» »

Трубопроводный транспорт в россии. Крупнейшие магистральные газопроводы

22.09.2019

Нефтепроводы России - одна из ключевых составляющих топливно-энергетического сектора экономики страны. На сегодняшний день в РФ функционирует разветвленная сеть и нефтепродуктопроводов различной значимости. Трубопроводный транспорт связывает территории большинства субъектов Федерации, а также служит для экспорта углеводородов и продуктов их переработки.

Классификация трубопроводов

Трубопроводы подразделяются по своему назначению:

  • Местные соединяют объекты в пределах промысла, нефте- и газохранилищ, нефтеперерабатывающих предприятий.
  • Региональные трубопроводы имеют протяженность несколько десятков километров. Связывают нефтепромыслы с главной станцией, с пунктами налива нефти (погрузкой) на водный или железнодорожный транспорт, магистральным трубопроводом.
  • Магистральные - трубопроводы протяженностью свыше 50 км, диаметром труб от 200 мм до 1400 мм и выше. Расстояние, на которое может подаваться продукция по таким трубопроводам, измеряется сотнями или тысячами километров. Перекачка ведется не одной а несколькими, расположенными по маршруту трубопровода. В зависимости от перекачиваемого нефтепродукта, магистральный трубопровод называют нефтепроводом (перекачка сырой нефти), продуктопроводом (нефтепродукты), мазутопроводом, бензопроводом, керосинопроводом и др.

Магистральные трубопроводы работают непрерывно, их кратковременная остановка возможна в случае аварии, ремонта или плановой замены деталей.

Развитие нефтепроводов в России

История развития трубопроводов в России неотъемлемо связана с развитием нефтяной индустрии. В 1901 году в государстве добывалась почти половина всего объема мировой добычи нефти. С увеличением объемов сырья все чаще вставал вопрос об его транспортировке. Для снижения загруженности железных дорог и удешевления транспортировки была обоснована экономическая целесообразность строительства трубопроводов.

Первые магистральные нефтепроводы России общей протяженностью 1147 км были построены на рубеже XIX и XX веков и соединяли промыслы в окрестностях Баку с Инициатива строительства первого продуктопровода принадлежала Д.И. Менделееву. План был реализован в 1906 году. Продуктопровод длиной 831 км, размером трубы 200 мм и 13-ю компрессорными станциями был самым крупным в мире на то время и поставлял керосин из Баку в Батуми для последующего экспорта.

В довоенные годы основные потоки нефти и нефтепродуктов приходились на Каспий, Кавказ и Волжский бассейн. Были введены в эксплуатацию нефтепроводы Грозный-Туапсе (649 км, диаметр 273 мм), Ишимбай-Уфа (169 км, 300 мм) и продуктопроводы Мангышлак - Самара и Усть-Балык - Альметьевск.

Новый виток развития нефтепроводы России (тогда СССР) получили в послевоенные годы. Пик пришелся на период бурного развития добычи и переработки нефти в Волго-Уральском бассейне и освоении месторождений Сибири. Были построены магистральные трубопроводы значительной протяженности диаметром до 1200 мм. Благодаря некоторым из них (например, Сургут - Полоцк), сибирская нефть стала поставляться в центральные регионы России, Беларусь и Прибалтику.

Достоинства трубопроводного транспорта

Наиболее интенсивное развитие нефтепроводы и газопроводы России получили во второй половине XX века. На сегодняшний день по объему и удельному весу транспортируемых углеводородов трубопроводный транспорт неуклонно вытесняет железнодорожные и водные способы перевозки нефти и нефтепродуктов. Главными преимуществами нефте-, газопроводов являются:

  • Значительная дальность перекачки, бесперебойная работа, существенная пропускная способность, минимальные потери.
  • Широкий диапазон вязкости перекачиваемых нефтепродуктов.
  • Стабильная работа в разных климатических зонах.
  • Возможность строительства трубопроводов практически в любых областях.
  • Высокий уровень механизации при строительстве.
  • Автоматизация систем контроля над технологическими процессами.

Основным недостатком трубопроводного транспорта считается достаточно большие капиталовложения на стадии строительства.

