» »

Суффикс чик или ик. Слово с суффиксом "чик": правила написания и примеры

29.09.2019

Цели:

а) принадлежность к профессии

б) черты характера

– С первым заданием Вы справились.

– Можно фонетически различить эти суффиксы?

  • Объясните, когда пишется суффикс чик?
  • Что влияет на его правописание?
  • /После каких букв пишется?/

    А вот волшебная фраза Вам подарок от нашего гостя: волшебная фраза

    – Почему, скажите, она волшебная?

    – Именно после этих согласных и пишется суффикс чик !

    V. Закрепление.

    Образуйте новые слова.

  • Стекло -> стекольщик
  • Доклад -> докладчик
  • Буфет -> буфетчик
  • Обман -> обманщик
  • Заказ -> заказчик
  • колокол -> колокольчик – какое значение имеет? (уменьшительно-ласкательное)
  • перебежать -> перебежчик
  • табун -> табунщик
  • Каждый из Вас является волшебником. И сейчас в этом вы убедитесь,

    – Ребята, выделите суффиксы в написанных словах?

    – Какое значение имеет в этих словах суффиксы чик//щик? /обозначают принадлежность к профессии/.

    б) Отгадай словечко: с объяснением и выделением суффикса

    Выборочный диктант. Выписать слова с изучаемыми суффиксами. Является текстом? Доказать.

    Профессии на любой вкус.
    Каждый человек может выбрать специальность по своему желанию. При постройке зданий нужны каменщики, пильщики, печники, кровельщики, водопроводчики.
    На железных дорогах работают машинисты, смазчики, заправщики, грузчики, угольщики. Без них не мог бы чётко работать железнодорожный транспорт.
    Труд забойщиков и крепильщиков даёт стране драгоценный уголь.
    Над тонкой обработкой дерева, металлов, камней, трудятся резчики, полировщики, гравёры.

    в) Распределительный диктант. Распределить в колонки в зависимости от значения.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    Урок Правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а) (§16)

    Цели урока: познакомить учащихся с правописанием букв ч-щ в суффиксах существительных -чик-щик-; со способами действия при выборе таких написаний.

    I. Интеллектуальная разминка .

    Ответьте на вопросы, запишите слова-ответы, выделите суффиксы. Как образованы записанные слова?

    Как называют человека, который умеет:

    1) барабанить – барабан щик

    2) составлять компьютерные программы – программ ист

    3) обучать чему-либо – учи тель

    4) играть в баскетбол – баскетбол ист

    5) ловить рыбу – рыб ак

    6) переводить с иностранного языка – перевод чик

    7) спасать людей – спаса тель ?

    II. Организация наблюдения.

    Этот урок посвятим правописанию суффиксов существительных -чик-, -щик-,(-чиц(а), -щиц(а)) .

    Начнём с наблюдения за существительными. Ответим на вопросы, обратим внимание на слова-ответы, выделим суффиксы, подумаем: как образованы записанные слова?

    Слова барабан щик , программ ист , учи тель , баскетбол ист , рыб ак , перевод чик ,спаса тель – это существительные со значением лица, они образовались при помощи суффиксов со значением лица: -чик- , -щик- , -тель- , -ист- , -ак- ;

    слова плиточ ник , отделоч ник , ток арь – также обозначают лицо, они образованы при помощи суффиксов – -ник- , -арь- ,

    а существительные женского рода закрой щиц а, копироваль щиц а, налад чиц а – при помощи суффиксов -чиц- , -щиц- .

    2. Сложности, возникающие при написании существительных с суффиксами -чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а))

    Произнесём слова 1 и 2 столбиков, сравним произношение и написание слов с суффиксами, подумаем: произношение какого суффикса не всегда соответствует написанию:

    В словах разносчик , перебежчик , возчик , смазчица , подписчица произношение и написание не совпадают. А это слова именно с суффиксами -чик- , -щик- , (-чиц(а), -щиц(а) ).

    Чем же объясняется такая разница? Здесь действуют фонетические законы: буквосочетания зч , сч , жч , сщ на стыке корня и суффикса произносятся как долгий мягкий звук щ .

    3. Правило написания существительных с суффиксами -чик-, -щик-, (-чиц(а), —

    В каких случаях пишем -чик- , -чиц(а) , а в каких -щик- , — щиц(а) ? Чтобы не ошибиться в написании слов с суффиксами -чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а)) нужно определить, от какого слова образовано существительное и применить правило:

    После букв д/т , з/с , ж пишется суффикс -чик- : изво зчик , перепи счик , перебе жчик , перево дчик , лё тчик , в остальных случаях пишется -щик- : го нщик , бараба нщик -чик-, -щик- пишется только после л : пи л ь щик , крове л ь щик , боле л ь щик .

    Запомнить буквы з, с, ж, д, т пред которыми пишется суффикс -чик- может помочь фраза « ЗоСя ЖДёТ », в которой все согласные как раз те, которые нужно запомнить. Также вам в помощь рифмованное упражнение:

    Труден и сложен русский язык,
    Есть в нём рабочий суффикс -чик(-щик).
    Любит трудиться, но очень раним,
    Ж-Д-Т-З-С дружат лишь с ним!
    Грузчик, разносчик, водопроводчик –
    Суффикс-трудяга, суффикс-рабочий!

    В словах 2 столбика в существительных женского рода суффиксы –чиц(а), -щиц(а) пишутся по аналогии с существительными мужского рода –чиц(а) пишется после д/т, з/с, ж , а в остальных случаях суффикс –щиц(а) .

    4. Как применять правило

    Потренируемся в правописании суффикса.

    В слове переплёт…ик пишем -чик , потому что слово образовано от глагола переплетать, перед суффиксом стоит т , в соответствии с правилом после т пишем -чик .

    В слове камен…ик , пишем -щик , потому что не после д/т, з/с, ж .

    В слове кровел. щик пишем ь , так как после л; пишем -щик , потому что не после д/т, з/с, ж.

    В существительном вязал…ица пишем также ь , и –щиц , а в слове налад…ица (от наладить) пишем –чиц -, т.к. после д .

    Итак, в существительных после букв з, с, ж, д, т пишется суффикс -чик- (фраза для запоминания согласных: « ЗоСя ЖДёТ »): изво зчик , перепи счик , перебе жчик , перево дчик , лё тчик ; в остальных случаях пишется -щик- : го нщик , бараба нщик , фона рщик . Мягкий знак перед суффиксами -чик-, -щик- пишется только после л :пи л ь щик , крове л ь щик , боле л ь щик .

    III. Обращение к правилу на с. 83.

    IV. Закрепление. Упр. 121-124 (задание 1).

    V. Работа с текстом.

    Глубоководную рыбу крысохвоста недаром называют еще барабанщиком морских глубин. Самец с помощью особых мышц издает звук, похожий на барабанный бой. Этот звук привлекает самку. (Р. Маррис, пер. с англ. А. Голова)

    С помощью каких средств связаны предложения в тексте?

