» »

Стихотворение «Парус» М. Лермонтова. Восприятие, толкование, оценка. Анализ стихотворения «Парус» (М. Ю. Лермонтов)

23.09.2019

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова “Парус” изучается в 6 классе на уроках литературы. Полный разбор и краткий анализ “Парус” по плану вы найдёте в нашей статье.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано в 1832 году на берегу Невы в Петербурге.

Тема – одиночество, неизвестность, душевный мятеж.

Композиция – три четверостишия, объединённых морскими пейзажами и душевными переживаниями лирического героя. “Действие” следует за философствованиями внутреннего монолога.

Жанр – лирическая новелла, также есть черты элегии. Образец романтического стиля в поэзии.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры “парус бежит”, “волны играют”, “ветер свищет”.

Эпитеты “мятежный”, “луч золотой”, “тумане голубом”, “парус одинокий”.

Оксюморон “как будто в бурях есть покой”.

История создания

Стихотворение написано Лермонтовым в семнадцатилетнем возрасте в 1832 г. В 1828 году вышла поэма Александра Бестужева-Марлинского “Андрей, князь Переяславский”, оттуда взята поэтом первая строка стихотворения “белеет парус одинокий”. Это был сложный период в жизни поэта, студента Лермонтова: он покинул Московский университет и не поступил в Петербуржский университет.

В своём письме к М. А. Лопухиной 2 сентября 1828 года он посылает текст стихотворения, которое передаёт угнетённое состояние поэта. Лермонтов бродил по набережной Невы, подавленный и расстроенный, заметил вдалеке очертания белого парусника – у него родилось легендарное стихотворение.

Полная неизвестность будущего, неоправданные надежды с поступлением – всё это нашло отражение в душе лирического героя стихотворения “Парус”. Сам поэт несерьёзно отнёсся к произведению, не включил его в свой сборник сочинений 1840 года. Интересен тот факт, что у Лермонтова есть акварельная работа, на которой изображено небольшое парусное судно в шторм, она также написана в период с 1828-1832. Она является полноценной иллюстрацией, художественным комментарием к тексту.

Тема

Тема одиночества и неопределённости, поиска, загадочности человеческой души. Парус в стихотворении символизирует жизнь молодого поэта, его внутренний мир. Главная мысль – человеческой натуре свойственны страсти, желания, одиночество, поиск себя, тяга к тому, что может быть опасно.

Идея – автор показывает одиночество и мятеж внутреннего мира творческого человека, самого себя. Главный герой – образ паруса – человеческой натуры, ищущей своё место, рвущейся в неизвестность. В минуты отчаяния люди склонны к мятежу, поиску, риску, это следствие неизвестности. Автор делает акцент на то, что человеку, обуреваемому жизненными невзгодами, не дано знать, что ему во благо, а что – нет.

Композиция

Произведение состоит из трёх строф, объединённых пейзажными мотивами и внутренними переживаниями лирического героя. Каждое четверостишие построено таким образом, что в первых двух стихах идёт “картина”, в двух следующих – толкование внутреннего состояния лирического героя. Заканчивается “рассказ” риторическим восклицанием с привкусом осуждения и чувства “неправильности”, запутанности и неизвестности.

Жанр

Лирическая новелла: в стихотворении сочетаются философские размышления и пейзажи. Это стихотворение – образец романтического стиля в русской литературе 19 века.
Стихотворный размер: четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой. Ассонанс в первой строфе играет звуком “о”, второе четверостишие насыщено звуком “э”, а в последней строфе явно чувствуется ассонанс со звуком “у”. Это придаёт лермонтовскому “Парусу” сходство со звучанием ветра, тревожной стихии, ропота волн.

Средства выразительности

Метафоры “парус бежит”, “волны играют”, “ветер свищет” придают лирическому повествованию динамичность, образность, особую красоту.

Эпитеты “мятежный”, “луч золотой”, “тумане голубом”, “парус одинокий” делают описание ярким и красочным.

Оксюморон – сочетание несовместимого: “как будто в бурях есть покой” придаёт рассуждению трагизм и безысходность.

Анафора свойственна лирике Лермонтова, за счёт неё появляется эффект “элегичности”, песенности, своеобразного пафоса: “Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..”…”Увы он счастия не ищет, и не от счастия бежит…”.

