» »

Что такое обида? Протоиерей Александр Ильяшенко. «Любовь — лучший учитель

21.09.2019

«Портал-Credo.Ru»: Как Вы оцениваете призыв о. Александра Ильяшенко к отказу девушек от высшего образования ради вступления в ранние браки с целью решения демографических проблем РФ? Этот призыв вызвал возмущение православной блогосферы…

Священник Роман Краза: Я не хочу осуждать протоиерея Александра Ильяшенко, хотя он мне как священник не симпатичен. У меня есть такое наблюдение: если священника невозможно увидеть в светской одежде, то он религиозный сноб. Даже если пытается играть в рубаху-парня. Или если не может допустить, чтобы к нему обратились по имени, - только с прибавлением "отец". Ведь важно уметь над собой пошутить, а не ходить святошей с постной рожей. Такое поведение свойственно некоторым девушкам, которые даже в булочную без косметички не пойдут…

У протоиерея Ильяшенко качественная биография, он брат известного ученного-математика. Вместе с супругами Даниловыми организовывал сайт "Православие и мир", до этого - учился, женился. Отец 12 детей. Вот эта информация о детях и замыливает напрочь глаз. Двенадцать детей? Не может быть! После этого смотрят на батюшку снизу вверх. Все-таки согласитесь, есть разница - воспитывать приемных детей или своих. Рожали пока рожалось, в чем заслуга? Кому-то Бог дал одного ребенка, кому-то двух, кому-то ни одного. Это не говорит о том, что та семья, у которой одно чадо, обязательно предохранялась... Помогать многодетной семье необходимо, это да. Но это их решение - иметь много детей. Это трудно, но много чего в жизни трудно. Вот воспитывать приемных детей в большом количестве - это подвиг; своих - только тяжкий труд.

- Знакомы ли Вы лично с о. Александром?

С отцом Александром я лично общался единственный раз, на телевидении. Было ток-шоу, посвященное проблеме алкоголизма и наркомании. Пространство шоу разделялось на две команды по три человека в каждой. В нашу команду входила бесконечно уважаемая мной кинокритик и журналист Екатерина Барабаш, женщина-психолог, имени которой я не запомнил, и я. Причем я был в светской одежде, представлялся как специалист по социальной работе среди алко- и наркозависимых. Работал я тогда в московских правительственных структурах, был очень активен в социальной сфере именно по проблемам алко-наркозависимых. В противоположной команде был протоиерей, какой-то музыкальный продюсер, а третьего человека совсем не помню. Меня поразило, как человек, который вообще не смыслит ничего в вопросе, так уверенно нес какой-то запредельный бред. Но мы все-таки выиграли у другой комнаты - за нас голосовали живые люди.

После той передачи я понял, что о. Александр - «человек в образе». Защитник православия, мудрец, опытный духовник, специалист широкого профиля по всем вопросам, которые интерпретирует в зависимости от текущего церковного тренда. Отдельных людей "добрый" батюшка не видит.

Тогда были вегетарианские времена. Сейчас время совершенно иное, людоедское, можно ни в чем себе не отказывать. Вот он и не отказывает. Его реплика на "Русской народной линии" многих удивила, но я, собственно, не понимаю этого удивления. Все привыкли к подобным словам от Ткачева, Шумского, Смирнова, но Ильяшенко - тот вроде другой масти, мягонько стелет... Нет, друзья мои, не время слюни распускать, хочешь быть в тренде - нагони жути! Тем более должность сотрудника Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями обязывает.

- Какие конкретно идеи о. Александры для Вас неприемлемы и почему?

Вот фрагмент из его статьи: "НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ НОРМОЙ РАННИЕ БРАКИ И ДЕТОРОЖДЕНИЕ. ДЕВУШКА В 17 ЛЕТ СПОКОЙНО МОЖЕТ СТАТЬ ПРЕКРАСНОЙ МАМОЧКОЙ. БОЛЕЕ ТОГО, В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ ЮНАЯ ДЕВУШКА ЕЩЕ НЕ РАСТРАТИЛА СЕБЯ, НЕ НАХВАТАЛА РАЗЛИЧНЫХ БОЛЕЗНЕЙ И ИНФЕКЦИЙ, поэтому вполне может быть хорошей и доброй мамочкой. ...В школе НАДО ОБЪЯСНЯТЬ УЧЕНИКАМ, ЧТО ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В СТРАНЕ НЕ ПРОСТО ТРЕВОЖНАЯ, А УГРОЖАЮЩАЯ. И им решать эту проблему таким естественным способом как ранний брак. РАННИЕ БРАКИ ИЗБАВЛЯЮТ СТРАНУ ОТ НЕНУЖНОГО ОГРОМНОГО КОНТИНГЕНТА С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ. Кому нужно высшее образование? Женщины вытесняют мужчин из сферы управления и т.д. А ЕСЛИ БЫ ЖЕНЩИНА ВМЕСТО РАБОТЫ ВОСПИТЫВАЛА ДЕТЕЙ, ТО ПРИНОСИЛА БЫ НЕСРАВНЕННО БОЛЬШУЮ ПОЛЬЗУ ДЛЯ ОБЩЕСТВА".

Попробуйте первые три предложения прочитать без привязки к автору. Вполне эти слова мог произнести русский барин по отношению к своим крепостным. Обрадовались этому призыву сластолюбцы, охочие до свежего девичьего тела. Тем, у кого есть малолетняя дочь, сигнал: на вашу кровиночку положили глаз, будьте внимательны.

Второй абзац можно квалифицировать как вовлечение несовершеннолетних в сексуальную связь. Когда детям в школе говорят об опасности СПИДа и других венерических заболеваний и об опасности ранней беременности, таких учителей называют извращенцами и безбожниками. Но когда многодетный отец и дед предлагает детям заниматься сексом и при этом не предохраняться ради величия страны, с чем это сравнить - даже не знаю. Они, значит, проповедуют по телевизору 30 лет, довели страну до крайности, а дети должны плюнуть на свои жизни и исполнять пожелания какого-то старца в рясе.

В третьем абзаце он задает вопрос: кому нужно высшее образование? Очень смешно, но ВСЕ ЕГО 12 детей получили высшее образование. Это вообще как? Он - белая кость, а вокруг быдло, которому нужно рожать и обслуживать это государство?! Далее привычный мужской шовинизм, ни хочу это комментировать.

- Станут ли убедительным для читателей призывы протоиерея?