    Выпишите однокоренные слова, выполните их морфемный разбор.

    Выпишите слова, образованные сложением, выполните их морфемный разбор.

    Выделите приставки, объясните их правописание.

    VI. Подведение итогов. Упр. 124 (задание 2).

    VII. Дифференцированное домашнее задание. § 16.упр. 120., упр. 125.

    3.2.5. Правописание суффиксов имён существительных

    При правописании суффиксов имён существительных можно выделить несколько типов правил:

    1) правописание гласных в суффиксах существительных;
    2) правописание согласных в суффиксах существительных.

    Поскольку правописание гласных после шипящих и ц в суффиксах существительных было рассмотрено в п. 1.12. Правописание гласных после шипящих, 1.13. Правописание гласных после Ц, в данном пункте этот вид правил не анализируется.

    Правописание н и нн в суффиксах существительных, образованных от прилагательных и причастий, см. в п. 3.3.5. Правописание суффиксов имён прилагательных, 3.8.3. Правописание причастий.

    1. Правописание гласных в суффиксах существитель­ных.

    а) Суффикс -ик пишется, если при склонении гласный сохраняется;

    Ключ ик – ключ ик а.

    суффикс -ек пишется, если при склонении гласный выпадает.

    Замоч ек – замо чк а.

    Суффикс -чик всегда пишется с гласным и (суффикса -чек нет в русском языке!);

    Залив → залив чик.

    б) Суффикс -оньк- пишется после твёрдых согласных, кроме ж, ш;

    Шуба → шуб оньк а.

    суффикс -еньк- – после мягких согласных и ж, ш.

    Заря → зор еньк а, душа → душ еньк а.

    Запомните написание: ба и ньки, за и нька, па и нька ;

    в) В существительных среднего рода суффикс -ец(о) пишется, если ударение падает на окончание;

    суффикс -иц(е) пишется, если ударение падает на основу;

    В существительных мужского рода суффикс -ец- пишется, если при склонении гласный выпадает.

    Гор ец – гор ц а.

    г) Сочетание суффиксов -ич- + к- пишется в существительных, образованных от существительных с суффиксом -иц- (ц чередуется с ч);

    Пугов иц а → пугов ичк а.

    В остальных случаях пишется уменьшительный суффикс -ечк- .

    Им ечк о, Ман ечк а.

    Безударного суффикса -ячк- в русском языке нет (!);

    д) сочетание суффиксов -ин- + к- пишется в существительных, образованных от существительных женского рода с суффиксом -ин- ;

    Горош ин а → горош инк а.

    Сочетание суффиксов -ен- + к- пишется в уменьшительных существительных, образованных от существительных на -ня и -на, у которых в множественном падеже родительного падежа мягкий знак не пишется.

    Сос на – сосе н → сос енк а; басн я – басе н → бас енк а.

    Суффикс -енк- пишется в некоторых существительных женского рода.

    2. Правописание согласных в суффиксах существительных.

    а) суффикс -чик пишется в словах, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ж;

    Разве д чик, счё т чик, расска з чик.

    суффикс -щик пишется в словах, основа которых оканчивается на другие согласные;

    Пи ль щик, ато м щик.

    б) перед суффиксом -чик к, ц, ч заменяются на т.

    Каба к → каба т чик; разда ч а → разда т чик.

    Суффиксы -чик-, -щик-

    1. В первом училище готовили шлифовщиков, а во втором - наборщиков, печатников и переплетчиков. 2. Смазчик на каждой станции проверял колеса вагонов. 3. На строительстве школы каменщики завоевали первенство. 4. Геологоразведчики нашли новое богатое месторождение нефти. 5. Открыв дверь в комнату сварщиков, девочки остановились на пороге. 6. Каждый вечер к столбам подходил фонарщик с лестницей и зажигал фонари.

    8. Извозчик перевозил на пристань капусту, морковь и свеклу.

    Слесарь-водопроводчик быстро исправил повреждение. 9. Во двор зашел стекольщик и лудильщик. 10. Каждое утро газетчик приносил нам свежую газету. 11. Речи зарубежных гостей передавали переводчики. 12. Впереди пионерского отряда шел барабанщик. 13. Летчик нашел рыбаков и по радио сказал капитану парохода, куда идти. (Жит.) (98 слов.)

    1. Нашей стране нужны многочисленные квалифицированные кадры рабочих: сборщики промышленного оборудования, электрогазосварщики, переплетчики книг и брошюр, резчики по дереву и камню, пильщики и краснодеревщики. 2. Старик оказался хорошим рассказчиком интересных случаев из своей жизни.

    3. С раннего утра и до позднего вечера на пристани работали грузчики. 4. У берега реки всегда можно было найти перевозчика. 5. На постройке плотины особенно хорошо работали бетонщики и каменщики. 6. В магазине начали работать укладчицы и подносчицы товаров. 7. Учреждению были нужны переписчики и копировщики. 8. Впереди батальона шли знаменщики и барабанщики. 9. На строительстве Московского метрополитена работали гранитчики и облицовщики. (95 слов.)

    1. После окончания войны в колхоз приехал вербовщик из Министерства рыбной промышленности. (Чак.) 2. Собрали мы часовщиков, портных, лудильщиков и собственными руками переделали купеческие хоромы в клуб. (Вас.) 3. Через несколько времени погонщики слонов и надсмотрщики привыкли к диким слонам изъявившим большое любопытство к работе и неутомимость. (Тих.) 4. Зимовщиков очень огорчало, что их питомец (собака) имеет такой изъян. (Водоп.) 5. Барабанщики (…) легким шагом прошли через весь зал. (Вор.) 6. Ругая беспечных возчиков (…) бабка начала укладывать поленницу. (Гайд.) 7. Я отыщу секрет и Ларчик вам открою. (Кр.) 8. И днем, и ночью лесной объездчик охранял лес. 9. Отец купил сынишке маленький барабанчик, фонарик и игрушечный диванчик. 10. По краям полевой дорожки росли одуванчики. (95 слов.)

    Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме:
    Презентация к уроку «Правописание суффиксов ЧИК-ЩИК»

    Данная презентация поможет учителю при изучении темы «Правописание суффиксов чик-щик» на уроке русского языка в 5 классе. Представлена этапность в изучении данной темы

    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    Правописание суффиксов — Чик -, -Щик- в существительных

    I. Организационный момент Настроить учащихся на изучение нового материала На сегодняшнем уроке вы попробуете себя в роли исследователей и попытаетесь самостоятельно вывести орфографическое правило.

    Наша цель: Познакомиться с суффиксами –чик-, — щик- и правилом написания букв Ч и Щ в суффиксах существительных.