Антитеза : “страна далёкая – край родной”, “струя светлей лазури, луч солнца – буря”. Противопоставление в контекстве описательного характера делает более выразительными образы, подчёркивает их различия, создаёт противостояние. Лермонтов покинул “край родной” – Москву, прибыл в неизвестный ему Петербург, где будущее кажется туманным и безрадостным.

Поэтический синтаксис представлен последней строкой стихотворения, где лирический герой восклицает “Как будто в бурях есть покой!” ,что выдаёт осуждение, недоумение, наводит на вывод, что и это не выход из ситуации.

«Парус» — одно из самых известных стихотворений Михаила Юрьевича Лермонтова было написано в Петербурге, куда он только что приехал продолжить образование.

Это было для него временем перемен, расставания с Москвой, с привычным укладом жизни. Поэту в ту пору было всего 17 лет. Cуществует версия, что стихотворение родилось во время прогулки по берегу Финского залива, когда Лермонтов увидел белеющий вдали парус. Но, быть может, этот образ и философские размышления были навеяны стихами из повести А. А. Бестужева- Марлинского «Андрей, князь Переяславский»:

Белеет парус одинокий,
Как лебединое крыло,
И грустен путник ясноокий;
у ног колчан, в руке весло.

в начале сентября 1832 года Лермонтов послал текст стихотворения « Парус в Москву, в письме М. А. Лопухиной. Но, видимо, образ паруса в воображении поэта возник гораздо раньше — сохранилась акварель 11-летнего Лермонтова, на которой изображён белый парус в море.

Внешне стихотворение, написанное четырёхстопным ямбом, отличается редкой простотой: в нём всего 12 строчек — три четверостишия. Каждая строфа стихотворения делится на « половинки»: две первые строчки дают описание моря и паруса (передается состояние природы), а каждые две последние строчки дают лирический отзыв на него (передаётся состояние человеческой души). Зрительные впечатления каждый раз преобразуются в философские размышления.

Поэтической же канвой является образ моря. Все художественные образы в стихотворении аллегоричны: море ассоциируется с жизнью со всеми её бедами, волнениями и переменами, а парус — символ брошенного в житейское море человека. Перед нами блуждающий в тумане парус и герой, блуждающий «житейском море».

Парусу дан эпитет — одинокой. Это означает, что у него нет единомышленников близких. Но парус не боится бури: он силён духом не покоряется ударам судьбы — он мятежный.

Каждое из трёх четверостиший разделено многоточием — так графически автор обозначил паузы, которые несут глубокий смысл. Они не дают возможности слиться изображению пейзажа со строчками, рисующими психологическое состояние героя. Такая расстановка знаков препинания помогает читателю понять стихотворение как глубоко психологическое и не относить его только к пейзажной лирике.

Жанр «Паруса» — лирическая новелла. Стихотворение можно отнести к философской лирике, в которой присутствует символический пейзаж. Всё произведение насыщено красивыми романтическими образами и мотивами.

Поэт использовал современную ему лексику за исключением двух архаизмов: струя (вода) и лазурь (небо), а также форм слов: парус одинокой и скрыпит — эти формы соответствуют старомосковскому произношению. Написано произведение простыми словами, использованными в их прямом значении, а если в переносном, то также в общепринятом для поэзии смысле: «играют волны», «ветер свищет», «луч золотой».

Всё стихотворение построено на художественном приёме антитезы, что выражено подбором антонимов и противоположных утверждений. Противопоставлены друг другу герои произведения: парус и поэт — с одной стороны, и море — с другой.

Противопоставлены также состояния природы: буря: «Играют волны — ветер свищет, / и мачта гнется и скрипит», — И штиль: «Под ним струя светлей лазури, / Над ним луч солнца золотой ». Антитезы есть и в языке стихотворения: «Что ищет он в стране далекой? / Что кинул он в краю родном?»; « … он счастия не ищет / и не от счастия бежит »; «над ним — под ним ».

Лермонтов использует и другие средства художественной выразительности: эпитеты (луч солнца золотой); инверсию (в тумане моря голубом); анафору и синтаксический параллелизм (Что ищет он в стране далёкой? / Что кинул он в краю родном?); аллитерацию (луч солнца золотой).