Крупнейшие нефтепроводы России

  1. Баку - Новороссийск - нефтепровод для перекачки каспийской нефти в порт Новороссийска.
  2. Балаханы - Черный город - это первый нефтепровод России, введенный в строй еще в 1878 году. Трубопроводная магистраль соединяет Балаханский промысел на и нефтеперерабатывающие мощности в окрестностях Баку.
  3. Балтийская трубопроводная сеть. Проектная пропускная способность - 74 млн т нефти в год. Соединяет морской порт Приморск с нефтяными промыслами в Западной Сибири и Урало-Поволжском районе.
  4. Восточная Сибирь - Тихий океан - трубопровод, соединяющий Сибирские месторождения с наливным портом Козьмино возле Находки. Оператор нефтепровода - ОАО «АК «Транснефть». Протяженность 4188 км дает возможность экспортировать Российскую нефть на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона и США.
  5. Нефтепровод «Дружба» - самая крупная в мире система магистральных трубопроводов, построенная для поставок нефти и нефтепродуктов в социалистические государства Восточной Европы. Сейчас эксплуатируется для экспортных поставок в Европу.
  6. Грозный - Туапсе - первый Российский магистральный нефтепровод среднего диаметра, построенный еще в начале ХХ века для транспортировки кавказской нефти на черноморское побережье.
  7. Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) связывает месторождения западного Казахстана с терминалом на черноморском побережье вблизи Новороссийска.
  8. Мурманский трубопровод с пропускной способностью 80 млн т связывает нефтяные промыслы Западной Сибири и морской порт Мурманска.
  9. Сургут - Полоцк - нефтепровод, связывающий с Беларусью и далее странами Прибалтики и Польшей.
  10. Единственный в своем роде подогреваемый магистральный нефтепровод Узень - Атырау - Самара.

Экспорт через нефтепроводы

В настоящее время на нефтепроводы России приходится 84% экспортируемой за пределы страны нефти. Остальные 13% приходятся на железнодорожные перевозки и 3% - на водный и речной транспорт. ОАО «АК «Транснефть» - единственная компания-оператор нефтепроводов в России. На ее долю приходится 97% всей транспортируемой нефти, добываемой в стране. Протяженность трубопроводной системы компании - более 217 тыс. км, которая связывает основные регионы нефтедобычи в России с рынками сбыта в Европе. Из общей транспортной системы 46,7 тыс. км относятся к нефтепроводам и 19,3 тыс. км приходится на нефтепродуктопроводы.

Основные нефтепроводы России, задействованные в экспорте:

  • Балтийский нефтепровод, пропускная способность - 74 млн т в год;
  • Система трубопроводов "Дружба". Одна из веток этой магистрали уходит в Польшу, вторая - в Словакию. Общая пропускная способность - 90 млн т;
  • Черноморские нефтепроводы - 43 млн т.

Наиболее перспективным направлением для развития экспорта российской нефти является восточно-сибирское, в связи с оживленным ростом потребления нефти в Китае.

Активное развитие трубопроводного транспорта в России началось в конце 1950-х годов.

В 2008 году трубопроводным транспортом было перевезено 488 млн тонн нефти и нефтепродуктов, данный показатель увеличился в сравнении с 2000 годом на 53 % .

Грузооборот трубопроводного транспорта в части нефти и нефтепродуктов в 2008 году составил 1,1 трлн тонно-километров, увеличившись в сравнении с 2000 годом на 49 % .

Длина магистральных газо- и нефтепродуктопроводов на 2008 год составляла 63 тыс. км, увеличившись в сравнении с 2000 годом на 2 тыс. км . По состоянию на конец 2012 года протяжённость магистральных трубопроводов (по данным Росстата) составила  250 тыс. км, в том числе газопроводов 175 тыс. км, нефтепроводов 55 тыс км и нефтепродуктопроводов 20 тыс км.

Нефтепроводы

Российская государственная компания Транснефть и её дочерние общества располагают крупнейшей в мире системой магистральных нефтепроводов, длина которой составляет 48,7 тыс. км (на июнь 2006) и по которой прокачивается более 90 % российской нефти .

Действующие

  • Нефтепровод «Дружба» (рабочая мощность 66,5 млн тонн в год) - крупнейшая экспортная магистраль России (Альметьевск - Самара - Унеча - Мозырь - Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы);
  • Альметьевск - Нижний Новгород - Рязань - Москва ;
  • Нижний Новгород - Ярославль - Кириши ;
  • Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон ;
  • Усть-Балык - Курган - Уфа - Альметьевск ;
  • Нижневартовск - Курган - Куйбышев ;
  • Туймазы - Омск - Новосибирск ;
  • Калтасы - Языково - Салават ;
  • Шкапово - Салават ;
  • Александровское - Анжеро-Судженск ;
  • Красноярск - Ангарск ;
  • Сургут - Омск - Павлодар - Чимкент - Чарджоу ;
  • Балтийская трубопроводная система (рабочая мощность 74 млн тонн в год);
  • Балтийская трубопроводная система-II (рабочая мощность 30 млн тонн в год);
  • Восточный нефтепровод (рабочая мощность 58 млн тонн в год);
  • Каспийский трубопроводный консорциум (рабочая мощность 28,2 млн тонн в год);
  • Куюмба - Тайшет

Строящиеся и проектируемые

Нефтепровод Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре

Строительство нефтепровода-отвода от трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) до Комсомольского-на-Амуре нефтеперерабатывающего завода началось в феврале 2016 года. Запланировано строительство 293 км линейной части, головной НПС с резервуарным парком 80 тыс. кубометров, двух промежуточных станций и объектов внешнего электроснабжения. Ввод в эксплуатацию намечен на 2018 год .

