряд наиболее важных человеческих добродетелей.

Семья Безуховых в романе “Война и мир” Л. Н. Толстого – одна из тех семей, которые образуются, пройдя трудный путь и обретя необходимый опыт и понимание жизни. В начале повествования семьи Безуховых фактически нет. Есть старый граф, который находится при смерти и имеет многомиллионное состояние. В светском обществе появляется его незаконнорожденный сын Пьер, котому суждено вскоре стать одним из самых богатых людей России.

Граф Кирилл Безухов

О старом графе Безухове известно лишь то, что он не придерживался строгих моральных принципов. По слухам, он имеет много незаконнорожденных детей, и даже сам не знает точно их количества. Виной всему любвеобильный нрав графа в молодости. Он был красавцем, щёголем, и ценителем женского пола. Граф обладает величественной фигурой. Автор описывает некоторые детали его внешности, которые позже будут выделяться и в образе любимого сына Пьера: большие руки, улыбка, взгляд. Граф не был близок с сыном, но всегда заботился о нём, о его воспитании и будущем. Автор упоминает, что граф честный благородный человек, прямой и справедливый.

Пьер Безухов

Сыну искренне жаль умирающего отца, он сочувствует его немощности и болезни. Наследство, обрушившееся на молодого человека становится для юноши неожиданным сюрпризом и испытанием. Он не готов к тому, что станет центром внимания в обществе, не умеет управлять состоянием и 40 тысячами душ, которые достались ему. Лицемерие общества проявляется именно в этот период: Пьера с удовольствием принимают во всех известных домах Петербурга, салонах, клубах. Большой, неуклюжий молодой человек благороден и простодушен, наивен и чист, как дитя. Ему приходится пройти испытание интригами, предательством, обманом, чтобы стать сильнее и научиться разбираться в людях. Обстоятельства складываются так, что Пьер женится на Элен Курагиной, она разбивает представление героя о семье, любви и браке.

Измены жены, дуэль и расставание учат Пьера быть осторожнее, не доверять всем подряд и вынуждают героя на поиски своего предназначения. На пути молодого Безухова встают религиозные братства, ложные идеи, иллюзии счастья. Ему сложно определиться со своим призванием – слабоволие, неумение принимать решения, мягкий характер приносят персонажу много страданий и жизненных уроков.

После дуэли с Долоховым мир героя переворачивается, начинается новый жизненный этап. Пьер осознаёт, что погряз во лжи, перестал радоваться жизни, устал от непонимания устройства мира. Он уверен, что во всём есть некий скрытый смысл. Знакомство с Платоном Каратаевым во французском плену возвращает Пьера к жизни. Он получает ответы на волновавшие его вопросы, с удовольствием делится историей своей жизни с простым мужиком. Каратаев не духовный учитель, он обыкновенный человек, который смотрит на жизнь просто. Эта простота покоряет сознание Безухова: жить, любить, растить детей, трудиться – в этом смысл человеческой жизни. Принимать всё, что дарует судьба и избегать излишества. Оно часто мешает человеку быть счастливым, развращает, сбивает с пути.

Пьер и Наташа Ростова

Своё счастье герой обретает в семье. После плена он начинает ценить то, что раньше казалось естественным: уют, заботу, близких. Его чувства к Наташе Ростовой перерастают в крепкий союз двух замечательных людей. Новая семья Безуховых – пример настоящего крепкого брака, в котором каждый поддерживает супруга, живёт его интересами, уважает и любит близких людей. Наташа – идеальная жена, она создаёт уют, поддерживает Пьера в его общественной деятельности, отдаёт себя материнству. У пары четверо детей: один сын и три дочери. Автор любуется семьёй Безуховых, подчёркивая гармоничность отношений.