Вот, у него 12 детей, дочь Варвара умерла от онкологии, будучи взрослой, возраст детей примерно от 45 до 30 лет, повторюсь - все дети получили высшее образование, и сам он, и его жена также имеют высшее образование, родной брат - известный ученый. Никто из детей на заводе не работает. Так для кого предназначен его посыл? Может, он хочет попробовать на своих внучках и внуках? Предлагаешь - действуй! Нет? Тогда для чего ты все это говоришь, отец Александр? Не зря ведь на Всеправославном соборе обвинили РПЦ МП в ереси этнофилитизма, это когда отдается предпочтение национальным интересам, а не общецерковным. Людей готовят не для Царствия Небесного, а работать и умирать во славу страны.

Пикантность всей этой ситуации еще в том, что дед супруги о. Александра Марии, Владимир Абрацумов, новомученик. Владимир стал священником в 1927 году в городе Глазове, в Удмуртии, и сразу после хиротонии был отправлен в Москву. Он стал настоятелем Князь-Владимирского храма в Москве. Но почти сразу уволился за штат, так как не был согласен с политикой митрополита Сергия (Страгородского). Так что он почти и не послужил священником. По решению «тройки» приговорен к расстрелу и был расстрелян на Бутовском полигоне 5 ноября. Да, сохранились расшифровки его допросов. Так вот, он никого не предал и не сдал. А что делают его внуки?

Беседовал Антон Свиридов,
для «Портала-Credo.Ru»

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

— Отец Александр, скажите, пожалуйста, что такое семья, с вашей точки зрения, и какой она должна быть?

— Этот вопрос серьезный и требует развернутого ответа, но я постараюсь ответить кратко. Семья — это то, где каждому ее члену хорошо.

— Меняются ли жизненные ориентиры с появлением большой семьи?

— Дети — прекрасное воспитательное начало. Они очень сильно влияют на своих родителей. Но основные ценностные ориентиры родителей с появлением детей не должны меняться — наоборот, большая семья их только укрепляет.

— Есть ли какие-то проблемы, которые не возникают в семье, где много детей?

— Великий педагог Антон Семенович Макаренко говорил, что единственного ребенка в семье могут воспитать нравственным человеком только гениальные родители. Я к гениальным родителям не отношусь. В нашей семье много детей, и, слава Богу, старшие дети всегда помогали в воспитании младших, а младшие способствовали воспитанию старших.

Жителям больших городов приходится сталкиваться с достаточно типичной ситуацией, когда поперек дороги стоит машина, которая препятствует движению других автомобилей или пешеходов, потому что ее водитель вышел купить себе пачку сигарет. Было бы интересно провести социологическое исследование, кто эти люди, которые так пренебрежительно относятся к окружающим. Я уверен, что водителем такой тачки, скорее всего, является единственный ребенок в семье. Человек из так никогда не поступит. Он все-таки привык думать о других.

— Как в многодетной семье не обделить случайно кого-то из детей? Часто ли случаются такие случаи? Как их избегать?

— Это очень трудный вопрос. У большой семьи, как и у всякого явления, есть свои плюсы и минусы. Возможно, детки в больших семьях могут страдать от недостатка родительского внимания. Конечно, родители должны каждому ребенку уделять внимание, но это очень сложно и не всегда у всех получается. Все же если в семье каждому хорошо, то и друг с другом должно быть хорошо.

— Как вы считаете, почему общество часто настроено агрессивно в отношении многодетности?

— С агрессий в отношении мне сталкиваться не приходилось, но жена моя не один раз переживала людской эгоизм, потому что агрессию рождает как раз такое поведение людей. Эгоистичный человек, видя многодетную семью, может быть, интуитивно задается вопросом, а почему же он не создал большую семью. Человек не хочет чувствовать себя виноватым, поэтому переносит вину на окружающих.

Такие люди говорят: «Зачем плодить нищету?» А я говорю, что это не многодетные плодят нищету, а наша нынешняя неустроенность, трудности, с которыми ежедневно сталкивается народ. Если люди живут в достатке, то и семьи у них будут большие. На мой взгляд, лучше всего рожать и растить детей в небольших городках или сельской местности. Выпустил деток во двор на свежий воздух — и не думаешь, что их собьет машина или что они потеряются.

Большие города — это топка для генофонда

В сельской местности гораздо легче иметь большую семью, если, конечно, там есть работа для родителей. Например, в Дагестане или Чеченской республике преимущественно сельский уклад жизни, поэтому там гораздо легче иметь большую семью. Известно, что те же люди из Закавказья, перебравшиеся в большие города вроде Москвы или Санкт-Петербурга, уже не создают таких больших семей. Большие города — это топка для генофонда.

К сожалению, наше население сокращается. Каждый год рождается на несколько сотен тысяч людей меньше, чем умирает. Многие думают, что не родились эти люди — и ничего страшного. Но нужно понимать, что не родились именно молодые люди, которые смогли бы произвести потомство, ведь старые уже не рожают. Получается, что каждые 20-25 лет доля молодежи сокращается в два раза. Если не будет молодежи, у страны не будет будущего.

— Что важнее для детей: материальная обеспеченность или забота и любовь родителей, сестричек и братиков?

— Это характерный вопрос для нашего времени, потому что сегодня происходит смещение понятий. Материальные блага вышли на совершенно неподобающее им первое место. Русская поговорка гласит: «бедность не порок, нищета — порок». Если у семьи есть крыша над головой и кусок хлеба, люди спокойно могут обойтись и без черной икры. Подавляющее большинство нашего населения без нее прекрасно живут. Нужно понимать, что человеческое счастье состоит не из роскоши, избытка и излишеств.

Приведу пример. Мой покойный тесть протоиерей Евгений Абмарцумов имел многодетную семью из семи человек. Богато семья никогда не жила, но и не бедствовала. Однажды тесть провел эксперимент. В один прекрасный день все дети куда-то разошлись, дома остался лишь старший сын. Неожиданно пришли гости и принесли много всего вкусного: торт, колбасу, которая тогда, в 1960-е годы, была дефицитным продуктом. Сели за стол, и отец Евгений спросил у своего сына: «Если бы ты был один в семье, ты бы мог кушать торт и колбасу каждый день. Выбирай, что ты хочешь: иметь братьев и сестер или кусок колбасы?» Мальчик, не раздумывая, ответил, что, конечно же, он выбирает своих братиков и сестричек. Это был чисто психологический эксперимент, который показал, что дети не променяют своих родных ни на какие материальные блага.

— Как привести детей к вере, чтобы они потом не отдалились от Церкви?