Расширение Каспийского трубопровода (КТК-2)

15 декабря 2010 года принято окончательное решение об инвестировании по проекту расширения мощности трубопроводной системы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК-2) до 67 млн тонн нефти в год .

Мурманский нефтепровод

В ноябре 2002 года российские нефтяные компании Лукойл , ЮКОС , ТНК и Сибнефть - подписали меморандум о намерении строительства экспортного нефтепровода Западная Сибирь - Мурманск. Однако из-за отрицательного отношения Правительства Российской Федерации к появлению частных трубопроводов реализация проекта заморожена по настоящее время .

С 2003 года в проекте участвует компания Транснефть , которая рассматривает в качестве альтернативы нефтепровод по маршруту Харьяга -Индига мощностью 50 млн тонн нефти в год .

Газопроводы

Крупнейшим оператором российских газопроводов является государственная компания «Газпром ».

Крупные газопроводы:

Действующие

Саратов - Москва

Газопровод от месторождений природного газа в непосредственной близости от Саратова , в долине реки Елшанка, до Москвы . Проложен по территориям Саратовской , Пензенской , Тамбовской , Рязанской и Московской областей .

Первый магистральный газопровод России. В 1944 году - принято постановление Государственного Комитета Обороны о строительстве газопровода «Саратов-Москва», создании Управления строительства и Дирекции строящегося газопровода. Строительство газопровода было начато в годы Великой Отечественной войны , в строй вступил в 1946 году .

Протяжённость газопровода 843 км , диаметр трубы - 325 мм .

Уренгой - Помары - Ужгород

Соединяет газовые месторождения севера Западной Сибири с конечными потребителями в Европе.

Общая длина - 4 451 км, мощность - 32 млрд кубометров газа в год. Диаметр каждой из трёх ниток - 1420 мм.

Ямал - Европа

Соединяет газовые месторождения севера Западной Сибири с конечными потребителями в Европе. Проходит через территорию Белоруссии и Польши.

Пропускная способность - около 30 млрд кубометров газа в год.

Голубой поток

Газопровод между Россией и Турцией, проложенный по дну Чёрного моря.

Трубопровод был построен в рамках российско-турецкого соглашения от , по которому Россия должна поставить в Турцию 364,5 млрд кубометров газа в 2000-2025 гг. Затраты на строительство составили $3,2 млрд. Строительство осуществлялось российско-итальянской компанией «Блю стрим пайплаин компани Б. В.», которой в равных долях владели «Газпром » и итальянская Eni .

Общая протяжённость газопровода - 1213 км, из них:

  • сухопутный участок на российской стороне от города Изобильный Ставропольского края до села Архипо-Осиповка Краснодарского края на побережье Черного моря длиной 373 км;
  • морской участок от Архипо-Осиповки до терминала «Дурусу», расположенного в 60 км от города Самсун (Турция) длиной 396 км;
  • сухопутный участок на турецкой стороне от города Самсун до города Анкара длиной 444 км.

Диаметр трубы газопровода: равнинная часть сухопутного участка - 1400 мм, горная часть сухопутного участка - 1200 мм, морской участок - 610 мм. Операторы газопровода - «Газпром экспорт » и турецкая Botas.

Коммерческие поставки российского природного газа по газопроводу в Турцию начались в феврале 2003 года . В по «Голубому потоку» в Турцию поставлено 2 млрд м³ газа, - 3,2 млрд м³, - 5 млрд м³, - 7,5 млрд м³, - 9,5 млрд м³, - 10,1 млрд м³. Планируется, что в 2010 газопровод выйдет на полную мощность (16 млрд кубометров газа в год).

Существуют планы строительства продолжения газопровода в Израиль , Италию , а также расширения мощности «трубы» в 2 раза - до 32 млрд м³ в год.

Дзуарикау - Цхинвал

Экспортный газопровод из России в Южную Осетию . Начинается в селе Дзуарикау (Северная Осетия) далее проходит через Кавказский хребет, затем через город Квайса, и до города Цхинвала. Является самым высокогорным в мире.

Планируются ответвления от основной магистрали во все районы Южной Осетии .

Джубга - Лазаревское - Сочи

Строительство газопровода было проведено в период с сентября 2009 года по июнь 2011 года.

Сахалин - Хабаровск - Владивосток

Строительство газопровода было начато 31 июля 2009 года в Хабаровске. Первый пусковой комплекс торжественно введён в эксплуатацию 8 сентября 2011 года. Церемония прошла во Владивостоке , на острове Русский .

Северный поток

Бованенково - Ухта

Решение о строительстве газопровода было принято в октябре 2006 года, строительство начато в августе 2008 года. Первая очередь газопровода введена в эксплуатацию 23 октября 2012 года . Вторая очередь введена в эксплуатацию 17 января 2017 года .

Протяженность газопровода – 1260 км, суммарная проектная производительность двух очередей газопровода - 115 млрд м³ газа в год.

