» »

Как улучшить четкость речи. Эффективное упражнение, чтобы улучшить дикцию. Упражнения для дикции: полезные советы

17.10.2019

Перечень навыков и умений, которые осваивает ребенок в возрасте 1-3 лет, весьма обширен. Родителям предстоит помочь малышу научиться переворачиваться, ползать и ходить, держать ложку, манипулировать игрушками и, конечно, разговаривать.

Почему развитие навыков речи так важно для малыша?

Своевременное овладение речевыми навыками очень важно для развития ребенка в целом. Речь способствует совершенствованию мыслительной деятельности малыша, расширяет его возможности в познании мира, положительно влияет на психическое состояние ребенка, играет важную роль в регуляции поведения крохи.

Кроме того, в достаточном объеме развитая речь делает успешными акты коммуникации между ребенком и любым близким взрослым и уменьшает риск агрессивных реакций малыша на непонимание со стороны взрослых.

Многие родители полагают, что этот навык сформируется сам собой и никаких дополнительных усилий прилагать не нужно. Однако это мнение ошибочно. Развивать речь ребенка - задача мамы и папы, которые должны в первую очередь постоянно разговаривать с ним уже с младенческого возраста.

Кроме того, родителям важно постоянно инициировать коммуникативные ситуации. Если не заниматься с малышом родной речью, как минимум он заговорит довольно поздно, а в худшем случае можно упустить неврологические проблемы и задержку развития.

Какие стадии развития речи проходит ребенок с рождения?

От первых звуков до первых слов малыша путь не близкий и не легкий. Крохе вместе с родителями предстоит многое освоить. В речевом развитии ребенка можно выделить шесть основных вех:

Крик

Это средство коммуникации доступно малышу с рождения на рефлекторном уровне. Когда ребенок чувствует дискомфорт, вызванный голодом, болевыми ощущениями, мокрой пеленкой или еще чем-то, он кричит, выражая свое неудовольствие.

Со временем мама может заметить, что кроха может кричать не только по нужде, но и просто для того, чтоб позвать ее. Ребенок подает голос, затем делает паузу, ожидая, придет ли кто-то на его зов. Если же никто не спешит к малышу, он начинает кричать громче.

Причем крики младенца месяцев трех от роду уже различаются интонационно и по громкости, а значит и содержательно, так что наблюдательные родители уже могут понять по звучанию, что именно хочет сообщить малыш.

Гуление

Это следующая веха речевого развития. Звуки, произносимые малышом в этот период (приблизительно с 2-3 до 5-7 месяцев), разнообразны: это и гласные, и согласные, которые кроха будто бы пропевает: «ааа», «гыыы», «агу», «гуу».

Особенно активно ребенок гулит в присутствии близких, когда с ним играют или разговаривают.

Хорошо, если мама не постесняется повторять звуки, которые произносит малыш, ведь тогда он, пытаясь повторять за ней, освоит их еще лучше. Чем старше становится кроха, тем более длинную цепочку доступных его артикуляционному аппарату звуков он может прогулить.

Лепет

Следующая после гуления стадия развития речи малыша - лепетание. Теперь кроха пробует на вкус слоги: «ма», «ба», «па» и т. д. Вначале он произносит эти звукосочетания однократно, а запомнив, как это делать и что из этого получается, старается произнести несколько одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «ту-ту». Это ответственный шаг на пути к освоению слов.

Первые слова

первые слова ребенок обычно произносит в возрасте 11-12 месяцев. Активно продолжая лепетать, кроха может заметить, что из знакомых ему маленьких сочетаний звуков складываются более длинные, на которые к тому же очень радостно реагирует семья: «ма-ма», «па-па», «ба-ба».

На этом этапе речевого развития очень важно как можно активнее включиться взрослым, «накидывая» малышу множество коротких слов, смысл которых будет ему понятен. Хорошо запоминаются звукоподражания: «ав-ав», «бух», «бам», «ко-ко», «би-би» и другие.

Кроме того, полезно комментировать свои действия и действия малыша, больше читать вслух и тренировать мышцы щек и губ у ребенка при помощи разнообразных упражнений:

  • артикуляционная гимнастика,
  • игра на дудке и губной гармошке,
  • выдуваний мыльных пузырей,
  • даже сдувание парашютиков одуванчика.

Таким образом речевой аппарат крохи будет подготавливаться к следующему этапу - активному говорению.

Освоение более сложных слов и увеличение словарного запаса

Освоение слов взрослого лексикона - еще один шаг на пути к полноценной речи. Наступает период активнейшего расширения словарного запаса, и для развития речи крохи родителям важно употреблять в общении с ребенком слова разных частей речи:

  • существительные,
  • глаголы,
  • прилагательные.