— Во-первых, нужно самим быть верующими родителями. Но в чем же ошибка церковного воспитания, почему дети из воцерковленных семей уходят из Церкви? Прежде всего потому, что мы живем в бездуховном, агрессивном, полном соблазнов мире. Этому негативному прессингу противостоять даже воцерковленной семье очень трудно. Во-вторых, нужно избегать крайностей. Одно из ключевых слов в Священном Писании — слово «радуйтесь!». Церковная, духовная жизнь должна приносить радость. Если она не приносит этой радости — значит, родители ошибаются и что-то не так делают. В таком случае родителям нужно искать свои ошибки, осознать нечто, чего они не понимают.

Наша семья получила уникальное наследство от родителей, а именно: нашу веру и наших друзей. Благодаря тому, что мы всегда были в Церкви, всегда имели друзей, и у наших детей также были церковные друзья, им было сравнительно легко выстоять в этом бурном, противоречивом и агрессивном мире и не уйти из Церкви.

— Как помочь ребенку полюбить храм и службы, где нужно долго стоять и молиться, а не затевать веселые игры?

— С самого раннего детства ребенка нужно водить в храм, но при этом очень бережно к нему там относиться. Многие родители начинают сердиться на своих детей, потому что те плачут и капризничают на службах. Сердиться, а тем более кричать на них не стоит, потому что маленький ребеночек в незнакомой обстановке может чего-то испугаться и заплакать. В таком случае ребенка нужно приголубить, утешить, поцеловать. Если он и после этого не может успокоиться, тогда следует выйти с ним из храма на улицу. Ни в коем случае нельзя на него сердиться. Малыш ни в чем не виноват. Он маленький, он попал в непривычную для себя ситуацию и ему трудно.

Нужно помнить, что в храме присутствует Божия благодать, и детская душа этой благодати открыта. Если ребенку не навязывать негативных стереотипов про религию, ваше чадо само полюбит и службы, и храм — и необходимость заставлять его ходить с вами на службы отпадет сама собой.

Как-то раз ко мне подошла семейная пара с одной проблемой. Когда их дочке исполнилось 5-6 лет, родители стали брать ее с собою в храм, но там девочка все время чего-то пугалась. Я посоветовал родителям разговаривать со своей дочуркой дома перед каждым походом в церковь. Родители начали готовить ребенка, говорить, что будут сегодня причащаться, что другие детки также причащаются, и в этом нет ничего страшного. Очень скоро девочка перестала бояться, и теперь видно, как она сама тянет свою мамочку за руку к Чаше с Святыми Дарами.

Нужно, чтобы у детей с домом Господа были связаны самые лучшие воспоминания

Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка ходить в храм. Если маленький ребенок не хочет присутствовать на службе в первые ее минуты, например, потому что устал, то это замечание родителям, которые не уследили за расписанием ребенка. Конечно, трудно следить за распорядком дня, но это необходимо, иначе в храм ребенок не поднимется или будет себя там плохо вести. Нужно, чтобы у детей с домом Господа были связаны самые лучшие воспоминания. Необязательно ребенка приводить к началу службы — придите с ним к ее концу, причастите ребенка, затем поцелуйте, дайте какую-нибудь конфетку и идите домой. Пусть после храма ребенок будет радостным и довольным. А если ребенок себя плохо вел на неделе, можно ему сказать, что в храм он завтра не пойдет, потому что в храм ходят только послушные детки. То есть дать понять ребенку, что посещение дома Божия нужно еще заслужить.

— Как объяснить детям, для чего нужен пост? Вот, до 7 лет ребенок не постился, не исповедовался перед Причащением, и вдруг почему-то это стало нужным делать.

— Для многих пост ассоциируется с едой, что в корне неверно. Прежде всего, пост — это усиление молитвенного правила, преодоление своих недостатков, преодоление своего греха. Поэтому в пост не стоит строго ограничивать детей в мясе или молочных продуктах. Не нужно детей и самих себя держать на голодном пайке, никому не надо, чтобы все члены семьи ходили голодными, злыми и недовольными друг другом. Ограничения, конечно, должны быть: например, телевизор с компьютером и подобными развлечениями.

Когда ребеночку исполнится 7 лет, ему нужно объяснить, что мама с папой исповедуются, и ему уже можно это сделать. Следующий раз на исповедь ребенка можно привести через год, а потом, когда ему будет уже 9 лет. Когда ребенок подрастет и начнет понимать, что он совершает нечто неправильное, греховное, тогда он сам будет подходить к священнику. У ребенка душа чистая и правдивая — впоследствии он сам будет стараться исповедоваться.

Особо готовить ребенка к исповеди не нужно, ведь у него нет особо тяжких грехов. Малыши на исповеди бывают очень забавными. Как-то подходит ко мне один мальчик и говорит, что эту неделю он вел себя хорошо: подрался с братом всего лишь один раз.

— Отец Александр, подскажите, как научить ребенка жить по заповедям?

— В первую очередь сами родители должны соблюдать заповеди. Если они живут согласно им, тогда и ребенок, смотря на родителей, научится по ним жить. А если своему отпрыску читать все время нотации на уровне, что нужно мыть руки перед едой, то это ему очень быстро надоест. Для ребенка очень важен пример.

— Что делать в период подростковой переоценки ценностей, как «подогреть» остывающий интерес к храму?

Лучшая помощь — не мешай

— Есть одно очень хорошее правило. Оно, конечно, не универсальное, но не мешало бы его иметь в виду многим родителям. Лучшая помощь — не мешай. У каждого человека, у ребенка в особенности, душа — по природе христианка. Если с раннего детства ты вложил в ребенка какие-то зерна, их необходимо ежедневно поливать и поддерживать, тогда в ребенке само раскроется то лучшее, что в нем от Бога заложено. Живешь по-христиански — живи, любишь своего ребеночка — люби, борешься сам со своими страстями, и он сам будет бороться со своими. Все будет хорошо.

— А как быть со странным самовыражением ребенка? Один — «эмо», другой — «гот». Стоит ли с этим бороться или подождать, когда все само пройдет?

— Во-первых, болезнь лучше предупредить, чем лечить. Во-вторых, все эти псевдоинтересы и псевдоценности происходят от отсутствия настоящих ценностей и настоящей культуры. Незнание мировой и отечественной литературы, истории своего народа, древних и современных народов и государств, а также великих героев древности и современности, приводит к тому, что ребенок ищет своего героя для подражания в телевизоре или интернете. И не всегда эти герои несут те ценности, которые бы нам хотелось, чтобы получил ребенок. Поэтому каждый родитель должен следить, чем интересуется их ребенок и с малолетнего возраста прививать своему чаду настоящие ценности и высокую культуру, созданную человечеством, чтобы ребенок стремился стать похожим на истинный идеал, а не на его суррогат.