Строящиеся

Якутия-Хабаровск-Владивосток

Турецкий поток

Отменённые

Южный поток

Проектируемые

Алтай

Прикаспийский газопровод

Южный коридор

Аммиакопровод

Этиленопровод

Углепровод

Продуктопроводы для перекачки готового топлива

Крупные продуктопроводы:

Показатели деятельности

1913 1928 1940 1950 1960 1980 1990 1995 2000 2005 2010 2015 2016
Эксплуатационная длина тыс. км СССР - 1,6 4,1 5,4 17,3 69,7 86 - - - - - -
Россия 1,1 0,7 1,7 3,6 15 54 68 64 63 65 65 74 71
Объём перекачки млн. т СССР - 1,1 7,9 15,3 130 627 611 - - - - - -
Россия 0,4 0,4 5 12 123 576 558 309 318 482 524 578 579
Грузооборот млрд. т*км СССР - 0,7 3,8 4,9 51,2 1220 1310 - - - - - -
Россия 0,3 0,1 1,5 3,4 49 1090 1240 668 745 1156 1123 1268 1308

Проблемы деятельности

Проблемами деятельности трубопроводов России являются сложность их строительства и обслуживания, а так же нелегальные врезки для хищения нефти. Нелегальная врезка опасна не только пропажей самой нефти,но и нефтяными загрязнениями а так же пожарами. В 90-х и 2000-х годах зафиксировано немало случаев подобных нелегальных врезок, многие из которых действовали по много лет.

Ссылки

Примечания

  1. Николаев А. С. Единая транспортная система / А. С. Николаев. - М.: Лицей, 2001.
  2. Итоги деятельности ОАО «РЖД» в 2012-2016 гг. и планы развития до 2025 года. М.: 2017. С. 2-3
  3. Основные показатели транспорта // Росстат
  4. Росстат. 17.23. ПРОТЯЖЕННОСТЬ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
  5. И менеджер, и бюрократ-виртуоз // Эксперт, 1 октября 2007
  6. Нефтепровод «Заполярье - Пурпе» построен!. Тюменские известия. Новости Тюмени
  7. Главная | Argus Media
  8. https://www.transneft.ru/about/projects/current/10649/
  9. Путин запустил магистральный нефтепровод «Куюмба-Тайшет» - МК
  10. Стартовала прокладка нефтепровода от ВСТО на Комсомольский НПЗ - Новости Хабаровска
  11. ОАО «АК «Транснефть»
  12. http://www.cpc.ru/portal/alias!press/lang!ru/tabID!3706/DesktopDefault.aspx Принято Окончательное решение об инвестировании по Проекту расширения

Рост цен на сжиженный газ в Азии, спровоцированный растущим спросом, привел к падению поставок в Европу сжиженного природного газа: в январе—июле его поставлено меньше на 12,8% (на 26,5 млрд кубометров). Слабая конкуренция на рынке ЕС и высокий спрос позволяют «Газпрому» рассчитывать на установление нового экспортного рекорда в 205 млрд кубометров по итогам 2018 года.

Поставки сжиженного газа в ЕС за семь месяцев этого года упали по сравнению с предыдущим годом на 12,8%, примерно до 26,5 млрд кубометров, подсчитал “Ъ” на основе данных операторов европейских приемных терминалов СПГ. Падение произошло несмотря на то, что

По подсчётам российского издания «Коммерсантъ», закачка газа в европейские газовые хранилища, которые были опустошены в ходе прошлой зимы и холодного марта, по-прежнему отстает от уровня 2017 года. При этом резко выросли цены на сниженный газ: в июне индекс Platts JKM (цена спотовых партий СПГ с поставкой в Японию) достигал январского уровня $11,45 за MBTU ($410 за тысячу кубометров), хотя прошлым летом цены держались в районе $7 за MBTU.

Причиной роста цен называются одновременные незапланированные ремонты СПГ-заводов в Катаре, Нигерии, Малайзии, США, Индонезии, России («Ямал СПГ») и Австралии, что по оценке аналитика Platts по рынку СПГ в Азии Джеффри Мура привело к снижению поставок на рынок в июне на 70 млн кубометров в сутки по сравнению со средним уровнем первого квартала. Мур считает, что в июле поставки начали восстанавливаться и к концу года на рынок должны выйти новые СПГ-проекты, однако и спрос продолжает расти. Так, Китай в I полугодии увеличил импорт СПГ на 50% - до 23,8 млн тонн, а общее потребление газа в стране выросло на 16,8%.

Из десяти стран ЕС, обладающих приемными терминалами СПГ, закупки увеличили только две — активно диверсифицирующая поставки Польша (на 57%, до 1,7 млрд кубометров), а также Бельгия (на 50%, до 1,1 млрд кубометров). По словам собеседников “Ъ”, рост бельгийских закупок связан с началом перегрузки СПГ с «Ямала СПГ».

