» »

Русская литература 16 века презентация. Презентация по истории "Русская литература XV - XVI вв. ". Алекса́ндр Серге́евич Пушкин

10.09.2021

Фольклор главная тема устного народного творчества- борьба за независимость; складывались былины о богатырях Русской земли: в них отразились как ранние периоды героической борьбы народа, так и поздние боевые свершения; в XVIв. наиболее распространенным жанром фольклора стали исторические песни, откликавшиеся на важнейшие события, оставившие глубокий след в народном сознании; слагались в народе и лирические, и свадебные песни, остроумные пословицы и поговорки, веселые частушки;


«Слово о погибели земли русской» «О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами Божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!» Героическая тема




«Задонщина» «Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его Владимире Андреевиче. Писание Софония Рязанца» или «Задонщина» создано в конце XIV века. Написано в радостном, мажорном стиле К славному городу Москве съехались все князья русские и говорили таково слово: «У Дона стоят татары поганые, Мамай- царь у реки Мечи, между Чуровым и Михайловым, хотят реку перейти и с жизнью своей расстаться нам во славу». И сказал князь великий Дмитрий Иванович: «Брат, князь Владимир Андреевич, пойдем туда, прославим жизнь свою, удивим земли, чтобы старые рассказывали, а молодые помнили! Испытаем храбрецов своих и реку Дон кровью наполним за землю Русскую и за веру христианскую!» Героическая тема


«Сказание о Мамаевом побоище» «И сошлись грозно обе силы великие, твердо сражаясь, жестоко друг друга уничтожая, не только от оружия, но и от ужасной тесноты под конскими копытами испускали дух, ибо невозможно было вместиться всем на том поле Куликове …» Героическая тема


«Житие святого Александра Невского» Рассказывало о подвигах князя в борьбе со шведскими и немецкими завоевателями, о его дипломатической деятельности и отношениях с Ордой, о его загадочной смерти на пути из Сарая. Русские люди, читая «Житие..», проникались высшими идеями служения Родине Биографическая тема


«Житие святого Сергия Радонежского» Со страниц жития встает образ высоконравственного, трудолюбивого, глубоко религиозного человека, для которого высшее счастье вершить благие дела и трудиться во имя благополучия родной земли. Со страниц жития встает образ высоконравственного, трудолюбивого, глубоко религиозного человека, для которого высшее счастье вершить благие дела и трудиться во имя благополучия родной земли. Составлено Епифанием Премудрым (XIV в). Составлено Епифанием Премудрым (XIV в). Биографическая тема


«Великие Четьи-Минеи» «Чтения ежемесячные» (XVI в) - календарные сборники житий святых, расположенные по месяцам в соответствии с днями их памяти. Сборник вобрал в себя все книги, читавшиеся на Руси, стал своего рода церковно- литературной энциклопедией русского средневекового общества. Поучения


«Домострой» Священник Сильвестр (XVI в), истовый поборник патриархальных порядков, составил руководство по поведению православного человека в семье и обществе. Одной из главных идей «Домостроя» - подчинение в государстве царской власти, а в семье ее главе. «Чада… любите отца своего и мать свою и послушайте их, и повинуйтесь им по Боге во всем. И старость их чтите.» «…Не красти…, не солгать, не оклеветали, не завидует, не обидеть, не клепати,…не бражничать, …не помнить зла, не гневаться ни на кого, к большим быть послушной и покорна, к средним – любовно, к меньшим и убогим – привет ну и милостиву» Поучения


«Повесть о Петре и Февронии» Произведение древнерусской литературы (XVI в.), написанное Ермолаем-Еразмом, рассказывает о любви крестьянки и князя. Муромский князь Петр, излеченный Февронией от тяжелой болезни, нарушает обещание жениться на ней. Бог вновь насылает на него болезнь. Только вернувшись к Февронии, князь окончательно выздоравливает. Бояре, недовольные тем, что княгиней стала незнатная девушка, требуют от нее уйти из Мурома. Князь уходит вместе с ней. В конце концов бояре и жители Мурома просят Петра и Февронию вернуться. Петр и Феврония правят до смерти и умирают в один день, причем тела их чудесным образом соединяются в одном гробу. Поучения