— Как помочь детям пройти путь длиною в жизнь?

— Прежде всего, детей нужно любить. Любовь — это лучший учитель. Если родители любят своих детей, то все будет хорошо.

  • 1972 г. - окончил факультет "Двигатели летательных аппаратов" Московского авиационного института.
  • Работал в Институте атомной энергии им. Курчатова, занимался нейтронно-физическим расчетом ядерных реакторов.
  • 1995 г. - окончил Богословско-Пастырский факультет Православного Свято-Тихоновского Богословского института (ныне - Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет) (Замоскворечье, Новокузнецкая ул., 23Б).
  • Служил диаконом в храме преподобного Сергия в Высокопетровском монастыре, Москва.
  • 9 октября 1995 г. - рукоположен в сан священника.
  • Служил священником в храме преподобного Сергия в Высокопетровском монастыре, Москва.
  • Служит в храме святителя Николая в Кузнецах (Замоскворечье, Вишняковский пер., 15).
  • Настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре.
  • Заведующий сектором по взаимодействию с МВД Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными и правоохранительными силами (Замоскворечье, Б. Серпуховская ул., 24).
  • Преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (Замоскворечье, Новокузнецкая ул., 23Б).
  • Председатель редакционного совета интернет-портала "Православие и мир" (http://www.pravmir.ru ).
  • Руководитель проекта "Непридуманные рассказы о войне" (world-war.ru).
  • Декабрь 2007 г. - возведен в сан протоиерея ("за усердное служение Церкви Божией, преподавательскую и миссионерскую деятельность в Православном Свято-Тихоновском богословском университете и в связи с 15-летием университета").

Жена - Ильяшенко (Амбарцумова) Мария Евгеньевна, врач-педиатр. Дети: Татьяна, Филипп, Иван, Варвара, Александра, Даниил, Владимир, Екатерина и Мария (близнецы), Николай, Сергей, Ольга.

Сочинения (неполный перечень):

    Как найти семейное счастье. Издательство "Даниловский благовестник", М., 2001

    Дух века сего. Еще раз об экуменизме. Сестричество во имя святителя Игнатия Ставропольского, 2002

    С чего начинается счастье. Издательский Совет Русской Православной Церкви, М., 2008 (в соавторстве с Т. Шипошиной)

    Большая семья - большие надежды: Демография и нравственность. Изд. Спасское Братство, 2008

О. Александр о праве на личное огнестрельное оружие:

"Я считаю, что в настоящий момент разрешить каждому желающему носить личное оружие было бы преждевременным. В принципе, к возможности для человека носить оружие я отношусь положительно, но в настоящее время наше общество совершенно не готово к тому, чтобы каждый мог иметь его при себе.

Мне кажется, что можно начать с того, чтобы разрешить носить оружие тем, кто носит мундир и принимает присягу - военным и сотрудникам правоохранительных органов. Быть при оружии офицер должен всегда, ведь он принимает присягу на всю жизнь, а не только на рабочий день.

Могут возразить - а как же Евсюков? И совершенно справедливо возразят – должен быть жесточайший критерий отбора на военную службу и службу в правоохранительных органах.

Говорят, что нужно сокращать армию. Согласен. Давайте оставим в армии людей, которым можно доверить оружие, ужесточим отбор, пусть служат храбрые, уравновешенные люди, которые не потеряют контроль над собой и в стрессовой ситуации. А тех офицеров, которым по каким бы то ни было причинам нельзя доверить оружие, можно перевести на должность сотрудников, имеющих другой статус, с сохранением зарплаты, которую они сейчас имеют. Но офицер, которому можно доверить носить личное оружие всегда, конечно, должен получать значительно больше, потому что на нем лежит большой груз ответственности.

Разрешение офицерам носить оружие окажет очень значительное влияние на их самосознание. Если офицер идет с оружием, когда он его может достать и применить, у него самосознание другое, и к нему отношение совсем другое. Рядом с ним матом не выругаешься и женщину не обидишь.

Думаю, что эта мера позволит сократить численность органов внутренних дел, избавиться от оборотней в погонах, то есть приведет к оздоровлению всех силовых структур, повышению авторитета их сотрудников.

Что касается гражданских лиц, то, я думаю, должно пройти два-три поколения, прежде чем можно было бы и гражданскому человеку, имеющему справку о психическом здоровье, разрешить носить оружие.

Конечно, должна быть разработана непротиворечивая правовая база, которая регламентировала бы ношение оружия. Например, так же как нельзя пьяному садиться за руль, так, и даже строже, должен быть наказан нетрезвый человек, если он имеет при себе оружие.

Как-то я говорил с одним адвокатом на тему, неприкосновенна ли человеческая личность. Он говорил, что, конечно, же, неприкосновенна. Я ему пытался возразить, что неприкосновенность личности не может быть безусловной, и привел два примера: гипотетический и реальный.

Гипотетический пример. Представим, что хулиган пристает к девушке. Поскольку его личность неприкосновенна, другие люди ему не могут применить физическую силу, а могут стать рядом и начать увещевать: «Уважаемый хулиган! Послушайте нас, пожалуйста! Задумайтесь, может быть, ваши действия не очень приятны девушке? Может быть, вы немного отойдете в сторону?» А если он не захочет? Но, если к насильнику применить насилие, то, раз его личность неприкосновенна, он подаст в суд, и там того, кто защитил девушку спросят: «Он тебе что-то говорил? – Нет. – Он тебя оскорблял? – Нет. – Он к тебе прикасался? – Нет. – А за что ты его ударил?» И все – защитник будет осужден.

Другой пример – из прекрасной книги писателя Виктора Николаева «Живый в помощи». Он воевал в Афганистане и описывает такой случай. Как-то наш отряд попал в горах в засаду. Откуда стреляют не видно – пули свистят, летят осколки камней, грохот. Наши бойцы бросились на землю, укрылись за камнями, начали отстреливаться. Кромешный ад. Тут у одного бойца отказали нервы, он поднялся во весь рост, начал орать. Секунда – и его убьют! Тут рядом лежащий, рискуя собой, вскочил, дал ему по морде, тот рухнул за камень. Тем самым жизнь его была спасена. Надо ли в суд подавать? Неприкосновенность-то личности была нарушена!

Конечно, неприкосновенность личности может быть нарушена только при каких-то особых условиях, это серьезная этическая и юридическая проблема. Может получиться как в анекдоте про ковбоев: «Сэм, мне не нравится вот тот ковбой. – Тут все ковбои. – Ну, тот, в шляпе! – Они все в шляпах! – Достает пистолет, стреляет: – Вот тот, что остался».