При этом крупнейший потребитель СПГ в Европе - Испания снизила закупки на 15,6%, до 7,7 млрд кубометров, предпочитая трубопроводный газ из Алжира. Великобритания сократила закупки СПГ на 45%, до 2,2 млрд кубометров, наращивая импорт трубопроводного газа из Норвегии. В целом потребители Северо-Западной Европы, не считая Бельгии, сократили закупки СПГ, несмотря на снижение добычи газа на голландском месторождении Гронинген и предпочитали трубопроводный газ, в том числе российский.

Поставки «Газпрома» в Австрию за полгода выросли на 52%, а итальянские компании покупают газ на хабе в австрийском Баумгартене. Помимо падения поставок СПГ поставки газа из Норвегии также снизились из-за технических проблем на ряде месторождений: в июне норвежский экспорт газа упал до 7,8 млрд кубометров - минимума с сентября 2016 года.

Благодаря этому «Газпром», несмотря на полную остановку газопроводов «Ямал—Европа» и «Северный поток» на две недели в июле на профилактику, по расчетам “Ъ”, смог сохранить темпы роста экспорта в Европу и Турцию. По предварительным оценкам российской газеты, на конец июля экспорт мог составить около 117 млрд кубометров, а при сохранении текущих темпов к концу года вырастет на 5,6%, до порядка 205 млрд кубометров.

Трубопроводный транспорт широко используется в России для транспортировки углеводородного сырья на большие расстояния. Промышленные газы транспортируются по трубам в режиме производства газов on-site на промышленных предприятиях или внутри крупных промышленных кластеров. На промышленных предприятиях, в лабораториях и медицинских учреждениях транспортируются по трубам: азот, аргон, кислород, воздух, гелий, углекислота, ацетилен, водород, аммиак, закись азота и другие газы и газовые смеси. Общая протяженность трубопроводов в пределах одного предприятия может достигать десятков, а иногда и сотен километров. Источником промышленных газов на промышленных предприятиях могут быть как непосредственно установки для их производства, так и холодные газификаторы или баллоны. Комплексная система обеспечения газами промышленного объекта включает источник технических газов, трубопроводы и распределительные газовые щиты.

Основным конструкционным материалом трубопроводов являются нержавеющие стали, углеродистая сталь или медь. Применяются как традиционные трубы прямыми отрезками, так и в бухтах. В ряде случаев, помимотрубдлятранспортировки газов применяют гибкие полимерные или стальные трубопроводы. В металлорукавах газ контактирует с сильфоном из нержавеющей стали, а в РВД - с трубкой из фторопласта (PTFE) или полиамида (PA). Прочность таких трубопроводов обеспечивается одной или несколькими оплетками из нержавеющей стали. На складе компании «Мониторинг Вентиль и Фитинг» (MV&F) постоянно поддерживается большой ассортимент рукавов высокого давления, металлорукавов, бесшовных труб из нержавеющей стали прямыми отрезками и в бухтах. Основной материал бесшовных труб – нержавеющая сталь 316L. Трубы предлагаются в светло отожженном состоянии. Это означает, что отпуск труб производится в восстановительной защитной среде газообразного водорода. После такой термообработки как наружная, так и внутренняя поверхности труб остаются идеально чистыми и гладкими. Такого качества трубы хорошо сочетаются с инструментальными фитингами и могут применятьсядля чистых и коррозионно-активных газов.

В последнее время все более широкое применение получают стальные бесшовныетрубывбухтах. Самаяразвитая технология производства труб в бухтах применяется на предприятии Handy-Tube (США). Эти трубы отличаются более высоким, по сравнению с трубами в прямых отрезках, уровнем безопасности и надежности. Они могут быть подвергнуты испытаниям на герметичность и прочность, как на производстве, так непосредственно перед началоммонтажа. Трубымогутпрокладываться на опорных конструкциях, которые применяютсяобычнопримонтажеэлектрических кабелей. Компания Handy-Tube специализируется исключительно на производстве бесшовных нержавеющих труб в бухтах. Это обстоятельство позволяет производителю добиться впечатляющих результатов. Длина труб, в бухте может достигать до 2000 метров. Причем в бухте отсутствуют не только продольные швы, но и сварные стыки. То есть вся труба в каждой конкретной бухте изготовлена из единой заготовки и является реально бесшовной. Преимущества труб в бухтах очевидны: - возможность проведения полных комплексных испытаний домонтажа; - снижение общих расходов примонтаже благодаря отсутствию сварных швов или отказа от использования фитингов; - значительное сокращение времени и упрощениемонтажа; - исключение затрат, связанных с неразрушающими методами контроля сварных швов; - обеспечение необходимого уровня чистоты газов; - обеспечение безопасности при транспортировке агрессивных и опасных газов; - повышение надежности и герметичности трубопроводных системпри подземной и подводной прокладке; - упрощение высотногомонтажа; - легкость транспортировки и хранения труб.