Публицистика важнейшие вопросы жизни общества становятся предметом широкого обсуждения важнейшие вопросы жизни общества становятся предметом широкого обсуждения обосновывались важнейшие идеи официальной доктрины самодержавия обосновывались важнейшие идеи официальной доктрины самодержавия «Сказание о князьях Владимирских», созданное в начале XIV века, выводило родословную русской царской династии от римского императора Августа «Сказание о князьях Владимирских», созданное в начале XIV века, выводило родословную русской царской династии от римского императора Августа Теория «Москва- третий Рим» (старец Филофей, XV век) - истинный хранитель христианства Москва, которая будет существовать вечно. Теория «Москва- третий Рим» (старец Филофей, XV век) - истинный хранитель христианства Москва, которая будет существовать вечно. В произведениях Ивана Пересветова развивается идея о необходимости создания сильной самодержавной власти, опирающейся на дворянство. В произведениях Ивана Пересветова развивается идея о необходимости создания сильной самодержавной власти, опирающейся на дворянство. замечательными публицистами XVI века являются А.М. Курбский и Иван IV Грозный замечательными публицистами XVI века являются А.М. Курбский и Иван IV Грозный Публицистика


«Хождение за три моря» Записки тверского купца Афанасия Никитина содержат описание Персии, Индии, Китая, Цейлона. «А Русь (Бог да сохранит! Боже, сохрани ее! Господи, храни ее! На этом свете нет страны, подобной ей, хотя эмиры Русской земли несправедливы. Да устроится Русская земля и да будет в ней справедливость! Боже, Боже, Боже, Боже!)» Хождения


Летописи Конец XIII в. – возрождение местного летописания Конец XIII в. – возрождение местного летописания XIV – XV вв. – общерусское летописание: XIV – XV вв. – общерусское летописание: «Русский хронограф» (1512) – сборник занимательных и нравоучительных сочинений по русской и всемирной истории «Русский хронограф» (1512) – сборник занимательных и нравоучительных сочинений по русской и всемирной истории «Лицевой свод» (Никоновская летопись) – создана в 70-е гг. XVI в., содержит 16 тысяч цветных миниатюр – своеобразная историческая энциклопедия XVI века. «Лицевой свод» (Никоновская летопись) – создана в 70-е гг. XVI в., содержит 16 тысяч цветных миниатюр – своеобразная историческая энциклопедия XVI века. Летописание


Письменность стало больше рукописных книг, хотя «книжное писание» оставалось нелегким трудом стало больше рукописных книг, хотя «книжное писание» оставалось нелегким трудом широкое распространение письменности привело к вытеснению пергамента, основным материалом стала бумага широкое распространение письменности привело к вытеснению пергамента, основным материалом стала бумага была сделана попытка завести бумажное дело и в России была сделана попытка завести бумажное дело и в России писание велось чернилами, а так же растворенным золотом и серебром для украшения текстов писание велось чернилами, а так же растворенным золотом и серебром для украшения текстов стала господствовать скоропись стала господствовать скоропись распространение тайнописи распространение тайнописи к середине XVI века изготовление рукописных книг не удовлетворяло возрастающие потребности в книгах, что стало основной причиной необходимости книгопечатания на Руси к середине XVI века изготовление рукописных книг не удовлетворяло возрастающие потребности в книгах, что стало основной причиной необходимости книгопечатания на Руси


Книгопечатание Первая типография в Москве была открыта в 1553 году Первым печатником был Иван Федоров и (его помощник Петр Мстиславец) Первая датированная печатная книга – «Апостол» - вышла в свет 1 марта 1564 года В XVI веке в России типографским способом было издано всего 20 книг, все церковно- религиозного содержания


Литература XIV-XVI вв. отражала события и идеологию времени объединения княжеств, формирование централизованного государства отражала события и идеологию времени объединения княжеств, формирование централизованного государства усиливается официальный характер литературы, ее отличительной чертой становится пышность и торжественность усиливается официальный характер литературы, ее отличительной чертой становится пышность и торжественность заметнее проявляется литературный стиль автора заметнее проявляется литературный стиль автора Рост личностного начала, обращение к отображению внутренней жизни человека Рост личностного начала, обращение к отображению внутренней жизни человека в исторические произведения все сильнее проникает вымысел, придающий повествованию большую сюжетную занимательность в исторические произведения все сильнее проникает вымысел, придающий повествованию большую сюжетную занимательность