В Англии, Америке, Франции, люди имели право носить оружие, это было регламентировано законом. В Императорской России и в СССР до войны офицеры имели право носить оружие. Но после войны по приказу партии и правительства, не только солдаты, но и офицеры доблестной армии, победившей фашизм, были лишены права носить личное оружие, было приказано сдать и трофейное. Очевидно, власть не доверяла своему народу и боялась своей армии. С того времени офицеры ходят без оружия.

После войны маршал Г.К. Жуков попал в опалу, его отправили командовать Одесским военным округом. Там была грандиозная банда «Черная кошка», которая терроризировала город, в составе ее были уголовники, которых на фронт призвали из тюрем. Вернувшись с фронта, они занялись прежним ремеслом. Жуков своим боевым офицерам приказал выдать пистолеты, и они патрулировали город по ночам - город быстро очистили. Это опыт Жукова, он маршал Победы, мог себе позволить такое, но этот опыт о многом говорит.

Один прихожанин рассказал мне такую историю, которая произошла лет двадцать назад: офицер сменился с дежурства, у него пистолет еще остался – не успел сдать. Начальник вызвал его к себе, стал к нему придираться: дай ручку, ах, нет у тебя ручки, ах ты такой-сякой - и понес его. Офицер ему и говорит: «Товарищ генерал, ручки у меня нет, а пистолет есть». Тут же разговор перешел в другую тональность: «А, ты, наверное, устал, иди, иди, отдохни». К вооруженному человеку совершенно иное отношение, его нельзя безнаказанно унизить.

Вооруженный бандит получает возможность диктовать условия невооруженному большинству, но это ненормально. Если преступник берет в руки оружие, он должен знать, что он сам ставит себя вне закона и что он рискует, так как может получить самый суровый ответ. Разрешение офицерам в мундире быть при оружии поможет снизить уровень преступности в стране, избавиться от балласта в вооруженных силах, это может привести к значительному нравственному прогрессу.

Необходимо восстановить морально-правовую иерархию: люди, берущие на себя ответственность за безопасность сограждан, хранящие мир в обществе, должны пользоваться его уважением. Но защитники, безусловно, должны внушать доверие, действовать в рамках закона и пользоваться его защитой."

О. Александр об Екатерине Лаховой: "Недавно мне предложили выступить на канале НТВ, в передаче "Принцип домино". Там выступают попарно, и моей собеседницей должна была быть Екатерина Лахова, всем известный деятель, внедряющий в нашей стране бесчеловечные программы планирования семьи. Я сказал, что охотно выступлю с ней в паре, мне есть, что сказать, я знаю, о чем говорить. Тогда мне сказали, что Екатерина Филипповна ставит условие: священник должен выступать в гражданской одежде, то есть в костюме!!! На это я спросил, какое она имеет право требовать от меня, чтобы я пришел одетый так, как ей угодно. Разве я не свободный человек свободной страны? Нет, ответили мне, таково ее требование. Но ведь требовать этого так же дико, как если бы я потребовал, чтобы Екатерина Филипповна выступала в купальнике, возразил я. На это мне было объявлено, что в таком случае они не могут меня пригласить."

О. Александр о посещении кладбищ на Пасху: "Пасха - это самый главный праздник в году. Церковь, учитывая психологию людей, разделяет дни празднования и дни печали. То радостное ликование, которое Церковь сообщает верующим на Пасху, отделяется от настроения грусти, которое сопровождает поминовение усопших. Поэтому в день Пасхи не полагается ездить на кладбище и не совершать панихиды. Если кто-то умрет, а смерть на Пасху традиционно считается знаком милости Божией, то отпевание совершается по пасхальному чину, включающему в себя множество пасхальных песнопений. Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день - Радоницу во вторник после пасхальной недели. В этот день служится заупокойная служба и верующие посещают кладбище - помолиться об усопших, чтобы пасхальная радость передалась и им. Посещать кладбища на Пасху стали только в советское время, когда храмы были закрыты. Люди, испытывающие потребность собраться, разделить радость, не могли пойти в храмы, которые были закрыты, и шли на кладбище на Пасху вместо того, чтобы пойти через неделю. Кладбище как бы заменило посещение храма. А сейчас, когда храмы открыты, поэтому эта традиция советского времени не может быть оправдана, нужно восстановить церковную традицию: быть в храме в день Пасхи и встретить радостный праздник, а на Радоницу отправиться на кладбище. Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах - это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру - возникают тяжелые суеверия. Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом - фотографию усопшего: это, говоря современным языком - новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая. Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В священном Писании разрешается употребление вина: "Вино веселит сердце человека"(Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: "Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд" (Еф. 5:18). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка".

Ответить Подписаться Скрыть

Протоиерей Александр Ильяшенко, отец 12 детей, на примере своей семьи рассказывает о том, как выстраивать гармоничные отношения со своими близкими, и как он, будучи сотрудником знаменитого Курчатовского института, решил изменить свою жизнь и стать священником.

– Отец Александр, у Вас удивительная семья. Мне хотелось бы большую часть нашей беседы посвятить именно ей. Не с целью показать, какие вы замечательные, а чтобы показать, что такие семьи должны стать нормой для современной России. У вас двенадцать детей, сколько на сегодняшний момент внуков?

– Пока тридцать девять.

– Вы всех внуков помните по именам?

– Если сказать честно, уже надо напрягаться! Помню, но не как дважды два.

– Вам удается уделять достаточно внимания каждому из внуков?

– Нет. К сожалению, современная жизнь почему-то разводит людей, даже самых близких. Приходится редко общаться и с друзьями, и с родными. То ли уже возраст, то ли такая стала жизнь. Мои родители общались гораздо больше, чем, например, мы. Мне кажется, для нас это некий недостаток, в том числе мой.

– В чем заключается Ваша роль дедушки в семье?

– Думаю, в том, что дедушка существует.

– Вы часто видитесь, естественно, в храме…

– Дети преимущественно ходят в тот храм, в котором они являются прихожанами. Я служу в другом храме и сам являюсь прихожанином Николо-Кузнецкого храма. Но иногда они приходят. Традиционно сложилось, что на Рождество и Пасху мы собираемся всей семьей в моем храме.

– Вы росли в большой семье? В чем опыт воспитания в этой семье Вам помог?

– У меня брат и сестра (к сожалению, скончалась совсем недавно), то есть нас было трое. Нельзя сказать, что семья была большая, но все-таки и не маленькая.

– Удивительна судьба семьи Вашей супруги, расскажите.