С помощью труб в бухтах в России было реализовано несколько проектов, среди которых крупные заводы разделения воздуха, промышленная наполнительная станция по наполнению гелиевых баллонов, транспортировка аммиака, водорода и кислорода на ювелирных предприятиях, несколько крупных аналитических лабораторий. По всему миру трубы в бухтах Handy-Tube применяются во всех основных отраслях промышленности: - нефть и газ: подводная добыча и скважинная добыча; - геотермальные системы; - хроматография; - кораблестроение; - нефтехимическая промышленность. Рассмотрим далее подробнее перспективы применения трубопроводного транспорта газообразного гелия на большие расстояния. В настоящее время гелий производится только в Оренбурге и доставляется из одной географической точки на большие расстояния. Потребление гелия в России составляет 1.7 млн. нм3, причемзначительная доля от этого количества поставляется по России в баллонах

При ежегодном обороте газообразного гелия, например, 1.5 млн. нм3 оборот тары составляет порядка 15 тыс. тонн.


Тара перевозится в двух направлениях. При среднем плече перевозки 1500 км, грузооборот тары только при перевозке газообразного гелия составляет 45 млн. тонно-километров. Снижение транспортной нагрузки может быть достигнуто применением больших криогенных транспортных контейнеров с объемом перевозимого сжиженного гелия до 40 м3. В контейнерах для транспортировки сжиженного гелия можно перевозить на порядок большее количество целевого продукта, чем в сжатом виде, но стоимость такого оборудования настолько велика, что оно недоступно массовому потребителю. Кроме того, очень большая часть потребителей применяет именно газообразный гелий, причем часто марки «Б».

Для этих потребителей ожижение гелия с последующей газификацией представляется не вполне оправданным. В связи с этим можно рассмотреть комбинированный способ транспортировки: доставка сжатого гелия до крупных наполнительных станций и станций ожижения по магистральным трубопроводам с последующей заправкой на этих станциях баллонов и моноблоков, а при необходимости доочисткой до уровня марки «А», 6.0 или 7.0 и ожижении для локальных потребителейжидкого гелия.

Примем в качестве базового маршрута прокладки магистрального гелиевого трубопровода направление Оренбург-Москва. Между Москвой и Оренбургом расположены крупные промышленные центры Европейской части России. Для повышения надежности можно рассмотреть прокладку двух трубопроводов. Один маршрут через Самару, Тольятти, Димитровград, Ульяновск, Казань, Чебоксары, Нижний Новгород, Дзержинск, Владимир, Электросталь и Балашиху. Другой - через Самару, Тольятти, Сызрань, Пензу, Рязань и Коломну. Наверняка в каждом из этих городов найдутся предприятия, которые проявят заинтересованность в подключении к магистральному гелиевому трубопроводу.

Выгода очевидна – подключайся и бери гелийвсогласованномколичестве, оплачивая по показаниям счетчика. Понятно, что такие региональные гелиевые центры появятся не сразу и не во всех городах одновременно, но развитие такой инфраструктуры будет серьезным побудительным мотивом для повышения технологического уровня региональной промышленности.

Выполним далее оценку реализуемости подобного проекта. Для расчета гидравлического сопротивления гелиевого трубопровода высокого давления Оренбург-Москва примем следующие исходные данные: - расстояние 1500 км; - давление на входе в трубопровод 400бар; - расход гелия при закачке в трубопровод в Оренбурге 0.5 млн. нм3/год; - потребление гелия в Москве 0.25 млн.нм3/год; - потребление гелия в крупных промышленных центрах России по пути предполагаемой прокладки трубопровода равномерно распределенное и составляет в сумме 0.25 млн. нм3/год; - трубопровод выполнен из бесшовной трубы, поставляемой в бухтах в светлоотожженном состоянии (чистая внутренняя поверхность с минимальной шероховатостью, минимальное количество сварных стыков).

Перепад давления для трубы с внутренним диаметром 20 мм составит около 1МПа, а для трубы с диаметром 12мм - 18МПа. Определимвесиоценимстоимость трубопровода диаметром 12 мм. Примем запас прочности 2.5. Рабочее давление трубы 15х1.5 при таком запасе прочности составляет 400 бар, а давление разрушения соответственно 1000 бар. Считаем, что, при необходимости, усиление трубопровода до четырех кратного запаса прочности может быть выполнено с помощью брони из углеродистой стали. Вес основного трубопровода из нержавеющей стали 760 т. Стоимость нержавеющей трубы в составе трубопровода составит примерно 300 млн. рублей. Можно ожидать, что дополнительные затраты будут сопоставимы с этим значением и общая стоимость строительства будет около 600 млн. рублей. Примем срок амортизации трубопровода – 50 лет, тогда удорожание гелия составит около 20-40 рублей за нм3, в зависимостиот точки отбора. Отгрузка сжатого газообразного гелия по трубопроводу приведет к дополнительной экономии в связи со снижением издержек при его производстве. Действительно, непрерывная круглосуточная подача гелия по трубопроводу исключит целый ряд технологических и организационных операций на Оренбургском гелиевом заводе (оформление въезда-выезда транспорта на охраняемую территорию, подключение отключение гибких металлорукавов, контроль качества тары и готового продукта, проверка безопасности тары, оформление документов и т.п.).