Звучание стихотворной речи легкое и плавное. В первых двух строчках легко заметить обилие звуков л, р, н, м и пропуск одного И того же ударения — так автор передал плеск морской волны во время штиля. А когда «мачта гнётся и скрипит, свистит ветер и шумит море, — всё это передаётся звуками с, т, ч, щ.

Поэт пользуется цветовыми эпитетами — У него целая палитра ярких и радостных красок: голубая (туман), лазурная (море), золотая (лучи солнца), белая (парус).

Философские размышления поэта каждый читатель может понимать по-разному. Но каждый из нас согласится, что одиночество и простор не дают человеку ответов на мучительные вопросы, а встреча с бурей не приносит счастья. Но буря все-таки предпочтительнее покоя и бездействия — эта мысль звучит в заключительной строфе стихотворения.

Человек, который вечно не удовлетворён, не может быть внутренне застывшим. И не может, подобной природной стихии, пребывать в каком-то одном состоянии — покоя или бури. Закон жизни — мятеж. А каждый человек — одинокий парус, брошенный в море жизни.

Теперь посмотрим, как анализирует стихотворение «Парус» Г. Б. Мальцева, учитель литературы в школе №223 г. Москвы.

Аннотация. В материале даётся ход анализа стихотворения М. ЮЛермонтова «Парус». Большое внимание уделяется работе со словом и художественными образами произведения.

Ключевые слова: романтика, романтическое, парус, море, душа, поиск,
аллитерация, эпитеты.

Уже не одно десятилетие я работаю в школе, и, слава богу, лермонтовский «Парус», несмотря ни на что, всегда оставался в школьных программах и всегда, замечу, вызывал эмоциональный отклик школьников. Интересным он остаётся для них и сейчас. Может быть, потому, что семнадцатилетний поэт удивительно точно передал состояние юной души, мечтательной, порывистой, ищущей. И
современный подросток открывается ему навстречу, чувствуя родство с молодым поэтом, несмотря на то что их разделяют столетия.

Работу со стихотворением мы начинаем с подготовительной беседы, которая поможет детям окунуться в атмосферу морской романтики. Наверняка вы не раз наблюдали за морем.

Каким вы любите его больше всего? Почему?

Большинство шестиклассников говорит о спокойном море, поражающем прозрачной водой, сквозь которую видны камешки, ракушки, мелкие рыбёшки, плещущиеся у берега. Им нравятся закатные и рассветные краски, отражающие небо, а самое главное — то умиротворение, которое рождает такое море.

Многим по душе море с белыми барашками небольших волн, лёгкой рябью от бриза и криками чаек. Кому-то просто нравится купаться, нырять, брызгаться в ласковой морской воде. Кто-то любит лунную дорожку на морской глади и тихий плеск ночных волн. А какие ассоциации и каких героев вы чаще всего связываете с морем?

Дети называют: корабли, чайки, волны, паруса, приключения, путешествия, неизведанные острова, сокровища, золотой песок, яхты; пираты, капитаны, моряки, русалки и т. д.

Какие из них, на ваш взгляд, самые романтические и почему?

О романтике, без сомнения, нам напоминают слова: паруса, приключения, путешествия, неизведанные острова, пираты, капитаны … Ведь именно с ними связана тема рискованных и увлекательных дальних странствий, сулящих неожиданности и открытия, дающих возможность проявить себя и даже, может быть, совершить подвиг.

И когда смотришь на море, то невольно связываешь с ним все эти удивительные возможности. Давайте и мы сейчас полюбуемся морскими пейзажами, чтобы ещё раз проникнуться духом любимого нами моря.

Почему никогда не надоедает наблюдать за морем?

Оно всегда разное и меняется на наших глазах, каждый раз удивляя новыми красками, переливами света, игрой волн … Поэтому все так и любят наблюдать за ним. Как любил и Михаил Лермонтов … Стихотворение «Парус» он написал в семнадцать лет, то есть ему было немногим больше лет, чем вам, и по возрасту его можно сравнить с нашими старшеклассниками.

Попробуем представить, каким он был в этом возрасте, о чём мечтал, какие настроения им владели. Теперь, когда мы подготовили подростков к восприятию произведения, и звучит «Парус» в исполнении учителя, после чего обращаемся к учащимся с вопросами.

Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

Детям нравится стихотворение своей романтической устремлённостью, энергией, которая исходит от него, привлекают их и морские картины, созданные молодым
поэтом.

Почему поэт не может оторвать взгляда от паруса «в тумане моря голубом»?
Парус всегда приковывает внимание тех, кто на берегу. Он зовёт за собой, так и
хочется оказаться на этом судне, которое, подняв паруса, уходит в море и постепенно тает где-то у горизонта. Куда оно плывёт? Кто стоит у штурвала? Что его ждёт? Целый рой мыслей и фантазий проносится в голове у того, кто следит за парусом в море, и невольный вздох сожаления вырывается из груди, когда парус исчезает «в тумане моря, голубом» …

Опишите картину, которую видит поэт с берега моря. Она одна или их несколько?

В стихотворении описана не одна картина. Сначала мы видим безбрежную гладь синего моря, лёгкую дымку голубого тумана над ним. В синеве неба и моря ярко белеет парус, он движется вдаль, становясь всё меньше и меньше, и скоро растает вдали:

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.

Затем перед нами разворачивается картина бури, шторма, с которым парусник отважно борется:

Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнётся и скрипит …

И наконец, возникает умиротворённый пейзаж: полный штиль, тишина, море, как зеркало, отражает лёгкие облака и искрится от солнечных лучей, которые пронизывают воду:

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой …

Можно ли видеть эти картины одновременно? (Нет.) Тогда что из этого следует?
Можно предположить, что поэт реально видит первую картину, а остальное дорисовывает в своём воображении.

Как вы считаете, всё ли можно увидеть с берега?

Нет, с берега виден только парус «в тумане моря голубом». Две другие картины мы будто видим с борта корабля, куда переносит нас воображение поэта.

Кстати, какое слово нам подсказывает, что парус очень далеко?

Это слово белеет, которое помогает понять, что очертания паруса постепенно сливаются с морской далью и он исчезает за горизонтом.

Есть ли что- то общее в этих картинах?

Да, их объединяет романтическое начало. Какое чувство вызывает каждая из них? Первая зовёт нас в дальние страны, увлекает мечтой о путешествиях, вторая тревожит, третья дарит умиротворение.

Какие краски преобладают в описаниях моря? (Голубые, синие, лазурные, золотые.) Но мы не только видим, но и слышим шум моря.

Какая строфа помогает нам услышать вой бури и свист ветра? Какие звуки этому способствуют?
В строфе

Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнётся и скрипит.
Увы, он счастия не ищет
И не от счастия бежит —
отчётливо слышатся звуки бури: шум и грохот штормовых волн, скрип гнущихся
под ветром мачт, тревожные крики чаек. И помогают этому звуки: р, щ, с, ч.

Здесь использован художественный приём аллитерации.

А в какой строфе нам слышится спокойный плеск волн и какие звуки помогают воссоздать его?

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой …

В этой строфе преобладают гласные: о, а, и, а также сонорные согласные (носовые звуки) n, н, м, которые придают стиху плавность, помогают передать лёгкое колыхание воды.

Что неизменно присутствует во всех картинах стихотворения? (Море и парус)
Как они связаны между собой?

Они неразделимы и гармоничны: без моря не может быть и паруса, он повинуется морскому ветру, следует за струёй «светлей лазури» и золотым лучом солнца. Но с другой стороны, парус будто «спорит» с морем, противостоит стихии, противопоставляя ей свои цели и желания. И парус немыслим без … человека. Парус в его руках! Поэтому за образом паруса угадывается человек.

Какими эпитетами охарактеризован парус?

Сначала он назван одиноким, а потом-мятежным. Задумаемся, есть ли между этими эпитетами смысловая связь. Чтобы найти ответ, обратим внимание на некоторые слова и словосочетания.

В первой строфе поэт задаёт сам себе вопросы:

Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
Назовите ключевые слова в каждом просе. (Ищет и кинул.)

Что можно искать «в стране далекой»?

«Наверно, счастья, — говорят дети. – А может быть, каких-то приключений, чего-то нового, неизведанного». Предполагаются и поиски сокровищ, и исследование новых земель. Но больше всего всё-таки сходятся на мысли о счастье, может быть, потому, что её подсказывает следующая строфа.