– По отцовской линии она внучка священномученика Владимира (Амбарцумова), пресвитера Московского, уникального человека. Уникальность его даже не в том, что он отдал свою жизнь за веру (это сделало множество людей). Он родился в протестантской семье, в Тифлисе (ныне Тбилиси). Отец армянин, а мать немка-протестантка, которая воспитывала сына в протестантской традиции. Затем он переехал учиться в Москву и здесь вступил в христианский студенческий кружок (это было до революции). Все могли быть членами этого кружка: православные, протестанты. Для продолжения образования он уехал в Берлин. В 1914 году он понял, что война не за горами, и уехал, как оказалось, на одном из последних поездов из Германии в Россию. Он наполовину немец, немецкий язык был для него родным, и по культуре он был близок к Германии, но его родиной была Россия.

– Он принимает православие и становится священником уже в 20-е годы, после того как его несколько раз арестовывали. Он понимал, чем это грозит, и сделал этот осознанный выбор…

– Он, как и многие из тех, кто в те годы принимал священный сан, подписывал себе отложенный смертный приговор, который был приведен в исполнение в 1937 году в Бутово, где его, как и тысячи других людей, расстреляли.

– Вернемся к Вашей биографии. Вы окончили очень престижный авиационный институт в Москве, долгое время работали в знаменитом атомном Курчатовском институте. Чего Вам не хватало в жизни, почему Вы стали священником?

– Люди принимают решение не от того, что им чего-то не хватает, а от того, что, наоборот, появляются какие-то возможности. Глубокое вхождение в веру у меня было достаточно медленным, я не быстрый человек. Когда я получил образование в Свято-Тихоновском университете, то по благословению (это была не моя идея, хотя я, естественно, об этом задумывался) вступил на такой духовный путь. Конечно, очень благодарен Господу за то, что Он меня привел на эту стезю.

– В советское время Вы воспитывались в верующей среде?

– Тогда о вере старались говорить как можно меньше. Мой отец был крупным ученым и немного скептиком, он не был церковным человеком, не выражал по поводу Церкви ни согласия, ни отрицания. Он родился в 1909 году, в то время было дореволюционное, скептическое отношение ко всему, что и послужило на самом деле главной причиной тех потрясений, которые пережила Россия в XX веке. Мама была человеком верующим, но она была преподавателем института Международных отношений (создатель этого института академик Сказкин пригласил ее, свою ученицу, в число сотрудников, так что она с основания института там работала), и как преподавателю ей было опасно ходить в храм: если бы заметили, сразу выгнали бы с работы. Поэтому она очень редко ходила в храм.

Мы росли в очень доброжелательной, культурной, образованной среде. В кругу маминых знакомых были глубоко верующие люди, и они оказали очень сильное влияние на меня, моих брата и сестру. Прямой начальник моего отца, который возглавлял огромное конструкторское бюро, Михаил Макарович Бондарюк, был сыном исключительно верующей матери. К сожалению, не могу о ней подробно рассказать, еще недостаточно материала собрал, но это человек удивительной веры, удивительной силы духа. Сын унаследовал от нее необыкновенную силу духа и оптимизм. Это были люди, далекие, собственно, от Церкви, но молитва сопровождала их всю жизнь. Моего папу, Сергея Михайловича, назвали Сергеем, потому что в семье бабушки и дедушки очень долго не было ребенка, и бабушка Анна Александровна ездила к преподобному Сергию. Мой папа – вымоленный сын, поэтому она назвала его Сергием. Пусть опосредованно, но такой дух веры окружал нас и наших близких.

– Расскажите о своей супруге и вашем знакомстве.

– Наши родители оставили нам самое драгоценное наследство: нашу веру и наших друзей. Моя мама еще до войны была хорошо знакома с отцом моей супруги Марии Евгеньевны, будущим священником. Поэтому мы слышали друг о друге, хотя не виделись. Они жили под Ленинградом, так как отец Евгений, для того чтобы принять сан, был вынужден уехать из Москвы, в столице это сделать было невозможно. С матушкой мы встретились в семье наших крестных. Борис Петрович был моим крестным, а его супруга Екатерина Александровна была крестной моей будущей жены. Поскольку эта встреча была в доме, в котором случайных людей быть не может, то очень скоро я понял, что должен сделать предложение. Наше предсвадебное знакомство продолжалось две недели. 6 февраля 1974 была первая годовщина смерти моего крестного, и моя будущая матушка приехала в Москву. Мы с ней поехали в Ленинград – я очень хотел и с ней познакомиться, и город посмотреть. Пробыв там несколько дней и вернувшись домой, через две недели я вновь приехал в Ленинград и сделал предложение. 13 марта мы расписались, а 26 апреля повенчались.

– Удивительно!.. Современному человеку сложно представить процесс обсуждения, сколько в семье должно быть детей. У вас такой процесс был? Как вы решились на двенадцать детей?

– Мы ехали в Ленинград и, конечно, разговорились. Браки совершаются на небесах, Господь все устроил. Я, особо ни о чем не задумываясь, стал вещать о том, что детей в семье должно быть много. Попал просто «в десяточку», говорил именно то, что матушке нужно было услышать, потому что у нее душа любвеобильная. На нашем венчании ее старший брат произнес тост за то, чтобы у нее было восемь детей (она четвертая из семи детей в семье, он ей пожелал восемь). Она тут же ответила: «Что ты меня ограничиваешь!»

– Как вашей семье жилось в советском быте, в советских жилищных условиях?

– Господь нас постоянно опекал. Конечно, какие-то трудности были. Начинали мы жизнь все-таки в отдельной квартире, пусть малогабаритной (примерно 38 квадратных метров), с двумя смежными проходными комнатками. Пока детей было мало, это было прекрасно. Когда детей стало больше, стало немножко тесно, и для четвертой дочки, пока она была грудная, я сделал полочку на стене над нашей кроватью. Еще примерялся, чтобы она, если свалится, на пол не скатилась, а на кровати осталась. Когда родилась пятая и стало совсем невыносимо, нам дали огромную 4-комнатную квартиру, еще через какое-то время 5-комнатную, а потом еще целый этаж в новом доме. Так что нельзя сказать, чтобы мы страдали от того, что нам жить негде. Конечно, все время было тесно, хотелось иметь жилье побольше, но мы жили, не испытывая каких-то тяжелых проблем.

– Как относились к этому окружающие? Все-таки для советского времени такая большая семья тоже не была нормой.

– Для любого человека, когда идет большая семья, это, конечно, особое явление. Смотрели на нас, детям было неприятно, я особо не обращал внимания. Когда дети чуть подросли, старшие убегали вперед или садились в другой конец вагона (мы ехали в храм все вместе), потому что им было неловко, они не хотели, чтобы на них смотрели.