При транспортировке сжатого гелия автотранспортом затраты составят порядка 70 рублей на нм3. Доставка 20 тонн груза по маршруту Оренбург-Москва-Оренбург составит 100 тыс. рублей, а амортизация реципиентов на 2 тыс. нм3 за один рейс – 40 тыс. рублей.

Таким образом, реализация такого проекта технически возможна и экономически целесообразна. Важным обстоятельством является то, что гелий - инертный, не горючий газ. Это означает, что гелиевые трубопроводы можно прокладывать буквально везде: вдоль магистральных трубопроводов для транспортировки углеводородов, вдоль автомобильных дорог, в зоне отчужденияжелезных дорог, вместе с электрическими кабелями и линиями оптоволоконной связи, по руслам рек и т.п. Эта задача имеет общегосударственное значение и,конечно, не может быть финансирована отдельным предприятием. Поэтому она требует соответствующего государственного решения. Главной выгодой от такого решения на общегосударственном уровне будет даже не снижение прямых затрат на транспортировку и отгрузку, а улучшение экологии, снижение автотранспортной загруженности дорог и развитие промышленности в регионах.

Трубопроводный транспорт - вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние жидких, газообразных или твёрдых продуктов по трубопроводам. Причины появления этого вида транспорта: НТР; потребность хозяйства в транспортировке массовых жидких и газообразных продуктов.

С помощью трубопроводного транспорта происходит более выгодное перемещение нефти, газа и др. без промежуточной перегрузки. Трубопроводный транспорт отличается от остальных видов транспорта тем, что он не полностью соответствует понятию «транспорт»: подвижной состав и специально приспособленные под него пути сообщения совмещены в одно понятие «трубопровод». Особенность трубопроводного транспорта - непрерывность функционирования. Средний диаметр трубопровода - 1420 мм; давление 75 атм. Для повышения производительности трубопровода, иногда для осуществления перекачки возникает технологическая необходимость изменения физико-химических свойств грузов.

Специализация трубопроводного транспорта: перемещение жидких, газообразных и твердых (зерно, уголь) продуктов. Следовательно, протяжённость трубопроводов в зависимости от специализации разная - от нескольких км до нескольких тысяч км. Места назначения тоже разные: от места добычи (нефть) - к НПЗ; от места добычи (газ) - на химические заводы; от места добычи (уголь, мазут) - на электростанции; также пунктом назначения является бытовой потребитель.

Классификация трубопроводного транспорта:

1. Трубопроводы по значимости: магистральные, подводящие, промысловые, местные, для передачи документации.

2. Трубопроводы по виду перекачиваемого топлива: нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, пульпопроводы, газопроводы, водопроводы, канализационные.

Преимущества трубопроводного транспорта:

Возможность прокладки в условиях разного рельефа, через водные пространства, в условиях многолетней мерзлоты;

Неограниченность объёмов перекачки;

Полная сохранность качества и количества грузов благодаря герметизации труб и станций;

Отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду;

Автоматизация начально-конечных операций;

Самая низкая себестоимость и самая высокая производительность труда (это связано также с небольшим количеством работников для выполнения перекачки);

Меньшие капиталовложения;

Эффективность работы на любых расстояниях перевозки.

Недостатки : экологические проблемы; неуниверсальность.

Современными тенденциями развития трубопроводного транспорта являются:

Повышение пропускной способности трубопроводов за счёт увеличения диаметра или строительства вторых линий;

Увеличение мощности насосных станций;


Создание прочных тонкостенных труб;

Изменение технологии изготовления труб, способов спайки швов;

Расширение номенклатуры перевозимых жидких и твёрдых грузов.

Развитие трубопроводного транспорта в России началось в конце 50-х гг. ХХ столетия. Сейчас это наиболее динамично развивающийся вид транспорта, оттеснивший в середине 80-х гг. по общему объёму грузооборота железнодорожный транспорт на второе место. Россия занимает второе место в мире после США по протяжённости трубопроводов. Отечественные трубопроводы выполняют наибольшие объёмы работы, поскольку используются трубы большого диаметра.

Важнейшими грузами на отечественном трубопроводном транспорте являются сырая нефть, природный и попутный газ. Продуктопроводы, предназначающиеся для транспортировки нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов, пока не получили в России большого распространения, хотя их развитие весьма перспективно.