    II. Создание мотивационной установки на изучение темы Создание положительного эмоционального настроя на восприятие темы Ученик готовил информацию о происхождении и значении слова. Слово «профессия» — официальное объявление о своей специальности (лат.) – Задание «Все работы хороши, выбирай на вкус!» Знаешь ли ты профессии? А помогут тебе вспомнить их названия суффиксы. На доске записаны суффиксы: -чик, -щик, -ник, -ист, — ец, -арь, -ёр, -ач Назовите слова с этими суффиксами (наладчик, сварщик, лесник, артист, певец, лекарь, дирижер, скрипач) Правописание большинства из этих суффиксов надо запоминать, и только написание двух суффиксов подчиняется орфографическому правилу. Это суффиксы –чик, -щик.

    1.Ориентировочно-мотивационный акт Создание проблемной ситуации с целью выявления пробелов в знаниях учащихся, таким образом будет осуществлен переход к необходимости изучения этого правила. Совместная с детьми постановка учебной задачи, мотивация на предстоящую деятельность

    Суффикс Наименьшая значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

    Посмотрите на слова, что в них обозначают суффиксы -Чик- и -Щик-: объездчик прокатчик грузчик разносчик перебезчик обойщик Фонарщик Танцовщик Прицепщик Съемщик

    Задание Прочитайте вслух выделенные существительные и скажите, соответствует ли произношение их написанию. Резчик, грузчик, подписчик, рассказчик, перебежчик, переплетчик, летчик, переводчик, шлифовщик, проектировщик, выдумщик, каменщик, разведчик, разносчик Этап выявления недостаточного звена системы знаний, возникновение конфликта между незнанием и знанием. Вывод: произношение не соответствует написанию в тех словах, где суффикс –чик-. Обдумай версию. Если нам не помогает произношение, то как выбрать

    III. Изучение нового учебного материала (поисково-исследовательский акт) 1. Этап целеполагания: подведение учащихся в процессе поисковой деятельности к самостоятельному постижению нового материала (недостающего знания), формирование выводов, их фиксирование в модельной форме, удобной для запоминания и «наращивания» в последующей работе

    Основной метод работы – беседа, коллективный диалог Подчеркните слова с суффиксом –чик. Попробуйте выявить закономерность написания этого суффикса. Подсказка: пять лучей – пять условий.

    докла Д чик пулеме Т чик гру З чик забойщик пилильщик Когда пишется суффикс – ЧИК-?

    Правило В суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д-т,з-с и ж пишется буква ч. В остальных случаях пишется буква щ. СмаЗчик (смазать). КамеНщик (не на д-т,з-с,ж).

    IV. Практический этап Учащиеся учатся применять полученные теоретические знания для решения частных практических задач. Задание. Цель задания: Научиться применять выведенное правило на практике.

    Извоз..ик Прессов..ик Рез..ик (по кости) Груз..ик Развед..ик Подбор..ица (мехов) Съем..ик (дачи) Обруб..ик Уклад..ица Формов..ица Смаз..ик Обход..к (путей) Перебеж..ик Аппарат..ица

    Назовите второе значение суффикса -ЧИК-… Сарайчик – грузчик Магазинчик – летчик Стульчик – докладчик Карманчик – подписчик

    Заполни таблицу -ЧИК- Значение лица Уменьшительное значение грузчик фонтанчик

    Отгадайте слово по его толкованию 1.Тот кто перебежал к врагу, изменник — … 2. рабочий, специалист по бетонным работам-… 3. тот, кто подносит, доставляет что-нибудь-… 4.рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке-… 5.рабочий по проходке горных выработок-… 6.рабочий, специалист по типографическому набору-… 7.работник, ведущий учет кого-нибудь, чего-нибудь-… 8.лицо, которое снимает, арендует помещение-… 9.рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь-… 10.работник бани, обслуживающий посетителей-…

    ответы 1.Тот кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик 2. рабочий, специалист по бетонным работам — бетонщик 3. тот, кто подносит, доставляет что-нибудь — подносчик 4.рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке — каменщик 5.рабочий по проходке горных выработок — проходчик 6.рабочий, специалист по типографическому набору — наборщик 7.работник, ведущий учет кого-нибудь, чего-нибудь — учетчик 8.лицо, которое снимает, арендует помещение — съемщик 9.рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь — смазчик 10.работник бани, обслуживающий посетителей — банщик

    Индивидуальное задание вставьте пропущенные буквы: Карточка №1 Камен… Водопровод… Барабан… Полиров… Сбор… Газет… Рассказ… Стеколь… Бетон… Вагон… Карточка №2 Перевод… Буриль… Разнос… Портфель… Пулемет… Уголь… Набор… Компьютер… Забастов… Зачин…

    Проверим себя  1) в каком слове пишется буква – Ч — ? А. Танцов..ик; Б. Забой..ик; В. Груз..ик Г. Обой..ик

    Проверим себя  2) В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? А. прицеп..ик, разнос..ик, пулемет..ик Б. доклад..ик, прокат..ик, обруб..ик В. Перебез..ик, подбор..ица, лет..ик Г. подпис..ик, извоз..ик, проход..ик

    V. Рефлексивно-оценочный акт Цель: создание условий, когда требование к себе через рефлексию собственных действий ученик предъявляет сам. Задание. Представь себе, что твой друг заболел, пропустил урок. Смог бы ты объяснить эту орфограмму другу? Если да, то письменно объясни и приведи примеры.

    Подведем итоги  Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы ее решили? Для чего надо знать значение суффиксов? Какую роль играют в языке суффиксы?

    VI. Этап домашнего задания Цель: применение полученных знаний, самоконтроль, развитие речи и творческих способностей. Выучить правило на странице 102 «3» Упр. 248 «4» Составить диктант из 15 слов на данное правило «5» Составить текст (10-12 предложений), используя слова с суффиксами –чик — щик

    Слова с суффиксами -ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема. Именно поэтому представленную статью мы решили посвятить данной теме.

    Общие сведения

    Назовите 2 слова с суффиксом -ик-. Следует отметить, что сделать это несложно, но только в том случае, если вам известно основное правило русского языка, которое объясняет правописание буквы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некоторая часть людей постоянно совершает одни и те же ошибки, и вместо «ключик» пишут «ключек», вместо «кустик» - «кустек», «мячик» - «мячек» и проч. Именно поэтому в школьной программе данной теме уделяется особое внимание.

    Когда следует ставить букву «и»?

    А какие слова с суффиксами -ек-/-ик- знаете вы? К ним относятся следующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, кустик, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчик, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусочек, личико, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождик, орешек, садик, котёночек и пр.

    Как вы могли заметить, каждое упомянутое слово с суффиксом -ик- вызывает большие сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а следовательно невозможно определить, какую гласную необходимо ставить в конце - «и» или «е» (а, может быть, и «о»?). Именно поэтому рекомендуем ознакомиться с соответствующими правилами русского языка.