– В советское время вы ездили в храм все вместе?

– Да, конечно. Прессинг в наше время был уже значительно мягче, чем в период, когда моя жена была ребенком и подростком. Например, ее дядюшка по папе Глеб Александрович, будущий отец Глеб, супруг Лидии Владимировны Коляды, строго следил за тем, чтобы все было четко, организовывал походы в храм так, чтобы они шли не вместе. Если бы большая семья регулярно по воскресеньям куда-то отправлялась, это привлекало бы внимание, в то время этому придавалось очень большое значение. Они на рожон не лезли, умели как-то конспирироваться, хотя это было трудно. А нам и таиться не надо было, никто не обращал внимания.

– Вы бывали в домовом храме отца Глеба? Скажите несколько слов об этом.

– Да, конечно. Я сейчас чуть-чуть сделаю шаг в сторону. Лет десять назад мне довелось быть в Польше, мы поселились в церковной католической гостинице. Меня там встретил монах-францисканец, и первый вопрос, который он мне задал, был такой: «Скажите, как ваша Церковь взаимодействует с КГБ?» Я приехал вечером и ответил, что утром расскажу. Утром я спускаюсь из своего номера, чтобы пойти на организованную встречу, и вижу: на площадке стоит господинчик в шортах (дело было летом), курит сигарету, смеется хриплым прокуренным смехом. Я прохожу мимо, прихожу в условленное время в аудиторию. Туда поднимается уже целая процессия, которая возглавляется этим господинчиком – он, оказывается, католический священник. У них совсем другая традиция. В аудитории был длинный стол, они садятся за длинную сторону и усаживают меня напротив так, что я оказываюсь перед всем этим советом. Задают этот вопрос. Я начинаю рассказывать про отца Владимира Амбарцумова, про отца Глеба и между прочим говорю, что он прошел всю войну, участвовал в боях за освобождение славного города Данцига (ныне Гданьск) и потом стал священником, совершал богослужения на квартире. Это их проняло, потому что для них это, видимо, тоже было характерной чертой в советское время, они тоже совершали богослужения по домам.

Храм был в советской квартире, в маленькой комнатке площадью, наверное, 8-9 квадратных метров. Это был кабинет отца Глеба. Комната была очень плотно заставлена, в ней были книги, большой письменный стол с фотографиями близких ему людей, а в углу был шкафчик, как правило плотно закрытый, так что у посторонних людей не могло возникнуть никаких особых подозрений. Когда совершалось богослужение или отец Глеб принимал близких людей, дверцы были открыты, горела неугасимая лампадка, видны были иконы святых, которых отец Глеб особенно почитал. Сам престол, на котором совершалось богослужение, был самодельный. На службе были члены его семьи и еще несколько приглашенных человек, больше там некому было поместиться. Окна занавешивались и заделывались специально сделанными матрасами-щитами, чтобы на улицу не проникало никакого звука. Они жили на первом этаже, и даже если кто-то проходил под окнами, ничего нельзя было услышать. На кухне негромко включали радио, чтобы никто ни о чем не мог подумать. Атмосфера исключительного положения, в какой-то мере преследования, опасности сопутствовала особенно старшему поколению. Мы, повторю, в гораздо меньшей степени это переживали, а современные люди знают об этом только понаслышке. Многие не понимают и относятся к Церкви с большой долей скепсиса и насмешки, но повторяю, что этих реальных трудностей, которые пережило героическое поколение наших отцов, современные люди себе просто не представляют.

– Вернемся к семейной тематике. Вы написали книгу о семейном счастье. Можете дать короткий рецепт нашим зрителям?

– Мне кажется, из нашего лексикона выпало слово «доброжелательность». Хорошо, если все друг к другу относятся доброжелательно и следят за этим. Ясно, что все люди женятся по любви, и слова о любви – это дежурные фразы. Но как любовь проявлять? Если ты доброжелательно относишься к своим близким, значит ты действительно любишь и бережно (тоже хорошее слово) относишься к окружающим. А мы порой позволяем себе относиться небрежно, это характерно для нашего широкого общения. Когда мы вернулись из ЗАГСа, старший брат матушки Марии (мы расписывались в том городке, где они жили, потому что там было быстрее) включил замечательную советскую песню:

Не обижайте любимых упреками,

Бойтесь казаться любимым жестокими.

Очень ранимые, очень ранимые

Наши любимые.

Он в самую точку попал. Мне кажется, когда бережно относишься к своим близким, это создает мирную, спокойную, устойчивую атмосферу. Могут быть какие-то конфликты, но все-таки они благополучно разрешаются.

– Это даже гораздо проще. Когда люди замкнуты друг на друге, это их, конечно, утомляет; это известный недостаток маленькой семьи. А когда у тебя все время водоворот, новые впечатления, когда ты не замкнут все время на одном человеке, не превращаешься в зануду, наоборот, это очень помогает. Старшие дети становятся прекрасными воспитателями для младших. Конечно, их надо контролировать, явление дедовщины вполне может быть в большой семье, и нам тоже приходилось с ним бороться, может быть, не самым лучшим образом. У каждого явления есть свои трудности, но в большой семье незаметно решается масса проблем, которые остро встают в маленькой семье.

(Продолжение в следующей программе.)

Ведущий Александр Гатилин
Расшифровка: Екатерина Федотенко

«Портал-Credo.Ru»: Как Вы оцениваете призыв о. Александра Ильяшенко к отказу девушек от высшего образования ради вступления в ранние браки с целью решения демографических проблем РФ? Этот призыв вызвал возмущение православной блогосферы…

Священник Роман Краза: Я не хочу осуждать протоиерея Александра Ильяшенко, хотя он мне как священник не симпатичен. У меня есть такое наблюдение: если священника невозможно увидеть в светской одежде, то он религиозный сноб. Даже если пытается играть в рубаху-парня. Или если не может допустить, чтобы к нему обратились по имени, - только с прибавлением "отец". Ведь важно уметь над собой пошутить, а не ходить святошей с постной рожей. Такое поведение свойственно некоторым девушкам, которые даже в булочную без косметички не пойдут…

У протоиерея Ильяшенко качественная биография, он брат известного ученного-математика. Вместе с супругами Даниловыми организовывал сайт "Православие и мир", до этого - учился, женился. Отец 12 детей. Вот эта информация о детях и замыливает напрочь глаз. Двенадцать детей? Не может быть! После этого смотрят на батюшку снизу вверх. Все-таки согласитесь, есть разница - воспитывать приемных детей или своих. Рожали пока рожалось, в чем заслуга? Кому-то Бог дал одного ребенка, кому-то двух, кому-то ни одного. Это не говорит о том, что та семья, у которой одно чадо, обязательно предохранялась... Помогать многодетной семье необходимо, это да. Но это их решение - иметь много детей. Это трудно, но много чего в жизни трудно. Вот воспитывать приемных детей в большом количестве - это подвиг; своих - только тяжкий труд.