Школы книгопечатание способствовало распространению грамотности книгопечатание способствовало распространению грамотности 1574 г. во Львове был напечатан первый «Букварь», ставший первым светским учебником 1574 г. во Львове был напечатан первый «Букварь», ставший первым светским учебником часто учебными пособиями являлись богослужебные книги часто учебными пособиями являлись богослужебные книги обучали чтению, грамматике с правилами склонений и спряжений обучали чтению, грамматике с правилами склонений и спряжений обучение на Руси велось буквослагательным методом: нараспев повторяя прочитанное обучение на Руси велось буквослагательным методом: нараспев повторяя прочитанное

краткое содержание других презентаций

«Средневековая лирика» - Музыканты. Наиболее известные трубадуры. Carmina Burana. Разновидности певцов. Книги и летописи. Каролингская империя. Выдающиеся ваганты. Наследие средневековой лирики. Немного о миннезингерах. Средневековая лирика. Причины упадка. Трубадуры. Высокое Средневековье. Характерный отрывок. Имена. Монастыри. Рыцарский замок. Ваганты. Куртуазная любовь. Женщина. Опасность игры. Поэтические источники. Политические события.

«Средневековая литература и искусство» - Романский храм. Городская литература. Витражи. Рыцарская литература. Средневековое искусство. Путешествие в загробное царство. Книжная миниатюра. Поэты-певцы. Готический храм. Данте Алигьери. Рыцарские романы и повести. Средневековая литература. Последня баллада Франсуа Вийона. Библия для неграмотных. Готика. Франсуа Вийон. Рыцарская поэзия. Любовь. Живопись. Рыцарские поэты.

«Литература эпохи Средневековья» - «Всепьянейшая литургия», знаменитая анонимная пародия XIII в.. Литература раннего Средневековья. Рыцарский роман. «Беовульф», Х в. «Песнь о Роланде». Небольшие рассказы шутливого содержания. Куртуазная литература. Литература зрелого Средневековья. «Песнь о Сиде». Городская литература. Героические поэмы. Песнь о моём Сиде. «Песнь о Нибелунгах». Песнь о посте в любви. Проверьте себя. Поэзия вагантов.

«Литература в 14-16 веках» - Просвещение, устное народное творчество,литература в XIV- XVI веках. Летописание. Книгопечатание. Развитие литературы XVI века. Устное народное творчество. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Исторические песни. Подведение итогов. Литература. Особенности развития русской культура в XIV-XVI веках. Просвещение.

«Литература 15 века» - Хождения. Исторические песни, сказания. Жития. Литература. Фольклор. Летописание. Народное творчество. Просвещение. Процессы преодоления культурной замкнутости. Исторические повести. Интерес к всемирной истории. Первые печатные издания. Литература XIV – XVI вв. Издатели. Былинный эпос. Проверь себя. Раздробленность государства. Летопись.

«Литература Средневековья» - Литература Средневековья. Литература Средних веков. Немецкий героический эпос. Французская поэзия трубадуров. Античная литература. Словарь. План урока. Грузинская поэма. Этапы общения с литературным текстом. Эстетические идеалы Средневековья.

В XVI в. русское летописание достигает вершины своего развития. Создаются грандиозные летописные своды большого объема и значительного хронологического охвата.

В первой половине XVI в. самой выраженной была традиция митрополичьего летописания. Именно к нему относятся две крупнейшие летописи русского Средневековья – Никоновская и Воскресенская. Названия, данные им в научной литературе, случайны: на списках обеих летописей из собрания БАН читается вкладная запись патриарха Пикона в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Чтобы как-то различать эти летописи, одна из них была названа Никоновской, а другая – Воскресенской. На деле это разные памятники летописания, объединяемые только характером обобщающих сводов, который можно считать типичной чертой русской книжности XVI в.

Из двух указанных летописей первой была составлена Никоновская. Она доводит изложение русской истории до 1522 г. Ее составлению предшествовала большая работа, которую возглавлял митрополит Даниил. Многие известия Никоновской летописи уникальны, им нет аналога ни в одной другой летописи.