А что можно «кинуть» «в краю родном»?

Родной дом, семью, близких людей и друзей, любимые уголки родного края — всё, что связывает нас с родиной.

Подберите синонимы к слову «кинуть». (Бросить, оставить.) Какое слово самое резкое? (Кинул.) В каком состоянии и в каких ситуациях его употребляют? (Такое слово говорят обычно в состоянии возбуждения, может быть, даже раздражения, отрицания, когда сердце что-то активно отторгает, не принимает.)

Обратим внимание на строки: «Увы, он счастия не ищет / И не от счастия бежит».

Что они нам рассказывают о жизни паруса?

У него был дом, «родной край», но почему-то он бежал оттуда (глагол кинул подсказывает нам, что сделал он это в эмоциональном порыве), чего-то ищет в морском просторе, но найдёт ли — неизвестно …

Найдите противоречия в действиях паруса.

Он что-то ищет — но не счастия (а что же тогда можно искать?) и «не от счастия бежит». У него была родина, а теперь он «одинокий». Море одарило его красотой, гармонией («Под ним струя светлей лазури, / Над ним луч солнца золотой»), «а он, мятежный, просит бури … ».

Зачем ему буря?

Возможно, ему хочется испытать себя, померяться силами с бурей, почувствовать себя могучим и вольным. Вот что он ищет, вот что даёт ему ощущение счастья! Лермонтов заканчивает стихотворение строками:

А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой.
Чем интересны эти строки?
Из них следует, что можно искать если
не счастья, то покоя. Но когда море дарит
его парусу (Под ним струя светлей лазури, /
Над ним луч солнца золотой), он просит бури.

Как вы думаете, найдёт ли когда-нибудь парус то, что его удовлетворит?

Вряд ли: он в постоянном поиске и движении, и в каждом его новом состоянии обязательно будет то, что не даст ему полной гармонии и заставит снова искать что-то новое.

Хорошо это или плохо?

На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Прекрасно состояние покоя (тишины, душевного спокойствия, красоты и гармонии), но продолжительный покой может привести к лености и омертвению, только в движении (прежде всего в поиске ищущей души) и заключается на- стоящая жизнь. Чувство постоянной неудовлетворённости собою — это признак живой натуры, стремящейся к новым вершинам.

1.3 (26.67%) 12 votes

Стихотворение «Парус» было написано молодым Лермонтовым в 1832 г. во время прогулки по побережью Финского залива. Это был переломный период в жизни поэта. Он бросил учебу в Московском университете и переехал в Петербург. Размышления Лермонтова о своем настоящем и будущем отразились в произведении.

Жанр произведения - лирическое стихотворение с глубоким философским смыслом.

Основная идея произведения

Основная идея произведения - символическое отождествление паруса с самим лирическим героем. Автор не указывает непосредственно на героя, об этом легко догадаться. Главная тема - одиночество и неудовлетворенность привычной обстановкой. Подобно парусу в безбрежном море герой покидает родной край с неосознанной жаждой поиска, не имеющего конкретной цели. В этом отразились ощущения Лермонтова, связанные с переездом в Петербург. Он кардинально поменял свою жизнь, не имея прочной опоры в будущем.

Тяга к постоянной смене впечатлений, стремление вырваться из засасывающего темпа обычной жизни характерна для молодых людей. В душе Лермонтова это стремление значительно усиливалось благодаря творческой натуре поэта. Подобно неугомонному парусу, ему также хочется «бури» в спокойном море. Поэт желает энергичных решительных действий в условиях серьезной опасности. Постоянное движение - неотъемлемая черта живущего полной жизнью человека. В нем заключается цель и смысл жизни. Движение само по себе, по Лермонтову, оправдывает человеческое существование. Достижение каких-то конкретных «земных» целей вторично по отношению к нему.

В стихотворении возникает мотив гордого одиночества, который в дальнейшем будет серьезно разработан поэтом. Возвышение творца над толпой станет одной из основных тем зрелого творчества Лермонтова.


Композиция

Стихотворение состоит из трех строф. Каждое четверостишие делится на две части. Первые две строки посвящены описанию конкретных предметов и природных явлений (парус, море, мачта). Третья и четвертая строки - философское отступление, в котором просматривается образ самого лирического героя.