    Основное правило

    Слово с суффиксом -ик- следует писать только в том случае, если при его склонении гласная буква «и» сохраняется. Для наглядности приведем конкретные примеры:

    • карандашик - карандашИка;
    • диванчик - диванчИка;
    • огурчик - огурчИка;
    • калачик - калачИка;
    • кустик - кустИка;
    • носик - носИка;
    • стульчик - стульчИка;
    • пальчик - пальчИка;
    • личико - личИка;
    • мальчик - мальчИка;
    • ключик - ключИка;
    • мячик - мячИка;
    • самолётик - самолётИка;
    • листик - листИка;
    • винтик - винтИка;
    • бантик - бантИка;
    • мостик - мостИка;
    • кирпичик - кирпичИка;
    • дождик - дождИка;
    • садик - садИка и пр.

    Когда следует ставить букву «е»?

    О том, как можно проверить слово с суффиксом -ик-, мы рассказали чуть выше. Однако следует отметить, что в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему -ек-. И для того чтобы удостовериться, что в этих словах действительно пишется буква «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (то есть выпадает), то следует ставить только суффикс -ек-.

    Приведем наглядные примеры:

    • звоночек - звоноЧКа;
    • внучек - внуЧКа;
    • огонёчек - огонёЧКа;
    • горошек - гороШКа;
    • ножичек - ножиЧКа;
    • комочек - комоЧКа;
    • свисточек - свистоЧКа;
    • молоточек - молотоЧКа;
    • листочек - листоЧКа;
    • орешек - ореШКа;
    • сыночек - сыноЧКа;
    • стебелёчек - стебелёЧКа;
    • кусочек - кусоЧКа;
    • мешочек - мешоЧКа;
    • цветочек - цветоЧКа;
    • платочек - платоЧКа;
    • пирожочек - пирожоЧКа;
    • котёночек - котеноЧКа и проч.

    Как видите, довольно легко определить, какое пишется слово с суффиксом -ик-, а какое - с суффиксом -ек-. Кстати, такие морфемы в русском языке называют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание зависит от тех или иных ситуаций (в данном случае от сохранности гласной при склонении слова).

    с суффиксом -ок-

    Выше мы рассмотрели слова с суффиксом -ик-. -Ок- так же является морфемой Однако во время словообразования такой суффикс не вызывает никаких сомнений. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема практически всегда занимает ударное положение. В результате, буква «о» в суффиксе -ок- слышится максимально отчетливо. Для наглядности приведем несколько примеров:

    • кулачОк;
    • волчОк;
    • сынОк;
    • молотОк;
    • стрелОк;
    • петушОк;
    • дурачОк;
    • бережОк;
    • мелОк;
    • знатОк;
    • снежОк;
    • крючОк;
    • теремОк и пр.

    Суффиксы -ек- и -ок- после щипящих согласных

    О том, какие слова с суффиксом -ик-, -ек- и -ок- существуют, вы знаете. Однако здесь возникает новый вопрос: "В каких случаях в двух последних морфемах после шипящих следует ставить букву «е», а в каких - «о»?" Ведь довольно сложно определить, как будет правильно: петушОк или петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буква «е», и буква «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

    Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

    Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему -ок-. Приведем наглядный пример:

    • бережОк;
    • петушОк;
    • кулачОк;
    • волчОк;
    • мужичОк;
    • волчОк;
    • старичОк;
    • червячОк;
    • сапожОк;
    • дурачОк;
    • прыжОк;
    • косячОк;
    • сынОк;
    • снежОк;
    • крючОк и другие.

    Что касается суффикса -ек-, то он ставится лишь в тех словах, в которых на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную букву во время склонения.

    Для наглядности приведем пример:

    • нОжичек
    • орЕшек
    • внУчек;
    • горОшек;
    • звонОчек;
    • комОчек;
    • молотОчек;
    • листОчек;
    • огонЁчек;
    • свистОчек;
    • сынОчек;
    • цветОчек;
    • стебелЁчек;
    • кусОчек;
    • мешОчек;
    • оврАжек;
    • платОчек;
    • пирожОчек;
    • котЁночек и другие.

    Способы образования слов при помощи суффикса -ок-

    Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом -ик-/-ек- возникают при помощи добавления морфемы к В итоге мы получаем новую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (например, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.).

    Что касается суффикса -ок-, то он придает несколько другие значения:

    • Уменьшительность, сопровождаемая экспрессией ласкательности (приведем пример: чаёк, брато́к, зятёк, грибо́к, листо́к и пр.).
    • Действие (приведем пример: зево́к, бросо́к, пино́к, глото́к, рыво́к, мазо́к, толчо́к, прыжо́к, шлепо́к, скачо́к, щелчо́к, хлопо́к и пр.).
    • Предмет, а точнее результат действия (приведем пример: обло́мок, мото́к, обру́бок, набро́сок, сле́пок, отпеча́ток, стежо́к, посёлок, вы́селок и пр.).
    • Предмет, а точнее орудие действия (приведем пример: свисто́к, звоно́к, гудо́к и пр.).
    • Предмет, а точнее субъект действия (например, поплаво́к, движо́к, росто́к и пр.).
    • Место действия (като́к).
    • Уменьшительно-ласкательное или только ласкательное значение (например, Нино́к, Витёк, Лидо́к, Игорёк, Сашо́к и пр.).
    • Лицо, которое производит действие (например, ездо́к, едо́к, стрело́к, игро́к, ходо́к и пр.).
    • Лицо, которое возникает в результате действия (например, недоно́сок, вы́родок, переро́сток, недоро́сток, подро́сток и пр.).
    • Лица, характеризуемые качеством, которое заключено в мотивирующем слове (например, пре́док, пото́мок и пр.).
    • Предмет, характеризуемый признаком, который назван мотивирующим (например, дичо́к, бело́к, желто́к и пр.).
    • Вещество, которое названо мотивирующим именем существительным (например, мело́к).
    • Единица, которая выделяется в именах существительных и обозначает группу одинаковых предметов. При этом их ровно столько, сколько называется мотивирующим (например, пято́к, деся́ток и пр.).

    Урок в 5 классе

    Тема: Правила употребления на письме суффиксов –чик, -щик.

    Цели:

    Предметные: освоить орфографическое правило правописания суффиксов имен существительных и алгоритм его использования. Обладать орфографической зоркостью, соблюдать основную орфографическую норму на письме.

    Метапредметные:

    Личностные: развивают эстетические потребности, ценности и чувства.

    Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.

    Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

    Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения.

    Тип урока: личностно-ориентированный (изучение нового материала)

    Методы и приемы: словесный, практический, иллюстративный, учебное исследование, проблемный, самостоятельная работа, объяснение.

    Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная, групповая, работа в парах.

    Ход урока

    I. Организационно-мотивационный этап

    Настроить обучающихся на предстоящую работу.

    II. Актуализация первичного опыта детей, осуществляемая на этапе введения новой учебной информации (5 мин)

    Цель: формулировка собственного отношения к содержанию урока.

    Методы и приемы: беседа, словесный, наглядный, демонстрационный, частично-поисковый.