По своим задачам и принципам составления к Никоновской летописи оказывается близка Воскресенская летопись. Она представляет собой памятник великокняжеского летописания и доводит изложение событий до 1541 г. Последним митрополитом в ранних списках назван Иоасаф, а имя следующего митрополита Макария, возведенного на митрополичью кафедру весной 1542 г., приписано над строкой. Следовательно, Воскресенская летопись составлена в конце 1541 г. или в начале 1542 г. Считается, что она отражает политическую позицию митрополита Иоасафа.

Справка

Основными источниками для Воскресенской летописи за древнерусский период (до начала XVI в.) стали список Царского Софийской I летописи, в котором была сделана специальная редакторская правка, и Московский великокняжеский свод 1479 г. Особенно ценны известия Воскресенской летописи для периода с 1522 г., на котором обрывается изложение в Никоновской летописи, до 1541 г. Соответствующий фрагмент Воскресенской летописи в середине XVI в. был включен в древнейшие списки Никоновской летописи – Оболенского и Патриарший, из которых он перешел во все позднейшие списки этой летописи. Таким образом, Никоновская летопись излагает события 1522–1541 гг. по Воскресенской летописи.

Особенность Воскресенской летописи еще и в том, что большинство ее списков датируются относительно ранним временем – серединой XVI в. В целом же Воскресенская летопись гораздо традиционнее Никоновской, она в большей степени следует жанру древнерусской летописи. Родственными Воскресенской летописи оказываются официальные исторические сочинения середины XVI в.: "Государев родословец" и "Сказание о князьях владимирских". По-видимому, именно Воскресенскую летопись имеет в виду Даниил Принтц, посетивший Россию в составе посольства германского императора в 1570-е гг. Он пишет, что в русских летописях род Рюриковичей выводится от римских императоров, но эти летописи правительством содержатся в тайне.

В середине XVI в. создается "Летописец начала царства", еще одна официальная летопись светского происхождения. "Летописец начала царства" (таково его самоназвание) достаточно подробно описывает внешнеполитические контакты России, опираясь на посольские документы и материалы Разрядного приказа. Изложение начинается с 1533 г., т.е. непосредственно после смерти Василия III и продолжается в разных списках до 1552, 1556, 1558 и 1560 гг.

"Летописец начала царства", доведенный до 1560 г., был включен в летописную компиляцию, которую в научной литературе назвали Летописным сводом 1560 г. Основными источниками последнего стали тексты Воскресенской и Никоновской летописей. Кроме того, в Свод 1560 г. вошли оригинальные известия за середину XVI в. Этот Свод был привлечен при составлении так называемой Львовской летописи, которая так же, как и ее источник, доводит изложение до 1560 г. Львовской летопись названа по имени ее первого публикатора – известного русского просветителя Н. А. Львова.

Последним памятником общерусского летописания XVI в. стал Лицевой летописный свод, созданный в 1570-х гг. в Александровой слободе – опричной резиденции Ивана Грозного. Лицевой свод – крупнейшая древнерусская иллюстрированная летопись. Она охватывает всю историю человечества от Сотворения мира до середины XVI в., т.е. соединяет хронограф и летопись. По свидетельству историка XVIII в. Μ. М. Щербатова, который ввел Лицевой свод в научный оборот, существовали листы с текстом и миниатюрами, где повествовалось о воцарении Федора Ивановича, т.е. о событиях 1584 г. Почти каждое известие Лицевого летописного свода сопровождается иллюстрацией, причем страница часто представляет собой скорее иллюстрацию с подписью, чем текст с иллюстрацией. Изобразительный ряд здесь явно довлеет над текстом. До настоящего времени сохранилось 10 томов Лицевого свода, которые включают более 16 тыс. миниатюр.

Так называемый Синодальный том, в котором повествуется о царствовании Ивана Грозного, был отредактирован неизвестным, но, без сомнения, высокопоставленным лицом (Д. Н. Алыииц видел в анонимном редакторе Лицевого свода самого Ивана Грозного). Скорописным почерком внесена правка на листы с уже раскрашенными миниатюрами. С учетом этой правки текст был переписан – так появился завершающий том Лицевого свода, известный как Царственная книга. Лицевой свод стал последним памятником общерусского летописания XVI в.

в XVI в. наряду с общерусским существовало и местное летописание: псковское, новгородское, в региональных монастырях.