Кроха узнает все больше и больше разнообразных предметов и действий и начинает называть их своими именами, пусть даже иногда искаженными: «ляляка» (неваляшка), «ампка» (лампочка), «бабака» (собака).

Важно не ругать малыша, если ему не удается правильно произнести слово, а повторять его снова и снова в верном варианте. Постепенно кроха справится с артикуляционными премудростями и сможет говорить достаточно чисто, но сначала он попробует складывать несколько слов вместе.

Складывание слов во фразы

Соединение слов в короткие фразы, а затем в длинные, как правило, доступны ребенку ближе к двум годам. В этот период ребенок составляет простые фразы типа «ляля спит», «собака идет».

Если на предыдущих этапах речевого развития малыш слышал достаточно слов, обозначающих не только предметы, но и действия и основные признаки, ему будет легко соединить знакомые слова в понятные фразы, осмысливая разнообразные ситуации.

Как развивать речь малыша в домашних условиях?

Ребенок начинает выражать свои эмоции и желания уже с первых дней, в том числе с помощью вербальных средств. Поэтому и развивать речевые навыки следует как можно раньше. Конечно, это не означает, что через месяц ребенок будет рассказывать наизусть Барто, занятия будут иметь накопительный эффект.

С рождения до полугода

Итак, малыш поселяется в доме. Родители и кроха продолжают недавно начавшееся знакомство друг с другом, подыскивают удобный режим дня, привыкают к изменениям. Одно из таких изменений - комментирование своих действий.

Словесный контакт с ребенком

Конечно, ни один взрослый человек просто так в здравом уме этого делать не будет. Однако для родителей младенца это абсолютно нормально и даже необходимо: «Кто это у нас проснулся? Это Ксюшенька проснулась! Сейчас мы с Ксюшей будем умываться, вот так, сначала помоем правый глазик, теперь левый», и все в таком духе.

Обратите внимание, что уже с самого раннего возраста разговаривать с ребенком нужно хотя и ласково, но не коверкая слова, четко проговаривая их, не сюсюкая. Это даст малышу возможность запоминать лексические единицы в правильном виде.

Развивающие песенки и потешки

Прекрасно, если в арсенале мамы есть несколько стишков-потешек и песенок: ритмичные сочетания слов заинтересуют малыша, их звучание полезно для развития у ребенка речи, чувства ритма, слуха.

Очень хороший эффект показывает чтение потешек во время ежедневных ритуалов: массаж, купание, игры. Для каждого вида деятельности - свой стишок, своя лексическая группа, свои интонации. Со временем малыш будет узнавать и сами процедуры, и слова, которые им соответствуют.

Похвала и поддержка

Если вы заметили, что ребенок проявляет речевую инициативу, пытается произносить новые звуки, обязательно поддержите его в этом нелегком деле. Повторите звук сами, похвалите малыша, помогите крохе произнести новый звук еще раз.

Артикуляционная гимнастика

С началом гуления можно в форме игры выполнять с малышом артикуляционную гимнастику. Взрослый может надуть щеки, высунуть язык, облизать губы и побудить ребенка повторять за ним.

А если еще и улыбаться между скорчиванием рожиц, кроха поймет, что это действительно веселая игра, и захочет сам попробовать сделать так же смешно.

С 6 месяцев до года

Поддержание речевого диалога, игры

И в этот период не следует оставлять постоянное комментирование своих действий и действий малыша, а также повторение стишков во время ежедневных процедур. Также важно своевременно реагировать на все звуки и слоги, которые произносит ребенок, отвечая на них короткой фразой и формируя таким образом диалог.

Хороши для детей в этом возрасте известные игры «Сорока», «Ладушки» - и моторика, и координация, и речь развиваются сразу. Без игры в прятки с неизменным «ку-ку» тоже не обойтись.

Звукоподражание

Также можно начинать знакомить малыша с животными, предлагая ему по одной-две игрушки, рассказывая о той или иной зверюшке и произнося звук, который для нее характерен: «Катя, посмотри, какая киска. Киска красивая, беленькая. Киска говорит: «мяу-мяу!».

Важно каждый раз, показывая игрушку, проговаривать примерно одно и то же, пока ребенок не начнет узнавать ее и показывать по соответствующей просьбе («Покажи киску. Где же киска? Вот киска: «мяу-мяу»). Звукоподражания дети запоминают охотно и легко.