    Отводимое время:

    Кем быть? Ребята, вы уже задавались этим вопросом?

    Кем вы хотите стать?

    Я предлагаю вам от данных глаголов образовать имена существительные, обозначающие профессии

    Фасовать-фасовщик

    Грузить – грузчик

    Летать – летчик

    Фрезеровать – фрезеровщик

    Стеклить – стекольщик

    Укладывать - укладчик

    При помощи каких суффиксов образованы данные слова?(-чик-, -щик-,).

    Какое значение они имеют? (обозначают "профессию", "лицо, занимающееся каким-либо делом"). Произнесите концовки слов. Сравните с написанием.

    [ щик]
    резать – рез чик
    [щик]
    барабан – барабан щик
    [щик]
    разносить – разнос чик
    [щик]
    сварка – свар щик

    – Что вас удивило?

    Могут ли у нас при письме появиться ошибки, можем ли мы сказать, как правильно написать эти слова,? Чего мы не знаем? Какой будет тема урока?

    Поставьте главную задачу на урок

    Научиться правильно писать слова с суффиксами -чик- и -щик-

    Что мы должны сделать, чтобы достичь успеха?

    (-выявить, в каких случаях нужно писать суффиксы -чик- и -щик- в существительных

    Научиться правильно писать слова с суффиксами -чик- и -щик-)

    III. изучение нового материала

    Цель: обеспечить развитие и саморазвитие каждого ученика, учить правильно писать слова с -чик- и -щик-

    Методы и приемы: мотивирование (стимулирование) учебной активности учащихся в ходе освоения нового материала

    Первичный этап. Постановка конкретной учебной цели перед учащимися.

    Предлагаю превратиться в учёных и попробовать, внимательно рассмотрев слова данные на слайде и на карточке №2, сопоставить их

    (слова с суффиксом -чик (-щик ), причем буквы д , т , з , с , ж перед суффиксом выделены красным цветом)

    (докладчик, грузчик, прокатчик, разносчик, перебежчик, танцовщик, болельщик, паромщик, носильщик, советчик…)

    А теперь обратите внимание: буквы в суффиксах разные, а есть ли что-то общее в этих словах? (Они обозначают людей, определенных профессий, специальности, рода занятий)

    Можно ли по произношению определить выбор букв Ч или Щ в суффиксе –чик (- щик)? Почему? После каких согласных пишется буква Ч в суффиксе -чик (-щик) ?

    ИТОГ: Формулируем правило о написании суффиксов –ЧИК и –ЩИК: «В суффиксах существительных – чик (- щик) после букв д,т,з,с,ж – пишется буква Ч, в остальных случаях пишется буква Щ».

    А сейчас давайте обратимся к учебнику и сравним наш вывод с правилом в учебнике

    Чтобы лучше запомнить буквы, выучите фразу «Я тоже здесь» Все согласные буквы из нашего правила.

    Еще я дарю вам “Путеводную звезду”. Она будет освещать ваш путь в стране “Орфография”, обратите внимание, она из нашего правила.

    IV. Практикум

    Цель : формирование конкретного образовательного результата/группы результатов.

    Методы и приемы: коллективная, работа в парах, объяснение, групповая.

    Давайте проведем лексический диктант. Я буду говорить значение слова, а вы записывать само слово:

    1.Тот, кто перебежал к врагу (перебежчик).

    2.Рабочий, специалист по бетонным работам (бетонщик).

    3.Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь (подносчик).

    4.Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке (каменщик).

    5. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике. (Разведчик.)

    6.Рабочий, специалист по типографскому набору (наборщик).

    7.Работник, ведущий учет (учетчик).

    8.Тот. кто делает съемку местности (съемщик)

    9.Рабочий, занимающийся смазкой (смазчик).

    10. Работник бани, обслуживающий посетителей (банщик)

    Фронтальная проверка выполненного задания. (правильные ответы дети записывают на доске)

    2.Работа в парах по определению разницы в написании слов с суффиксами -щик, -чик-.

    предлагаю поиграть в корректора (исправить допущенные ошибки в предложениях):

    1. Барабанчики яростно колотили в барабаны.
    2. Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.
    3. В Нижнем буфетчик рассчитал меня.
    4. По колеблющимся мосткам сновали грузщики.
    5. Рабочие передавали сменчикам станки.
    6. Жестянчики работали на глазах всей улицы.
    7. Резко сигналили шофёры, покрикивали возщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках.

    зад. повыш. сложн.

    Тест по теме «Суффиксы –ЧИК- и -ЩИК в именах существительных»

    1. В каком слове пишется Щ:

    1) буфет…ица, 2) груз…ик, 3) прессов…ик, 4) объезд…ик

      В каком слове пишется Ч:

    1) развед…ик, 2) бакен…ик, 3) камен…ик, 4) спор…ик

      В каком слове пишется Щ?

    1) перебеж…ик, 2) вертолёт…чик, 3) рассказ…ица, 4) надсмотр…ик

      В каком слове пишется Ч?

    1) компьютер…ик, 2) экскаватор…ик, 3) автомат…ик, 4) обман…ик

      В каком слове перед суффиксом пишется Ь?

    1) стекол…щик, 2) бетон…щик, 3) домен…щик, 4) смен…щик

      В каком слове перед суффиксом не пишется Ь?

    1) пил…щик, 2) кровел…щик. 3) барабан…щик, 4) бурил…щик

      В каком слове пропущена буква С?

    1) разно…чик, 2) сма…чик, 3) изво…чик, 4) прика…чик

      В каком слове пропущена буква Д?

    1) наво…чик, 2) аппара…чик, 3) прока…чик, 4) лё…чица

    Взаимопроверка. Оценивание

    Определите разницу в написании слов.(объяснение учащихся)

    6. Самостоятельная работа

    Распределить слова по профессиям и видам деятельности

    Строительная профессия

    Отрицательная оценка человеку

    Другие профессии

    Устаревшие профессии

    арматурщик

    формовщик

    прогульщик

    зачинщик

    перебежчик

    забастовщик

    разведчик

    паяльщик

    ракетчик

    газетчик

    фонарщик

    переплетчик

    переписчик

    приказчик

    Проверка, оценивание по критериям

    Д/З. Выполнить упр.707, 708 или составить словарный диктант на тему "Удивительный дом".

    V. Оценочно-рефлексивный этап.

    Цель: стимулировать активность детей, их стремление к достижению успехов, формировать умение самооценки своей деятельности, удовлетворенности на уроке.

    Методы и приемы: методы педагогической поддержки, методы самоопределения личности

    Отводимое время: 2 мин.

    Давайте вернемся к нашим поставленным задачам.

    Как вы думаете, справились мы с ними?

    Все ли удалось?

    Что показалось наиболее трудным?

    Что было самым интересным?

    Скажем друг другу спасибо.