Наряду с общерусским существовало и местное летописание. В большинстве случаев удается установить конкретное место, где записывались летописные известия. Так, во второй половине XVI в. была составлена Псковская III летопись. Исследователи полагают, что в ее основе лежит Свод 1567 г., составленный на основе Свода 1481 г. (т.е. Псковской I летописи) в Псково-Печерском монастыре игуменом Корнилием или по его инициативе. Сохранился оригинал Псковской I летописи, так называемый Строевский список, датируемый серединой XVI в., в котором основной текст доведен до 1556 г., а далее, до 1567 г., летописные известия приписаны в разное время и разными почерками.

Во время святительства в Новгороде архиепископа Макария (с 1542 г. митрополита Московского) при митрополичьей кафедре на основе Новгородской IV летописи был составлен летописный свод, доводящий изложение до 1539 г. Он впоследствии стал одним из источников Лицевого свода, лег в основу новгородского летописания XVII в., но дошел и в первоначальном виде: его фрагмент читается в гак называемой Архивской летописи, а полный текст – в Новгородской летописи Дубровского. Составление Свода 1539 г. исследователи совершенно справедливо связывают с архиепископом Макарием, а в качестве места его создания называют кафедру новгородских архиереев.

Ярким примером местного летописания является Соловецкий летописец, созданный в конце XVI в. Повествование в нем начинается с призвания Рюрика, но общерусские события излагаются кратко, зато история Соловецкого монастыря, а также события, происходившие на сервере России, передаются в подробностях.

Во второй половине XVI в. летописный жанр переживает кризис. С одной стороны, составляются объемные летописные своды, максимально подробно повествующие о русской истории. С другой стороны, в самом последнем из этих сводов летопись соединяется с миниатюрой и становится вспомогательным средством исторического повествования. Параллельно появляются исторические произведения нелетописного жанра, например, Степенная книга. В 1570-х гг. официальное летописание по неясным причинам прерывается и возобновляется только в XVII в.