С года до двух лет

Если речевым развитием малыша родители занимаются тщательно, то в период с 15 до 18 месяцев должен произойти скачок, когда немалая часть заботливо формируемого взрослыми словарного запаса ребенка переходит из пассивного состояния в активное.

Иначе говоря, кроха начинает пользоваться словами, называя ими определенные предметы, действия, обозначая ситуации. Однако в ожидании этого момента, как и после него, важно не прекращать занятия, направленные на освоение речевого навыка.

Повторение звуков и слов

Продолжая взаимодействие с игрушками (вспомним нашу киску «мяу-мяу»), следует вводить новый в ситуацию новый элемент - побуждать ребенка проговаривать звук, который говорит животное.

Если малыш с первого раза не ответил на вопрос, взрослый делает это сам: «Как говорит киска? Киска говорит «мяу». Ксюша, скажи, как говорит киска?». Это способствует выведению слов из пассивного словаря в активный, помогает малышу начать использовать на практике знания.

Рассматривание книжек и стихов, их обсуждение

Это действительно целое поле для развития и речи, и других интеллектуальных способностей: можно и читать, и рассматривать изображения, обсуждать, называть предметы, цвета, искать на картинке что-либо и т. д.

Важно делать все это взрослому и ребенку вместе, и не единожды, а повторяя изо дня в день. Читать нужно обязательно с выражением, на разные голоса и с разной интонацией, как того требует текст. Монотонное чтение кроху не заинтересует, и занятие не принесет ни удовольствия, ни пользы.

Вербальное участие в диалоге со взрослыми

Необходимо запомнить: возраст от 1,5 до 2 лет уже предполагает участие ребенка в диалоге вербально. Если раньше достаточно было того, что на вопрос «Где?» кроха показывал искомый предмет, то сейчас вопросы и задания должны предполагать простой словесный ответ: «Что делает слоник?», «Как лает собачка?», «Кто пришел?», «Давай позовем папу. Как позовем папу?».

Договаривание стихов

После полутора лет ребенок способен справиться и с таким интересным и не слишком простым заданием, как договаривание стишков. Те стихи, которые вы уже изучили с малышом путем многократного повторения, уже наверняка хорошо впечатались ему в память.

При чтении попробуйте не договорить последнее слово строфы и попросите кроху закончить стишок, при этом можно беззвучно произнести слово, активно шевеля губами, чтоб ребенок понял, что от него хотят.

Подобное чтение стихотворений может стать одним из любимых ваших совместных занятий. Со временем можно будет побуждать малыша договаривать слово в каждой строке, а вскоре кроха удивит взрослых и целиком рассказанным стишком.

Расширение словарного запаса, построение фраз

Как и в предыдущие периоды, взрослым важно комментировать всё и вся - дома, на прогулке, во время игры, продолжая развивать словарный запас ребенка и давать ему пример правильного построения фраз.

Это даст крохе возможность к 20 месяцам строить фразы из 2-3 слов. А чтобы речевые возможности ребенка воплощались на практике, не забывайте создавать такие ситуации, в которых умения маленького человечка проявятся. Иначе говоря - задавайте вопросы, на которые ребенок в 2 года в состоянии ответить.

С 2 до 3 лет

В этот период речевое развитие ребенка идет в трех направлениях:

  1. Продолжает увеличиваться словарный и понятийный запас.
  2. Проявляются попытки строить более сложные фразы (из двух частей: «Мишка спит, а зайка гуляет», с подчинительными союзами «потому что», «когда» и другими).
  3. «Чистится» звучание речи: выправляются шипящие, свистящие звуки, невыговариваемая «р» и прочие недочеты (для этого хорошо подходят скороговорки).

Вопрос-ответ

Практически беспрерывное комментирование можно заменить ответами на вопросы малыша. Скорее всего, их будет довольно много, поэтому молчать родителям по-прежнему не придется. Главное - отвечать доступным для ребенка языком и без перегрузки лишней информацией.

Игрушечные спектакли и постановки

В этом возрасте малышам будет интересно поучаствовать в игрушечном спектакле. Можно разыграть небольшую ситуацию, героями которой будут любимые персонажи ребенка.

Иными словами, это уже сюжетная игра, предполагающая и реальную, и речевую ситуацию. К примеру, можно предложить покормить кукол обедом, комментируя «Давай расставим посудку. Кому чашку? А эту? Какого цвета кружечка? Кто будет кушать?»

Такая игра будет развивать мыслительные способности ребенка и побуждать его использовать соответствующие ситуации слова.

Специальные упражнения и приемы для развития речевой активности детей

Разумеется, все детки разные и не все они как по команде начинают произносить первые слова к году, а фразы строить чуть старше полутора.