- Знакомы ли Вы лично с о. Александром?

С отцом Александром я лично общался единственный раз, на телевидении. Было ток-шоу, посвященное проблеме алкоголизма и наркомании. Пространство шоу разделялось на две команды по три человека в каждой. В нашу команду входила бесконечно уважаемая мной кинокритик и журналист Екатерина Барабаш, женщина-психолог, имени которой я не запомнил, и я. Причем я был в светской одежде, представлялся как специалист по социальной работе среди алко- и наркозависимых. Работал я тогда в московских правительственных структурах, был очень активен в социальной сфере именно по проблемам алко-наркозависимых. В противоположной команде был протоиерей, какой-то музыкальный продюсер, а третьего человека совсем не помню. Меня поразило, как человек, который вообще не смыслит ничего в вопросе, так уверенно нес какой-то запредельный бред. Но мы все-таки выиграли у другой комнаты - за нас голосовали живые люди.

После той передачи я понял, что о. Александр - «человек в образе». Защитник православия, мудрец, опытный духовник, специалист широкого профиля по всем вопросам, которые интерпретирует в зависимости от текущего церковного тренда. Отдельных людей "добрый" батюшка не видит.

Тогда были вегетарианские времена. Сейчас время совершенно иное, людоедское, можно ни в чем себе не отказывать. Вот он и не отказывает. Его реплика на "Русской народной линии" многих удивила, но я, собственно, не понимаю этого удивления. Все привыкли к подобным словам от Ткачева, Шумского, Смирнова, но Ильяшенко - тот вроде другой масти, мягонько стелет... Нет, друзья мои, не время слюни распускать, хочешь быть в тренде - нагони жути! Тем более должность сотрудника Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями обязывает.

- Какие конкретно идеи о. Александры для Вас неприемлемы и почему?

Вот фрагмент из его статьи: "НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ НОРМОЙ РАННИЕ БРАКИ И ДЕТОРОЖДЕНИЕ. ДЕВУШКА В 17 ЛЕТ СПОКОЙНО МОЖЕТ СТАТЬ ПРЕКРАСНОЙ МАМОЧКОЙ. БОЛЕЕ ТОГО, В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ ЮНАЯ ДЕВУШКА ЕЩЕ НЕ РАСТРАТИЛА СЕБЯ, НЕ НАХВАТАЛА РАЗЛИЧНЫХ БОЛЕЗНЕЙ И ИНФЕКЦИЙ, поэтому вполне может быть хорошей и доброй мамочкой. ...В школе НАДО ОБЪЯСНЯТЬ УЧЕНИКАМ, ЧТО ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В СТРАНЕ НЕ ПРОСТО ТРЕВОЖНАЯ, А УГРОЖАЮЩАЯ. И им решать эту проблему таким естественным способом как ранний брак. РАННИЕ БРАКИ ИЗБАВЛЯЮТ СТРАНУ ОТ НЕНУЖНОГО ОГРОМНОГО КОНТИНГЕНТА С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ. Кому нужно высшее образование? Женщины вытесняют мужчин из сферы управления и т.д. А ЕСЛИ БЫ ЖЕНЩИНА ВМЕСТО РАБОТЫ ВОСПИТЫВАЛА ДЕТЕЙ, ТО ПРИНОСИЛА БЫ НЕСРАВНЕННО БОЛЬШУЮ ПОЛЬЗУ ДЛЯ ОБЩЕСТВА".

Попробуйте первые три предложения прочитать без привязки к автору. Вполне эти слова мог произнести русский барин по отношению к своим крепостным. Обрадовались этому призыву сластолюбцы, охочие до свежего девичьего тела. Тем, у кого есть малолетняя дочь, сигнал: на вашу кровиночку положили глаз, будьте внимательны.

Второй абзац можно квалифицировать как вовлечение несовершеннолетних в сексуальную связь. Когда детям в школе говорят об опасности СПИДа и других венерических заболеваний и об опасности ранней беременности, таких учителей называют извращенцами и безбожниками. Но когда многодетный отец и дед предлагает детям заниматься сексом и при этом не предохраняться ради величия страны, с чем это сравнить - даже не знаю. Они, значит, проповедуют по телевизору 30 лет, довели страну до крайности, а дети должны плюнуть на свои жизни и исполнять пожелания какого-то старца в рясе.

В третьем абзаце он задает вопрос: кому нужно высшее образование? Очень смешно, но ВСЕ ЕГО 12 детей получили высшее образование. Это вообще как? Он - белая кость, а вокруг быдло, которому нужно рожать и обслуживать это государство?! Далее привычный мужской шовинизм, ни хочу это комментировать.

- Станут ли убедительным для читателей призывы протоиерея?

Вот, у него 12 детей, дочь Варвара умерла от онкологии, будучи взрослой, возраст детей примерно от 45 до 30 лет, повторюсь - все дети получили высшее образование, и сам он, и его жена также имеют высшее образование, родной брат - известный ученый. Никто из детей на заводе не работает. Так для кого предназначен его посыл? Может, он хочет попробовать на своих внучках и внуках? Предлагаешь - действуй! Нет? Тогда для чего ты все это говоришь, отец Александр? Не зря ведь на Всеправославном соборе обвинили РПЦ МП в ереси этнофилитизма, это когда отдается предпочтение национальным интересам, а не общецерковным. Людей готовят не для Царствия Небесного, а работать и умирать во славу страны.

Пикантность всей этой ситуации еще в том, что дед супруги о. Александра Марии, Владимир Абрацумов, новомученик. Владимир стал священником в 1927 году в городе Глазове, в Удмуртии, и сразу после хиротонии был отправлен в Москву. Он стал настоятелем Князь-Владимирского храма в Москве. Но почти сразу уволился за штат, так как не был согласен с политикой митрополита Сергия (Страгородского). Так что он почти и не послужил священником. По решению «тройки» приговорен к расстрелу и был расстрелян на Бутовском полигоне 5 ноября. Да, сохранились расшифровки его допросов. Так вот, он никого не предал и не сдал. А что делают его внуки?

Беседовал Антон Свиридов,
для «Портала-Credo.Ru»

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!