Размер произведения - четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.


Выразительные средства

Лермонтов употребляет разнообразные эпитеты («одинокой», «родном», «золотой»), олицетворение («играют волны»), метафоры. Центральные символы стихотворения - парус и море, которые подобны человеку на его безбрежном жизненном пути.
Для усиления выразительности поэт также использует риторические вопросы в первой строфе и восклицания во второй и третьей.

Основная мысль произведения - попытка поэта путем сравнения и размышления разобраться в собственной бурной душе. Мятежный дух Лермонтова просится наружу, ему тесно в существующих общественных рамках. Стихотворение громко заявляет о независимости человеческой личности. Поэтому оно приобрело большую популярность в революционной и демократической части общества.

План анализ стихотворения Парус Лермонтова

  • История создания.
  • Жанр произведения
  • Основная тема произведения
  • Композиция.
  • Размер произведения
  • Основная мысль стихотворения

одинокий , в тумане моря голубом , стране далекой , краю родном ищет, кинул, свищет, просит

одинокий , далекой (стране), золотой просит бури, стране далекой ), антитеза ().

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус»

Стихотворение было написано в 1832 году, опубликовано в 1841 году. Стихотворение принадлежит к переходному периоду от ранней к зрелой лирике поэта. Это был тяжелый период для Лермонтова, он переосмысливал свое раннее творчество, находился в душевном кризисе.

Тема стихотворения – парус, плывущий по волнам моря, и размышления поэта, наблюдающего за ним.

Идея стихотворения заключена в размышлениях поэта о причине, которая заставляет парус в одиночестве уплывать из родного края, искать бури. Лермонтов проводит параллель с человеческой душой, находящейся в смятении и растерянности, не желающей успокаиваться и в то же время не знающей, к чему стремиться. (Слова, выражающие авторскую идею из текста: «увы, он счастия не ищет и не от счастия бежит», «а он мятежный просит бури, как будто в бурях есть покой»).

Композицию стихотворения составляют 12 строк, объединенных в 3 четверостишия с перекрестной рифмовкой. Первое четверостишие вводит тему одинокого паруса, плывущего по морю, второе и четвертое – о том, что окружает парус и что с ним происходит в море. Каждое четверостишие построено по одной модели: первые две строки – рисуют внешние события, третья и четвертая – отражает мысли и чувства лирического героя.

Жанр произведения «Парус» – стихотворение.

В стихотворении главным образом является парус, который символизирует одинокую человеческую душу. Образ моря, по которому плывет парус, тоже символичен – это сама жизнь, с ее волнениями, радостями, опасностями.

Автор использует нейтральную лексику. Основными частями речи являются прилагательные и существительные. Прилагательные помогают ярче охарактеризовать образы, точно и художественно описать различные понятия (парус одинокий , в тумане моря голубом , стране далекой , краю родном ). Существительные служат для создания наглядной картины плывущего по морю корабля. Также немало глаголов 3-го лица единственного числа (ищет, кинул, свищет, просит ), которые свойственны скорее человеку, чем неодушевленному предмету. Благодаря этому мы начинаем понимать, что парус символизирует человека. В тексте распространены ассонансы звуков о, и; аллитерации звуков к, щ.

Основными изобразительно-выразительными средствами в этом стихотворении являются: эпитеты (одинокий , далекой (стране), золотой (луч солнца) и т.д.), инверсии (просит бури, стране далекой и т.д.), риторические вопросы (что ищет он в краю далеком? что кинул он в краю родном? ), антитеза (стране далекой – краю родном, бури – покой ).

«Парус» М.Ю. Лермонтова написан четырехстопным ямбом.

На мой взгляд, Лермонтов выражает свое смятении души и чувство одиночества в данном стихотворении, так как оно было написано в тяжелый период его творчества, период его духовных исканий, когда прошлое его разочаровало, и он хотел чего-то нового, но не знал к чему стремиться, не нашел еще новых идеалов, но не мог позволить себе находиться в покое, хотел быть в движении и в поиске.

Перед нами изумительное по своей образности и
выразительности стихотворение, могущее быть
эпиграфом ко всей лермонтовской лирике.
Н.М.Шанский.