В силах родителей помогать малышам развивать речь, и, помимо описанных выше общих правил есть также специальные приемы, провоцирующие ребенка на участие в диалоге тем или иным способом:

Искусственное непонимание (провокация)

Если ребенок уже в том возрасте, когда он может назвать игрушки, но не делает этого по каким-либо личным «убеждениям» и лишь командным писком велит маме дать ту или иную вещь, мама может притвориться, что не понимает: «Я не могу понять, что ты хочешь? Машинку? Куклу? Мяч?»

Как правило, дети легко поддаются этой уловке и либо в конце концов называют желанный предмет, либо хотя бы утвердительно реагируют на какое-либо слово в процессе перечисления.

Ситуация выбора

Собираясь на прогулку или усаживая вашего малыша обедать, интересуйтесь: «Наденешь белую кофточку или красную?», «Что будем пить, сок или молочко?», побуждая кроху обдумывать ответ и выражать его в словесной форме.

Игры для развития моторики

Игры с природным материалом и любым другим, способствующим развитию мелкой моторики, тоже развивают речевые навыки у детей. Ряд специалистов утверждает, что подобные занятия напрямую влияют на улучшение их способностей.

Побуждение к иному способу выражения мысли

Не стоит увлекаться лишь одной стороной развития, то есть речью. Ребенку должны быть доступны различные способы восприятия окружающего мира и выражения своих мыслей по этому поводу.

Жесты и мимика, рисование и аппликация, конструирование - все это позволяет малышу выразить свое представление о том или ином событии, предмете, явлении, развивая в то же время его сенсорные способности. А уж словом сопроводить действие получится без труда.

Развитие речи у ребенка раннего возраста - дело непростое. Однако, если правильно организовать занятия, постепенно они крепко войдут в жизнь семьи и будут казаться неотъемлемой частью повседневных дел и уж тем более не будут доставлять дискомфорт.

Помните, что если малыш в плохом настроении или не хочет прямо сейчас посвятить время развитию речи, настаивать не стоит. Ну а если кроха готов к активному познанию мира через речь - говорите, пойте, читайте вместе с ним, повторяйте столько раз, сколько попросит, и вскоре услышите первые стихи в исполнении вашего двух-трехлетки.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Постижение ораторского искусства - трудный и кропотливый процесс. С древних времен люди стремились познать искусство выступления перед толпой. Столетия спустя мы все так же желаем завладеть вниманием аудитории, правда, теперь используем современные методы.

сайт старательно отобрал несколько эффективных практик из книги Эльвиры Сарабьян "Научитесь говорить так, чтобы вас услышали".

1. Артикуляция звуков «Ш - Ж»

  • Шар - жар, ваш - важный, шутка - жутко, ширь - жир, жить - шить.
  • Жужжит жужелица, жужжит, кружится. Вожжи из кожи в хомут вхожи.

2. Артикуляция звуков «К - Г, X»

  • Качели - газели, кол - гол, кость - гость, код - год, кнут - гнут, клуб - глуп, Кеша - Геша.
  • Идет с козой косой козел. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: грабь граблями гравий, краб!

3. Отработка звука «Ц»

  • Цапля - сабля, цок - сок, цель - сель, цвет - свет, цирк - сыр, улица - лиса.
  • Молодец против овец, а против молодца сам овца. Цапля чахла, цапля сохла.

4. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, кждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

5. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

6. Тренировка произношения согласных:

  • К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть.
  • Верх - вверх, ведение - введение, толкнуть - оттолкнуть, держать - поддержать, тащить - оттащить, водный - вводный, сорить - ссорить.

7. Отработка сочетаний звуков в форме игры:

  • Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбде!
  • Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
  • Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

8. Произнесите фразы сначала медленно, затем быстро:

В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск - брызг блеск! Сто верст вскачь.

9. Отработка звуков:

  • Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.
  • Волховал волхв в хлеву с волхвами.
  • Рододендроны из дендрария даны родителями.
  • Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
  • Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.
  • Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
  • Интервьюер интервента интервьюировал.
  • Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.
  • Четверть четверика гороха без червоточинки.
  • Яшма в замше замшела.

10. Повторите медленно, а затем быстро сложные слова:

  • (В, ш) - воспользовавшемуся
  • (К) - мелкокалиберными
  • (П, в) - опубликовывать
  • (П, р) - опосредованному субсидированию
  • (Р, т, с) - территориальная целостность
  • (Р, т) - проиллюстрировала
  • (Р, в) - ревербератор
  • (С, ф) - средств
  • (Ч, в) - четырехсотдолларового
  • (Ч, ф, р) - фантасмагорический

Умение красиво и связно говорить прививается человеку с детства. Но иногда случается, что во взрослом возрасте речевые проблемы дают о себе знать. А между тем, поставленная речь нужна во всех сферах жизни: на работе, в межличностных отношениях, во время похода в магазин, кино, театр, салон красоты и в других бытовых ситуациях. От нашего умения говорить зависит отношение к нам. Итак, как развить речь и научиться говорить красиво?