    Цели урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик ; научить применять этот способ действия для правильного написания суффиксов -чик, -щик ; обратить внимание учащихся еще на одну функцию суффикса -чик – уменьшительное значение; обогатить словарный запас учащихся.

    ХОД УРОКА

    I. Вступительное слово учителя.

    – Ребята! Мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов. Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа, так как они образовывают новые слова, обогащают наш язык. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов.
    Но изучение суффиксов можно сделать более интересным, разнообразным, если мы в течение урока будем помогать друг другу, вместе решать сложившиеся ситуации.
    Сначала за помощью к вам хочу обратиться я. Мне надо правильно написать слово переписчик . (На доске перепис…ик ). Я не знаю, какую букву мне выбрать в суффиксе. Вы мне не подскажете? (Заслушиваются варианты ответов .)
    Так какую же выбрать букву: ч или щ? Какую орфографическую проблему вы обнаружили?

    – Произношение не соответствует написанию.

    – Над решением этой проблемы мы и будем сегодня работать. Мы должны дойти до истины, потому что наша основная задача – это научиться грамотно писать.

    II. Изучение нового материала.

    – Откройте тетради, запишите число, тему “Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик) ”.
    А теперь, ребята, давайте образуем при помощи суффиксов -чик, -щик слова. Я вам буду читать лексические толкования слов, а вы – образовывать слова. Ответы будем записывать на доске.

    1. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике – разведчик .
    2. Солдат, обслуживающий пулемет – пулемётчик .
    3. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь – смазчик .
    4. Тот, кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик .
    5. Работник, который занимается приёмом чего-нибудь – приёмщик .
    6. Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание – подписчик .
    7. Рабочий, работающий посменно с другим – сменщик .

    – Вот какие слова мы образовали: и с буквой ч , и с буквой щ в суффиксе. Буквы разные, а что общего в этих словах, в этих суффиксах?
    Эти суффиксы образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий.
    Значение суффиксов определили. А орфографическую проблему еще не решили. Еще раз внимательно посмотрите на эти слова и попробуйте ответить на вопрос: когда в суффиксах существительных -чик, -щик пишется буква ч , когда – щ ? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность? (Заслушиваются варианты ответов .)

    – Давайте проверим, правильно ли вы ответили. (Открывается таблица № 1 .)

    Таблица № 1

    – Итак, делаем вывод: в суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч ; в остальных случаях пишется буква щ . Опознавательный признак орфограммы – согласной – стечение согласных.
    А теперь обратимся к началу урока: какую же букву мы пишем в слове перепис…ик ? Почему?

    III. Закрепление изученного.

    – Давайте проверим то, как мы поняли новую тему. Для этого у доски выполним упражнение 197. (Учащиеся работают парами, пишут слова, графически обозначая условия выбора изучаемой орфограммы).
    Ребята, а сейчас представьте, что вы корреспонденты и должны написать ко Дню строителя статью о новостройках нашего села. О людях какой профессии вы напишете? Какие слова с суффиксами -чик, -щик вам в этом помогут? (Учащиеся за определенное время составляют небольшие тексты, используя, примерно, следующие слова: каменщик, стекольщик, паркетчик, электросварщик, бетонщик, экскаваторщик, крановщик, водопроводчик и объясняют правописание суффиксов ).
    Следующее упражнение выполняем устно. Даны пары слов. Сравните эти слова: один и тот же суффикс или разные суффиксы имеются в этих парах существительных? (Учащиеся читают и разбирают следующие пары слов: сарайчик – грузчик, магазинчик- летчик, стульчик – объездчик, карманчик – подписчик ).

    – Эти примеры доказывают, что суффикс -чик имеет еще одно значение: уменьшительное.

    – А сейчас, ребята, я хочу вам рассказать об этом суффиксе небольшую сказку.

    Давным-давно жил-был суффикс Чик. Он был такой добрый, ласковый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. У суффикса Чик была еще одна особенность: он умел уменьшать слова. Вместо мощного КОЛОКОЛА получался чудно звенящий КОЛОКОЛЬЧИК. Даже большой зрелый ОГУРЕЦ превращался в изящный ОГУРЧИК. А также суффикс Чик образовывал и образует слова, обозначающие людей какой-нибудь специальности, профессии. Например, из корня Лет Чик образовывал – ЛЕТЧИК, из слова ПЕРЕПЛЕТ – ПЕРЕПЛЕТЧИК. Сейчас суффикс Чик уже немолодой. Но он по-прежнему старательно работает и помогает людям. (Используется таблица № 2 .)

    Таблица № 2

    – Следующие задания – выборочный диктант и работа с индивидуальными карточками – еще раз проверят насколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему.

    IV. Выборочный диктант.

    -щик: сборщик, шарманщик, сварщик

    -чик: (со значением лица) заказчик, советчик, попутчик

    -чик: (с уменьшительным значением) диванчик, кафтанчик, стаканчик

    V. Работа с индивидуальными карточками.

    Карточка № 1.

    Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.

    Камен…, водопровод…, барабан…, полиров…, сбор…, газет…, рассказ…, стеколь…, бетон…, вагон…

    Карточка № 2.

    Перевод…, буриль…, разнос…, портфель…, пулемёт…, уголь…, набор…, компьютер…, забастов…, зачин…

    – А сейчас, ребята, я вам сыграю на гитаре и спою отрывки из разных песен, а вы попробуйте на слух определить значения изученных сегодня суффиксов.

    Барабан был плох. Барабанщик – бог.
    Ну, а ты была вся лучу под стать.
    Так легка, что могла
    Ты на барабане танцевать.

    На Тихорецкую состав отправиться.
    Вагончик тронется, перрон останется.
    Стена кирпичная, часы вокзальные.
    Платочки белые /3 раза.
    Платочки белые, глаза печальные.

    Фонтан черёмухой покрылся.
    Бульвар французский был в цвету.
    “Наш Костя, кажется влюбился,” –
    Кричали грузчики в порту.

    VI. Выводы.

    – Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы её решили? Для чего надо знать значения суффиксов? Какую роль играют в языке суффиксы?

    VII. Домашнее задание.

    Выучить орфограмму. Выполнить упражнение 199 – письменно, 200 – устно.

    • образовательная – отработка навыка способа действия при выборе написания в существительных суффикса –чик- или –щик-; отработка навыка способа действия при написании суффиксов –ек- или –ик-; отработка навыка правильного выбора О-Е в суффиксах существительных после шипящего;
    • воспитательная – выработка навыка взаимодействия в группе;
    • развивающая развитие внимания, орфографической зоркости, слуховой и моторной памяти.

    ЗНАТЬ: об образовании существительных с помощью суффиксов –ок-, -ек- -онок-, -ик-, -чик-, -щик- и условиях выбора в них гласных о-е, е-и.

    УМЕТЬ: применять способ действия для правильного написания суффиксов –чик-, -щик-; владеть способом действия при выборе суффиксов –ек-, -ик-; применять правильно правило при выборе о-е в суффиксах существительных после щипящего.