Общая протяжённость отечественных магистральных трубопроводов составляет 233 тыс. км, в том числе газопроводов - 168 тыс. км, нефтепроводов - 49 тыс. км, нефтепродуктопроводов - 16 тыс. км. Компания Транснефть владеет крупнейшей в мире системой магистральных нефтепроводов, по которой прокачивается более 90% российской нефти. Крупным оператором трубопроводного транспорта также является компания Газпром.

В России преобладают нефте- и газопроводы широтного направления. Многие из них начинаются в Западной Сибири, на Урале и в Поволжье. Они пересекают всю европейскую часть страны, заканчиваются на территории сопредельных государств СНГ, а также в странах Восточной и Западной Европы.

По нефтепроводам нефть из районов добычи подаётся на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) России, стран СНГ, Восточной и Западной Европы, а также поступает в крупнейшие нефтеэкспортные порты - Новороссийск, Туапсе, Вентспилс, Херсон и др.

Наиболее крупные магистральные нефтепроводы, транспортирующие российскую нефть: нефтепровод «Дружба» (Альметьевск - Самара - Унеча - Мозырь - Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы с ответвлениями Унеча - Полоцк - Вентспилс и Мозырь - Ужгород). Сегодня эта система нефтепроводов подсоединена к Среднеобью, и по ней в значительной мере транспортируется западносибирская нефть;

Балтийская трубопроводная система (БТС)-1 - связывает месторождения нефти Тимано-Печорского, Западно-Сибирского и Урало-Поволжского районов с морским портом Приморск;

БТС-2 - Унеча - Андреаполь - Усть-Луга;

Альметьевск - Нижний Новгород - Рязань - Москва;

Нижний Новгород - Ярославль - Кириши;

Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон, Снегиревка - Одесса;

Сургут - Тюмень - Уфа - Альметьевск;

Нижневартовск - Самара;

Сургут - Полоцк;

Александровское - Анжеро-Судженск;

Красноярск - Ангарск;

Сургут - Омск - Павлодар - Чимкент - Чарджоу;

Нефтепровод «Восточная Сибирь» - Восточная Сибирь - Тихий океан;

Каспийский трубопроводный консорциум - месторождения Западного Казахстана - российское побережье Чёрного моря (около Новороссийска).

В проекте сооружение Мурманского нефтепровода, связывающего месторождения нефти Западной Сибири с глубоководным незамерзающим портом Мурманск, а также нефтепровода Заполярье - Пурпе - Самотлор.

Протяжённость магистральных нефтепродуктопроводов в 3 раза уступает нефтепроводам. Значительно меньше и их мощность.

Наиболее крупные нефтепродуктопроводы:

Уфа - Брест с ответвлением на Ужгород;

Уфа - Омск - Новосибирск;

Нижнекамск - Одесса.

Сегодня Россия обладает обширной сетью магистральных газопроводов большого диаметра (в основном 1220 и 1420 мм). Начало развития магистрального газопроводного транспорта России относится к 1946 г., когда вступил в строй газопровод Саратов - Москва протяженностью 840 км и диаметром 325 мм.

В 50-е гг. сооружаются более крупные газопроводы: Ставрополь - Москва; Краснодарский край - Ростов-на-Дону - Серпухов - Ленинград; Средняя Азия - Урал и Средняя Азия - Центр.

С 70-х гг. большой размах получило строительство газопроводов из Республики Коми и особенно с западносибирского Севера: Медвежье - Надым - Тюмень - Уфа - Торжок; Надым - Пунга - Пермь; Уренгой - Сургут - Тобольск - Тюмень - Челябинск. Строится целая система мощных газопроводов из Уренгоя и других месторождений Тюменского Севера в Центр и крупнейшая в мире система газопроводов протяженностью 4451 км: Уренгой - Помары - Ужгород - страны Восточной и Западной Европы.

Другой крупный газопровод, преимущественно экспортного значения, начинается в Оренбурге и, переходя через европейскую часть России и Украину, также заканчивается многочисленными разветвлениями в странах Восточной и Западной Европы. Довольно крупный газопровод передает попутный нефтяной газ из района Среднеобья в Новосибирск и Кузбасс. В 2011 г стал функционировать газопровод «Северный поток», передающий газ из РФ в Германию по дну Балтийского моря. Строится газопровод Бованенково - Ухта. Существуют проекты следующих газопроводов: «Южный поток», который свяжет РФ и Болгарию по дну Чёрного моря; «Алтай», который свяжет Западную Сибирь и запад Китая; Якутия - Хабаровск - Владивосток и Прикаспийский газопровод.

Таким образом, перспективы дальнейшего развития трубопроводного транспорта страны весьма благоприятны, поскольку предполагается строительство крупных трубопроводов-дублёров уже имеющихся широтных магистральных трубопроводов - для передачи нефти и газа Сибирского Севера в европейскую часть России, остальные страны СНГ, в Восточную и Западную Европу. Через территорию России пройдут транзитные трубопроводы из Казахстана и Средней Азии в европейские страны СНГ, страны Восточной и Западной Европы.