Такие речевые дефекты, как картавость или шепелявость могут быть связаны с врожденными заболеваниями. И эти недостатки – первое, что нужно устранить, чтобы развивать речь. Поэтому прежде чем интересоваться, как развить красивую речь, нужно посетить врача-логопеда для устранения возможных дефектов. На нашем сайте вы можете узнать ответы на вопросы — и более подробно.

Иногда пациенту назначается хирургическая операция, после которой человек сможет пользоваться своей речью с максимальной эффективностью. После устранения всех физических препятствий уже можно задуматься, как улучшить речь и сделать ее разнообразной и увлекательной.

Упражнения и методики

Для взрослого человека важно красиво и связно говорить. И чтобы выработать это умение, улучшить свою речь, нужно постоянно работать над собой. В постижении навыка помогут следующие упражнения:

  1. Расширяем словарный запас. Выберите небольшой прозаический текст, который придется вам по душе. Вооружитесь словарем русского языка и словарем синонимов. Ваша задача – заменять слова в тексте синонимами. Можно вместо слов подбирать словосочетания, крылатые фразы. Сначала попробуйте заменять только прилагательные, со временем переходите и на другие части речи.
  2. Чтобы развить логику и сообразительность, поработайте с ключевыми словами. Для этого выберите небольшой текст и не глядя укажите пальцем на какое-то слово в нем. Это может быть абсолютно любая часть речи, которая несет смысловую нагрузку. Таким способом определите для себя 5 ключевых слов. Включите воображение и логику и придумайте историю или рассказ по ключевым словам. На более позднем сроке обучения можно выбирать больше ключевых слов.
  3. Чтобы развить уверенную речь и придать ей правильную эмоциональную окраску, поработайте с текстом из предыдущего упражнения. Встаньте перед зеркалом. Прочтите ваш текст без эмоций. Потом придайте ему эмоциональную окраску, какая кажется вам уместной. При этом наблюдайте за вашим выражением лица. Уместно ли оно, если бы вы рассказывали текст кому-то? Работайте с несколькими эмоциями. Прочтите историю с радостью, грустью, стеснением, разочарованием и другими чувствами, какие сможете вспомнить.
  4. Воспользуйтесь диктофоном. Вам нужно записать свой голос четырежды. Первые два раза вы должны прочитать стихотворение и прозаическое произведение с выражением. Третий и четвертый раз читать нельзя, нужно рассказывать те же произведения наизусть. Оцените свою речь по двум критериям: нравится ли она вам и понравилась ли бы окружающим. Вы должны рассказывать по памяти также уверенно и с тем же выражением, как и читая. Работайте с этим упражнением, пока речь не покажется вам идеальной. Если вы испытываете проблемы с запоминанием стихотворение, то читайте нашу статью — .
  5. Это упражнение эффективно поставит речь взрослому человеку. Но для его выполнения вам понадобится напарник. Как в одном из предыдущих упражнений, выберите из любимого текста 10 ключевых слов. По этим словам вам предстоит вести диалог с собеседником. Задание считается выполненным, если реплики взрослых людей не натянуты, разговор идет легко и непринужденно, у обоих партнеров получается связно и красиво говорить. Вы должны прочувствовать, что разговор вам интересен.

Это советы о том, как сделать речь красивой и научиться поддерживать любой разговор. Чтобы эти упражнения приносили еще больший эффект и легко выполнялись желательно перед ними предварительно произвести действия для разминки мышц языка, лица и постановки дыхания. В этом нам помогут Ниже также описаны очень эффективные занятия.

Ставим сценическую речь

Часто поставить речь взрослому человеку сложно из-за слабых мышц языка. Чтобы устранить эту проблему, нужно выполнять упражнения до тех пор, пока корень языка не почувствует усталость. Соответственно мышцы будут укрепляться.

  • Представьте, что вы держите во рту кусочек любимого фрукта или ягоду. Начинайте языком силой вдавливать лакомство в небо. Представляйте при этом, какой вы испытываете вкус.
  • Плотно сомкните губы. Облизывайте языком зубы с внешней стороны, пока не почувствуете усталость.
  • Откройте рот, высуньте язык. Начинайте постепенно слегка покусывать его зубами по всей длине. Делайте так около минуты.