    ХОД УРОКА

    Учитель. У нас сегодня урок-взаимообучение. Вы будете работать в 4-х группах. Каждый член группы будет иметь свой номер и свою тему (на изучение тем отводится 2 урока). Мы рассмотрим 3 темы:

    Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик). Орфограмма № 33

    Гласные в суффиксах существительных –ек и –ик. Орфограмма № 34

    Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных. Орфограмма № 35

    Чтобы учащимся был понятен ход урока, воспользуюсь орг. схемой урока:

    1) организационный момент (3 минуты)

    4-й этап – все эксперты возвращаются в основные группы и выполняют задания (7 минут)

    5-й этап - все эксперты переходят из основных групп в рабочие, чтобы проверить правильность выполнения задания(при появлении спорных моментов, можно обратиться за консультацией к учителю или воспользоваться контрольной карточкой); все эксперты возвращаются в основные группы для взаимопередачи тем. (5 минут)

    в основных группах происходит взаимопередача тем. (5 + 20 минут)

    7) у выполнение самостоятельной работы каждым учеником. (15 минут)

    8) Rf рефлексия (заполнение учащимися последней графы таблиц) (5 минут)

    условные обозначения:

    У - учитель

    у - ученик

    э1, э2, э3 - эксперты

    Основные группы

    Рабочие группы

    1 ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.

    Когда учащимся понятен ход урока и они видят его в перспективе, понимают чем они будут заниматься на уроке, можно начинать работу….

    2 ЭТАП Учащиеся работают в основных группах по 3 человека в каждой (всего 4 группы) Учащиеся под номером один получают карточку –помощник9показан порядок работы каждого ученика) и учебное задание:

    КАРТОЧКА – ПОМОЩНИК для № 1

    ИНСТРУКТИВЕАЯ КАРТА

    1) Самостоятельно поработай с т/м на стр.97. Прочитай предложенный Т/М под *, ответь на вопросы

    2) Прочитай правило (орфограмму № 33), обрати внимание на графическое обозначение орфограммы.

    3) Составь о/к или схему орф. № 33 для лучшего понимания (при затруднении обратись к учителю)

    КАРТОЧКА

    Спишите. Вставьте согласные Ч или Щ. Объясните свои действия. Выделите суффиксы.

    Морожен...ик, буфет...ица, копиров...ица, груз...ик, коптиль...ик, фонар...ик, сбор...ик, разнос...ик, спор...ик, обман...ик, буриль...ик, перебеж...ик, зелен...ик, аппарат...ик, перепис...ик, 6ан...ик, вязаль...ик.

    1. Этап. По команде учителя вернись в свою рабочую группу для обучения остальных членов группы. Взаимопередачу изученных тем начинают первые номера.

    ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА

    1. Покажи, где находится правило в учебнике, предложи товарищам прочитать его самостоятельно, пересказать правило в паре друг другу.
    2. Продиктуй свою карточку членам группы(записывают, комментируя свои действия).

    7. Этап.

    КАРТОЧКА-ПОМОЩНИК для № 2

    1. Этап. Внимательно слушай учителя!

    2. Этап. Получи своё учебное задание. Отметь задание в контрольной карточке.

    ИНСТРУКТИВЕАЯ КАРТА

    1)Самостоятельно поработай с т/м на стр.100.

    2) прочитай правило (орфограмму № 34), обрати внимание на графическое обозначение орфограммы.

    3)Составь о/к или схему орф. № 34 для лучшего понимания (при затруднении обратись к учителю)

    4)Будь готов к работе в группе по обсуждению изученной орфограммы.

    3. Этап. По команде учителя первые номера из каждой рабочей (исходной) группы приглашаются в первую экспертную группу, вторые – во вторую, третьи – в третью для обсуждения изученного материала. ПРИНИМАЙ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ГРУППЫ. Внеси необходимые исправления в свою схему или о/к. если в этом есть необходимость.

    4. Этап. По команде учителя вернись на своё прежнее место для работы с карточкой.

    КАРТОЧКА

    Спишите. Вставьте гласные Е или И. Объясните свои действия.

    Арбуз...к - ..., горош...к - ..., бараш...к - ..., аппарит...к - ..., бегемот...к - .... сыноч...к - ..., грибоч...к - ..., берет...к - ..., височ...к - ..., билет...к - .... блокнот...к - ..., брат... к - ..., внуч...к- .... самолет...к - ....

    5. Этап. По команде учителя первые номера из каждой рабочей (исходной) группы приглашаются в первую экспертную группу, вторые – во вторую, третьи – в третью для проверки выполненного тобой задания. При возникновении спорных вопросов обратись к учителю.

    ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА

    1. Доступно расскажи изученную тобой орфограмму другим членам группы.
    2. Убедись, что они правильно поняли тебя.
    3. Предложи им самим составить о/к или схему на изучаемую орфограмму.
    4. покажи, где находится правило в учебнике, предложи товарищам прочитать его самостоятельно, пересказать правило в паре друг другу.

    7. Этап. Когда взаимопередача тем будет завершена, выполни самостоятельную работу, применив полученные знания.

    Стадия рефлексии. Заполнение таблицы.

    КАРТОЧКА-ПОМОЩНИК для № 3

    1. Этап. Внимательно слушай учителя!

    2. Этап. Получи своё учебное задание. Отметь задание в контрольной карточке.

    ИНСТРУКТИВЕАЯ КАРТА

    1) Самостоятельно поработай с т/м на стр.101.

    2) прочитай правило (орфограмму № 35), обрати внимание на графическое обозначение орфограммы.

    3) Составь о/к или схему орф. № 35 для лучшего понимания (при затруднении обратись к учителю)

    4) Будь готов к работе в группе по обсуждению изученной орфограммы.

    3. Этап. По команде учителя первые номера из каждой рабочей (исходной) группы приглашаются в первую экспертную группу, вторые – во вторую, третьи – в третью для обсуждения изученного материала. ПРИНИМАЙ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ГРУППЫ. Внеси необходимые исправления в свою схему или о/к. если в этом есть необходимость.

    4. Этап. По команде учителя вернись на своё прежнее место для работы с карточкой.

    КАРТОЧКА

    Спишите. Вставьте гласные Е или О. Объясните свои действия.

    боч...к, бараш...к, снеж...к, барсуч...нок, веноч...к, башмач...к, височ...к, бельч...нок. береж...к, песоч...к, бож...к, внуч...к, списоч...к, платоч...к, пастуш...к.

    5. Этап. По команде учителя первые номера из каждой рабочей (исходной) группы приглашаются в первую экспертную группу, вторые – во вторую, третьи – в третью для проверки выполненного тобой задания. При возникновении спорных вопросов обратись к учителю.

    6. Этап. По команде учителя вернись в свою рабочую группу для обучения остальных членов группы. Взаимопередачу изученных тем начинают первые номера.

    ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА

    Доступно расскажи изученную тобой орфограмму другим членам группы.

    2. Убедись, что они правильно поняли тебя.

    3. Предложи им самим составить о/к или схему на изучаемую орфограмму.

    4. Покажи, где находится правило в учебнике, предложи товарищам прочитать его самостоятельно, пересказать правило в паре друг другу.

    Продиктуй свою карточку членам группы(записывают, комментируя свои действия).

    7. Этап. Когда взаимопередача тем будет завершена, выполни самостоятельную работу, применив полученные знания.

    Стадия рефлексии. Заполнение таблицы.

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

    Закрепление орфограмм № 33,34,35

    Налад…ик, приказ…ик, овраж…к, воротнич…к, петуш…к, стаканч…к, домен…ик, пенёч…к, амбар…к, прыж…к, сверч…к, кладов…ик, друж…к, сплав…к, учет…ик.

    УРОВЕНЬ “3”

    Спишите, графически обозначьте изученные орфограммы.

    УРОВЕНЬ “4”

    Запишите слова в три столбика по видам изученных орфограмм. Графически обозначьте изученные орфограммы.

    УРОВЕНЬ “5”

    А) выпишите словосочетания “глаг. + сущ.”. Графически обоснуйте правописание.

    1. Послышался рож…к стрелочника.
    2. Дина его тянет руч…нками за рубаху изо всех сил.
    3. Мальчик был любимц…м у всех.
    4. Внуч…к вышел поиграть в песоч…к.

    б) добавьте к словам суффиксы –чик или –щик. Запишите слова соответственно в две колонки.

    Перевд…, перевоз…, настрой…, учёт…, перенос…, скуп…, упаков…, прогуль…, подряд…, бунтов…, набор…

    В) Исправьте ошибки, графически обозначьте орфограмму.

    Магнитек, лужочик, натюрмортек, огурчик, орешек, пакетек, парашютек, паравозик.

    ЛИСТ ВОПРОСОВ

    (для организации работы в группе по уяснению изучаемого материала)

    НА ПОНИМАНИЕ;

    Я правильно понял, что...?

    Я не совсем понял, что...?

    Я не согласен с тем, что...?

    Как можно сказать другими словами...?

    Прошу ещё раз повторить...?

    Приведи пример того, как...?

    В чём заключается основная мысль сказанного?

    ВЫРАЖЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ;

    Я не знаю, какая буква пишется в слове...

    Я знаю, какая буква пишется в слове..., но не знаю, почему.

    Я не могу применить правило к данному слову.

    Я не уверен в том, что...

    ОФОРМЛЕНИЕ ОТВЕТА;

    Я считаю, что...

    Я предполагаю, что...

    Так как..., следовательно,...

    Если..., то...

    Хочу сказать, что...

    Хочу обратить внимание на...

    Рассмотрев данный пример, я пришёл к выводу, что

    Можно сделать вывод, что...

    Как организуется задание по карточкам.

    Каждый из №/№ 1,2,3 работает над своей карточкой, затем сев для работы в рабочие группы, учащиеся проверяют задание по цепочке, читая по одному слову из карточки и объясняя правописание суффиксов или гласных в суффиксах существительных. При выявлении каких-либо несоответствий в ответах, члены группы могут воспользоваться контрольной карточкой или консультацией учителя.

    Как организуется самостоятельная работа учащихся.

    Работаю по системе ИОСО (индивидуально ориентированная система обучения), поэтому предлагаю учащимся разноуровневые задания

    При выполнении разноуровневых заданий нужно исходить из следующего:

    • каждому ученику должен быть предоставлен выбор уровня сложности;
    • ученик должен понимать, что даже при отличном выполнении задания уровня “3” он может рассчитывать только на “3”;
    • если ученик не справился с заданием своего уровня (даже если это уровень “5”), то его работа должна быть оценена “2” (что, возможно, жестоко, но зато приучает ребенка нести ответственность за свой выбор);
    • нельзя допускать списывания, поэтому после того как дети определили уровень сложности, рекомендуется рассадить их по уровням (если вариант задания только один) или раздать варианты таким образом, чтобы не было возможности списать;
    • учащимся, не освоившим даже уровень “3”, нужно предложить тренировочную карточку, содержащую не только задание, но и правило
    • работа с разноуровневыми заданиями не должна быть стихийной или разовой, к ней нужно заранее готовиться, но, самое главное, ее результаты нужно обязательно анализировать. Для этого можно завести на каждого ученика одну папку (файл), в которой будут храниться все его работы в течение года, на папку можно приклеить контрольный листок

    Дата_____________________________________

    Систематически предлагая учащимся разноуровневые задания, я постепенно подвожу их к осознанному восприятию четвертной и годовой оценок, что немаловажно (ребенок должен постепенно привыкать к своей итоговой оценке, она не должна быть следствием случая).

    Организация работы в группах

    На данном уроке работают основные группы из 3 человек и рабочие группы из 4 человек.

    Список групп заранее составлен и вывешен, там же указано место сбора каждой группы. Состав группы контролирует учитель.

    При работе в рабочей группе распределены роли:

    • Координатор деятельности группы
    • Журналист (задает уточняющие вопросы, которые помогают группе лучше выполнить задания, см. лист с вопросами)
    • Регистратор (записывает результаты работы)
    • Активный слушатель (старается пересказать своими словами то, о чём только что говорил кто-либо из членов группы, помогая сформулировать мысль)

    АНАЛИЗ УСВОЕННОСТИ МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ.

    Ф.И. о/к, вызвавший наибольший интерес № орф.

    для с/раб.

    № изучаемых орфограмм Орф. , вызвавшие затруднения. Оценка за с/раб.
    33 34 35 33 34 35
    1. Андреев А. * 34 4 5 + + * 4
    2. Артамонов А. 33 4 4 + + ! 3
    3. Баранов С. ** 35 4 4 + + + 4
    4. Васильева Ю. 34 5 5 * + + 4
    5. Заверюха Д. ** 33 4 4 + + + 4
    6. Иванов Д. * 33 5 5 + + + 5
    7. Литвинов С. 35 3 4 + + + 3
    8. Мельникова О. 35 4 3 + + + 4
    9. Новомодный В *** 33 5 5 + + + 5
    10. Пасечник В. ** 34 4 5 + + + 5
    11. Попова М. 33 4 5 + + + 5
    12. Смолина Н. * 35 5 4 + + + 5
    13. Фадеев Д. * 34 5 5 + + + 5

    Орф. усвоил, всё понятно;

    * орф. усвоил, но хотел бы ещё поработать;

    С орф. не разобрался, нужна помощь.

    В графе “№ изучаемых орфограмм” учащиеся выставляли оценки за качество передаваемых орфограмм.

    Всего в классе 13 человек

    Выполняло самостоятельную работу 13 человек

    Общая успеваемость: 100%

    Качество успеваемости: 84,6%