Парус

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…
Увы, он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бури есть покой!

Стихотворение «Парус» было написано М.Ю.Лермонтовым в 1832 году. Эти двенадцать строк хорошо знакомы каждому культурному человеку. Их учат наизусть в детстве, любят всю жизнь и не забывают до глубокой старости. Стихотворение давно вошло в сокровищницу великого искусства слова в качестве одного из самых блистательных лирических произведений.
«Парус» - поэтическое отражение действительных чувств и мыслей восемнадцатилетнего Лермонтова, в нем ничего не придумано, все родилось по необходимости высказать свое душевное состояние в момент крутого поворота его такой недолгой и такой яркой жизни.
Вспомним, когда и как было написано стихотворение. Вынужденный оставить Московский университет, Лермонтов переезжает в Петербург, чтобы продолжить учебу. Однако учиться в столичном университете ему не пришлось. Думая, что же делать, он бродит в смятении по Петербургу и его окрестностям. Во время этих прогулок поэт нередко оказывается у Финского залива. Здесь поэт и написал «Парус». Об этом он сообщил в письме М.А.Лопухиной.
Стихотворение состоит из трех четверостиший, а по своему смысловому существу состоит из шести перемежающихся двустиший: каждые две первые строчки строфы содержат описание объективной действительности (моря и паруса), каждые две последние – размышления по этому поводу поэта. Поэтической канвой «Паруса» является образ «море – жизнь».
Лермонтов пользуется для обозначения жизни традиционным поэтическим образом моря, которое символизирует различные перипетии жизни (ее бедствия, перемены, волнения), а парус – символ брошенного в житейском море человека.

Образующие «Парус» строфы складываются из антитезных по своему пейзажному и психологическому назначению двустиший. Противопоставлены друг другу основные герои произведения (парус, поэт, с одной стороны, и реальное, житейское море – с другой).

Для усиления художественной экспрессии Лермонтов применяет всякого типа повторы, анафору, синонимику.

Особая роль в стихотворении принадлежит глаголам, той части речи, главное значение которой есть выражение динамики, изменчивости.

1-е четверостишье: парус – белеет, ищет, кинул

2-е четверостишье: парус –«мачта гнется и скрипит»

3-е четверостишье: парус – «просит бури»

В 1-ом и 3-ем четверостишьях глаголов, т.е. динамики, движения, в картинах природы нет. Везде царствует покой. Что же парус? Он – в противоположность –пронизан стремлением к не покою, движению.

2-я строфа. Природа, море оживают. И парус тоже полон динамики. Напряжения. Противоборство поглощает его целиком. И именно в этот момент герой «счастия не ищет и не от счастия бежит».

Художественное новаторство Лермонтова в организации словесно – образного материала приводит к созданию лирического шедевра, в котором поэт точно и просто высказал свои чувства в один из решающих моментов его жизни. Мятежный Лермонтов не ждет бури жизненных трудностей, а просит их, так как, по его мнению, именно в них заключен его покой, т. е. довольство, благоденствие и счастье.

Прилагательное мятежный у Лермонтова – беспокойный, тревожный, мятущийся. Слово «мятежный» связано со словом «буря», которое также испытало на себе влияние эпохи. Поэтому стихотворение «Парус», дойдя до читателей, было воспринято в обществе более широко и вольно, и в нем нашли и отрицание окружающей поэта действительности, и революционные порывы.

Обращаем внимание на синтаксис стихотворения. Для «Паруса» характерны параллельные конструкции:

или зеркально построенные:

счастия не ищет – не от счстия бежит.

Интересен синтаксис двух последних строк каждого четверостишия:

Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в стране чужой?

Но вместо ответа на первый вопрос в следующей строке читатель находит новый вопрос, который также пока остается без ответа.

При чтении стихотворения сразу же бросается в глаза наличие многоточия. Эти многоточия призваны разделить паузой каждое из трех четверостиший. Пауза, которая обозначена графически многоточием, несет в себе глубокий смысл. Пейзаж, вполне реальный, не может слиться со строчками, рисующими психологическое состояние героя. Между ними пауза – многоточие. Именно такая расстановка знаков препинания помогает читателю понять стихотворение как глубоко психологическое и не относить его к пейзажной лирике.