Следующие упражнения для развития речи у взрослых людей направлены на разминку мышц лица:

  • Вытяните губы трубочкой, затем сразу улыбнитесь как можно шире. Сделайте 10-15 повторений.
  • Вытяните губы трубочкой и вращайте ими сначала по часовой, потом – против часовой стрелки. Сделайте 15-20 повторений в каждую сторону.
  • Мысленно разделите лицо на 2 половины, проведя вертикальную линию. Сначала старайтесь двигать мышцами одной части лица, пока она полностью не устанет. Затем переходите ко второй половине.

Теперь вы должны понять, как правильно дышать. Для этого встаньте ровно, положите руку на живот. Медленно вдыхайте воздух. Живот должен при этом выпячиваться. Если вы дышите грудью, живот будет оставаться на месте. Вам необходимо научиться дышать с помощью диафрагмы, и живот при этом обязательно должен двигаться.

Впредь, когда будете развивать речь с помощью упражнений, всегда следите, чтобы ваше дыхание было правильным.

Скороговорки как помощь оратору

Как улучшить речь без дикции? Ни один актер или оратор еще не смог этого сделать. Поэтому нужно поработать над дикцией. Для этого подойдет чтение или произношение наизусть скороговорок. Подойдут любые скороговорки, которые вы сможете найти, можете использовать популярную скороговорку « ». Вот также для примера одна из самых сложных:

«На мели мы лениво налима ловили
И меняли налима мы вам на линя.
Не меня о любви ли вы мило молили
И в туманы Лимана манили меня.»

Желательно заучивать скороговорки наизусть, чтобы была возможность практиковаться в любое время суток и в любом месте.

Мы поговорили о том, как развить грамотную речь. Будьте уверены в себе, тренируйтесь самостоятельно, сколько сможете, и уже через месяц вы начнете пожинать плоды своих усилий. Развивать свою речь и учиться ораторскому мастерству не только приятно, но и необходимо для повседневной жизни.

Поэтому грамотная речь и умение контролировать ее – важнейший навык любого современного человека. В одной из прошлых статей я рассказывал про умение слушать и слышать, а сегодня приведу несколько простых советов о том, как сделать свою речь более грамотной .

2. Перестаньте материться

Нет, конечно же если ваши основные собеседники – это уличная гопота, то без мастерского жонглирования матерными словами не обойтись. Но при общении с нормальными людьми мат – это показатель низкого культурного уровня. Мало кому понравится общаться с человеком, который не может выразить свои эмоции грамотным русским языком.

3. Грубые жаргонизмы – ваш враг

Жаргонизмы и грамотная речь – это два почти несовместимых понятия. Почти – потому что жаргон бывает разный. Конечно, два системных администратора намного быстрее поймут друг друга, если будут использовать в своей речи “свитч”, а не “сетевой коммутатор”, но в остальных случаях вещи лучше называть своими именами. Особенно сильно раздражает полу-уголовный и “падонкаффский” сленг – это неприятно и неинтересно. Избавьте свою речь от этих вредных оборотов. Скажите как есть: “мы быстро добрались, т.к. нам повезло – на светофорах горел зеленый сигнал”, вместо “епта, мы ща ваще прочухали досюда по зелененькой”.

4. Краткость – сестра таланта

Если вы можете выразить суть вашей мысли в двух предложениях, то совершенно незачем “растекаться ею по древу”. Грамотная речь предполагает умение изъясняться кратко и по делу. Но будьте аккуратны, когда ситуация требует детального уточнения, лучше потратить несколько минут на дополнительные объяснения, чем оказаться непонятым. Изучите также правила культурного общения.

5. Варьируйте свою речь в зависимости от ситуации

Вашему начальнику вряд ли понравится. если его будут очно называть “Витек”, да и друг, на обращение “Вячеслав Леонидович…”, услышанное от вас, в лучшем случае покрутит пальцем у виска. Научитесь говорить с собеседником на “одном языке”, и общение будет более продуктивным.

6. Перестаньте постоянно извиняться

У многих людей есть привычка строить свои фразы заранее извиняющимся тоном. Им кажется, что так они быстрее вызовут расположение к себе. Это не верно. Уверенная, прямолинейная (в умеренных, конечно, пределах) речь подействует на собеседника намного лучше, чем “Мне не очень удобно просить, но, может быть вы согласитесь…” и т.п. Будьте увереннее и напористей.