Культура Руси 16 в. План урока

  • Живопись 16 в.
  • Архитектура 16 в.
  • Литература 16 в.
  • Основы научных знаний в 16 в.
  • Просвещение в 16 в.
1. Живопись 16 в.
  • Конец XV- начало XVI в. в русской иконописи - это время Дионисия. Гениальный художник, он не только продолжал традиции Андрея Рублева, но и создал свой собственный художественный метод, во многом остающийся загадкой даже для исследователей. Иконы Дионисия отличаются особой праздничностью.
  • Фреска собора Ферапонтова монастыря (Дионисий, 1502 год).
1. Живопись 16 в. 1. Живопись 16 в.
  • С середины XVI века усилился контроль за соблюдением канонов иконописи, одновременно с этим с этим в церковную живопись привносятся мотивы прославления государства. Усиливаются декоративность живописи, усложняется ее композиция. Наиболее известные мастера - Прокопий Чирин, Истома Савин .
  • Работы Прокопия Чирина
1. Живопись 16 в.
  • Заметной становится и светская живопись: росписи Золотой палаты в Кремле (1552 г.); не сохранившиеся фрески Грановитой палаты (аллегорические сюжеты на основе библейской истории об Иосифе Прекрасном, возвышающие Бориса Годунова).
  • Золотая Царицина палата
2. Архитектура 16 в.
  • Объединение русских земель привело к массовому строительству по всей территории государства городов и крепостей. В церковном зодчестве XVI в. утвердилось строительство шатровых храмов. Шедевры русской национальной архитектуры - церковь Вознесения в Коломенском (1532 г.), построенная в честь рождения Ивана IV, Покровский собор (собор Василия Блаженного), сооруженный в честь взятия Казани (авторы Барма и Постник).
2. Архитектура 16 в.
  • В XVI в. многие русские города и монастыри украсились пятиглавыми храмами, построенными по образцу кремлевского Успенского собора. Это Успенский собор в Троицко-Сергиевской лавре, Смоленский собор в Новодевичьем монастыре, соборы в крупных городах: Суздале, Туле и др.
  • Смоленский собор в Новодевичьем монастыре
2. Архитектура 16 в.
  • Разрасталась Москва: вокруг Кремля появились ремесленные и торговые посады, купеческие и боярские усадьбы, постепенно сложилась характерная радиальная московская застройка, были построены Китайгородская стена, защищавшая прилегавшие к Красной площади слободы; белокаменные стены Белого города (современное бульварное кольцо); Земляной город (современное Садовое кольцо).
  • Фрагмент китайгородской стены. Фото нач.20 в.
2. Архитектура 16 в.
  • С 1505 по 1508 гг. в Кремле строилась Ивановская колокольня. Ее возвел на месте старой церкви Иоанна Лествичника итальянский архитектор Бон Фрязин.
  • Колокольня Ивана Великого
3. Литература 16 в.
  • Летописание продолжало оставаться одним из распространенных литературных жанров. Однако свою задачу летописцы XVI века видели уже не только в том, чтобы фиксировать факты - они составляли летописные своды в исторической ретроспективе, стремясь обосновать те или иные важные для государства идеи.
3. Литература 16 в.
  • «Степенная книга», содержавшая портреты описания великих князей и митрополитов от Владимира до Ивана IV, утверждала нерушимость союза церкви и государства. «Летописец начала царства», повествующий о первых годах правления Ивана Грозного, обосновывал необходимость установления царской власти.
3. Литература 16 в.
  • Своеобразной исторической энциклопедией того времени стала Никоновская летопись (один из ее списков, содержащий около 16 тыс. великолепных миниатюр, получил название Лицевого свода).
  • Иллюстрации из Лицевого свода
3. Литература 16 в.
  • Большое распространение получили публицистические и исторические сочинения («Хронограф», «Повесть о Вавилонском царстве», «Повесть о зачале Москвы»), в которых возвеличивалась великокняжеская власть и утверждалась мировая роль России. Среди сочинений, затрагивающих проблемы морали, наиболее известны были «Житие митрополита Филарета», «Четьи-Минеи» (12-томное собрание житий святых и других религиозных текстов) и «Домострой» - свод правил и норм поведения, охватывающий буквально все стороны жизни человека: от нравственных норм, рекомендаций по воспитанию детей, отношений в семье, до кулинарных рецептов.
  • Страница из «Домостроя»
4. Основы научных знаний
  • Особенностью научных знаний, бытовавших в XVI в., был их прикладной характер, связь с насущными потребностями общества: развитие ремесел требовало новых знаний и способствовало их накоплению. Так, для литейного дела (создания мощной артиллерии, отливки больших колоколов) и строительства требовалось знание начал математики и физики, чтобы обеспечить необходимую точность расчетов. Химия развивалась благодаря потребностям медицины, иконописи, солеварения. Начала астрономии, изложенные в переводных астрологических трактатах, помогли составить первые календарные таблицы церковных праздников.
  • Появились и первые словари иностранных языков: «Речи толкования, «Толк языка». Накопление географических знаний происходило в писцовых и межевых чертежах, посольских и разрядных книгах, записках о различных путешествиях. Так, в России XVI в. знали о морском пути в Индию и Китай через Ледовитый океан.
5. Просвещение 16 в.
  • Основой просвещения в XVI в. была русская православная церковь. При монастырях продолжали создаваться центры книгописания, библиотеки, школы, учителями в которых чаще всего были монахи и дьяки. В число изучаемых дисциплин обычно входили: азбука, чтение, письмо, арифметика, «Часослов» (сборник молитв, составленный в соответствии с часом службы), «Псалтирь» (сборник псалмов библейского царя Давида).
  • Троице-Сергиев монастырь
5. Просвещение 16 в.
  • Для обучения грамоте в XVI в. уже были созданы специальные учебники:
  • по чтению - «Азбуковник»;
  • по грамоте - «Начало грамоты греческой и русской» (автор Максим Трек), «Беседа о учении грамоте...»;
  • по арифметике - «Книга рекома по-гречески арифметике, по-немецки - Алгоризма, по-русски - цифирная мудрость».
  • Книга 16 в.
5. Просвещение 16 в.
  • Важное значение для распространения знаний имело появление книгопечатания. Первые книги без указания года и места издания появились в 50-ые гг. XVI в. После создания в 1564 г. по указу Ивана Грозного типографии первопечатник Иван Федоров напечатал «Апостол», «Часослов» и другие книги.
  • Книга «Апостол» 16 в.
  • Памятник Ивану Федорову
Блоки презентаций по полным курсам обществознания, истории, МХК Вы можете скачать по адресу http://www.presentation-history.ru/ Домашнее задание
  • Доклады:
  • Архитектура 16 в.
  • Развитие науки в 16 в.
  • Образование в 16 в.