7. Следите за отдачей

8. Пополняйте свой словарный запас

Читайте больше литературы (“дамские детективы” и бесплатные анекдоты” не в счет) и старайтесь выявлять какие-либо интересные речевые обороты или фразы, запоминайте их. Возьмите также за правило хотя бы пару раз в неделю открывать орфографический словарь и находить там неизвестные вам или мало используемые слова. Но будьте аккуратны с этим советом – используйте новые фразы только в необходимом контексте. Когда человек на вопрос “что ты делаешь сегодня вечером?”, отвечает: “Занимаюсь сиестой”, – это выглядит как минимум глупо (для тех, кто не в курсе, сиеста – это послеобеденный отдых”).

9. Изучайте специализированную литературу

Если же вы хотите не просто повысить грамотность своей речи, а стать по-настоящему искусным оратором, то без хорошей, специализированной литературы не обойтись. Какой? Лично мне в этом плане очень нравятся материалы Радислава Гандапаса – без лишний воды и действительно по делу. Также могу порекомендовать книгу “Секреты стилистики” от авторов И.Голуб и Д.Розенталя.

В чем разница между научным сотрудником и детским аниматором? Ученый разговаривает четко, кратко, правильно, но сухо и скучно. У аниматора же лексика насыщенная, яркая, образная, зато часто неграмотная. Куча слов с уменьшительными суффиксами, неверными окончаниями веселят детей, но неприемлемы для взрослых. Однако если взять из языка обоих работников только лучшее, получится идеальный слог. Как улучшить речь так, чтобы в ней отображалось все — и эрудиция ученого, и яркость аниматора?

Как улучшить свою речь технически

Изучать орфоэпию

Произношение звуков напрасно недооценивают. Вместе они складываются в слоги, те — в слова, а последние — уже во фразы. Если всего одна деталь будет проговариваться неправильно, она может исковеркать все предложение. Это чревато искажением смысла, недоразумениями.

К счастью, в интернете хватает учебников, доступно объясняющих орфоэпические нормы. Вот, к примеру, несколько правил русской орфоэпии:

  • если в слове есть буква “ё”, ударение всегда будет падать на нее;
  • “ч”, “щ”, “сч” и “зч” в любых позициях звучат мягко (в отличие от украинского языка, где они твёрдые);
  • прилагательные в родительном падеже, заканчивающиеся на “-ого”, “-его”, читаются как [-ова], [-ива] или [-ава];
  • безударная буква “о” в первом слоге читается как [а] ([∧]);
  • звонкие “б”, “в”, “г”, “д”, “ж” и “з” в конце слов превращаются в глухие “п”, “ф”, “к/х”, “т”, “ш” и “с” соответственно.

Подробно изучив эту тему, можно избавиться от акцента и признаков диалекта. Если есть желание говорить красиво на иностранном языке, придется изучить его орфоэпические правила.

Заглянуть в учебники по грамматике

Грамматика — это раздел языкознания, включающий в себя морфологию и синтаксис. Эта дисциплина — ядро любого языка, так как она объясняет большинство языковых закономерностей. Открыв пособие по грамматике, можно узнать о том, как:

  • правильно спрягать глаголы по лицам и числам;
  • корректно склонять существительные по падежам;
  • использовать модальные, вспомогательные части речи;
  • видоизменять глагольные формы для передачи времени;
  • сочетать разные языковые единицы;
  • грамотно составлять предложения.

Как человеку понять, что в его речи не хватает грамотности? Если фразы “играть на пианине”, “более красивее”, “изучая инструкцию, возникло ощущение…” не вызывают никакого дискомфорта или подозрений, — пора срочно браться за грамматику русского языка.

Поработать над лексикой

Грамматика — это ядро технической части речи, лексика — ее оболочка. Самые вкусные конфеты никто не купит, если они будут упакованы в грязные, порванные или невзрачные фантики. Человек может знать правила языка, но быть не в состоянии передать суть мысли из-за скудного словарного запаса. И к нему потеряют интерес — точно так же, как и к сладости с неприметной оберткой.

Однако мало просто заучить несколько новых слов. Лучше также поинтересоваться их:

  • прямыми значениями;
  • переносными смыслами;
  • эмоциональной окраской;
  • частотностью, востребованностью;
  • сферой использования;
  • степенью понятности для окружающих.

Если же копнуть глубже, углубиться еще и в историю лексем, можно научиться каламбуру — забавной игре слов.

Богатый лексикон позволяет общаться без запинок и неловких пауз. Он дает возможность передавать мысли более точно, ярко, избегая недопониманий. Такие преимущества помогают в карьерном продвижении и других восхождениях.

Научиться правильно выражать мысли

В таком деле понадобятся уже не просто знания, а навыки, помогающие эту теорию использовать. Необходима логика, которая развивает:

  • последовательность;
  • способности к анализу, синтезу, индукции, дедукции;
  • конкретизацию (отсутствие “воды”, выделение главного);
  • склонность к лаконизму;
  • кругозор, его широту и многогранность;
  • исчерпывающее информирование;
  • умение избегать лингвистических и смысловых тавтологий (повторов).

Логичность информации делает ее полезной для слушателей. Они начинают прислушиваться к мнению собеседника, советоваться с ним. Логика вызывает доверие, ощущение надежности и уверенности. При этом не обязательно становиться Шерлоком Холмсом или частным детективом и показывать тончайшие проявления дедукции. Достаточно развить свои навыки до того уровня, при котором они будут помогать в общении.

А вот как “оживить” свою речь, вдохнуть в нее душу, можно узнать уже в следующем разделе статьи.

Как развивать речь художественно

Использовать эпитеты

Эпитеты выражаются преимущественно прилагательными. Они делают речь более выразительной, но использовать их лучше с умом. Несколько советов:

  • не использовать более 2 (в крайнем случае 3) тропов подряд;
  • избегать слишком преувеличенных, “театральных” слов (“прекраснейший снег”, “вселенская благодарность”);
  • следить за тем, чтобы прилагательные согласовывались с существительными;
  • не допускать повторов (“на красивой скатерти красовалась красивая ваза”);
  • к главным предметам или личностям рассказа подбирать наиболее яркие эпитеты.

Так как эти тропы образны, с ними можно экспериментировать. Их использование сочетаемо с авторским домыслом и творческим полетом мысли. Однако логика в подборе эпитетов все же важна. Еще одно доказательство того, что связь между технической и художественной частями — нерушима.

Выстраивать яркие образы

Эпитеты — не единственные средства, наполняющие речь выразительностью. К часто употребляемым фигурам также относятся:

  • метафора — образное, чаще скрытое сравнение, перенесение смысла (“змеиный взгляд”, “солнце смеется”, “вышитое облачным узором небо”);
  • оксюморон — противоречивость (“голос тишины”, “горячая льдина”, “добрый злодей”);
  • антитеза — противопоставление (“на нашей земле чужие бродят”, “любовь и ненависть”, “на белом платье вились черные кружева”);
  • гипербола — преувеличение (“всесильный человек”, “она — не просто проблема, она — стихийное бедствие”, “перерыл тонну бумаг”);
  • литота — уменьшение или смягчение (“легкая, как пушинка, балерина”, “осиная талия”, “огромный пес вдруг показался щенком”).

Прямые по смыслу сравнения менее выразительны, чем перечисленные тропы. Однако они заставляют слушателей представлять конкретные образы, что облегчает понимание информации.

Развивать чувство юмора

Практически в каждом кругу друзей есть человек, у которого в запасе всегда найдется пара анекдотов или житейских историй на все случаи. Если при этом у него наблюдается харизма, — он обречен быть душой компании.

Адекватное чувство юмора позволяет подбирать уместные шутки для любого мероприятия. Оно не приемлет пошлости, цинизма, сарказма там, где все это может навредить. Даже “черный юмор” имеет право на существование, если он используется среди понимающих людей и не затрагивает чьи-либо интересы или чувства. Для такого уровня придется поработать над обаянием, остроумием и легкой самоиронией.

Полюбить психологию

Чтобы обнаружить в себе психолога, не понадобится лезть кому-то в голову или развивать потомственную экстрасенсорику. Достаточно подключить внимательность, смекалку и немного воображения. Как проявить приемы психологии в беседе:

  • умело создать интригу (подготовить сюрприз или описать что-то, не называя сам предмет);
  • упомянуть в разговоре факты из темы, интересующей собеседника;
  • установить контакт (поймать взгляд, убедиться, что слушатель следит за выражением лица, жестами рассказчика);
  • ненавязчиво направить ход беседы в нужное русло (“Его проект хорош. Он логичен и прост. Правда… Не хватает запоминающейся детали. Кстати, на примере своей работы могу продемонстрировать, как создать и использовать такую «изюминку»”);
  • проверить степень интереса, проследив, повторяет ли собеседник движения говорящего (неосознанно).

Рекомендации о том, как улучшить речь, задают направление. Их выполнение займет далеко не один день. Это колоссальная работа, требующая постоянного развития. Наверняка по началу как минимум один совет будет даваться тяжело или вовсе казаться невыполнимым. Однако, если зажать волю в кулак и не останавливаться на середине пути, успех не заставит себя ждать.